10 приёмов, которые делают посты в соцсетях интересными
На мастер-классе мы с участниками разобрали несколько удачных постов и записали свои находки, а вы поделились размышлениями в чате. И вот я сделала памятку для всех, кто хочет писать цепляющие тексты для соцсетей:
✅ Интригующее начало
«Что за дирижабли летают по „Летово“?» (Школа «Летово»), «У нас для вас жуткая история!» (Школа 800).
Конечно, хочется узнать, что там такое! Автору на заметку: эмоциональные реплики и необычные факты — в заголовок или введение.
✅ Конкретика
Суть в том, чтобы читатель легко представил происходящее. Например, «Я в этот момент судорожно двигаю парты» («Учитель по призванию») создаёт картинку в голове, а «Оперативно провожу подготовку к уроку» — нет.
Усиливают эффект детали: «Под пышной елью варилось яблочное варенье, юные музыканты исполняли канцону...» (Красноярский краевой Дворец пионеров).
✅ Простой язык, понятные объяснения
Соцсети читают и коллеги, и родители, и дети. Все интересы не учесть, но можно выработать принцип: писать так, будто разговариваете с приятелем, — и большинство поймёт.
Любимые термины, без которых никак нельзя, лучше объяснять своими словами: «STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — курс, объединяющий естественные науки и инженерные предметы» (Школа «Летово»).
✅ Крючки
Интриги в начале бывает мало, и тогда любопытство нужно поддерживать крючками — эмоциональными и интеллектуальными.
Эмоциональные крючки — обычно истории, которые вызывают знакомые чувства, заставляют сопереживать автору или героям поста, ждать хеппи-энда. «...Наш мышонок слишком худенький и в таком состоянии зимовку может не пережить» (Школа 800).
Интеллектуальные — вопросы, на которые не сразу даются ответы, редкие факты, нетипичный взгляд на привычные вещи.
✅ Истории, примеры из жизни
Людям нравится следить за другими, читать живые, нерафинированные рассказы и узнавать в них себя. Особенно если автор пишет позитивно, с юмором, да и вообще не прячет эмоции.
«В итоге урок должен был состояться в четверг, то есть завтра. И каково же было моё удивление, когда за 20 минут до начала я понимаю, что этот день сегодня!» («Учитель по призванию»).
✅ Вопросы, обращения к читателям
Вопрос в концовке приглашает к обсуждению: «Как думаете, мог ли получиться хороший урок в такой ситуации?» («Учитель по призванию»).
Вопрос в середине текста только создаёт эффект диалога, но и это важно: подписчик мысленно откликается и читает дальше. Пример: «Варенье из яблок? Спросите вы...» (Красноярский краевой Дворец пионеров).
✅ Прямая речь
Детям и взрослым понравилось событие? Они точно что-нибудь скажут или напишут в чате. Совет — попросить разрешения и включить в текст! Это оживит повествование.
«„Я вот понял: всё, чем мы пользуемся, кем-то сделано“, — однажды поделился впечатлениями юный керамист» (Школа самоопределения № 734).
✅ Путь от проблемы к решению
Посмотрите, как использует приём Детский сад 56 (посты про вотербол и выпускной). Для читателей это сигнал: здесь работают профессионалы, которые не боятся трудностей.
«...Осталось придумать, как сделать так, чтобы и традицию соблюсти, и снизить неприятный для них эффект... Мы решили эту историю слегка qɯʎнdǝʚǝdǝu».
✅ Концовка-удочка
Ленту новостей можно превратить в сериал, ну или хотя бы намекнуть подписчику на продолжение истории. Так он будет ждать новых постов.
«...В завершение форума участники выбрали тему для следующего — юбилейного — мероприятия. Как она звучит? Вы узнаете весной 2025 года» (Школа «Летово»).
✅ Оформление
Сплошной текст трудно воспринимать. Чтобы читателю было проще, стоит использовать подзаголовки, иконки и маркеры, а главное — выделять абзацы по принципу «один абзац — одна мысль».
❤️ Сохраняйте себе памятку, отправляйте её коллегам! А в следующих постах разберём эти приёмы подробнее.
#приёмприём
#лайкрепост
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
На мастер-классе мы с участниками разобрали несколько удачных постов и записали свои находки, а вы поделились размышлениями в чате. И вот я сделала памятку для всех, кто хочет писать цепляющие тексты для соцсетей:
✅ Интригующее начало
«Что за дирижабли летают по „Летово“?» (Школа «Летово»), «У нас для вас жуткая история!» (Школа 800).
Конечно, хочется узнать, что там такое! Автору на заметку: эмоциональные реплики и необычные факты — в заголовок или введение.
✅ Конкретика
Суть в том, чтобы читатель легко представил происходящее. Например, «Я в этот момент судорожно двигаю парты» («Учитель по призванию») создаёт картинку в голове, а «Оперативно провожу подготовку к уроку» — нет.
Усиливают эффект детали: «Под пышной елью варилось яблочное варенье, юные музыканты исполняли канцону...» (Красноярский краевой Дворец пионеров).
✅ Простой язык, понятные объяснения
Соцсети читают и коллеги, и родители, и дети. Все интересы не учесть, но можно выработать принцип: писать так, будто разговариваете с приятелем, — и большинство поймёт.
Любимые термины, без которых никак нельзя, лучше объяснять своими словами: «STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — курс, объединяющий естественные науки и инженерные предметы» (Школа «Летово»).
✅ Крючки
Интриги в начале бывает мало, и тогда любопытство нужно поддерживать крючками — эмоциональными и интеллектуальными.
Эмоциональные крючки — обычно истории, которые вызывают знакомые чувства, заставляют сопереживать автору или героям поста, ждать хеппи-энда. «...Наш мышонок слишком худенький и в таком состоянии зимовку может не пережить» (Школа 800).
Интеллектуальные — вопросы, на которые не сразу даются ответы, редкие факты, нетипичный взгляд на привычные вещи.
✅ Истории, примеры из жизни
Людям нравится следить за другими, читать живые, нерафинированные рассказы и узнавать в них себя. Особенно если автор пишет позитивно, с юмором, да и вообще не прячет эмоции.
«В итоге урок должен был состояться в четверг, то есть завтра. И каково же было моё удивление, когда за 20 минут до начала я понимаю, что этот день сегодня!» («Учитель по призванию»).
✅ Вопросы, обращения к читателям
Вопрос в концовке приглашает к обсуждению: «Как думаете, мог ли получиться хороший урок в такой ситуации?» («Учитель по призванию»).
Вопрос в середине текста только создаёт эффект диалога, но и это важно: подписчик мысленно откликается и читает дальше. Пример: «Варенье из яблок? Спросите вы...» (Красноярский краевой Дворец пионеров).
✅ Прямая речь
Детям и взрослым понравилось событие? Они точно что-нибудь скажут или напишут в чате. Совет — попросить разрешения и включить в текст! Это оживит повествование.
«„Я вот понял: всё, чем мы пользуемся, кем-то сделано“, — однажды поделился впечатлениями юный керамист» (Школа самоопределения № 734).
✅ Путь от проблемы к решению
Посмотрите, как использует приём Детский сад 56 (посты про вотербол и выпускной). Для читателей это сигнал: здесь работают профессионалы, которые не боятся трудностей.
«...Осталось придумать, как сделать так, чтобы и традицию соблюсти, и снизить неприятный для них эффект... Мы решили эту историю слегка qɯʎнdǝʚǝdǝu».
✅ Концовка-удочка
Ленту новостей можно превратить в сериал, ну или хотя бы намекнуть подписчику на продолжение истории. Так он будет ждать новых постов.
«...В завершение форума участники выбрали тему для следующего — юбилейного — мероприятия. Как она звучит? Вы узнаете весной 2025 года» (Школа «Летово»).
✅ Оформление
Сплошной текст трудно воспринимать. Чтобы читателю было проще, стоит использовать подзаголовки, иконки и маркеры, а главное — выделять абзацы по принципу «один абзац — одна мысль».
❤️ Сохраняйте себе памятку, отправляйте её коллегам! А в следующих постах разберём эти приёмы подробнее.
#приёмприём
#лайкрепост
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8❤11🔥10👍5❤🔥2🏆1
Боль, надежда, разрыв шаблона: создаём интригу в заголовке
В «Нетологии», «Меле», Skillbox Media, Prizma работают мастера интриги, и мы можем у них поучиться. Я погуляла по сайтам этих и других медиа, чтобы собрать вам несколько идей для цепляющих заголовков.
🔥 Движемся от лайт- до хард-способов.
1️⃣ Удивительная мысль
Посмотрите, что в вашем тексте может удивить. Неожиданная идея, меткая реплика собеседника?
«„Вместо уроков химии нужны химические ОБЖ“: как правильно преподавать эту науку в школе» — здесь автор «Мела» вынес в заголовок любопытную мысль из интервью. Хочется почитать, что же это за уроки.
2️⃣ Боль и надежда
В жизни полно проблем, с которыми мы сталкиваемся каждый день, но не сразу можем с ними справиться. Если ваша статья предлагает решение, намекните на него в заголовке. Примеры с портала Prizma: «Ребенок завидует другим детям: что делать», «„Все подумают, что я странный“: как избавиться от социальной тревожности».
3️⃣ Игра слов
Люди любят игры. Подумайте, какие слова созвучны тем, которые вы уже решили вынести в заголовок, и как они связаны по смыслу. «Евгения Константинова: главное не „заизюмить“, а изумить — цифровые инструменты должны работать на учителя и для детей» — изюумительный пример из «Учительской газеты».
А может, читателя позабавит двусмысленность? Например, такая: «Бизнес-баня в школе: это по-нашему!» («Директор школы») — в статье автор обыграл значения слова «париться», а для заголовка придумал «баню».
4️⃣ Разрыв шаблона
А что, если «перевернуть» популярное мнение? Да, это провокация, но безобидная. После неё читатель, скорее всего, задержится на вашем тексте и получит удовольствие от того, что иначе взглянул на привычные вещи.
Вот, считается, что натаскивать учеников на тесты — фу-фу-фу, а тут Skillbox Media утверждает: «Неожиданное открытие: натаскивание на тесты оказалось не таким вредным, как считалось». Или люди страдают от синдрома самозванца, а его, оказывается, можно сделать своим союзником: «Что такое синдром самозванца и почему необязательно с ним бороться» («Нетология»).
💡 Каждый способ поможет сделать пост в ленте заметнее, но помните, что читатель привыкает даже к самым броским заголовкам. Иногда их стоит разбавлять «каками» и «таками» — о них мы ещё поговорим.
#приёмприём
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
В «Нетологии», «Меле», Skillbox Media, Prizma работают мастера интриги, и мы можем у них поучиться. Я погуляла по сайтам этих и других медиа, чтобы собрать вам несколько идей для цепляющих заголовков.
🔥 Движемся от лайт- до хард-способов.
Посмотрите, что в вашем тексте может удивить. Неожиданная идея, меткая реплика собеседника?
«„Вместо уроков химии нужны химические ОБЖ“: как правильно преподавать эту науку в школе» — здесь автор «Мела» вынес в заголовок любопытную мысль из интервью. Хочется почитать, что же это за уроки.
В жизни полно проблем, с которыми мы сталкиваемся каждый день, но не сразу можем с ними справиться. Если ваша статья предлагает решение, намекните на него в заголовке. Примеры с портала Prizma: «Ребенок завидует другим детям: что делать», «„Все подумают, что я странный“: как избавиться от социальной тревожности».
Люди любят игры. Подумайте, какие слова созвучны тем, которые вы уже решили вынести в заголовок, и как они связаны по смыслу. «Евгения Константинова: главное не „заизюмить“, а изумить — цифровые инструменты должны работать на учителя и для детей» — из
А может, читателя позабавит двусмысленность? Например, такая: «Бизнес-баня в школе: это по-нашему!» («Директор школы») — в статье автор обыграл значения слова «париться», а для заголовка придумал «баню».
А что, если «перевернуть» популярное мнение? Да, это провокация, но безобидная. После неё читатель, скорее всего, задержится на вашем тексте и получит удовольствие от того, что иначе взглянул на привычные вещи.
Вот, считается, что натаскивать учеников на тесты — фу-фу-фу, а тут Skillbox Media утверждает: «Неожиданное открытие: натаскивание на тесты оказалось не таким вредным, как считалось». Или люди страдают от синдрома самозванца, а его, оказывается, можно сделать своим союзником: «Что такое синдром самозванца и почему необязательно с ним бороться» («Нетология»).
💡 Каждый способ поможет сделать пост в ленте заметнее, но помните, что читатель привыкает даже к самым броским заголовкам. Иногда их стоит разбавлять «каками» и «таками» — о них мы ещё поговорим.
#приёмприём
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2🔥12❤10👍4
Языковое чутьё? ИИ пока не в курсе
Хотите посмеяться? Готовилась к мастер-классу, попросила нейросеть переписать фразу в художественном стиле.
Исходная фраза:
«Ребята из группы „Незабудки“ нарисовали портреты младших братьев и сестёр».
ИИ-шедевры:
– «Ребята из „Незабудки“ рождали на бумаге улыбки младших братьев и сестёр»;
– «Под остриём карандашей „незабудок“ проступали детские личики, озарённые знакомой улыбкой»;
– «Каждый портрет от „Незабудки“ — это разговор с самым дорогим, что есть в доме»;
– «В тихой комнате „Незабудки“ рождались портреты тех, кто всегда сидит на самых тёплых коленях в доме».
Конечно, нейросеть может упростить текст, переписать его для соцсетей, а вот более сложные задачи ей пока не под силу. У неё нет языкового чутья, которое подсказывает, уместны ли стиль, тон и средства выразительности, не создают ли они комический эффект. А у нас, людей, это чутьё есть!
😁 Так что творческие задачи берём на себя.
#ИИспытания
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Хотите посмеяться? Готовилась к мастер-классу, попросила нейросеть переписать фразу в художественном стиле.
Исходная фраза:
«Ребята из группы „Незабудки“ нарисовали портреты младших братьев и сестёр».
ИИ-шедевры:
– «Ребята из „Незабудки“ рождали на бумаге улыбки младших братьев и сестёр»;
– «Под остриём карандашей „незабудок“ проступали детские личики, озарённые знакомой улыбкой»;
– «Каждый портрет от „Незабудки“ — это разговор с самым дорогим, что есть в доме»;
– «В тихой комнате „Незабудки“ рождались портреты тех, кто всегда сидит на самых тёплых коленях в доме».
Конечно, нейросеть может упростить текст, переписать его для соцсетей, а вот более сложные задачи ей пока не под силу. У неё нет языкового чутья, которое подсказывает, уместны ли стиль, тон и средства выразительности, не создают ли они комический эффект. А у нас, людей, это чутьё есть!
😁 Так что творческие задачи берём на себя.
#ИИспытания
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🤣13🔥9😁3
Как в ВК-посте лучше всего продолжить фразу «Олимпиада пройдёт...»?
Final Results
17%
...в период с 3 по 5 декабря 2025 года
3%
... в период с 3 по 5 декабря
34%
... с 3 по 5 декабря 2025 года
17%
...с 3 по 5 декабря
17%
... 3–5 декабря 2025 года
11%
...3–5 декабря
👀4❤3👍2👎1
Главное, чтобы не мимо!
Для фразы «Олимпиада пройдёт...» не годится продолжение «в период...» — это канцелярский штамп, да к тому же избыточность (3–5 декабря и есть период, смысл считывается без уточнений).
Год — на усмотрение автора. С одной стороны, в любом ВК-посте автоматически отображается дата публикации, с другой — не все подписчики до неё долистают.
❌ Олимпиада пройдёт в период с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт 3–5 декабря (2025 года).
#хитрыйзасланец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Для фразы «Олимпиада пройдёт...» не годится продолжение «в период...» — это канцелярский штамп, да к тому же избыточность (3–5 декабря и есть период, смысл считывается без уточнений).
Год — на усмотрение автора. С одной стороны, в любом ВК-посте автоматически отображается дата публикации, с другой — не все подписчики до неё долистают.
❌ Олимпиада пройдёт в период с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт 3–5 декабря (2025 года).
#хитрыйзасланец
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3👍11😁6🔥3
Смысловая избыточность: в чём проявляется, чем вредна, как с ней бороться
Мы с вами часто говорим об избыточности на уровне слов («младший по возрасту», «педагоги в количестве 5 человек», «осмысленно понимать» и т. п.). Однако более серьёзная проблема — избыточность смысловая.
Когда автор повторяет одно и то же разными словами, злоупотребляет абстрактными рассуждениями, делится уж совсем очевидной информацией или ненужными подробностями, это вредит и ему, и его аудитории.
❗️Во-первых, читатель быстро устаёт от воды, разубеждается в том, что дальше будет по сути, и бросает текст.
❗️Во-вторых, лишние фразы занимают ценный объём, и автору приходится думать, как же соблюсти требования, например, журнала или сборника.
Давайте разберём фрагмент:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями, но из-за пандемии нам приходилось искать новые формы работы с детьми и родителями. От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей, пришлось отказаться. Мы стали использовать дистанционные технологии — „Онлайн-экскурсии“. Мы перешли к видеовстречам и создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Где здесь избыточность?
1️⃣ Почти одинаковые фразы: «Мы продолжали знакомить детей с профессиями...» и «...на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей...»
2️⃣ Очевидная информация: «...приходилось искать новые формы работы с детьми и родителями». Тем, кто работал в пандемию, это знакомо, к тому же далее автор пишет о конкретных решениях. Абстракции точно не нужны!
3️⃣ Одно и то же разными словами: «стали использовать дистанционные технологии», «онлайн-экскурсии», «перешли к видеовстречам» (суть одна — работа онлайн).
Как написать компактнее?
Сначала нужно выделить главную мысль (из-за пандемии педагогам пришлось устраивать онлайн-встречи, чтобы знакомить детей с профессиями). Затем, поглядывая на неё, фраза за фразой удалять лишнее и перестраивать предложения.
Из двух-трёх повторяющихся фраз лучше оставить наиболее конкретную. Например, «От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей...» точнее и яснее, чем «Мы продолжали знакомить детей с профессиями...» С «дистанционными технологиями», «онлайн-экскурсиями» и «видеовстречами» можно поступить по-другому — назвать их онлайн-занятиями, чтобы не повторять слова «экскурсия» и «встреча», которые встречаются в предыдущем предложении.
Было:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями... <...> ...Создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Стало:
«Из-за пандемии нам пришлось отказаться от традиционных экскурсий и личных встреч, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей. Мы создали проект „Путешествие в мир профессий“ и стали проводить подобные занятия онлайн».
🔥 Давайте считать: в первоначальном варианте 404 знака, а в обновлённом 232. Сократили почти вдвое, а смысл остался прежним!
#былостало
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Мы с вами часто говорим об избыточности на уровне слов («младший по возрасту», «педагоги в количестве 5 человек», «осмысленно понимать» и т. п.). Однако более серьёзная проблема — избыточность смысловая.
Когда автор повторяет одно и то же разными словами, злоупотребляет абстрактными рассуждениями, делится уж совсем очевидной информацией или ненужными подробностями, это вредит и ему, и его аудитории.
❗️Во-первых, читатель быстро устаёт от воды, разубеждается в том, что дальше будет по сути, и бросает текст.
❗️Во-вторых, лишние фразы занимают ценный объём, и автору приходится думать, как же соблюсти требования, например, журнала или сборника.
Давайте разберём фрагмент:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями, но из-за пандемии нам приходилось искать новые формы работы с детьми и родителями. От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей, пришлось отказаться. Мы стали использовать дистанционные технологии — „Онлайн-экскурсии“. Мы перешли к видеовстречам и создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Где здесь избыточность?
Как написать компактнее?
Сначала нужно выделить главную мысль (из-за пандемии педагогам пришлось устраивать онлайн-встречи, чтобы знакомить детей с профессиями). Затем, поглядывая на неё, фраза за фразой удалять лишнее и перестраивать предложения.
Из двух-трёх повторяющихся фраз лучше оставить наиболее конкретную. Например, «От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей...» точнее и яснее, чем «Мы продолжали знакомить детей с профессиями...» С «дистанционными технологиями», «онлайн-экскурсиями» и «видеовстречами» можно поступить по-другому — назвать их онлайн-занятиями, чтобы не повторять слова «экскурсия» и «встреча», которые встречаются в предыдущем предложении.
Было:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями... <...> ...Создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Стало:
«Из-за пандемии нам пришлось отказаться от традиционных экскурсий и личных встреч, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей. Мы создали проект „Путешествие в мир профессий“ и стали проводить подобные занятия онлайн».
🔥 Давайте считать: в первоначальном варианте 404 знака, а в обновлённом 232. Сократили почти вдвое, а смысл остался прежним!
#былостало
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤9🔥8👍6
Поздравляю самых спортивных людей — преподавателей вузов!
💪 Пусть вам покорятся любые дисциплины: толкание статей в ядро РИНЦ, синхронное плавание с соавторами, футбол с рецензентами и, конечно, бесконечные марафоны со студентами.
❤️ С профессиональным праздником, дорогие!
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
💪 Пусть вам покорятся любые дисциплины: толкание статей в ядро РИНЦ, синхронное плавание с соавторами, футбол с рецензентами и, конечно, бесконечные марафоны со студентами.
❤️ С профессиональным праздником, дорогие!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥9🍾5🤩3🏆1
В каком названии курса очевидна польза для участника? Голосуйте, а в понедельник мы с вами продолжим тему заголовков. 😉
Final Results
10%
Основы управления временем
23%
Как экономить время и успевать больше
51%
Как успевать втрое больше за то же время
15%
Секреты тайм-менеджмента
🔥5❤4👍4
Конкретика, польза, интерес — три кита заголовка
«В каком названии курса очевидна польза для участника?» — над этим вопросом я размышляла вместе с другими участниками Национального форума дополнительного образования. Не могла не задать его вам: заголовки — наша тема!
Давайте разберём варианты:
– «Основы управления временем»;
– «Как экономить время и успевать больше»;
– «Как успевать втрое больше за то же время»;
– «Секреты тайм-менеджмента».
Если человек хочет лучше планировать и больше успевать, он обратит внимание на все четыре курса, но выберет тот, который одновременно интересен, полезен и обещает конкретный результат.
Отметаем «Основы управления временем» и «Секреты тайм-менеджмента»: интересно, но непонятно, там только теория или приёмы, которые помогут в практике. Темп жизни сейчас таков, что взрослый работающий человек вряд ли будет углубляться в программу курса — он сразу хочет понимать, что ему даст обучение.
Остаются «Как экономить время и успевать больше» и «Как успевать втрое больше за то же время»: по ним сразу ясно, чему участник научится, — тут и польза, и конкретика. Однако название «Как успевать втрое больше за то же время» конкретнее: не просто больше успевать, а втрое больше за то же время. Кстати, за этот вариант проголосовало большинство — и здесь, и на форуме.
🔥 Помните, несколько постов назад я обещала рассказать вам про «заголовки-каки»? Вот это они и есть! «Как успевать...», «Как сделать...» и т. п. В общем, если ваши курсы или статьи помогают решать конкретные проблемы, смело придумывайте заголовки, начинающиеся с «как».
#околотекст
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
«В каком названии курса очевидна польза для участника?» — над этим вопросом я размышляла вместе с другими участниками Национального форума дополнительного образования. Не могла не задать его вам: заголовки — наша тема!
Давайте разберём варианты:
– «Основы управления временем»;
– «Как экономить время и успевать больше»;
– «Как успевать втрое больше за то же время»;
– «Секреты тайм-менеджмента».
Если человек хочет лучше планировать и больше успевать, он обратит внимание на все четыре курса, но выберет тот, который одновременно интересен, полезен и обещает конкретный результат.
Отметаем «Основы управления временем» и «Секреты тайм-менеджмента»: интересно, но непонятно, там только теория или приёмы, которые помогут в практике. Темп жизни сейчас таков, что взрослый работающий человек вряд ли будет углубляться в программу курса — он сразу хочет понимать, что ему даст обучение.
Остаются «Как экономить время и успевать больше» и «Как успевать втрое больше за то же время»: по ним сразу ясно, чему участник научится, — тут и польза, и конкретика. Однако название «Как успевать втрое больше за то же время» конкретнее: не просто больше успевать, а втрое больше за то же время. Кстати, за этот вариант проголосовало большинство — и здесь, и на форуме.
🔥 Помните, несколько постов назад я обещала рассказать вам про «заголовки-каки»? Вот это они и есть! «Как успевать...», «Как сделать...» и т. п. В общем, если ваши курсы или статьи помогают решать конкретные проблемы, смело придумывайте заголовки, начинающиеся с «как».
#околотекст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7🔥12❤8👍3😍1
Ищет или врёт? Сравниваем 4 нейросети
Некоторые нейросети прекрасно составляют списки литературы по любой теме в мире. Даже если эта литература не существует.
Увидев фейковую библиографию в одной статье ВАК (на минуточку!), я решила разобраться, в чём могло быть дело, и провела эксперимент. Четыре нейросети — DeepSeek, GigaChat, Perplexity и Consensus — получили задание:
💬 «Найди 10 научных статей о практиках личностного развития студентов колледжа».
❌DeepSeek и GigaChat уверенно сочинили списки литературы и долго не сознавались во вранье.
✅Perplexity и Consensus нашли несколько статей и дали ссылки на них. Перешла, почитала, убедилась, что большую часть смогу использовать в своём обзоре.
Вполне вероятно, авторы той статьи ВАК доверились привычной нейросети, не стали проверять источники и просто скопировали их себе. И редакция журнала не стала вникать.
💡 Что в итоге? Искать ли литературу в нейросетях? Да, но только в тех, которые для этого предназначены, например Perplexity и Consensus. Получив ответ, выясните, что за публикации и действительно ли в них нужная вам информация (перейдите по предложенным ссылкам или загуглите авторов и названия, как минимум почитайте аннотации).
Об этом эксперименте я рассказывала на конференции «Педагогика текста» в СПбГУ. Делюсь с вами презентацией — она в комментариях.
#ИИспытания
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Некоторые нейросети прекрасно составляют списки литературы по любой теме в мире. Даже если эта литература не существует.
Увидев фейковую библиографию в одной статье ВАК (на минуточку!), я решила разобраться, в чём могло быть дело, и провела эксперимент. Четыре нейросети — DeepSeek, GigaChat, Perplexity и Consensus — получили задание:
💬 «Найди 10 научных статей о практиках личностного развития студентов колледжа».
❌
✅
Вполне вероятно, авторы той статьи ВАК доверились привычной нейросети, не стали проверять источники и просто скопировали их себе. И редакция журнала не стала вникать.
💡 Что в итоге? Искать ли литературу в нейросетях? Да, но только в тех, которые для этого предназначены, например Perplexity и Consensus. Получив ответ, выясните, что за публикации и действительно ли в них нужная вам информация (перейдите по предложенным ссылкам или загуглите авторов и названия, как минимум почитайте аннотации).
Об этом эксперименте я рассказывала на конференции «Педагогика текста» в СПбГУ. Делюсь с вами презентацией — она в комментариях.
#ИИспытания
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥18❤3👍1😁1👌1
Давайте выступать вместе!
🎤 24 января 2026 года (суббота) у меня будет секция на XVIII Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения»: «Диссеминация педагогического опыта. Как писать и выступать, чтобы быть заметным в профессиональном сообществе».
❤️ Приглашаю вас!
Формат — онлайн (скорее всего, «VK Звонки»).
Время — с 12:30 по Москве.
Регламент — до 10 минут на выступление.
Как поучаствовать
Зарегистрируйтесь по ссылке как докладчик, выбрав секцию 34. Или сначала напишите мне, если хотите обсудить тему.
С чем выступать
Вы можете поделиться с участниками секции:
– своими приёмами публичных выступлений, очной и онлайн-работы с аудиторией;
– опытом описания педагогических практик, ведения соцсетей;
– идеями, как помогать коллегам готовиться к конференциям, конкурсам профессионального мастерства и т. п.
А можно просто прийти послушать?
Конечно! Регистрация слушателей по другой ссылке.
Подробности о конференции — на сайте; о секции — у меня. Приходите! Буду рада!
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
❤️ Приглашаю вас!
Формат — онлайн (скорее всего, «VK Звонки»).
Время — с 12:30 по Москве.
Регламент — до 10 минут на выступление.
Как поучаствовать
Зарегистрируйтесь по ссылке как докладчик, выбрав секцию 34. Или сначала напишите мне, если хотите обсудить тему.
С чем выступать
Вы можете поделиться с участниками секции:
– своими приёмами публичных выступлений, очной и онлайн-работы с аудиторией;
– опытом описания педагогических практик, ведения соцсетей;
– идеями, как помогать коллегам готовиться к конференциям, конкурсам профессионального мастерства и т. п.
А можно просто прийти послушать?
Конечно! Регистрация слушателей по другой ссылке.
Подробности о конференции — на сайте; о секции — у меня. Приходите! Буду рада!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3❤9👍7🔥4
«В результате ... студентов повысилась». Что подставите?
Final Results
16%
академическая успеваемость
0%
учебная успеваемость
61%
успеваемость
24%
🧐 Я вижу подвох. Иду в комментарии!
🔥5👀5👍2
Упрямый плеоназм
Справочники «Грамоты.ру» говорят нам, что успеваемость — степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний. «...Которая определяется по оценкам и зачётам», — уточняет Большой универсальный словарь русского языка. Значит, слово «успеваемость» уже подразумевает, что речь идёт об учёбе.
💡 Получается, сочетания «учебная успеваемость» и «академическая успеваемость» — плеоназмы. Первый довольно редкий, а последний — настоящий #упрямыйпоселенец, распространённый в научных статьях по педагогике и психологии. Скорее всего, дело в дословном переводе academic performance.
А вас не провести: многие проголосовали за корректный вариант — «В результате успеваемость студентов повысилась».
Был ли в опросе подвох? Нельзя сказать однозначно, потому что предложение вне контекста, и мы не знаем, что имел в виду автор: успеваемость в привычном смысле или в более широком — учебные достижения, которые можно оценить не только по отметкам и зачётам.
🔗 Больше о проблемах с дословным переводом говорили здесь, тут и там. Приглашаю почитать, если тема вас зацепила.
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Справочники «Грамоты.ру» говорят нам, что успеваемость — степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний. «...Которая определяется по оценкам и зачётам», — уточняет Большой универсальный словарь русского языка. Значит, слово «успеваемость» уже подразумевает, что речь идёт об учёбе.
💡 Получается, сочетания «учебная успеваемость» и «академическая успеваемость» — плеоназмы. Первый довольно редкий, а последний — настоящий #упрямыйпоселенец, распространённый в научных статьях по педагогике и психологии. Скорее всего, дело в дословном переводе academic performance.
А вас не провести: многие проголосовали за корректный вариант — «В результате успеваемость студентов повысилась».
Был ли в опросе подвох? Нельзя сказать однозначно, потому что предложение вне контекста, и мы не знаем, что имел в виду автор: успеваемость в привычном смысле или в более широком — учебные достижения, которые можно оценить не только по отметкам и зачётам.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1👍7❤3🔥2
Онлайн-интенсив по текстам и выступлениям. Открытый. Для всех!
Помните, мы со Светланой Савиной и Светланой Агеевой устраивали очный интенсив «От практики к публичному выступлению»? Теперь проводим его онлайн. Приходите!
🔜 Когда: 9 и 10 декабря с 14:00 до 16:00 (время московское).
🔜 Где: в «ВК Звонках».
Напишите мне или поставьте + в комментариях, и я пришлю вам ссылку для подключения.
Программа
9 декабря:
– как описывать педагогические практики (универсальная схема);
– как использовать эту схему, чтобы планировать выступления на фестивалях и конференциях, писать посты для соцсетей или статьи в журналы.
10 декабря:
– как подготовиться к публичному выступлению, чтобы вас слушали с первой минуты.
🤔 Будет то же самое, что и очно?
🔥 Нет, мы обновили содержание процентов на 50.
Кто ведёт
Светлана Савина и Светлана Агеева, амбассадоры развития личностного потенциала и ведущие занятий программы «Развивающая среда» для педагогов из 30 регионов страны. И я — расскажу, как пользоваться нашим любимым руководством по описанию педагогических разработок.
❤️ Интересно?
Ставьте + в комментариях или пишите в личку, чтобы я прислала вам ссылку для подключения.
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Помните, мы со Светланой Савиной и Светланой Агеевой устраивали очный интенсив «От практики к публичному выступлению»? Теперь проводим его онлайн. Приходите!
Напишите мне или поставьте + в комментариях, и я пришлю вам ссылку для подключения.
Программа
9 декабря:
– как описывать педагогические практики (универсальная схема);
– как использовать эту схему, чтобы планировать выступления на фестивалях и конференциях, писать посты для соцсетей или статьи в журналы.
10 декабря:
– как подготовиться к публичному выступлению, чтобы вас слушали с первой минуты.
🤔 Будет то же самое, что и очно?
🔥 Нет, мы обновили содержание процентов на 50.
Кто ведёт
Светлана Савина и Светлана Агеева, амбассадоры развития личностного потенциала и ведущие занятий программы «Развивающая среда» для педагогов из 30 регионов страны. И я — расскажу, как пользоваться нашим любимым руководством по описанию педагогических разработок.
❤️ Интересно?
Ставьте + в комментариях или пишите в личку, чтобы я прислала вам ссылку для подключения.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3❤8🔥4👍2🤩1
Первый день интенсива состоялся!
Мы со Светланой Савиной и Светланой Агеевой показали, как кратко, просто и без шуршания 100 конспектами описать свою педагогическую разработку.
Потом обсуждали, как полученные наброски помогут подготовиться к выступлению или сделать пост в соцсети. Участники учились у нас, а мы — у них, ведь у каждого потрясающий опыт и много профессиональных секретов.
😁 На теме постовмы сломали сломался график. Но интересно же! Поэтому отпустили ситуацию и ещё 40 минут разговаривали про школьные и детсадовские паблики, статьи для СМИ и научно-практических журналов.
❤️ Спасибо всем, кто пришёл! Напишете в комментариях, как вам первый день?
❤️ А кто не пришёл, не волнуйтесь: мы сделали для вас видеозапись, она сохранилась в чате интенсива. Чтобы получить ссылку на чат, поставьте + в комментариях.
Завтра продолжаем!
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Мы со Светланой Савиной и Светланой Агеевой показали, как кратко, просто и без шуршания 100 конспектами описать свою педагогическую разработку.
Потом обсуждали, как полученные наброски помогут подготовиться к выступлению или сделать пост в соцсети. Участники учились у нас, а мы — у них, ведь у каждого потрясающий опыт и много профессиональных секретов.
😁 На теме постов
❤️ Спасибо всем, кто пришёл! Напишете в комментариях, как вам первый день?
❤️ А кто не пришёл, не волнуйтесь: мы сделали для вас видеозапись, она сохранилась в чате интенсива. Чтобы получить ссылку на чат, поставьте + в комментариях.
Завтра продолжаем!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥13❤7👍3