Учим, пишем, публикуем – Telegram
Учим, пишем, публикуем
398 subscribers
260 photos
4 videos
237 links
Канал для педагогов, которые хотят писать понятно и интересно о себе, своей школе или детском саде.

Автор — Валерия Маркова, редактор, педагог, научный сотрудник МГПУ.

Для связи: @markovavk
Download Telegram
Пост о том, откуда берётся неестественная прямая речь и что с этим делать

Прочитав цитату «Ещё бо‌льшая вовлеченность обучающихся в организационную работу лицея...» (№ 2), я не поверила, что так мог сказать ребёнок. И вы не поверили.

😮 Факт: все три цитаты, которые мне прислали, подписаны именами школьников:
1-я — Артём, 10-й класс;
2-я — Ксения, кандидат в президенты лицея, 10-й класс;
3-я — Ксюша, 7-й класс.

Как так получилось, что Ксения заговорила на официально-деловом языке? Попробую предположить.

Версия 1. Ксения претендует на важный пост в школе и, вероятно, выполняет какие-нибудь организационные задачи. Также она работает над исследованием или проектом (сейчас это обязательно для старшеклассников). Может быть, от этого в её речи появилось столько абстрактных, обезличенных конструкций. Когда девушку попросили написать пару слов, она постаралась сделать это «солидно».

Версия 2. Взрослый задал вопрос Ксении по-канцелярски витиевато, и ей пришлось соответствовать...

Версия 3. Слова Ксении изначально были простыми, но кто-то из взрослых отредактировал или даже переписал их (не хочется думать, что написал с нуля). Вероятно, соображения те же: добавить «солидности».

🤔 Мы не знаем, как всё было на самом деле. Одна беда: если такая прямая речь окажется в какой-нибудь новости, читатели сразу почувствуют фальшь.

Нужен живой комментарий от ребёнка?

Просто поговорите с ним, не просите писать. Послушайте и законспектируйте то, что он вам скажет. Когда будете редактировать текст, исправьте только явные ошибки, уберите междометия и слова-паразиты. Спросите, нравится ли ребёнку то, что получилось.

#околотекст
@teach_write_post
👍7❤‍🔥64🔥2
Опрос! Снова о цитатах

Посмотрите, воспитатель записал и чуть-чуть отредактировал прямую речь ребёнка:

💬 «Мы тут учимся дружить, понимать, у кого какое настроение. Вот, например, я разозлился на Свету, но я знаю, что её не надо ударять, а сказать ей, почему я злой на неё» (Давид С.).

Как поступим (см. опрос ниже)?

@teach_write_post
👍51👀1
Обойдёмся без правок и будем правы

Опрос показал: мы с вами не стали бы редактировать цитату ребёнка. Менять «ударять» на «бить» и «злой» на «сержусь» — жертвовать естественностью фразы. Благодаря таким милым неточностям читатель ещё больше верит, что авторство за малышом.

Как показать, что это не ошибка, а замысел?

Обычно в статьях для журналов и сборников делают сноски («Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены», «Оригинальный текст» и т. п.).

Правда, ребёнок сам ничего не писал. Как тогда?

В комментариях к опросу Людмила предложила отличный вариант для детских цитат: «Сохранены особенности детской лексики».

Неформальный пост в соцсетях можно оставить без примечаний. Контекст всё сделает за вас.

😉 Всем прекрасных выходных! На следующей неделе опубликую несколько постов в новых форматах. Расскажу в понедельник, что придумала.

#приёмприём
@teach_write_post
8👍6🔥3
Сегодня улыбаюсь байкальским барашкам-волнам и знакомлюсь с солнечным Иркутском.

Завтра здесь начинается большое событие — региональный форум «Эффективные практики и проекты классного руководителя», на котором мы с коллегами проводим занятия для учителей.

📸 Уверена, что попутно удастся запечатлеть для вас интересные текстовые находки организаторов и других участников.

@teach_write_post
👍115👏2🤩2🥰1
Как назвать свой мастер-класс?

Читая программу форума «Эффективные практики и проекты классного руководителя», захотела поделиться с вами идеей, как называть свои мастер-классы, интенсивы, тренинги и т. п.

Интригующе

Публика любит удивляться. Удивление ведёт её дальше — читать аннотацию, записываться на занятие. Отлично работают шутки, игра слов, метафоры, отсылки к известным произведениям.

Пример: «„Вредные” советы для послушных классных руководителей». Наверняка многие помнят книгу Григория Остера!

«Болеутоляюще»

Некоторые темы настолько актуальны для большинства, что сами по себе привлекают внимание (мотивация детей, общение с родителями и т. д.). Достаточно ёмкой формулировки, которая даёт понять, что ведущий будет говорить о наболевшем и предложит свой вариант решения проблемы.

Пример: «Семья и школа: шаг навстречу».

Информативно

Благодаря таким названиям участникам становится ясно, что будет происходить на занятии и с чем конкретно они поработают.

Пример: «„Снимаем кино”: проектирование классного часа на основе блочно-модульного конструктора». Правда, тут мы с соавторами добавили к информативному названию интригующий элемент.

⭐️ В пятницу расскажу, почему не включила в этот список названия в научном стиле.

#приёмприём
@teach_write_post
🔥53👍3❤‍🔥1
Название события: когда уместен научный стиль?

В среду рассказывала, как озаглавить свой мастер-класс, тренинг, интенсив или любое другое практико-ориентированное событие.

🎓Почему же я не включила в список названия в научном стиле?

На мой взгляд, этот стиль уместен для доклада на научной или научно-практической конференции (когда нужно презентовать результаты исследования или опыт работы, не предлагая участникам в чём-либо упражняться).

Вот пара примеров с ежегодного форума IFTE:
▶️ «Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста в процессе обучения логической игре — шахматам» (Н. А. Чумак, Ставропольский дворец детского творчества);
▶️ «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе» (Е. А. Крюкова, МБОУ «Школа № 10», г. Казань).

#околотекст
@teach_write_post
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍32🔥1
Правка осуществляется = исправляем!

Достаём редакторский веник, чтобы прогнать очередной канцеляризм! «Осуществляется» — тот ещё #хитрыйзасланец: сговорившись с отглагольным существительным, он подменяет энергичный глагол.

Выметаем из предложения «осуществляется», отглагольное существительное меняем на глагол:
Оценка проектных работ осуществляется экспертной группой.
Проектные работы оценивает экспертная группа.

Иногда «осуществляется» обрастает ещё парой-тройкой усложнённых конструкций. Из-за таких фокусов предложения становятся неоправданно длинными, читатель задерживается на них не для того, чтобы глубже вникнуть в авторский замысел, а чтобы просто его понять.

Перестраиваем предложение, сохраняя смысл:
Процесс определения оценки в отзывах участников занятия осуществляется намного быстрее, если в отзывах присутствует экспрессивная лексика.
Если в отзывах есть экспрессивная лексика, можно намного быстрее определить, как участники оценивают занятие.

🔥 И никаких осуществлений!

@teach_write_post
👍12🔥32
«НЕфестиваль»: креативно или нет?

Представьте ситуацию: организаторы обсуждают, как назвать школьный фестиваль открытых уроков.

🤔 И тут кто-то предлагает: «У нас такой необычный формат, наш фестиваль не похож ни на один другой. О! А давайте так его и назовём — „НЕфестиваль”?»

Как вам идея? Голосуйте в опросе ниже!

@teach_write_post
👍7🤔2😁1
Название создаёт ожидания

Как показал опрос, название «НЕфестиваль» всё ещё может заинтриговать, но есть нюансы.

💬 Для организаторов
Маленькое «не» просто обязывает устроить событие, которое будет разительно отличаться от большинства фестивалей и не разочарует тех, кого привлёк необычный заголовок.

Вряд ли организаторам хочется подобных диалогов между участниками: «Почему „НЕфестиваль“? Что там было особенного?» — «Фестиваль как фестиваль».

💬 Для выступающих
Люди любят удивляться, но и ясности им хочется. Особенно тем, кто планирует выступать. Например, я иду на конференцию, зная, что от меня ждут доклада с презентацией. Подаю заявку на фестиваль для практиков — готовлю рассказ о своём опыте.

С «НЕфестивалем» начинаются сложности: нужно хорошо вникнуть в его замысел, чтобы выбрать подходящий формат (пойду-ка задам 1 000 и 1 вопрос организаторам!).

💬 Для участников
Участникам лучше всех! Им не надо ничего изобретать, достаточно просто прийти и наслаждаться событием.

Правда, «не-подход», как отметила в комментарии Светлана, может им наскучить, ведь уже есть — погуглите — неконференция, нефорум, нелекция, неурок и даже немастер-класс (это как, когда не мастер, а дилетант что-то проводит? 😁).

В общем, важно понимать, насколько эффект от такого креатива превысит моральные затраты организаторов и выступающих. И о восприятии слов с «не» тоже стоит подумать. 😉

#околотекст
@teach_write_post
👍8🔥41
Призёрам — аплодисменты, текстам — подробности

Об успехах можно писать кратко: «Ученики такие-то стали призёрами конкурса „Евровидение по-нашему“. Поздравляем!» И всё — читатель кивает и листает ленту дальше.

Такой подход уж точно не для Людмилы Золотухиной, учителя школы № 18 г. Братска, — автора этой ВК-заметки.

Пост привлекает внимание и яркой фотографией, и ностальгически знакомыми названиями, которые заметны при беглом просмотре текста («О-о! Хиты 80-х?! Scorpions?!»).

Раскрыт контекст — что именно нужно было делать на конкурсе: «Все участники конкурса (10 команд из разных школ города) приготовили номер — исполнение песни на тему „Музыкальные стили 80-х годов“. Прозвучали хиты...»

Понятно, с какой песней и как выступили ученики 18-й школы: «Наши ребята исполнили You’re My Heart, You’re My Soul...» Автор похвалила их за то, что справились с волнением, отметила произношение, артистичность и т. д.

Текст умеренно эмоциональный, чувствуется доброе отношение к ученикам и радость от успеха.

Пост интересен благодаря таким подробностям, и он выполняет не только информационную, но и имиджевую задачу: совершенно ясно, что в школе учатся способные дети и работают компетентные учителя.

👋 Привет братчанам! Мне так тепло от воспоминаний о путешествии в Иркутскую область!

#лайкрепост
@teach_write_post
👍7🔥31
Новая рубрика

Вчера был день ревизии: посмотрела, какие у меня выходили посты с хештегом #околотекст.

💬 В этой рубрике прижились размышления о генерировании идей, подготовке к работе и разных нюансах, влияющих на восприятие текста. А ещё я хотела рассказывать о том, на что обращать внимание, выбирая ресурсы для публикации. Кажется, эта тема заслуживает отдельной рубрики — #гдекакпубликовать.

Начнём её опросом (см. пост ниже).

@teach_write_post
2👍2🥰2
Журналы-хищники повсюду. Чек-лист поможет их обойти

Вчера вместе с коллегой проводили занятие «Как выбрать издание и на что обратить внимание при подготовке публикации» для участников нашей онлайн-мастерской (кратко писала о ней тут).

Я рассказывала о сомнительных научных и научно-популярных журналах, которые созданы с единственной целью — поскорее заработать на авторах, желающих публиковаться. Такие издания ещё называют «хищническими» или «мусорными».

🤔 Почему подавать в них статьи — плохая идея?

▫️Статью не посмотрит ни рецензент, ни редактор, а значит у автора не будет шанса её улучшить («Какой текст вы прислали, такой мы и разместили!»).
▫️Вероятно, и соседство будет неудачным: в подобных изданиях часто встречаются статьи низкого качества, с плагиатом.
▫️Публикация, скорее всего, затеряется на сайте журнала среди множества других. Её будет сложно найти в принципе в интернете, чтобы дать почитать заинтересованным коллегам.
▫️Репутация автора пошатнётся в кругу тех, кто разбирается в научных и научно-популярных изданиях (например, в ВШЭ есть чёрный список журналов).

😮 Как их избегать?
Сделала чек-лист. Только рассматривать все позиции надо в комплексе, потому что, например, и качественный журнал вуза или ИРО, и журнал фирмы-однодневки может быть официально зарегистрированным СМИ (это чаще всего и сбивает с толку).

#гдекакпубликовать
@teach_write_post
8🔥5👍4