КРАСНАЯ КНИГА – Telegram
КРАСНАЯ КНИГА
4.8K subscribers
311 photos
82 videos
3 files
422 links
Музыкальная археология Дениса Бояринова (Colta.ru): ненаписанные страницы советской и постсоветской музыкальной истории. Шеллак, винил, бобины и тому подобное. Контакт для связи - @blackboyara.
Download Telegram
Последней великой группой русского рока была Tequilajazzz.
После нее ничего интересного в этом поле не появилось.

Это мое личное мнение, даже не пытайтесь со мной спорить.
Если бы я делал книгу про историю русскАго рока, я бы начал ее с “Мифов”, а закончил - “Текилой” (Александр Борисович Градский на это бы обиделся, но я исхожу из позиции, что дело не в том, кто первый начал, а в том, кто первый смог).

Тут ключевое слово именно “группа”: в этом нет ничего уничижительного - и The Beatles, и The Rolling Stones, и КИНО нам дороги как ГРУППЫ (даже с учетом веса всех индивидуальностей, в сумме группа гораздо важнее, чем каждый из участников по отдельности - прастите, Пол и Кит). 

Tequilajazzz были изумительной рок-группой (они и сейчас хороши, но когда-то они были непобедимы).

Позавчера поступило сообщение, что ушел из жизни Олег Баранов -- бывший гитарист Tequilajazzz, без которого не было бы лучших альбомов этой группы «150 миллиардов шагов» и «Выше осени».

Спасибо, Олег. ❤️
Мы будем помнить.
😢3921🕊8💔5
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Создателю группы “Центр” Василию Герардовичу Шумову — неутомимому генератору смыслов, проектов и арт-объектов, светлой голове советского нью-вейва, Главному Центроборатору нашей галактики — 65!

Если описывать его одним словом, то Шумов — не побоюсь капслока, ВИЗИОНЕР. С конца 1970-х его взгляд устремлен в будущее и он продолжает его прозревать. Свой 65-летний юбилей он отметил выпуском концептуального арт-панк-альбома, который называется “В 65 вам сверхранняя электроника” и это вещица совершенно Шумовская по духу, то есть саркастичная, интеллектуальная, эстетская, технологичная и философская одновременно.

Однако поскольку этот канал про прошлое, а не про будущее, хочется вспомнить "Волшебницу" — одну из любимейших песен “Центра” раннего новоромантического периода, а вернее то, как она прозвучала в странной советской мелодраме “Время отдыха с субботы до понедельника” (1984). Внимательные наблюдатели смогут разглядеть в кадре и автора: гибкого 24-летнего Васю Шумова, в стиляжном пиджаке и с модной челкой.
36🔥16💩1
Чикипа-па-па
🔥13🍌4
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Памяти Алексея Веселкина (1961-2025)

А за ссылку на клип IVAN ДИОР спасибо Даниле Масловскому (Maschina Records)
💔2311🔥2💩1
Мурад Кажлаев “Египетские мелодии”

Еще одна внезапная находка в архивах “Мелодии” и прежде неизвестный раритет: три этносимфоджазовые пьесы Мурада Кажлаева, в которых перекинут мостик между египетским фолком и Джорджем Гершвином.
О Кажлаеве я писал в этом канале неоднократно: последний раз в связи с переизданием его культового альбома “Крутые повороты”, на котором, кстати, тоже нашлись две прежде не издававшиеся пьесы. Кажлаев — наш “дагестанский Мишель Легран”. Любое переиздание его музыки значительно, а тем более такой — прежде неизвестной.
Откуда в творчестве композитора взялись египетские мотивы?
В 1972-м году Мурад Кажлаев в составе делегации Союза композиторов СССР посетил Арабскую Республику Египет. Во время визита он участвовал в фестивале советского искусства, посетил академию искусств и институт арабской музыки, был представлен египетским коллегам-музыкантам и увез с собой записи локального фольклора. Видимо тогда же состоялось знакомство Кажлаева с композитором Сулейманом Гамилем, исполнителем на каноне, который использовал в своих сочинениях традиционные мелодии и североафриканские инструменты для создания колорита древнеегипетской музыки. Дагестанского композитора заинтересовала эта идея, но он применил ее в обратном направлении: Кажлаев по-своему аранжировал несколько мелодий Гамиля, использовав вместо древних народных инструментов классическую флейту и литавры, чтобы создать звуковой образ современного Египта.
Забавно, что за десятилетие до этого, в 1960-е, похожими исканиями (точек соприкосновения между джазом и африканской этнической музыкой) были заняты впередсмотрящие американские джазмены во главе с Джоном Колтрейном, но привели они их в совсем другую звуковую реальность.

#альбомыпопятницам
🔥2811❤‍🔥3
Грядет новая серия проекта Олега Нестерова о киномузыке СССР: на этот раз про недавно покинувшего этот мир Александра Кнайфеля. Книжку уже можно предзаказать в «Порядке слов» (ниже), а сборник с музыкой появится 16-го июня — и винил, и в цифре. Что называется, save the date!
❤‍🔥6🔥4
Forwarded from Порядок слов
Объявляем предзаказ на нашу новую книгу — «Три степени свободы. Музыка > кино > СССР. Александр Кнайфель» под редакцией Олега Нестерова.

Это продолжение масштабного исследования советской киномузыки, к которому, как говорит Олег, он приговорил себя «пожизненно». Уже вышли книги про Альфреда Шнитке и Олега Каравайчука, в июне ждем третий том — про великого Александра Кнайфеля.

Александр Аронович — «петербуржец по национальности», классик отечественной культуры. Вместе с Денисовым и Губайдулиной был в «черном списке» авангардных композиторов — «хренниковской семерке». Написал одно из самых загадочных произведений ХХ века — «Восьмую главу», сanticum canticorum храма, хоров и виолончели, музыку к более чем 40 фильмам, в том числе картинам Семена Арановича и ленфильмовскому «Следу росомахи». Кино это сегодня мало кто помнит, а «Айнана», ставшая самостоятельным произведением, среди меломанов приобрела статус культовой. Сам Дэвид Бирн уговаривал Кнайфеля ее издать, но тогда не сложилось.

«Три степени свободы. Музыка > кино > СССР. Александр Кнайфель» составлена из интервью и воспоминаний героя, его коллег и исследователей. Ждем в середине июня!
❤‍🔥106
Упомянутая выше, загадочная «Восьмая глава», кстати, недавно была выпущена лейблом ECM
12🔥1
Ниже более полная версия завирусившегося в тиктоке видео, на котором де Ниро и Янковский внимают Цою, горланящему "Перемен" под аккомпанемент двух полуголых барабанщиков. Вспомнилось, что страннее этого видеофрагмента, снятого финскими документалистами, пожалуй, лишь появление группы "Кино" во французском полудокументальном эротическом фильме "Sex et Perestroika", который должен был называться вообще-то "Эмманюель 7", но не получилось. Группа "Кино" в этой картине появляется даже дважды: сперва под песню "Фильмы" одна из русских красавиц исполняет эротический танец с плеером. Потом идет фрагмент с дневного концерта "Кино" в СК "Олимпийский" от 5 мая 1990-го — тоже, кстати, редкая видеозапись. "Секс и перестройку" можно посмотреть в ютюб, ну или на торрентах найти.
🔥11💅32
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
«Кино» в «Проке», 1987 г.

Недавно завирусилось видео, на котором Цой в 87 году выступает в рамках концертной программы Московского кинофестиваля, а в зале – Олег Янковский, Роберт де Ниро, Гарик Сукачев, Сергей Галанин и другие.

Но примечательно это выступление не только необычным набором слушателей, но и самим репертуаром «Кино». Дело в том, что в Питере «Кино» два раза не очень удачно дебютировало на рок-фестивалях 86 и 87 года с новой программой, а вот Москве эти песни сразу же полюбили.

В частности, речь о песне «Перемен», которая из нашего времени выглядит гимном Перестройки. Однако в 87 песня еще даже не была записана, широкую она известность приобрела только всесоюзного проката фильма «Асса» в сентябре 88, а в итоговой записи появилась только на альбоме-сборнике «Последний герой» в 1989.

Полного видео концерта, думается, не найти, а вот запись есть – вот тут.

#рокархив
14🔥12❤‍🔥7
Когда я впервые услышал хип-хоп-группу Kunteinyr, в которой начинал Паша Техник, это был, кажется, 2006 год. Пропагандист московского хип-хоп-андерграунда по имени Георг Корг подогнал мне несколько CD-дисков своего свежеиспеченного лейбла 2-99 Records. Самым диким и интересным среди них был как раз альбом Kunteinyr “Вес”. Поначалу я не отнесся к нему серьезно — мне показалось, что это какие-то молодые троллят группу “Кровосток”, доводя их сюжеты и эстетику до крайности и абсурда. Но потом, не с первой попытки, преодолевая даже некоторое отвращение, расслушал, восхитился откровенностью и сделал вывод, что если эти ребята и вправду такие торчки, которыми хотят показаться, то они никогда не выйдут из андерграунда. Или из наркотического пике. Или из тюрьмы. Да они и сами себе это пророчили в куплетах: сочнее и хлестче всего это получалось у Паши Техника.
Жизнь, как это водится, оказалась самым непредсказуемым сторителлером. Побывав и в пике, и в тюрьме, и в коме, и в рехабе, Паша Техник возвращался, как заколдованный бумеранг, и при этом становился все известней и популярней. Сейчас он, как справедливо пишет Даня Порнорэп, уже народный герой. Ну типа Владимир Семеныча Высоцкого для зумеров, с той только разницей, что песни Высоцкого миллионы людей знали наизусть. А Паша Техник для большинства из тех, кто следил за его последними днями жизни и надеялся, что он таки выйдет из комы, остается скорее героем диких мемов, нелепых роликов и интернет-шоу, да и вообще каким-то символом вечного беспредела.
Но вообще-то Паша Техник, не комик, а трагик, был отличный рэпер, мастер слова очень сильный, с интуитивным чутьем и рифмы, и панча, и ритма, хотя и был все время, как казалось, не в фокусе. Первые альбомы Kunteinyr (особенно “Эдвард Руки Ножницы Бумага” и “В гавно”) заслуживают места в Зале славы русского рэпа (если таковой когда-нибудь появится).
Послушайте их внимательно, если сможете (и если вам уже больше 18).
💔3710💩10🕊6😭2
Был бы в Москве сходил бы на No Wave! в ДК Кристалл, а придется ограничиться их плейлистом - ведь там (см. ниже) отборные obscurities.
🔥2
Forwarded from psycho daily (Alisa Po)
💎 No Wave! в «ДК Кристалл»: диковинки перестроечной музыки и промокод на скидку

В пятницу идём на большую вечеринку No Wave! Творческое объединение, возвращающее на танцполы колдвейв, синти-поп и рок-н-ролл, впервые выходит на масштабную площадку — и собирает лайнап под стать. В программе: концерт «Труда», электрогитарные эксперименты Марка Есина и Аборигена, синтезаторный лайв Тимура Птахина (бессменного арт-директора казанской «Соли»), а также меломанские диджей-сеты — от Ромы Немова до Ranishe Niyaak.

Мы попросили основателей No Wave! и наших друзей — Андрея Клинга и Ильдара Иксанова — поделиться hidden gems перестроечной музыки. Среди них: каверы Мамонова на The Beatles, постпанк из Иваново и позднесоветский трип-хоп.

🎺 Сборник «Трубач» (1990)
Квадриптих, спродюсированный композиторами Василием Шумовым («Центр») и Владимиром Рацкевичем. Если сложить все обложки вместе, получится фото Родченко (дорогая затея). Сборник экспериментальных и местами суровых песен, чего только стоит «Мишень для острот» группы «Ночной проспект». Про релиз есть исчерпывающая справка.

🕶 Сейф — «Слепой музыкант» (1991)
Краши Ивановской области. Обскурная арабика с настроением Minimal Compact и Foreign Affair, записанная зимой в Палехе.

🏃‍♂️ НЗ — «Гонец» (1991)
Из бордового сборника «Однажды в рок-клубе». Это недорогие компиляции, выходившие в разных цветах: какой оттенок, такое и настроение. В этом — бунтарский пост-панк, а герой песни про гонца явно стремится на сцену где-то в Манчестере.

🕳 Инсаров — «в Землю» (1992)
Находка Жени «Интуриста» Горбунова. Ценное ископаемое свердловской сцены — с хонтологическим звуком и пронзительным мелодизмом.

💨 Лысые Игрушки — «Дым волшебной травы» (1992)
Оренбургский Spacemen 3, трип-рок в форме свингующей элегии. Песню нашёл наш друг Лёва Koyil.

🎸 Шумов и Мамонов — «Русские поют» (1994)
Далеко не загадка, но все равно любопытная запись. Совместный альбом, записанный в США. Каверы на «Битлз» и «Пинк Флойд» с оглядкой на актуальное звучание 90-х. Самое странное караоке в вашей жизни.

🦓 Братья Сердцееды — «Звери» (1996/1997)
Трек с кассетного сборника «Русский реггей. Первый». К сожалению, ютуб-рип не передает груз баса; но слышно, что продакшен делали с оглядкой на даунтемпо и трип-хоп. Настоящий проект-призрак.

🇦🇲 Улицы — «Армянская кислота» (1997)
Лихая группа из Петербурга. Есть версии, что в песню зашито мощное армянское ругательство.

🐕 Рио Вокруг Бомбы — «Злые Собаки» (2001)
Тольяттинские мечтатели, записавшие свою версию Wicked Game Криса Айзека — про грозу и злых собак.

No Wave!
11 апреля, ДК Кристалл, 22:00
Билеты: miqroflora.timepad.ru
Промокод для психят: PSYCHOWAVE
21🔥4
Сергей Самойлов
“Пришельцы” (1991)

Ленинградского композитора Сергея Самойлова мало кто сейчас вспомнит. О нем почти нет информации в интернете. Два редких альбома, изданные «Мелодией» — вот и вся память, оставшаяся о талантливом человеке. Самойлов писал музыку для театра и телевидения. Причем, для весьма популярных в Союзе передач: для «Бенефисов» Евгения Гинзбурга и программ прогрессивного Ленинградского ТВ, «Чертово колесо» и «Телекурьер».
С музыки для заставок телепрограмм и начались опыты композитора с компьютерной музыкой. Однако тянуло Сергея Самойлова к классическим формам, с которыми он пытался поженить электронный звук и новые технологии. Его вторая и последняя пластинка, вышедшая уже после смерти композитора, «Пришельцы» — это сюита для фортепиано и синтезаторов, вещь странная и по-настоящему страшная. Прихотливо и внезапно жонглируя стилистиками, от великих романтиков до блюза и эмбиента, композитор рисует поэтические звуковые картины. Только для того чтобы их пожрали «пришельцы» — жутковатые электронные кластеры-метастазы, вторгающиеся в тонкую музыкальную ткань.
Отчасти «Пришельцы» напоминают прозу Владимира Сорокина в звуке, когда, скажем, элегический бунинский текст начинает сходить с ума и разваливаться на куски. Я так понял, что «Пришельцы» о том, что человеческая цивилизация не выживет — неизбежно падет под натиском неведомой силы. Причем речь тут, конечно, не про вторжение инопланетян. Важный момент: саунд у «Пришельцев» — абсолютно хонтологический, напоминающий саундтреки к советским научно-фантастическим теле и радиоспектаклям, что добавляет этой музыке красоты и крипоты.
18🔥6❤‍🔥1😱1💩1
С недавних пор первый сезон нашего с Лялей подкаста “Полчаса музыки” можно послушать на “Яндекс.Музыке”.
Все 9 выпусков.
В первом сезоне было много разной музыки и разговоров про нее.
Например, про "потерянного гения" советского пианизма Анатолия Ведерникова и ностальгию по утраченному от электронщика Игоря Леня.
Про великого сказочника Геннадия Гладкова и потерянного импрессиониста Федерико Момпоу.
Про бал призраков из “Сияния” и “Голоса под стеклом” Сальваторе Шаррино.
Про утонченного интеллектуала Альберто Хинастера и дикого джазового кота Гато Барбьери.
Про правдивую историю о летчице Амелии Эрхарт и электронный альбом о жизни и смерти одного Пятачка.
А также у нас были выпуски с дорогими гостями: с популяризатором доказательной медицины Фёдором Катасоновым мы обсуждали не шарлатанство ли музыкальная терапия.
С писателем Сергеем Кузнецовым — любимые музыкальные фрагменты из фильмов Ингмара Бергмана, Михаэля Ханеке, Бернардо Бертолуччи, Ларса фон Триера, Дэвида Карпентера, Питера Гринуэя и Пола Томаса Андерсона.
С Кириллом Ивановым и Женей Борзых из группы "СБПЧ" — рецепт рождественской песни и "картошку” в волшебной музыке Арво Пярта.
С поэтом Марией Степановой — «стыдные» музыкальные радости в широком спектре от итальянской оперы и интернационального танго до русского блатняка и советской эстрады.
Послушайте наш подкаст — вдруг вы что-то пропустили.
А мы с Лялей начнем готовиться ко второму сезону.
🔥2514
КРАСНАЯ КНИГА pinned «С недавних пор первый сезон нашего с Лялей подкаста “Полчаса музыки” можно послушать на “Яндекс.Музыке”. Все 9 выпусков. В первом сезоне было много разной музыки и разговоров про нее. Например, про "потерянного гения" советского пианизма Анатолия Ведерникова…»
По поводу «Цойгейта» (см. пост Александра Морсина внизу) хочу сказать: не смотрите Минаева — читайте про Цоя книжки. Детские 😎 там все правдиво написано и нарисовано.
17❤‍🔥4🔥1
На канале Минаева вышел ютуб-док про Цоя – и это дно.

Убогая бездарная халтура gpt-нищенок.

Можете ткнуть в любой момент, вот просто куда угодно в таймкоде – скорее всего там будет в лучшем случае неточность.

Такого шлака полно, но тенденция удручает, реально плаки-плаки( Потому что, очевидно, такого позора будет только больше. Выпуски окупаются, просмотры есть, а других кипиай не будет.

Проблема в том, что это реально gpt-конвейер, с которым все сложнее спорить.

Это не ошибки, опечатки, оговорки или случайный перл неопытного автора; это именно что баг gpt-сценария, баг машинного текста, над которым дальше никто не сидел.

Например, ведущий говорит, что в работе над «Начальником Камчатки» Цою помогал Башлачев. Тут можно даже не гадать, как СашБаш, которого на момент записи альбома не знал даже Троицкий, еще до первых квартирников в столицах, без связей и вписок – как-то залетел на альбом «Кино».

Нет, просто Башлачев, как и Цой, работал в котельной под неофициальным названием «Камчатка». Либо еще проще: из-за бонус-треков к «Начальнику», добавленных к альбому в ‘90-х, где Цой поет с Башлачевым. Сетка сгенерировала плюс-минус то, что съела, а дальше – похуй.

Вот ведущий говорит, что Бугаев-Африка играл в «Ассе» персонажа по имени Банан. Это не оговорка. Он так произносит несколько раз, без тени смущения. Почему не Бананан? Потому что альбом Чернавского, с которого есть пошла песня, давшая имя персонажу, назывался «Банановые острова». Речь там явно шла про банан, значит, и героя звали Банан. Возможно, кто-то из команды Минаева даже исправил подчеркнутое красным, убрал лишний слог. Бананан же явно ошибка.

Кстати, слог. Он, как вы понимаете, должен быть выше среднего, должно быть «вкусно написано». А лучше «сочно». Чтобы эпитеты, образы, метафоры и стиль. В результате Япония в изложении ведущего стала «Поднебесной». Ну вот такие китайские подделки фразеологизмов и окказионализмы по акции.

Есть проигранные битвы с логикой типа пересказа хрестоматийной истории про ночной концерт «Кино» в Братске. Группа тогда не получила предоплату за выступление, но все равно отыграла гиг, так как фанаты пришли брать гостиницу штурмом. Такая же концовка у ведущего, но перед этим он со ссылкой на Айзеншписа утверждает, что концерт отменили, «билетов продано мало». То есть так мало, что внушительная толпа пришла громить гостиницу.

Всякие мелкие нестыковки в датах, ошибки с подписями и прочий детсад опускаю, это придирки, роскошь для этой минаевской рубрики.

Есть штука поважнее. За час с лишним, что длится это джипити-ралли, ни разу не прозвучало одно имя. Как-то так вышло, не знаю почему. Ведь как вроде важная фигура для Цоя: ориентир, соратник, друг, учитель. Кто убедил Тропилло, что «Кино» надо записывать. К кому Цой пришел перед отправкой в психушку – чтобы набраться духу и убедиться в правильности пути. С кем Цой до последнего сверялся в оценке качества песен.

Напомню команде рубрики, что его зовут Борис Гребенщиков.

Да, он иноагент, и его имя зачем-то выпиливают откуда только можно. Но вы же можете этого не делать! У вас же есть орава юристов, которые могут подсказать, что вас не расстреляют, если ведущий вдруг назовет две заветные буквы. Поставьте эту ебаную плашку (хотя и это не обязаны делать; поди докажи, что БГ – это не Борис Грызлов), упомяните все его преступления перед отечеством, но, сука, только не это онемевшее «музыкант “Аквариума”».

Три с лишним года назад, до войны, Минаев ходил к БГ брать интервью, смотрел ему в рот и лез в кадр с «большой звездой». Куда все делось?

Обосраться с командой, которая не заметила ни до съемок, ни в процессе, ни потом всех этих бананов Башлачева в Братске – ладно, проехали. Но так сливать БГ – подлость и маразм.
49🔥23🍌13😢8
В день рождения Аллы Борисовны Пугачевой надо вспомнить одну редкую пластинку, на которой написано её имя, но не звучит её голос. Это «Дискотека “А”. Из репертуара Аллы Пугачевой» — винил, который я не раз с успехом крутил на вечеринках.
ВИА «Ритм» под управлением Александра Авилова — ансамбль из Харькова, ставший первой аккомпанирующей группой АБП, когда после триумфа на «Золотом Орфее-76» началась её сольная карьера. Именно с «Ритмом» Пугачёва дала первые концерты по СССР, записала саундтрек к «Женщина, которая поёт», альбомы «Зеркало души» и «Поднимись над суетой».
В 1980-м «Ритм» был заменён на «Рецитал» — новую команду, собранную из преимущественно московских музыкантов. По легенде, Пугачёву перестал устраивать профессиональный уровень харьковской группы. Но, скорее всего, дело было в другом — изменились правила «Росконцерта», и к концу 1970-х музыкантам из союзных республик запретили там работать. АБП пришлось распрощаться с харьковчанами по указке сверху. Но некоторые из музыкантов «Ритма», например, гитарист Талгат Тухтамышев, перешли в «Рецитал».
Перед прощанием «Ритм» записал инструментальную пластинку с танцевальными версиями хитов Пугачёвой 70-х — с мощным грувом, витиеватыми аранжировками и музыкантскими финтами. Мой любимый трек с неё — почти 10-минутная афро-бразильская фантазия на тему «Этот мир придуман не нами», гениальной песни Зацепина, которую АБП, увы, так и не удалось достойно записать. «Ритм» сделал это за неё. И без неё.
Послушайте — и убедитесь: с профессиональным уровнем у «Ритма» было всё в полном порядке.
🔥4119💅7😱1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Майку Науменко — 70. Без лишних славословий предлагаю послушать в этот день (да и в любые другие) лучший и кажется единственный, к сожалению, не единственный кавер-альбом с песнями "Зоопарка". Он был спродюсирован в 1993-м Александром Малковым и Игорем Шапошниковым ("Братья по разуму"). Над проектом работали лучшие люди тогдашнего московского альтернативного и электронного андерграунда, посмотрите на треклист. Эта пластинка эпизодически встречается на виниловых барахолках — и нередко, увы, в состоянии mint.
Последний трек с этой пластинки: «Сегодня ночью», кайфовая переделка Майком песни Дэвида Боуи "Tonight" в исполнении Фантастического Бориса Раскольникова, создателя культового клуба "Третий путь".
40🔥17❤‍🔥3🕊1