Как в ВК-посте лучше всего продолжить фразу «Олимпиада пройдёт...»?
Final Results
17%
...в период с 3 по 5 декабря 2025 года
3%
... в период с 3 по 5 декабря
34%
... с 3 по 5 декабря 2025 года
17%
...с 3 по 5 декабря
17%
... 3–5 декабря 2025 года
11%
...3–5 декабря
👀4❤3👍2👎1
Главное, чтобы не мимо!
Для фразы «Олимпиада пройдёт...» не годится продолжение «в период...» — это канцелярский штамп, да к тому же избыточность (3–5 декабря и есть период, смысл считывается без уточнений).
Год — на усмотрение автора. С одной стороны, в любом ВК-посте автоматически отображается дата публикации, с другой — не все подписчики до неё долистают.
❌ Олимпиада пройдёт в период с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт 3–5 декабря (2025 года).
#хитрыйзасланец
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Для фразы «Олимпиада пройдёт...» не годится продолжение «в период...» — это канцелярский штамп, да к тому же избыточность (3–5 декабря и есть период, смысл считывается без уточнений).
Год — на усмотрение автора. С одной стороны, в любом ВК-посте автоматически отображается дата публикации, с другой — не все подписчики до неё долистают.
❌ Олимпиада пройдёт в период с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт с 3 по 5 декабря (2025 года).
✅ Олимпиада пройдёт 3–5 декабря (2025 года).
#хитрыйзасланец
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3👍11😁6🔥3
Смысловая избыточность: в чём проявляется, чем вредна, как с ней бороться
Мы с вами часто говорим об избыточности на уровне слов («младший по возрасту», «педагоги в количестве 5 человек», «осмысленно понимать» и т. п.). Однако более серьёзная проблема — избыточность смысловая.
Когда автор повторяет одно и то же разными словами, злоупотребляет абстрактными рассуждениями, делится уж совсем очевидной информацией или ненужными подробностями, это вредит и ему, и его аудитории.
❗️Во-первых, читатель быстро устаёт от воды, разубеждается в том, что дальше будет по сути, и бросает текст.
❗️Во-вторых, лишние фразы занимают ценный объём, и автору приходится думать, как же соблюсти требования, например, журнала или сборника.
Давайте разберём фрагмент:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями, но из-за пандемии нам приходилось искать новые формы работы с детьми и родителями. От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей, пришлось отказаться. Мы стали использовать дистанционные технологии — „Онлайн-экскурсии“. Мы перешли к видеовстречам и создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Где здесь избыточность?
1️⃣ Почти одинаковые фразы: «Мы продолжали знакомить детей с профессиями...» и «...на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей...»
2️⃣ Очевидная информация: «...приходилось искать новые формы работы с детьми и родителями». Тем, кто работал в пандемию, это знакомо, к тому же далее автор пишет о конкретных решениях. Абстракции точно не нужны!
3️⃣ Одно и то же разными словами: «стали использовать дистанционные технологии», «онлайн-экскурсии», «перешли к видеовстречам» (суть одна — работа онлайн).
Как написать компактнее?
Сначала нужно выделить главную мысль (из-за пандемии педагогам пришлось устраивать онлайн-встречи, чтобы знакомить детей с профессиями). Затем, поглядывая на неё, фраза за фразой удалять лишнее и перестраивать предложения.
Из двух-трёх повторяющихся фраз лучше оставить наиболее конкретную. Например, «От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей...» точнее и яснее, чем «Мы продолжали знакомить детей с профессиями...» С «дистанционными технологиями», «онлайн-экскурсиями» и «видеовстречами» можно поступить по-другому — назвать их онлайн-занятиями, чтобы не повторять слова «экскурсия» и «встреча», которые встречаются в предыдущем предложении.
Было:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями... <...> ...Создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Стало:
«Из-за пандемии нам пришлось отказаться от традиционных экскурсий и личных встреч, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей. Мы создали проект „Путешествие в мир профессий“ и стали проводить подобные занятия онлайн».
🔥 Давайте считать: в первоначальном варианте 404 знака, а в обновлённом 232. Сократили почти вдвое, а смысл остался прежним!
#былостало
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Мы с вами часто говорим об избыточности на уровне слов («младший по возрасту», «педагоги в количестве 5 человек», «осмысленно понимать» и т. п.). Однако более серьёзная проблема — избыточность смысловая.
Когда автор повторяет одно и то же разными словами, злоупотребляет абстрактными рассуждениями, делится уж совсем очевидной информацией или ненужными подробностями, это вредит и ему, и его аудитории.
❗️Во-первых, читатель быстро устаёт от воды, разубеждается в том, что дальше будет по сути, и бросает текст.
❗️Во-вторых, лишние фразы занимают ценный объём, и автору приходится думать, как же соблюсти требования, например, журнала или сборника.
Давайте разберём фрагмент:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями, но из-за пандемии нам приходилось искать новые формы работы с детьми и родителями. От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей, пришлось отказаться. Мы стали использовать дистанционные технологии — „Онлайн-экскурсии“. Мы перешли к видеовстречам и создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Где здесь избыточность?
Как написать компактнее?
Сначала нужно выделить главную мысль (из-за пандемии педагогам пришлось устраивать онлайн-встречи, чтобы знакомить детей с профессиями). Затем, поглядывая на неё, фраза за фразой удалять лишнее и перестраивать предложения.
Из двух-трёх повторяющихся фраз лучше оставить наиболее конкретную. Например, «От традиционных экскурсий и личных встреч в группе, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей...» точнее и яснее, чем «Мы продолжали знакомить детей с профессиями...» С «дистанционными технологиями», «онлайн-экскурсиями» и «видеовстречами» можно поступить по-другому — назвать их онлайн-занятиями, чтобы не повторять слова «экскурсия» и «встреча», которые встречаются в предыдущем предложении.
Было:
«Мы продолжали знакомить детей с профессиями... <...> ...Создали проект „Путешествие в мир профессий“».
Стало:
«Из-за пандемии нам пришлось отказаться от традиционных экскурсий и личных встреч, на которых дошкольники знакомились с профессиями родителей. Мы создали проект „Путешествие в мир профессий“ и стали проводить подобные занятия онлайн».
🔥 Давайте считать: в первоначальном варианте 404 знака, а в обновлённом 232. Сократили почти вдвое, а смысл остался прежним!
#былостало
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤9🔥8👍6
Поздравляю самых спортивных людей — преподавателей вузов!
💪 Пусть вам покорятся любые дисциплины: толкание статей в ядро РИНЦ, синхронное плавание с соавторами, футбол с рецензентами и, конечно, бесконечные марафоны со студентами.
❤️ С профессиональным праздником, дорогие!
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
💪 Пусть вам покорятся любые дисциплины: толкание статей в ядро РИНЦ, синхронное плавание с соавторами, футбол с рецензентами и, конечно, бесконечные марафоны со студентами.
❤️ С профессиональным праздником, дорогие!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥9🍾5🤩3🏆1
В каком названии курса очевидна польза для участника? Голосуйте, а в понедельник мы с вами продолжим тему заголовков. 😉
Final Results
10%
Основы управления временем
23%
Как экономить время и успевать больше
51%
Как успевать втрое больше за то же время
15%
Секреты тайм-менеджмента
🔥5❤4👍4
Конкретика, польза, интерес — три кита заголовка
«В каком названии курса очевидна польза для участника?» — над этим вопросом я размышляла вместе с другими участниками Национального форума дополнительного образования. Не могла не задать его вам: заголовки — наша тема!
Давайте разберём варианты:
– «Основы управления временем»;
– «Как экономить время и успевать больше»;
– «Как успевать втрое больше за то же время»;
– «Секреты тайм-менеджмента».
Если человек хочет лучше планировать и больше успевать, он обратит внимание на все четыре курса, но выберет тот, который одновременно интересен, полезен и обещает конкретный результат.
Отметаем «Основы управления временем» и «Секреты тайм-менеджмента»: интересно, но непонятно, там только теория или приёмы, которые помогут в практике. Темп жизни сейчас таков, что взрослый работающий человек вряд ли будет углубляться в программу курса — он сразу хочет понимать, что ему даст обучение.
Остаются «Как экономить время и успевать больше» и «Как успевать втрое больше за то же время»: по ним сразу ясно, чему участник научится, — тут и польза, и конкретика. Однако название «Как успевать втрое больше за то же время» конкретнее: не просто больше успевать, а втрое больше за то же время. Кстати, за этот вариант проголосовало большинство — и здесь, и на форуме.
🔥 Помните, несколько постов назад я обещала рассказать вам про «заголовки-каки»? Вот это они и есть! «Как успевать...», «Как сделать...» и т. п. В общем, если ваши курсы или статьи помогают решать конкретные проблемы, смело придумывайте заголовки, начинающиеся с «как».
#околотекст
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
«В каком названии курса очевидна польза для участника?» — над этим вопросом я размышляла вместе с другими участниками Национального форума дополнительного образования. Не могла не задать его вам: заголовки — наша тема!
Давайте разберём варианты:
– «Основы управления временем»;
– «Как экономить время и успевать больше»;
– «Как успевать втрое больше за то же время»;
– «Секреты тайм-менеджмента».
Если человек хочет лучше планировать и больше успевать, он обратит внимание на все четыре курса, но выберет тот, который одновременно интересен, полезен и обещает конкретный результат.
Отметаем «Основы управления временем» и «Секреты тайм-менеджмента»: интересно, но непонятно, там только теория или приёмы, которые помогут в практике. Темп жизни сейчас таков, что взрослый работающий человек вряд ли будет углубляться в программу курса — он сразу хочет понимать, что ему даст обучение.
Остаются «Как экономить время и успевать больше» и «Как успевать втрое больше за то же время»: по ним сразу ясно, чему участник научится, — тут и польза, и конкретика. Однако название «Как успевать втрое больше за то же время» конкретнее: не просто больше успевать, а втрое больше за то же время. Кстати, за этот вариант проголосовало большинство — и здесь, и на форуме.
🔥 Помните, несколько постов назад я обещала рассказать вам про «заголовки-каки»? Вот это они и есть! «Как успевать...», «Как сделать...» и т. п. В общем, если ваши курсы или статьи помогают решать конкретные проблемы, смело придумывайте заголовки, начинающиеся с «как».
#околотекст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7🔥12❤8👍3😍1
Ищет или врёт? Сравниваем 4 нейросети
Некоторые нейросети прекрасно составляют списки литературы по любой теме в мире. Даже если эта литература не существует.
Увидев фейковую библиографию в одной статье ВАК (на минуточку!), я решила разобраться, в чём могло быть дело, и провела эксперимент. Четыре нейросети — DeepSeek, GigaChat, Perplexity и Consensus — получили задание:
💬 «Найди 10 научных статей о практиках личностного развития студентов колледжа».
❌DeepSeek и GigaChat уверенно сочинили списки литературы и долго не сознавались во вранье.
✅Perplexity и Consensus нашли несколько статей и дали ссылки на них. Перешла, почитала, убедилась, что большую часть смогу использовать в своём обзоре.
Вполне вероятно, авторы той статьи ВАК доверились привычной нейросети, не стали проверять источники и просто скопировали их себе. И редакция журнала не стала вникать.
💡 Что в итоге? Искать ли литературу в нейросетях? Да, но только в тех, которые для этого предназначены, например Perplexity и Consensus. Получив ответ, выясните, что за публикации и действительно ли в них нужная вам информация (перейдите по предложенным ссылкам или загуглите авторов и названия, как минимум почитайте аннотации).
Об этом эксперименте я рассказывала на конференции «Педагогика текста» в СПбГУ. Делюсь с вами презентацией — она в комментариях.
#ИИспытания
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Некоторые нейросети прекрасно составляют списки литературы по любой теме в мире. Даже если эта литература не существует.
Увидев фейковую библиографию в одной статье ВАК (на минуточку!), я решила разобраться, в чём могло быть дело, и провела эксперимент. Четыре нейросети — DeepSeek, GigaChat, Perplexity и Consensus — получили задание:
💬 «Найди 10 научных статей о практиках личностного развития студентов колледжа».
❌
✅
Вполне вероятно, авторы той статьи ВАК доверились привычной нейросети, не стали проверять источники и просто скопировали их себе. И редакция журнала не стала вникать.
💡 Что в итоге? Искать ли литературу в нейросетях? Да, но только в тех, которые для этого предназначены, например Perplexity и Consensus. Получив ответ, выясните, что за публикации и действительно ли в них нужная вам информация (перейдите по предложенным ссылкам или загуглите авторов и названия, как минимум почитайте аннотации).
Об этом эксперименте я рассказывала на конференции «Педагогика текста» в СПбГУ. Делюсь с вами презентацией — она в комментариях.
#ИИспытания
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥18❤3👍1😁1👌1
Давайте выступать вместе!
🎤 24 января 2026 года (суббота) у меня будет секция на XVIII Международной научно-практической конференции «Шамовские чтения»: «Диссеминация педагогического опыта. Как писать и выступать, чтобы быть заметным в профессиональном сообществе».
❤️ Приглашаю вас!
Формат — онлайн (скорее всего, «VK Звонки»).
Время — с 12:30 по Москве.
Регламент — до 10 минут на выступление.
Как поучаствовать
Зарегистрируйтесь по ссылке как докладчик, выбрав секцию 34. Или сначала напишите мне, если хотите обсудить тему.
С чем выступать
Вы можете поделиться с участниками секции:
– своими приёмами публичных выступлений, очной и онлайн-работы с аудиторией;
– опытом описания педагогических практик, ведения соцсетей;
– идеями, как помогать коллегам готовиться к конференциям, конкурсам профессионального мастерства и т. п.
А можно просто прийти послушать?
Конечно! Регистрация слушателей по другой ссылке.
Подробности о конференции — на сайте; о секции — у меня. Приходите! Буду рада!
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
❤️ Приглашаю вас!
Формат — онлайн (скорее всего, «VK Звонки»).
Время — с 12:30 по Москве.
Регламент — до 10 минут на выступление.
Как поучаствовать
Зарегистрируйтесь по ссылке как докладчик, выбрав секцию 34. Или сначала напишите мне, если хотите обсудить тему.
С чем выступать
Вы можете поделиться с участниками секции:
– своими приёмами публичных выступлений, очной и онлайн-работы с аудиторией;
– опытом описания педагогических практик, ведения соцсетей;
– идеями, как помогать коллегам готовиться к конференциям, конкурсам профессионального мастерства и т. п.
А можно просто прийти послушать?
Конечно! Регистрация слушателей по другой ссылке.
Подробности о конференции — на сайте; о секции — у меня. Приходите! Буду рада!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3❤9👍7🔥4
«В результате ... студентов повысилась». Что подставите?
Final Results
16%
академическая успеваемость
0%
учебная успеваемость
61%
успеваемость
24%
🧐 Я вижу подвох. Иду в комментарии!
🔥5👀5👍2
Упрямый плеоназм
Справочники «Грамоты.ру» говорят нам, что успеваемость — степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний. «...Которая определяется по оценкам и зачётам», — уточняет Большой универсальный словарь русского языка. Значит, слово «успеваемость» уже подразумевает, что речь идёт об учёбе.
💡 Получается, сочетания «учебная успеваемость» и «академическая успеваемость» — плеоназмы. Первый довольно редкий, а последний — настоящий #упрямыйпоселенец, распространённый в научных статьях по педагогике и психологии. Скорее всего, дело в дословном переводе academic performance.
А вас не провести: многие проголосовали за корректный вариант — «В результате успеваемость студентов повысилась».
Был ли в опросе подвох? Нельзя сказать однозначно, потому что предложение вне контекста, и мы не знаем, что имел в виду автор: успеваемость в привычном смысле или в более широком — учебные достижения, которые можно оценить не только по отметкам и зачётам.
🔗 Больше о проблемах с дословным переводом говорили здесь, тут и там. Приглашаю почитать, если тема вас зацепила.
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Справочники «Грамоты.ру» говорят нам, что успеваемость — степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний. «...Которая определяется по оценкам и зачётам», — уточняет Большой универсальный словарь русского языка. Значит, слово «успеваемость» уже подразумевает, что речь идёт об учёбе.
💡 Получается, сочетания «учебная успеваемость» и «академическая успеваемость» — плеоназмы. Первый довольно редкий, а последний — настоящий #упрямыйпоселенец, распространённый в научных статьях по педагогике и психологии. Скорее всего, дело в дословном переводе academic performance.
А вас не провести: многие проголосовали за корректный вариант — «В результате успеваемость студентов повысилась».
Был ли в опросе подвох? Нельзя сказать однозначно, потому что предложение вне контекста, и мы не знаем, что имел в виду автор: успеваемость в привычном смысле или в более широком — учебные достижения, которые можно оценить не только по отметкам и зачётам.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1👍7❤3🔥2
Онлайн-интенсив по текстам и выступлениям. Открытый. Для всех!
Помните, мы со Светланой Савиной и Светланой Агеевой устраивали очный интенсив «От практики к публичному выступлению»? Теперь проводим его онлайн. Приходите!
🔜 Когда: 9 и 10 декабря с 14:00 до 16:00 (время московское).
🔜 Где: в «ВК Звонках».
Напишите мне или поставьте + в комментариях, и я пришлю вам ссылку для подключения.
Программа
9 декабря:
– как описывать педагогические практики (универсальная схема);
– как использовать эту схему, чтобы планировать выступления на фестивалях и конференциях, писать посты для соцсетей или статьи в журналы.
10 декабря:
– как подготовиться к публичному выступлению, чтобы вас слушали с первой минуты.
🤔 Будет то же самое, что и очно?
🔥 Нет, мы обновили содержание процентов на 50.
Кто ведёт
Светлана Савина и Светлана Агеева, амбассадоры развития личностного потенциала и ведущие занятий программы «Развивающая среда» для педагогов из 30 регионов страны. И я — расскажу, как пользоваться нашим любимым руководством по описанию педагогических разработок.
❤️ Интересно?
Ставьте + в комментариях или пишите в личку, чтобы я прислала вам ссылку для подключения.
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Помните, мы со Светланой Савиной и Светланой Агеевой устраивали очный интенсив «От практики к публичному выступлению»? Теперь проводим его онлайн. Приходите!
Напишите мне или поставьте + в комментариях, и я пришлю вам ссылку для подключения.
Программа
9 декабря:
– как описывать педагогические практики (универсальная схема);
– как использовать эту схему, чтобы планировать выступления на фестивалях и конференциях, писать посты для соцсетей или статьи в журналы.
10 декабря:
– как подготовиться к публичному выступлению, чтобы вас слушали с первой минуты.
🤔 Будет то же самое, что и очно?
🔥 Нет, мы обновили содержание процентов на 50.
Кто ведёт
Светлана Савина и Светлана Агеева, амбассадоры развития личностного потенциала и ведущие занятий программы «Развивающая среда» для педагогов из 30 регионов страны. И я — расскажу, как пользоваться нашим любимым руководством по описанию педагогических разработок.
❤️ Интересно?
Ставьте + в комментариях или пишите в личку, чтобы я прислала вам ссылку для подключения.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3❤8🔥4👍2🤩1
Первый день интенсива состоялся!
Мы со Светланой Савиной и Светланой Агеевой показали, как кратко, просто и без шуршания 100 конспектами описать свою педагогическую разработку.
Потом обсуждали, как полученные наброски помогут подготовиться к выступлению или сделать пост в соцсети. Участники учились у нас, а мы — у них, ведь у каждого потрясающий опыт и много профессиональных секретов.
😁 На теме постовмы сломали сломался график. Но интересно же! Поэтому отпустили ситуацию и ещё 40 минут разговаривали про школьные и детсадовские паблики, статьи для СМИ и научно-практических журналов.
❤️ Спасибо всем, кто пришёл! Напишете в комментариях, как вам первый день?
❤️ А кто не пришёл, не волнуйтесь: мы сделали для вас видеозапись, она сохранилась в чате интенсива. Чтобы получить ссылку на чат, поставьте + в комментариях.
Завтра продолжаем!
🔜 подпишитесь на «Учим, пишем, публикуем»
Мы со Светланой Савиной и Светланой Агеевой показали, как кратко, просто и без шуршания 100 конспектами описать свою педагогическую разработку.
Потом обсуждали, как полученные наброски помогут подготовиться к выступлению или сделать пост в соцсети. Участники учились у нас, а мы — у них, ведь у каждого потрясающий опыт и много профессиональных секретов.
😁 На теме постов
❤️ Спасибо всем, кто пришёл! Напишете в комментариях, как вам первый день?
❤️ А кто не пришёл, не волнуйтесь: мы сделали для вас видеозапись, она сохранилась в чате интенсива. Чтобы получить ссылку на чат, поставьте + в комментариях.
Завтра продолжаем!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1🔥13❤7👍3