Текст в тексте – Telegram
Текст в тексте
24.6K subscribers
371 photos
6 videos
132 links
Залезаем в мозг через текст, превращаем буквы в цифры.

По рекламе: @alfapolo

Канал сотрудничает с рекламным сервисом @Tgpodbor_official

Пригласительная ссылка: https://news.1rj.ru/str/+ACCc1Z5o1W4xOTgy


Реестр РКН: https://clck.ru/3GhwEj
Download Telegram
О тестовых заданиях

По умолчанию тестовое задание — это нормально. И даже когда оно не оплачивается.

Портфолио — это хорошо, но недостаточно. Заказчик может захотеть увидеть тебя в «боевых задачах», а не просто абстрактные текстики посмотреть.

И тестовые, которые не тратят несколько дней твоего времени — это хорошо. Структура статьи или заявка на нее, пару постов — словом, все, что ты делаешь быстро.

Если тебе предлагают в качестве тестового написать целую статью или выкатить контент-план на месяц для нескольких каналов — скорее всего, менеджер делает свою работу за счет таких ребяток, пытающихся попасть на проект.
О юристах

Давай представим — ты пишешь текст для рекламных материалов какого-нибудь банка. Презентацию, гайд или что-то в этом роде.

Кажется, что текст хороший. Коллеги хвалят, начальству нравится, да и тестирование вроде неплохую конверсию приносит. Но для компании материал может обернуться гигантскими проблемами. Почему?

Да потому, что с большими компаниями чаще судятся. Особенно это касается банковских и страховых продуктов. И там любое слово из рекламных материалов может быть использовано — и обернется в конечном счете против корпорации.

Задача юристов — изучить текст и избавиться от формулировок, которые могут быть использованы против бизнеса. Отсюда идут все эти «ставки от 9%», а не точное указание цифры — тут чем более обтекаемо, тем лучше.

Да, после вмешательств юристов текст лучше не становится. Но это предотвращает кучу проблем.
О функциональности

Когда читатель открывает любой нехудожественный текст, он хочет видеть его функциональным.

Функциональный текст — это простой, короткий и наглядный материал, выполняющий конкретную задачу. Задачи могут быть разные — рассказать о варке яиц, окрашивании волос или продаже диванов, впиши нужное.

Эпитеты, разговоры на отвлеченные темы, лихие заголовки — такого в функциональном тексте не надо. Читатель отвлекается и бесится.
Об оценочных суждениях

Видели тексты с фразами «самое лучшее предложение на рынке» и все в этом духе? Вот это вот оценочные суждения и они раздражают пользователя.

Штука в том, что мы уважаем аудиторию и предоставляем ей право делать выводы на основе фактов. А оценочные суждения — это «я залезу в голову клиента и сам решу за него». Спектр раздражения тут может быть разнообразный — от недовольства от откровенной злости «что вы все врете».

Я допускаю, что заказчик может просить и требовать оставлять в тексте такие фразы. Но тогда — наваливай фактов. Раз уж заявляешь о лучшем предложении на рынке, то укажи и остальные цифры — цены, проценты и так далее.
О тестировании

Когда ты долго работаешь над одним проектом, бывает так, что аудитория перестает реагировать на твои фишки. Ей уже не важна польза твоих текстов — нужно пробовать что-нибудь эдакое. То ли заголовку желтизны добавить, то ли тексту конфликта.

Так вот, один успешный или неуспешный результат — это не показатель. Чтобы делать выводы, работают твои тексты или нет, нужно сделать хотя бы 3-4 рассылки/статьи/поста. Важна тенденция и динамика — как сильно меняются показатели, которые ты замеряешь.
О терминах и аббревиатурах

В большинстве случаев знающие на зубок свою тему эксперты — не твоя целевая аудитория. Точнее, они наверняка есть среди твоих читателей и подписчиков, но их не 100%. И даже не 90.

А это значит, что ты будешь пестрить в тексте аббревиатурами вроде DCF и LBO, есть риск, что тебя не поймут.

Каждый раз расшифровывать сокращение не нужно. Но вот при первом упоминании — точно не помешает. И новички одобрят, и старики тапками не закидают.
Об уместности контента

Иногда бывает так, что людям не до ваших постов — происходящее вокруг куда важнее. Что делать тогда с каналом?

Для начала, поговорить с рекламодателями и устроить пару дней тишины. Им тоже будет лучше — бюджеты слиты не будут.

Затем — посмотреть на предмет развлекательных постов и перенести их до лучших времен. Если канал исключительно развлекательный, то можно и помолчать денек.

Писать ли отдельный пост с соболезнованиями — тут выбор исключительно ваш. Но неуместным в эти тяжелые времена он точно не будет.

Берегите себя.
Об идейных клиентах

Если ты считаешь, что плох тот клиент, из которого приходится выуживать данные, то ты еще не сталкивался с идейными.

Идейный клиент — это такой, который очень сильно вовлечен в процесс. И в целом даже сам чего-то пишет, но вот управление бизнесом не дает развернуться. Таких полно во всяких дизайн-бюро, туристических фирмах и штуках про одухотворенность и Бали.

Классический признак идейного клиента — огромный поток сознания, в сообщении или голосовом. Его ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно рассмотреть и выудить оттуда гениальные идеи для контента.

Как с такими работать? Постараться объяснить, что стороннему читателю не всегда понятен смысл сообщения. Что нужно быть на одной волне — это работает со старожилами блога, да и то не со всеми. Такая сегрегация сильно вредит читаемости — да и здравому смыслу, чего уж там.

Но голосовые все равно приходится слушать, иногда там действительно полезные вещи.
Об откликах абсолютного новичка

Давай представим, что ты — не матерый авторы с тыщей заказов в наносекунду, а новичок, аккуратно вкатывающийся в профессию. Куда бежать, что делать?

Скорее всего, ты скажешь, что надо идти на биржу. В целом, ты будешь прав, но без опыта и портфолио новичок там будет скитаться n недель, а то и месяцев.

Соответственно, придется приврать. Потрать недельку и напиши пяток текстов по взятой в интернете задаче. Еще лучше — сходить в какой-нибудь чатик копирайтеров и попросить у собратьев по разуму ТЗ, реальное или вымышленное. Мол, для биржи хочу текстов собрать. Там помогут.

Далее ты грузишь тексты с примерами на биржу и гордо демонстрируешь работу. Заказчик кивает и говорит малаца — выдает проект.

Звучит несложно, но на практике будут и десятки заявок в никуда, и дни без работы, и все остальное. Признаюсь — новичкам сейчас непросто.
О зависимости контента и продукта

Среди эффективных менеджеров принято считать, что оценить и оцифровать можно все, в том числе и контент.

Но контент находится в прямой зависимости от продукта. Если продукт простой, то и контент может быть простым. Ну а нет — значит, нет.

Тут возникает вопрос — а какой такой простой продукт? Да такой, чтобы путь пользователя был как можно короче. Увидел — купил, все. Если он выглядит как «увидел — записал — переговорил с руководителм — составил смету — вступил в переговоры — купил», то слишком многое зависит от сторонних обстоятельств. И измерить, как влияет контент на продажи, практически невозможно.

То есть продавать контентом джинсы всегда проще, чем какую-нибудь облачную хрень.
О переработке контента

Если ты ведешь блог для себя или давно работаешь на редакцию, то у тебя наверняка скопилось прилично написанных материалов.

Так вот, единожды написанные материалы можно прогонять снова и снова.

Собрал пяток статей на одну тему — выпускай дайджест с подборкой.

Из лонгрида можно нарезать несколько коротких постов для соцсетей.

На основе того же лонга можно записать подкаст, позвав в гости эксперта, на основе знаний которого и писалась статья.

Все те же самые лонги можно запихнуть в формат видео, отправить рассылками и прочая, прочая, прочая.

Словом, контент не умирает. Его просто перерабатывают.
О важности

Как работали новостные издания раньше: отбирают только самые значимые события, делают по ним аналитику, представляют читателю суть и важность.

Как работают новостные издания сейчас: Илон Маск задумался, Путин кинул ручку, Байден сел не на то кресло.

Не надо так. Новостной автор или редактор — сито, через которое просеивается информация. Для читателя нужно оставлять действительно только значимое. А сейчас у новостников сито, простите, порвано — сыпется всякий мусор.
О недавно заимствованных словах

Наш язык растет и развивается — в него попадают новые словечки. И бывает так, что с течением времени их написание меняется.

Возьмем, к примеру, колл-центр — место работы многих операторов, которые надоедают тебе своими звонками. Вроде бы привычнее видеть это слово написанным именно так, потому что call centre. Да и в Википедии так.

На самом деле правильно с одной л — кол-центр. Да, вызывает странные ассоциации, но верно именно так — словарная фиксация произошла с такой формой.

Если ты не уверен в написании такого новомодного слова — прогоняй через Грамоту.ру
О гарантиях

С одной стороны, в нашей профессии гарантий нет. Ты не можешь с уверенностью сказать, что твой текст приведет десятки тысяч клиентов. Хотя бы потому, что это лишь текст — зафакапить продажу может дизайн, менеджер, невзятый вовремя телефон или даже сам продукт.

С другой же, гарантии давать можно — при условии, что ты контролируешь не только буковки. Если тебе как взрослому дают больше ответственности и задач, у тебя и уровень контроля расширяется. А тут уже можно что-то планировать и обещать.

Это выражается и в деньгах. За первое ты получаешь 100/1000, за второе — от 80 000 рублей в месяц по самым скромным подсчетам. Так что лучше?
Об оформлении отношений

Ни на каком этапе своей карьеры не соглашайся работать без гарантий.

Гарантией может быть оформление в штат, работа через посредника-биржу, подписание офоциального контракта — что угодно.

Честное слово — вещь сомнительная. Даже самый крутой и надежный заказчик теоретически может поменять мнение и отказаться платить за работу. Или докопаться до пары слов — мол, текст некачественный. Или что-то еще.

Прецедентов — вагон и маленькая тележка. Потому райтер просто обязан обезопасить себя.
О заголовках

У заголовка есть три функции.

Первая — привлечение внимания. Если заголовок привлекательный, то статью с большей вероятностью прочитают. Отсюда — различные желтушные «вау», которые бьют по голове и заставляют интересоваться дальнейшим материалом.

Вторая — навигация. Когда ты читаешь большой материал, то по заголовкам ориентируешься, где именно в статье ты находишься. Заголовок контрастен и служит ориентиром.

Третья — выделение важной информации. В заголовке статьи заложена суть всего материала, в подзагах — суть отдельных его частей. Пробежавшись по заголовкам, можно примерно понять, о чем в статье идет речь.
О согласовании

В работе с большими материалами накосячить куда проще, чем с маленькими постами в тележке.

Факап часто случается уже на этапе плана, где ты вставляешь не те выводы или не раскапываешь нужное. Про составление черновика и чистовые работы уже и не говорю.

Так вот, чтобы не допустить грязи и неточностей в статье, ее нужно согласовывать. Причем не только на финальном этапе — всю работу нужно разделить на несколько частей. Например, вопросы для эксперта, план, первичный черновик, основной черновик и чистовик. На каждом этапе — носим статью редактору и окаем. Это как многоступенчатая система очистки воды — может быть, ваш совокупный разум пропустит косяк на первых этапах, но затем вы его увидите.

И не относись к согласованию, как к элементу тотального контроля — он нужен и тебе в том числе. Чем точнее и лучше будет статья, тем больше причин ей гордиться и показывать другим заказчикам.
О копирайтерах и нейросетях

Писал об этом когда-то, но новость Коммерсанта о снижении вакансий для авторов и редакторов из-за популяризации нейросетей заставляет «воскрешать» заметку.

ChatGPT и иже с ними «убивают» рынок вот уже второй год — и так до сих пор не убили. Более того, авторы используют ИИ для создания текстов — в разумных пределах это даже хорошо. А некоторые агентства, напротив, установили жесткие рамки — никаких чатботов при создании текстов.

Наверное, если вы пишете простенькие SEO-статьи на основе первых трех материалов в поисковой выдаче, вам есть о чем беспокоиться. Но если вы разбираетесь в проблеме клиента, ищете разные каналы дистрибуции контента и в целом погружены в работу — бояться вам нечего. Такого ИИ еще не умеет и нескоро научится.

Воспринимайте ChatGPT как вспомогательный инструмент, не более того.
О ссылках

Сегодня дали рекламный пост, который нужно было причесать и облагородить. Чтоб вы понимали, это как из алкаша сделать аристократа и посадить в британский парламент.

Так вот, главное, от чего я подгорел с этим постом — количество ссылок. Их аж шесть штук — и все просто инвайты в канал. Я еще понимаю, когда ты собираешь в кучу все полезное и показываешь канал лицом, но это…

То есть базово идею я понимаю — кликабельное выделяется, а автору сего опуса нужно было выделиться из других таких рекламных постов и цепануть читателя. Но в итоге выглядит как желтушный спам — как раз из-за переизбытка ссылок.

Как было надо: поставить две, максимум три ссылки. Одну зашить в текст, другую — с призывом подписать оставить «голой» или сделать кнопкой. Это, что называется, просто и со вкусом.
О количестве откликов

Когда ты начинающий райтер, откликов должно быть много.

10, 20, даже сотня в день — это нормально. У тебя еще может не быть участия в крутых проектах или даже годных статей в портфолио. Это опытный автор может себе позволить отсылать 1-2 заявки в день или вообще ожидать, пока клиенты сами придут.

Новичок же в первые полгода не имеет ничего, кроме жгучего желания, которое можно конвертировать только в объемы.

Так что откликайся как можно чаще. И анализируй свои отклики — особенно те, что были успешными.
О правиле 3 П в текстах компании

Любой текст одолжен быть простым, понятным и полезным.

- Простым. Мы не делаем полотна текста — чем короче, тем лучше. В тексте нужно реализовывать приемы управления вниманием: заголовки, подзаголовки, маркированные и нумерованные списки, выделения важной информации. Работать с визуализацией данных — картинки, графики и так далее.

- Понятным. Мы заботимся о том, чтобы клиент правильно понял главную мысль текста. Старайтесь избегать непонятных терминов и аббревиатур. Избегайте оценочных суждений вроде «самое выгодное предложение» — это путает и раздражает пользователя.

- Полезным. Мы не ведем «мусорную» коммуникацию и не пишем текст ради текста. Материал должен решать проблему компании или пользователя. Если текст не информирует клиента, не расширяет его кругозор или не несет практическую пользу — мы его не пишем.