...и тут в который раз внезапно оказалось, что многим просто очень хотелось бить кого-нибудь ногами, а теперь вроде как можно.
История не повторяется, даже если пытаться нарочно её повторить, что бы там ни говорили основоположники, но вот люди — люди не меняются, как бы ни прикидывались.
История не повторяется, даже если пытаться нарочно её повторить, что бы там ни говорили основоположники, но вот люди — люди не меняются, как бы ни прикидывались.
👍75😢22👏9👎1🥰1
А мы с Яной продолжаем работать. Тем, кто может ходить в фб, ссылка на мероприятие, тем, кто нет, дублирую главное:
12 апреля в 19:30 по Израилю (столько же по Москве) на очередной встрече с Екатериной Ракитиной в центре зума у фонтана продолжим разговор о портретах.
Мы знаем их имена, знаем написанные ими книги или книги, посвященные им — но гораздо реже знаем, как выглядели английские поэты, драматурги, мыслители, политические деятели и придворные в эпоху Тюдоров и ранних Стюартов. Хотя с середины XVI века писать себя заказывают в Англии почти все, кто может себе это позволить.
Портрет шекспировского современника всегда представляет собой сознательное высказывание модели: «Я — такой»; «Таким я хочу быть в глазах окружающих, таким хочу запомниться».
О том, что хотят сказать нам те, с кем мы, казалось бы, давно знакомы, и поговорим на лекции.
Ссылка на встречу в zoom(е) и условия оплаты — по запросу Яне Букчиной в WhatsApp на номер +972542067957.
12 апреля в 19:30 по Израилю (столько же по Москве) на очередной встрече с Екатериной Ракитиной в центре зума у фонтана продолжим разговор о портретах.
Мы знаем их имена, знаем написанные ими книги или книги, посвященные им — но гораздо реже знаем, как выглядели английские поэты, драматурги, мыслители, политические деятели и придворные в эпоху Тюдоров и ранних Стюартов. Хотя с середины XVI века писать себя заказывают в Англии почти все, кто может себе это позволить.
Портрет шекспировского современника всегда представляет собой сознательное высказывание модели: «Я — такой»; «Таким я хочу быть в глазах окружающих, таким хочу запомниться».
О том, что хотят сказать нам те, с кем мы, казалось бы, давно знакомы, и поговорим на лекции.
Ссылка на встречу в zoom(е) и условия оплаты — по запросу Яне Букчиной в WhatsApp на номер +972542067957.
Facebook
Log in or sign up to view
See posts, photos and more on Facebook.
👍41❤5
Дублинский Апокалипсис расписывал в XIV веке, судя по всему, тот же безымянный мастер, который создал возлюбленную мою Псалтырь Ормсби, хранящуюся в Бодлеанской библиотеке.
Мало того, что из этой узнаваемой мгновенно графики вырастает крепким стеблем вся одержимость средневековьем, которая охватит британцев посреди XIX столетия, мало того, что весь Обри Бёрдсли в "Смерти Артура" отсюда родом, здесь есть нечто втрое ценнее: взгляд автора, имени которого мы не узнаем никогда.
Вот животные, лики тетраморфа, в строгом согласии с текстом сменяют друг друга, возглашая: "Иди и смотри!". И то, что подобно льву, велит Иоанну смотреть на сегодняшнего нашего коня рыжего — мягкой лапочкой трогая Богослова за плечо, то ли чтобы внимание привлечь, то ли чтобы унять человеческое сердце, не способное вместить всё это.
Иди и смотри. Но прежде — дыши.
IE TCD MS 64, fol. 3v
Мало того, что из этой узнаваемой мгновенно графики вырастает крепким стеблем вся одержимость средневековьем, которая охватит британцев посреди XIX столетия, мало того, что весь Обри Бёрдсли в "Смерти Артура" отсюда родом, здесь есть нечто втрое ценнее: взгляд автора, имени которого мы не узнаем никогда.
Вот животные, лики тетраморфа, в строгом согласии с текстом сменяют друг друга, возглашая: "Иди и смотри!". И то, что подобно льву, велит Иоанну смотреть на сегодняшнего нашего коня рыжего — мягкой лапочкой трогая Богослова за плечо, то ли чтобы внимание привлечь, то ли чтобы унять человеческое сердце, не способное вместить всё это.
Иди и смотри. Но прежде — дыши.
IE TCD MS 64, fol. 3v
❤107👍25🔥7
Когда я вывешивала в жежешке подборки того, что мои дивные котята-младшекурсники, бывало, несли на экзаменах, большая часть читателей веселилась и восхищалась вместе со мной — там было чем восхититься, иные формулировки и захочешь, не переплюнешь. Некоторые приходили возмутиться тем, что сама не научила, а туда же, должна каяться, плакать над каждым двоечником и вообще "увлечь", вот была у них Мариванна в третьем классе, Учитель, перед именем её!.. разницу между третьим классом и университетом эта публика осознать была не в силах, моральный пафос мешал.
И, наконец, были мои любимцы, восклицавшие: "Да кто их взял на филологов! Я, инженер (программист, врач, неважно), читал Рабле для собственного удовольствия в восьмом классе!". Чтение для собственного удовольствия несколько отличается от сдачи экзамена по истории зарубежной литературы, на котором в первом семестре дети от стресса сами себя не слышат и роняют розы изо рта, как та добрая дочь в немецкой сказке, но дело не в этом. Сравниваться с двоечниками — милое дело, в этом зеркале любой стройнее и выше. В стране слепых, как известно, и кривой король.
Таким королям я обычно предлагала купить себе шоколадную медаль.
И, наконец, были мои любимцы, восклицавшие: "Да кто их взял на филологов! Я, инженер (программист, врач, неважно), читал Рабле для собственного удовольствия в восьмом классе!". Чтение для собственного удовольствия несколько отличается от сдачи экзамена по истории зарубежной литературы, на котором в первом семестре дети от стресса сами себя не слышат и роняют розы изо рта, как та добрая дочь в немецкой сказке, но дело не в этом. Сравниваться с двоечниками — милое дело, в этом зеркале любой стройнее и выше. В стране слепых, как известно, и кривой король.
Таким королям я обычно предлагала купить себе шоколадную медаль.
👍108❤70😁6
Что-то вдруг подумала: шариковское "фамилию я согласен наследственную принять" — это ведь ровно то, что произошло с творением Виктора Франкенштейна: в книге сперва Создание, потом Монстр, но в массовом сознании он именно что принял фамилию и стал Франкенштейном. Понятно, что Булгакова без Мэри Шелли не было бы, но этот перенос не от "Нового Прометея", он в ХХ веке случился, благодаря кинематографу. Но "Собачье сердце" написано в 1925 году, а культовый "Франкенштейн" с Борисом Карлоффом снят только в 1931.
О, как он всё угадал.
О, как он всё угадал.
❤72👍29
У Мамина в великом фильме "Фонтан", который существованием своим искупает весь ад перестроечного кино, есть один образ, который я вспоминаю всё чаще: электрик Ваня. Ваню вечно шпыняет жена, "а потому что ты идиот", Ваня не умеет словами сказать, но мука в голубых глазах неизбывная — потом эта мука достигает критической массы, и Ваня берёт топор. Но рубит не жену и не соседей, чего можно было ожидать, а распределительный щиток, погружая дом во тьму. Достоевский, конечно, читается, но там ещё много-много.
👍78
Мне довольно долго казалось, что жоржево "и никто нам не поможет, и не надо помогать" — род достоевского исступления, в котором самобичевание сливается с самолюбованием; это нашему человеку свойственно, и смотреть на это по большей части неловко, поскольку потом всё равно кушать сядет, каким бы смерчем ни завивался. Нам, правда, рассказывали, что это условие письма, "празднование великой беды, в которой светится какой-то проблеск надежды"... и прочее толкование толкований.
А нет. Оно тупое, вязкое, беззвучное. Так черно и так мертво — нет здесь ни надежды, ни голоса, ни желания их.
А нет. Оно тупое, вязкое, беззвучное. Так черно и так мертво — нет здесь ни надежды, ни голоса, ни желания их.
😢51❤17👍12
Когда я читала котятам-первокурсникам античку, они дружно любили Геродота. А как его не любить: мир у него волшебный, не до конца вылупившийся из мифа, — то, что мне рассказывали о богах, я не намерен передавать, за исключением только имён богов, так как, по моему мнению, о богах все люди знают одинаково мало; водится в тех краях ещё зверь с квадратной мордой, название которого я забыл; неизвестно, есть ли на самом деле те острова, откуда привозят Олово — острова Касситериды, Оловянные, мы их зовём Британскими — и мир этот человеческий, даже человечный. Всё движется ко благу, всё устраивается, устраивает само себя, потому что таков порядок вещей. Потом приходит Фукидид, и прощай, нравственное измерение истории. Нет никакого самоисцеляющегося благого мира, есть причины и следствия, есть отложенные эффекты событий, смысла же во всё это не вложено, у вещей нет порядка, у них есть только ход. Рядом же с Фукидидом стоит Софокл, заставший того же Перикла, те же Пелопонесские войны, ту же афинскую чуму, и у него это всё сгущено в жуткую великую формулу: боги больше не говорят с людьми, не показываются им и не сообщают свою волю прямо, только через оракула, да и то не пуская увидеть происходящее верно и полностью. Зачем тебе зрение, если ты не способен увидеть очевидное? Зачем тебе весь мир, если ты не видишь себя самого?
Фукидид с Софоклом, историк и драматург, в четыре руки сдирают с тебя веру в надежду, как кожу заживо. "Как будто мир тебя больше не любит", — сказала одна умница, сдававшая афинских трагиков. Он и не любит, ему нет дела, его самого нет, того украшенного космоса, в котором небо даже днём звёздное. Есть лишь ход вещей, ход истории, лишённый чего-либо человеческого.
Фукидид с Софоклом, историк и драматург, в четыре руки сдирают с тебя веру в надежду, как кожу заживо. "Как будто мир тебя больше не любит", — сказала одна умница, сдававшая афинских трагиков. Он и не любит, ему нет дела, его самого нет, того украшенного космоса, в котором небо даже днём звёздное. Есть лишь ход вещей, ход истории, лишённый чего-либо человеческого.
❤133👍44😢11
Раз уж вспомнила давеча Георгия Иванова за чёрное и мёртвое, вспомню и за то, что этому равно по мощи, но противоположно по знаку. Есть поэтические тексты, не вполне очевидные, которые почему-то срастаются с дыханием и сердцебиением, обретая способность восстанавливать их и выравнивать. Я не уверена, что дело в переводимом смысле, скорее в ритмической организации, в фонетической мелодике, в вещах первобытных, телесных — и потому магических. Повторяешь, и выходишь за ними обратно к себе; они не обернутся, Орфей здесь — лишь безупречный голос.
Один из таких орфических текстов у меня от Жоржа. Написан в 1950 году, начинается обобщённо-поэтически, с явными отсылками к тому, что носила лирика, когда автор был ещё юн, а потом — потом, на выходе, едва ли не лучшие две строки в русской поэзии ХХ века.
Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...
Проходит тысяча мгновенных лет,
И перевоплощается мелодия
В тяжелый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие",
В корнета гвардии – о, почему бы нет?..
Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
– Как далеко до завтрашнего дня!..
И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.
Один из таких орфических текстов у меня от Жоржа. Написан в 1950 году, начинается обобщённо-поэтически, с явными отсылками к тому, что носила лирика, когда автор был ещё юн, а потом — потом, на выходе, едва ли не лучшие две строки в русской поэзии ХХ века.
Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...
Проходит тысяча мгновенных лет,
И перевоплощается мелодия
В тяжелый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в "Ваше благородие",
В корнета гвардии – о, почему бы нет?..
Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
– Как далеко до завтрашнего дня!..
И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.
❤108👍26🔥5
Беда наша, которую не избудешь, в том, что нас не просто учили, нас сложили, выстроили из того, что самое главное — чтобы не было войны, самое страшное — война. От впитавшегося в костный мозг ужаса — сирена, бомбы, тени испепелённых на стене... у советских детей вместо ада была война — до "лишь бы не было войны" бабушкиного, у неё это не было цитатой из частушки, не было сытеньким глумом над официозом, потому что мама её, прабабушка моя Аня, уходила из Сталинграда с госпиталем, и немцы стреляли тех, кто не мог идти, а потом загнали в Белой Калитве за колючку и поставили автоматчиков, и прабабушка на девятом десятке просыпалась и трясла всех за плечи: "Идём, идём, надо идти, убьют". Это было больше религии, это была вера, у нас было две советских Пасхи: День Победы и День Космонавтики — одоление чернейшего, непостижимого зла и выход за пределы ведомого мира, чтобы вернуться в него с надеждой для всех. Душа знает свои святыни, сколько ни убеждай её, что не бывает.
Как всякий урождённый классик, я привычно оборачиваюсь за примером к традиции. Троя пала по многим причинам, можно вспоминать вплоть до жалобы Геи на тяжесть многих человеков, но есть одна ключевая — похищение палладия. Афина, как бы ни была обижена на троянцев, хранит стены, любые стены, поэтому ей молятся и те, кто осаждает город, и те, кто его обороняет. Залог этого — палладий в троянском храме, который крадут вечные разведчики-диверсанты Одиссей и Диомед. После утраты палладия Троя обречена.
И ни в каком страшном сне не могло бы грекам присниться, что Приам с Гектором выносят палладий из храма, рубят его перед царским дворцом боевой секирой и сжигают для надёжности обломки.
Как всякий урождённый классик, я привычно оборачиваюсь за примером к традиции. Троя пала по многим причинам, можно вспоминать вплоть до жалобы Геи на тяжесть многих человеков, но есть одна ключевая — похищение палладия. Афина, как бы ни была обижена на троянцев, хранит стены, любые стены, поэтому ей молятся и те, кто осаждает город, и те, кто его обороняет. Залог этого — палладий в троянском храме, который крадут вечные разведчики-диверсанты Одиссей и Диомед. После утраты палладия Троя обречена.
И ни в каком страшном сне не могло бы грекам присниться, что Приам с Гектором выносят палладий из храма, рубят его перед царским дворцом боевой секирой и сжигают для надёжности обломки.
👍102😢41❤35
"Энеиду" я прочла на первом курсе, как можно прочесть "Энеиду" в семнадцать, если тебя по ней никто за руку не водит. Ну, госзаказ. Ну, гомеровские параллели. Ну, величие Рима. К счастью, на экзамене досталась мне не она, а любимый Гораций со своей нормативной эстетикой, то-то гуляй по буфету. А потом, уже к госам на пятом англичанам включили в список афинских трагиков — понятно, Шекспир же — и Вергилия, тоже понятно. И я села заново читать "Энеиду" в январе 96-го, и выползла из неё, едва дыша, раздавленная, с ледяным светом в голове, который и теперь не угас.
Это очень взрослый и очень трудный мир. Боги от тебя отвернулись, всё, что ты любил, чем жил, во что верил, отнято, больше его не будет, вернуться некуда. История, которая с тобой происходит, не о тебе — это та самая история вне человеческого измерения, начавшаяся у Фукидида и Софокла, она не даст тебе ничего, тебе, тёплому, живому, небольшому, ты не увидишь того, ради чего тебе не разрешили умереть вместе с рухнувшим миром.
А как тогда? Una salus victis nullam sperare salutem — одно спасение побеждённым: не надеяться на спасенье. Это очень красивый гексаметр, по-русски тоже красиво: "Для побеждённых спасенье одно — о спасенье не думать". Но "не надеяться" Вергилия больнее и больше, чем "не думать". Тот самый хирургический неумолимый свет, в котором мало что хорошо, но всё видно.
Это очень взрослый и очень трудный мир. Боги от тебя отвернулись, всё, что ты любил, чем жил, во что верил, отнято, больше его не будет, вернуться некуда. История, которая с тобой происходит, не о тебе — это та самая история вне человеческого измерения, начавшаяся у Фукидида и Софокла, она не даст тебе ничего, тебе, тёплому, живому, небольшому, ты не увидишь того, ради чего тебе не разрешили умереть вместе с рухнувшим миром.
А как тогда? Una salus victis nullam sperare salutem — одно спасение побеждённым: не надеяться на спасенье. Это очень красивый гексаметр, по-русски тоже красиво: "Для побеждённых спасенье одно — о спасенье не думать". Но "не надеяться" Вергилия больнее и больше, чем "не думать". Тот самый хирургический неумолимый свет, в котором мало что хорошо, но всё видно.
👍126❤73😢11👏5
Как я писала в фб, в порядке дыхательного упражнения. "Но там узрю я сладчайший мир, незыблемый покой".
Бостридж, радость моя, умный тенор — оксфордский доктор-историк, не абы что — понимает, что поёт.
Бостридж, радость моя, умный тенор — оксфордский доктор-историк, не абы что — понимает, что поёт.
YouTube
J.S. Bach - Cantata No 82, 'Ich habe genug' BWV82 - Aria "Schlummert ein" - Ian Bostridge
Johann Sebastian Bach
Cantata No. 82, 'Ich habe genug' BWV82
Aria "Schlummert ein"
Ian Bostridge, tenor
Fabio Biondi, violin and conductor
Europa Galante
2000
Cantata No. 82, 'Ich habe genug' BWV82
Aria "Schlummert ein"
Ian Bostridge, tenor
Fabio Biondi, violin and conductor
Europa Galante
2000
❤52👍2
Дорогие интересовавшиеся, я заболела, сегодняшняя лекция о портретах современников Шекспира переносится предварительно на 22 мая. Прошу прощения за срыв планов.
❤30😢25
Оставляю дежурным по каналу Ричарда Гудрика, написанного предположительно Корнелисом Кетелем около 1578 года. Юноше семнадцать, и он думает, что жизнь его, как и "великая комета", изображённая сверху-справа, никогда не пойдёт вниз.
Собрание Художественной галереи Южной Австралии, Аделаида.
Собрание Художественной галереи Южной Австралии, Аделаида.
❤87👍15🔥15🥰1
Традиционно вешаю в шекспировский день этот фильм Барри Пёрвза. Он 90-го года, я увидела его ещё школьницей в какой-то передаче об анимации, — пустили под титры, бегом, я стояла, остолбенев, в коридоре, шла мимо телевизора — и много лет пыталась это сыграть всем. Не помнила ни имени автора, ни названия, только магию. А потом, когда появился интернет, каким-то чудом, по ключевым словам нашла.
Он очень шекспировский, весь про игру, про неуловимость и невозможность удержать найденное, про наивность любого театра, про то, какие мы все, как говорят в финале Пак и сэр Питер Холл, прослушивающий Уилла, дураки.
Что остаётся? Тряпочки, ленточки, фольга и картон, немного краски, немудрёный реквизит — и текст, который может и не звучать, поскольку его не отменишь, один раз узнав.
Он очень шекспировский, весь про игру, про неуловимость и невозможность удержать найденное, про наивность любого театра, про то, какие мы все, как говорят в финале Пак и сэр Питер Холл, прослушивающий Уилла, дураки.
Что остаётся? Тряпочки, ленточки, фольга и картон, немного краски, немудрёный реквизит — и текст, который может и не звучать, поскольку его не отменишь, один раз узнав.
YouTube
Lip Synch: Next - Aardman Animations (Short Film)
An empty stage, one actor, and the complete works of William Shakespeare. This is an audition quite unlike any other, and with a great deal at stake.
Lip Synch was a series of five short films commissioned by Channel 4 in 1989. Nick Park's contribution to…
Lip Synch was a series of five short films commissioned by Channel 4 in 1989. Nick Park's contribution to…
👍63❤51