Forwarded from Юиксолог | Суета и UX
Проводим качественное исследование за день
Я тут не раскрою волшебный секрет, а скорее просто помогу собрать в кучу набор действий для быстрого проведения глубинных интервью.
Подойдет этот способ, если у вас в компании не выделяют деньги на проведения исследований или нет продакта, например, а вы очень хотите сделать хорошо и глубоко разобраться в проблеме, которую будет решать нарисованное вами флоу.
Что такое глубинное интервью рассказывала в этом посте
Но как же провести такое исследование за день?
Для этого нам хватит всего 3-4 человека респондентов, чтобы составить общую картину и набрать полезных инсайтов.
Итак:
9:00 — вы получили задачу и изучили её
9:30-10:30 — решили поисследовать и составили вопросы, они должны быть открытого типа
Открытого типа — значит не задавать вопросы так, чтобы на них можно было ответит только да/нет, а составить его, чтобы человек мог развернута рассказать про свой опыт, пример вопроса: «Как обычно вы совершаете покупки в магазине?»
10:30– 12:30 — напишите в чатах друзей и знакомых или социальных сетях пост, где рассказываете на какую тему хотите поговорить и сколько времени займёт интервью (15-20 мин обычно). Собираете список согласившихся и назначаете на послеобеденное время созвоны
Иногда может быть очень узко направленная тема, на которую нужно провести исследование. Например, вы делаете интерфейс для бухгалтеров и вам нужны только бухгалтеры, тут надо поспрашивать знакомых, у кого есть люди этой профессии готовые созвониться.
12:30-13:30 — пообедали :)
13:30-15:30 — у нас согласилось 4 человека, беседуете с ними по 20 минут с 10 мин перерывами, задавая вопросы и записывая ответы
15:30-16:00 — пьёте кофе :)
16:00-18:00 — переносите на доску Figma Jam всю информации из интервью, анализируя её и вынося основные инсайты(идеи) для работы над флоу в отдельную секцию там
18:00 — рабочий день закончился, а у вас собрана информация и уже завтра можете приступать к отрисовке идеального флоу, которое будет удобным для реального пользователя
Конечно, тут описан идеальный день, когда всем удобно созвониться прям сегодня после обеда, в реальности это может быть не всегда так.
Проводить исследования можно и нужно. Могу сказать, что рисуя флоу ты опираешься только на свой опыт, который после интервью с другими людьми иногда разбивается в пух и прах. Обожаю этот момент, когда ты думал, что они решают эту задачу так, а после исследования ты понимаешь, что там все на 180 градусов иначе 😁
Могу сделать ещё один пост про технику ведения интервью.
❤️ — полезно
🤚 — давай пост про технику ведения интервью
Я тут не раскрою волшебный секрет, а скорее просто помогу собрать в кучу набор действий для быстрого проведения глубинных интервью.
Подойдет этот способ, если у вас в компании не выделяют деньги на проведения исследований или нет продакта, например, а вы очень хотите сделать хорошо и глубоко разобраться в проблеме, которую будет решать нарисованное вами флоу.
Что такое глубинное интервью рассказывала в этом посте
Но как же провести такое исследование за день?
Для этого нам хватит всего 3-4 человека респондентов, чтобы составить общую картину и набрать полезных инсайтов.
Итак:
9:00 — вы получили задачу и изучили её
9:30-10:30 — решили поисследовать и составили вопросы, они должны быть открытого типа
Открытого типа — значит не задавать вопросы так, чтобы на них можно было ответит только да/нет, а составить его, чтобы человек мог развернута рассказать про свой опыт, пример вопроса: «Как обычно вы совершаете покупки в магазине?»
10:30– 12:30 — напишите в чатах друзей и знакомых или социальных сетях пост, где рассказываете на какую тему хотите поговорить и сколько времени займёт интервью (15-20 мин обычно). Собираете список согласившихся и назначаете на послеобеденное время созвоны
Иногда может быть очень узко направленная тема, на которую нужно провести исследование. Например, вы делаете интерфейс для бухгалтеров и вам нужны только бухгалтеры, тут надо поспрашивать знакомых, у кого есть люди этой профессии готовые созвониться.
12:30-13:30 — пообедали :)
13:30-15:30 — у нас согласилось 4 человека, беседуете с ними по 20 минут с 10 мин перерывами, задавая вопросы и записывая ответы
15:30-16:00 — пьёте кофе :)
16:00-18:00 — переносите на доску Figma Jam всю информации из интервью, анализируя её и вынося основные инсайты(идеи) для работы над флоу в отдельную секцию там
18:00 — рабочий день закончился, а у вас собрана информация и уже завтра можете приступать к отрисовке идеального флоу, которое будет удобным для реального пользователя
Конечно, тут описан идеальный день, когда всем удобно созвониться прям сегодня после обеда, в реальности это может быть не всегда так.
Проводить исследования можно и нужно. Могу сказать, что рисуя флоу ты опираешься только на свой опыт, который после интервью с другими людьми иногда разбивается в пух и прах. Обожаю этот момент, когда ты думал, что они решают эту задачу так, а после исследования ты понимаешь, что там все на 180 градусов иначе 😁
Могу сделать ещё один пост про технику ведения интервью.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍6❤5🔥1
Forwarded from Как обучать взрослых
ДВОЕЧНИКОВ БОЛЬШЕ НЕТ
Иногда слышу, как взрослые, не успевшие сделать домашнее задание, называют себя "двоечниками". Но знаете, я давно перестала так думать.
Каждый берет из обучения то, что ему нужно здесь и сейчас. Кто-то приходит за тем, чтобы взять максимум, выжать из курса все, что только можно. А кто-то — за одной идеей, которая перевернет его взгляд на работу, а может, даже просто просто за вдохновением или хорошей компанией. И это вполне окей. У каждого свои приоритеты и обстоятельства.
Образование взрослых для меня — это точно не пространство, где стоит кого-то осуждать.
Любой курс — лишь часть жизни. И если что-то не получается, это не делает тебя плохим учеником или плохой ученицей (и уж точно — плохим человеком).
✅ Да, я по-прежнему делаю и буду делать максимум, чтобы у меня на курсах обучающимся было приятнее и легче двигаться вперед и доходить до конца обучения. Но я в какой-то момент для себя решила: если кто-то все-таки «отвалился» в процессе — это не повод для самобичевания. Мне понравилась мысль одной из коллег: взрослым вовсе не обязательно доходить до конца курса. Кто-то возьмет именно то, что ему нужно, уже в начале — и уйдет. И это вовсе не значит, что обучение было неудачным.
Кстати, благодаря этому я и себя перестала считать «двоечницей», если что-то не успела или сделала неидеально. Стараюсь учиться не ради отметок и уж точно не ради чужих ожиданий.
Обучение взрослых — это свобода и осознанный выбор. А двоечников для меня и правда больше нет. А для вас? 😊
Иногда слышу, как взрослые, не успевшие сделать домашнее задание, называют себя "двоечниками". Но знаете, я давно перестала так думать.
Каждый берет из обучения то, что ему нужно здесь и сейчас. Кто-то приходит за тем, чтобы взять максимум, выжать из курса все, что только можно. А кто-то — за одной идеей, которая перевернет его взгляд на работу, а может, даже просто просто за вдохновением или хорошей компанией. И это вполне окей. У каждого свои приоритеты и обстоятельства.
Образование взрослых для меня — это точно не пространство, где стоит кого-то осуждать.
Любой курс — лишь часть жизни. И если что-то не получается, это не делает тебя плохим учеником или плохой ученицей (и уж точно — плохим человеком).
Кстати, благодаря этому я и себя перестала считать «двоечницей», если что-то не успела или сделала неидеально. Стараюсь учиться не ради отметок и уж точно не ради чужих ожиданий.
Обучение взрослых — это свобода и осознанный выбор. А двоечников для меня и правда больше нет. А для вас? 😊
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍9❤8🔥8❤🔥4
Forwarded from Заметки цифрового джедая
⚡️Как учитывать особенности enterprise-сегмента?
В прошлом посте описал 4 ключевых условия принятия решений в enterprise. Сегодня — как их учитывать поставщикам.
1️⃣ Длительный процесс → готовимся к марафонужеланий работы
🔹 Формируем воронку с учётом бюджетных и стратегических циклов.
🔹 Разбиваем процесс на этапы: демо, пилот, масштабирование.
🔹 Работаем на опережение: начинаем переговоры до старта бюджетного цикла.
2️⃣ Коллегиальность решений → взаимодействуем с несколькими ЛПР
🔹 Определяем роли/группы: кто инициатор, пользователь, финансирует, решает, влияет.
🔹 Строим кейсы под каждую аудиторию: ROI для CFO и CEO, API для CIO, безопасность для HSE.
🔹 Помогаем «драйверам» продвигать идею внутри заказчика: готовим материалы, участвуем в техкомитетах.
3️⃣ Конкуренция поставщиков → показываем ценность и выгоды
🔹 Демонстрируем эффективность, экономию и снижение рисков через кейсы, отзывы, отраслевой опыт.
🔹 Изучаем конкурентов на рынке и их реальные возможности.
🔹 Разбираемся в тендерах: от ФЗ до регламентов площадок и компаний.
4️⃣ Риски негативных последствий → повышаем качество и снижаем угрозы
🔹 Постоянно улучшаем продукт и обеспечиваем высокий SLA.
🔹 Привлекаем экспертов (своих и заказчика) ещё на этапе подготовки.
🔹 Открыто обсуждаем с заказчиком карту рисков и меры по их снижению.
📌 Вывод:
Адаптация к этим особенностям повышает шансы на долгосрочное сотрудничество с enterprise-заказчиками.
В следующих постах поделюсь примерами из практики.
#переговоры #b2b #enterprise
В прошлом посте описал 4 ключевых условия принятия решений в enterprise. Сегодня — как их учитывать поставщикам.
1️⃣ Длительный процесс → готовимся к марафону
🔹 Формируем воронку с учётом бюджетных и стратегических циклов.
🔹 Разбиваем процесс на этапы: демо, пилот, масштабирование.
🔹 Работаем на опережение: начинаем переговоры до старта бюджетного цикла.
2️⃣ Коллегиальность решений → взаимодействуем с несколькими ЛПР
🔹 Определяем роли/группы: кто инициатор, пользователь, финансирует, решает, влияет.
🔹 Строим кейсы под каждую аудиторию: ROI для CFO и CEO, API для CIO, безопасность для HSE.
🔹 Помогаем «драйверам» продвигать идею внутри заказчика: готовим материалы, участвуем в техкомитетах.
3️⃣ Конкуренция поставщиков → показываем ценность и выгоды
🔹 Демонстрируем эффективность, экономию и снижение рисков через кейсы, отзывы, отраслевой опыт.
🔹 Изучаем конкурентов на рынке и их реальные возможности.
🔹 Разбираемся в тендерах: от ФЗ до регламентов площадок и компаний.
4️⃣ Риски негативных последствий → повышаем качество и снижаем угрозы
🔹 Постоянно улучшаем продукт и обеспечиваем высокий SLA.
🔹 Привлекаем экспертов (своих и заказчика) ещё на этапе подготовки.
🔹 Открыто обсуждаем с заказчиком карту рисков и меры по их снижению.
📌 Вывод:
Адаптация к этим особенностям повышает шансы на долгосрочное сотрудничество с enterprise-заказчиками.
В следующих постах поделюсь примерами из практики.
#переговоры #b2b #enterprise
Telegram
Заметки цифрового джедая
⚡️Enterprise vs SMB: в чём разница с позиции заказчика?
Описал 4 условия принятия решений в enterprise-сегменте:
1️⃣ Длительность процесса.
Решение не принимают сразу. Требуется анализ, согласование и обоснование. С учётом стратегических целей компании…
Описал 4 условия принятия решений в enterprise-сегменте:
1️⃣ Длительность процесса.
Решение не принимают сразу. Требуется анализ, согласование и обоснование. С учётом стратегических целей компании…
🥱5❤2👍1🔥1
Forwarded from HR на Драйве | Андрей Сивцев
🔥 Топ-10 тупых (неправильных) фраз руководителей на увольнении
или «Как превратить прощание в токсичный цирк»
№ 10. «Ну что ж... Дверь у нас всегда открыта!»
Перевод: «Уйдешь — поймешь, что мы были раем. Вернешься на коленях — может, плюну».
Реальность: Дверь открыта только для курьеров с пиццей.
№ 9. «Ты же понимаешь, незаменимых у нас нет»
Перевод: «Ты — винтик. Сгоришь в аду — на твое место встанет ИИ из „Яндекса“».
Реальность: Через месяц проект встанет, а они будут звонить тебе в 3 ночи.
№ 8. «Жаль, что ты не сказал о проблемах раньше...»
Перевод: «Мы 2 года игнорили твои отчеты с криками „SOS“, но сейчас сделаем грустные глаза».
Реальность: Если бы сказал — ответили бы: «Не ныть!».
№ 7. «Мы же как семья!»
Перевод:«Как семья Борджиа: предадим, отравим, но будем рыдать на похоронах».
Реальность: Семьи не устраивают «performance review» с KPI по любви.
№ 6. «Ты просто не выдержал темпа!»
Перевод: «Мы называем „темпом“ хаос, burnout и работу за троих без доплат».
Реальность: Темп был только в отчетах для акционеров.
№ 5. «Удачи... Но там везде так!»
Перевод: «Ты сбежал с „Титаника“, но все лодки тоже тонут! Сидел бы в трюме — героем бы стал».
Реальность: Везде не платят за переработки? Правда? Ох**еть.
№ 4. «Ты теряешь соцпакет!»
Перевод: «Наш ДМС — это талон к зубному раз в год. А корпоратив — это пицца в конференц-руме».
Реальность: Новые соцпакет = деньги, а не абонемент в солярий 2007 года.
№ 3. «Мы столько в тебя вложили!»
Перевод: «Ты должен нам 3 года рабства за курс „Excel для чайников“ на YouTube».
Реальность: Вложили = не повысили ЗП 4 года подряд.
№ 2. «Ты уходишь к конкурентам? Предатель...»
Перевод: «Мы платили тебе в 2 раза ниже рынка, но ты обязан страдать с нами!»
Реальность: Если бы «предавали» за копейки — компания разорилась бы на штрафах.
№ 1. «Помни: рекомендации зависят от меня»
Перевод: «На колени! Лизать ботинки! Иначе напишу, что ты ел суп с котом!»
Реальность: Угрожать — низко. Особенно когда сам не дал премию 2 года.
💣 Почему это звучит так обидно:
Эти фразы — не про сотрудника. Это крик боли менеджера, который:
- Не удержал (стыдно перед начальством),
- Не смог заменить (страх аврала),
- Осознал свою слабость (но прикрылся пафосом).
✅ Как отвечать (если хочется послать, но нельзя):
- На «дверь открыта»: «Спасибо! Если что — ваш email у меня есть».
- На «незаменимых нет»: «Верю! Вы справитесь... как в прошлый раз с тем срочным проектом, помните?».
- На «предатель»: «Я не ухожу к ним. Я ухожу от токсичности».
Финал: Лучшая фраза при увольнении — молчание. Оформил документы? Улыбнулся? Ушел. Всё.
А если шеф начинает цирк — вспоминай этот топ и ржи в голос. Обиженный босс — лучший повод не жалеть об уходе.
Уходишь с чувством, что выбрал себя. 🔥
// P.S. Добавишь свои «любимые» фразы? Будем пополнять музей абсурда 👇
или «Как превратить прощание в токсичный цирк»
№ 10. «Ну что ж... Дверь у нас всегда открыта!»
Перевод: «Уйдешь — поймешь, что мы были раем. Вернешься на коленях — может, плюну».
Реальность: Дверь открыта только для курьеров с пиццей.
№ 9. «Ты же понимаешь, незаменимых у нас нет»
Перевод: «Ты — винтик. Сгоришь в аду — на твое место встанет ИИ из „Яндекса“».
Реальность: Через месяц проект встанет, а они будут звонить тебе в 3 ночи.
№ 8. «Жаль, что ты не сказал о проблемах раньше...»
Перевод: «Мы 2 года игнорили твои отчеты с криками „SOS“, но сейчас сделаем грустные глаза».
Реальность: Если бы сказал — ответили бы: «Не ныть!».
№ 7. «Мы же как семья!»
Перевод:«Как семья Борджиа: предадим, отравим, но будем рыдать на похоронах».
Реальность: Семьи не устраивают «performance review» с KPI по любви.
№ 6. «Ты просто не выдержал темпа!»
Перевод: «Мы называем „темпом“ хаос, burnout и работу за троих без доплат».
Реальность: Темп был только в отчетах для акционеров.
№ 5. «Удачи... Но там везде так!»
Перевод: «Ты сбежал с „Титаника“, но все лодки тоже тонут! Сидел бы в трюме — героем бы стал».
Реальность: Везде не платят за переработки? Правда? Ох**еть.
№ 4. «Ты теряешь соцпакет!»
Перевод: «Наш ДМС — это талон к зубному раз в год. А корпоратив — это пицца в конференц-руме».
Реальность: Новые соцпакет = деньги, а не абонемент в солярий 2007 года.
№ 3. «Мы столько в тебя вложили!»
Перевод: «Ты должен нам 3 года рабства за курс „Excel для чайников“ на YouTube».
Реальность: Вложили = не повысили ЗП 4 года подряд.
№ 2. «Ты уходишь к конкурентам? Предатель...»
Перевод: «Мы платили тебе в 2 раза ниже рынка, но ты обязан страдать с нами!»
Реальность: Если бы «предавали» за копейки — компания разорилась бы на штрафах.
№ 1. «Помни: рекомендации зависят от меня»
Перевод: «На колени! Лизать ботинки! Иначе напишу, что ты ел суп с котом!»
Реальность: Угрожать — низко. Особенно когда сам не дал премию 2 года.
💣 Почему это звучит так обидно:
Эти фразы — не про сотрудника. Это крик боли менеджера, который:
- Не удержал (стыдно перед начальством),
- Не смог заменить (страх аврала),
- Осознал свою слабость (но прикрылся пафосом).
✅ Как отвечать (если хочется послать, но нельзя):
- На «дверь открыта»: «Спасибо! Если что — ваш email у меня есть».
- На «незаменимых нет»: «Верю! Вы справитесь... как в прошлый раз с тем срочным проектом, помните?».
- На «предатель»: «Я не ухожу к ним. Я ухожу от токсичности».
Финал: Лучшая фраза при увольнении — молчание. Оформил документы? Улыбнулся? Ушел. Всё.
А если шеф начинает цирк — вспоминай этот топ и ржи в голос. Обиженный босс — лучший повод не жалеть об уходе.
Уходишь с чувством, что выбрал себя. 🔥
// P.S. Добавишь свои «любимые» фразы? Будем пополнять музей абсурда 👇
👍16👎10🔥5💩4❤3😁2
Forwarded from ШТОШ
Муж недавно снова отсутствовал неделю дома, будучи в командировке.
Был в очередной стране, в которой до этого не был, а я конечно же ему совсем не завидую, потому что в Воронеже прекрасное лето(нет).
Но я знаю, что несмотря на более насыщенную географическую жизнь, он всегда рад возвращению домой, потому что здесь как минимум есть я, а это значит большие шансы на качественные охудивляния, каких в других местах не предоставляют😊
Так вот, в понедельник утром мой благоверный вернулся, пока я возила дочь в сад.
Было хорошее спокойное утро, я приготовила завтрак, мы посидели поболтали, семейная идиллия.
А чуть позже я пошла на ВБ забрать очередное нужное.
Поверьте, в нужности этого вы точно убедитесь далее!
Иду значит по двору, вижу на асфальте странная кучка лежит.
Шмель!
И ещё кто-то рядом с ним поменьше.
Не шевелятся, выглядят как стихийные жертвы чьего-то ботинка.
Возвращаюсь обратно с ВБ, снова смотрю на эту парочку, но чуть внимательнее, и замечаю, что как будто всё же не трупы.
Наклоняюсь и понимаю, что товарищ поменьше это тоже шмель.
И что прямо сейчас на моих глазах, посреди двора, на асфальте происходит бесстыжий шмелиный коитус!🤯
А место проходное и шанс того, что кто-то менее внимательный раздавит парочку морально раскрепощённых шмелей весьма высок.
Мохнатых надо спасать.
Я пытаюсь пододвинуть их ногой, но рискую стать как раз тем самым энтмологическим палачом.
И вот тут то, я вспоминаю что у меня в фиолетовом пакете как раз свежезабранное с ВБ!
И там помимо прочего, ловушка для насекомых с увеличительным стеклом!
Купила для прогулок с дочерью, чтобы всяких букашек рассматривать.
Никогда ещё события не складывались настолько вовремя совпадающими.
И вот я стою посреди двора, распаковываю ловушку, наклоняюсь и пытаюсь аккуратно схватить любвеобильную парочку.
Рядом проходят люди, максимально удивлённо всё это созерцая.
С одними из них мне даже оказалось в один подьезд.
Едем значит в лифте, я со шмелями в порыве страсти, они с тортиком в гости к кому-то.
У каждого свой способ справляться со скукой😄
«Кажется, они спариваются» — нарушаю я неловкое молчание голосом Николая Дроздова.
«Мужу покажу!» — радостно завершаю мысль, как будто речь идёт о рисунке ребёнка, а не энтомологической порнухе в 3D.
Вероятно, эти гости больше не захотят посещать наш дом. Ну или в следующий раз возьмут с собой газовый баллончик на всякий случай, вместо тортика.
Мало ли с кем ещё сумасшедшим придётся в лифте ехать.
Захожу домой и сразу из коридора задаю мужу самый странный вопрос, который он слышал в понедельник утром:
«Дорогой, ты когда-нибудь видел трахающихся шмелей?»
«Кхм» — осторожно отвечает муж, у которого, напомню, не было меня целую неделю,
и он ещё не адаптировался обратно в мои новостные сводки.
«СМАРИ!» — ликую я и несу в комнату доказательства любви в мире насекомых.
Муж конечно знал, что моё нестандартное отношение с животным миром началось еще в детстве.
Историю про летучую мышь или крысу он слышал.
Но чтобы 35-летняя жена презентовала ему соитие шмелей — такого точно не ожидал, конечно.
Спустя 15 минут шмелиный экспириенс всё ещё продолжался.
Самец в 2 раза меньше самки оказался необычайно вынослив.
Мы как раз только успели прочитать что данный процесс у них может длится минут 20, как вдруг всё закончилось.
Но немношк не так, как показывают в романтических фильмах👍
Маленький полосатый мужичок резко скуксился, свернулся калачиком и затих.
И к сожалению, это не было зарисовкой «отвернулся к стенке и спит».
Продолжение ниже👇
Был в очередной стране, в которой до этого не был, а я конечно же ему совсем не завидую, потому что в Воронеже прекрасное лето(нет).
Но я знаю, что несмотря на более насыщенную географическую жизнь, он всегда рад возвращению домой, потому что здесь как минимум есть я, а это значит большие шансы на качественные охудивляния, каких в других местах не предоставляют
Так вот, в понедельник утром мой благоверный вернулся, пока я возила дочь в сад.
Было хорошее спокойное утро, я приготовила завтрак, мы посидели поболтали, семейная идиллия.
А чуть позже я пошла на ВБ забрать очередное нужное.
Поверьте, в нужности этого вы точно убедитесь далее!
Иду значит по двору, вижу на асфальте странная кучка лежит.
Шмель!
И ещё кто-то рядом с ним поменьше.
Не шевелятся, выглядят как стихийные жертвы чьего-то ботинка.
Возвращаюсь обратно с ВБ, снова смотрю на эту парочку, но чуть внимательнее, и замечаю, что как будто всё же не трупы.
Наклоняюсь и понимаю, что товарищ поменьше это тоже шмель.
И что прямо сейчас на моих глазах, посреди двора, на асфальте происходит бесстыжий шмелиный коитус!
А место проходное и шанс того, что кто-то менее внимательный раздавит парочку морально раскрепощённых шмелей весьма высок.
Мохнатых надо спасать.
Я пытаюсь пододвинуть их ногой, но рискую стать как раз тем самым энтмологическим палачом.
И вот тут то, я вспоминаю что у меня в фиолетовом пакете как раз свежезабранное с ВБ!
И там помимо прочего, ловушка для насекомых с увеличительным стеклом!
Купила для прогулок с дочерью, чтобы всяких букашек рассматривать.
Никогда ещё события не складывались настолько вовремя совпадающими.
И вот я стою посреди двора, распаковываю ловушку, наклоняюсь и пытаюсь аккуратно схватить любвеобильную парочку.
Рядом проходят люди, максимально удивлённо всё это созерцая.
С одними из них мне даже оказалось в один подьезд.
Едем значит в лифте, я со шмелями в порыве страсти, они с тортиком в гости к кому-то.
У каждого свой способ справляться со скукой
«Кажется, они спариваются» — нарушаю я неловкое молчание голосом Николая Дроздова.
«Мужу покажу!» — радостно завершаю мысль, как будто речь идёт о рисунке ребёнка, а не энтомологической порнухе в 3D.
Вероятно, эти гости больше не захотят посещать наш дом. Ну или в следующий раз возьмут с собой газовый баллончик на всякий случай, вместо тортика.
Мало ли с кем ещё сумасшедшим придётся в лифте ехать.
Захожу домой и сразу из коридора задаю мужу самый странный вопрос, который он слышал в понедельник утром:
«Дорогой, ты когда-нибудь видел трахающихся шмелей?»
«Кхм» — осторожно отвечает муж, у которого, напомню, не было меня целую неделю,
и он ещё не адаптировался обратно в мои новостные сводки.
«СМАРИ!» — ликую я и несу в комнату доказательства любви в мире насекомых.
Муж конечно знал, что моё нестандартное отношение с животным миром началось еще в детстве.
Историю про летучую мышь или крысу он слышал.
Но чтобы 35-летняя жена презентовала ему соитие шмелей — такого точно не ожидал, конечно.
Спустя 15 минут шмелиный экспириенс всё ещё продолжался.
Самец в 2 раза меньше самки оказался необычайно вынослив.
Мы как раз только успели прочитать что данный процесс у них может длится минут 20, как вдруг всё закончилось.
Но немношк не так, как показывают в романтических фильмах
Маленький полосатый мужичок резко скуксился, свернулся калачиком и затих.
И к сожалению, это не было зарисовкой «отвернулся к стенке и спит».
Продолжение ниже
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
😁16👍11🤣7👎4❤2🐳1
Forwarded from Лев Корнев - Развитие продукта
Обряды инициации менеджера: как расти в профессии
Недавно обсуждали с коллегой, какие есть возможности для профессионального развития менеджера, очень в тему канала:)
Поэтому решил поделиться активностями, которые для себя называю обрядами инициации.
Менеджеры часто сталкиваются с пробуксовками в карьерном росте или только ощущением такой пробуксовки.
Обряды инициации могут стать крючком, за который можно притянуть не только профессиональный рост, но и уверенность в своих силах.
1) Выстраивание правил работы с командой разработки, стейкхолдерами, смежниками..
- применяйте новые подходы: проводить ретро сразу после демо, ставить кикофф в начале спринта, поставить регулярную встречу с лидами разработки
- так вы наберетесь опыта, поймёте, какие практики нравятся вам, что лучше подходит для каких команд
- применять новые практике лучше по обоюдному согласию:)
2) Планирование задач на квартал
- залидируйте среднесрочное планирование в вашей команде, возьмите ответственность собрать дорожную карту и презентовать её
3) Разработка стратегии продукта
- залидируйте долгосрочное планирование, почелленжите свой продукт, его ценности
4) Проработка задач в новых областях: операции, маркетинг, юристы
- если вы постоянно пилите задачи для маркетинга или только b2c интерфейсы, попробуйте взять или попросить руководителя дать новые задачи в неизведанных областях
- это будет горизонтальным развитием: от b2b к b2c, от ecom к edtech
5) Участие в обучающих мероприятиях от компании
- используйте возможности, это позволяет расширить кругозор инструментария, который можете применить
- часто в компаниях можно найти и коучей, не пренебрегайте возможностью
6) Посещение профессиональных конференций
- нетворкинг
- расширения кругозора - насыщение бенчмарками
7) Ведение кросс-контурных проектов
- получаешь опыт постановления задач менеджерам
- возможность откалиброваться по скилам с коллегами
8) Проведение собесов
- тут первый раз пришло в голову, что это "обряд инициации" именно для собеседующего
- калибровка с менеджерами, которых собеседуешь
- погружение в процесс найма компании
- формулирование собственных критериев по менеджерским уровням
9) Участие в собесах
- супер калибровка
- прокачивание скилов прохождения собесов
10) Выступления на профессиональных конференциях
- рост личного бренда
- нетворкинг
- возможность откалиброваться в своих скилах с другими выступающими
11) Менторство
- возможность поделиться экспертизой и получить ОС, работают ли твои приемы
- возможность расти вместе с менти, понимать какие подходы к решению проблем лучше работают
- проработка пипл-менеджмента
- нетворкинг
12) Регулярный выпуск постов в профессиональном сообществе:)
- возможность структурировать свои мысли и совой опыт
- рост личного бренда
- нетворкинг с владельцами каналов вашего направления
- получить лайки от мамы, папы и бабушки
13) Ведение команды менеджеров
- получение скилов пипл-менеджмента
- ответственность за профессиональное развитие команды
14) Преподавание на коммерческой основе
15) Сборка авторского курса
16) Консалтинг
17) Выпуск своей книги
18) Свой пет-проект
- продать Яндексу за N миллионов $ или купить что-то у Яндекса:)
Участвуя в них можно перейти на новый уровень в профессии и прорабатывать свой синдромом самозванца.
Главное ничего не бойтесь, в каждом из пунктов есть люди, которые только начинают этим заниматься!
Поделитесь, что вы уже распробовали, а что в планах? Дополняйте своими пунктами🥷
@product_lev
#product #pm #рост #развитие #инициация #productmanager
Недавно обсуждали с коллегой, какие есть возможности для профессионального развития менеджера, очень в тему канала:)
Поэтому решил поделиться активностями, которые для себя называю обрядами инициации.
Менеджеры часто сталкиваются с пробуксовками в карьерном росте или только ощущением такой пробуксовки.
Обряды инициации могут стать крючком, за который можно притянуть не только профессиональный рост, но и уверенность в своих силах.
1) Выстраивание правил работы с командой разработки, стейкхолдерами, смежниками..
- применяйте новые подходы: проводить ретро сразу после демо, ставить кикофф в начале спринта, поставить регулярную встречу с лидами разработки
- так вы наберетесь опыта, поймёте, какие практики нравятся вам, что лучше подходит для каких команд
- применять новые практике лучше по обоюдному согласию:)
2) Планирование задач на квартал
- залидируйте среднесрочное планирование в вашей команде, возьмите ответственность собрать дорожную карту и презентовать её
3) Разработка стратегии продукта
- залидируйте долгосрочное планирование, почелленжите свой продукт, его ценности
4) Проработка задач в новых областях: операции, маркетинг, юристы
- если вы постоянно пилите задачи для маркетинга или только b2c интерфейсы, попробуйте взять или попросить руководителя дать новые задачи в неизведанных областях
- это будет горизонтальным развитием: от b2b к b2c, от ecom к edtech
5) Участие в обучающих мероприятиях от компании
- используйте возможности, это позволяет расширить кругозор инструментария, который можете применить
- часто в компаниях можно найти и коучей, не пренебрегайте возможностью
6) Посещение профессиональных конференций
- нетворкинг
- расширения кругозора - насыщение бенчмарками
7) Ведение кросс-контурных проектов
- получаешь опыт постановления задач менеджерам
- возможность откалиброваться по скилам с коллегами
8) Проведение собесов
- тут первый раз пришло в голову, что это "обряд инициации" именно для собеседующего
- калибровка с менеджерами, которых собеседуешь
- погружение в процесс найма компании
- формулирование собственных критериев по менеджерским уровням
9) Участие в собесах
- супер калибровка
- прокачивание скилов прохождения собесов
10) Выступления на профессиональных конференциях
- рост личного бренда
- нетворкинг
- возможность откалиброваться в своих скилах с другими выступающими
11) Менторство
- возможность поделиться экспертизой и получить ОС, работают ли твои приемы
- возможность расти вместе с менти, понимать какие подходы к решению проблем лучше работают
- проработка пипл-менеджмента
- нетворкинг
12) Регулярный выпуск постов в профессиональном сообществе:)
- возможность структурировать свои мысли и совой опыт
- рост личного бренда
- нетворкинг с владельцами каналов вашего направления
- получить лайки от мамы, папы и бабушки
13) Ведение команды менеджеров
- получение скилов пипл-менеджмента
- ответственность за профессиональное развитие команды
14) Преподавание на коммерческой основе
15) Сборка авторского курса
16) Консалтинг
17) Выпуск своей книги
18) Свой пет-проект
- продать Яндексу за N миллионов $ или купить что-то у Яндекса:)
Участвуя в них можно перейти на новый уровень в профессии и прорабатывать свой синдромом самозванца.
Главное ничего не бойтесь, в каждом из пунктов есть люди, которые только начинают этим заниматься!
Поделитесь, что вы уже распробовали, а что в планах? Дополняйте своими пунктами🥷
@product_lev
#product #pm #рост #развитие #инициация #productmanager
🔥4❤3👍2
Forwarded from Точка бифуркации | Александра Хромова (Александра Хромова)
Случайно получилась инструкция, как пережить провал
#живые_истории #так_тоже_можно
Понедельник: финальное собеседование в крупную IT-компанию. Сказали, вернутся с конкретной суммой оффера сегодня-завтра.
Вторник: тишина.
Среда: нахожу рекрутера в контактах, обнаруживаю, что она в отпуске. Вместо оффера получаю отказ.
Среда-четверг: полный спектр эмоций от рухнувших ожиданий и планов. Иногда до паники и отчаяния.
Пятница: исписала три листа в поисках ответа, а чего меня так выбило-то.
Предыстория: +-месяц ушёл на серию (7 шт) собеседований, с подготовкой и ожиданиями. Я делала ставку на это место и не искала параллельно других вариантов (ошибка, да, однако это был сознательный риск), хотя мне горело выйти на работу в сентябре. Отказ — благодатная почва для внутреннего критика и самозванца, моментально вернулись из отпуска по такому поводу. Радуюсь, что мои внутренние опоры уже достаточно крепкие, чтобы не сломаться от напора этих товарищей.
Идеальный план действий
✅ Дать себе время прожить эмоции. Встретиться с ними, назвать как есть. Дать себе злиться, грустить, обидеться, что угодно — безопасным способом для себя и окружающих.
✅ Разлепить факт и себя. Да, ожидание было другое, и нет, я не стала хуже или лучше от того, что не получила эту работу.
✅ Найти поддержку. Не в смысле "они редиски, а ты принцесса", а адекватную, из серии "да, я вижу тебе плохо, как я могу тебе помочь?"
✅ Сделать сверку с реальностью: заметить и увидеть, что всё не так плохо, как ощущается на эмоциях.
✅ Сфокусироваться на том, что сейчас в моей зоне контроля и ответственности, и делать это: быт, забота о себе, что-то простое и доступное в моменте. Ежедневная рутина для комфорта и здоровья.
✅ Делать что-то, что радует. Разрешить себе отдых, хобби, удовольствие. Нерациональное и не срочное, но вдохновляющее. Качественно отдохнуть.
✅ Решить, что дальше. Этот пункт — только после того, как схлынут эмоции. Говорят, 48 часов = ок.
В моём случае, дальше = определить стратегию поиска работы и двигаться по ней, а также хорошо поработать со стороны психики, почему я так саботировала поиск работы "по всем правилам", которые прекрасно знаю, и в своём контексте пошла на неоправданный риск, сделав ставку только на одну вакансию.
Я "догадываюсь", почему, поэтому в психологии будет:
🌟 Определить, почему я сопротивляюсь поиску чего-то ещё.
🌟 Разобраться с внутренней мотивацией к работе в найме.
🌟 Посмотреть скрытые выгоды.
🌟 Проверить / проработать страхи.
🌟 Разлепить мой прошлый опыт и настоящую реальность.
🌟 Переосмыслить некоторые убеждения о работе в найме, её поиске и о себе в этом процессе.
Это — параллельно с движением по стратегии поиска работы.
Черновик стратегии уже есть, пару дней отлежится — дополню, чего не хватает, и вперёд.
Планы ABZ были, вполне актуальны — тем проще вернуться сейчас к делу.
#живые_истории #так_тоже_можно
Понедельник: финальное собеседование в крупную IT-компанию. Сказали, вернутся с конкретной суммой оффера сегодня-завтра.
Вторник: тишина.
Среда: нахожу рекрутера в контактах, обнаруживаю, что она в отпуске. Вместо оффера получаю отказ.
Среда-четверг: полный спектр эмоций от рухнувших ожиданий и планов. Иногда до паники и отчаяния.
Пятница: исписала три листа в поисках ответа, а чего меня так выбило-то.
Предыстория: +-месяц ушёл на серию (7 шт) собеседований, с подготовкой и ожиданиями. Я делала ставку на это место и не искала параллельно других вариантов (ошибка, да, однако это был сознательный риск), хотя мне горело выйти на работу в сентябре. Отказ — благодатная почва для внутреннего критика и самозванца, моментально вернулись из отпуска по такому поводу. Радуюсь, что мои внутренние опоры уже достаточно крепкие, чтобы не сломаться от напора этих товарищей.
Идеальный план действий
В моём случае, дальше = определить стратегию поиска работы и двигаться по ней, а также хорошо поработать со стороны психики, почему я так саботировала поиск работы "по всем правилам", которые прекрасно знаю, и в своём контексте пошла на неоправданный риск, сделав ставку только на одну вакансию.
Я "догадываюсь", почему, поэтому в психологии будет:
Это — параллельно с движением по стратегии поиска работы.
Черновик стратегии уже есть, пару дней отлежится — дополню, чего не хватает, и вперёд.
Планы ABZ были, вполне актуальны — тем проще вернуться сейчас к делу.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤11👍3🔥3
Forwarded from Карьера по-взрослому • Юля Богданова
Как мы из звездочек превращаемся в мертвые души
Хочу рассказать вам про жизненный цикл сотрудника в компании, куда мы приходим жутко мотивированные и с горящими глазами, а уходим частенько испепеленные и опустошенные.
Жизненный цикл есть у каждого человека, и условно его можно поделить на 4 зоны. Иллюстрация будет следующим постом.
1. Зона профессионального роста - сотрудник выходит на новое место работы, изучает компанию, свою роль и задачи, соотносит это со своими ожиданиями. Он чувствует драйв и кайф, которые помогают преодолевать первичные трудности.
Сейчас мы называем этот период “онбординг и адаптация”. По трудовому договору этот срок ограничен тремя месяцами, по факту - это примерно полгода. В некоторых профессиях, он может быть короче или длиннее.
Когда ожидания и реальность не совпадают, случается первый кризис и, скорее всего, сотрудник покидает компанию. Если же он находит в себе силы и принимает/меняет ситуацию, то случается переход на следующий этап.
2. Зона профессиональной реализации - длится в среднем 1-2 года, где-то подольше (зависит от сферы и профессии). Это момент, когда сотрудник приносит максимальную пользу бизнесу, он доволен задачами, с удовольствием воспринимает внешние вызовы, развивает свои компетенции и накапливает опыт.
Постепенно он становится признанным специалистом - про него знают коллеги, к нему обращаются. В определенный момент сотрудник почувствует свою уверенность, но в текущей роли ему станет тесно. И тогда наступит вторая кризисная точка, когда захочется роста.
Если в компании есть возможность роста, то сотрудник как бы переходит в начало цикла, но уже в новой роли. Если рост невозможен (что бывает достаточно часто в компаниях), то наступает третий этап.
В идеальном раскладе, мы должны отлавливать этот момент: переход от реализации в выгорание, и принимать соответствующие меры. Но часто мы игнорируем звоночки и не успеваем опомниться.
3. Зона профессионального выгорания - здесь уже пропадает энтузиазм, инициатива и самоходность. Формально работа продолжается, но без удовольствия.
На этом этапе точно стоит серьезно подумать о ситуации и что-то предпринять: сходить в отпуск, обсудить перевод, рассмотреть увольнение. Кто-то мирится с текущими обстоятельствами, но остается недовольным.
Продолжая в таком ритме выполнять работу, сотрудник сталкивается с третьей кризисной точкой и постепенно переходит в зону стагнации.
4. Зона стагнации - это зона “мертвых душ”. Это те самые сотрудники, про которых говорят “я его/ее должен уговаривать работать”. Они делают ровно столько, сколько попросят. А некоторых надо еще и по несколько раз просить. И тогда уже судьба сотрудника будет в руках руководства, вопрос увольнения - это вопрос времени.
🤍
А знаете, что самое страшное? Что скатываясь в зону стагнации, человек натурально становится мертвецом: ни интересов, ни желаний, ни амбиций, ни искры. Реанимация такого стояния дорогая во всех отношениях, но в первую очередь, с точки зрения времени. Быстро выкарабкаться не получится.
На каком вы этапе сейчас? Попадали в зону выгорания или стагнации? Как выбирались оттуда?
@seekingout
#проработу
Хочу рассказать вам про жизненный цикл сотрудника в компании, куда мы приходим жутко мотивированные и с горящими глазами, а уходим частенько испепеленные и опустошенные.
Жизненный цикл есть у каждого человека, и условно его можно поделить на 4 зоны. Иллюстрация будет следующим постом.
1. Зона профессионального роста - сотрудник выходит на новое место работы, изучает компанию, свою роль и задачи, соотносит это со своими ожиданиями. Он чувствует драйв и кайф, которые помогают преодолевать первичные трудности.
Сейчас мы называем этот период “онбординг и адаптация”. По трудовому договору этот срок ограничен тремя месяцами, по факту - это примерно полгода. В некоторых профессиях, он может быть короче или длиннее.
Когда ожидания и реальность не совпадают, случается первый кризис и, скорее всего, сотрудник покидает компанию. Если же он находит в себе силы и принимает/меняет ситуацию, то случается переход на следующий этап.
2. Зона профессиональной реализации - длится в среднем 1-2 года, где-то подольше (зависит от сферы и профессии). Это момент, когда сотрудник приносит максимальную пользу бизнесу, он доволен задачами, с удовольствием воспринимает внешние вызовы, развивает свои компетенции и накапливает опыт.
Постепенно он становится признанным специалистом - про него знают коллеги, к нему обращаются. В определенный момент сотрудник почувствует свою уверенность, но в текущей роли ему станет тесно. И тогда наступит вторая кризисная точка, когда захочется роста.
Если в компании есть возможность роста, то сотрудник как бы переходит в начало цикла, но уже в новой роли. Если рост невозможен (что бывает достаточно часто в компаниях), то наступает третий этап.
В идеальном раскладе, мы должны отлавливать этот момент: переход от реализации в выгорание, и принимать соответствующие меры. Но часто мы игнорируем звоночки и не успеваем опомниться.
3. Зона профессионального выгорания - здесь уже пропадает энтузиазм, инициатива и самоходность. Формально работа продолжается, но без удовольствия.
На этом этапе точно стоит серьезно подумать о ситуации и что-то предпринять: сходить в отпуск, обсудить перевод, рассмотреть увольнение. Кто-то мирится с текущими обстоятельствами, но остается недовольным.
Продолжая в таком ритме выполнять работу, сотрудник сталкивается с третьей кризисной точкой и постепенно переходит в зону стагнации.
4. Зона стагнации - это зона “мертвых душ”. Это те самые сотрудники, про которых говорят “я его/ее должен уговаривать работать”. Они делают ровно столько, сколько попросят. А некоторых надо еще и по несколько раз просить. И тогда уже судьба сотрудника будет в руках руководства, вопрос увольнения - это вопрос времени.
А знаете, что самое страшное? Что скатываясь в зону стагнации, человек натурально становится мертвецом: ни интересов, ни желаний, ни амбиций, ни искры. Реанимация такого стояния дорогая во всех отношениях, но в первую очередь, с точки зрения времени. Быстро выкарабкаться не получится.
На каком вы этапе сейчас? Попадали в зону выгорания или стагнации? Как выбирались оттуда?
@seekingout
#проработу
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤12💔9🔥3👍1
Forwarded from Ivanchikov ITClub
🌍 Привет мир! 👋🏻
Сегодня снова поговорим о чем-то общем, последнее время все чаще встречаюсь с понятием Rate limit при взаимодействии с внешними сервисами или при написании собственных с предоставлением API, тема важна потому что она про стабильность и производительность, Token Bucket Algorithm🎊 !
😮💨 Мотивация
Представим ситуацию, вы написали вери вери популярный сервис. Люди, скрипты и боты объединились чтобы заваливать вас запросами. Сначала вы радостно потираете ручки и считаете прибыль💵 , но уже через пару минут сервер падает 💥 , ваши действия?
сказать что фронт виноват 😄
Чтобы такого не случалось, нужно использовать rate limiting — ограничивать количество запросов. Как реализовать лимит у себя, решений много, но в данном посте мы поговорим про Token Bucket 👇🏻.
❓ Что за ведро с токенами
Пока на пальцах:
🧩 Представим ведро, в которое с постоянной скоростью (например, 1 токен в секунду) падают «токены».
🧩 Каждый запрос, который поступает на ваш сервис или на какой-то определенный endpoint, должен взять один токен из этого ведра.
🧩 Если токены в ведре закончились, новые запросы временно блокируются (падают в систему ретрай или реджектятся), пока токены снова не накопятся.
У ведра есть два основных параметра:
➡️ Capacity (ёмкость ведра) — сколько токенов максимально может быть в ведре.
➡️ Refill Rate (скорость пополнения) — сколько токенов добавляется в ведро в единицу времени ( это может быть 1s, а может быть и 5 min).
⚙️ Пример (тыкайте)
Представим, что вы делаете приложение для отправки сообщений. И вы хотите, чтобы пользователи были ограничены следующими параметрами исходя из ваших возможностей:
🚨 могли отправить не больше 5 сообщений подряд быстро;
🚨 но при этом в среднем не больше 10 сообщений за минуту (чтобы не спамили).
Получается настройка:
- Capacity = 5 токенов
- Refill rate = 10 токенов / 60 секунд ≈ 0.166 токенов в секунду
🎮 Пояснение:
✔️ Запросы идут каждые 0.5 секунды.
✔️ Ведро начинает с 5 токенами, поэтому первые 5 запросов сразу проходят.
✔️ Но токены пополняются медленно (1 токен примерно каждые 6 секунд), поэтому после первых 5 быстрых запросов следующие будут отклоняться, пока снова не накопится хотя бы один токен.
Схема не выглядит сильно сложно, а работает как белорусские часы “Луч”🔥 .
P.S. Луч свяжитесь со мной
💡 Есть и другие решения, и каждое подходит для конкретного отдельного случая, я просто подсвечу:
➡️ Redis позволяет делать глобальные лимиты, можно даже и для нескольких серверов.
➡️ Nginx — быстрый вариант на уровне прокси-сервера, гибкость ограничена.
➡️ API Gateway (Kong...)
Плюсы Token Bucket:
- 🎯 Прямо в коде, без внешних зависимостей.
- 🎯 Гибкие настройки (отдельно можно регулировать burst и среднюю скорость).
- 🎯 Данный алгоритм можно тыкать везде, где есть необходимость что-то останавливать, и необязательно это должно быть API
💬 Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и хорошего вам дня! 👍
#ALGORITHMS
Сегодня снова поговорим о чем-то общем, последнее время все чаще встречаюсь с понятием Rate limit при взаимодействии с внешними сервисами или при написании собственных с предоставлением API, тема важна потому что она про стабильность и производительность, Token Bucket Algorithm
Представим ситуацию, вы написали вери вери популярный сервис. Люди, скрипты и боты объединились чтобы заваливать вас запросами. Сначала вы радостно потираете ручки и считаете прибыль
Чтобы такого не случалось, нужно использовать rate limiting — ограничивать количество запросов. Как реализовать лимит у себя, решений много, но в данном посте мы поговорим про Token Bucket 👇🏻.
Пока на пальцах:
🧩 Представим ведро, в которое с постоянной скоростью (например, 1 токен в секунду) падают «токены».
🧩 Каждый запрос, который поступает на ваш сервис или на какой-то определенный endpoint, должен взять один токен из этого ведра.
🧩 Если токены в ведре закончились, новые запросы временно блокируются (падают в систему ретрай или реджектятся), пока токены снова не накопятся.
У ведра есть два основных параметра:
Представим, что вы делаете приложение для отправки сообщений. И вы хотите, чтобы пользователи были ограничены следующими параметрами исходя из ваших возможностей:
Получается настройка:
- Capacity = 5 токенов
- Refill rate = 10 токенов / 60 секунд ≈ 0.166 токенов в секунду
class TokenBucket {
tokens;
capacity;
refillRate;
lastRefill;
constructor(capacity, refillRate) {
this.capacity = capacity;
this.refillRate = refillRate; // Скорость пополнения токенов
this.tokens = capacity; // Начинаем с полного ведра
this.lastRefill = Date.now(); // last update
}
refillTokens() {
const now = Date.now();
const secondsPassed = (now - this.lastRefill) / 1000; // Прошло секунд
const tokensToAdd = secondsPassed * this.refillRate; // Токенов нужно добавить
this.tokens = Math.min(this.tokens + tokensToAdd, this.capacity); // Добавляем токены, не превышая capacity
this.lastRefill = now;
}
consume() {
this.refillTokens(); // Пополняем ведро токенами c учетом last update
if (this.tokens >= 1) {
this.tokens -= 1; // Забираем токен
return true;
}
return false; // Токенов нет
}
}
// Тест
const bucket = new TokenBucket(5, 10 / 60); // 5 токенов максимум, ~0.166 токена в секунду
setInterval(() => {
if (bucket.consume()) {
console.log("✅ Успешно!");
} else {
console.log("⛔️ Много запросов, жди!");
}
}, 500);
Схема не выглядит сильно сложно, а работает как белорусские часы “Луч”
P.S. Луч свяжитесь со мной
Плюсы Token Bucket:
- 🎯 Прямо в коде, без внешних зависимостей.
- 🎯 Гибкие настройки (отдельно можно регулировать burst и среднюю скорость).
- 🎯 Данный алгоритм можно тыкать везде, где есть необходимость что-то останавливать, и необязательно это должно быть API
💬 Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и хорошего вам дня! 👍
#ALGORITHMS
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤷4🔥2❤1👍1🤯1💩1
Forwarded from Вадим Ваганов | Инженерный апгрейд
🥲 Как работать и не страдать
Короткий топ советов, чтобы можно было кодить и заниматься важными задачами, а не целыми днями офигевать от нагрузки на работе:
🔵 по умолчанию выключите почтовые уведомления — скорее всего, вам нужны только очень конкретные уведомления или не нужны вовсе, каждое отвлечение — потеря контекста и нагрузка для мозга;
🔵 настройте папки в почтовом клиенте — уведомления Jira, алёрты, уведомления BitBucket, всё это можно разделить, не разгребая сотни писем во "входящих", а самый-самый топ — создайте папку CC, куда вы перенаправите письма, где вы в "Копии", уверяю вас, в 99% случаев вам не нужно оперативно читать эти письма, можете изредка проверять эту папку;
🔵 отменяйте встречи, в которых нет повестки или вы не понимаете, зачем в них нужно ваше участие — если вы нужны на встрече, то вы об этом обязательно узнаете;
🔵 активно участвуйте во встрече или уходите — если вы в фоне листаете мемчики или слушаете параллельную встречу, то либо вы саботируете текущую встречу, либо вы на ней не очень-то и нужны; важно: активно слушать и получать важную информацию — тоже участвовать;
🔵 "забивайте" себе фокусные окна для работы — ставьте себе в календарь встречи для того чтобы сфокусировано поработать, отключите уведомления во время этих окон, договоритесь с командой или руководителем, что будете доступны только в каком-то конкретном канале связи;
🔵 бонус: включите чёрно-белый режим на смартфоне — захочется пользоваться им сильно реже!)
Сам пользуюсь всеми советами — правда помогает! Бывает ли, что сам отлыниваю на встречах? Конечно бывает, мы всё же не роботы. Но даже простая настройка фильтров в Outlook уже сделает ваш рабочий день сильно лучше. Давайте бережно относиться к своим времени, энергии и вниманию, и использовать их в правильном русле :)
#развитие #фокус
Короткий топ советов, чтобы можно было кодить и заниматься важными задачами, а не целыми днями офигевать от нагрузки на работе:
Сам пользуюсь всеми советами — правда помогает! Бывает ли, что сам отлыниваю на встречах? Конечно бывает, мы всё же не роботы. Но даже простая настройка фильтров в Outlook уже сделает ваш рабочий день сильно лучше. Давайте бережно относиться к своим времени, энергии и вниманию, и использовать их в правильном русле :)
#развитие #фокус
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥8👍6❤5
Forwarded from Сергей Озеранский
🧠 Как 3 вечера анализа и оптимизаций дали минус 1 CPU и +40% к скорости ответов API
👀 Всё началось с того, что я случайно (ну как случайно, проблема была всегда, просто я первый задался вопросом - "почему?") заметил, что один Python-сервис на staging потребляет до 2.5 CPU.
Для сравнения — весь namespace потребляет около 6 CPU. То есть один сервис ест почти половину ресурсов. И это при том, что это не какой-то нагруженные сервис, это синхронный API-сервис, да еще и без нагрузки, это же staging.
Стало интересно — а что там внутри вообще так жрёт?
📦 Запустил профайлинг CPU через Pyroscope и… понеслось.
UI у Pyroscope меня не устроил — флеймграфы красивые, но неудобные для глубокого анализа.
📥 Поэтому я выгрузил дамп как
Так мне удобнее, быстрее и информативнее.
📊 Профилирование показало несколько важных узких мест:
🧱 Проблема №1: конвертация данных из MySQL
Самое "жирное" место —
Это код, который конвертирует строки из БД в Python-объекты на каждый запрос.
Наиболее затратные конвертации:
-
-
-
-
-
✅ Решение:
📌 Использовал C extension у mysql-connector-python
Официальная документация: https://dev.mysql.com/doc/connector-python/en/connector-python-cext.html
📉 Результат:
- Минус 1 CPU
- До +40% ускорение некоторых endpoint’ов
🧠 Проблема №2: неэффективный Python-код
Пример: функция
- делает кучу проверок в логике
- использует неэффективные структуры данных, например, list для поиска вместо
- обрабатывает сразу множество возможных вариантов логики, в зависимости от входных данных
✅ Решение:
📌 Переписал участок без изменения бизнес-логики:
- заменил структуры данных
- добавил ранние выходы
- убрал дублирующиеся проверки
📌 Cognitive complexity снизилась, временная сложность — тоже. Производительность выросла.
⚠️ Проблема №3: код, который не нужен, но работает
Профайлинг показал, что куча ресурсов уходит на код, который вообще не должен уже как год использоваться. Но код активно выполняется. WTF!?
🤷♂️ Функции вызываются, результат — пустой, но код исполняется. Причём часто и тяжело.
✅ Решение:
📌 Удалил мёртвый код, обновил импорты, подчистил зависимости.
📌 Поднял вопрос о полной деактивации этого кода и мы таки это сделали — ресурсы можно использовать лучше.
🐘 Проблема №4: Импорты. Много. Дорого.
Во время анализа я наткнулся на ещё одну тихую, но дорогую проблему — огромные ресурсы уходят на фазу импорта модулей в Python.
Конкретно — на
📌 Почему это важно?
- Импорты выполняются на каждый старт сервиса.
- Чем жирнее и зависимее ваши модули, тем дольше и тяжелее проходит импорт.
- Это не всегда очевидно, но можно видеть в профайлинге:
📊 У нас в сервисе модулей реально много.
Многое из них – просто "свалены в кучу", где-то грузятся тяжёлые зависимости. Да и сложная структура проекта вынуждает иметь большое количество импортов.
И, как итог, CPU тратится на то, что можно было бы стремиться избежать.
✅ Что с этим делать:
- Разделять модули по функциональности.
- Отложенные импорты (lazy import) – практика может применяться (но есть нюансы), если модуль нужен только в конкретной функции.
- Минимизировать зависимости и импорт только того, что действительно нужно.
- Следить за импортами в
Следующий шаг: memory профайлинг. Pyroscope в нашей инфрастуктуре такое не умеет и нужно приседать, но надеюсь дойдут руки и до RAM.
👀 Всё началось с того, что я случайно (ну как случайно, проблема была всегда, просто я первый задался вопросом - "почему?") заметил, что один Python-сервис на staging потребляет до 2.5 CPU.
Для сравнения — весь namespace потребляет около 6 CPU. То есть один сервис ест почти половину ресурсов. И это при том, что это не какой-то нагруженные сервис, это синхронный API-сервис, да еще и без нагрузки, это же staging.
Стало интересно — а что там внутри вообще так жрёт?
📦 Запустил профайлинг CPU через Pyroscope и… понеслось.
UI у Pyroscope меня не устроил — флеймграфы красивые, но неудобные для глубокого анализа.
📥 Поэтому я выгрузил дамп как
pprof файл и открыл его через go tool pprof.Так мне удобнее, быстрее и информативнее.
📊 Профилирование показало несколько важных узких мест:
🧱 Проблема №1: конвертация данных из MySQL
Самое "жирное" место —
conversion.py → MySQLConverter.row_to_python.Это код, который конвертирует строки из БД в Python-объекты на каждый запрос.
Наиболее затратные конвертации:
-
_DECIMAL_to_python-
_INT_to_python-
_JSON_to_python-
_DATETIME_to_python-
_STRING_to_python✅ Решение:
📌 Использовал C extension у mysql-connector-python
Официальная документация: https://dev.mysql.com/doc/connector-python/en/connector-python-cext.html
📉 Результат:
- Минус 1 CPU
- До +40% ускорение некоторых endpoint’ов
🧠 Проблема №2: неэффективный Python-код
Пример: функция
change_type, которая:- делает кучу проверок в логике
- использует неэффективные структуры данных, например, list для поиска вместо
set / dict- обрабатывает сразу множество возможных вариантов логики, в зависимости от входных данных
✅ Решение:
📌 Переписал участок без изменения бизнес-логики:
- заменил структуры данных
- добавил ранние выходы
- убрал дублирующиеся проверки
📌 Cognitive complexity снизилась, временная сложность — тоже. Производительность выросла.
⚠️ Проблема №3: код, который не нужен, но работает
Профайлинг показал, что куча ресурсов уходит на код, который вообще не должен уже как год использоваться. Но код активно выполняется. WTF!?
🤷♂️ Функции вызываются, результат — пустой, но код исполняется. Причём часто и тяжело.
✅ Решение:
📌 Удалил мёртвый код, обновил импорты, подчистил зависимости.
📌 Поднял вопрос о полной деактивации этого кода и мы таки это сделали — ресурсы можно использовать лучше.
🐘 Проблема №4: Импорты. Много. Дорого.
Во время анализа я наткнулся на ещё одну тихую, но дорогую проблему — огромные ресурсы уходят на фазу импорта модулей в Python.
Конкретно — на
_find_and_load, часть механизма импорта, который занимается поиском, загрузкой и инициализацией модулей.📌 Почему это важно?
- Импорты выполняются на каждый старт сервиса.
- Чем жирнее и зависимее ваши модули, тем дольше и тяжелее проходит импорт.
- Это не всегда очевидно, но можно видеть в профайлинге:
_find_and_load, _find_and_load_unlocked, _load_unlocked – вот это всё.📊 У нас в сервисе модулей реально много.
Многое из них – просто "свалены в кучу", где-то грузятся тяжёлые зависимости. Да и сложная структура проекта вынуждает иметь большое количество импортов.
И, как итог, CPU тратится на то, что можно было бы стремиться избежать.
✅ Что с этим делать:
- Разделять модули по функциональности.
- Отложенные импорты (lazy import) – практика может применяться (но есть нюансы), если модуль нужен только в конкретной функции.
- Минимизировать зависимости и импорт только того, что действительно нужно.
- Следить за импортами в
__init__.py — именно они могут тянуть за собой пол кодовой базы.Следующий шаг: memory профайлинг. Pyroscope в нашей инфрастуктуре такое не умеет и нужно приседать, но надеюсь дойдут руки и до RAM.
🔥6👏3❤2🥱2🤯1
Forwarded from Немного продакт
Разбор продукта в фильме «Субстанция»
Наконец-то посмотрела этот фильм и вот что заметила: в нем отлично показан весь пользовательский путь взаимодействия с продуктом. Субстанция — это тщательно продуманный продукт, который, как это часто бывает, содержит в себе тёмный паттерн.
🔵 Давайте разберем этот продукт в полном отрыве от сюжета фильма. Спойлеров нет, но на всякий случай скрыла момент с темным паттерном, так как он появляется ближе к кульминации.
📍 Дизайн продукта и цветовое кодирование
Дизайн современный, минималистичный, но при этом понятный. Ясно, что карточка нужна для открытия замка и ячейки. Содержимое стартового набора разложено по этапам, поэтому и без инструкции очевидно, как использовать субстанцию, а позже питание и стабилизатор.
Цветовое кодирование отлично отражает свойства продукта. Самый первый бутылёк ярко-зелёный, такая жизнь ждет пользователя после применения. Последний бутылёк — чёрный, как и жизнь после. Питание — почти что белое, что подчёркивает его обыденность.
📍 Продвижение продукта
Продукт распространяется по реферальной модели, что способствует укреплению доверия пользователя. Вероятно, это единственно возможный способ продвижения, учитывая специфику продукта.
Единственная реклама – видео. Оно сделано великолепно: краткое и яркое – полностью соответствует продукту. В ролике перечисляют проблемы пользователя и предлагают решение – подход JTBD в действии. Эффект от субстанции проиллюстрирован отлично: скомканный комок – это вы сейчас, а ровненький и красивый – это вы с нашим продуктом. И конечно, полностью скрыты негативные последствия, подробнее о них в конце.
📍 Бизнес-модель
В фильме не раскрывают стоимость продукта и процесс оплаты. Скорее всего здесь бизнес-модель по подписке, но может быть и «бритва и лезвие».
Причем, пользователь не просто должен оплачивать следующий пакет, но и не может не оплатить. Просто мечта 🙃
➡️ Похожим образом работает любой продукт со сложной интеграцией: если вы связали его со своим бизнесом, то будете использовать. Ведь отмена подписки, разрыв интеграции и подключение нового сервиса либо потребует полной перестройки процессов, либо обойдутся слишком дорого.
📍 Служба поддержки
Поддержка с технической стороны идеальна: работает круглосуточно, моментально реагирует, выслушивает пользователя и гарантирует анонимность. С другой – винит пользователя в проблемах и не помогает.
📍 Отказ от продукта и отписка
Вот тут и скрывается темный паттерн:
🔴 Пользователь изначально не знает о возможности прекратить использование субстанции. Это можно сравнить со скрытием кнопки отписки в интерфейсе.
🔴 Поддержка только после многократных обращений рассказывает, что все-таки это возможно. Напоминает 10 экранов отказа от подписки, не правда ли?
🔴 Отказаться можно, но повторно воспользоваться продуктом уже не получится никогда. Вообще никогда. Тут уже и FOMO, полное перекладывание груза ответственности на пользователя.
🔴 Сама суть продукта предполагает его чрезмерное использование, что может привести к необратимым последствиям, а они, в свою очередь, не позволят отказаться от услуг.
📍 Как итог, создатели субстанции точно понимали боли своих клиентов и поэтому умело управляли эмоциями и предвосхищали их потребности на каждом этапе взаимодействия. Как мне кажется, здесь система выстроена идеально. О продукте ничего хорошего сказать не могу.
А что думаете вы? Кажется ли подход к разработке и продвижению субстанции интересным?
Автор:💬 Люция Муратова, рассказывает об интересных подходах в продукте и маркетинге https://news.1rj.ru/str/lucia_chnl
Наконец-то посмотрела этот фильм и вот что заметила: в нем отлично показан весь пользовательский путь взаимодействия с продуктом. Субстанция — это тщательно продуманный продукт, который, как это часто бывает, содержит в себе тёмный паттерн.
Дизайн современный, минималистичный, но при этом понятный. Ясно, что карточка нужна для открытия замка и ячейки. Содержимое стартового набора разложено по этапам, поэтому и без инструкции очевидно, как использовать субстанцию, а позже питание и стабилизатор.
Цветовое кодирование отлично отражает свойства продукта. Самый первый бутылёк ярко-зелёный, такая жизнь ждет пользователя после применения. Последний бутылёк — чёрный, как и жизнь после. Питание — почти что белое, что подчёркивает его обыденность.
Продукт распространяется по реферальной модели, что способствует укреплению доверия пользователя. Вероятно, это единственно возможный способ продвижения, учитывая специфику продукта.
Единственная реклама – видео. Оно сделано великолепно: краткое и яркое – полностью соответствует продукту. В ролике перечисляют проблемы пользователя и предлагают решение – подход JTBD в действии. Эффект от субстанции проиллюстрирован отлично: скомканный комок – это вы сейчас, а ровненький и красивый – это вы с нашим продуктом. И конечно, полностью скрыты негативные последствия, подробнее о них в конце.
В фильме не раскрывают стоимость продукта и процесс оплаты. Скорее всего здесь бизнес-модель по подписке, но может быть и «бритва и лезвие».
Причем, пользователь не просто должен оплачивать следующий пакет, но и не может не оплатить. Просто мечта 🙃
Поддержка с технической стороны идеальна: работает круглосуточно, моментально реагирует, выслушивает пользователя и гарантирует анонимность. С другой – винит пользователя в проблемах и не помогает.
Вот тут и скрывается темный паттерн:
А что думаете вы? Кажется ли подход к разработке и продвижению субстанции интересным?
Автор:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤11👏6🔥3👍2
Forwarded from Алиса, где макет?
Прекрасный симбиоз готовой дизайн-системы и нейросетки
Еще один плюсик в карму, когда есть готовая дизайн-система на проекте.
У нас была небольшая область на странице с комментариями. Гипотеза — сотрудники могут переписываться по рабочим вопросам или фиксировать промежуточные статусы. Поэтому реализовали компактный вариант: input и кнопка рядом.
Но я недооценила бюрократическую машину.
Руководители требовали промежуточные отчеты, но объем был больше, чем 1–1,5 строки. В таком формате писать комментарии было неудобно — текст уходил за пределы input-поля.
Параллельно шёл переход на новую дизайн-систему, комментарии стали кастомным компонентом, логика — сложнее. Возникла возможность заодно пофиксить старую неприятность.
Очевидное решение — заменить input на textarea и переместить кнопку вниз (по канонам анта). Но тогда поле ввода становится слишком громоздким. Хотелось, чтобы форма оставалась компактной, но разворачивалась при фокусе, и была удобной для ввода. Идея в голове была, но визуализировать её было сложно.
И тут начинается магия вне хогвардса.
Для кода я использовала DeepSeek — он, по моему опыту, справляется лучше, чем GPT. Сформулировала поведение, получила пример.
Далее идем в компоненты анта и заходим в песочницу любого компонента (на рис 2 показала где). Вставляем код, который написал DeepSeek во вкладку demo.tsx ииии у нас есть интерактивная демонстрация решения (см видео)
Плюсы:
1. Наглядно видно как это должно работать
2. Говоришь на одном языке с разработкой. Сгенерированный код нейросетью может не работать по принципу копировать + вставить. Но код, визуализация, документация дает ориентир. Разработчик хотя бы понимает, что от него требуют и может переписать чтобы работало как надо)
Не знаю, додумалась ли я сама до такого решения. Возможно, но явно дольше.
Еще один плюсик в карму, когда есть готовая дизайн-система на проекте.
У нас была небольшая область на странице с комментариями. Гипотеза — сотрудники могут переписываться по рабочим вопросам или фиксировать промежуточные статусы. Поэтому реализовали компактный вариант: input и кнопка рядом.
Но я недооценила бюрократическую машину.
Руководители требовали промежуточные отчеты, но объем был больше, чем 1–1,5 строки. В таком формате писать комментарии было неудобно — текст уходил за пределы input-поля.
Параллельно шёл переход на новую дизайн-систему, комментарии стали кастомным компонентом, логика — сложнее. Возникла возможность заодно пофиксить старую неприятность.
Очевидное решение — заменить input на textarea и переместить кнопку вниз (по канонам анта). Но тогда поле ввода становится слишком громоздким. Хотелось, чтобы форма оставалась компактной, но разворачивалась при фокусе, и была удобной для ввода. Идея в голове была, но визуализировать её было сложно.
И тут начинается магия вне хогвардса.
Для кода я использовала DeepSeek — он, по моему опыту, справляется лучше, чем GPT. Сформулировала поведение, получила пример.
Далее идем в компоненты анта и заходим в песочницу любого компонента (на рис 2 показала где). Вставляем код, который написал DeepSeek во вкладку demo.tsx ииии у нас есть интерактивная демонстрация решения (см видео)
Плюсы:
1. Наглядно видно как это должно работать
2. Говоришь на одном языке с разработкой. Сгенерированный код нейросетью может не работать по принципу копировать + вставить. Но код, визуализация, документация дает ориентир. Разработчик хотя бы понимает, что от него требуют и может переписать чтобы работало как надо)
Не знаю, додумалась ли я сама до такого решения. Возможно, но явно дольше.