Комендант кинокрепости – Telegram
Комендант кинокрепости
12.9K subscribers
3.54K photos
392 videos
8 files
3.99K links
Кинокритик и психолог Тимур Алиев

Связь: @mrtextortexel
Рассылки: mrtextortexel@yandex.ru
Реклама: https://telega.in/n/textortexel
Letterboxd: https://boxd.it/qVed
Download Telegram
У нас вышел спецпроект о мифах про страшную Россию, которую изображают в кино на Западе. По моему скромному мнению, выглядит прекрасно — и визуал, и содержание (цели изложить дотошную статью в духе выдержки из научной диссертации не было; обнаружите здесь вещи, в том числе более-менее известные широкой аудитории). Как и в случае с «Историей русской поп-музыки», приложил руку к этому детищу лишь на завершающей стадии работы — как это назвали в редакции, «добавил взгляд со стороны». Видимо, таково проклятие сотрудника, де-юре проходящего испытательный срок (место для таблички Sarcasm).

https://lenta.ru/articles/2020/11/10/myth5/
Пока ММКФ убирает армянский фильм про войну в Карабахе из внеконкурсной программы, «Артдокфест» приглашает в секцию «Среда. Новейшая история» канадскую ленту Франсуа Жакоба «Под одним солнцем» (в оригинале Sous un même soleil),

Документалист пытается разобраться в причинах этнического конфликта, длящегося более 25-ти лет. По словам программного директора фестиваля, Жакоб подходит с эмпатией к обеим сторонам. Не верите — посмотрите трейлер, 55-секундный монолог о войне, одновременно ужасающий и честный.

Билеты на московский показ можно приобрести на сайте фестиваля.
Аудитория «Ленты.ру» любит:
— фильмы с Михаилом Ефремовым;
— прилагательное «очередной».

Если что, речь о картине «Картонная пристань», вышедшей на платформах ivi и Okko.
Послезавтра, 12 ноября, в северной столице начнётся 13-й ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о Бок» @bokobokfest. Отважные и стойкие организаторы продолжают ежегодно собирать в программе игровые и документальные, полнометражные и короткометражные фильмы, рассказывающие о жизни и истории ЛГБТК-людей в России и в мире.

Мой выбор — документальная лента «Разоблачение» (Disclosure) о репрезентации трансгендеров и транссексуалов в голливудском кино. Также рекомендую обратить внимание на сборник короткого метра «Родня», куда включили новейшее отечественное квир-кино.

В этом году в связи с коронавирусом фестиваль покажет часть программы онлайн, но будут и традиционные офлайн-показы. Если соберётесь на них, будьте осторожны — Виталий Милонов и националистические организации, угрожающие организаторам, с большой вероятностью устроят на площадке фестиваля какие-нибудь провокации, как они делают это практически каждый год существования этого смотра.

По традиции собрал все фильмы фестиваля в небольшой список на Letterboxd'е. Уверен, что каждый сможет найти в программе кино, которое увлечёт и зацепит!
Постер документальной ленты Валерии Гай Германики «Папа», рассказывающей об отце режиссера, 91-летнем Александре Брауне. Он тяжело переживает смерть жены. Проходя стадии принятия горя, Александр летит в путешествие с семьёй Германики.

«Жизнь человека оказывается путешествием, полным эмоций, которые с трудом можно перенести», гласит аннотация фильма.

Премьера картины состоится в основном конкурсе «Артдокфеста». Билеты на московский и рижский показы — на сайте фестиваля.
Рубрика «Не про кино». У издания Colta @colta_ru появился ещё один материал об особенностях мышления поколения Z. Поводом для анализа стало вышедшее на днях интервью рэпера Моргенштерна у Дудя. Прочитал текст Анастасии Усачевой и сформулировал несколько мыслей по этому поводу.

https://telegra.ph/Oni-ne-takie-kak-my-11-10
Forwarded from Первый ряд
Поем оду Андрею Кончаловскому, который в 83 года может снять такое кино, которое по-настоящему заставляет переживать. Ничего актуальнее не было уже давно. Может времена сейчас стали совсем тяжкие, а может они и не менялись. Тогда становится страшно. Конечно, речь про «Дорогие товарищи» - историческую драму, которую Кончаловский свозил на Венецианский кинофестиваль. Без награды творчество брата Никиты Михалкова не обошлось – Специальный приз жюри. Согласитесь, неплохо.

Про Новочеркасский расстрел 1962 года мало кто знает. Документы про этот инцидент были засекречены и стали доступны лишь в лихие 90-х. Оказалось, что и тридцать лет назад в стране было неспокойно. К примеру, в Ростовской области бушевал протест, ведь цены на продовольствие подняли, а зарплаты – снизили. Люди хотели справедливости, но местные власти хотели смирения перед их решениями. Солдатам дали боевые патроны – пальба – 26 человек погибли. Трагедия, скрытая красным прямоугольником «государственная тайна». В этой сумятице, где кровь убитых настолько въелась в площадь, что ее заново покрыли асфальтом, ищет свою дочь Людмила Семина – чиновница, которая верит в политику партии, но даже ее привилегированность не дает женщине существенной помощи. Кстати, Семину сыграла Юлия Высоцкая – вторая ее отличная роль после «Рая» (само собой, тоже Кончаловский).

Весь фильм мы фактически видит глазами Семиной – сильной духом женщины, но даже она ломается под мощью бюрократической системы и жестокости. Как сказал отец чиновницы: «На Дону бога нет». А где он есть? Кончаловский не объяснил. Отца исполнил Сергей Эрлиш – местный житель, истинный казак. Если в целом, то в кадре много непрофессиональных артистов, которые внесли в фильм Кончаловского ту нужную простоту и логичность. Именно их хочется назвать «дорогими товарищами». Властные структуры в фильме – само зло. Долго совещаются, запрягают – а потом удар и смерть. Но даже расправу над людьми пытаются скрыть. Увозят трупы из города, прослушивают телефоны, запугивают. Система работает. Самое интересное, что в этой ситуации люди вспоминают Сталина и жалуются, что его больше нет рядом. Хрущева же обещают пустить на колбасу, ведь есть то нечего.

Чего уж спорить, это насквозь политическое кино. Кончаловский справедливо бьет по современным реалиям, обжигая их силой своих художественных образов. Впрочем, всю актуальность своего фильма режиссер предугадать не мог. Достаточно посмотреть, что творится у наших белорусских соседей. Значит времена и правда не изменились, мирные протесты все равно заглушат пули и гранаты. И так будет всегда. Насилие – универсальный аргумент. «Дорогие товарищи» - кино на все времена.
#драма #дорогиетоварищи #история.
https://youtu.be/uS2LpVmPYRo
Когда-то режиссёр Виктор Шамиров снимал замечательные картины «Упражнения в прекрасном», «Со мною вот что происходит» и «Игра в правду». Был упомянут BadComedian'ом как один из любимых отечественных киноделов наряду с Юрием Быковым и Романом Каримовым.

Но времена изменились, и теперь Виктор — режиссёр-постановщик вот такого кино. К сожалению, в российском прокате с 12 ноября.

https://www.youtube.com/watch?v=AgF5eZDs2DY
Постер нового документального фильма «Последний ужин» экс-кинообозревателя журнала «Афиша» Михаила Брашинского, который в начале 2000-х ушёл из кинокритики в режиссуру (кем только не становятся кинокритики, уходя в закат, но об этом позже). Картина совместного производства России и Финляндии.

В объективе Михаила история закрытия легендарного финского ресторана Golden Moose, расположенного в городе Турку. Старомодное заведение с почти 40-летней историей вот-вот ликвидируют. Здание, в котором оно находится, купила финская розничная компания и планирует открыть на этом месте супермаркет.

Билеты на московский показ фильма можно приобрести на сайте фестиваля «Артдокфест», где пройдёт российская премьера ленты.
Forwarded from кина не будет
Кинопоиск запилил топ-250 сериалов. Из российских тайтлов в нем выше всех поднялся «Внутри Лапенко». В целом, это всё, что нужно знать об этом топе.

https://www.kinopoisk.ru/lists/series-top250/
На YouTube-канале Института кино и телевидения ГИТР вышел новый выпуск проекта «30 неудобных вопросов». «Жертвами» на сей раз стали кинокритики — главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин и кинокритик Егор Беликов, автор Telegram-канала @apichatpong. Почти двухчасовую, занимательную беседу организаторы выложили, увы, без тайм-кодов. Решил это исправить: продублирую их здесь и в комментариях на YouTube.

Антон рассказал, как спрогнозировал реакцию публики на фильм «Сталинград», почему его чуть было не избил продюсер ленты «Бумер», каким образом он досматривал на Венецианском кинофестивале ленту Энга Ли «Горбатая гора» и как ему пришла в голову идея посоветовать зрителям «Вечернего Урганта» посмотреть фильм Дэвида Линча «Голова-ластик» накануне Нового года.

Егор признался, что ему стыдно перечитывать некоторые свои ранние тексты, раскрыл общественности примерный доход со своих гонораров, вспомнил, как съемочная группа скандальной ленты «Аутло» читала его собственный отрицательный текст о фильме и посоветовал никому в кинокритику не идти (и правильно, с этим я солидарен).

Вопросы ведущей:

01:15 — Как стать кинокритиком? Нужно ли кинокритику профессиональное образование?
05:30 — Чем журналист, который ведет рубрику о кино или блогер, отличается от кинокритика? Можно ли BadComedian’а считать кинокритиком?
10:50 — Прислушиваются ли зрители к мнению кинокритиков?
11:58 — Чем отличается критик от киноведа?
14:30 — Не комплексовали ли вы в начале профессионального пути по поводу того, что у вас нет образования?
15:45 — Антон, филологическое образование вам помогло стать кинокритиком?
25:45 — Нужна ли кинокритику медийность?
27:25 — Жива ли кинокритика сегодня?
30:25 — Как вы считаете, критика трансформировалась?
31:00 — Важно ли критику иметь гражданскую позицию?
33:25 — Сколько зарабатывает кинокритик?
37:35 — Зависит ли от мнения критика прокат фильма в России?
40:30 — Как взаимодействуют критики с пиарщиками?
41:15 — Поступали ли вам предложения написать хороший отзыв о плохом фильме за определенную плату?
46:10 — Бывало ли вам стыдно за написанные тексты? Использовали ли вы псевдонимы?
49:25 — В чем плюсы и минусы пресс-показов?
51:20 — Часто ли вам приходилось уходить с фильма до его окончания? По каким причинам?
56:55 — Что определяет успех фильма?
58:00 — Бывают случаи, когда мнение о фильме меняется. Почему?
01:06:00 — Сложно ли писать рецензии на фильмы своих друзей и знакомых?
01:08:05 — Что важнее в критике, честность или бесконфликтность?
01:09:50 — Бывали ли у вас конфликты с авторами фильмов?
01:11:10 — Вас когда-нибудь обвиняли в предвзятости и субъективном взгляде? Бывали случаи, когда вы гордились этим?
01:18:00 — «Кинотавр» - это Роднянский, «Короче» - это Сельянов, а ММКФ – это Михалков. Почему главные российские фестивали оккупированы мейджорами? Хорошо это или плохо?
01:25:18 — В чем главные претензии к ММКФ?
01:28:35 — Бывали ли вы удивлены решением основных зарубежных фестивалей выбрать победителем тот или иной фильм?
01:29:55 — Бывало ли стыдно за российское кино на международных фестивалях?
01:32:00 — Почему в России есть разрыв между зрителем и профессиональным сообществом?
01:38:35 — Назовите три зарубежных фильма, которые должен посмотреть каждый

Вопросы из зала:

01:41:35 — Закрытие рубрики в «Вечернем Урганте» - политическое решение?
01:42:14 — Что нравится и что бесит в вашей профессии?
01:43:05 — Победят ли малые экраны большие экраны?
👍1
Постер самого кассового фильма 2020 года «Восемьсот» (The Eight Hundred) китайского режиссёра Гуань Ху. На сегодняшний день лента заработала порядка 470 миллионов долларов.

Российская премьера картины состоится на 2-м международном кинофестивале «Новое кино Китая», который, если не случится глобальный локдаун кинотеатров, пройдёт в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске в декабре. Конкретно:

— с 17 декабря в кинотеатре «Аврора», Санкт-Петербург;
— с 18 декабря в кинозале Третьяковской галереи, Москва;
— с 20 декабря в кинотеатре «Победа», Новосибирск.


В ожидании анонса других фильмов этого смотра посмотрите трейлер ленты Гуань Ху. Первоклассный азиатский блокбастер!
Комендант кинокрепости
Постер самого кассового фильма 2020 года «Восемьсот» (The Eight Hundred) китайского режиссёра Гуань Ху. На сегодняшний день лента заработала порядка 470 миллионов долларов. Российская премьера картины состоится на 2-м международном кинофестивале «Новое кино…
Куратор кинопоказов Третьяковки Максим Павлов рассказал, что с высокой степенью вероятности с 13 ноября показы в кинозале Третьяковской галереи приостанавливаются.

Вероятно, это связано с новыми ограничениями из-за пандемии коронавируса, в связи с которыми максимальная заполняемость залов на киносеансах не должна превышать 25% от общего количества посадочных мест.

Пока не ясно, до какого числа закроется Третьяковка, но вполне возможно, что этот период захватит и вышеуказанный фестиваль...
Порекомендую кино, которое неожиданно для самого себя посмотрел сегодня. Не уверен, что буду писать о таких картинах на постоянной основе, но пусть будет, допустим, рубрика «Хаотичная рекомендация», мало ли что.

Называется лента «Настоящая история мальчика-волка» (в оригинале The True Adventures of Wolfboy, перевод вольный; фильм не выходил в России официально, как и бóльщая часть того, что я смотрю). Главный герой — мальчик Пол (Джейден Мартелл, вы наверняка видели его в экранизации «Оно» Кинга, в фильме «Достать ножи» Райана Джонсона и / или в сериале «Защищая Джейкоба», вышедшем на Apple TV+). У него врожденный гипертрихоз — редкое аутосомно-доминантное заболевание. Если коротко и просто, волосы у Пола растут везде в количестве, сильно превышающем нормальное. Внешне он похож на Гермиону Грейнджер, выпившую Оборотное зелье с кошачьей шерстью. Только, в отличие от Гермионы, эффект постоянный.

По понятным причинам парень ведёт изолированный образ жизни — ни с кем не общается, ходит дома и на улице в шерстяной лыжной маске-балаклаве. На 13-й день рождения Пол неожиданно получает подарок, связанный с матерью — она написала письмо (да, живёт парень с папой; мама оставила семью после рождения мальчика). Воодушевившись содержанием её послания (spoilers), пацан едет в Питтсбург: хочет увидеть-таки родную мать и разобраться, как жить (жить ли вообще?) с таким недугом. Согласитесь, нелегко подростку существовать в мире, где всё общество ополчилось на него за то, что он не похож на остальных.

Впереди у Пола целое приключение:
— устройство в бродячий цирк, директором которого является Джон Туртурро (агент Симмонс из «Трансформеров»);
— знакомство с транс-девушкой Аристианой, которую по правилам новой этики играет транс-актриса Софи Джаннамор (кстати, сценарий фильма написала транс-женщина Оливия Дюфо, работавшая над скриптами сериалов «Проповедник» и «Легион»);
— встреча с мамой в исполнении Хлои Севиньи (Лана Тисдел из «Парни не плачут»; здесь, кажется, одна из самых коротких и одновременно лучших ролей в её карьере).

Это милейший, классический coming of age в лучших традициях. Тут детская непосредственность «Середины 90-х» Джоны Хилла и советского Буратино встречается с фантастическим сюрреализмом «Пиноккио» Маттео Гарроне и мрачным шармом «Эдварда Руки-ножницы» Тима Бёртона. Похождения Пола разбиты на главы, каждая из которых работает и как небольшое короткометражное кино. При этом общая история не провисает, оставаясь цельной и чётко структурированной.

К финалу чешский режиссёр Мартин Крейчи (это, если что, его полнометражный дебют) аккуратно соединяет все сюжетные линии. В конце зрителя ждёт необыкновенная встреча (нет, не только главного героя с мамой; spoilers). Кино свернёт с тропинки coming of age'а на дорожку тонкой психологической драмы поиска идентичности и принятия своей инаковости. Окружающий мир во вселенной фильма никоим образом не сбавлял градус хейта и неприятия персонажей. Вот только к концу они подойдут, совершенно не беря всё это в расчёт. Апокалипсис подождёт, пока балом правят безмятежность и отвага.

Канал читают представители кинопрокатных компаний: ребята, купите фильм в российский прокат или привезите на один из локальных фестивалей. Вы взгляните на трейлер! Надеюсь, что ни одна из групп инвалидов не возмутится репрезентацией людей с гипертрихозом, и авторам не придётся извиняться, как это произошло недавно с лентой «Ведьмы» Роберта Земекиса.
👍1
На календаре 12 ноября — на удивление богатый кинорелизами четверг!

— напоминаю о тексте про картину «Опасный элемент» Маржан Сатрапи, которую, по моему скромному мнению, необходимо обходить стороной;

— апеллирую к коллегиальной с Денисом ММКФ-отповеди по ленте «Ещё по одной» Томаса Винтерберга, которую смотреть прямо-таки надо;

— объясняю, почему фильм «Цой» Алексея Учителя лучше, чем о нём принято заочно думать;

О картине Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи» выскажусь позже. Товарищам из «Первого ряда», например, понравилось.
Так вот, о «Дорогих товарищах!» Кончаловского. По-моему, это талантливо сделанное кино (причём на порядок лучше, чем его чёрно-белый «Рай»), которое тем не менее вызывает вопросы по части идеологии к его создателю, живущему на три страны (США – Италия – Россия). На фоне того, что фильм имеет совершенно однозначные параллели с реальностью (как бы Андрей Сергеевич не пытался доказывать обратное в различных интервью), это художественное высказывание выглядит достаточно наглой попыткой «и рыбку съесть, и в клетку не сесть». Предположить, что Кончаловский постиг метаиронию как вчерашние зумеры можно, но верится с (очень большим) трудом. Впрочем, судя по последним его высказываниям о Сталине и Хрущёве, можно-таки допустить, что с поколением Z у Андрея Сергеевича всё же есть одно сходство — биполярочка.

https://kinochannel.ru/digest/dorogie-tovarishhi-andreya-konchalovskogo-tantsy-na-krovi/
Здесь могла бы быть рубрика «Не о кино», но отчасти речь всё же о нём. У нас вышло интервью с украинской 26-летней певицей DaKooka. Единственное, что я о ней знал до этой беседы — то, что её песни звучали в первом сезоне украинского сериала «Первые ласточки» (Перші ластівки). К слову, за тексты песен на русском языке исполнительнице «прилетело» от украинской кинокритики.

В начале ноября DaKooka выпустила новый альбом «Да кто такой этот ваш FEAT?», состоящий из совместных треков с малоизвестными исполнителями. Карантин подарил нам в 2020-м самые невообразимые дуэты современной музыки, и подборка украинской певицы — яркое дополнение в эту «копилку».

Оказалось, что буквально в октябре, т.е. в прошлом месяце, завершились съёмки второго сезона «Первых ласточек», и композитором саундтрека к нему вновь стала DaKooka. Артистка подтвердила, что часть актёрского каста из первого сезона (я писал о нём здесь немного) перешла во второй. При этом играть они будут совершенно других персонажей, и история будет развиваться в другом временном отрезке. Единственной константой останется таинственный Друг, который, как и в первом сезоне, выступит антагонистом.

Ещё несколько занятных моментов из интервью:

— героиня хочет написать музыку для видеоигры, говорит, что «игра может длиться 200 часов», а она любит ставить перед собой «большие сложные цели, над которыми надо сидеть и долго-долго работать»;
— недавно она задумалась, что начала тупеть, и стала читать Сорокина (оставлю без комментариев);
— DaKooka назвала тексты Pyrokinesis'а гениальными (think about it, как говорил великий);
— певица вспомнила, как в 17–19 лет употребляла метамфетамин, экстази, кислоту и траву (никакой пропаганды; Telegram-канал Textor Texel призывает избегать употребления наркотиков);
— использовать людей, как считает девушка, дело обычное, ведь «мы все друг друга используем в каком-то смысле», однако, делая это, артистка относится к человеку «с уважением», без него не комильфо людей юзать.

https://lenta.ru/articles/2020/11/12/dakooka/
Текст с нелёгкой судьбой из серии «лучше поздно, чем никогда». На прошлой неделе компания @aonefilms выпустила картину «Откуда ты родом?» с Ризом Ахмедом в главной роли. Это замечательное кино о родной крови, связи с семьёй и корнями, которое обязательно стоит посмотреть. Бассам Тарик использует рэп как призму, через которую пытается достучаться до зрителей.

Нахожу параллели с «Гив ми либерти» Кирилла Михановского (вы наверняка пропустили моё интервью с ним в прошлом году)и «Прощанием» Лулу Ванг, которое я также анализировал в 2019-м. Иронично, что обе эти картины также в России вышли благодаря A-One FIlms (здесь могла быть шутка про кино определённой направленности, которое закупает эта компания, но я её не придумал).

Кстати, если не успеете посмотреть фильм в кинотеатрах, не переживайте. Скоро его можно будет увидеть легально на @kinopoiskhdhd. Однако на большом экране всё-таки круче (с соблюдением всех коронавирусных правил, конечно).

https://www.timeout.ru/msk/artwork/otkuda-ty-rodom/review
Постер короткометражного документального фильма «Поколение 328» (Generation 328), рассказывающего истории матерей, которые ждут на свободе своих несправедливо осужденных детей.

Название ленты отсылает к статье 328 УК Беларуси («Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов»). В стране около 10 тысяч заключённых, попавших в тюрьму за мелкие правонарушения, связанные с наркотиками.

Автор фильма — белорусская актриса, режиссёр и активистка Вероника Никонова, погибшая 25 июля 2019 года при попытке пересечь реку Текланика на Аляске. Ей было 24 года, «Поколение 328» — последняя картина Вероники.

Российская премьера ленты состоится во внеконкурсной программе «Среда. Жыве Беларусь!» фестиваля «Артдокфест». Билеты на московский показ по традиции на сайте.
Фестиваль документального кино «Артдокфест» объявил о переносе с декабря на апрель 2021 года. Это, пожалуй, одна из самых печальных новостей, которую принёс дикий и безудержный 2020-й поклонникам российской и зарубежной документалистики.

Около 160-ти коротких, средних и полнометражных картин насчитал 137, но не добавлял отдельные программы показов в Калуге, Риге и Черногории) остаётся в подвешенном состоянии:

— в лучшем случае продюсеры (в основном зарубежных) фильмов лишились российской премьеры в 2020 году;
— в худшем случае авторы потеряли первый публичный показ в принципе (в фестивальном мире это обозначают мировой премьерой), храня кино для основного российского документального фестиваля (показывать документальное кино в России в общем-то больше негде — или на «Послании к человеку» у Алексея Учителя в Санкт-Петербурге, или на «Артдокфесте» у Виталия Манского).

Интересно, что по договорённости с дирекцией фестиваля московскому кинотеатру «Октябрь» предоставлена возможность для «показа самых громких премьер Артдокфеста этого года в большом зале, где можно в полной мере соблюсти рекомендации по индивидуальной защите и социальной дистанции». Из обращения Манского не очень ясно, какие именно картины фестиваль считает «громкими премьерами» и в какие конкретно числа самые рисковые и / или уже переболевшие COVID-19 зрители в максимальном количестве 375 человек (25% первого зала «Октября») смогут-таки увидеть эти фильмы.

Ещё занятно, как «Артдокфест» в апреле будет соотноситься с перечнем международных фестивалей 2021 года, утверждённых Министерством культуры. Кстати, приём заявок на включение в него начался 10 ноября, а закончится уже 1 декабря. Как команда Виталия Манского будет выкручиваться из этой непростой ситуации — отправит, например, пакет документов сразу на два фестиваля, «Артдокфест 2020.2» и «Артдокфест 2021» с заделом на будущие правки и изменения? Вопрос без ответа.