Музеи ИАЭТ – Telegram
Музеи ИАЭТ
759 subscribers
746 photos
4 videos
12 files
349 links
Музей под открытым небом, экскурсии к мамонтам и выставки: https://archaeology.nsc.ru/muzei/ekskursii/
Download Telegram
​​Ещё одна постановка в свадебном цикле театра «У мамонта» — 30 ноября свадьбу будут «играть» русские старожилы Южной Сибири
14+
Зрители побывают на молодёжной вечерке и на свадебном гулянии в доме жениха, увидят обряды выкупа невесты, величания, благословления, переплетения косы, услышат фольклорные песни. И, конечно, обязательная часть наших постановок — угощение для дорогих гостей.
Артисты спектакля — Фолк-мануфактура «Семёновъ день», режиссёр Галина Блинникова.

📍Академика Лаврентьева, 17, Институт археологии и этнографии СО РАН
👉Начало в 17:00
Билет 500 руб., включает свадебное угощение. Бронирование в сообщениях сообщества или по тел. +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)

Театр «У мамонта» — совместный проект ИАЭТ СО РАН и Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России
8
​​👀Приглашаем в это воскресенье, 9 ноября, на экскурсию по новой выставке «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций». Уникальные находки и истории древних обитателей нашего региона!
📍Академика Лаврентьева, 17, главный корпус Института археологии и этнографии СО РАН
Начало в 14:00
12+

Запись по тел. экскурсионного отдела +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
Билет 200 руб., школьники, пенсионеры 100 руб.
Выставка будет работать до середины декабря
3
​​👰🤵Показали ещё одну сибирскую свадьбу в театре «У мамонта», на этот раз, татарскую, которую нам помог показать новосибирский Центр татарской национальной культуры «Ак Калфак». Зрители увидели сватовство, мусульманский обряд бракосочетания никях, услышали песни в исполнении фольклорного ансамбля «Миляш», сыграли в народные игры и вдоволь угостились традиционным чак-чаком, хворостом и свадебным хлебом с мёдом.

Благодарим всех гостей и ждём на следующем спектакле, на этот раз, по мотивам свадьбы русских старожилов Алтая.

Напомним, что театр «У мамонта» — совместный проект ИАЭТ СО РАН и Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России
5
​​📯Лекция о сибирской фортификации в рамках выставки «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций»!
15 ноября (сб) доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский

📍Академика Лаврентьева, 17 (главный корпус Института археологии и этнографии СО РАН)
Начало лекции в 15:00
14+
Запись по тел. экскурсионного отдела +7 913 781 5493 (мессенджер/звонок)
📚Желающие также смогут приобрести новые книги лектора

Граница российского государства в Сибири в XVI-XVII-м веках была подвижна и продвигалась заметными темпами с запада на восток и севера на юг. Её опорными пунктами были оборонительные сооружения, в первую очередь, остроги. В начале XIX-го века южная сибирская граница проходила по трём острогам на территории будущей Новосибирской области — Умревинского, Бердскому и Чаусскому.

Важнейшую роль играла и так называемся Иртышская линия, которая протянулась почти на тысячу километров от Омска до Усть-Каменогорска. На этом расстоянии примерно через каждые 20–25 километров стояли оборонительные пункты — редуты и форпосты. О том, чем жила движущаяся сибирская граница и какие её следы доступны для изучения археологам, поговорим на лекции.

👉Стоимость билета на лекцию 200 руб., пенсионеры и школьники — 100 руб.
Все гости лекции смогут посмотреть новую выставку «Археология Новосибирской области: смена культур и традиций». Для этого можно прийти немного раньше, к 14:30
7👍2
4🔥3
​​🐪Изображения верблюдов довольно часто встречаются среди наскальных изображений Южной Сибири — эти животные были известны местному населению уже в древности. В Минусинской котловине самые выразительные композиции с верблюдами находятся на Сулекской писанице. Кстати, виртуальный тур по этому памятнику уже можно посмотреть на сайте проекта «Истории в камне»

Традиционно изображения верблюдов на Сулекской писанице датируют 7-9-м веками нашей эры и связывают со временем господства в этих землях енисейских кыргызов. Кроме одиночных и парных фигур верблюдов, на Сулеке есть изображения, где верблюд запряжён в кибитку, позади которой привязан ещё один верблюд. У последнего на спине изображено седло или попона с орнаментом.

Ещё больший интерес представляют сцены с верблюдами, дерущимися с хищниками или с себе подобными. Сюжет противостояния или поединка двух верблюдов широко распространён в произведениях искусства Южной Сибири 1-го тысячелетия нашей эры. Обычно животные на них показаны сразу в моменте схватки. На Сулекской писанице можно увидеть рядом три сцены, показывающие поединок в его этапах. Одну пару составляют верблюды с оскаленными пастями и низко опущенными головами в момент, когда животные готовы укусить друг друга, вторую – верблюды, кусающие друг друга за передние ноги, третью – за задние.

Все изображения верблюдов на писанице выполнены в технике резьбы или гравировки, что позволило мастерам точно передать даже мелкие детали. Например, у животных с оскаленными пастями четко прорисованы зубы, что усиливает выражение агрессии. Важно отметить, что в некоторых сценах рядом с противостоящими и борющимися верблюдами изображено третье животное этого же вида, не принимающее участия в борьбе. Возможно, это иллюстрация сражения из-за самки.

Продолжим рассказ о «сулекских» верблюдах в следующем посте.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.
12🔥2
👀Команда новосибирских Вестей заглянула в Институт археологии и этнографии СО РАН, чтобы своими глазами увидеть керамику неизвестной ранее культуры эпохи бронзы, найденную летом 2025 года на памятнике Карьер Таи в Венгеровском районе Новосибирской области. Памятник «Карьер Таи» изучается под общим руководством академика РАН Вячеслава Ивановича Молодина уже девять лет. Исследователи привлекают данные геомагнитной разведки, показавшей многочисленные следы скрытых рукотворных объектов.

Археологи установили, что люди жили на данной местности с эпохи неолита до позднего Средневековья. Одни из них оставили культовые комплексы, другие ─ жилищные и хозяйственны, выделены и разновременные могильники. Полевой сезон этого года позволил выявить среди других артефактов фрагменты керамики с необычным «текстильным» декором, который ранее не встречался в Барабинской лесостепи. Подробнее о работах рассказал в сюжете научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Дмитрий Ненахов
7👍3