That Exploded! music – Telegram
That Exploded! music
457 subscribers
323 photos
176 files
225 links
smash the control images, smash the control machine

паблик: https://vk.com/that_exploded

по всем вопросам – @niksaj
Download Telegram
Mary Halvorson - Meltframe
(2015, Firehouse 12)
free jazz / jazz guitar / avant-garde

Первый полностью сольной альбом американской джазовой гитаристки Мэри Хэлворсон. Авангардная фри-джазовая интерпретация самых разных джазовых композиций.

О многих авангардных фри-джазовых пластинках нередко бывает трудно сказать что-либо содержательное. А за отсутствием конкретного осмысления очередного альбома в этом музыкальном направлении обычно возникает три типа реакции. Кто-то эту музыку не считывает вовсе, кто-то пускается в заумные рассуждения о многократно изломанных ритмах и гениальных вариантах отхода от принципов тональной композиции (что мы, в принципе, любим, но не в этот раз), а кто-то просто офигевает, при этом испытывая от такой музыки весьма специфическое удовольствие. Альбом “Meltframe” - это не тот случай, потому что на нём Мэри Хэлворсон предоставила слушателям именно каверы, и это даёт особый опыт прослушивания и особую пищу для размышлений.

Если вы до настоящего момента ещё не были знакомы с творчеством этой замечательной гитаристки, то для самой общей справки можно указать, что обучалась искусству джаза она у Энтони Брэкстона, записала альбом в составе авангардного трио Тревора Данна из Mr. Bungle (Trevor Dunn's Trio-Convulsant), играла с множеством музыкантов (от Yo La Tengo до Марка Рибо) и засветилась на самых различных релизах. Но где бы она ни играла, - в дуэтах, трио или квинтетах - стиль её всегда остаётся уникальным и узнаваемым.

Oliver Nelson, Annette Peacock, Duke Ellington, McCoy Tyner, Ornette Coleman, Carla Bley - вот лишь часть имён композиторов и музыкантов, каверы на произведения которых записала при помощи лишь электрогитары (всего пару раз переходя с чистого звука на перегруженный) Мэри для “Meltframe”. Охват, как видите, получается убедительный по своей широте. А самое интересно, как нам кажется, в случае с этим альбомом - это то, насколько убедительно Мэри Хэлворсон демонстрирует своё умение деконструировать привычные формы джазовой музыки.
Bush Tetras - Beauty Lies
(1997, Tim/Kerr Records)
post-punk / no wave

Продолжаем знакомство с недооценёнными, но однозначно интересными группами. В этот раз послушаем первый студийный альбом нью-йоркской пост-панк группы Bush Tetras.

Чего именно не хватило известному EP "Too Many Creeps" и заглавному его синглу, чтобы сделать группу мейнстримной? Очевидно, что дело в no wave эстетике и смежному ей подходу к собственной музыке, которая была близка самим Bush Tetras. Выразительный фанковый бас, прерывистая грязная гитара и женский вокал, выкрикивающий: "Не хочу больше выходить на улицу, потому что от этих людей у меня мурашки по коже". Мрачный и драйвовый пост-панк - то, что нужно;.

При этом, несмотря на то, что Bush Tetras так и не смогли прийти к коммерческому успеху, они были влиятельной группой на пост-панк сцене 80-ых. В их звучании, разумеется, отдаётся тот самый no wave (а гитаристка Пет Плэйс [Pat Place] вообще играла в не нуждающихся в представлении James Chance and the Contortions). Кроме неё в составе группы на заре её существования играли Синтия Слей [Cynthia Sley] - вокал, Ди Поп [Dee Pop] - ударные и Лора Кеннеди [Laura Kennedy] - бас. Выпустив дебютный лайв-альбом "Wild Things" в 83-м, группа на время прекратила своё существование, музыканты разошлись по сайд-проектам и снова собрались вместе лишь в 1995. Результатом этого воссоединения стал релиз "Beauty Lies".

Одновременно грустно и иронично, что этот альбом в своё время обошли вниманием, хотя спустя всего несколько лет, в начале двухтысячных, интерес к пост-панку снова внезапно вырос. "Beauty Lies" спродюссировала Нона Хэндрикс [Nona Hendryx], певица и фанк-музыкант, известная преимущественно благодаря участию в вокальном трио Labelle и отдаленному родству с Джимми Хендриксом. Вероятно, именно она повлияла на звучание группы, которое стало более гладким и качественным, не в ущерб агрессивной подаче. Здесь стоит вспомнить еще последний трек альбома - почти 10-минутную даб-версию трека "World".

Достойный альбом одной из первых почти полностью женских пост-панк групп, сочетающий фанковые биты, пост-панк эстетику с ощутимым влиянием no wave'а. Когда-то "Beauty Lies" появился, как говорится, не в то время и не в том месте, поэтому исправляем ситуацию: альбом определенно заслуживает внимания!
The Caretaker - An Empty Bliss Beyond This World
(2011, Haft Records)
ambient / glitch / hauntology

Потеря памяти и попытки вспомнить музыку, которую ты слушал(а) когда-то давно. Мы решили начать лид с такой странной фразы, потому что сегодня мы слушаем “An Empty Bliss Beyond This World” Джеймса Кёрби.

Если вы ещё не знакомы с этим “прорывным” релизом в дискографии Джеймса Кёрби (James Kirby), а уж тем более если вообще не знакомы с его творчеством, то сейчас вас ожидает нечто странное, удивительное и, возможно, даже поначалу сбивающее с толку. Мы не будем давать этому альбому каких-то сравнений, кроме одного - в рецензии на этот альбом Tiny Mix Tapes проводят аналогию между ним и книгой Марка Данилевского “Дом листьев”. В плане нетривиального подхода к музыке такое сопоставление уже может сказать о многом.

На создание проекта The Caretaker Джеймса вдохновило использование особой танцевальной музыки (ballroom music) в таких фильмах, как "Карнавал душ" и, конечно, "Сияние". Это в итоге привело музыканта к обращению к теме потери памяти, которая является основной для "An Empty Bliss Beyond This World". Как утверждал сам Джеймс в интервью порталу The Quietus, "известны случаи, когда люди, старея, начинали видеть умерших людей, людей из прошлого, и это становилось их реальностью из-за того, что мозг начинал давать сбои. Я очень заинтересован в таких историях. Вероятно, музыка - это последнее занятие для многих людей с поздними стадиями [болезни] Альцгеймера. Многие люди, страдающие от Альцгеймера, которые снова и снова повторяют одни и те же песни". *

Альбом проводит нас по сознанию человека, который, борясь со своим заболеванием, усердно пытается вспомнить хотя бы небольшие эпизоды из своей жизни с помощью фрагментов старой довоенной музыки. Концепция альбома была основана на научном исследовании способности людей с болезнью Альцгеймера вспомнить музыку, которую они слушали в своей молодости, и вспомнить место, где они её слушали, а также ощущения от прослушивания.

Этот альбом - один из немного релизов, где акцент ставится совсем не на композицию и набор используемых инструментов. Внимание здесь уделено именно тому, как изменён оригинальный аудио-материал. Треки на альбоме обрываются в самые спокойные или якобы заключительные моменты времени. Всё это, не говоря уже об обилии эха, реверберации и шумов, действительно производит призрачное впечатление и позволяет назвать “An Empty Bliss Beyond This World” одним их лучших хонтологических альбомов.
Material - The Third Power
(1991, Axiom / Island)
funk / hip-hop / dub

Сегодня слушаем невероятно качающую смесь фанка, хип-хопа, даба и соула от Material, одной из основных групп культового басиста-экспериментатора и продюсера Билла Ласвелла (Bill Laswell).

Мы уже слушали группу Massacre, в которой Ласвелл вместе с Фредом Фритом и Фредом Маером играл экспериментальный авант-рок; кроме того, слушали мы и фри-джазовый Last Exit (совместно с Сонни Шэрроком и Петером Брётцманом). Однако, если Massacre и Last Exit были одним из множества сайд-проектов Ласвелла, то Material - один из главных коллективов, которые ассоциируются с его именем. Это была его основная группа, которую он с перерывами вёл почти 20 лет, - с 1979 до 1999. Ласвелл был идейным центром Material, другие музыканты менялись от альбома к альбому, как и стилистика звучания в целом.

“The Third Power” интересен, в первую очередь, разнообразием приглашенных музыкантов. Сложно представить, где бы еще Бутси Коллинс (Bootsy Collins), Олу Дара (Olu Dara), Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и участники таких знаковых групп, как the Jungle Brothers, the Last Poets, могли бы сработаться настолько органично. Большая заслуга Ласвелла во многом заключается именно в умении сосредоточить такое количество творческой энергии самых разных людей из самых разных музыкальных тусовок в одной студии и заставить альбом звучать так, словно все эти люди играли вместе с основания Material.

“The Third Power” - четвёртый студийный альбом Material, и второй альбом, записанный после воссоединения группы, от которой почти 10 лет ничего не было слышно. Изначально над этой пластинкой вообще работал дуэт Sly and Robbie, однако постепенно в процессе работы и активного участия Ласвелла, альбом изменился настолько, что Sly and Robbie уже не могли назвать его своим. На “The Third Power” Ласвелл возвращается к фанк и фьюжн корням, добавляет хип-хоп, соул и немного даба. Кроме этого, на альбоме можно услышать кавер-версии "Mellow Mood" Боба Марли и "Cosmic Slop" Funkadelic.

В общем, альбом, на котором засветились видные музыканты и из джаза, и из фанка и даже из раннего хип-хопа, определённо стоит послушать, к тому же звучит всё это одновременно целостно и очень эклектично.
Arat Kilo, Mamani Keita, Mike Ladd – Visions Of Selam
(2018, Accords Croisés)
ethio-jazz / hip-hop / world music

Совместный альбом французской группы Arat Kilo, играющей в традиции эфиопского джаза, малийской певицы Mamani Keïta и американского инди-рэпера Майка Лэдда.

Даже происхождения и дислокации музыкантов, поучаствовавших в записи “Visions of Selam”, уже достаточно для того, чтобы проиллюстрировать постколониальный и глобалистский культурный ландшафт, на фоне которого выходят такого рода релизы. Однако, что интересно, этот альбом располагается не только в точке пересечения нескольких разных культурных и пространственных измерений, но и, согласно концепции самого альбома, в диалоге двух далёких друг от друга эпох.

В пресс-релизе к альбому на сайте лейбла Accords Croisés вкратце изложена история того, как возник "Visions of Selam", проливающая свет на идею столкновения двух эпох: этот альбом - объединяющий жест; руки, протянутые друг к другу сквозь время и пространство. Участники группы Arat Kilo пришли к этой идее, когда размышляли о судьбе австралопитека, чьи ископаемые останки были обнаружены в 2000 году в Афаре (одном из регионов Эфиопии) и которому было дано имя Селам. Arat Kilo думали о том, что бы мог подумать этот человек, родившийся 3 миллиона лет назад, увидев сегодняшний мир.

Таким образом, эта необычная задумка, положенная в основу альбома, воплощённая при помощи сочетания различных жанров и направлений музыки (от джаза и этнической африканской музыки до хип-хопа и споукен-ворда) и объединившая опыт музыкантов с трёх разных континентов, полностью соотносится с метафорой “культурного пинг-понга”, которой сам Майк Лэдда описал своё впечатление от "Visions of Selam".
The Golden Palominos - The Golden Palominos
(1983, Celluloid/OAO)
experimental rock / no wave / avant-funk

Альбом, на котором встретились Антон Фиер, Джон Зорн, Арто Линдсэй, Фред Фрит и Билл Ласвелл. Смесь мощного экспериментального рока, импровизационной музыки, джаза, фанка и эстетики no wave.

По названным именам вы, вероятно, уже догадались, что The Golden Palominos - в своём роде супергруппа. Все основные участники сделали себе громкое имя в экспериментальной музыке и в представлении не нуждаются. The Golden Palominos, выпускавшие альбомы с 1983 по 2012, никогда не были группой с определённым составом, единственными неизменными участниками на протяжении всех этих лет оставались барабанщик и композитор Антон Фиер, басист Билл Ласвелл и гитарист Никки Скопелитис (Nicky Skopelitis).

Чтобы вы понимали масштабы, можно просто сказать, что на одноименном дебютном альбоме The Golden Palominos засветились 13 музыкантов. И надо сказать, что все они очень крутые, поэтому не можем обойтись без неймдроппинга. Среди них Майкл Бейнхорн (Michael Beinhorn) из Material, однако гораздо более известный в качестве продюсера огромного количества альбомов альтернативного рока - от Hole и Мэрилина Мэнсона до Korn и RHCP. Ещё на пластинке в качестве гостя сыграл фри-джазовый басист Джамааладэн Такума (Jamaaladeen Tacuma), много записывавшийся с Орнеттом Коулменом, и Дэвид Мосс (David Moss), перкуссионист и вокалист-импровизатор. Женский голос принадлежит Сид Строу (Syd Straw).

Даже после самого поверхностного обзора очевидно, что такие музыканты, собравшись в одной студии, не могли записать что-то тривиальное. Сказалось столкновение no wave влияния (NB: Арто Линдсэй - гитарист одной из ключевых no wave групп DNA), импровизационного джаза, фанка с его грувом и качающим слэпом ("Clean Plate") и громкого экспериментального рока. Здесь и впервые использованный не в хип-хопе скретчинг, и истошные крики, и жужжание мухи ("Two Sided Fist"), и неуёмная перкуссия. Так что эта сумасшедшая пластинка - однозначный must-listen для всех, кто любит экспериментальную музыку на стыке нескольких жанров.
Huntsville - Past Increasing, Future Receding
(2013, Hubro)
experimental jazz / avant-garde

Сегодня слушаем четвёртый альбом удивительного норвежского джаз-трио Huntsville, записанный за три дня в мавзолее необычного художника Эмануэля Вигеланда (Emanuel Vigeland).

Этот альбом стал вторым релизом для Huntsville на интереснейшем норвежском лейбле Hubro. Музыканты (гитара, бас, ударные + эффекты) записали "Past Increasing, Future Receding" в мавзолее мультиталантливого художника XIX-XX веков Эмануэля Вигеланда, который находится в Осло. Слабо освещённая комната с цилиндрообразным сводом покрыта фресками, написанными Вигеландом. Он построил это здание в 1926 году для размещения своих картин и скульптур в будущем. Теперь само здание - это популярное место для проведения концертов и записи музыки, пространство которого славится необычайной акустикой, так что даже самый тихий звук отдаётся там длительным эхо.

Как ни странно, "Past Increasing, Future Receding" - это "результат трёх интенсивных рабочих дней со звукорежиссёером Томасом Хюккельбергом [Thomas Hukkelberg]", как написано в пресс-релизе альбома на сайте Hubro. А одна из самых примечательных вещей заключается в том, что полноценный альбом, записанный эти три дня, по длительности дотягивает лишь до среднестатистического EP - запись длится около 35 минут. Здесь, пожалуй, можно прийти к заключению о том, что много минут записанных треков так и не были затем использованы по тем или иным причинам.

И каждый раз снова и снова, три музыканта и это особое пространство объединялись вместе, чтобы создать заманчивый грув, который содержит в себе достаточно деталей и вариаций. Huntsville трудились над этим, чтобы оставаться нетривиальными и интересными в течение множества повторных прослушиваний альбома. И, о да, у них это получилось!