Текст в тексте – Telegram
Текст в тексте
24.6K subscribers
371 photos
6 videos
132 links
Залезаем в мозг через текст, превращаем буквы в цифры.

По рекламе: @alfapolo

Канал сотрудничает с рекламным сервисом @Tgpodbor_official

Пригласительная ссылка: https://news.1rj.ru/str/+ACCc1Z5o1W4xOTgy


Реестр РКН: https://clck.ru/3GhwEj
Download Telegram
Об отзывах

Отзывы сами по себе — это не показатель хорошей работы компании.

К 2023 году на них уже мало кто обращает внимание. По умолчанию отзывы расцениваются как накрученные — все с таким сталкивались. Просто какая-то благодарность в интернете уже не считается.

Кейсы — совсем другое дело. Статья с иллюстрациями или даже пост с распаковкой считаются для пользователя доказательством. Да, они значительно более трудоемки, но если клиент хочет продаж — потратится.
О целях

Первым делом, когда пишешь текст, нужно понять, зачем он нужен. То есть — какая у него цель.

Вот это пресловутое «что автор хотел этим сказать» очень часто всплывает, если ты изначально не определил, зачем ты пишешь текст. Конкретный ли это гайд по теме, какое-то публицистическое рассуждение или что-то еще.

Цель — это элемент структуры. Чтобы ее выбрать, нужно понять, что должно измениться в читателе после прочтения текста. Просто донести до сведения — слабовато. Вызвать эмоцию — лучше. Научить полезному — совсем хорошо.

Потому — сначала цель, потом текст.
О креативности еще немного

Самое большое заблуждение копирайтера — считать, что креативность невозможно натренировать. Мол, или дано, или нет.

И это отвратное ощущение, по себе знаю. Копаешься в своих информационных текстиках, а сам посматриваешь на коллег, которые про сценарии, слоганы и другую интересную работу.

Креативность — это своего рода мышца, которую можно качать. Тренируется она, собственно, через практику и насмотренность. Потому, чем больше ты будешь впитывать в себя всякого креативного и анализировать, как и почему это сработало, тем выше вероятность, что и сам напишешь чего крутого.
О ставке за час

Меня всегда смущает и напрягает, когда клиенты спрашивают, сколько моя работа стоит за час.

Причина первая — кажется, что за час ты ничего толком и не сделаешь, особенно по новому проекту. Это со старыми уже все на рельсах и ты пишешь легко и быстро.

Причина вторая — раз интересует время, потраченное на работу, его могут и отслеживать. Жесткий треккинг мне не по душе — быть строго с 9 до 18 за компьютером все же неудобно.

По большей части я прикидываю объемы работы и уговариваю перейти на полную или частичную занятость с фиксированной ставкой. Другой вариант — оплата за единицу контента. Последнее вообще для клиента идеально, а то ведь над задачей можно и часами сидеть.
О понимании

Базовая задача речи и письма — чтобы тебя понимали.

Это потом туда закидывают разные надстройки вроде убеждения, продаж и тому подобного. Но начинается все как раз с понимания.

Чем текст понятнее, тем он крепче отпечатывается в мозгу читателя. Если он такой «ага, идея ясна» — то с ним можно работать и над другими задачами. Он может поковыряться и в других смыслах текста.

Понятно — не значит просто. Можно написать статью об аэродинамике — сложной отрасли, которая явно не для всех — и сделать это так, чтобы понял все вне зависимости от уровня образования.

Я все это к чему: не занимайся текстом ради объема. Пиши понятно.
О новогодних поздравлениях

Ты наверняка уже строчишь поздравления с НГ от лица заказчика, где компания Рога и Копыта искренне поздравляет вас с наступающим 2024 годом и так далее и тому подобное.

Так вот, в целом аудитории на поздравление — пофигу. На таком контенте они задерживаться не будут.

А на каком будут? Полезном или смешном. Круто, если компания ведет полезную статистику — можно вывалить в поздравлении что-то вроде итогов года. Еще круче — если директор скажет, чего ждать в следующем году.

Ну и любой новогодний мемес — это тоже гуд. Как говорили мне в КВН: «не можешь закончить хорошо, закончи хотя бы по-доброму». Так что уютных картиночек никто не отменял.
О ловушке цифр

Вообще, цифры — это ясность. Можно говорить, что у компании прекрасные финансовые результаты, а можно сказать, что ее выручка выросла на 37% в сравнении с прошлым кварталом — это две большие разницы. Но цифры же могут и путать.

Так, кредитные и финансовые предложения оперируют цифрами с предлогами. Например, ипотека от 6,7%. Пользователь ориентируется в первую очередь на эту цифру — а в офисе ему все 15% предлагают.

Или другой момент — куча разнообразных цифр. Общая сумма взноса, процентная ставка в трех разных видах, заработок при дожитии — это уже инвестиционные продукты. Человек смотрит в документ, видит кучу цифр и думает «Слишком сложно, потом разберусь». Если это еще мелким шрифтом — ух!

Я все это к чему? Применяй цифры точно и к месту. Не ставь их, если это не добавит ясности и понимания.
О скрытых смыслах

Давеча перечитывал знаменитую байку про синие занавески. Мол, учитель по литературе на уроке рассказывает детям, что синие занавески — это символ грусти и печали автора. А сам же писатель просто написал о синих занавесках потому, что ему понравилось.

Так вот — ты пишешь не великую литературу, а информативный текст. Не нужно закладывать в него скрытых смыслов — аудитория оперирует открытыми. Читатель не дурак, но тебе в основном нужно писать так, будто кому тугому разжевываешь. Исключения — работа с экспертными сообществами, там профессора не поймут-с.
О ценах на тексты

Текст может стоить как 50 рублей, так и 10 000 или даже 150 000.

Текст за 50 рублей — это заказ на какой-нибудь бирже. Махина на 3-4к знаков с ключами «для опыта» и «на перспективу». Мол, этот клиент мооооооожет быть будет с вами работать аж по 60/1000. У него таких авторов — человек 40.

Текст за 10 000 рублей — это хорошая статья в какой-нибудь Т—Ж или схожее медиа. Такой текст проходит несколько очередей редактуры. Он трудоемкий — тут и экспертов опросить, и факты проверить, и структуру железобетонную выстроить. Таких авторов в редакции может быть довольно много, но если на постоянной основе — человек 10.

Текст за 150 000 рублей — это креатив. Это может быть рекламный пост у какого-нибудь крупного канала, сценарий к видеоролику или нейминг для продукта корпорации. Мало того, что такая работа трудоемкая — ее еще и выполнить достойно может сильно не каждый автор. А нужно, как правило, срочно.

Другими словами, цена за текст — это показатель навыка исполнителя и нуждаемости заказчика.
О тестовых заданиях

По умолчанию тестовое задание — это нормально. И даже когда оно не оплачивается.

Портфолио — это хорошо, но недостаточно. Заказчик может захотеть увидеть тебя в «боевых задачах», а не просто абстрактные текстики посмотреть.

И тестовые, которые не тратят несколько дней твоего времени — это хорошо. Структура статьи или заявка на нее, пару постов — словом, все, что ты делаешь быстро.

Если тебе предлагают в качестве тестового написать целую статью или выкатить контент-план на месяц для нескольких каналов — скорее всего, менеджер делает свою работу за счет таких ребяток, пытающихся попасть на проект.
О юристах

Давай представим — ты пишешь текст для рекламных материалов какого-нибудь банка. Презентацию, гайд или что-то в этом роде.

Кажется, что текст хороший. Коллеги хвалят, начальству нравится, да и тестирование вроде неплохую конверсию приносит. Но для компании материал может обернуться гигантскими проблемами. Почему?

Да потому, что с большими компаниями чаще судятся. Особенно это касается банковских и страховых продуктов. И там любое слово из рекламных материалов может быть использовано — и обернется в конечном счете против корпорации.

Задача юристов — изучить текст и избавиться от формулировок, которые могут быть использованы против бизнеса. Отсюда идут все эти «ставки от 9%», а не точное указание цифры — тут чем более обтекаемо, тем лучше.

Да, после вмешательств юристов текст лучше не становится. Но это предотвращает кучу проблем.
О функциональности

Когда читатель открывает любой нехудожественный текст, он хочет видеть его функциональным.

Функциональный текст — это простой, короткий и наглядный материал, выполняющий конкретную задачу. Задачи могут быть разные — рассказать о варке яиц, окрашивании волос или продаже диванов, впиши нужное.

Эпитеты, разговоры на отвлеченные темы, лихие заголовки — такого в функциональном тексте не надо. Читатель отвлекается и бесится.
Об оценочных суждениях

Видели тексты с фразами «самое лучшее предложение на рынке» и все в этом духе? Вот это вот оценочные суждения и они раздражают пользователя.

Штука в том, что мы уважаем аудиторию и предоставляем ей право делать выводы на основе фактов. А оценочные суждения — это «я залезу в голову клиента и сам решу за него». Спектр раздражения тут может быть разнообразный — от недовольства от откровенной злости «что вы все врете».

Я допускаю, что заказчик может просить и требовать оставлять в тексте такие фразы. Но тогда — наваливай фактов. Раз уж заявляешь о лучшем предложении на рынке, то укажи и остальные цифры — цены, проценты и так далее.
О тестировании

Когда ты долго работаешь над одним проектом, бывает так, что аудитория перестает реагировать на твои фишки. Ей уже не важна польза твоих текстов — нужно пробовать что-нибудь эдакое. То ли заголовку желтизны добавить, то ли тексту конфликта.

Так вот, один успешный или неуспешный результат — это не показатель. Чтобы делать выводы, работают твои тексты или нет, нужно сделать хотя бы 3-4 рассылки/статьи/поста. Важна тенденция и динамика — как сильно меняются показатели, которые ты замеряешь.
О терминах и аббревиатурах

В большинстве случаев знающие на зубок свою тему эксперты — не твоя целевая аудитория. Точнее, они наверняка есть среди твоих читателей и подписчиков, но их не 100%. И даже не 90.

А это значит, что ты будешь пестрить в тексте аббревиатурами вроде DCF и LBO, есть риск, что тебя не поймут.

Каждый раз расшифровывать сокращение не нужно. Но вот при первом упоминании — точно не помешает. И новички одобрят, и старики тапками не закидают.
Об уместности контента

Иногда бывает так, что людям не до ваших постов — происходящее вокруг куда важнее. Что делать тогда с каналом?

Для начала, поговорить с рекламодателями и устроить пару дней тишины. Им тоже будет лучше — бюджеты слиты не будут.

Затем — посмотреть на предмет развлекательных постов и перенести их до лучших времен. Если канал исключительно развлекательный, то можно и помолчать денек.

Писать ли отдельный пост с соболезнованиями — тут выбор исключительно ваш. Но неуместным в эти тяжелые времена он точно не будет.

Берегите себя.
Об идейных клиентах

Если ты считаешь, что плох тот клиент, из которого приходится выуживать данные, то ты еще не сталкивался с идейными.

Идейный клиент — это такой, который очень сильно вовлечен в процесс. И в целом даже сам чего-то пишет, но вот управление бизнесом не дает развернуться. Таких полно во всяких дизайн-бюро, туристических фирмах и штуках про одухотворенность и Бали.

Классический признак идейного клиента — огромный поток сознания, в сообщении или голосовом. Его ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно рассмотреть и выудить оттуда гениальные идеи для контента.

Как с такими работать? Постараться объяснить, что стороннему читателю не всегда понятен смысл сообщения. Что нужно быть на одной волне — это работает со старожилами блога, да и то не со всеми. Такая сегрегация сильно вредит читаемости — да и здравому смыслу, чего уж там.

Но голосовые все равно приходится слушать, иногда там действительно полезные вещи.
Об откликах абсолютного новичка

Давай представим, что ты — не матерый авторы с тыщей заказов в наносекунду, а новичок, аккуратно вкатывающийся в профессию. Куда бежать, что делать?

Скорее всего, ты скажешь, что надо идти на биржу. В целом, ты будешь прав, но без опыта и портфолио новичок там будет скитаться n недель, а то и месяцев.

Соответственно, придется приврать. Потрать недельку и напиши пяток текстов по взятой в интернете задаче. Еще лучше — сходить в какой-нибудь чатик копирайтеров и попросить у собратьев по разуму ТЗ, реальное или вымышленное. Мол, для биржи хочу текстов собрать. Там помогут.

Далее ты грузишь тексты с примерами на биржу и гордо демонстрируешь работу. Заказчик кивает и говорит малаца — выдает проект.

Звучит несложно, но на практике будут и десятки заявок в никуда, и дни без работы, и все остальное. Признаюсь — новичкам сейчас непросто.
О зависимости контента и продукта

Среди эффективных менеджеров принято считать, что оценить и оцифровать можно все, в том числе и контент.

Но контент находится в прямой зависимости от продукта. Если продукт простой, то и контент может быть простым. Ну а нет — значит, нет.

Тут возникает вопрос — а какой такой простой продукт? Да такой, чтобы путь пользователя был как можно короче. Увидел — купил, все. Если он выглядит как «увидел — записал — переговорил с руководителм — составил смету — вступил в переговоры — купил», то слишком многое зависит от сторонних обстоятельств. И измерить, как влияет контент на продажи, практически невозможно.

То есть продавать контентом джинсы всегда проще, чем какую-нибудь облачную хрень.
О переработке контента

Если ты ведешь блог для себя или давно работаешь на редакцию, то у тебя наверняка скопилось прилично написанных материалов.

Так вот, единожды написанные материалы можно прогонять снова и снова.

Собрал пяток статей на одну тему — выпускай дайджест с подборкой.

Из лонгрида можно нарезать несколько коротких постов для соцсетей.

На основе того же лонга можно записать подкаст, позвав в гости эксперта, на основе знаний которого и писалась статья.

Все те же самые лонги можно запихнуть в формат видео, отправить рассылками и прочая, прочая, прочая.

Словом, контент не умирает. Его просто перерабатывают.
О важности

Как работали новостные издания раньше: отбирают только самые значимые события, делают по ним аналитику, представляют читателю суть и важность.

Как работают новостные издания сейчас: Илон Маск задумался, Путин кинул ручку, Байден сел не на то кресло.

Не надо так. Новостной автор или редактор — сито, через которое просеивается информация. Для читателя нужно оставлять действительно только значимое. А сейчас у новостников сито, простите, порвано — сыпется всякий мусор.