КРАСНАЯ КНИГА – Telegram
КРАСНАЯ КНИГА
4.82K subscribers
311 photos
82 videos
3 files
423 links
Музыкальная археология Дениса Бояринова (Colta.ru): ненаписанные страницы советской и постсоветской музыкальной истории. Шеллак, винил, бобины и тому подобное. Контакт для связи - @blackboyara.
Download Telegram
Бонус-трек: мемуар о дискотеке 80-х самого диск-жокея Сергея

... Диск-жокей был слегка пьян, развязан, имел право «на шару» проводить девочек и был одет в джинсы, кроссовки и мятый пиджак из-под которого торчала цветная майка с надписью «All you need is sex». Если учесть, что страна одевалась одинаково серо, он выглядел более, чем «продвинуто». «Заводила» доводил публику до «кондиции»… Как только в непроветренном заведении становилось как в бане, пиво и воды неожиданно «заканчивались» и, мучимая жаждой и «офигевшая» от плясок под Пупо публика начинала роптать. Но тут «врубалась» «Баккара» с «Арабесками». Обезвоженная толпа принималась употреблять дорогостоящие коктейли в количестве и качестве известном только бармену (от 2-х до 3-х р за «пойло»). Это одна из простейших комбинаций в мире советского шоу-бизнеса, который и тогда шёл своей дорогой. «Навар» на спиртном, «левый» шашлык, «карусель» входных билетов, когда один и тот же билет продавался по несколько раз – секрет успеха «дискотеки 80-х»...
🔥30💅6
Боже, я только сейчас узнал, что 23 декабря 2023-го ушел из жизни композитор Мурад Кажлаев. В новостях его представляли как автора гимна Дагестана, но его вклад в отчественную музыку, в том числе популярную — эстрадную и джазовую, неизмеримо больше. В минувшем году я пытался сделать интервью с Мурадом Магомедовичем в связи с переизданием к 50-летию "Мелодией" пластинки "Крутые повороты", первого концептуального джазового альбома в СССР. Я писал к нему сопроводительный текст. Поговорить мне, увы, не удалось, но удалось связаться и получить некоторые ответы от маэстро. А сегодня, 15-го января, ему должно было исполниться 93 года. Светлая память.
30😢15😱1
Фрагмент из текста про "Крутые повороты":

Летом 1966 года Мурад Кажлаев вместе с группой молодых советских специалистов собирался в свою первую поездку в США. Кажлаеву было 35 — всего десятилетием раньше он окончил консерваторию, но уже состоялся как композитор: его музыку хвалили такие мастера, как Дмитрий Шостакович или Арам Хачатурян. Кроме того, он добился немалых карьерных высот, став главой республиканского Союза композиторов, художественным руководителем Дагестанской филармонии и лауреатом нескольких международных конкурсов. Перед поездкой представители американской стороны спросили у каждого из советских гостей, с кем из деятелей музыкального мира США те хотели бы встретиться. К их удивлению, Кажлаев назвал Дюка Эллингтона — грандиозного джазового пианиста, создателя знаменитого оркестра и… кумира юности дагестанского композитора. В свое время за чрезмерную любовь к джазу Мурада Кажлаева отчислили из консерватории, но потом он смог вернуться к учебе.
Получив академическое образование, Кажлаев не оставил джаз. Незадолго до поездки в Штаты композитор закончил концерт для джазового оркестра, которому дал название «Африканский», и даже взял его партитуру с собой, ни на что особенно не надеясь. Однако встреча с легендарным американцем все-таки произошла — час икс пробил 13 августа 1966 года в студии компании CBS. «Я протягиваю ему партитуру, — вспоминал впоследствии этот поворотный для себя миг композитор, — Дюк открывает, внимательно смотрит и говорит: “О, как это интересно!” В тот момент я — как истинный дагестанец! — достаю наш коньяк “Юбилейный”. Дюк берет бутылку, встряхивает ее и говорит: “О, у вас коньяк такой же густой, как и ваша партитура!”».
Спустя несколько месяцев после возвращения в СССР, в Махачкалу Мураду Кажлаеву позвонил его друг, выдающийся советский бенд-лидер Олег Лундстрем, и посоветовал скорей включать радиостанцию «Голос Америки». По ночам в ее эфире шла знаменитая передача Уиллиса Конновера, которая просвещала в области джаза весь СССР и Восточную Европу. С трудом найдя волну, Кажлаев не мог поверить тому, что слышал: оркестр великого Дюка Эллингтона исполнял его «Африканский» концерт. Правда, в финале ведущий назвал автора пакистанским композитором — он, как и многие американские слушатели, никогда прежде не слышал о Дагестане.


Послушайте "Крутые повороты" сегодня обязательно "Мелодия" его выложила во все стриминги, он даже на Tidal есть.
41
В журнале "Сноб" опубликовали мой профайл Леонида Агутина. Для него удалось душевно поговорить с Леонидом Николаевичем: он подробно рассказал о заре своей карьеры — в том числе и несколько историй, которые я раньше не встречал. Например, про то как у него стащили папины сандали во время премьеры «Босоногого мальчика».
В процессе подготовки к разговору я наткнулся вот на такое любопытное архивное видео "Я маленький": 1991-й год, молодежная телепрограмма "Рок-урок" (помните такую — туда даже Курехин как-то приходил), студент Института культуры Леня Агутин поет, что ему «надоела власть врослых людей» и пляшет что твой Майкл Джексон. Показательно, что хоть он здесь и маленький, но часть своего стиля и образа уже нашел и не расстается с ними до сих пор.
237❤‍🔥4🥱4🔥1
Прочитал выдержки из решения Верховного суда о признании экстремистским ЛГБТ-движения. Споткнулся на первом же пункте: “В 1984 году на территории России начало действовать движение ЛГБТ, которое возникло в США как «часть политики ограничения рождаемости». Символ движения — шестицветный радужный флаг и его вариации”.
Сразу же возник вопрос, а почему отсчет идет от 1984 года? Кажется, верховные судьи недорабатывают. Знаменитый исполнитель и выдающийся мыслитель современности Юрий Лоза пропагандировал ЛГБТ-движение еще в 1983 году на альбоме “Путешествие в рок-н-ролл”:

“Мой приятель смыслит в новостях,
Не свинячит за столом в гостях,
Он ухожен и хорош собой,
Ну и что же, что он голубой,
Ну что ж такого? Голубой, я и сам такой,
Пусть голубой, ну и что ж…”

Послушаем эту песню на официальном канале певца (пока он ее не выпилил).
🔥53🦄11🥱6🎉52
В эфире непостоянная рубрика “Дичь дня”. Чисто случайно, во время бесцельного блуждания по интернету, обнаружился эпически смешной клип на песню “Торфяное озеро” от группы Иван Макаров и “Дата” — я бы сказал, что это советский ответ заокеанскому сладж-металу с элементами прото-блэка. Сделано в Таллине в 1989 году. Редкий комментатор в ютюбе совершенно справедливо замечает: “Во время прослушивания песни такое ощущение, как будто ты уже сейчас на торфяном озере: вокруг туман, болота, дремучий лес, и сейчас вот засосёт в это самое торфяное озеро.” Песня, реально, засасывающая.

Забавный факт, что “Дата” была создана очень крутым музыкантом — клавишником Игорем Гаршнеком, пионером эстонского прог-рока (он играл в группе “Руя” и я ценю его проект “Synopsis”). Он сам определял стиль “Даты” как техно-прог. Почему — можно понять, если дослушать эту песню до отметки 4:40. И заметить, что у группы нет барабанщика — за него отдувается драм-машинка. Шоу крадет фронтмен Иван Макаров, рок-журналист и радиоведущий, обладатель фриковатого вокала и он же, судя по всему, автор текста — пейзажной символистской лирики в духе Альфреда Бёклина. А может и нет там символизма, а просто пришел как-то Иван Макаров на торфяное болото, надышался паров и записал впечатления с натуры.

Другой забавный факт, что группа Иван Макаров и “Дата” — несмотря на свою странность и экзотичность, долго просуществовала. У них было два лонгплея на "Мелодии" и, говорят, что не далее как в 2018 году они что-то выпускали.
🔥966❤‍🔥2💋1
Еще одна печальная новость — умер Ефр, Сергей Ефременко, бессменный фронтмен группы Marksheider Kunst, сверхпроводник ямайского вайба и карибского тепла в мерзлой стране. Marksheider Kunst появились еще в 1992-м в Санкт-Петербурге, играли в легендарном клубе TamTam (и многих других), издавались на их лейбле и очень долго продержались, несмотря на весьма неблагоприятные климатические условия. А все потому что растаманы и ощущали тепло, а оно контролирует всё. Спасибо за музыку, Ефр.
😢6012😭6
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Всякий раз, когда слушаю музыку Вагифа Мустафа-заде, сердце сжимается. Такая трагическая судьба: великолепный джазовый пианист и композитор, в самом расцвете сил, на пороге большой международной славы. Счастливый отец двух дочек. Одним разом все оборвалось. Умер на сцене. Ему было 39 лет. На альбоме его ансамбля “Севиль” была пьеса “От судьбы не уйдешь” — вот как-то так все и получилось.
А недавно наткнулся на песенку из позабытого фильма “Дела сердечные” — никогда прежде ее не слышал, да и про кино ничего не знал. Поет юная Валентина Толкунова, а Мустафа-заде сделал летящую аранжировку в ритме босановы. Песня хоть и резвая, но печальная — про невозможную любовь и неизбежную разлуку: “В тишине по росистым полям до рассвета бродить уж не нам”. И внезапно — самый лучший момент: смена темпа, торможение и сладко-горький (почему на русском нет аналога слову bittersweet) джем-аут в финале, рассыпающийся каскадом фортепианных брызг. И снова сжимается сердце.
🔥3721❤‍🔥4💘4🤯1
Переиздание «Крутых поворотов» вышло и их можно заказать через сайт «Мелодии». Виниловая пластинка идет с CD, в который вошли 2 ранее неизданные композиции Мурада Кажлаева, обнаруженные на мастер-тейпе «Поворотов» при реставрации.
16
Forwarded from МЕЛОДИЯ
Новая пластинка! Впервые полная авторская версия культовой пластинки Мурада Кажлаева «Крутые повороты». С двумя найденными пьесами #джаз

купить пластинку с CD

🎵 Послушать: Яндекс, Apple, Звук, MTC Музыка и другие

Про новое издание
Переиздание джазового альбома Мурада Кажлаева «Крутые повороты» 1973 года на грампластинке и компакт-диск с полной авторской версией сюиты. Исполняет ансамбль «Мелодия». Изготовили на московском заводе «Ультра Продакшн» в 2023 году. Номер в каталоге: MEL LP 0107.

Уникальность издания: пластинка+CD
Полная версия альбома содержит еще две пьесы, которые изначально не попали на пластинку — «Печальная история», джазовый реквием, посвященный Чарли Паркеру и «Старый саксофонист», которые мы обнаружили на оригинальной мастер-ленте. Разместить их на виниловой пластинке невозможно из-за ограничения по времени, поэтому издали компакт-диск с полной программой — первоначальным замыслом композитора. Он входит в конверт с пластинкой.

Про музыку в альбоме
Сборник знакомит слушателей с основными джазовыми стилями — каждая композиция альбома имеет авторское жанровое уточнение, например, «Голубой закат» — блюз, «Снова в горы» — фокстрот-самба, «Девушка с кувшином» — босса-нова. А в «Крутых поворотах» соединились джазовое звучание и восточные мелодии.

Кажлаев о композициях
О композициях с пластинки автор писал так: «Пьесы эти относятся к разным годам, и написаны они в разных стилях танцевального джаза. Их чередование — как бы крутые повороты от одного музыкального направления к другому».

Автор знал о будущем переиздании
Мурад Кажлаев ушел накануне издания — 23 декабря 2023 года, но про то, что готовится переиздание альбома он знал и был этому рад. Пластинку мы передадим в музей Мурада Кажлаева в Махачкале.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
31🔥2💔1
Сегодня, 30 января, исполняется 2 года каналу «Красная Книга» — с чем я и поздравляю себя и его читателей, которых с недавних пор стало больше 4000. Гип-гип-ура!

А в качестве поздравительного трека прозвучит мое любимое unguilty pleasure последних дней, чистый бриллиант в жанре восьмидесятнической хард-рок-баллады, лучший саундтрек для виртуозного соло на air guitar, единственный российский соперник Bon Jovi, Whitesnake и Sсorpions и это… (звучит барабанная дробь)“Уходит ночь” группы “Кураж”.

Вы ничего не слышали про группу “Кураж” и ее единственный альбом “Ветер в гривах”, вышедший в 1991-м на “Мелодии”? Ничего удивительного. Несмотря на то что, “Кураж” был очень заметным проектом в свое время — фактически супергруппой по моде тех времен, в которую вошли видные участники московской хард-рок-сцены (вокалист Андрей Кольчугин, гитарист Дмитрий Четвергов, клавишник Михаил Лотков, басист Михаил Саушев и барабанщик Андрей Шатуновский, все тексты песен сочинила Маргарита Пушкина, а писал их пластинку — звукорежиссер и продюсер Игорь Замараев), он просуществовал недолго. “Кураж” успел блеснуть, выпустить сильный дебют, выступить на фестивале “Интершанс-90” и его профи-участники разбежались по другим коллективам.

Но они успели снять клип на “Уходит ночь”, который на 90% состоит из сцен с Ким Бейсингер и Микки Рурком в эротическом блокбастере “Девять с половиной недель”. Так можно было (только) на заре 1990-х.
🍾28🔥15104🎉1
Вот такое крышесносное видео ходит в интернетах — как некая туркменская группа исполняет улетный прог-хард-фьюжн. Где-то в конце 1980-х. Все музыканты хороши, но круче всех стиль у вокалиста, который не стал ослаблять свой узкий галстучек даже, когда вышел на запредельную ноту. Сообщают, что это то ли группа "Азия", образовавшаяся на осколках "Гунеша", то ли "Дестан" — однако уверености нет. А очень интересно, кто поет и играет. Есть специалисты по туркменскому року в этом чате? Help!
25🤯5🔥3
Этот канал возвращается к вещанию после некоторой паузы. Сегодняшняя тема — БАМ и Дин Рид.
БАМ — Байкало-Амурская магистраль — самое масштабное и дорогое строительство во времена СССР. Длиннющее железнодорожное и автомобильное полотно, которое прошло по самым непроходимым и труднодоступным участкам Сибири и Дальнего Востока. Это инженерно-строительное чудо, сопоставимое с возведением египетских пирамид и осуществленное примерно так же — ручным трудом огромного количества людей, оказавшихся в плохо совместимых с нормальной жизнью условиях. Причем большинству из них было не больше 30-ти. Но вокруг строительства БАМ в СССР был огромный энтузиазм — молодые люди рвались на эти стройки, в глушь тайги, к мерзлоте и гнусу, и дело было не только в том, что они хотели хорошо заработать.
Дин Рид — американский певец, вокруг которого был культ в СССР. Его называли Красным Элвисом, поскольку, исполняя примерно элвисовский репертуар в похожем духе, он был леваком, сбежал из США и жестко критиковал политику американских властей — войну во Вьетнаме и все такое. Его любили не только в СССР, но и в Южной Америке, Италии и Восточной Германии.
Побывав в СССР в 1979-м, Дин Рид захотел отправиться на БАМ, чтобы “улыбнуться, поплакать и спеть вместе с рабочими”. И ему предоставили такую возможность, а также предоставили съемочную группу с Мосфильма, которая должна была задокументировать это процесс — встречи с бригадами, разговоры со строителями и т.д. Фильм не был закончен, возможно, потому что съемочная группа начала снимать что-то другое — сибирский истерн с Дином Ридом в главной роли (кстати он до этого снимался в спагетти-вестернах и фильмах про индейцев и ковбойцев с Гойко Митичем). Вот этот сохранившийся ролик — клип на песню “This train”, которая, на минуточку, традиционный американский госпел (ее кто только не исполнял, в том числе Луи Армстронг и Боб Марли). Дин Рид, такой красивый и весь американский, идет с гитарой по крыше движущегося поезда, продвигающегося вдоль бескрайней тайги — ковбой, которого неведомой силой занесло во глубину сибирских руд. «Песня “Этот поезд”. “В этом поезде нет лжецов и обманщиков. В этом поезде мы мчимся навстречу счастью”», — торжественно произносит за кадром советский диктор, переводя первую строчку текста.
А уж какая там сцена с Дином Ридом, балансирующим на карьерном самосвале типа “Белаза”. Вы просто посмотрите на это.
https://youtu.be/cpQXzglSlx8?si=KW4vgaTnZFrOZSIQ
Дин Рид написал еще и песню про БАМ и мечтал вернуться туда, и исполнить ее вместе со строителями БАМа, торжественно встречавших его в Тынде. У него не получилось — в 1986-м он погиб при невыясненных обстоятельствах близ своего дома в Восточном Берлине. Он не увидел крушения Берлинской стены, распада СССР, омертвения БАМа и всех прочих событий, которые случились в дальнейшем — может быть и хорошо, что не увидел, они бы изрядно пошатнули его картину мира.
33🔥7💋4
Я и сам вырос на музыкальных сказках "Мелодии", и сына своего воспитываю на этой диете (дочь тоже приучу). Одной из любимых у Яши была вот эта сказка - "Лев ушел из дома". С музыкой великого Оскара Фельцмана и почти полным, золотым составом Театра Сатиры. Александр Анатольевич Ширвиндт там, конечно же, тоже блистает. https://melody.su/catalog/children/735/
Спасибо вам, Александр Анатольевич. Мы вас не забудем 🖤
💔4021❤‍🔥5🔥3
Сегодня, 17 марта 2024-го исполнилось 77 лет Юрию Чернавскому, одному из постоянных и любимых героев этого канала. Три семерки в дате — счастливый знак и хороший повод объявить о том, что издательство "Белое яблоко" ведет работу над книгой воспоминаний Юрия Александровича "Здравствуй, мальчик Бананан!" Это один из лучших мемуаров о музыкальной жизни в СССР 70-80-х, что я читал, и по богатству фактуры, и по стилю изложения. Фрагменты из нее ходили и ходят по интернету, но это будет новое издание — дополненное и улучшенное, выпущенное под полным авторским надзором. Редакторы: Борис Барабанов и Денис Бояринов. А в следующем посте — одна главка из этой книги. О том, как Юрий Чернавский познакомился с Boney M и Фрэнком Фарианом.
28💔17❤‍🔥7🔥1
Москва бурлила – в Москву приехала группа Boney M.
Мы, будучи незнакомы с этой сногсшибательной новостью, беззаботно репетировали в «Текстильщиках». Витя Акопов появился с каким-то смуглым кудрявым мальчишкой в конце репетиции, и они уселись в центре зала. Витя похлопал в ладоши и кричит: - Юрок, спойте «Sunny» из «Бони-М», пожалуйста, Юр... Мы, радуясь концу рабочего дня, с удовольствием сыграли это нетленное произведение. Кудрявый мальчишка взобрался на сцену, подошёл ко мне и начал тыкать пальцем в клавиши моего казённого древнего электронного инструмента Vermona. Раздался рассыпчатый неуютный звук. Парень тупо посмотрел на меня и спросил по- английски:
- Ты играл партию скрипок?
Я с трудом понял вопрос и утвердительно кивнул головой.
- Звучало классно, но это не тот звук! - удивился пацан. Я рассмеялся:
- Я звук скрипок делаю, смешивая звук органа Vermona c синтезатором ARP.
Он несколько секунд недоуменно пялился на меня, потом расхохотался: «Звук простого Solyno ты делаешь из Vermona и ARP?! С ума сойти!»...
Так я познакомился с жизнерадостным пуэрториканцем, клавишником и аранжировщиком ФРГешной супер-группы Boney M, Чико, который немедленно пригласил меня на концерт в зал «Россия»:
- Ты обязательно должен послушать, как мы успешно копируем ваше исполнение! - укатывался он, хлопая себя по джинсовым ляжкам.
За кулисами сцены Государственного концертного зала «Россия» было пусто и тихо. Горы звуковых колонок, с каждой стороны, громоздились под потолок, мигая индикаторами. На сцене у задника было не пройти от шнуров, барабанов, усилителей и стоек с клавишными.
Мне вблизи никогда ещё не приходилось видеть такого великолепия и роскошного разврата капиталистического концертного размаха.
Забежал улыбчивый Чико:
- Ну как ты? - Потыкал пальцем в клавиши, проверил подзвучку и, махнув мне рукой, исчез.
За минуту перед открытием, пространство за сценой внезапно заполнилось толпой артистов, ассистентов, прикатили столики с напитками, кресла, охрана... Вспыхнули прожектора, ведущий объявил ревущей публике, с пятью рядами блатных кресел, заполненными мрачными Партийными Членами, первую песню.
Концерт начался.
Всё было «в живую», модно, профессионально и заводно. Я смотрел из-за кулис на беснующийся перед сценой народ, и думал: «Всё по человечески, ничего сверхъестественного. Как же так можно? 250 миллионов советских людей не в состоянии организовать себе такого же механизма? Что мешает?».
Лет тридцать спустя, я понял что именно:
- Взращивание самовлюблённого невежества,
- Гипертрофированное самомнение,
- Лень и жадность.
После концерта Чико потащил нас с Виктором в гостиницу, в номер своей подружки, солистки группы Лиз Митчелл, белозубой и гостеприимной чёрной девчушки.
По огромному президентскому номеру были разбросаны платья, туфли, лифчики и штук десять норковых шуб, купленных певицей в валютной «Берёзке» в подарок своим друзьям. Тут же скучал, прихлёбывая из хрустального бокала, продюсер группы - Фрэнк Фaриан. Познакомились и проболтали до рассвета...
Мы уже прощались, обнимались, а разнонациональный артистический молодняк шумно и весело продолжал куролесить в шикарном белостенном правительственном холле пентхауса советского отеля «Россия», под неусыпным присмотром КГБ...
Вышли с Витей на мокрую замызганную улицу, усеянную втоптанными в стылую слякоть корешками билетов на концерт Boney M.
Постояли, ёжась на ветру... И молча, разошлись по домам.
Шёл 1978-й год.
52❤‍🔥169💔4🤬2
Проверенные источники сообщают, что группе «Браво» сегодня — 40 лет. Всегда любил эту группу, и рад, что мне довелось пересекаться и с Евгением Хавтаном и с другими людьми к ней причастными. Самый мой памятный концерт «Браво» был в Архангельске — на книжном фестивале, мы были с женой и маленьким ребенком и танцевали до упаду. Давайте устроим мини-трибьют этой группе - и вспомним их важные для вас песни. Я начну с неочевидной, но очень любимой https://m.youtube.com/watch?v=5isQRtkgtVo
56🐳2
А сегодня — 75 лет Валерию Яковлевичу Леонтьеву. И в этот же день он объявил о том, что уходит со сцены. Это непростое решение для артиста. Некоторые предпочитают на сцене умереть. Но ВЯ — человек мудрый и завершает карьеру длиной больше чем в полвека с достоинством: решил обойтись даже без прощальных концертов.
При всей своей популярности и известности Леонтьев мне кажется артистом нереализованным. У него была амбиция дотянуть российскую эстраду до западного уровня, но надорвавшись к концу 1990-х и разочаровавшись в реакции на два “американских” альбома, записанных с Юрием Чернавским в Лос-Анджелесе (“По дороге в Голливуд” и “Санта-Барбара”), певец бросил этот сизифов труд, сдался и остался в заложниках у своей публики, начав потакать ее простецкому вкусу. С другой стороны, а что он мог сделать — Родину же не выбирают, не так ли?
Проводим на заслуженный отдых выдающегося артиста одной из его недооцененных песен, в которой он дает стопроцентного рока - “Пьяное такси”. Она ведь как раз про проводы.
60🔥15❤‍🔥8💘4🦄1