Учим, пишем, публикуем – Telegram
Учим, пишем, публикуем
399 subscribers
260 photos
4 videos
237 links
Канал для педагогов, которые хотят писать понятно и интересно о себе, своей школе или детском саде.

Автор — Валерия Маркова, редактор, педагог, научный сотрудник МГПУ.

Для связи: @markovavk
Download Telegram
Увлечь за 25 знаков

В телеграм-ленте мы видим по полстроки новых публикаций. Выходит, у автора канала есть лишь два десятка знаков. Два десятка знаков, которые так зацепят подписчика, что у него включится лампочка «О, надо нажать!».

Кристина, автор канала «Про Всё | Книги. Кофе. Сочи. Библиотека» знает, как увлечь читателя ударным началом.

О, любопытно!
Многим нравится узнавать о чём-то нетипичном или о том, как одно связано с другим.

Книжная депрессия. Книжное выгорание. Книжный прастихоспади нечитун
Между Онегиным и Печориным я предпочту, пожалуй, Чацкого

О, лайфхак!
Хорошо работают советы или их подборки (особенно если в заголовке число).

Пишите отзыв без ИИ и победите у Livelib
6 книг против тревоги, которые работают лучше, чем крик в подушку

О, это про нас!

Или не про нас, но всё равно интересно. Люди любят читать о других, узнавать себя или, наоборот, делать вывод, что у них самих всё иначе.

Грешу сама, грешат другие
Бунтарь, игрок, ревнивец, или Что вычеркнули из школьной программы

❤️ Мне давно хотелось найти канал, в котором автор нешаблонно пишет о книгах. И вот я в уютном сообществе Кристины. Приходите и вы!

#лайкрепост
🔜 «Про Всё | Книги. Кофе. Сочи. Библиотека»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥53👍21👏1
Как разводят авторов

Прошла конференция, вышел сборник. Ждите, что через пару дней вы получите письмо:

«Ваша работа <...> рекомендована к участию в Международном конкурсе научно-исследовательских работ, который состоится в дистанционном формате... Если интересно, могу отправить информационное письмо. Также предоставлю доступ к личному кабинету участника».

❗️Будьте бдительны: это точно не организаторы конференции, в которой вы поучаствовали. Мы с коллегами дважды получали такие послания.

А кто же их рассылает? Некая фирма «Рога и копыта» мониторит чужие конференции. Потом она собирает электронные адреса из программ или свежих сборников и радостно сообщает авторам, что их статьи рекомендованы для участия в конкурсе. А участие в конкурсе, безусловно, платное.

Возможно, директор неизвестной конторы даже подпишет для вас сертификат. Но такой конкурс — пустышка: ни работы коллег посмотреть, ни азарт поймать. Ничего. А, нет, почему ничего? Избавиться от денег. 😁

🕊 На скриншотах закрасила фамилию отправителя. Может, человек одумается и начнёт научную жизнь с чистого листа! Дадим ему шанс.

#гдекакпубликовать
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2😱104👍4🔥2😁1🙏1
Плеоназм периодический

Всякий раз, когда автор пишет «период времени», он запускает в текст плеоназм.

Период
 — это отрезок времени.

Исправить недочёт легко: достаточно выбрать что-то одно — или «период», или «время». Иногда бывает уместно сказать «годы». Вот пример:

Рассказываем вам об учителях, которые работали у нас в советский период времени.
Рассказываем вам об учителях, которые работали у нас в советские годы.

#хитрыйзасланец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
28🔥6👍3
Как вы считаете, «младший по возрасту ребёнок» — речевая избыточность?
Anonymous Poll
72%
🧐 Да
5%
☺️ Нет
23%
🤔 Зависит от контекста
👍5👀2🔥1
Младший лейтенант ребёнок

Если бы не слово «ребёнок», мы могли бы долго рассуждать о должностях и званиях. «Младший по возрасту ребёнок» в 99,9 % случаев — речевая избыточность, причём заметная.

Пока готовила разбор, нашла для вас отличный комбопример: «Вася попросил младших по возрасту детей не топтать клумбу с цветами». Здесь мы избавимся сразу от двух недочётов: возрастного и растительного, ведь клумба — место, засаженное цветами, и только. Хотя, возможно, я чего-то не знаю о клумбах с кабачками.

Было:

Вася попросил младших по возрасту детей не топтать клумбу с цветами.

Стало:
Вася попросил младших детей не топтать клумбу.

🙃 А как же редчайший случай, когда «младший по возрасту ребёнок» — необходимое уточнение? И для него нашёлся пример:

Желательно, чтобы тропу инициаций страхом первым прошел младший по возрасту ребёнок (в группе, в лагере, в отряде)
.

Да-да, детям иногда присваивают звания! Это характерно прежде всего для кадетских классов, но подобная практика бывает и в летних лагерях, и в общественных объединениях. В таком узком контексте уточнение «по возрасту» помогает подчеркнуть нужный смысл.

#былостало
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
67🔥7😁3❤‍🔥2
Скажите, что уходите, и вам предложат остаться

О переписках с редакторами можно рассказывать много! Как-то я давала вам формулу писем, на которые отвечают охотнее:

⭐️ факт + вопрос + «мне важно»

Формула хорошо показала себя, но ситуации случаются разные, поэтому... Продолжаем!

Бывает, напишешь статью по требованиям, а в переговорах или накануне публикации начинают высовываться нюансы. Объём большой (маленький), иллюстраций много (мало), соавторов целый полк (ни одного) и т. п.

Тогда в очередные письма для редактора стоит добавить:

+ «давайте подумаем, что можно сделать»
+ «предлагаю...»
+ «если нет, то до свидания»


Подобный заход включает у адресата одновременно три психологических эффекта: Зейгарник, Овсянкиной и Конкорда (подробнее о них написала в комментариях). Если вкратце, человеку жаль уже потраченных сил, он хорошо помнит прерванное дело и стремится довести его до конца.

Так, рецензирование, правка или вёрстка наверняка заняли немало времени, поэтому редактору будет легче найти компромисс, чем отправить статью в корзину. Конечно, и вам не сахар, если откажетесь от публикации: придётся переделывать текст по требованиям другого издания, снова договариваться, проходить все этапы (держим это в уме и не афишируем 😁).

Дополните письмо, покажите, что хотите опубликоваться, но не настолько, чтобы уступать в чём-то важном для вас. Пример:

Здравствуйте! Вы писали, что не готовы включить в статью все иллюстрации, которые я прислал (-а). Мне важно, чтобы они были в статье, потому что ________ Давайте подумаем, как быть. Я предлагаю ________ Может, у вас найдётся своё решение.

✖️ Если решение не нашлось или его не пытались искать, скажите, что не очень-то и надо:

Спасибо, но это не подходит, так как __________. Я готов (-а) отозвать статью без каких-либо претензий к редакции.


🔥 Вероятно, именно после этого начнётся конструктивный разговор.

А как вы решаете спорные вопросы с редакциями?

#гдекакпубликовать
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3🔥11👍53🤩1
Компетенций много, а компетентность одна

Большинство абстрактных существительных используют только в единственном числе, но с «компетенцией» и «компетентностью» не всё так просто. Сейчас в публикациях сплошная путаница, вплоть до того, что авторы отождествляют эти понятия. Давайте разберёмся.

1️⃣ Компетенция — это:
– круг полномочий («Я же не директор! Это не в моей компетенции!»);
– знания в какой-либо области («У неё есть компетенция во всём, что касается школьных документов»).

В образовании и менеджменте под словом «компетенция» обычно подразумевают знания, навыки, способы действия и личностные качества, которые нужны для выполнения той или иной задачи. Толковые словари, предназначенные более широкому кругу читателей, ещё не зафиксировали подобное значение.

Компетенций может быть много, они объединяются в группы. Пример — цифровые компетенции (добывать полезную информацию из интернет-залежей, делать онлайн-тесты к урокам, вести деловую переписку и т. д.).

2️⃣ Компетентность — это профессионализм. Когда мы говорим о компетентности педагога, то имеем в виду, что он уверенно пользуется целым набором компетенций.

🤔 Получается, слово «компетенция» может быть во множественном числе, а «компетентность» нет. Однако исследователи утверждают, что и компетентность бывает разной:
«Единая социально-профессиональная компетентность выпускника... включает в себя содержание всех... компетентностей» (И. А. Зимняя);
«Включение в ожидаемые результаты образования не только предметных компетентностей, но и универсальных...» (И. Д. Фрумин и др.).

😉 Мы почти бессильны против этого хаоса, но и участвовать в нём не обязательно. Давайте писать в единственном числе: «виды компетентности».

#упрямыйпоселенец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
210👍9💯8🔥3
Как сделать новый стиль для текста в Word

Только вы выставили в Word стандартные Times New Roman 14, межстрочный интервал 1,5 пт и абзацный отступ 1,25 см (может, даже по инструкции из канала 😊)... И тут в очередном журнале просят оформлять текст по-другому.

🔼 Вам не нужно менять каждый параметр вручную. Показала в карточках, как создать новый стиль и переключаться на него в один клик.

#невеликийкомбинатор
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
17👍6🤝5
Как вы воспринимаете фразу «Мы проучили всех педагогов»?
Anonymous Poll
16%
«Мы обучили всех педагогов» 👍
84%
«Мы наказали всех педагогов» 😱
0%
Напишу в комментариях 💬
1🤣12🔥4😁4
А-та-та или ура?

Какой-то словотворец играл с приставкой «про-» и решил, что придумал меткое слово. Но мы-то помним из сказок и русской классики: проучить — значит наказать.

Конечно, у слова есть и второе, редкое значение — учить в течение какого-либо времени: «Вася весь вечер проучил уроки» или «Антонина Павловна всю жизнь проучила детей». В этих примерах оно использовано правильно, контекст ясен, поэтому не смешно.

Веселит нас случайный каламбур: «Мы проучили всех педагогов». Поздравлять или сочувствовать? А-а-а, всё же поздравлять! Тогда исправим.

Было:
Мы проучили всех педагогов.
Стало:
Мы обучили всех педагогов.

😉 Напоследок развлеку вас статьёй «Директор брянского департамента образования нешуточно проучил педагогов». Оставлю её в комментариях.

#былостало
#упрямыйпоселенец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
25❤‍🔥3😁3👍2👌1
Сутки в поезде до Екатеринбурга. С собой — домашка по редактуре, журналы и книги.

Прочла «Правильное сочинение» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак — рассказ о том, как учителя переписали детское сочинение, снабдив его канцеляритом и осторожными сюжетами.

Сижу и думаю: это ж и педагогов, и учеников надо оберегать от текстовых пришельцев (#хитрыйзасланец)! И не только от них...

💬 Читали? Если да, то что думаете?

🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
210🔥4👍3
Шесть вопросов, которые помогут вам описывать педагогические практики

❤️ Мне так повезло! На днях побывала в 39-й гимназии Екатеринбурга — «Французской гимназии». Улыбаюсь, вспоминая тёплую встречу, интересные истории, творческие идеи и вопросы от учителей, для которых я проводила мастер-класс.

А рассказывала я о руководстве по описанию педагогических разработок. Упомянула полную версию и предложила поработать с краткой.

Сначала мы обсудили, что у кого хорошо получается и даёт результат в работе с детьми. Затем подумали, как описать эти практики, и ответили на шесть вопросов:
— Как практика называется?
— В чём её суть?
— Почему она важна?
— Для чего она нужна?
— Как её использовать?
— Что в результате?


В итоге получили черновики, которые потом можно превратить в план выступления или публикацию.

⭐️ В комментариях к посту я решила поделиться с вами раздаткой к мастер-классу. Пользуйтесь с удовольствием! Будут вопросы — смело пишите мне лично или в сообщения канала.

#приёмприём
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4🔥13👍7❤‍🔥33
🎈 Каналу два года!

Первый пост появился в «Учим, пишем, публикуем» накануне 1 Сентября. По-моему, символично, к тому же с этим праздником связана давняя история, которая укрепила мой интерес к теме.

Лет пять назад я собрала 10 школьных новостей о Дне знаний и предложила педагогам, журналистам, а также студентам их оценить.

Участникам опроса понравилось читать рассказы о конкретных событиях, с уникальными цитатами, без воды и штампов:
– «Живое, не сухое, не чисто официальное освещение новости»;
– «Необычно, живо, интересно. Детали. Важно, что вставили речь директора».


Новости, подсушенные канцеляритом и банальными оборотами, разочаровали:
– «Текст можно скопировать и вписать (в него) любую другую школу»;
– «Написано прежде всего для отчёта, чтобы был, для проверяющих, а не для детей и их родителей».


Изучив все ответы, я написала рекомендации о том, как готовить понятные, живые школьно-садовские анонсы и новости. Провела вебинары в «Первом сентября» (тоже символично, правда?). Потом мы с коллегами открыли Мастерскую диссеминации опыта для педагогов — участников программы «Развивающая среда».

Захотела развивать тему, задумалась: где, как? И вот два года назад решила: где — в своём канале, как — микродозами полезного контента.

❤️ Сегодня нас 355. Спасибо, что читаете, комментируете и подсказываете идеи для постов!

Навигация по каналу и пара слов обо мне здесь.

🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6🎉129🍾8🔥3👏2🥰1
Как написать уникальный текст о 1 Сентября

Линейки, банты, букеты и звонки будут в каждой второй новости про День знаний. Значит, мои старые советы не старые. За ними — сюда. А я добавлю к ним ещё пару:

расскажите о личном — наблюдениях, эмоциях;
покажите, что вы делаете для детей, и развейте тревоги родителей («А как там, в школе?», «Что за учителя?», «Будет ли моему Ванечке там хорошо?» и т. п.).

Например, директор «Школы будущего» Алексей Викторович Голубицкий пишет в своём канале: «Вчера вечером трудно было уснуть. ... Волнуюсь вместе с детьми, которые впервые переступают порог школы, попадают в новый мир. Каким они его увидят? ... Важно сделать новый мир понятным и волшебным, а для этого самим стать волшебниками. Убеждён, очень важно, чтобы дети ждали нового учебного года, как Нового года. У нас в школе есть для этого три добрых традиции».

Потом он объясняет, как педагоги помогают новичкам освоиться: берут их в экспедицию «Тайные комнаты Школы будущего», показывают, где что находится в школе, и ведут на «Ярмарку интересных дел».

❤️ Почитайте этот уникальный текст. В нём видно, что за всеми первосентябрьскими делами стоит человек со своими эмоциями и чувствами. Такому человеку хочется верить, открываться в ответ. Рассказ о событиях для новичков — тоже позитивный сигнал: в этой школе о ребёнке позаботятся, он всё увидит, не заблудится, найдёт занятия по душе.

Так директор блестяще решает имиджевую задачу. Попробуйте и вы! Всех с праздником!

#лайкрепост
#приёмприём
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5🔥116🍾3