ulab – Telegram
ulab
605 subscribers
532 photos
18 videos
46 links
архитектура, урбанизм, ландшафтный дизайн

https://www.instagram.com/ulab.team

почта для связи hello@ulab.team
Download Telegram
R1.Lab показало лучшие архитектурные проекты инвесторам из 50 стран на международной выставке в Саудовской Аравии.

Понимание архитектурной повестки Ближнего Востока и новые деловые контакты с международными компаниями сложились у представителей архитектурного и проектного бюро R1 на форуме Cityscape Global 2024, который проходит с 11 по 14 ноября в городе Эр-Рияд, Саудовская Аравия.

На одной из крупнейших выставок недвижимости и градостроительства в мире компания представила стенд в рамках павильона Правительства Москвы, который демонстрирует достижения в области градостроительства, архитектуры и устойчивого развития. R1 также провел несколько презентаций своих ключевых градостроительных проектов и инновационных решений в области архитектуры, которые реализованы по всей России — в Москве, Екатеринбурге, Казани, Владивостоке, Уфе, Перми, Иркутске, Пензе, Астрахани и Новом Уренгое. За выступлениями наблюдали участники форума со всего мира. В делегацию R1 вошли руководитель архитектурного бюро R1.Lab Евгений Волков, главный архитектор проектов Сергей Винокуров и руководитель внешних коммуникаций Михаил Вербицкий.
«Для нас большая честь представлять Москву в международном холле Cityscape Global. Коллеги из департамента внешнеэкономических и международных связей сделали очень стильный павильон, который выгодно отличается от большинства на выставке. Экспозиция дает представление о том, что в России существует высокий уровень компетенций в области архитектуры, который может быть востребован за рубежом», — подчеркивает руководитель бюро Евгений Волков.

Московский павильон также стал площадкой для нетворкинг-дискуссий, где российские и зарубежные эксперты из ОАЭ, Египта, Индии, Пакистана поделились своим опытом и лучшими практиками, а также обсудили планирование городов будущего и новые технологии строительства.

«Основная ценность мероприятия — это расширение кругозора и понимание повестки Саудовской Аравии и соседних регионов. Мы познакомились с несколькими интересными компаниями. Узнали, какие проекты задают тренды на Ближнем Востоке, и поняли, какое может быть наше место в этих трендах. От просмотра различных павильонов выставки сложилось впечатление, что рынок Саудовской Аравии делится на две части: масштабные девелоперские проекты, которые ориентированы в основном на местную аудиторию, и передовые визионерские проекты, способные привлечь туристов со всего мира. Здорово, что мы стали частью глобального обмена опытом», — заключил Евгений Волков.
20👍12🔥5
Мы действительно любим архитектуру

Нам интересно смотреть шире рабочих задач, поэтому иногда и в свободное время мы изучаем тексты о развитии городов, размышляем о современной архитектуре и своем месте в ней.

Мы ценим, что архитекторы в нашей команде — люди с разным бэкграундом и видением архитектуры. Конкуренция идей и разных подходов помогает нам находить лучшие решения.

В связи с этим мы решили, что будем делиться мыслями членов нашей команды прямо здесь!

Начнем с размышлений нашего архитектора Михаила о фасадах:
9👍4🔥2
Forwarded from Мишина улица (Михаил Онучин)
Про фасады

Меня вдохновляет работа с внешним обликом зданий, поэтому я довольно часто придумываю фасады на проектах разных масштабов: от небольших домиков (ну хотя-бы этажей 6!) до крупных районов с кучей башен.

Спустя время удалось осмыслить свой процесс работы над фасадами и этапы создания проекта в целом, в результате чего получилась интересная схема. (Делился своими мыслями на нашей внутренней школе, решил кратко рассказать и здесь).

Процесс работы над среднестатистическим проектом жилья представляется мне в виде комплексного обеда.

Анализ участка, контекста, инсоляции — первое блюдо. Навристый борщ или кислые щи: не все любят, но надо.

Массинг и планировки — это основное блюдо. Это база. Макароны с котлетой, рис с курицей (иногда гречка, хотя, честно, не люблю гречку). Вообще основная еда в этот обед, без нее не наешься.

А фасады — это десерт! Самая приятная часть обеда. Чизкейк Нью-Йорк, торт муравейник или трубочка со сгущенкой. Это круто, это вкусно, но кто-то не любит сладкое (не осуждаю).

Но если съесть много сладкого, то будет болеть живот. Это печально, когда самая любимая еда не радует, поэтому важно питаться сбалансированно. В связи с этим я стараюсь есть делать все, хоть и с переменным успехом.

P.S. В комментариях прикрепил презентацию со смешными картинками.
14🔥6👍4🥰2
BIG IDEA и зачем она нужна.

Вставлять английские словечки в деловую речь — bad idea. Попробуйте казахский. Учтите, что нам нужна ұлкен идея, в ней должны быть артықшылықтары. Но мы пока остановимся на английском.

В хорошем проекте должна быть ключевая идея, которая собирает вокруг себя весь проект. Это лаконичная мысль, которую можно изложить одним-двумя предложениями.

Но ключевая идея нужна не только для того, чтобы рассказать о проекте, но и для того, чтобы разработать его.

Как BIG IDEA влияет на проект?

Во-первых, она нужна для синхронизации всех участников проекта. Вспомним притчу, когда несколько строителей носят камни, и каждого спрашивают: «что ты делаешь?», один отвечает: «я таскаю камни», другой говорит: «я зарабатываю деньги», а третий улыбается и произносит: «я строю храм». Понятное дело, что третий строитель работал энергичнее и быстрее. Когда ключевая идея сформулирована четко, каждый понимает, что и зачем каждый из участников процесса делает, и работа идет эффективнее.

Менеджмент изменений. Если у проекта не сформулирована ключевая идея, трудно понять, идет ли на пользу проекту то или иное изменение, будь то идеи заказчика или корректировки специалистов смежных сфер. Четкая сформулированная идея — это возможность предупредить возражения и негативные замечания, отстоять облик здания.

Big idea помогает принять сильное проектное решение. Когда есть понятное направление и сформулированное видение проекта, архитектору есть от чего оттолкнуться, легче дается поиск объемно-планировочных и фасадных решений.

Конкурентная отстройка. Исходя из идеи, заложенной в проект, название комплекса приходит само по себе, и проект проще позиционировать. Если же big idea в проекте не было, то приходят маркетологи, и начинают называть архитектурные проекты безликими названиями такими, как Европа Резиденс или Комфорт Делюкс, которые сейчас можно найти в каждом городе.

Ну и, как говорится, last but not least, big idea лучший способ презентации проекта. Когда мы презентуем проект, мы уже говорим не о квадратных метрах, а о той самой вкусной идее, начинке проекта. Сторителлинг выстраивается сам собой, помогая увлечь и влюбить в проект заказчика и пользователя.

В следующих постах мы расскажем, как же найти ту самую BIG IDEA.
16🔥9👏4💅3
ЖК Банников дом I Екатеринбург I 2023

На перекрестке улиц Уральских рабочих и Ильича района Уралмаш скоро появится восьмиэтажный дом с рестораном. У этого места интересная судьба: раньше здесь находился популярный у горожан ресторан «Грядки», а скоро на первом этаже нового дома разместится проект от того же ресторатора. Это один из первых проектов R1 Development, нашего девелоперовского подразделения. Перед нами стояла интересная задача, ведь участок мы должны были использовать по максимуму, гармонично вписав жилой дом в окружающую застройку и не забыв про историческую ценность района.

В этом проекте мы хотели поразмышлять на тему идентичности. Банников дом получил свое название в честь первого директора завода Уралмаш — Александра Банникова, при котором происходило становление предприятия, принесшего Уралу всесоюзную славу.

Когда мы слышим фамилию Банников, у нас рождается яркий ассоциативный ряд: краснощекий распаренный мужик, красная рябина на фоне белого снега, чашка чая с брусникой из самовара — все это кажется таким русским и родным. К тому же, Банников был еще и красным командиром. Возможно, именно поэтому наш жилой комплекс стал краснокирпичным с яркими рябиновыми акцентами. Мы интерпретировали традиционные уральские наличники и использовали их в качестве современного декора — «галочкообразное» обрамление окон, которое создает дополнительные светотени.  Дворовой же фасад — чистый, белый, с ровной сеткой окон, — контрастирует с ажурным уличным фасадом.
17👍8🔥8
Продолжаем делиться каналами участников нашей команды. Евгений Волков, руководитель R1.Lab, в своем канале размышляет об архитектурных ассоциациях и образах.
🔥43🎄2👍1
Когда-то, окончив Уральскую архитектурную академию, я думал начать преподавать. Но меня туда не взяли: вузу был важен процент остепененности, а аспирантура не входила в мои планы. С тех пор и по сей день занимаюсь архитектурной практикой.

Опыт реальной архитектуры накапливался, а потребность осмыслять, обобщать, формулировать мысли и делиться ими постепенно давала о себе знать. Я стал готовить и читать лекции для коллег из компании R1, архитекторов и не только.

В какой-то момент я понял, что почти все лекции основаны на аналогиях. Аналогии, метафоры, ассоциации - отличный способ объяснить что-то одно через сравнение с чем-то другим, более понятным, привычным, представимым. Но не только: разворачивая, обдумывая удачное сравнение, можно объемнее увидеть и понять сравниваемое.

В этом канале я буду выкладывать фрагменты лекций в виде не очень длинных текстов с картинками. Это будут соображения о методике проектирования, о форме и композиции, об архитектуре и о городе, как правило, основанные на обдумывании аналогий, метафор и ассоциаций.

Каждый пост - одна Архитектурная Ассоциация.
🔥5💯53
Об ужах и ежах. Эволюция идеи линейного города 1930-2030

В поездку в Эр-Рияд в ноябре 2024 года я взял с собой недавно переизданную «ТАТЛИНым» книжку Алексея Гутнова «Эволюция градостроительства», написанную в 1984 году. В самолете, читая книгу Гутнова, я узнал (к своему стыду, впервые) о градостроительных идеях греческого архитектора Доксиадиса, активно практиковавшего по всему в миру в 1960-е и 1970-е.
А, уже приземлившись, обнаружил, что оказался внутри его проекта.

Эр-Рияд, по задумке Доксиадиса, состоит из суперблоков размером 2х2 км, в центре каждого - мечеть и небольшой парк. Суперблоки образованы преимущественно жилой застройкой и имеют одинаковую плотность. Равномерную структуру пронизывает полоса общественно-деловой застройки, которую собственно можно считать центром города. Линейный центр, также как и равномерная сетка, имеет неограниченный потенциал развития, уходя в бесконечность пустыни.

Сетка Доксиадиса не включала в себя общественный транспорт - он, как и многие модернисты, верил в будущее автомобиля. Однако идея линейного центра, который аккумулирует всю плотность вдоль одной линии, оказалась удачной для организации метро, которое в Эр-Рияде построили лишь недавно.

В Эр-Рияд я прилетел не просто так, а для участия в выставке CityScapeGlobal. Конечно, внимание посетителей привлекали мегапроекты, которые относятся к провозглашенной властями Саудовской Аравии амбициозной стратегии «Vision 2030» и ориентированные на то, чтобы притягивать туристов, новых жителей и профессионалов из разных стран мира.

А я обратил внимание на то, что в мегапроектах Саудовской Аравии прослеживается идея линейного города или, скажем шире, линейного типа расселения. Это не только нашумевший город The Line в составе футуристичного NEOM, но и 135-километровый спортивный бульвар в Эр-Рияде, и Masar - гигантский комплекс для паломников в Мекке, вытянувшийся вдоль оси, ориентированной на Каабу.

Идея далеко не нова. Мы видим концепции линейных городов по крайней мере в течение последних 100 лет - от конкурсного проекта генплана Магнитогорска, выполненного Иваном Леонидовым в 1930 году и линейных мегаструктур Ле Корбюзье для Алжира до «русла расселения» группы НЭР и «города-дома» Айзенмана и Грейвза в Нью Джерси.

Однако все эти проекты остались на бумаге, и, кажется, только в аравийской пустыне идея линейного расселения нашла себе плодородную почву. Причем уже в 1960-х, когда Доксиадис задумал развивать столицу страны, не обстраивая вокруг концентрических колец, а вытягивая вдоль бесконечной полосы линейного центра. Создатели The Line пошли дальше: они решили, что городом в пустыне может быть сам линейный центр, соединенный скоростным транспортом и лишенный низкоплотной субурбии.

Я обещал в каждом посте давать аналогию. Но для первого раза не буду придумывать ее сам, а воспользуюсь словами Ильи Лежавы, соратника Алексея Гутнова по группе НЭР и соавтора их общей книги «Будущее города»:

Город — это взаимосвязанный набор сооружений. Обычно они располагаются вблизи центра, образуя некое округлое «пятно застройки». Почему округлое? Потому что желательна быстрая взаимодоступность районов и центра. То же «скопище» домов можно расположить и в линию. Природа активно пользуется этим принципом. Она создала не только «компактного» ежа, но и «линейного» ужа. Для одних функций хорош еж, для других — уж. Это просто два разных способа компоновки. В градостроительстве пока использована в полной мере только компоновка «ежа». Не пора ли задействовать «ужа»?
👍85🔥4