Forwarded from Велецкие тетради
Запись вчерашнего круглого стола по списку Бродского можно посмотреть здесь. Благодарю всех участников и зрителей, ранним воскресным утром пришедших в библиотеку.
Завтра буду участвовать в XVII заседании философского собора «Великое русское исправление имен». В компании А. К. Секацкого, И. И. Евлампиева и С. С. Черных будем обсуждать тему «Империя и мир».
Представлю критический взгляд на имперскую идеологию в том виде, который она приобрела в последние десятилетия.
Выражаю благодарность Н. В. Арутюнову и А. Ю. Коробову-Латынцеву за приглашение – отрадно, что несмотря на разницу во взглядах, представители евразийства готовы выслушать «оппозиционное» мнение.
Завтра буду участвовать в XVII заседании философского собора «Великое русское исправление имен». В компании А. К. Секацкого, И. И. Евлампиева и С. С. Черных будем обсуждать тему «Империя и мир».
Представлю критический взгляд на имперскую идеологию в том виде, который она приобрела в последние десятилетия.
Выражаю благодарность Н. В. Арутюнову и А. Ю. Коробову-Латынцеву за приглашение – отрадно, что несмотря на разницу во взглядах, представители евразийства готовы выслушать «оппозиционное» мнение.
VK Видео
Список Бродского: вечная актуальность классики
В год 85-летия поэта начинаем цикл круглых столов и лекций по теме «Список Бродского». На первой встрече обсудим: -обстоятельства появления этого перечня; -его ценность для сохранения культуры чтения; -необычные пункты списка; -авторов и текстов, которых…
👍6❤1😱1
"Империя и мир". XVII заседание философского собора "Великое русское исправление имён"
☀️29 апреля, 19:30
- Как выстраиваются отношения Империи с миром и с прочими государствами?
- Имперский способ организации пространства и времени.
- Горизонты Империи и ее границы.
- Отличие Империи от национального государства.
- Существуют ли империи или Империя – одна?
- Народы, этносы и нации в границах Империи.
- Вопрос о статусе Катехона.
- Имперский проект «симфонии цивилизаций» contra «столкновение цивилизаций».
Об этих и других вопросах пойдет речь на XVII заседании философского собора «Великое русское исправление имен», посвященном интерпретации роли России в развертывающемся цивилизационном конфликте человечества с западным глобализмом.
В заседании примут участие:
Евлампиев Игорь Иванович – философ, доктор философских наук, профессор, профессор СПбГУ
«Империя как над-государственная форма единства человечества»
Черных Сергей Сергеевич – философ, доктор философских наук, доцент, профессор ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова
"Экзистенциальное переживание империи: эстетический опыт восприятия «имперских» форм в политике и культуре"
Велецкий Максим Маркович – философ, публицист, автор телеграм-канала «Велецкие тетради»
"Проблемы современной имперской идеологии"
Ведущие:
Андрей Юрьевич Коробов-Латынцев – философ, кандидат философских наук, офицер ВС РФ
Николай Владимирович Арутюнов – социолог, руководитель культурного пространства «Солнце Севера»
Подключайтесь к трансляции!
☀️29 апреля, 19:30
- Как выстраиваются отношения Империи с миром и с прочими государствами?
- Имперский способ организации пространства и времени.
- Горизонты Империи и ее границы.
- Отличие Империи от национального государства.
- Существуют ли империи или Империя – одна?
- Народы, этносы и нации в границах Империи.
- Вопрос о статусе Катехона.
- Имперский проект «симфонии цивилизаций» contra «столкновение цивилизаций».
Об этих и других вопросах пойдет речь на XVII заседании философского собора «Великое русское исправление имен», посвященном интерпретации роли России в развертывающемся цивилизационном конфликте человечества с западным глобализмом.
В заседании примут участие:
Евлампиев Игорь Иванович – философ, доктор философских наук, профессор, профессор СПбГУ
«Империя как над-государственная форма единства человечества»
Черных Сергей Сергеевич – философ, доктор философских наук, доцент, профессор ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова
"Экзистенциальное переживание империи: эстетический опыт восприятия «имперских» форм в политике и культуре"
Велецкий Максим Маркович – философ, публицист, автор телеграм-канала «Велецкие тетради»
"Проблемы современной имперской идеологии"
Ведущие:
Андрей Юрьевич Коробов-Латынцев – философ, кандидат философских наук, офицер ВС РФ
Николай Владимирович Арутюнов – социолог, руководитель культурного пространства «Солнце Севера»
Подключайтесь к трансляции!
❤9🔥8🤝3😱1🫡1
Подпишись на "Солнце Севера" - и слушай курс о философах-постмодернистах «Континентальная философия: языки новой политики»
Читает его Гавриил Державин - магистр социологии, философ.
Программа курса следующая:
1. Вводная: Ценности. Новое без нового. Куда движется философия. Акцент: философия политики. Возможен ли «пост», есть ли место для «мета».
2. Марксизм после 50-ых: от экзистенциальной марксисткой философии к политическому реализму и гегельянству.
3. Делезианство: ДГ (Д и Г по отдельности)
4. Бадью: «от» Хайдеггера, «от» Уайтхеда, «от» Делеза: бытие, событие, истина, ничто. Анти-философия, мессианство.
5. Деррида: что продолжает оставаться в складках западной европейской мысли
6. Фуко: как можно не заниматься политикой. Раньсер, Агамбен. Тело, этосы, политическое, множественность и единичное.
7. Феминистская критика: гендерный порядок и гендерный режим, спекулятивность гендера. Феминистская теория практики ненасилия
8. Ланд и ко. Постделезианская политическая философия: «глупый антропос» и животные Массуми. Правый Делез.
9. Спекрел: Мейясу, Харман, Брассье, Грант
10. Постче, антропоцен и парламент объектов: Негарестани, Брайдотти, Харман, Латур и почему никто не любит Дональда Трампа
Слушать курс можно в плейлисте.
С полным список лекций культурного пространства "Солнце Севера" можно ознакомиться здесь.
Читает его Гавриил Державин - магистр социологии, философ.
Программа курса следующая:
1. Вводная: Ценности. Новое без нового. Куда движется философия. Акцент: философия политики. Возможен ли «пост», есть ли место для «мета».
2. Марксизм после 50-ых: от экзистенциальной марксисткой философии к политическому реализму и гегельянству.
3. Делезианство: ДГ (Д и Г по отдельности)
4. Бадью: «от» Хайдеггера, «от» Уайтхеда, «от» Делеза: бытие, событие, истина, ничто. Анти-философия, мессианство.
5. Деррида: что продолжает оставаться в складках западной европейской мысли
6. Фуко: как можно не заниматься политикой. Раньсер, Агамбен. Тело, этосы, политическое, множественность и единичное.
7. Феминистская критика: гендерный порядок и гендерный режим, спекулятивность гендера. Феминистская теория практики ненасилия
8. Ланд и ко. Постделезианская политическая философия: «глупый антропос» и животные Массуми. Правый Делез.
9. Спекрел: Мейясу, Харман, Брассье, Грант
10. Постче, антропоцен и парламент объектов: Негарестани, Брайдотти, Харман, Латур и почему никто не любит Дональда Трампа
Слушать курс можно в плейлисте.
С полным список лекций культурного пространства "Солнце Севера" можно ознакомиться здесь.
🔥15🫡2
Подключайтесь к XVII заседанию философского собора "Великое русское исправление имён" "Империя и мир"!
☀️29 апреля, 19:30
- Как выстраиваются отношения Империи с миром и с прочими государствами?
- Имперский способ организации пространства и времени.
- Горизонты Империи и ее границы.
- Отличие Империи от национального государства.
- Существуют ли империи или Империя – одна?
- Народы, этносы и нации в границах Империи.
- Вопрос о статусе Катехона.
- Имперский проект «симфонии цивилизаций» contra «столкновение цивилизаций».
Об этих и других вопросах пойдет речь на XVII заседании философского собора «Великое русское исправление имен», посвященном интерпретации роли России в развертывающемся цивилизационном конфликте человечества с западным глобализмом.
В заседании примут участие:
Евлампиев Игорь Иванович – философ, доктор философских наук, профессор, профессор СПбГУ
«Империя как над-государственная форма единства человечества»
Черных Сергей Сергеевич – философ, доктор философских наук, доцент, профессор ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова
"Экзистенциальное переживание империи: эстетический опыт восприятия «имперских» форм в политике и культуре"
Велецкий Максим Маркович – философ, публицист, автор телеграм-канала «Велецкие тетради»
"Проблемы современной имперской идеологии"
Ведущий:
Андрей Юрьевич Коробов-Латынцев – философ, кандидат философских наук, офицер ВС РФ
☀️29 апреля, 19:30
- Как выстраиваются отношения Империи с миром и с прочими государствами?
- Имперский способ организации пространства и времени.
- Горизонты Империи и ее границы.
- Отличие Империи от национального государства.
- Существуют ли империи или Империя – одна?
- Народы, этносы и нации в границах Империи.
- Вопрос о статусе Катехона.
- Имперский проект «симфонии цивилизаций» contra «столкновение цивилизаций».
Об этих и других вопросах пойдет речь на XVII заседании философского собора «Великое русское исправление имен», посвященном интерпретации роли России в развертывающемся цивилизационном конфликте человечества с западным глобализмом.
В заседании примут участие:
Евлампиев Игорь Иванович – философ, доктор философских наук, профессор, профессор СПбГУ
«Империя как над-государственная форма единства человечества»
Черных Сергей Сергеевич – философ, доктор философских наук, доцент, профессор ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова
"Экзистенциальное переживание империи: эстетический опыт восприятия «имперских» форм в политике и культуре"
Велецкий Максим Маркович – философ, публицист, автор телеграм-канала «Велецкие тетради»
"Проблемы современной имперской идеологии"
Ведущий:
Андрей Юрьевич Коробов-Латынцев – философ, кандидат философских наук, офицер ВС РФ
🔥6👍3😱1
Forwarded from Друг ситный
Яндекс-музыка играет фоном, вдруг слышу: какой-то интересный трек, неожиданный. Нечто одновременно напоминающее психоделический американский рок 1960-х и моднейшие советские ВИА. Звук просто чудо. Прислушался, потом вдумчиво послушал, оказалось очень интересный коллектив. Даже странно, что я раньше с ними не сталкивался.
Группа называет Инна Пиварс и Гистрионы. Вокал — Инна Пиварс — актриса, последняя жена гениального Александра Кайдановского (который играл "Сталкера" у Тарковского), группу они собрали относительно недавно — в "десятые" годы. У них много аллюзий на русские сказки, стихи, народные песни.
В общем, невероятно любопытная, умная команда. А вдвойне приятно, когда в поисках информации о них, я увидел, коллектив в знакомых интерьерах интеллектуально-андеграундной кузницы Родины — культурного пространства Солнце Севера . Там бывают только хорошие люди.
https://vk.com/audio-2001053241_84053241
Группа называет Инна Пиварс и Гистрионы. Вокал — Инна Пиварс — актриса, последняя жена гениального Александра Кайдановского (который играл "Сталкера" у Тарковского), группу они собрали относительно недавно — в "десятые" годы. У них много аллюзий на русские сказки, стихи, народные песни.
В общем, невероятно любопытная, умная команда. А вдвойне приятно, когда в поисках информации о них, я увидел, коллектив в знакомых интерьерах интеллектуально-андеграундной кузницы Родины — культурного пространства Солнце Севера . Там бывают только хорошие люди.
https://vk.com/audio-2001053241_84053241
🔥19👍5❤🔥3
На снимках ансамбль Balancier, осуществивший синтез Востока и Запада на грани весны в "Солнце Севера".
Фоторепортаж Марии Гостевой с концерта и лекции 24 апреля.
Ансамбль Balancier исполняет средневековую европейскую и традиционную ближневосточную музыку. Балансируя внутри музыки Востока и Запада, петербуржский ансамбль находит вдохновение в динамическом равновесии двух великих культур и делится этим вдохновением со слушателями.
Ждите видео!
Фоторепортаж Марии Гостевой с концерта и лекции 24 апреля.
Ансамбль Balancier исполняет средневековую европейскую и традиционную ближневосточную музыку. Балансируя внутри музыки Востока и Запада, петербуржский ансамбль находит вдохновение в динамическом равновесии двух великих культур и делится этим вдохновением со слушателями.
Ждите видео!
❤8🔥7🫡2👍1
В "Солнце Севера" стартовал курс «Лики и маски русского авангарда» искусствоведа Александра Кащенко.
Лекции продолжатся после майских праздников, с 17 мая. Все они для обладателей курса будут доступны в записи, поэтому ещё не поздно присоединиться.
Публикуем расписание:
☀️Лекция 1. "Вселенская перспектива"
28 апреля, 19:00
1. Вопрос о самобытности русского изобразительного искусства. Конвенциональный и народнический аспекты проблемы
2. Три начала русского искусства - вселенское, русское, национальное/народное
3. Византийский аспект. Краткий обзор средневекового русского изобразительного искусства
4. Западноевропейский аспект. Краткий обзор истории русской живописи XVIII - XIX вв.
5. На рубеже веков. Явление русского авангарда в начале ХХ столетия
☀️Лекция 2. "Русский авангард. Коллективный портрет на фоне эпохи"
17 мая. 17:00
1. Русская живопись в начале ХХ века. Органический и неорганический модерн
2. Художественное объединение "Бубновый валет". Поворот к национальному искусству
3. Казимир Малевич. Раннее творчество. Становление художника
4. Путь к Востоку. Художественное объединение "Ослиный хвост"
5.Футуризм и кубофутуризм. Радикализация эстетических настроений перед началом Первой мировой войны
6. Социальная структура художественного сообщества в России
☀️Лекция 3. "Явление Черного квадрата"
18 мая, 17:00
1. Малевич и первая футуристическая опера "Победа над солнцем"
2.Пабло Пикассо и "отец" итальянского футуризма Томаззо Маринеттти как формальные предтечи русского авангарда
3. Русский футуризм и революция - метафизические параллели
4. Явление "Черного квадрата" Малевича в 1915 году
5. Супрематизм как эстетическая теория
6. Казимир Малевич и русская религиозная философия
☀️Лекция 4. "Бог не скинут" - супрематическая религия Казимира Малевича
25 мая, 17:00
1. Революция 1917 года и художественные процессы в первые послереволюционные годы
2. Малевич как организатор и руководитель художественной жизни в Советской Росии. Витебский период мастера
3. УНОВИС - "Утвердители нового искусства". Ученики и последователи Малевича
4. Супрематизм как религиозно-философская система
5. Супрематическая религия. Богословские аспекты учения Малевича
6. Опала. Последние годы Казимира Малевича
☀️Лекция 5. "Пролетарский гений. Визуальные миры Павла Филонова". Часть первая
31 мая, 17:00
1. Происхождение Филонова. Ранние годы художника
2.Феноменологический анализ картины Филонова "Мужчина и женщина" (1912 г.)
3. Сравнительный анализ пластического языка Павла Филонова, Поля Сезанна и Пабло Пикассо
4. Живопись Филонова и русская икона
5.Мистическая инициация. Европейское средневековье в эстетической системе Павла Филонова
6. Эсхатологический нарратив. Филоновский "Пир королей" (1913 г.)
☀️Лекция 6. "Пролетарский гений. Визуальные миры Павла Филонова". Часть вторая
1 июня, 17:00
1. Аналитическое искусство. Филонов как мыслитель и теоретик
2. Стихия русской революции в творчестве Филонова
3.Мистерия вселенского расцвета. Беспредметный "разворот" аналитического искусства
4.Закат русского авангарда. Художественная политика советского государства в 30-ые годы
5. Фатальное одиночество. Последние годы Павла Филонова
☀️Лекция 7. "Психоаналитический броненосец. Революционные неврозы Сергея Эйзенштейна"
7 июня, 17:00
1.Антропологический анализ феномена "революционный художник"
2.Кинематограф Сергей Эйзенштейна как явление транс-национального авангарда
3.Метафизические аспекты самодержавной власти в фильме Эйзенштейна "Иван Грозный"
4.Зигмунд Фрейд и Сергей Эйзенштейн. Психоналитическая составляющая художественного языка Эйзенштейна
5. "Иван Грозный" как психоаналитический текст
6. Художник и власть. Проблема свободы творчества в контексте советской культуры
☀️Лекция 8. "Столетие спустя. Смысловые итоги русского авангарда"
8 июня, 17:00
1. Феномен "второго русского авангарда". Советский андеграунд
2. Либеральный российский авангард последнего тридцатилетия
3."Пограничные люди". Художественное творчество как метафизическое служение
К курсу ещё не поздно присоединиться: https://forms.yandex.ru/u/67ed31c4eb61461f4160e2e4/
Лекции продолжатся после майских праздников, с 17 мая. Все они для обладателей курса будут доступны в записи, поэтому ещё не поздно присоединиться.
Публикуем расписание:
☀️Лекция 1. "Вселенская перспектива"
28 апреля, 19:00
1. Вопрос о самобытности русского изобразительного искусства. Конвенциональный и народнический аспекты проблемы
2. Три начала русского искусства - вселенское, русское, национальное/народное
3. Византийский аспект. Краткий обзор средневекового русского изобразительного искусства
4. Западноевропейский аспект. Краткий обзор истории русской живописи XVIII - XIX вв.
5. На рубеже веков. Явление русского авангарда в начале ХХ столетия
☀️Лекция 2. "Русский авангард. Коллективный портрет на фоне эпохи"
17 мая. 17:00
1. Русская живопись в начале ХХ века. Органический и неорганический модерн
2. Художественное объединение "Бубновый валет". Поворот к национальному искусству
3. Казимир Малевич. Раннее творчество. Становление художника
4. Путь к Востоку. Художественное объединение "Ослиный хвост"
5.Футуризм и кубофутуризм. Радикализация эстетических настроений перед началом Первой мировой войны
6. Социальная структура художественного сообщества в России
☀️Лекция 3. "Явление Черного квадрата"
18 мая, 17:00
1. Малевич и первая футуристическая опера "Победа над солнцем"
2.Пабло Пикассо и "отец" итальянского футуризма Томаззо Маринеттти как формальные предтечи русского авангарда
3. Русский футуризм и революция - метафизические параллели
4. Явление "Черного квадрата" Малевича в 1915 году
5. Супрематизм как эстетическая теория
6. Казимир Малевич и русская религиозная философия
☀️Лекция 4. "Бог не скинут" - супрематическая религия Казимира Малевича
25 мая, 17:00
1. Революция 1917 года и художественные процессы в первые послереволюционные годы
2. Малевич как организатор и руководитель художественной жизни в Советской Росии. Витебский период мастера
3. УНОВИС - "Утвердители нового искусства". Ученики и последователи Малевича
4. Супрематизм как религиозно-философская система
5. Супрематическая религия. Богословские аспекты учения Малевича
6. Опала. Последние годы Казимира Малевича
☀️Лекция 5. "Пролетарский гений. Визуальные миры Павла Филонова". Часть первая
31 мая, 17:00
1. Происхождение Филонова. Ранние годы художника
2.Феноменологический анализ картины Филонова "Мужчина и женщина" (1912 г.)
3. Сравнительный анализ пластического языка Павла Филонова, Поля Сезанна и Пабло Пикассо
4. Живопись Филонова и русская икона
5.Мистическая инициация. Европейское средневековье в эстетической системе Павла Филонова
6. Эсхатологический нарратив. Филоновский "Пир королей" (1913 г.)
☀️Лекция 6. "Пролетарский гений. Визуальные миры Павла Филонова". Часть вторая
1 июня, 17:00
1. Аналитическое искусство. Филонов как мыслитель и теоретик
2. Стихия русской революции в творчестве Филонова
3.Мистерия вселенского расцвета. Беспредметный "разворот" аналитического искусства
4.Закат русского авангарда. Художественная политика советского государства в 30-ые годы
5. Фатальное одиночество. Последние годы Павла Филонова
☀️Лекция 7. "Психоаналитический броненосец. Революционные неврозы Сергея Эйзенштейна"
7 июня, 17:00
1.Антропологический анализ феномена "революционный художник"
2.Кинематограф Сергей Эйзенштейна как явление транс-национального авангарда
3.Метафизические аспекты самодержавной власти в фильме Эйзенштейна "Иван Грозный"
4.Зигмунд Фрейд и Сергей Эйзенштейн. Психоналитическая составляющая художественного языка Эйзенштейна
5. "Иван Грозный" как психоаналитический текст
6. Художник и власть. Проблема свободы творчества в контексте советской культуры
☀️Лекция 8. "Столетие спустя. Смысловые итоги русского авангарда"
8 июня, 17:00
1. Феномен "второго русского авангарда". Советский андеграунд
2. Либеральный российский авангард последнего тридцатилетия
3."Пограничные люди". Художественное творчество как метафизическое служение
К курсу ещё не поздно присоединиться: https://forms.yandex.ru/u/67ed31c4eb61461f4160e2e4/
🔥12❤1❤🔥1
Подписывайтесь на "Солнце Севера" - и слушайте курс лекций "Пространство политического в свете софиологии"
Его прочёл весной 2021 года в культурном пространстве "Солнце Севера" Андрей Кузьмин, преподаватель философии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова.
Уже тогда мы понимали, что в условиях наступившего тотального кризиса возникает острая потребность в нахождении смысла происходящих событий и что мы становится свидетелями и участниками фундаментального перехода к решающему, финальному акту человеческой истории.
В этих обстоятельствах сформировать необходимую методологию понимания смысла истории можно лишь в сопричастности сверхисторическому. Лишь в соотнесении себя со Сверх-Сущим, Истинным человек способен стать актором, субъектом истории.
Учение о Софии Премудрости Божией может стать алгоритмом действия в пограничную эпоху заката мира. Человек способен в высшей степени явить своё истинное предназначение. Здесь и обнаруживается софийный смысл его существования.
Слушать курс "Пространство политического в свете софиологии
С полным список лекций культурного пространства "Солнце Севера" можно ознакомиться здесь.
Его прочёл весной 2021 года в культурном пространстве "Солнце Севера" Андрей Кузьмин, преподаватель философии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова.
Уже тогда мы понимали, что в условиях наступившего тотального кризиса возникает острая потребность в нахождении смысла происходящих событий и что мы становится свидетелями и участниками фундаментального перехода к решающему, финальному акту человеческой истории.
В этих обстоятельствах сформировать необходимую методологию понимания смысла истории можно лишь в сопричастности сверхисторическому. Лишь в соотнесении себя со Сверх-Сущим, Истинным человек способен стать актором, субъектом истории.
Учение о Софии Премудрости Божией может стать алгоритмом действия в пограничную эпоху заката мира. Человек способен в высшей степени явить своё истинное предназначение. Здесь и обнаруживается софийный смысл его существования.
Слушать курс "Пространство политического в свете софиологии
С полным список лекций культурного пространства "Солнце Севера" можно ознакомиться здесь.
🔥9👍3
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Русская революция – явление большого стиля
Русский авангард связан с политикой в той степени, в какой политика связана с экзистенциальными вопросами, утверждает искусствовед Александр Кащенко.
Как только политика потеряла экзистенциальное измерение, так тут же авангард перестал быть ей нужен. Возник лозунг «Назад, к передвижникам!». Сталину не нужны были авангардисты, поэтому именно он и потерял большой стиль.
В «Солнце Севера», напомним, стартовал курс «Лики и маски русского авангарда», который вернёт русский авангард, полноценно рассмотрев его в философской и метафизической оптике, из мещанских лап арт-рынка на родину, поместив его в подлинный контекст.
☀️Все лекции доступны в записи. Стоимость курса – 2 500 рублей. Следующая лекция - 17 мая. Расписание - здесь.
Регистрация и оплата курса производятся исключительно по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/67ed31c4eb61461f4160e2e4/
Недавно состоялась открытая беседа с Александром Кащенко "Между каноном и авангардом. Судьба русского искусства", на которой он рассказал о содержании предстоящего курса «Лики и маски русского авангарда».
А ещё чуть раньше о самом культурном напряжённом и продуктивном моменте в культуре русской и мировой мы беседовали с искусствоведом в специальном интервью.
Напомним, курс "Лики и маски русского авангарда" расскажет об одном из самых интригующих и противоречивых периодов в истории русской культуры, о радикальном, революционном искусстве начала ХХ века.
Лекции читаются в культурном пространстве "Солнце Севера" - можно будет посещать их очно по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, 29. Также есть онлайн трансляции и возможность прослушать в записи.
Русский авангард связан с политикой в той степени, в какой политика связана с экзистенциальными вопросами, утверждает искусствовед Александр Кащенко.
Как только политика потеряла экзистенциальное измерение, так тут же авангард перестал быть ей нужен. Возник лозунг «Назад, к передвижникам!». Сталину не нужны были авангардисты, поэтому именно он и потерял большой стиль.
В «Солнце Севера», напомним, стартовал курс «Лики и маски русского авангарда», который вернёт русский авангард, полноценно рассмотрев его в философской и метафизической оптике, из мещанских лап арт-рынка на родину, поместив его в подлинный контекст.
☀️Все лекции доступны в записи. Стоимость курса – 2 500 рублей. Следующая лекция - 17 мая. Расписание - здесь.
Регистрация и оплата курса производятся исключительно по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/67ed31c4eb61461f4160e2e4/
Недавно состоялась открытая беседа с Александром Кащенко "Между каноном и авангардом. Судьба русского искусства", на которой он рассказал о содержании предстоящего курса «Лики и маски русского авангарда».
А ещё чуть раньше о самом культурном напряжённом и продуктивном моменте в культуре русской и мировой мы беседовали с искусствоведом в специальном интервью.
Напомним, курс "Лики и маски русского авангарда" расскажет об одном из самых интригующих и противоречивых периодов в истории русской культуры, о радикальном, революционном искусстве начала ХХ века.
Лекции читаются в культурном пространстве "Солнце Севера" - можно будет посещать их очно по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, 29. Также есть онлайн трансляции и возможность прослушать в записи.
🔥14❤6😱1
Подписывайтесь на "Солнце Севера" - и слушайте авторский курс известного философа Александра Секацкого "Метафизика империи"
Курс состоит из четырёх лекций :
Лекция 1. Имперский формат государственности
1) Развенчание имперских мифов и страшилок. Война как общечеловеческая стихия, не имеющая особой имперской специфики. О сочетании личной свободы и имперской причастности.
2) Органическая и контрактная государственность. Полис, прямая и представительская демократия, олигархия и империя. Имперская сборка не имеет единого правового поля, а опирается на множество полей или, скорее, пространств, для каждого из которых характерны собственные экзистенциальные настройки. Пример: сословная Россия и сословная Япония. Казачество, служивые, староверы, скоморохи и интеллигенция.
3) Элементы социальной топологии. Характеристика имперского социального пространства.
4) Унификация атомарных индивидов и разнообразие способов имперского вхождения.
Лекция 2. Экзистенция и империя
1) Империя как произведение духа и как способ совместного творчества. Фестивальная составляющая имперской реальности.
2) Существует ли имперский архетип, который можно интерпретировать в духе Юнга и Башляра и в одном ряду с ткими реалиями как Дом, Сад, Огонь? Представленность имперских мотивов в трансперсональной памяти.
3) Детские игры в войнушку и детские имперские грезы: рисовать карты, придумывать законы, воспроизводить сценки в воображении. В современном мире эти глубинные побуждения использованы в ряде популярных электронных игр типа «Цивилизация», но архетип разворачивается во множестве измерений. Вопрос о сохранении этой детской достоверности имперского самочувствия.
4) Понятие имперского народа у Л. Н. Гумилева и понятие имперского («государева») человека. Сохранность имперских настроек можно рассматривать как своеобразный аналог экстрасенсорных способностей.
Лекция 3. Жертвенный аутопоэзис, имперское самосознание и имперское самочувствие
1) Жертвенный аутопоэзис как способ производства человеческого в человеке. Как соотносится жертвенное начало с имперской сборкой.
2) Жертвенный кризис и упадок империй: от жертвоприношения к пользоприношению. Почему невозможна империя как царство Маммоны?
3) Причины сохранности имперской сборки социума на протяжении всей истории от рабовладения до советской версии как государство пролетариата.
4) Имперский строй и имперское нестроение.
Лекция 4. Эстетическое измерение империи: канон, импровизация, шедевр.
1) Искусство и имперское начало: феномен взаимной ревности. Поэт (и вообще художник) может презирать земную власть, всю собственно властную рутину контрактной государственности, но империя на подъеме и великая поэзия суть равномощные произведения духа.
2) Поэт и император: место встречи и транс-исторического лиалога. Внутренние основания для выбора имперской эстетики. Эстетическая легитимация империи и нравственная дилемма имперского выбора.
3) Отвага как поэзис. Самоотдача и право на импровизацию: Ермак, Хабаров, Миклухо-Маклай, Чкалов, Королев, Гагарин.
4) Опыт археологии и реставрации имперской этики. Восстановление достоверности империи как произведения духа.
Александр Куприянович Секацкий - известный философ, лауреат многочисленных премий, автор более десятка книг.
Слушайте курс "Метафизика империи" Вконтакте
С полным список лекций культурного пространства "Солнце Севера" можно ознакомиться здесь.
Курс состоит из четырёх лекций :
Лекция 1. Имперский формат государственности
1) Развенчание имперских мифов и страшилок. Война как общечеловеческая стихия, не имеющая особой имперской специфики. О сочетании личной свободы и имперской причастности.
2) Органическая и контрактная государственность. Полис, прямая и представительская демократия, олигархия и империя. Имперская сборка не имеет единого правового поля, а опирается на множество полей или, скорее, пространств, для каждого из которых характерны собственные экзистенциальные настройки. Пример: сословная Россия и сословная Япония. Казачество, служивые, староверы, скоморохи и интеллигенция.
3) Элементы социальной топологии. Характеристика имперского социального пространства.
4) Унификация атомарных индивидов и разнообразие способов имперского вхождения.
Лекция 2. Экзистенция и империя
1) Империя как произведение духа и как способ совместного творчества. Фестивальная составляющая имперской реальности.
2) Существует ли имперский архетип, который можно интерпретировать в духе Юнга и Башляра и в одном ряду с ткими реалиями как Дом, Сад, Огонь? Представленность имперских мотивов в трансперсональной памяти.
3) Детские игры в войнушку и детские имперские грезы: рисовать карты, придумывать законы, воспроизводить сценки в воображении. В современном мире эти глубинные побуждения использованы в ряде популярных электронных игр типа «Цивилизация», но архетип разворачивается во множестве измерений. Вопрос о сохранении этой детской достоверности имперского самочувствия.
4) Понятие имперского народа у Л. Н. Гумилева и понятие имперского («государева») человека. Сохранность имперских настроек можно рассматривать как своеобразный аналог экстрасенсорных способностей.
Лекция 3. Жертвенный аутопоэзис, имперское самосознание и имперское самочувствие
1) Жертвенный аутопоэзис как способ производства человеческого в человеке. Как соотносится жертвенное начало с имперской сборкой.
2) Жертвенный кризис и упадок империй: от жертвоприношения к пользоприношению. Почему невозможна империя как царство Маммоны?
3) Причины сохранности имперской сборки социума на протяжении всей истории от рабовладения до советской версии как государство пролетариата.
4) Имперский строй и имперское нестроение.
Лекция 4. Эстетическое измерение империи: канон, импровизация, шедевр.
1) Искусство и имперское начало: феномен взаимной ревности. Поэт (и вообще художник) может презирать земную власть, всю собственно властную рутину контрактной государственности, но империя на подъеме и великая поэзия суть равномощные произведения духа.
2) Поэт и император: место встречи и транс-исторического лиалога. Внутренние основания для выбора имперской эстетики. Эстетическая легитимация империи и нравственная дилемма имперского выбора.
3) Отвага как поэзис. Самоотдача и право на импровизацию: Ермак, Хабаров, Миклухо-Маклай, Чкалов, Королев, Гагарин.
4) Опыт археологии и реставрации имперской этики. Восстановление достоверности империи как произведения духа.
Александр Куприянович Секацкий - известный философ, лауреат многочисленных премий, автор более десятка книг.
Слушайте курс "Метафизика империи" Вконтакте
С полным список лекций культурного пространства "Солнце Севера" можно ознакомиться здесь.
🥰10👍8❤🔥2
Первый фестиваль правильной музыки
☀️10 мая, 19:00
Участники:
ОТ ЮНОСТИ МОЕЯ
THE MEANTRAITORS
CLOCKWORK TIMES
ПУРГЕН
Адрес: Клуб SOUND, Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40Б
Купить билет: https://spb.qtickets.events/153605-fest-333
☀️10 мая, 19:00
Участники:
ОТ ЮНОСТИ МОЕЯ
THE MEANTRAITORS
CLOCKWORK TIMES
ПУРГЕН
Адрес: Клуб SOUND, Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40Б
Купить билет: https://spb.qtickets.events/153605-fest-333
👍13
Уважаемые подписчицы!
Со светлым праздником жен-мироносиц!
Самое пронзительное, что связано с чувствованием Бога, в Евангелии касается женщин. Это встреча у колодца с самарянкою, исцеление кровоточивой, помазание тела Исусова, история о воскрешении Лазаря.
А поступок жен-мироносиц являет собою пример женского исповедания, показательного и трогательного.
Пока ученики Христовы, пребывая в смятении, вероятно, рассуждали, как теперь им быть и искали смысл происходившего, припоминая слова Учителя, женщины решились на отчаянный, странный, нелогичный жест - отправиться ко Гробу, чтобы, как можно было здраво рассудить, уйти ни с чем, так как с ними не было никого, кто мог бы отвалить камень.
Помышляли ли они, что могут стать свидетелями Воскресения? Трудно сказать, ведь они были свидетельницами воскресения Лазаря. Может быть, среди кого-то них теплилась надежда, но это только догадки. Известно нам лишь то, что они шли к своему мёртвому Учителю, чтобы воздать ему последние почести. И благодаря их любви и преданности мы поём такие строки: Иже во свете Присносущнем сущаго с мертвыми не ищите, яко человека.
Так и в XX веке случилось символически подобное – православие объявили вероучением мёртвым, похоронили его, хотели показать по телевидению последнего попа. Христианские обычаи и жизнь хранили и передавали внутри семей по большей части женщины. Этой женской преданностью во многом жила Церковь: многие монахи, священники советского времени выбирали свой жизненный путь благодаря влиянию и молитвам своих бабушек и матерей.
Сегодня в храмах до сих пор больше женщин, но постепенно ситуация меняется, и Благая весть достигает постепенно и до русских мужчин, которые, как и тогда, не спешат и сомневаются, не веря даже женам-мироносицам, пока не придёт к ним сам Спаситель.
С праздником, дорогие!
Со светлым праздником жен-мироносиц!
Самое пронзительное, что связано с чувствованием Бога, в Евангелии касается женщин. Это встреча у колодца с самарянкою, исцеление кровоточивой, помазание тела Исусова, история о воскрешении Лазаря.
А поступок жен-мироносиц являет собою пример женского исповедания, показательного и трогательного.
Пока ученики Христовы, пребывая в смятении, вероятно, рассуждали, как теперь им быть и искали смысл происходившего, припоминая слова Учителя, женщины решились на отчаянный, странный, нелогичный жест - отправиться ко Гробу, чтобы, как можно было здраво рассудить, уйти ни с чем, так как с ними не было никого, кто мог бы отвалить камень.
Помышляли ли они, что могут стать свидетелями Воскресения? Трудно сказать, ведь они были свидетельницами воскресения Лазаря. Может быть, среди кого-то них теплилась надежда, но это только догадки. Известно нам лишь то, что они шли к своему мёртвому Учителю, чтобы воздать ему последние почести. И благодаря их любви и преданности мы поём такие строки: Иже во свете Присносущнем сущаго с мертвыми не ищите, яко человека.
Так и в XX веке случилось символически подобное – православие объявили вероучением мёртвым, похоронили его, хотели показать по телевидению последнего попа. Христианские обычаи и жизнь хранили и передавали внутри семей по большей части женщины. Этой женской преданностью во многом жила Церковь: многие монахи, священники советского времени выбирали свой жизненный путь благодаря влиянию и молитвам своих бабушек и матерей.
Сегодня в храмах до сих пор больше женщин, но постепенно ситуация меняется, и Благая весть достигает постепенно и до русских мужчин, которые, как и тогда, не спешат и сомневаются, не веря даже женам-мироносицам, пока не придёт к ним сам Спаситель.
С праздником, дорогие!
🙏31🕊9👍7❤5
Подвигу корейских бойцов в Курской области посвящается
Впервые на русском публикуем северокорейский военный фильм «С 5 вечера до 5 утра» 1990 года, посвящённый символической победе армии КНДР над янки во время Корейской войны. В съёмках участвовал Ким Ир Сен, исполнив самого себя – Генералиссимуса армии КНДР, правда оставаясь за кадром – слышен только его голос из телефонной трубки.
Смотреть ВК
Смотреть в Я.Дзен
Сюжет незамысловатый: в 1953 году американцы хотят добиться символической победы, разгромив коммунистов на высоте Т, чтобы обосновать для союзников свой бизнес-план по продолжению военных действий в Корее. Однако Верховный Главнокомандующий придумывает контроперацию, которая покажет янки, где раки зимуют.
Операция будет длиться с 5 вечера до 5 утра и потребует от корейцев самоотверженности, преданности и изобретательности. Подвиги, гибель лучших сынов и дочерей Родины, негасимая вера в Победу и пронзительные песни о родине – всё это напомнит нашему зрителю советские картины о войне. Этим фильм похож на «Отдельный взвод»,или «Часть без номера» (1993), выложенный ранее).
В роли американцев снимаются американские перебежчики, перешедшие границу КНДР в 60-х годах, чтобы избежать наказания за различные провинности в армии США.
Перевод Александра Гаврилова.
Благодарим за предоставленный перевод друга «Солнца Севера» М.С.
К слову, рекомендуем интересный курс лекций о КНДР наших друзей из Laboratorium orientale и историка Андрея Дмитриева "Вечная весна длиной в 80 лет: история и идеология Северной Кореи".
Впервые на русском публикуем северокорейский военный фильм «С 5 вечера до 5 утра» 1990 года, посвящённый символической победе армии КНДР над янки во время Корейской войны. В съёмках участвовал Ким Ир Сен, исполнив самого себя – Генералиссимуса армии КНДР, правда оставаясь за кадром – слышен только его голос из телефонной трубки.
Смотреть ВК
Смотреть в Я.Дзен
Сюжет незамысловатый: в 1953 году американцы хотят добиться символической победы, разгромив коммунистов на высоте Т, чтобы обосновать для союзников свой бизнес-план по продолжению военных действий в Корее. Однако Верховный Главнокомандующий придумывает контроперацию, которая покажет янки, где раки зимуют.
Операция будет длиться с 5 вечера до 5 утра и потребует от корейцев самоотверженности, преданности и изобретательности. Подвиги, гибель лучших сынов и дочерей Родины, негасимая вера в Победу и пронзительные песни о родине – всё это напомнит нашему зрителю советские картины о войне. Этим фильм похож на «Отдельный взвод»,или «Часть без номера» (1993), выложенный ранее).
В роли американцев снимаются американские перебежчики, перешедшие границу КНДР в 60-х годах, чтобы избежать наказания за различные провинности в армии США.
Перевод Александра Гаврилова.
Благодарим за предоставленный перевод друга «Солнца Севера» М.С.
К слову, рекомендуем интересный курс лекций о КНДР наших друзей из Laboratorium orientale и историка Андрея Дмитриева "Вечная весна длиной в 80 лет: история и идеология Северной Кореи".
VK Видео
С 5 вечера до 5 утра / From 5 PM to 5 AM (1990) | впервые на русском
Впервые на русском публикуем северокорейский военный фильм «С 5 вечера до 5 утра» 1990 года, посвящённый символической победе армии КНДР над янки во время Корейской войны. В съёмках участвовал сам Ким Ир Сен, исполнив самого себя – Генералиссимуса армии КНДР…
🙏10👍6
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Подписывайтесь на "Солнце Севера" - и бесплатно слушайте "Религиозные мотивы в европейском кино второй половины XX века" Александра Кащенко
Курс читает искусствовед, режиссёр документального кино Александр Кащенко.
В ходе шести онлайн-лекций вы:
- научитесь анализировать мотивы и интертексты в кино;
- посмотрите или пересмотрите шедевры европейского авторского кинематографа;
- станете разбираться в кино на уровне искусствоведа.
В вводной лекции Александр Кащенко затрагивает вопросы:
- Какие религиозные мотивы заложены в европейском кино?
- Как проявляет себя кинематограф в парадигме модерна и постмодерна?
- На каких методологических принципах зиждется анализ кинематографического произведения искусства?
Слушать курс "Религиозные мотивы в европейском кино второй половины XX века".
Слушать курс в Я.Дзен: https://dzen.ru/video/watch/6525991fdd2ead3b09a7bb42
К слову, сейчас Александр Кащенко читает курс "Лики и маски русского авангарда". Полная информация о курсе - здесь.
С полным список лекций культурного пространства "Солнце Севера" можно ознакомиться здесь.
Курс читает искусствовед, режиссёр документального кино Александр Кащенко.
В ходе шести онлайн-лекций вы:
- научитесь анализировать мотивы и интертексты в кино;
- посмотрите или пересмотрите шедевры европейского авторского кинематографа;
- станете разбираться в кино на уровне искусствоведа.
В вводной лекции Александр Кащенко затрагивает вопросы:
- Какие религиозные мотивы заложены в европейском кино?
- Как проявляет себя кинематограф в парадигме модерна и постмодерна?
- На каких методологических принципах зиждется анализ кинематографического произведения искусства?
Слушать курс "Религиозные мотивы в европейском кино второй половины XX века".
Слушать курс в Я.Дзен: https://dzen.ru/video/watch/6525991fdd2ead3b09a7bb42
К слову, сейчас Александр Кащенко читает курс "Лики и маски русского авангарда". Полная информация о курсе - здесь.
С полным список лекций культурного пространства "Солнце Севера" можно ознакомиться здесь.
🔥7
Forwarded from Читать не вредно
Я спросил у свободного Ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий Ветер:
«Будь воздушным, как ветер, как дым!»
Я спросил у могучего Моря,
В чём великий завет бытия.
Мне ответило звучное Море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!»
Я спросил у высокого Солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило Солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»
— Константин Бальмонт
«Завет бытия»
Читать не вредно🗞️
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий Ветер:
«Будь воздушным, как ветер, как дым!»
Я спросил у могучего Моря,
В чём великий завет бытия.
Мне ответило звучное Море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!»
Я спросил у высокого Солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило Солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»
— Константин Бальмонт
«Завет бытия»
Читать не вредно🗞️
🔥15🙏9❤5👍1🕊1
7-8 мая в Ватикане состоялся Конклав – выборы Папы Римского. Был избран американец, уроженец Чикаго кардинал Роберт Прево, он взял имя Лев XIV.
Конклав - эта древняя и любопытная процедура, проходящая за закрытыми дверями. И примечательно, что в 2024 году вышел одноимённый фильм, показывающий, что может происходить в ходе этих недоступных для внешних наблюдателей выборов. Думаем, самое время его посмотреть.
Сюжет фильма «Конклав» начинается ровно с того же, что произошло сейчас: после внезапной смерти Папы кардиналы готовятся к конклаву — выборам нового главы католической церкви. Кардинал Лоуренс, который отвечает за организацию выборов, узнаёт несколько не самых приятных тайн о главных кандидатах на место Папы. Перед ним встаёт сложный нравственный выбор, вмешиваться ли в ход голосования.
Борьба фракций, интриги и расследования – всё это динамично раскрывается через специфичный приём – мимику, лёгкие движения губ, направление взгляда на лице Лоуренса. Детективные линии лихо переплетаются, давая простор и мистике. Следить за этим интересно, несмотря на то, что искушённому зрителю не составит труда определить будущего Папу с первых кадров его появления.
В фильме изображено множество любопытных деталей голосования. Пишут, что фильм даже стал учебным пособием по изучению процедуры избрания Папы для молодых кардиналов, которые ранее не участвовали в Конклаве.
Единственный жирный минус фильма – повестка и соответствующая философия, которая, конечно, торжествует, разрушая все интриги алчных до власти кардиналов. С другой стороны, нельзя ли интерпретировать финал не как волю Божию, а как торжество ещё одной разновидности помешательства среди прочих, явственно изображенных в фильме?
Конклав - эта древняя и любопытная процедура, проходящая за закрытыми дверями. И примечательно, что в 2024 году вышел одноимённый фильм, показывающий, что может происходить в ходе этих недоступных для внешних наблюдателей выборов. Думаем, самое время его посмотреть.
Сюжет фильма «Конклав» начинается ровно с того же, что произошло сейчас: после внезапной смерти Папы кардиналы готовятся к конклаву — выборам нового главы католической церкви. Кардинал Лоуренс, который отвечает за организацию выборов, узнаёт несколько не самых приятных тайн о главных кандидатах на место Папы. Перед ним встаёт сложный нравственный выбор, вмешиваться ли в ход голосования.
Борьба фракций, интриги и расследования – всё это динамично раскрывается через специфичный приём – мимику, лёгкие движения губ, направление взгляда на лице Лоуренса. Детективные линии лихо переплетаются, давая простор и мистике. Следить за этим интересно, несмотря на то, что искушённому зрителю не составит труда определить будущего Папу с первых кадров его появления.
В фильме изображено множество любопытных деталей голосования. Пишут, что фильм даже стал учебным пособием по изучению процедуры избрания Папы для молодых кардиналов, которые ранее не участвовали в Конклаве.
Единственный жирный минус фильма – повестка и соответствующая философия, которая, конечно, торжествует, разрушая все интриги алчных до власти кардиналов. С другой стороны, нельзя ли интерпретировать финал не как волю Божию, а как торжество ещё одной разновидности помешательства среди прочих, явственно изображенных в фильме?
❤11🔥7❤🔥4
Forwarded from Я художник, я так вижу
Медея Альфонса Мухи
На афише чешского художника изображена Сара Бернар, исполнительница главной роли в трагедии Катюля Мендеса.
Принцесса из Колхиды Медея стоит над трупами детей, которых она убила из мести Ясону. У неё за спиной встаёт зловеще-красная заря нового дня.
Напряжённая поза девушки, её тёмные одежды и полный ужаса взгляд создают драматическую и напряжённую атмосферу, усиленную с помощью красных и лиловых оттенков.
Окроплённый кровью кинжал и трупы у ног Медеи показывают только что происшедшее преступление, но то, что тела будто бы «вытекают» из фигуры самой Медеи, говорит именно о детоубийстве...
Интересен змеевидный браслет на левой руке Медеи, придуманный самим Мухой во время работы над плакатом. Он так понравился Саре Бернар, что она заказала ювелиру Жоржу Фуке сделать браслет в форме змеи и кольцо с драгоценными камнями по эскизу Мухи, чтобы надеть их во время постановки пьесы.
«Медея»
Альфонс Муха, 1897 г.
Литография. Фонд Альфонса Мухи, Прага
@ArtistSees x #разбор
На афише чешского художника изображена Сара Бернар, исполнительница главной роли в трагедии Катюля Мендеса.
Принцесса из Колхиды Медея стоит над трупами детей, которых она убила из мести Ясону. У неё за спиной встаёт зловеще-красная заря нового дня.
Напряжённая поза девушки, её тёмные одежды и полный ужаса взгляд создают драматическую и напряжённую атмосферу, усиленную с помощью красных и лиловых оттенков.
Окроплённый кровью кинжал и трупы у ног Медеи показывают только что происшедшее преступление, но то, что тела будто бы «вытекают» из фигуры самой Медеи, говорит именно о детоубийстве...
Интересен змеевидный браслет на левой руке Медеи, придуманный самим Мухой во время работы над плакатом. Он так понравился Саре Бернар, что она заказала ювелиру Жоржу Фуке сделать браслет в форме змеи и кольцо с драгоценными камнями по эскизу Мухи, чтобы надеть их во время постановки пьесы.
«Медея»
Альфонс Муха, 1897 г.
Литография. Фонд Альфонса Мухи, Прага
@ArtistSees x #разбор
👍11🙏8❤4