Вопрос
Можно ли продлять сроки носки спецодежды и спецобуви после 01.09.2023 года?
Ответ
Согласно п. 7 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утв. Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 N 766н (далее – Правила), приобретение и эксплуатация (в том числе по договору аренды или аутсорсинга) СИЗ, не имеющих документа о подтверждении соответствия, а также имеющих документы о подтверждении соответствия, срок действия которых истек, не допускаются, за исключением производимых серийно СИЗ, выпущенных в обращение в период действия документа о подтверждении соответствия (сертификата или декларации) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации СИЗ.
Таким образом вполне возможна эксплуатация СИЗ (продление срока носки СИЗ) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации СИЗ.
Также в данной ситуации необходимо учесть, что в случае увольнения работника, СИЗ, которые им эксплуатировались и были возвращены до истечения их нормативных сроков эксплуатации и сроков годности, прошедшие мероприятия по уходу, могут быть переведены в дежурные СИЗ при условии их целостности и сохранности защитных свойств, за исключением тех СИЗ, которые не могут эксплуатироваться другими работниками в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (белье, обувь специальная, головные уборы, СИЗ рук). Решение и порядок перевода ранее эксплуатировавшихся СИЗ в дежурные СИЗ принимает работодатель (п. 75 Правил).
Таким образом, с учетом вышеизложенного, продление срока носки СИЗ допускается только в отношении СИЗ работников продолжающих работать и эксплуатировать выданные им СИЗ. В случае увольнения работника, возвращенные им СИЗ могут быть переведены только в дежурные СИЗ.
Можно ли продлять сроки носки спецодежды и спецобуви после 01.09.2023 года?
Ответ
Согласно п. 7 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утв. Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 N 766н (далее – Правила), приобретение и эксплуатация (в том числе по договору аренды или аутсорсинга) СИЗ, не имеющих документа о подтверждении соответствия, а также имеющих документы о подтверждении соответствия, срок действия которых истек, не допускаются, за исключением производимых серийно СИЗ, выпущенных в обращение в период действия документа о подтверждении соответствия (сертификата или декларации) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации СИЗ.
Таким образом вполне возможна эксплуатация СИЗ (продление срока носки СИЗ) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации СИЗ.
Также в данной ситуации необходимо учесть, что в случае увольнения работника, СИЗ, которые им эксплуатировались и были возвращены до истечения их нормативных сроков эксплуатации и сроков годности, прошедшие мероприятия по уходу, могут быть переведены в дежурные СИЗ при условии их целостности и сохранности защитных свойств, за исключением тех СИЗ, которые не могут эксплуатироваться другими работниками в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (белье, обувь специальная, головные уборы, СИЗ рук). Решение и порядок перевода ранее эксплуатировавшихся СИЗ в дежурные СИЗ принимает работодатель (п. 75 Правил).
Таким образом, с учетом вышеизложенного, продление срока носки СИЗ допускается только в отношении СИЗ работников продолжающих работать и эксплуатировать выданные им СИЗ. В случае увольнения работника, возвращенные им СИЗ могут быть переведены только в дежурные СИЗ.
Вопрос
Должны ли в приказе и Трудовом договоре указывать конкретную сумму денежной компенсации за молоко в рублях, или же можно просто написать выплатить компенсацию в размере стоимости молока не менее 2.5%?
Ответ
Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры (п. 5 Приложения 3 к Приказу Минтруда РФ от 12.05.2022 N 291н "Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов").
Должны ли в приказе и Трудовом договоре указывать конкретную сумму денежной компенсации за молоко в рублях, или же можно просто написать выплатить компенсацию в размере стоимости молока не менее 2.5%?
Ответ
Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры (п. 5 Приложения 3 к Приказу Минтруда РФ от 12.05.2022 N 291н "Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов").
Входит ли в обязанность работодателя ставить шкафчики для верхней одежды?
В ведомстве пояснили, что сейчас проблема размещения личных вещей работников законодательством не регулируется. При этом у нанимателей есть право закрепить данное положение, издав локальный акт. Подобная компетенция дана на основании ст. 8 ТК РФ. Запрещено принятием ЛНА ухудшать положение сотрудников относительно норм, гарантированных Трудовым кодексом РФ. В данной ситуации работодатель, наоборот, может улучшить положение персонала.
Напоминаем, что ТК РФ наделяет работодателей правом контролировать соблюдение правил охраны труда, исполнение сотрудниками производственных обязанностей, в том числе, проверять как они используют средства индивидуальной защиты. Для этого руководители могут проверять наличие, условия хранения, состояние спецодежды, спецобуви в индивидуальных шкафчиках.
Однако проверка должна проходить в соответствии с установленными правилами и процедурами, не нарушая законные права персонала. Нанимателю нужно иметь правовые основания для подобного досмотра, например, решение суда или санитарно-эпидемиологические требования. Также необходимо заранее предупреждать работников о запланированной проверке.
Предусмотреть правила использования шкафчиков для одежды, включая основания для проверки можно локальным актом предприятия или прописать их в ПВТР. Несоблюдение работодателем установленного порядка квалифицируется как вмешательство в личную жизнь работника и может нарушать его право на конфиденциальность переписки, сообщений если в шкафчике находится устройство для коммуникации.
В ведомстве пояснили, что сейчас проблема размещения личных вещей работников законодательством не регулируется. При этом у нанимателей есть право закрепить данное положение, издав локальный акт. Подобная компетенция дана на основании ст. 8 ТК РФ. Запрещено принятием ЛНА ухудшать положение сотрудников относительно норм, гарантированных Трудовым кодексом РФ. В данной ситуации работодатель, наоборот, может улучшить положение персонала.
Напоминаем, что ТК РФ наделяет работодателей правом контролировать соблюдение правил охраны труда, исполнение сотрудниками производственных обязанностей, в том числе, проверять как они используют средства индивидуальной защиты. Для этого руководители могут проверять наличие, условия хранения, состояние спецодежды, спецобуви в индивидуальных шкафчиках.
Однако проверка должна проходить в соответствии с установленными правилами и процедурами, не нарушая законные права персонала. Нанимателю нужно иметь правовые основания для подобного досмотра, например, решение суда или санитарно-эпидемиологические требования. Также необходимо заранее предупреждать работников о запланированной проверке.
Предусмотреть правила использования шкафчиков для одежды, включая основания для проверки можно локальным актом предприятия или прописать их в ПВТР. Несоблюдение работодателем установленного порядка квалифицируется как вмешательство в личную жизнь работника и может нарушать его право на конфиденциальность переписки, сообщений если в шкафчике находится устройство для коммуникации.
Поправки в правилах оказания первой помощи перенесены на сентябрь 2024 года.
На до 1 сентября 2024 г. отложено действие апрельских поправок в Закон об основах охраны здоровья граждан по вопросу оказания первой помощи. Напоминаем, что к таковой будет относиться комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 625-ФЗ).
Поправками, которые начнут действовать с будущей осени, предусмотрено также, что Минздрав утверждает не только перечни состояний, при которых оказывается первая помощь, и мероприятий по её оказанию, но и последовательность проведения мероприятий по оказанию первой помощи.
Кроме того, Минздрав по согласованию с отраслевыми ведомствами будет утверждать требования к комплектации укладок и аптечек для оказания первой помощи с применением медизделий и лекарственных препаратов. Порядки хранения и пользования такими аптечками будут утверждать отраслевые ведомства, Минтруд уже разработал проект приказа об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам.
Так же напоминаем, что при несчастных случаях работодатель обязан, в частности, немедленно организовать первую помощь пострадавшему (ч.1. ст. 228 ТК РФ). В этих целях работодателем должны быть организованы посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи (ч.1. ст. 216.3 ТК РФ). В настоящий момент требования к комплектации аптечки для оказания первой помощи работникам утверждены приказом Минздрава РФ от 15 декабря 2020 г. № 1331н.
На до 1 сентября 2024 г. отложено действие апрельских поправок в Закон об основах охраны здоровья граждан по вопросу оказания первой помощи. Напоминаем, что к таковой будет относиться комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 625-ФЗ).
Поправками, которые начнут действовать с будущей осени, предусмотрено также, что Минздрав утверждает не только перечни состояний, при которых оказывается первая помощь, и мероприятий по её оказанию, но и последовательность проведения мероприятий по оказанию первой помощи.
Кроме того, Минздрав по согласованию с отраслевыми ведомствами будет утверждать требования к комплектации укладок и аптечек для оказания первой помощи с применением медизделий и лекарственных препаратов. Порядки хранения и пользования такими аптечками будут утверждать отраслевые ведомства, Минтруд уже разработал проект приказа об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам.
Так же напоминаем, что при несчастных случаях работодатель обязан, в частности, немедленно организовать первую помощь пострадавшему (ч.1. ст. 228 ТК РФ). В этих целях работодателем должны быть организованы посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи (ч.1. ст. 216.3 ТК РФ). В настоящий момент требования к комплектации аптечки для оказания первой помощи работникам утверждены приказом Минздрава РФ от 15 декабря 2020 г. № 1331н.
МЧС установило требования к системам предотвращения пожара с использованием гипоксической атмосферы.
Требования к системам устанавливает свод правил СП 526.1311500.2023, утвержденный приказом МЧС от 20.06.2023 № 642.
Такие системы защиты снижают концентрацию кислорода в помещении, что исключает возможность возникновения пожара. Поэтому даже при наличии источника зажигания не происходит возгорания горючих веществ и материалов. Системы будут использовать в музеях, архивах и на объектах культурного наследия.
Документ вступил в силу с 1 января 2024г.
Требования к системам устанавливает свод правил СП 526.1311500.2023, утвержденный приказом МЧС от 20.06.2023 № 642.
Такие системы защиты снижают концентрацию кислорода в помещении, что исключает возможность возникновения пожара. Поэтому даже при наличии источника зажигания не происходит возгорания горючих веществ и материалов. Системы будут использовать в музеях, архивах и на объектах культурного наследия.
Документ вступил в силу с 1 января 2024г.
Минздрав продлил действие временного порядка работы медорганизаций в условиях коронавируса. Порядок утвержден приказом Минздрава от 19.03.2020 № 198н. Теперь документ действует до 1 января 2025 года.
Ростехнадзор внес изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для надзора в области промбезопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 № 397. К восьми ранее утверждённым индикаторам риска добавили ещё один – отсутствие у Ростехнадзора информации о модернизации технических устройств на территории ОПО.
Таким образом организации, которые эксплуатируют ОПО III или IV класса опасности, при проведении техперевооружения в течение 2 лет должны внести изменения в сведения о технических устройствах на территории этого ОПО. Для этого необходимо направить заявление о внесении изменений в сведения в Ростехнадзор.
Таким образом организации, которые эксплуатируют ОПО III или IV класса опасности, при проведении техперевооружения в течение 2 лет должны внести изменения в сведения о технических устройствах на территории этого ОПО. Для этого необходимо направить заявление о внесении изменений в сведения в Ростехнадзор.
Молоко за вредность для гинеколога
Петрозаводский городской суд рассматривал дело, фигурантом которого стал врач-гинеколог одного из медучреждений. На его рабочем месте была проведена спецоценка условий труда, по итогам которой были идентифицированы вредные условия труда и присвоен класс 3.2 по биологическому фактору. Однако в карте СОУТ не было прописано о выдаче молока за вредность.
Не согласная с таким подходом сотрудница обратилась за защитой в городской суд, который поддержал её доводы и обязал работодателя выдавать ей молоко за вредность.
Что могло стать причиной отсутствия в карте СОУТ информации о выдаче молока по классу 3.2? Как выясняется, это не ошибки эксперта и работодателя, а противоречия законодательства.
Вопросы предоставления молока за вредные условия регулирует приказ Минтруда РФ от 12.05.2022 г. № 291н. В нём указаны факторы, выступающие основанием для выдачи молока. В этом перечне есть и биологический (патогенные исследования).
При этом ключевым условием выступает не само наличие вредного фактора, а фактически установленная концентрация коэффициента, которая превышает гигиенический норматив. Применимо к патогенным явлениям такой норматив не разработан, класс вредности определяется без измерения, по факту присутствия данного фактора.
Отсутствие утвержденных гигиенических нормативов создает правовую коллизию, с которой столкнулась врач-гинеколог. С одной стороны она имеет право получать молоко за вредность по факту наличия патогенных факторов, а с другой стороны — нет, так как не зафиксировано превышение гигиенических нормативов из-за их отсутствия.
В данном случае эксперт при работе с картой СОУТ строго руководствовался буквой закона и не отступил от неё ни на шаг. Суд ситуацию трактовал иначе и посчитал, что отсутствие в карте СОУТ права на получение молока не умаляет право работника на реализацию предусмотренной федеральным законодательством гарантии. При этом суд исходил из принципа, изложенного в ст. 1 ТК РФ, который наделяет каждого работника правами на охрану труда и создание благоприятных условий труда.
Чтобы избежать подобных ситуаций вновь, законодателям необходимо более чётко и непротиворечиво прописывать содержание нормативно-правовых актов.
Петрозаводский городской суд рассматривал дело, фигурантом которого стал врач-гинеколог одного из медучреждений. На его рабочем месте была проведена спецоценка условий труда, по итогам которой были идентифицированы вредные условия труда и присвоен класс 3.2 по биологическому фактору. Однако в карте СОУТ не было прописано о выдаче молока за вредность.
Не согласная с таким подходом сотрудница обратилась за защитой в городской суд, который поддержал её доводы и обязал работодателя выдавать ей молоко за вредность.
Что могло стать причиной отсутствия в карте СОУТ информации о выдаче молока по классу 3.2? Как выясняется, это не ошибки эксперта и работодателя, а противоречия законодательства.
Вопросы предоставления молока за вредные условия регулирует приказ Минтруда РФ от 12.05.2022 г. № 291н. В нём указаны факторы, выступающие основанием для выдачи молока. В этом перечне есть и биологический (патогенные исследования).
При этом ключевым условием выступает не само наличие вредного фактора, а фактически установленная концентрация коэффициента, которая превышает гигиенический норматив. Применимо к патогенным явлениям такой норматив не разработан, класс вредности определяется без измерения, по факту присутствия данного фактора.
Отсутствие утвержденных гигиенических нормативов создает правовую коллизию, с которой столкнулась врач-гинеколог. С одной стороны она имеет право получать молоко за вредность по факту наличия патогенных факторов, а с другой стороны — нет, так как не зафиксировано превышение гигиенических нормативов из-за их отсутствия.
В данном случае эксперт при работе с картой СОУТ строго руководствовался буквой закона и не отступил от неё ни на шаг. Суд ситуацию трактовал иначе и посчитал, что отсутствие в карте СОУТ права на получение молока не умаляет право работника на реализацию предусмотренной федеральным законодательством гарантии. При этом суд исходил из принципа, изложенного в ст. 1 ТК РФ, который наделяет каждого работника правами на охрану труда и создание благоприятных условий труда.
Чтобы избежать подобных ситуаций вновь, законодателям необходимо более чётко и непротиворечиво прописывать содержание нормативно-правовых актов.
❤1
МЧС планирует внести изменения в листы для проверок по пожарной безопасности, утвержденные приказом МЧС от 15.12.2021 № 870. По проекту планируют уточнить:
— требования к ответственному за пожарную безопасность (п. 3 и 7 приложения № 1 к приказу);
— требования к соблюдению организацией НПА по пожарной безопасности (п. 3 приложения № 2 к приказу).
Планируют установить, что проверочные листы будут действовать до 1 сентября 2026 года.
— требования к ответственному за пожарную безопасность (п. 3 и 7 приложения № 1 к приказу);
— требования к соблюдению организацией НПА по пожарной безопасности (п. 3 приложения № 2 к приказу).
Планируют установить, что проверочные листы будут действовать до 1 сентября 2026 года.
Оплачивать проезд сотрудников на такси ночью предлагается за счёт работодателей
Депутаты ЛДПР направили на рассмотрение в Российскую трехстороннюю комиссию новый законопроект. Суть проста: на законодательном уровне предлагают закрепить новую обязанность работодателя — компенсировать работникам транспортные издержки на такси в ночное время, если они добираются на нём до дома с работы или наоборот.
Вот что говорят депутаты об этом решении:
1. У многих работников такси остаётся единственным способом передвижения ночью, особенно — если у них нет автомобиля.
2. В 2023 цены на такси сильно выросли, в некоторых регионах почти вдвое.
3. Компенсации на такси работодатель сможет отнести к расходам и соответственно уменьшить за счет этого сумму уплаченного налога.
Пока не ясно, пройдёт ли это предложение весь необходимый путь для вступления в силу , но до тех пор компенсация на такси до работы и обратно останется добровольной инициативой со стороны работодателя.
Депутаты ЛДПР направили на рассмотрение в Российскую трехстороннюю комиссию новый законопроект. Суть проста: на законодательном уровне предлагают закрепить новую обязанность работодателя — компенсировать работникам транспортные издержки на такси в ночное время, если они добираются на нём до дома с работы или наоборот.
Вот что говорят депутаты об этом решении:
1. У многих работников такси остаётся единственным способом передвижения ночью, особенно — если у них нет автомобиля.
2. В 2023 цены на такси сильно выросли, в некоторых регионах почти вдвое.
3. Компенсации на такси работодатель сможет отнести к расходам и соответственно уменьшить за счет этого сумму уплаченного налога.
Пока не ясно, пройдёт ли это предложение весь необходимый путь для вступления в силу , но до тех пор компенсация на такси до работы и обратно останется добровольной инициативой со стороны работодателя.
Как правильно оформить наряд-допуск на проведение огневых работ?
Оформление наряда-допуска на проведение огневых работ регламентируется Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 528 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», а именно пп. 71 -82 этого документа посвящены вопросам подготовки документации для выполнения огневых работ.
Наряд-допуск на выполнение огневых работ оформляется руководителем эксплуатирующей организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, в двух экземплярах (один экземпляр зарегистрированного наряда-допуска на выполнение огневых работ остается у руководителя работ, второй - передается пожарной охране (при наличии) или другой службе эксплуатирующей организации, на которую возложены функции обеспечения мер пожарной безопасности).
К наряду-допуску на выполнение огневых работ должна быть приложена схема места проведения огневых работ.
Наряд-допуск выдается на каждое место и характер работ каждой бригаде, проводящей указанные работы, и действителен в течение одной смены, за исключением случаев, когда работы выполняются в составе плановых ремонтных работ объекта.
При необходимость наряд-допуск может быть продлен после проведения анализа воздушной среды не более чем на одну дневную смену.
В наряде-допуске обязательно должны быть указаны следующие данные:
- название организации;
- название самого документа;
- название структурного подразделения;
- название места непосредственного проведения операций с огнем;
- характер разрешенных действий — продолжительность, объем;
- данные лица, ответственного за подготовку к работам;
- данные того, кто непосредственно будет выполнять огневые операции;
- время выполнения задачи;
- необходимые меры пожарной безопасности;
- состав бригады и прохождение каждым ее членом противопожарного инструктажа;
- данные того, кто выписывает наряд-допуск на огневые работы;
- данные начальника обозначенного структурного подразделения;
- подписи ответственных за подготовку и проведение работ с подтверждением принятых мер безопасности;
- согласование с лицом, ответственным за пожарную безопасность на производстве;
- сведения о состоянии воздушной среды;
- сведения о возможности продления допуска;
- сведения об изменениях в выполняющей операцию бригаде;
- данные о закрытии наряда-допуска после завершения задачи.
Записи в наряде-допуске должны быть четкими и читаемыми. Не допускается заполнение наряда-допуска карандашом. Исправления в тексте и подписи ответственных лиц с использованием факсимиле и их ксерокопии не допускаются.
Допускается заполнение наряда-допуска на выполнение огневых работ с использованием персонального компьютера, а также разрешается оформление и регистрация в виде электронного документа без возможности несанкционированного изменения информации.
Наряд-допуск необходимо согласовать с пожарной охраной (при наличии) или с другой службой организации, на которую ЛНА возложены функции обеспечения мер пожарной безопасности, а также с руководителями структурных подразделений, технологически связанных с местом проведения огневых работ, и утвердить руководителем эксплуатирующей организации или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации. Наряд-допуск необходимо зарегистрировать в журнале регистрации нарядов-допусков в бумажном или электронном виде.
Срок хранения нарядов-допусков составляет 1 год. По истечении этого срока могут быть уничтожены.
Оформление наряда-допуска на проведение огневых работ регламентируется Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 528 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», а именно пп. 71 -82 этого документа посвящены вопросам подготовки документации для выполнения огневых работ.
Наряд-допуск на выполнение огневых работ оформляется руководителем эксплуатирующей организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, в двух экземплярах (один экземпляр зарегистрированного наряда-допуска на выполнение огневых работ остается у руководителя работ, второй - передается пожарной охране (при наличии) или другой службе эксплуатирующей организации, на которую возложены функции обеспечения мер пожарной безопасности).
К наряду-допуску на выполнение огневых работ должна быть приложена схема места проведения огневых работ.
Наряд-допуск выдается на каждое место и характер работ каждой бригаде, проводящей указанные работы, и действителен в течение одной смены, за исключением случаев, когда работы выполняются в составе плановых ремонтных работ объекта.
При необходимость наряд-допуск может быть продлен после проведения анализа воздушной среды не более чем на одну дневную смену.
В наряде-допуске обязательно должны быть указаны следующие данные:
- название организации;
- название самого документа;
- название структурного подразделения;
- название места непосредственного проведения операций с огнем;
- характер разрешенных действий — продолжительность, объем;
- данные лица, ответственного за подготовку к работам;
- данные того, кто непосредственно будет выполнять огневые операции;
- время выполнения задачи;
- необходимые меры пожарной безопасности;
- состав бригады и прохождение каждым ее членом противопожарного инструктажа;
- данные того, кто выписывает наряд-допуск на огневые работы;
- данные начальника обозначенного структурного подразделения;
- подписи ответственных за подготовку и проведение работ с подтверждением принятых мер безопасности;
- согласование с лицом, ответственным за пожарную безопасность на производстве;
- сведения о состоянии воздушной среды;
- сведения о возможности продления допуска;
- сведения об изменениях в выполняющей операцию бригаде;
- данные о закрытии наряда-допуска после завершения задачи.
Записи в наряде-допуске должны быть четкими и читаемыми. Не допускается заполнение наряда-допуска карандашом. Исправления в тексте и подписи ответственных лиц с использованием факсимиле и их ксерокопии не допускаются.
Допускается заполнение наряда-допуска на выполнение огневых работ с использованием персонального компьютера, а также разрешается оформление и регистрация в виде электронного документа без возможности несанкционированного изменения информации.
Наряд-допуск необходимо согласовать с пожарной охраной (при наличии) или с другой службой организации, на которую ЛНА возложены функции обеспечения мер пожарной безопасности, а также с руководителями структурных подразделений, технологически связанных с местом проведения огневых работ, и утвердить руководителем эксплуатирующей организации или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации. Наряд-допуск необходимо зарегистрировать в журнале регистрации нарядов-допусков в бумажном или электронном виде.
Срок хранения нарядов-допусков составляет 1 год. По истечении этого срока могут быть уничтожены.
Messages in this channel will be automatically deleted after 1 week
Messages in this channel will be automatically deleted after 1 day
Messages in this channel will be automatically deleted after 1 week
Перечень работ на высоте в организации
Анализ всех рабочих мест и задач, где есть риск падения
провести осмотр высотных объектов;
спланировать маршруты подъема, определить потенциальные опасности;
оценить риск падения с учетом применяемых СИЗ и коллективных средств защиты.
Формирование локального перечня на основе приказа №782н
с высоким риском падения работника с высоты (п. 7 Правил);
без инвентарных лесов и подмостей с системами канатного доступа (п. 7 Правил);
в охранных зонах сооружений или коммуникаций (п. 52 );
по сборке и разборке лесов (п. 106 );
на крышах зданий без ограждений по периметру, а также если высота ограждения менее 1,1 м (п. 251 );
без защитных ограждений с удерживающими, позиционирующими, страховочными системами или системами канатного доступа (п. 27);
на дымовых трубах (п. 267 );
бетонные (п. 273 );
стекольные и по очистке остекления зданий (п. 283 );
в ограниченном пространстве (п. 303 ).
Утверждение перечня руководителем организации
После разработки документ подается на рассмотрение директору , для утверждения оформляется приказ, который директор подписывает. Ознакомить ответственного за организацию работ на высоте по нарядам-допускам из утвержденного перечня.
Анализ всех рабочих мест и задач, где есть риск падения
провести осмотр высотных объектов;
спланировать маршруты подъема, определить потенциальные опасности;
оценить риск падения с учетом применяемых СИЗ и коллективных средств защиты.
Формирование локального перечня на основе приказа №782н
с высоким риском падения работника с высоты (п. 7 Правил);
без инвентарных лесов и подмостей с системами канатного доступа (п. 7 Правил);
в охранных зонах сооружений или коммуникаций (п. 52 );
по сборке и разборке лесов (п. 106 );
на крышах зданий без ограждений по периметру, а также если высота ограждения менее 1,1 м (п. 251 );
без защитных ограждений с удерживающими, позиционирующими, страховочными системами или системами канатного доступа (п. 27);
на дымовых трубах (п. 267 );
бетонные (п. 273 );
стекольные и по очистке остекления зданий (п. 283 );
в ограниченном пространстве (п. 303 ).
Утверждение перечня руководителем организации
После разработки документ подается на рассмотрение директору , для утверждения оформляется приказ, который директор подписывает. Ознакомить ответственного за организацию работ на высоте по нарядам-допускам из утвержденного перечня.
Вопрос
Какое нормативное обоснование, что в туалете должна быть электрическая сушилка для рук в офисном здании?
Ответ
П. 8.14 санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"
Какое нормативное обоснование, что в туалете должна быть электрическая сушилка для рук в офисном здании?
Ответ
П. 8.14 санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"
Назначение выплат по ОСС от НС и ПЗ: новый регламент
Проект приказа СФР (подготовлен 18.11.2025)
СФР разработал новый регламент по назначению выплат по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на такие выплаты в случае его смерти. Он заменит регламент ФСС 2019 г.
Услуга будет предоставляться Фондом бесплатно в соответствии с категориями (признаками) заявителей, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг и на Едином портале. Максимальный срок ее оказания - 10 календарных дней с даты регистрации заявления и необходимых документов.
Проект приказа СФР (подготовлен 18.11.2025)
СФР разработал новый регламент по назначению выплат по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на такие выплаты в случае его смерти. Он заменит регламент ФСС 2019 г.
Услуга будет предоставляться Фондом бесплатно в соответствии с категориями (признаками) заявителей, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг и на Едином портале. Максимальный срок ее оказания - 10 календарных дней с даты регистрации заявления и необходимых документов.
Новый метод измерения концентраций серной и фосфорной кислот
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 21438-1-2025
С 1 января 2026 года начнет действовать новый национальный стандарт "Воздух рабочей зоны. Определение неорганических кислот методом ионной хроматографии. Часть 1. Нелетучие кислоты (серная и фосфорная)". Он заменит документ 2011 года.
В стандарте приводится метод определения содержания кислот в воздухе рабочей зоны для оценки их воздействия на работников промышленных предприятий. Метод предназначен, в частности, для специалистов в области промышленной гигиены и охраны труда, аналитических лабораторий, промышленных предприятий, использующих серную и фосфорную кислоты в технологических процессах.
Положения стандарта распространяются на 2 вида отбора проб воздуха:
- индивидуальный (позволяет оценивать реальное воздействие кислот на работника в зоне его дыхания);
- стационарный (применяется в случаях, когда индивидуальный отбор технически невозможен, а также для оценки фоновых концентраций, контроля эффективности систем вентиляции или локализации источников выделения кислот).
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 21438-1-2025
С 1 января 2026 года начнет действовать новый национальный стандарт "Воздух рабочей зоны. Определение неорганических кислот методом ионной хроматографии. Часть 1. Нелетучие кислоты (серная и фосфорная)". Он заменит документ 2011 года.
В стандарте приводится метод определения содержания кислот в воздухе рабочей зоны для оценки их воздействия на работников промышленных предприятий. Метод предназначен, в частности, для специалистов в области промышленной гигиены и охраны труда, аналитических лабораторий, промышленных предприятий, использующих серную и фосфорную кислоты в технологических процессах.
Положения стандарта распространяются на 2 вида отбора проб воздуха:
- индивидуальный (позволяет оценивать реальное воздействие кислот на работника в зоне его дыхания);
- стационарный (применяется в случаях, когда индивидуальный отбор технически невозможен, а также для оценки фоновых концентраций, контроля эффективности систем вентиляции или локализации источников выделения кислот).
ГОСТ 17025 не используется для написания протоколов СОУТ.
Письмо Минтруда России от 20 июня 2025 года, N 15-1/ООГ-1304.
По Методике СОУТ, утвержденной приказом Минтруда N 817н, каждого протокола измерений вредного или опасного фактора должно содержать:
- реальные измеренные данные;
- вывод о соответствии или несоответствии гигиеническим требованиям;
- итоговый класс (подкласс) условий труда по данному фактору на всех измеренных объектах.
Вывод о соответствии или несоответствии считается не отдельным документом, а важной частью самого протокола.
Требования ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 для представления выводов о соответствии или несоответствии спецификации отличаются от требований Методики СОУТ. Они применяются в других контекстах (например, при отборе проб или калибровке измерительных приборов). Поэтому при осуществлении специальной оценки условий труда лаборатории должны составлять протоколы измерений вредных или опасных факторов с точным соблюдением подпункта 14 пункта 20 Методики СОУТ.
При этом испытательные лаборатории, зарегистрированные в реестре организаций, осуществляющих СОУТ, и аккредитованные в соответствии с законодательством о аккредитации в национальной системе аккредитации, обязаны следовать требованиям как законодательства о специальной оценке условий труда, так и законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Письмо Минтруда России от 20 июня 2025 года, N 15-1/ООГ-1304.
По Методике СОУТ, утвержденной приказом Минтруда N 817н, каждого протокола измерений вредного или опасного фактора должно содержать:
- реальные измеренные данные;
- вывод о соответствии или несоответствии гигиеническим требованиям;
- итоговый класс (подкласс) условий труда по данному фактору на всех измеренных объектах.
Вывод о соответствии или несоответствии считается не отдельным документом, а важной частью самого протокола.
Требования ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 для представления выводов о соответствии или несоответствии спецификации отличаются от требований Методики СОУТ. Они применяются в других контекстах (например, при отборе проб или калибровке измерительных приборов). Поэтому при осуществлении специальной оценки условий труда лаборатории должны составлять протоколы измерений вредных или опасных факторов с точным соблюдением подпункта 14 пункта 20 Методики СОУТ.
При этом испытательные лаборатории, зарегистрированные в реестре организаций, осуществляющих СОУТ, и аккредитованные в соответствии с законодательством о аккредитации в национальной системе аккредитации, обязаны следовать требованиям как законодательства о специальной оценке условий труда, так и законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Вопрос
Учреждение предоставляет легковые автомобили для нужд городской администрации. Водители автомобилей занимаются только управлением транспортом, в то время как все ремонтные и обслуживающие работы выполняет специализированная служба. Должна ли организация, основываясь на требованиях Приказа № 767н и связанных норм, предоставить таким работникам средства индивидуальной защиты, или это не является обязательным?
Ответ
Правительство России утвердило Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и очищающими средствами, что оформлено приказом Минтруда № 766н от 29 октября 2021 года.
В пункте 18 Правил указано, что количество средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в зависимости от профессии, устанавливается в Едином перечне норм выдачи СИЗ.
Когда работодатель определяет количество выдаваемых работникам средств индивидуальной защиты на основе проведенного СОУТ и ОПР, он обращается к Единому перечню норм, который учитывает выявленные опасности.
Согласно пункту 20 Правил, все средства индивидуальной защиты, включенные в Нормы, должны выдаваться работникам за счет работодателя.
Единые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и специальных очищающих средств утверждены приказом Минтруда России № 767н от 29 октября 2021 года.
Таким образом, водителям обязательно предоставляются средства индивидуальной защиты, перечисленные в приложении №1 к приказу (в зависимости от профессии), а также дополнительные, указанные в приложении № 2 к приказу (в связи с выявленными опасностями).
Учреждение предоставляет легковые автомобили для нужд городской администрации. Водители автомобилей занимаются только управлением транспортом, в то время как все ремонтные и обслуживающие работы выполняет специализированная служба. Должна ли организация, основываясь на требованиях Приказа № 767н и связанных норм, предоставить таким работникам средства индивидуальной защиты, или это не является обязательным?
Ответ
Правительство России утвердило Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и очищающими средствами, что оформлено приказом Минтруда № 766н от 29 октября 2021 года.
В пункте 18 Правил указано, что количество средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в зависимости от профессии, устанавливается в Едином перечне норм выдачи СИЗ.
Когда работодатель определяет количество выдаваемых работникам средств индивидуальной защиты на основе проведенного СОУТ и ОПР, он обращается к Единому перечню норм, который учитывает выявленные опасности.
Согласно пункту 20 Правил, все средства индивидуальной защиты, включенные в Нормы, должны выдаваться работникам за счет работодателя.
Единые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и специальных очищающих средств утверждены приказом Минтруда России № 767н от 29 октября 2021 года.
Таким образом, водителям обязательно предоставляются средства индивидуальной защиты, перечисленные в приложении №1 к приказу (в зависимости от профессии), а также дополнительные, указанные в приложении № 2 к приказу (в связи с выявленными опасностями).