Младший лейтенант ребёнок
Если бы не слово «ребёнок», мы могли бы долго рассуждать о должностях и званиях. «Младший по возрасту ребёнок» в 99,9 % случаев — речевая избыточность, причём заметная.
Пока готовила разбор, нашла для вас отличный комбопример: «Вася попросил младших по возрасту детей не топтать клумбу с цветами». Здесь мы избавимся сразу от двух недочётов: возрастного и растительного, ведь клумба — место, засаженное цветами, и только. Хотя, возможно, я чего-то не знаю оклумбах с кабачками .
Было:
Вася попросил младших по возрасту детей не топтать клумбу с цветами.
Стало:
Вася попросил младших детей не топтать клумбу.
🙃 А как же редчайший случай, когда «младший по возрасту ребёнок» — необходимое уточнение? И для него нашёлся пример:
Желательно, чтобы тропу инициаций страхом первым прошел младший по возрасту ребёнок (в группе, в лагере, в отряде).
Да-да, детям иногда присваивают звания! Это характерно прежде всего для кадетских классов, но подобная практика бывает и в летних лагерях, и в общественных объединениях. В таком узком контексте уточнение «по возрасту» помогает подчеркнуть нужный смысл.
#былостало
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Если бы не слово «ребёнок», мы могли бы долго рассуждать о должностях и званиях. «Младший по возрасту ребёнок» в 99,9 % случаев — речевая избыточность, причём заметная.
Пока готовила разбор, нашла для вас отличный комбопример: «Вася попросил младших по возрасту детей не топтать клумбу с цветами». Здесь мы избавимся сразу от двух недочётов: возрастного и растительного, ведь клумба — место, засаженное цветами, и только. Хотя, возможно, я чего-то не знаю о
Было:
Вася попросил младших по возрасту детей не топтать клумбу с цветами.
Стало:
Вася попросил младших детей не топтать клумбу.
🙃 А как же редчайший случай, когда «младший по возрасту ребёнок» — необходимое уточнение? И для него нашёлся пример:
Желательно, чтобы тропу инициаций страхом первым прошел младший по возрасту ребёнок (в группе, в лагере, в отряде).
Да-да, детям иногда присваивают звания! Это характерно прежде всего для кадетских классов, но подобная практика бывает и в летних лагерях, и в общественных объединениях. В таком узком контексте уточнение «по возрасту» помогает подчеркнуть нужный смысл.
#былостало
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6❤7🔥7😁3❤🔥2
Скажите, что уходите, и вам предложат остаться
О переписках с редакторами можно рассказывать много! Как-то я давала вам формулу писем, на которые отвечают охотнее:
⭐️ факт + вопрос + «мне важно»
Формула хорошо показала себя, но ситуации случаются разные, поэтому... Продолжаем!
Бывает, напишешь статью по требованиям, а в переговорах или накануне публикации начинают высовываться нюансы. Объём большой (маленький), иллюстраций много (мало), соавторов целый полк (ни одного) и т. п.
Тогда в очередные письма для редактора стоит добавить:
+ «давайте подумаем, что можно сделать»
+ «предлагаю...»
+ «если нет, то до свидания»
Подобный заход включает у адресата одновременно три психологических эффекта: Зейгарник, Овсянкиной и Конкорда (подробнее о них написала в комментариях). Если вкратце, человеку жаль уже потраченных сил, он хорошо помнит прерванное дело и стремится довести его до конца.
Так, рецензирование, правка или вёрстка наверняка заняли немало времени, поэтому редактору будет легче найти компромисс, чем отправить статью в корзину. Конечно, и вам не сахар, если откажетесь от публикации: придётся переделывать текст по требованиям другого издания, снова договариваться, проходить все этапы(держим это в уме и не афишируем 😁).
Дополните письмо, покажите, что хотите опубликоваться, но не настолько, чтобы уступать в чём-то важном для вас. Пример:
Здравствуйте! Вы писали, что не готовы включить в статью все иллюстрации, которые я прислал (-а). Мне важно, чтобы они были в статье, потому что ________ Давайте подумаем, как быть. Я предлагаю ________ Может, у вас найдётся своё решение.
✖️ Если решение не нашлось или его не пытались искать, скажите, что не очень-то и надо:
Спасибо, но это не подходит, так как __________. Я готов (-а) отозвать статью без каких-либо претензий к редакции.
🔥 Вероятно, именно после этого начнётся конструктивный разговор.
А как вы решаете спорные вопросы с редакциями?
#гдекакпубликовать
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
О переписках с редакторами можно рассказывать много! Как-то я давала вам формулу писем, на которые отвечают охотнее:
⭐️ факт + вопрос + «мне важно»
Формула хорошо показала себя, но ситуации случаются разные, поэтому... Продолжаем!
Бывает, напишешь статью по требованиям, а в переговорах или накануне публикации начинают высовываться нюансы. Объём большой (маленький), иллюстраций много (мало), соавторов целый полк (ни одного) и т. п.
Тогда в очередные письма для редактора стоит добавить:
+ «давайте подумаем, что можно сделать»
+ «предлагаю...»
+ «если нет, то до свидания»
Подобный заход включает у адресата одновременно три психологических эффекта: Зейгарник, Овсянкиной и Конкорда (подробнее о них написала в комментариях). Если вкратце, человеку жаль уже потраченных сил, он хорошо помнит прерванное дело и стремится довести его до конца.
Так, рецензирование, правка или вёрстка наверняка заняли немало времени, поэтому редактору будет легче найти компромисс, чем отправить статью в корзину. Конечно, и вам не сахар, если откажетесь от публикации: придётся переделывать текст по требованиям другого издания, снова договариваться, проходить все этапы
Дополните письмо, покажите, что хотите опубликоваться, но не настолько, чтобы уступать в чём-то важном для вас. Пример:
Здравствуйте! Вы писали, что не готовы включить в статью все иллюстрации, которые я прислал (-а). Мне важно, чтобы они были в статье, потому что ________ Давайте подумаем, как быть. Я предлагаю ________ Может, у вас найдётся своё решение.
Спасибо, но это не подходит, так как __________. Я готов (-а) отозвать статью без каких-либо претензий к редакции.
🔥 Вероятно, именно после этого начнётся конструктивный разговор.
А как вы решаете спорные вопросы с редакциями?
#гдекакпубликовать
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3🔥11👍5❤3🤩1
Как правильно, на ваш взгляд?
Anonymous Poll
35%
«Компетенции» (мн. ч.)
2%
«Компетентности» (мн. ч.)
2%
И так и так правильно, смысл один и тот же
57%
И так и так правильно, но смысл разный
4%
Всё неправильно, дайте мне клавиатуру :)
1👍5😁3🤔2
Компетенций много, а компетентность одна
Большинство абстрактных существительных используют только в единственном числе, но с «компетенцией» и «компетентностью» не всё так просто. Сейчас в публикациях сплошная путаница, вплоть до того, что авторы отождествляют эти понятия. Давайте разберёмся.
1️⃣ Компетенция — это:
– круг полномочий («Я же не директор! Это не в моей компетенции!»);
– знания в какой-либо области («У неё есть компетенция во всём, что касается школьных документов»).
В образовании и менеджменте под словом «компетенция» обычно подразумевают знания, навыки, способы действия и личностные качества, которые нужны для выполнения той или иной задачи. Толковые словари, предназначенные более широкому кругу читателей, ещё не зафиксировали подобное значение.
Компетенций может быть много, они объединяются в группы. Пример — цифровые компетенции (добывать полезную информацию из интернет-залежей, делать онлайн-тесты к урокам, вести деловую переписку и т. д.).
2️⃣ Компетентность — это профессионализм. Когда мы говорим о компетентности педагога, то имеем в виду, что он уверенно пользуется целым набором компетенций.
🤔 Получается, слово «компетенция» может быть во множественном числе, а «компетентность» нет. Однако исследователи утверждают, что и компетентность бывает разной:
– «Единая социально-профессиональная компетентность выпускника... включает в себя содержание всех... компетентностей» (И. А. Зимняя);
– «Включение в ожидаемые результаты образования не только предметных компетентностей, но и универсальных...» (И. Д. Фрумин и др.).
😉 Мы почти бессильны против этого хаоса, но и участвовать в нём не обязательно. Давайте писать в единственном числе: «виды компетентности».
#упрямыйпоселенец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Большинство абстрактных существительных используют только в единственном числе, но с «компетенцией» и «компетентностью» не всё так просто. Сейчас в публикациях сплошная путаница, вплоть до того, что авторы отождествляют эти понятия. Давайте разберёмся.
– круг полномочий («Я же не директор! Это не в моей компетенции!»);
– знания в какой-либо области («У неё есть компетенция во всём, что касается школьных документов»).
В образовании и менеджменте под словом «компетенция» обычно подразумевают знания, навыки, способы действия и личностные качества, которые нужны для выполнения той или иной задачи. Толковые словари, предназначенные более широкому кругу читателей, ещё не зафиксировали подобное значение.
Компетенций может быть много, они объединяются в группы. Пример — цифровые компетенции (добывать полезную информацию из интернет-залежей, делать онлайн-тесты к урокам, вести деловую переписку и т. д.).
🤔 Получается, слово «компетенция» может быть во множественном числе, а «компетентность» нет. Однако исследователи утверждают, что и компетентность бывает разной:
– «Единая социально-профессиональная компетентность выпускника... включает в себя содержание всех... компетентностей» (И. А. Зимняя);
– «Включение в ожидаемые результаты образования не только предметных компетентностей, но и универсальных...» (И. Д. Фрумин и др.).
😉 Мы почти бессильны против этого хаоса, но и участвовать в нём не обязательно. Давайте писать в единственном числе: «виды компетентности».
#упрямыйпоселенец
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤10👍9💯8🔥3
Как сделать новый стиль для текста в Word
Только вы выставили в Word стандартные Times New Roman 14, межстрочный интервал 1,5 пт и абзацный отступ 1,25 см (может, даже по инструкции из канала 😊)... И тут в очередном журнале просят оформлять текст по-другому.
🔼 Вам не нужно менять каждый параметр вручную. Показала в карточках, как создать новый стиль и переключаться на него в один клик.
#невеликийкомбинатор
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Только вы выставили в Word стандартные Times New Roman 14, межстрочный интервал 1,5 пт и абзацный отступ 1,25 см (может, даже по инструкции из канала 😊)... И тут в очередном журнале просят оформлять текст по-другому.
#невеликийкомбинатор
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1❤7👍6🤝5
Как вы воспринимаете фразу «Мы проучили всех педагогов»?
Anonymous Poll
16%
«Мы обучили всех педагогов» 👍
84%
«Мы наказали всех педагогов» 😱
0%
Напишу в комментариях 💬
1🤣12🔥4😁4
А-та-та или ура?
Какой-то словотворец играл с приставкой «про-» и решил, что придумал меткое слово. Но мы-то помним из сказок и русской классики: проучить — значит наказать.
Конечно, у слова есть и второе, редкое значение — учить в течение какого-либо времени: «Вася весь вечер проучил уроки» или «Антонина Павловна всю жизнь проучила детей». В этих примерах оно использовано правильно, контекст ясен, поэтому не смешно.
Веселит нас случайный каламбур: «Мы проучили всех педагогов». Поздравлять или сочувствовать? А-а-а, всё же поздравлять! Тогда исправим.
Было:
Мы проучили всех педагогов.
Стало:
Мы обучили всех педагогов.
😉 Напоследок развлеку вас статьёй «Директор брянского департамента образования нешуточно проучил педагогов». Оставлю её в комментариях.
#былостало
#упрямыйпоселенец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Какой-то словотворец играл с приставкой «про-» и решил, что придумал меткое слово. Но мы-то помним из сказок и русской классики: проучить — значит наказать.
Конечно, у слова есть и второе, редкое значение — учить в течение какого-либо времени: «Вася весь вечер проучил уроки» или «Антонина Павловна всю жизнь проучила детей». В этих примерах оно использовано правильно, контекст ясен, поэтому не смешно.
Веселит нас случайный каламбур: «Мы проучили всех педагогов». Поздравлять или сочувствовать? А-а-а, всё же поздравлять! Тогда исправим.
Было:
Мы проучили всех педагогов.
Стало:
Мы обучили всех педагогов.
😉 Напоследок развлеку вас статьёй «Директор брянского департамента образования нешуточно проучил педагогов». Оставлю её в комментариях.
#былостало
#упрямыйпоселенец
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤5❤🔥3😁3👍2👌1
Сутки в поезде до Екатеринбурга. С собой — домашка по редактуре, журналы и книги.
Прочла «Правильное сочинение» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак — рассказ о том, какучителя переписали детское сочинение, снабдив его канцеляритом и осторожными сюжетами.
Сижу и думаю: это ж и педагогов, и учеников надо оберегать от текстовых пришельцев (#хитрыйзасланец)! И не только от них...
💬 Читали? Если да, то что думаете?
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Прочла «Правильное сочинение» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак — рассказ о том, как
Сижу и думаю: это ж и педагогов, и учеников надо оберегать от текстовых пришельцев (#хитрыйзасланец)! И не только от них...
💬 Читали? Если да, то что думаете?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤10🔥4👍3
Шесть вопросов, которые помогут вам описывать педагогические практики
❤️ Мне так повезло! На днях побывала в 39-й гимназии Екатеринбурга — «Французской гимназии». Улыбаюсь, вспоминая тёплую встречу, интересные истории, творческие идеи и вопросы от учителей, для которых я проводила мастер-класс.
А рассказывала я о руководстве по описанию педагогических разработок. Упомянула полную версию и предложила поработать с краткой.
Сначала мы обсудили, что у кого хорошо получается и даёт результат в работе с детьми. Затем подумали, как описать эти практики, и ответили на шесть вопросов:
— Как практика называется?
— В чём её суть?
— Почему она важна?
— Для чего она нужна?
— Как её использовать?
— Что в результате?
В итоге получили черновики, которые потом можно превратить в план выступления или публикацию.
⭐️ В комментариях к посту я решила поделиться с вами раздаткой к мастер-классу. Пользуйтесь с удовольствием! Будут вопросы — смело пишите мне лично или в сообщения канала.
#приёмприём
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
❤️ Мне так повезло! На днях побывала в 39-й гимназии Екатеринбурга — «Французской гимназии». Улыбаюсь, вспоминая тёплую встречу, интересные истории, творческие идеи и вопросы от учителей, для которых я проводила мастер-класс.
А рассказывала я о руководстве по описанию педагогических разработок. Упомянула полную версию и предложила поработать с краткой.
Сначала мы обсудили, что у кого хорошо получается и даёт результат в работе с детьми. Затем подумали, как описать эти практики, и ответили на шесть вопросов:
— Как практика называется?
— В чём её суть?
— Почему она важна?
— Для чего она нужна?
— Как её использовать?
— Что в результате?
В итоге получили черновики, которые потом можно превратить в план выступления или публикацию.
⭐️ В комментариях к посту я решила поделиться с вами раздаткой к мастер-классу. Пользуйтесь с удовольствием! Будут вопросы — смело пишите мне лично или в сообщения канала.
#приёмприём
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4🔥13👍7❤🔥3❤3
Первый пост появился в «Учим, пишем, публикуем» накануне 1 Сентября. По-моему, символично, к тому же с этим праздником связана давняя история, которая укрепила мой интерес к теме.
Лет пять назад я собрала 10 школьных новостей о Дне знаний и предложила педагогам, журналистам, а также студентам их оценить.
– «Живое, не сухое, не чисто официальное освещение новости»;
– «Необычно, живо, интересно. Детали. Важно, что вставили речь директора».
– «Текст можно скопировать и вписать (в него) любую другую школу»;
– «Написано прежде всего для отчёта, чтобы был, для проверяющих, а не для детей и их родителей».
Изучив все ответы, я написала рекомендации о том, как готовить понятные, живые школьно-садовские анонсы и новости. Провела вебинары в «Первом сентября» (тоже символично, правда?). Потом мы с коллегами открыли Мастерскую диссеминации опыта для педагогов — участников программы «Развивающая среда».
Захотела развивать тему, задумалась: где, как? И вот два года назад решила: где — в своём канале, как — микродозами полезного контента.
❤️ Сегодня нас 355. Спасибо, что читаете, комментируете и подсказываете идеи для постов!
Навигация по каналу и пара слов обо мне здесь.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6🎉12❤9🍾8🔥3👏2🥰1
Как написать уникальный текст о 1 Сентября
Линейки, банты, букеты и звонки будут в каждой второй новости про День знаний. Значит, мои старые советы не старые. За ними — сюда. А я добавлю к ним ещё пару:
✅ расскажите о личном — наблюдениях, эмоциях;
✅ покажите, что вы делаете для детей, и развейте тревоги родителей («А как там, в школе?», «Что за учителя?», «Будет ли моему Ванечке там хорошо?» и т. п.).
Например, директор «Школы будущего» Алексей Викторович Голубицкий пишет в своём канале: «Вчера вечером трудно было уснуть. ... Волнуюсь вместе с детьми, которые впервые переступают порог школы, попадают в новый мир. Каким они его увидят? ... Важно сделать новый мир понятным и волшебным, а для этого самим стать волшебниками. Убеждён, очень важно, чтобы дети ждали нового учебного года, как Нового года. У нас в школе есть для этого три добрых традиции».
Потом он объясняет, как педагоги помогают новичкам освоиться: берут их в экспедицию «Тайные комнаты Школы будущего», показывают, где что находится в школе, и ведут на «Ярмарку интересных дел».
❤️ Почитайте этот уникальный текст. В нём видно, что за всеми первосентябрьскими делами стоит человек со своими эмоциями и чувствами. Такому человеку хочется верить, открываться в ответ. Рассказ о событиях для новичков — тоже позитивный сигнал: в этой школе о ребёнке позаботятся, он всё увидит, не заблудится, найдёт занятия по душе.
Так директор блестяще решает имиджевую задачу. Попробуйте и вы! Всех с праздником!
#лайкрепост
#приёмприём
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Линейки, банты, букеты и звонки будут в каждой второй новости про День знаний. Значит, мои старые советы не старые. За ними — сюда. А я добавлю к ним ещё пару:
✅ расскажите о личном — наблюдениях, эмоциях;
✅ покажите, что вы делаете для детей, и развейте тревоги родителей («А как там, в школе?», «Что за учителя?», «Будет ли моему Ванечке там хорошо?» и т. п.).
Например, директор «Школы будущего» Алексей Викторович Голубицкий пишет в своём канале: «Вчера вечером трудно было уснуть. ... Волнуюсь вместе с детьми, которые впервые переступают порог школы, попадают в новый мир. Каким они его увидят? ... Важно сделать новый мир понятным и волшебным, а для этого самим стать волшебниками. Убеждён, очень важно, чтобы дети ждали нового учебного года, как Нового года. У нас в школе есть для этого три добрых традиции».
Потом он объясняет, как педагоги помогают новичкам освоиться: берут их в экспедицию «Тайные комнаты Школы будущего», показывают, где что находится в школе, и ведут на «Ярмарку интересных дел».
❤️ Почитайте этот уникальный текст. В нём видно, что за всеми первосентябрьскими делами стоит человек со своими эмоциями и чувствами. Такому человеку хочется верить, открываться в ответ. Рассказ о событиях для новичков — тоже позитивный сигнал: в этой школе о ребёнке позаботятся, он всё увидит, не заблудится, найдёт занятия по душе.
Так директор блестяще решает имиджевую задачу. Попробуйте и вы! Всех с праздником!
#лайкрепост
#приёмприём
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5🔥11❤6🍾3
«...Это моё средство от профессионального выгорания»
В «Учительской газете» вышла статья Анастасии Лукониной, Светланы Агеевой и Светланы Савиной — моих коллег, соавторов, единомышленников.
💡 «Зачем педагогу писать, выступать и делиться опытом с другими?»
Приглашаю почитать!
#околотекст
#лайкрепост
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
В «Учительской газете» вышла статья Анастасии Лукониной, Светланы Агеевой и Светланы Савиной — моих коллег, соавторов, единомышленников.
💡 «Зачем педагогу писать, выступать и делиться опытом с другими?»
Приглашаю почитать!
#околотекст
#лайкрепост
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1❤11🔥10⚡3🙏1
Редактор — не соперник, а союзник!
❤️ Рассказала «Копилке текстов», как я объясняю авторам свои правки и почему это важно. Лена, спасибо за роскошные карточки!
⬇️ ⬇️ ⬇️
❤️ Рассказала «Копилке текстов», как я объясняю авторам свои правки и почему это важно. Лена, спасибо за роскошные карточки!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥8❤5👍3
Forwarded from Копилка текстов
Как объяснять правки автору
Если просто тихонечко внести правки, в следующий раз автор принесёт текст такого же качества или даже хуже. Так у редактора никогда не станет меньше работы, а автор продолжит топтаться на прежнем уровне. Не очень-то перспективка.
Ведущий научный сотрудник МГПУ, редактор и автор телеграм-канала «Учим, пишем, публикуем» Валерия Маркова рассказала «Копилке», как оставлять правки, чтобы в плюсе остались оба — и редактор, и автор.
Редакторы, а как обстоят дела с правками у вас? Объясняете или не всегда?
#коллега_на_связи
Если просто тихонечко внести правки, в следующий раз автор принесёт текст такого же качества или даже хуже. Так у редактора никогда не станет меньше работы, а автор продолжит топтаться на прежнем уровне. Не очень-то перспективка.
Ведущий научный сотрудник МГПУ, редактор и автор телеграм-канала «Учим, пишем, публикуем» Валерия Маркова рассказала «Копилке», как оставлять правки, чтобы в плюсе остались оба — и редактор, и автор.
Редакторы, а как обстоят дела с правками у вас? Объясняете или не всегда?
#коллега_на_связи
3🔥12❤6👍5