пЫлеглот – Telegram
пЫлеглот
165 subscribers
1.41K photos
26 videos
9 files
371 links
Про книги, образование, языки от марксиста-преподавателя. Ковыряю бытие с целью его дальнейшего преобразования.
Download Telegram
Никита Михалков о США, Европе и тех, кто сможет сегодня сохранить культуру для человечества

«Это даже не время «Оскара» прошло. Это время Америки прошло. Америка стареет, дряхлеет, деградирует. Все меняется. Той Америки 1980-х годов, которую мы знали, любили, понимали, о которой мечтали, ее больше нет, она разрушена самой же собой, своей политикой, «демократическими» новшествами, квадроберами, абсолютными нарушениями всяких человеческих, нравственных и божественных правил».

«Я считаю, что сегодня и Россия, и евразийское пространство дают реальную надежду на сохранение культуры для всего человечества. Сохранение и защита тех незыблемых традиционных ценностей, которые человека делают человеком, обладающим душой, обладающим такими понятиями, как стыд, сострадание, совесть, любовь, признание своего божественного происхождения».

О, глубокомысленно! Никита Сергеевич Михалков, наш неутомимый страж духовных скреп, с трогательной ностальгией вспоминает Америку 80-х — видимо, последний оплот подлинной нравственности перед нашествием квадроберов и прочей нечисти. Как логично, что именно на фоне этого «заката» мы с таким пафосом возводим свой культурный бастион. Ведь взрослому россиянину, как известно, стоит лишь легально увидеть что-то нетрадиционно-ценностное — и родину продаст не задумываясь. Зато как вдохновляет наше особое понимание защиты традиций: под бравурные фанфары о священном наследии, советские сказки волшебным образом преображаются в дорогущие подделки — с бюджетами космических масштабов, графикой из прошлого тысячелетия и отвратительной игрой актеров. Для пущей сохранности, разумеется.
😁10👍4💊1
#напосмотреть
«Злость, тщеславие, нежелание сдаваться и жажда борьбы привели меня на путь, с которого не сойти… Я хотел бороться с несправедливостью, не задумываясь о цене, а когда взглянул вниз, земли под ногами уже не видел. И тот я, что начал эту битву, никогда не получит признания или зрителей, или хотя бы благодарности» (из речи персонажа в сериале «Андор»)

Существующая действительность тихо и незаметно впивается и высасывает кровь. Работа, покупки, обеды, разговоры. Все застыло. И хотя сегодня кажется, что дальше так продолжаться не может, завтра придет и издевательски ухмыльнется: «Нет, еще не все. Продолжай терпеть». Удушающая рутина и безнадега – вот то, что испытывают жители миров под пятой Империи в «Андоре».

В сериале мы видим, как персонажи учатся и учат, ищут противоречия, пытаются найти выход, спорят, ругаются, злятся на реальность и ненавидят то, что стирает с лица общества все человеческое. Они – словно пионеры, видевшие борьбу лишь на страницах книг. А каково ее реальное лицо в этом вымышленном мире?

Понятия не имею, как получилось, что сериал о борьбе с угнетающей системой прорвался к зрителю: либо управленцы медиакорпорации «Дисней» окончательно отупели, либо создатели сериалы – гениальные хитрецы. В центре сюжета – активная подготовка к сопротивлению: налаживание связей в подполье, изображение редких, но неизбежно кровавых столкновений, поиск ресурсов и союзников.

В «Андоре» нет героев с мечами и суперсилами, сериал показывает людей, которые в какой-то момент поняли, что их уже не просто загнали в угол, а уткнули лицом в стену и приставили пистолет к голове. Те, кто выбрал бороться, внезапно не обретают святость и разум, они все еще эгоистичные, местами трусливые и мелочные, жаждущие признания и нуждающиеся в поддержке и пинках. В первом сезоне революционеры еще только осознают себя, а потому фокус – на изменении и становлении личностей. Второй сезон сконцентрирован на процессах, в которых персонажи сквозь случайность и необходимость пробивают путь к новому обществу.

Диалоги в сериале наполнены смыслом, у действий есть причина и следствие, герои понятны и именно поэтому интересны. Картинка в «Андоре» качественная и радующая глаз, а каждый спецэффект оправдан. Есть тут и отсылки на революционные лозунги и речи. А финал, хотя и может показаться не совсем тем, что хотелось бы увидеть, все еще реалистичный и намекающий…

Однозначно рекомендую посмотреть этот шедевр политической драмы, чтобы глубже понять ту бездну сложностей и жертв, что стоит за фразой «революции не делаются в белых перчатках».
https://www.youtube.com/watch?v=ffOOR8Z6KVE
👍13🔥2
#ПролетарскийЮмор

Прочла я тут заметку Александра Батова о нашумевшем выступлении Романа Осина и его «собутыльников». На всякий случай накидала небольшое руководство, а то, вдруг, коммунисты/марксисты/левые снова позволят себе ТАКОЕ недостойное поведение.

Малый Быт-Устав Сознательного Строителя Коммунизма (МБУССК) (предназначено для внутреннего партпользования и ежедневной самокритики)

❗️Настоящий коммунист - трезвенник и язвенник! А если и пьёт, то только один и в темноте, чтобы не дай бог не навредить своей репутации.

❗️Товарищ! Пил – сиди дома и читай «Капитал»! Выходи на люди только с трезвой мыслью и кристально чистым классовым сознанием!

❗️Отдыхать на диване? Разрешается только в позе "Рабочего и колхозницы" и с томиком Ленина на груди. Кино? Только документальные фильмы о сборе урожая.

❗️Коммунист не причесывается, потому что этот акт – не что иное, как примирение с собственным отражением, а не беспощадная критика и самокритика, которой должна быть пронизана каждая минута его бытия.

❗️Смеяться можно только над анекдотами про буржуев. Пение? Только хором и только пролетарские гимны.

❗️Принять ванну? Роскошь! Настоящий коммунист моется под ледяным душем за 30 секунд – это закалка духа и тела для грядущих баррикад. Чистить зубы? Только пастой «Диамат» и только с мыслями о прибавочной стоимости.

❗️Настоящий коммунист спит в позе «Готовность №1», а сновидения должны проходить цензуру: только о мировой революции и перевыполнении плана. Храп – признак идеологической расслабленности.

❗️Чихать? Только с криком «Апчхи на буржуазию!» .

Помни, товарищ: образцовый коммунист – это святой без тела и потребностей, парящий над бытом. Всё кроме РЕВОЛЮЦИИ – от лукавого и контрреволюционной слабости! Если ты живешь – ты уже подозрителен. Лучше сразу самоликвидируйся во имя чистоты идеи!

Пояснение: не являюсь поклонницей ни Батова, ни Осина, ни Рудого. Но откровенно надоели наставления левых блогеров о том, какими должны или не должны быть коммунисты, как им думать можно, а как - нельзя. Каждый делает то, что может и хочет, а все эти выяснения отношений - пустая трата времени и сил.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤣11🤔2🤡2👍1
11 июля 2025 года Президент Российской Федерации подписал закон "Об утверждении Основ государственной языковой политики Российской Федерации". Среди основных принципов реализации государственной языковой политики указаны (раздел IV):
д) обеспечение культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохранение ее этнокультурного и языкового многообразия;
е) обеспечение государственных гарантий сохранения языков народов Российской Федерации как объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.

Смотрю на статистику за первое полугодие 2025-го, опубликованную Российской книжной палатой еще до июльского Указа, и не понимаю, как он может быть реализован. С начала года на русском языке было издано (имеются в виду издания, а не тираж) - 51337 книг, на татарском – 153, на башкирском – 85, на якутском – 39, на удмуртском – 42, на чувашском – 19, на марийском – 12, на коми и балкарском – 11. Дальше десятки языков с одной-двумя книжками за полгода. Ирония в том, что даже церковнославянский (издано 20 книг!) оказался «живее» в типографиях, чем многие живые языки коренных народов РФ.

Возвращаемся к Указу Президента и смотрим раздел V. Среди задач государственной языковой политики в сфере обеспечения условий для сохранения, поддержки и развития государственных языков республик РФ и других языков народов РФ указаны: совершенствование системы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по изучению и преподаванию языков народов РФ, а также поддержка развития литературной традиции на языках народов РФ; повышение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и мировой литературы, фольклора, детской литературы и других произведений, созданных на языках народов РФ.

Казалось бы, задачи хорошие и важные, однако существующие проблемы они не учитывает. Как нарастить выпуск книг на языках республик и народов РФ, если система десятилетиями работала почти исключительно на русском? Как и кто будет развивать литературу народов РФ? Откуда взять учителей, которые будут преподавать языки народов РФ?

P.S. И еще немного данных: за первое полугодие 2025 года было выпущено 582 изданий на английском языке, 33 издания – на немецком, 29 изданий – на французском, 17 изданий – на китайском, 14 изданий – на арабском.

Все статистические показатели по выпуску книг за 1 полугодие 2025 года здесь: https://www.rsl.ru/ru/rkp/gos-bbu/statistika-pechati-1i-spravochnaya-rabota#5-noscript
👏41
Решила посмотреть демонстрационный вариант экзамена по истории России и основам законодательства Российской Федерации для целей приобретения гражданства Российской Федерации... А те, кто уже имеют российское гражданство, точно знают ПРАВИЛЬНЫЙ ответ?🙈
😱1
«Одну из моих лучших речей я произнес под проливным дождем в Гайд-парке, перед шестью полицейскими, посланными наблюдать за мной, и секретарем общества, по просьбе которого я выступал, - он держал надо мною зонтик. Я решил во что бы то ни стало заинтересовать полицейских, хотя слушали они меня лишь по долгу службы, - обычно, как только они убеждались, что оратор безвреден, они тут же забывали о нем. Я развлекал их больше часу».

«Люди указывают на проявление личных симпатий и антипатий в моих рецензиях так, словно обвиняют меня в каких-то предосудительных поступках, не ведая того, что критический обзор, в котором нет личных симпатий и антипатий, не заслуживает того, чтобы его читали. Именно способность воcпринимать хорошие и дурные образцы искусства как нечто касающееся тебя лично и делает человека критиком».

«Не моя вина, читатель, что мое искусство выражает скорее мои моральные убеждения и непримиримость духа, чем мое чувство прекрасного. Я провел жизнь по большей части в больших современных городах, где мое чувство прекрасного умирало от голода, в то время как ум мой осаждали всяческие проблемы».

Из книги «Бернард Шоу» под авторством Эмриса Хьюза. Хьюз написал ее по просьбе советских друзей, в том числе и С.Я. Маршака, который особенно настаивал следующим образом: «Написали же вы биографию Уинстона Черчилля, а ведь Шоу был куда крупнее его и сделал для человечества куда больше».
🥰5
Минпросвещения РФ рекомендовало учителям проследить за поведением детей иностранцев, чтобы выявить у них возможные склонности к преступлениям. Специально для этого совместно с МВД и Минобрнауки создали методичку, которая включает чек-лист для выявления таких детей. Учителям предлагают отслеживать высказывания учеников-мигрантов, возможные пренебрежительные оценки исторической памяти, российских ценностей и госсимволики, а также их реакцию на уроки «Разговоры о важном».

Посмотрела методичку и весьма не знаю, что в ней является целесообразным...

Во-первых, требования к учителям выходят далеко за рамки их компетенций. Мониторинг высказываний, анализ символики на одежде, оценка интернет-активности и выявление «крайних суждений» — это функции психологов, социологов и сотрудников правоохранительных органов, а не педагогов.

Во-вторых, ежедневный контроль высказываний в тетрадях/соцсетях и беседы с учениками потребует десятки дополнительных часов. При этом рекомендации не предусматривают ни сокращения учебной нагрузки, ни оплаты этой работы.

В-третьих, в методичке акцент сделан именно на иностранных учениках, а в чек-лист включены такие нарушения, как пропуск занятий и конфликты с одноклассниками. Т.е. если школьники с гражданством РФ пропускают уроки или же задираются, то это ОК? Или будет еще одна методичка?

В-четвертых, рекомендации не содержат четких критериев оценки. Что считать «пренебрежением к исторической памяти»? Является ли цитата из дополнительно прочитанной книги о спорных событиях «крайним суждением»?

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий задает логичный вопрос: «Почему мы должны специально заранее настраивать учителей на то, что именно дети иностранных граждан будут вести какие-то противоправные разговоры?». В методических рекомендациях ответа нет, так что предположу, что он был бы вполне привычным: «Патамушта».

Методичка здесь: https://education.bashkortostan.ru/documents/active/637231/
👍4🥰1
Эка у нас специалисты какие есть... И эксперт, и политолог, и в моде разбирается.
🙊🙊🙊
😁8🏆1
Минпросвещения РФ распространило среди региональных министерств обновленный перечень произведений патриотической направленности, созданных современными авторами. В список включили более 60 книг, разделенных по возрастным группам.

Каждая возрастная категория содержит несколько тематических блоков. Для самых юных читателей это произведения «О родной земле», о Великой Отечественной войне и о великих людях России. В рекомендациях для средней школы появляются масштабные разделы, посвященные истории Древней Руси, такие как «Полководцы Святой Руси» и «На страже русской земли». Для старшеклассников список дополняется книгами о Первой мировой войне и историческими биографиями.

Принципиальной новизной данного перечня, как следует из документа, является появление отдельного тематического блока «Zа наших» для средней и старшей школ. В него вошли книги, непосредственно связанные с событиями на Украине. Для учеников 5-9 классов это, в частности, «Тени Донбасса: маленькие истории большой войны» Олега Роя и «Герои СВО. Символы российского мужества» Михаила Федорова. Для 10-11 классов — «Донбасс — сердце России» Олега Измайлова и сборник стихов о специальной военной операции «Поэзия русской зимы», в составлении которого принимала участие главный редактор RT Маргарита Симоньян, а предисловие написал Захар Прилепин. Его произведение тоже есть в списке — сборник историй о литераторах «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы».

«Кто-то может сказать, что современные школьники перегружены информацией. Но к чтению — тем более качественной художественной литературы и документальных произведений — школьников нужно постепенно приучать и дисциплинировать, — уверен научный директор Российского военно-исторического общества, директор Центра по изучению войн и геополитики Института всеобщей истории РАН Михаил Мягков.

По мнению же некоторых работников сферы образования появление данного списка литературы напрямую связано с текущими политическими событиями, а сам список стирает грань между патриотическим воспитанием и политической пропагандой. Историки же отмечают, что некоторые книги написаны публицистами, а не профессиональными учеными, и могут предлагать упрощенную или мифологизированную версию истории.

А я думаю, что все попытки оправдать/поддержать/закрепить текущий политический курс достаточно бесполезны. Пока люди живут от зарплаты до зарплаты, копят на ипотеку и поход к стоматологу, любой официальный нарратив будет разбиваться о простой быт. И никакие патриотические списки литературы это не изменят.
💯11
«В России быть дураком — не грех, а беда. Притворяться же умным — и грех, и стыд» (С.Есенин)

Посмотрела выпуск программы «ЗАХАР+», посвящённый Владимиру Маяковскому и Сергею Есенину. Ожидала хоть какого-то разговора о творчестве, но стала свидетелем удивительного перформанса на тему «как говорить о поэзии, не упоминая собственно поэзию».

Ведущий – Захар Прилепин, и его гости – поэт Алёна Орлова, литературный критик Алексей Колобродов, член правления Союза писателей Вячеслав Коновалов и доцент МГУ Анна Ревякина.

Анна Ревякина погрузила нас в интимный мир стоматологических практик футуристов, с упоением рассказывая о том, как Лиля Брик повлияла на зубы Маяковского. Вот какая мудрая русская женщина, вот как она помогала великому Маяковскому!

Не меньше поразила историческая проницательность Алёны Орловой, обнаружившей корни рок-культуры в зарубежных поездках поэтов. Жаль только, что историки музыки до сих пор не оценили это фундаментальное открытие. Ждем со дня на день...

Вячеслав Коновалов поделился пронзительным бытовым открытием: его дочь купила красную сумку с Маяковским, а внутрь положила книгу Есенина. Это, по его мнению, и есть главный символ неразрывной связи двух поэтов. Глубинная связь "Красного коня" Петрова-Водкина с поэзией Хлебникова, безусловно, ждёт своего исследования через призму узора на её летней майке.

Захар Прилепин обратился к бОльшим геополитическим смыслам, заявив, что Есенин и Маяковский взламывали грязный западный буржуазный канон через свое творчество. Ну, а Алексей Колобродов напомнил, что все остальные поэты Серебряного века просто скромно стояли в сторонке, пока Маяковский с Есениным единолично осмысляли революцию. Блок, Цветаева, Мандельштам, Ахматова и многие другие просто мимо крокодилы.

Стихи, идеи, исторический контекст — всё это осталось за кадром, уступив место мифам, анекдотам и безосновательным заявлениям. Но как развлекательное шоу на тему «что можно придумать о поэтах, не открывая их книг» — продукт, безусловно, любопытный и весьма показательный для нашего времени.

«Язык надо держать на наморднике ума и сердца» (В.Маяковский)

https://vkvideo.ru/video-226758143_456239658
6🔥3
Остановите Землю...🙈🙈🙈
😁9🔥2
Немного о Доктрине Монро

Впервые принципы Доктрины Монро были озвучены президентом Дж. Монро в ежегодном послании Конгрессу США в 1823 г:
«Граждане Соединенных Штатов питают самые дружеские чувства к своим собратьям по ту сторону Атлантического океана, к их свободе и счастью... Политическая система союзных держав существенно отличается... от политической системы Америки... Поэтому в интересах сохранения искренних и дружеских отношений, существующих между Соединенными Штатами и этими державами, мы обязаны объявить, что будем рассматривать попытку с их стороны распространить свою систему на любую часть этого полушария как представляющую опасность нашему миру и безопасности. Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы. Но что касается правительств стран, провозгласивших и сохраняющих свою независимость, и тех, чью независимость после тщательного изучения и на основе принципов справедливости мы признали, мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединенным Штатам».

Some years later…

Политические позиции США укрепились после победы в испано-американской войне в 1898 г., итогом которой стало установление протектората над Кубой и принятие т. н. поправки Платта (права США на вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику Кубы, включая оккупацию ее территории), приобретение колоний (Филиппины, Гуам и остров Пуэрто-Рико).

Последующее продвижение США на юг связано с политикой «большой дубинки» Т. Рузвельта, инициированной в 1904 г. Началась эпоха американских интервенций в карибские и центральноамериканские страны: в Мексику (1914, 1917 гг.), на Кубу (1906, 1912, 1922 гг.), в Никарагуа (1909, 1912 гг.), Доминиканскую Республику (1916 г.). С 1900 по 1913 гг. 16 раз американские пехотинцы отправлялись в Гаити. Затем под предлогом взимания долгов, обеспечения экономических интересов США и защиты прав американских граждан была направлена американская эскадрилья в воды Южной Америки. При этом в ходе революции в Мексике (1910–1917 гг.) удалось достичь соглашения об отказе США от вмешательства во внутренние дела страны. К 1939 г. Единственной страной, куда ни разу не вторглись США, оставалась лишь Коста-Рика.
👍10🏆2
Минпросвещения разработало приказ, который с этого сентября сокращает уроки английского в 5–7-х классах до двух в неделю. Вслед за ним, с 2025 года, под нож также пойдут французский, испанский и китайский, а с 2026 — немецкий. Звучит как скучная бюрократическая новость, но на деле это — еще один шаг назад.

Для начала — краткий ликбез по уровням языка. Чтобы было понятно, о чем речь, специалисты используют общеевропейскую шкалу CEFR: А2 — могу что-то сказать, прочитать и понять простой текст. В1 — могу обсудить знакомые темы и написать простой текст. В2 — могу уверенно общаться с носителем, понимать сложные тексты и аргументированно выражать свое мнение. Именно этот уровень ждут от абитуриентов топовых вузов.

Чтобы сдать ОГЭ после 9 класса более-менее прилично, школьнику нужен, как минимум, уровень А2+, а в идеале — В1. Чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл (а он нужен для поступления на многие престижные специальности), требуется уверенный В2. Раньше школа с 3-4 часами в неделю хотя бы стремилась дать необходимый для ЕГЭ уровень. Теперь это стало практически невыполнимой задачей. При новом раскладе общее количество аудиторных часов катастрофически сокращается. По международным меркам, такого объема хватит лишь на то, чтобы к выпуску «доползти» до уровня В1. В2 — становится почти недостижимой целью в рамках школьной программы. Возникает чудовищный разрыв — школа к окончанию 11 класса будет формировать В1, а на ЕГЭ будут требовать В2. Это значит, что абсолютное большинство семей будет поставлено перед жестоким выбором: либо смириться с низкими баллами, либо с самого начала средней школы нанимать репетитора, либо просто забыть про языки...

К чему это приведет в итоге? 1) Для детей из регионов и менее обеспеченных семей возможность знать язык на уровне, достаточном для поступления в хороший вуз, станет еще призрачнее. 2) Школа окончательно перестанет быть местом, где реально учат языкам. 3) Вторые языки (немецкий, французский и пр.) могут просто исчезнуть. Их и так выбирают немногие, а с сокращением часов и отсрочкой до 2026 года, директорам будет проще их вообще закрыть, оставив только английский.

Это не «оптимизация», а еще одно понижение планки общего образования. Государству не нужно массовое владение иностранными языками, и проблема такого подхода — в добровольной изоляции. Незнание языков в современном мире имеет конкретные и печальные последствия. В первую очередь, это серьезные профессиональные ограничения. Мир глобален, и работа в IT, науке, финансах, журналистике и многих других сферах очень быстро упирается в потолок без знания английского. Более того, без знания иностранных языков мы оказываемся в информационной клетке. Мы можем читать и смотреть только то, что нам перевели и отфильтровали. Для страны последствия тоже "веселые". Конкуренция между государствами — это конкуренция идей и технологий. Отрезая новое поколение от мировой науки и культуры, мы обрекаем себя на вечное догоняющее развитие и зависимость от чужих переводов и трактовок.

P.S. В.Путин владеет немецким и приличным английским, С.Лавров и Э.Набиуллина - французским и английским, Д.Песков - английским и турецким, В.Матвиенко - английским и итальянским, М.Захарова - английским и китайским, М.Мишустин, А.Силуанов, А.Оверчук, М.Решетников, М.Шадаев, В.Фальков - английским.
👍8🤬3🙊2😢1💯1