Вопрос
На новое место работы пришел специалист по ОТ и ПБ. На огнетушители нет ни паспортов, ни записей их покупки и обслуживания. Также есть огнетушители от старых владельцев здания, на которые также отсутствуют паспорта. Может ли новый специалист сдать их на утилизацию и закупить все новые?
Ответ
"СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации".
Эксплуатационный паспорт должен быть заведен на каждый огнетушитель. В него заносят результаты проверок огнетушителя (в том числе первоначальной), а также информацию о перезарядке и техобслуживании (п. п. 4.1.33, 4.3.5, 4.4.21, 4.5.1 Свода правил по огнетушителям).
Утвержденной формы эксплуатационного паспорта нет. Однако Сводом правил по огнетушителям предусмотрена рекомендуемая форма.
Утилизации подлежат огнетушащие вещества, которыми заряжают огнетушители. Сделать это нужно, если истек гарантийный срок хранения огнетушащих веществ или если они не отвечают нормативным требованиям (п. 4.6.1 Свода правил по огнетушителям).
На новое место работы пришел специалист по ОТ и ПБ. На огнетушители нет ни паспортов, ни записей их покупки и обслуживания. Также есть огнетушители от старых владельцев здания, на которые также отсутствуют паспорта. Может ли новый специалист сдать их на утилизацию и закупить все новые?
Ответ
"СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации".
Эксплуатационный паспорт должен быть заведен на каждый огнетушитель. В него заносят результаты проверок огнетушителя (в том числе первоначальной), а также информацию о перезарядке и техобслуживании (п. п. 4.1.33, 4.3.5, 4.4.21, 4.5.1 Свода правил по огнетушителям).
Утвержденной формы эксплуатационного паспорта нет. Однако Сводом правил по огнетушителям предусмотрена рекомендуемая форма.
Утилизации подлежат огнетушащие вещества, которыми заряжают огнетушители. Сделать это нужно, если истек гарантийный срок хранения огнетушащих веществ или если они не отвечают нормативным требованиям (п. 4.6.1 Свода правил по огнетушителям).
Вопрос
Зав.складом сырья и расходных материалов отдела материально-технического обеспечения (отдел снабжения) имеет так называемые, склады, которые представляют собой металлические шкафы, где хранятся пропан-2 баллона, кислород-3 баллона, углекислота-1 баллон. Должен ли он проходить аттестацию по правилам промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением(баллоны)? Баллоны хранятся, а не работают на оборудовании.
Ответ
Общие требования, предъявляемые к работникам, непосредственно связанным с эксплуатацией сосудов, работающих под избыточным давлением пара, газов, жидкостей, изложены в п. 229 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утв. Приказом Ростехнадзора N 536.
Работники, непосредственно связанные с эксплуатацией сосудов, работающих под избыточным давлением пара, газов, жидкостей, должны, в частности (п. 229 Правил N 536):
инженерно-технические работники - пройти аттестацию по промышленной безопасности в объеме требований, необходимых для исполнения трудовых обязанностей, знать положения документов, принятых работодателем для обеспечения промышленной безопасности, относящихся к выполняемым обязанностям, и выполнять установленные в них требования в процессе выполнения работ;
обслуживающий персонал - соответствовать квалификационным требованиям и иметь документ (протокол, удостоверение) на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности, знать и выполнять требования документов, определяющих порядок и безопасные методы выполнения работ, к которым работник допущен.
В соответствии с п. 572 эксплуатация (наполнение, хранение, транспортирование и использование) баллонов должна производиться в соответствии с требованиями инструкции организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющей указанную деятельность, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с п. 573 этих Правил работники, обслуживающие баллоны, должны пройти проверку знаний инструкции и иметь удостоверение о допуске к самостоятельной работе, выданное в установленном порядке.
Таким образом, инженерно-технические работники при выполнении работ по хранению баллонов проходят аттестацию по промышленной безопасности, обслуживающий персонал - проверку знаний инструкции.
Зав.складом сырья и расходных материалов отдела материально-технического обеспечения (отдел снабжения) имеет так называемые, склады, которые представляют собой металлические шкафы, где хранятся пропан-2 баллона, кислород-3 баллона, углекислота-1 баллон. Должен ли он проходить аттестацию по правилам промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением(баллоны)? Баллоны хранятся, а не работают на оборудовании.
Ответ
Общие требования, предъявляемые к работникам, непосредственно связанным с эксплуатацией сосудов, работающих под избыточным давлением пара, газов, жидкостей, изложены в п. 229 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утв. Приказом Ростехнадзора N 536.
Работники, непосредственно связанные с эксплуатацией сосудов, работающих под избыточным давлением пара, газов, жидкостей, должны, в частности (п. 229 Правил N 536):
инженерно-технические работники - пройти аттестацию по промышленной безопасности в объеме требований, необходимых для исполнения трудовых обязанностей, знать положения документов, принятых работодателем для обеспечения промышленной безопасности, относящихся к выполняемым обязанностям, и выполнять установленные в них требования в процессе выполнения работ;
обслуживающий персонал - соответствовать квалификационным требованиям и иметь документ (протокол, удостоверение) на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности, знать и выполнять требования документов, определяющих порядок и безопасные методы выполнения работ, к которым работник допущен.
В соответствии с п. 572 эксплуатация (наполнение, хранение, транспортирование и использование) баллонов должна производиться в соответствии с требованиями инструкции организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющей указанную деятельность, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с п. 573 этих Правил работники, обслуживающие баллоны, должны пройти проверку знаний инструкции и иметь удостоверение о допуске к самостоятельной работе, выданное в установленном порядке.
Таким образом, инженерно-технические работники при выполнении работ по хранению баллонов проходят аттестацию по промышленной безопасности, обслуживающий персонал - проверку знаний инструкции.
ГИТ напомнил работодателям о необходимости обеспечивать тепловой режим на каждом рабочем месте.
Роструд также дал соответствующие рекомендации.
При температуре воздуха на рабочих местах ниже допустимых (менее 13°С-20°С в зависимости от категории тяжести работ) работодатель проводит необходимые мероприятия. А именно:
- оборудует помещение механической вентиляции с подогревом воздуха;
- устанавливает автономные обогреватели;
- регламентирует перерывы в работе;
- выдает сотрудникам дополнительные СИЗ от пониженных температур.
Допустимую температуру в зависимости от категории тяжести работ определяют согласно СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
При организации работ на улице и в неотапливаемых помещениях ГИТ рекомендует руководствоваться МР 2.2.7.2129-06 «Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях». В соответствии с документом к работе на холоде допускают только работников, которые не имеют медицинских противопоказаний для работы на морозе. Кроме того, работников обеспечивают комплектом СИЗ, которые соответствуют текущим климатическим условиям.
Сотрудникам, которые работают в холодное время года на открытом воздухе или в необогреваемых помещениях предоставляют специальные перерывы для обогревания и отдыха (ч. 2 ст. 109 ТК). Перерывы включаются в рабочее время и не заменяют обеденный перерыв. Продолжительность и количество перерывов зависят от:
- температуры воздуха;
- силы ветра;
- категории работ.
Температуру воздуха в местах обогрева поддерживают на уровне 21°С-25 °C. Такие помещения также оборудуют устройствами для обогрева кистей и стоп. Температура устройств должна быть в диапазоне 35°С-40 °C.
Роструд также дал соответствующие рекомендации.
При температуре воздуха на рабочих местах ниже допустимых (менее 13°С-20°С в зависимости от категории тяжести работ) работодатель проводит необходимые мероприятия. А именно:
- оборудует помещение механической вентиляции с подогревом воздуха;
- устанавливает автономные обогреватели;
- регламентирует перерывы в работе;
- выдает сотрудникам дополнительные СИЗ от пониженных температур.
Допустимую температуру в зависимости от категории тяжести работ определяют согласно СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
При организации работ на улице и в неотапливаемых помещениях ГИТ рекомендует руководствоваться МР 2.2.7.2129-06 «Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях». В соответствии с документом к работе на холоде допускают только работников, которые не имеют медицинских противопоказаний для работы на морозе. Кроме того, работников обеспечивают комплектом СИЗ, которые соответствуют текущим климатическим условиям.
Сотрудникам, которые работают в холодное время года на открытом воздухе или в необогреваемых помещениях предоставляют специальные перерывы для обогревания и отдыха (ч. 2 ст. 109 ТК). Перерывы включаются в рабочее время и не заменяют обеденный перерыв. Продолжительность и количество перерывов зависят от:
- температуры воздуха;
- силы ветра;
- категории работ.
Температуру воздуха в местах обогрева поддерживают на уровне 21°С-25 °C. Такие помещения также оборудуют устройствами для обогрева кистей и стоп. Температура устройств должна быть в диапазоне 35°С-40 °C.
МЧС внесло изменения в порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных средствами индивидуальной защиты, утвержденный приказом МЧС от 04.04.2012 № 170.
А именно, установили, что применение/эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт, сертификация СИЗ и снаряжения пожарных проводят в соответствии с инструкциями по эксплуатации заводов-изготовителей и требованиями технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 043/2017.
Нововведения вступают в силу с 1 февраля 2024 года.
А именно, установили, что применение/эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт, сертификация СИЗ и снаряжения пожарных проводят в соответствии с инструкциями по эксплуатации заводов-изготовителей и требованиями технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 043/2017.
Нововведения вступают в силу с 1 февраля 2024 года.
Утверждены два стандарта к аварийно-спасательному инструменту:
- гидравлическому (ГОСТ 22.9.18-2023);
- пневматическому (ГОСТ 22.9.17-2023).
Стандарты позволят обеспечить унификацию аварийно-спасательного инструмента, совместимость и взаимозаменяемость его составных частей, комплектующих изделий и материалов, а также оптимизацию номенклатуры.
Стандарты вступают в силу с 1 марта 2024 года.
- гидравлическому (ГОСТ 22.9.18-2023);
- пневматическому (ГОСТ 22.9.17-2023).
Стандарты позволят обеспечить унификацию аварийно-спасательного инструмента, совместимость и взаимозаменяемость его составных частей, комплектующих изделий и материалов, а также оптимизацию номенклатуры.
Стандарты вступают в силу с 1 марта 2024 года.
В Трудовом Кодексе могут закрепить права инспекторов труда при их участии в расследовании несчастных случаев
Это предложение содержится в новом проекте Минтруда (ID 02/04/10-23/00142916). В случае его принятия, инспекторы смогут:
- предъявлять работодателям предписания об устранении нарушений;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;
- готовить и направлять правоохранителям и судам материалы с целью привлечь виновных к ответственности.
Сейчас права инспекторов труда, участвующих в таких мероприятиях, не определены. Изменения могут вступить в силу с 1 марта 2025 года.
Это предложение содержится в новом проекте Минтруда (ID 02/04/10-23/00142916). В случае его принятия, инспекторы смогут:
- предъявлять работодателям предписания об устранении нарушений;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;
- готовить и направлять правоохранителям и судам материалы с целью привлечь виновных к ответственности.
Сейчас права инспекторов труда, участвующих в таких мероприятиях, не определены. Изменения могут вступить в силу с 1 марта 2025 года.
С 1 сентября 2024 года начнет действовать действовать новая методика проведения СОУТ
- методика проведения
- классификатор ВОПФ
- форма отчёта о проведении СОУТ
- инструкция по заполнению отчёта
Новая методика, также учитывает сентябрьские изменения в закон о СОУТ № 426-ФЗ. Тогда, например, разрешили предоставлять отчёт о СОУТ ещё и в электронном формате, а экспертов, помимо вредных и опасных факторов, обязали учитывать специфику труда — например, при работе в исправительных колониях.
- методика проведения
- классификатор ВОПФ
- форма отчёта о проведении СОУТ
- инструкция по заполнению отчёта
Новая методика, также учитывает сентябрьские изменения в закон о СОУТ № 426-ФЗ. Тогда, например, разрешили предоставлять отчёт о СОУТ ещё и в электронном формате, а экспертов, помимо вредных и опасных факторов, обязали учитывать специфику труда — например, при работе в исправительных колониях.
Роструд пояснил, что при организации работ на крышах в зимнее время следует выполнить ряд действий:
- оценить вероятность непроизвольного перемещения снежных масс, появления завалов, риск поскользнуться и получить травму; персоналом, а затем предпринять меры по уменьшению рисков;
- оформить наряд-допуск к высотным работам.
Там, где возможно падение снега, нужно поставить ограждения. По периметру опасного участка размещаются предупредительные знаки для чёткого обозначения его границы. Места падения снега и льда маркируются лентой, движение пешеходов по этой территории на время приостанавливается. С внешней стороны ограждения должны находиться работники для предупреждения идущих мимо людей об опасности.
На предприятии должна быть разработана инструкция по ОТ при удалении снега с крыш. Она составляется с учётом результатов спецоценки условий труда, анализа расследований несчастных случаев, оценки профрисков и опасностей при очистке крыш.
Разрешается допускать к таким операциям только сотрудников, имеющих специальное образование, прошедших обучение и инструктажи по ОТ, связанные с очисткой снега с крыш. Также необходима стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований ОТ. Не допускается использовать на таких работах несовершеннолетних. При выходе на объект сотрудникам нужно выдать средства защиты, включая специальную обувь и одежду.
Специалисты ведомства подчеркнули, что список организационно-технических мер, связанных с уменьшением степени рисков, прописаны в Правилах по ОТ при работе на высоте (утв. приказом Минтруда РФ от 16.11.2020 г. № 782н) и в Правилах по ОТ в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. приказом Минтруда РФ от 29.10.2020 г. № 758н).
- оценить вероятность непроизвольного перемещения снежных масс, появления завалов, риск поскользнуться и получить травму; персоналом, а затем предпринять меры по уменьшению рисков;
- оформить наряд-допуск к высотным работам.
Там, где возможно падение снега, нужно поставить ограждения. По периметру опасного участка размещаются предупредительные знаки для чёткого обозначения его границы. Места падения снега и льда маркируются лентой, движение пешеходов по этой территории на время приостанавливается. С внешней стороны ограждения должны находиться работники для предупреждения идущих мимо людей об опасности.
На предприятии должна быть разработана инструкция по ОТ при удалении снега с крыш. Она составляется с учётом результатов спецоценки условий труда, анализа расследований несчастных случаев, оценки профрисков и опасностей при очистке крыш.
Разрешается допускать к таким операциям только сотрудников, имеющих специальное образование, прошедших обучение и инструктажи по ОТ, связанные с очисткой снега с крыш. Также необходима стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований ОТ. Не допускается использовать на таких работах несовершеннолетних. При выходе на объект сотрудникам нужно выдать средства защиты, включая специальную обувь и одежду.
Специалисты ведомства подчеркнули, что список организационно-технических мер, связанных с уменьшением степени рисков, прописаны в Правилах по ОТ при работе на высоте (утв. приказом Минтруда РФ от 16.11.2020 г. № 782н) и в Правилах по ОТ в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. приказом Минтруда РФ от 29.10.2020 г. № 758н).
Для встреч с клиентами и в качестве бенефита разъездным сотрудникам иногда дают служебные автомобили. Такие работники не являются водителями, у них нет соответствующей обязанности в должностной инструкции. Проблема в том, что надзорные органы считают иначе, и это часто является предметом спора. ГИТ и суды часто признают таких работников водителями. В этом случае у работодателей появляются дополнительные обязанности: особый режим работы, доплата за вредность, медосмотры для водителей и др. Логично, что обычно этого нет: так как авто — бонус, а не место выполнения трудовой функции. Спорной остается и ещё одна обязанность: оказание первой помощи. Надо ли обучать сотрудников на автомобилях таким навыкам?
Обратимся к п. 33 Правил обучения по охране труда (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464). В документе сказано, что обучение оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении работников, в трудовой функции которых есть управление транспортом. Про тех, кто использует корпоративные авто в качестве бенефита, но не является водителем по должности, в правилах и других нормативных актах прямо не говорится. Поэтому , исходя из буквального толкования норм, делаем вывод, что таких работников необязательно обучать оказанию первой помощи.
Но вопрос в другом — необходимо определить, относится ли к трудовой функции работника управление автомобилем. Т.е. является ли он по сути водителем? Для этого лучше провести комплексный анализ всех документов: локальных нормативных актов, трудового договора, должностной инструкции и определить три фактора:
- давали ли работнику путевые листы, в которых он значился водителем;
- есть ли в должностной инструкции пункты о том, что сотрудник должен знать устройство автомобиля, иметь водительское удостоверение, стаж, выполнять работу, используя авто;
- давали ли работнику маршрутный лист для планирования поездок.
Если хотя бы по одному пункту вы найдёте подтверждение, высока вероятность, что сотрудника признают водителем. А, значит, обучение оказанию первой помощи будет для него обязательным.
Если обратиться к практике проведения медосмотров для водителей, то ГИТ и суды очень широко трактуют понятие «водитель». Можно привести в пример Постановление ВС РФ от 19.12.2016 г. № 18-АД16-173, Решение Ленинского районного суда г. Перми от 18.01.2023 г. по делу № 12-1/2023 и др. В данных делах судьи определили водителем любое лицо, которое фактически управляет транспортным средством организации независимо от занимаемой должности и целей, для которых используется автомобиль. Т.е. управляет автомобилем — значит, водитель.
Учитывая это, весьма вероятно, компанию могут признать нарушителем и оштрафовать как за нарушение Трудового кодекса по ст. 5.27 КоАП, так и за нарушение норм охраны труда — по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Да, это может выясниться не сразу: сотрудник вряд ли будет спорить с работодателем по этой теме.
Поэтому, даже если ваши сотрудники управляют служебными авто, но не являются водителями, рекомендуется провести такое обучение, чтобы свести риски к нулю. Особенно, если для таких работников компания проводит медосмотры. Это будет веским аргументом в защиту работодателя в случае спора. Если же не проводить обучение, надо детально проверить все документы по управлению автомобилей сотрудниками, чтобы нигде не было указания на функцию «водителя». Нужны чёткие аргументы и доказательства, чтобы защитить свою позицию в суде или при проверке.
Обратимся к п. 33 Правил обучения по охране труда (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464). В документе сказано, что обучение оказанию первой помощи пострадавшим проводится в отношении работников, в трудовой функции которых есть управление транспортом. Про тех, кто использует корпоративные авто в качестве бенефита, но не является водителем по должности, в правилах и других нормативных актах прямо не говорится. Поэтому , исходя из буквального толкования норм, делаем вывод, что таких работников необязательно обучать оказанию первой помощи.
Но вопрос в другом — необходимо определить, относится ли к трудовой функции работника управление автомобилем. Т.е. является ли он по сути водителем? Для этого лучше провести комплексный анализ всех документов: локальных нормативных актов, трудового договора, должностной инструкции и определить три фактора:
- давали ли работнику путевые листы, в которых он значился водителем;
- есть ли в должностной инструкции пункты о том, что сотрудник должен знать устройство автомобиля, иметь водительское удостоверение, стаж, выполнять работу, используя авто;
- давали ли работнику маршрутный лист для планирования поездок.
Если хотя бы по одному пункту вы найдёте подтверждение, высока вероятность, что сотрудника признают водителем. А, значит, обучение оказанию первой помощи будет для него обязательным.
Если обратиться к практике проведения медосмотров для водителей, то ГИТ и суды очень широко трактуют понятие «водитель». Можно привести в пример Постановление ВС РФ от 19.12.2016 г. № 18-АД16-173, Решение Ленинского районного суда г. Перми от 18.01.2023 г. по делу № 12-1/2023 и др. В данных делах судьи определили водителем любое лицо, которое фактически управляет транспортным средством организации независимо от занимаемой должности и целей, для которых используется автомобиль. Т.е. управляет автомобилем — значит, водитель.
Учитывая это, весьма вероятно, компанию могут признать нарушителем и оштрафовать как за нарушение Трудового кодекса по ст. 5.27 КоАП, так и за нарушение норм охраны труда — по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Да, это может выясниться не сразу: сотрудник вряд ли будет спорить с работодателем по этой теме.
Поэтому, даже если ваши сотрудники управляют служебными авто, но не являются водителями, рекомендуется провести такое обучение, чтобы свести риски к нулю. Особенно, если для таких работников компания проводит медосмотры. Это будет веским аргументом в защиту работодателя в случае спора. Если же не проводить обучение, надо детально проверить все документы по управлению автомобилей сотрудниками, чтобы нигде не было указания на функцию «водителя». Нужны чёткие аргументы и доказательства, чтобы защитить свою позицию в суде или при проверке.
👍2
Вопрос
Можно ли продлять сроки носки спецодежды и спецобуви после 01.09.2023 года?
Ответ
Согласно п. 7 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утв. Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 N 766н (далее – Правила), приобретение и эксплуатация (в том числе по договору аренды или аутсорсинга) СИЗ, не имеющих документа о подтверждении соответствия, а также имеющих документы о подтверждении соответствия, срок действия которых истек, не допускаются, за исключением производимых серийно СИЗ, выпущенных в обращение в период действия документа о подтверждении соответствия (сертификата или декларации) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации СИЗ.
Таким образом вполне возможна эксплуатация СИЗ (продление срока носки СИЗ) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации СИЗ.
Также в данной ситуации необходимо учесть, что в случае увольнения работника, СИЗ, которые им эксплуатировались и были возвращены до истечения их нормативных сроков эксплуатации и сроков годности, прошедшие мероприятия по уходу, могут быть переведены в дежурные СИЗ при условии их целостности и сохранности защитных свойств, за исключением тех СИЗ, которые не могут эксплуатироваться другими работниками в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (белье, обувь специальная, головные уборы, СИЗ рук). Решение и порядок перевода ранее эксплуатировавшихся СИЗ в дежурные СИЗ принимает работодатель (п. 75 Правил).
Таким образом, с учетом вышеизложенного, продление срока носки СИЗ допускается только в отношении СИЗ работников продолжающих работать и эксплуатировать выданные им СИЗ. В случае увольнения работника, возвращенные им СИЗ могут быть переведены только в дежурные СИЗ.
Можно ли продлять сроки носки спецодежды и спецобуви после 01.09.2023 года?
Ответ
Согласно п. 7 Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утв. Приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 N 766н (далее – Правила), приобретение и эксплуатация (в том числе по договору аренды или аутсорсинга) СИЗ, не имеющих документа о подтверждении соответствия, а также имеющих документы о подтверждении соответствия, срок действия которых истек, не допускаются, за исключением производимых серийно СИЗ, выпущенных в обращение в период действия документа о подтверждении соответствия (сертификата или декларации) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации СИЗ.
Таким образом вполне возможна эксплуатация СИЗ (продление срока носки СИЗ) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации СИЗ.
Также в данной ситуации необходимо учесть, что в случае увольнения работника, СИЗ, которые им эксплуатировались и были возвращены до истечения их нормативных сроков эксплуатации и сроков годности, прошедшие мероприятия по уходу, могут быть переведены в дежурные СИЗ при условии их целостности и сохранности защитных свойств, за исключением тех СИЗ, которые не могут эксплуатироваться другими работниками в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями (белье, обувь специальная, головные уборы, СИЗ рук). Решение и порядок перевода ранее эксплуатировавшихся СИЗ в дежурные СИЗ принимает работодатель (п. 75 Правил).
Таким образом, с учетом вышеизложенного, продление срока носки СИЗ допускается только в отношении СИЗ работников продолжающих работать и эксплуатировать выданные им СИЗ. В случае увольнения работника, возвращенные им СИЗ могут быть переведены только в дежурные СИЗ.
Вопрос
Должны ли в приказе и Трудовом договоре указывать конкретную сумму денежной компенсации за молоко в рублях, или же можно просто написать выплатить компенсацию в размере стоимости молока не менее 2.5%?
Ответ
Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры (п. 5 Приложения 3 к Приказу Минтруда РФ от 12.05.2022 N 291н "Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов").
Должны ли в приказе и Трудовом договоре указывать конкретную сумму денежной компенсации за молоко в рублях, или же можно просто написать выплатить компенсацию в размере стоимости молока не менее 2.5%?
Ответ
Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры (п. 5 Приложения 3 к Приказу Минтруда РФ от 12.05.2022 N 291н "Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов").
Входит ли в обязанность работодателя ставить шкафчики для верхней одежды?
В ведомстве пояснили, что сейчас проблема размещения личных вещей работников законодательством не регулируется. При этом у нанимателей есть право закрепить данное положение, издав локальный акт. Подобная компетенция дана на основании ст. 8 ТК РФ. Запрещено принятием ЛНА ухудшать положение сотрудников относительно норм, гарантированных Трудовым кодексом РФ. В данной ситуации работодатель, наоборот, может улучшить положение персонала.
Напоминаем, что ТК РФ наделяет работодателей правом контролировать соблюдение правил охраны труда, исполнение сотрудниками производственных обязанностей, в том числе, проверять как они используют средства индивидуальной защиты. Для этого руководители могут проверять наличие, условия хранения, состояние спецодежды, спецобуви в индивидуальных шкафчиках.
Однако проверка должна проходить в соответствии с установленными правилами и процедурами, не нарушая законные права персонала. Нанимателю нужно иметь правовые основания для подобного досмотра, например, решение суда или санитарно-эпидемиологические требования. Также необходимо заранее предупреждать работников о запланированной проверке.
Предусмотреть правила использования шкафчиков для одежды, включая основания для проверки можно локальным актом предприятия или прописать их в ПВТР. Несоблюдение работодателем установленного порядка квалифицируется как вмешательство в личную жизнь работника и может нарушать его право на конфиденциальность переписки, сообщений если в шкафчике находится устройство для коммуникации.
В ведомстве пояснили, что сейчас проблема размещения личных вещей работников законодательством не регулируется. При этом у нанимателей есть право закрепить данное положение, издав локальный акт. Подобная компетенция дана на основании ст. 8 ТК РФ. Запрещено принятием ЛНА ухудшать положение сотрудников относительно норм, гарантированных Трудовым кодексом РФ. В данной ситуации работодатель, наоборот, может улучшить положение персонала.
Напоминаем, что ТК РФ наделяет работодателей правом контролировать соблюдение правил охраны труда, исполнение сотрудниками производственных обязанностей, в том числе, проверять как они используют средства индивидуальной защиты. Для этого руководители могут проверять наличие, условия хранения, состояние спецодежды, спецобуви в индивидуальных шкафчиках.
Однако проверка должна проходить в соответствии с установленными правилами и процедурами, не нарушая законные права персонала. Нанимателю нужно иметь правовые основания для подобного досмотра, например, решение суда или санитарно-эпидемиологические требования. Также необходимо заранее предупреждать работников о запланированной проверке.
Предусмотреть правила использования шкафчиков для одежды, включая основания для проверки можно локальным актом предприятия или прописать их в ПВТР. Несоблюдение работодателем установленного порядка квалифицируется как вмешательство в личную жизнь работника и может нарушать его право на конфиденциальность переписки, сообщений если в шкафчике находится устройство для коммуникации.
Поправки в правилах оказания первой помощи перенесены на сентябрь 2024 года.
На до 1 сентября 2024 г. отложено действие апрельских поправок в Закон об основах охраны здоровья граждан по вопросу оказания первой помощи. Напоминаем, что к таковой будет относиться комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 625-ФЗ).
Поправками, которые начнут действовать с будущей осени, предусмотрено также, что Минздрав утверждает не только перечни состояний, при которых оказывается первая помощь, и мероприятий по её оказанию, но и последовательность проведения мероприятий по оказанию первой помощи.
Кроме того, Минздрав по согласованию с отраслевыми ведомствами будет утверждать требования к комплектации укладок и аптечек для оказания первой помощи с применением медизделий и лекарственных препаратов. Порядки хранения и пользования такими аптечками будут утверждать отраслевые ведомства, Минтруд уже разработал проект приказа об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам.
Так же напоминаем, что при несчастных случаях работодатель обязан, в частности, немедленно организовать первую помощь пострадавшему (ч.1. ст. 228 ТК РФ). В этих целях работодателем должны быть организованы посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи (ч.1. ст. 216.3 ТК РФ). В настоящий момент требования к комплектации аптечки для оказания первой помощи работникам утверждены приказом Минздрава РФ от 15 декабря 2020 г. № 1331н.
На до 1 сентября 2024 г. отложено действие апрельских поправок в Закон об основах охраны здоровья граждан по вопросу оказания первой помощи. Напоминаем, что к таковой будет относиться комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи (Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 625-ФЗ).
Поправками, которые начнут действовать с будущей осени, предусмотрено также, что Минздрав утверждает не только перечни состояний, при которых оказывается первая помощь, и мероприятий по её оказанию, но и последовательность проведения мероприятий по оказанию первой помощи.
Кроме того, Минздрав по согласованию с отраслевыми ведомствами будет утверждать требования к комплектации укладок и аптечек для оказания первой помощи с применением медизделий и лекарственных препаратов. Порядки хранения и пользования такими аптечками будут утверждать отраслевые ведомства, Минтруд уже разработал проект приказа об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания первой помощи работникам.
Так же напоминаем, что при несчастных случаях работодатель обязан, в частности, немедленно организовать первую помощь пострадавшему (ч.1. ст. 228 ТК РФ). В этих целях работодателем должны быть организованы посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи (ч.1. ст. 216.3 ТК РФ). В настоящий момент требования к комплектации аптечки для оказания первой помощи работникам утверждены приказом Минздрава РФ от 15 декабря 2020 г. № 1331н.
МЧС установило требования к системам предотвращения пожара с использованием гипоксической атмосферы.
Требования к системам устанавливает свод правил СП 526.1311500.2023, утвержденный приказом МЧС от 20.06.2023 № 642.
Такие системы защиты снижают концентрацию кислорода в помещении, что исключает возможность возникновения пожара. Поэтому даже при наличии источника зажигания не происходит возгорания горючих веществ и материалов. Системы будут использовать в музеях, архивах и на объектах культурного наследия.
Документ вступил в силу с 1 января 2024г.
Требования к системам устанавливает свод правил СП 526.1311500.2023, утвержденный приказом МЧС от 20.06.2023 № 642.
Такие системы защиты снижают концентрацию кислорода в помещении, что исключает возможность возникновения пожара. Поэтому даже при наличии источника зажигания не происходит возгорания горючих веществ и материалов. Системы будут использовать в музеях, архивах и на объектах культурного наследия.
Документ вступил в силу с 1 января 2024г.
Минздрав продлил действие временного порядка работы медорганизаций в условиях коронавируса. Порядок утвержден приказом Минздрава от 19.03.2020 № 198н. Теперь документ действует до 1 января 2025 года.
Ростехнадзор внес изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для надзора в области промбезопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 № 397. К восьми ранее утверждённым индикаторам риска добавили ещё один – отсутствие у Ростехнадзора информации о модернизации технических устройств на территории ОПО.
Таким образом организации, которые эксплуатируют ОПО III или IV класса опасности, при проведении техперевооружения в течение 2 лет должны внести изменения в сведения о технических устройствах на территории этого ОПО. Для этого необходимо направить заявление о внесении изменений в сведения в Ростехнадзор.
Таким образом организации, которые эксплуатируют ОПО III или IV класса опасности, при проведении техперевооружения в течение 2 лет должны внести изменения в сведения о технических устройствах на территории этого ОПО. Для этого необходимо направить заявление о внесении изменений в сведения в Ростехнадзор.
Молоко за вредность для гинеколога
Петрозаводский городской суд рассматривал дело, фигурантом которого стал врач-гинеколог одного из медучреждений. На его рабочем месте была проведена спецоценка условий труда, по итогам которой были идентифицированы вредные условия труда и присвоен класс 3.2 по биологическому фактору. Однако в карте СОУТ не было прописано о выдаче молока за вредность.
Не согласная с таким подходом сотрудница обратилась за защитой в городской суд, который поддержал её доводы и обязал работодателя выдавать ей молоко за вредность.
Что могло стать причиной отсутствия в карте СОУТ информации о выдаче молока по классу 3.2? Как выясняется, это не ошибки эксперта и работодателя, а противоречия законодательства.
Вопросы предоставления молока за вредные условия регулирует приказ Минтруда РФ от 12.05.2022 г. № 291н. В нём указаны факторы, выступающие основанием для выдачи молока. В этом перечне есть и биологический (патогенные исследования).
При этом ключевым условием выступает не само наличие вредного фактора, а фактически установленная концентрация коэффициента, которая превышает гигиенический норматив. Применимо к патогенным явлениям такой норматив не разработан, класс вредности определяется без измерения, по факту присутствия данного фактора.
Отсутствие утвержденных гигиенических нормативов создает правовую коллизию, с которой столкнулась врач-гинеколог. С одной стороны она имеет право получать молоко за вредность по факту наличия патогенных факторов, а с другой стороны — нет, так как не зафиксировано превышение гигиенических нормативов из-за их отсутствия.
В данном случае эксперт при работе с картой СОУТ строго руководствовался буквой закона и не отступил от неё ни на шаг. Суд ситуацию трактовал иначе и посчитал, что отсутствие в карте СОУТ права на получение молока не умаляет право работника на реализацию предусмотренной федеральным законодательством гарантии. При этом суд исходил из принципа, изложенного в ст. 1 ТК РФ, который наделяет каждого работника правами на охрану труда и создание благоприятных условий труда.
Чтобы избежать подобных ситуаций вновь, законодателям необходимо более чётко и непротиворечиво прописывать содержание нормативно-правовых актов.
Петрозаводский городской суд рассматривал дело, фигурантом которого стал врач-гинеколог одного из медучреждений. На его рабочем месте была проведена спецоценка условий труда, по итогам которой были идентифицированы вредные условия труда и присвоен класс 3.2 по биологическому фактору. Однако в карте СОУТ не было прописано о выдаче молока за вредность.
Не согласная с таким подходом сотрудница обратилась за защитой в городской суд, который поддержал её доводы и обязал работодателя выдавать ей молоко за вредность.
Что могло стать причиной отсутствия в карте СОУТ информации о выдаче молока по классу 3.2? Как выясняется, это не ошибки эксперта и работодателя, а противоречия законодательства.
Вопросы предоставления молока за вредные условия регулирует приказ Минтруда РФ от 12.05.2022 г. № 291н. В нём указаны факторы, выступающие основанием для выдачи молока. В этом перечне есть и биологический (патогенные исследования).
При этом ключевым условием выступает не само наличие вредного фактора, а фактически установленная концентрация коэффициента, которая превышает гигиенический норматив. Применимо к патогенным явлениям такой норматив не разработан, класс вредности определяется без измерения, по факту присутствия данного фактора.
Отсутствие утвержденных гигиенических нормативов создает правовую коллизию, с которой столкнулась врач-гинеколог. С одной стороны она имеет право получать молоко за вредность по факту наличия патогенных факторов, а с другой стороны — нет, так как не зафиксировано превышение гигиенических нормативов из-за их отсутствия.
В данном случае эксперт при работе с картой СОУТ строго руководствовался буквой закона и не отступил от неё ни на шаг. Суд ситуацию трактовал иначе и посчитал, что отсутствие в карте СОУТ права на получение молока не умаляет право работника на реализацию предусмотренной федеральным законодательством гарантии. При этом суд исходил из принципа, изложенного в ст. 1 ТК РФ, который наделяет каждого работника правами на охрану труда и создание благоприятных условий труда.
Чтобы избежать подобных ситуаций вновь, законодателям необходимо более чётко и непротиворечиво прописывать содержание нормативно-правовых актов.
❤1
МЧС планирует внести изменения в листы для проверок по пожарной безопасности, утвержденные приказом МЧС от 15.12.2021 № 870. По проекту планируют уточнить:
— требования к ответственному за пожарную безопасность (п. 3 и 7 приложения № 1 к приказу);
— требования к соблюдению организацией НПА по пожарной безопасности (п. 3 приложения № 2 к приказу).
Планируют установить, что проверочные листы будут действовать до 1 сентября 2026 года.
— требования к ответственному за пожарную безопасность (п. 3 и 7 приложения № 1 к приказу);
— требования к соблюдению организацией НПА по пожарной безопасности (п. 3 приложения № 2 к приказу).
Планируют установить, что проверочные листы будут действовать до 1 сентября 2026 года.
Оплачивать проезд сотрудников на такси ночью предлагается за счёт работодателей
Депутаты ЛДПР направили на рассмотрение в Российскую трехстороннюю комиссию новый законопроект. Суть проста: на законодательном уровне предлагают закрепить новую обязанность работодателя — компенсировать работникам транспортные издержки на такси в ночное время, если они добираются на нём до дома с работы или наоборот.
Вот что говорят депутаты об этом решении:
1. У многих работников такси остаётся единственным способом передвижения ночью, особенно — если у них нет автомобиля.
2. В 2023 цены на такси сильно выросли, в некоторых регионах почти вдвое.
3. Компенсации на такси работодатель сможет отнести к расходам и соответственно уменьшить за счет этого сумму уплаченного налога.
Пока не ясно, пройдёт ли это предложение весь необходимый путь для вступления в силу , но до тех пор компенсация на такси до работы и обратно останется добровольной инициативой со стороны работодателя.
Депутаты ЛДПР направили на рассмотрение в Российскую трехстороннюю комиссию новый законопроект. Суть проста: на законодательном уровне предлагают закрепить новую обязанность работодателя — компенсировать работникам транспортные издержки на такси в ночное время, если они добираются на нём до дома с работы или наоборот.
Вот что говорят депутаты об этом решении:
1. У многих работников такси остаётся единственным способом передвижения ночью, особенно — если у них нет автомобиля.
2. В 2023 цены на такси сильно выросли, в некоторых регионах почти вдвое.
3. Компенсации на такси работодатель сможет отнести к расходам и соответственно уменьшить за счет этого сумму уплаченного налога.
Пока не ясно, пройдёт ли это предложение весь необходимый путь для вступления в силу , но до тех пор компенсация на такси до работы и обратно останется добровольной инициативой со стороны работодателя.
Как правильно оформить наряд-допуск на проведение огневых работ?
Оформление наряда-допуска на проведение огневых работ регламентируется Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 528 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», а именно пп. 71 -82 этого документа посвящены вопросам подготовки документации для выполнения огневых работ.
Наряд-допуск на выполнение огневых работ оформляется руководителем эксплуатирующей организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, в двух экземплярах (один экземпляр зарегистрированного наряда-допуска на выполнение огневых работ остается у руководителя работ, второй - передается пожарной охране (при наличии) или другой службе эксплуатирующей организации, на которую возложены функции обеспечения мер пожарной безопасности).
К наряду-допуску на выполнение огневых работ должна быть приложена схема места проведения огневых работ.
Наряд-допуск выдается на каждое место и характер работ каждой бригаде, проводящей указанные работы, и действителен в течение одной смены, за исключением случаев, когда работы выполняются в составе плановых ремонтных работ объекта.
При необходимость наряд-допуск может быть продлен после проведения анализа воздушной среды не более чем на одну дневную смену.
В наряде-допуске обязательно должны быть указаны следующие данные:
- название организации;
- название самого документа;
- название структурного подразделения;
- название места непосредственного проведения операций с огнем;
- характер разрешенных действий — продолжительность, объем;
- данные лица, ответственного за подготовку к работам;
- данные того, кто непосредственно будет выполнять огневые операции;
- время выполнения задачи;
- необходимые меры пожарной безопасности;
- состав бригады и прохождение каждым ее членом противопожарного инструктажа;
- данные того, кто выписывает наряд-допуск на огневые работы;
- данные начальника обозначенного структурного подразделения;
- подписи ответственных за подготовку и проведение работ с подтверждением принятых мер безопасности;
- согласование с лицом, ответственным за пожарную безопасность на производстве;
- сведения о состоянии воздушной среды;
- сведения о возможности продления допуска;
- сведения об изменениях в выполняющей операцию бригаде;
- данные о закрытии наряда-допуска после завершения задачи.
Записи в наряде-допуске должны быть четкими и читаемыми. Не допускается заполнение наряда-допуска карандашом. Исправления в тексте и подписи ответственных лиц с использованием факсимиле и их ксерокопии не допускаются.
Допускается заполнение наряда-допуска на выполнение огневых работ с использованием персонального компьютера, а также разрешается оформление и регистрация в виде электронного документа без возможности несанкционированного изменения информации.
Наряд-допуск необходимо согласовать с пожарной охраной (при наличии) или с другой службой организации, на которую ЛНА возложены функции обеспечения мер пожарной безопасности, а также с руководителями структурных подразделений, технологически связанных с местом проведения огневых работ, и утвердить руководителем эксплуатирующей организации или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации. Наряд-допуск необходимо зарегистрировать в журнале регистрации нарядов-допусков в бумажном или электронном виде.
Срок хранения нарядов-допусков составляет 1 год. По истечении этого срока могут быть уничтожены.
Оформление наряда-допуска на проведение огневых работ регламентируется Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 528 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», а именно пп. 71 -82 этого документа посвящены вопросам подготовки документации для выполнения огневых работ.
Наряд-допуск на выполнение огневых работ оформляется руководителем эксплуатирующей организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, в двух экземплярах (один экземпляр зарегистрированного наряда-допуска на выполнение огневых работ остается у руководителя работ, второй - передается пожарной охране (при наличии) или другой службе эксплуатирующей организации, на которую возложены функции обеспечения мер пожарной безопасности).
К наряду-допуску на выполнение огневых работ должна быть приложена схема места проведения огневых работ.
Наряд-допуск выдается на каждое место и характер работ каждой бригаде, проводящей указанные работы, и действителен в течение одной смены, за исключением случаев, когда работы выполняются в составе плановых ремонтных работ объекта.
При необходимость наряд-допуск может быть продлен после проведения анализа воздушной среды не более чем на одну дневную смену.
В наряде-допуске обязательно должны быть указаны следующие данные:
- название организации;
- название самого документа;
- название структурного подразделения;
- название места непосредственного проведения операций с огнем;
- характер разрешенных действий — продолжительность, объем;
- данные лица, ответственного за подготовку к работам;
- данные того, кто непосредственно будет выполнять огневые операции;
- время выполнения задачи;
- необходимые меры пожарной безопасности;
- состав бригады и прохождение каждым ее членом противопожарного инструктажа;
- данные того, кто выписывает наряд-допуск на огневые работы;
- данные начальника обозначенного структурного подразделения;
- подписи ответственных за подготовку и проведение работ с подтверждением принятых мер безопасности;
- согласование с лицом, ответственным за пожарную безопасность на производстве;
- сведения о состоянии воздушной среды;
- сведения о возможности продления допуска;
- сведения об изменениях в выполняющей операцию бригаде;
- данные о закрытии наряда-допуска после завершения задачи.
Записи в наряде-допуске должны быть четкими и читаемыми. Не допускается заполнение наряда-допуска карандашом. Исправления в тексте и подписи ответственных лиц с использованием факсимиле и их ксерокопии не допускаются.
Допускается заполнение наряда-допуска на выполнение огневых работ с использованием персонального компьютера, а также разрешается оформление и регистрация в виде электронного документа без возможности несанкционированного изменения информации.
Наряд-допуск необходимо согласовать с пожарной охраной (при наличии) или с другой службой организации, на которую ЛНА возложены функции обеспечения мер пожарной безопасности, а также с руководителями структурных подразделений, технологически связанных с местом проведения огневых работ, и утвердить руководителем эксплуатирующей организации или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации. Наряд-допуск необходимо зарегистрировать в журнале регистрации нарядов-допусков в бумажном или электронном виде.
Срок хранения нарядов-допусков составляет 1 год. По истечении этого срока могут быть уничтожены.
Messages in this channel will be automatically deleted after 1 week