(без)культурная рефлексия – Telegram
(без)культурная рефлексия
156 subscribers
143 photos
5 videos
68 links
название не обманывает — рассказываю и рефлексирую после прочтения, созерцания, посещения, осознания или другого пережитого мной опыта взаимодействия с окружающим миром. Все естественно сугубо субъективно.
Download Telegram
​​📺«Защищая Джейкоба», мини-сериал, 2020

Кучу сюжетов посвящено трагедии утраты ребёнка в семье. Детей насилуют и убивают маньяки, захватывают в заложники и взрывают террористы, отбирает государство, и другие жуткие сценарии. А, если твой ребёнок убивает? Или это, все же, не он? Он же твой пиздюк, который твоя плоть и кровь. Ты любишь его без условий. А, точно, родительская любовь безусловна? На этом противоречии или, скорее, внутреннем сомнении построен мини-сериал от AppleTV.

В главных ролях Крис Эванс — Капитан Америка из вселенной Marvel, Джейден Мартелл — парень из «Достать ножи», и Мишель Докери, на мой вкус очень визуально раздражающая, но крутая актриса, если смотрели «Аббатсво Даунтон», точно вспомните.

Смотришь на одном дыхании и до конца не понимаешь, кто тот самый ублюдок. Даже, иногда затянутый драматизм не мешает интриге. Единственное «но» — концовка с возможностью продолжения в следующий сезон. Ладно-ладно — это сериал, они так устроены, поэтому простительно. Отдельный кайф — серии судебного процесса — состязание сторон, а не гнобление виновного с заранее известным всем сторонам результатом. Понимаю, что это кино, но вы знаете хоть один фильм или сериал российского производства про судебную систему России? Комедийное шоу «Час суда» не предлагать)

Не подумайте, что я фанат стримингового сервиса от Apple, скорее он бесит. Сейчас использую промо-подписку «на всю катушку» — за год только второй сериал, который захотелось посмотреть после «Утреннего шоу». А невозможность вывода на большой экран, если он у тебя не от Apple — это как разъём lightning, сами знаете где😡
​​Зин +/- смещенная активность — выставка в печатаном формате

Куратор Лера Лернер объединила несколько переживаний петербургских художниц Саши Зубрицкой, Тани Черномордовой, Гали Яптик, а также художницы, перформера Вали Луценко и художника и поэта Романа Осьминкина. Они исследовали... мне кажется верным глагол исследовать, эмоциональным поискам и открытиям иногда доверяешь больше чем «британским ученым»... исследовали себя и окружающий мир в условиях карантина.

«Смещенная активность появляется как неочевидный ответ на неадекватную по силе угрозу. Она, как правило, не меняя катастрофичную ситуацию напрямую, позволяет себя поддерживать. Это действия, позволяющие тебе выносить то, что ты выносить на должен»

Моему политизированному сознанию больше всего зашла «серия уличных поэтических интервенций» Романа Осьминкина, посвящённая известному обнулению. Дыры в городском ландшафте: открытые люки, урны, что угодно, стали порталами в обнуление. Эмоционально очень близкая и понятная акция.

Распространяли зин через почту, такой вариант уже исчерпал себя, а вот в барах, галереях и других (без)культурных местах до сих пор можно его найти, я наткнулся — в баре Утопист.
Обратно на улицу
​​📺Хотел посмотреть что-то в стиле первых сезонов «Родины» («Homeland»), а посмотрел «Тегеран».

Шпионский сериал о ближневосточном конфликте Израиля и Ирана.
Сериал делали израильтяне для израильского канала. Фильм сняли на иврите и фарси, рассчитывая на локального зрителя. Попал на AppleTV, скорее всего, из-за желания хочу чтоб как у Netflix. И вот сценарист Моше Зондер заключает с «яблочниками» контракт на три года. По «случайному» совпадению Зондер известен работой над триллером Netflix «Фауда» об израильских агентах внедрявшихся в «Исламское движение сопротивления».

О сюжете. Воюют две страны — соперничают две разведки: израильский Моссад и иранская разведка корпуса Стражей Революции. Израильский агент – девушка-хакер хитро выдуманным способом попадает в Тегеран, где должна расчистить дорогу своим для уничтожения зачатков ядерной программы Ирана. Реализуя лозунг «цель оправляет средства» гибнет хренова туча людей. Любовная линия и все страдания героев на этой почве выглядят, по меньшей мере, не логично. Судьбоносные для сюжета решения принимают какие-то третестепенные герои, абсолютно не раскрывая смысл: зачем вы это делаете? и кто, вы, в конце концов? Может, ставку сделали на следующий сезон? И история раскроется. Но пока не цепляет.

Зато есть красота! Главная героиня, актриса Нив Султан  — взгляд не оторвать, как будто «Клон» с бабушкой смотрю. Шикарная картинка: цвета, ракурсы, динамика, в этом плане претензий нуль. Смотришь в оригинале с субтитрами, вдоволь наслаждаешься языками, что иврит, что фарси невероятно ласкают слух.
​​📚Денис Джонсон. Иисусов сын

Сборник рассказов американского классика. Тот случай, когда себя ощущаешь несведующим идиотом. До того как книга попала ко мне в руки я ни черта, конечно, не слышал об «известнейшем» писателе. Но путем нехитрого ресёча узнаешь, что Денис Джонсон действительно охереть как известен и любим у себя на родине: издательство new york times review books несколько лет назад путем голосования включило его в список лучшая проза выпущенная за последние 25 лет, он дважды почти получил Пулитцеровскую премию, в 2008-м и 2011-м. Но почему-то не срослось, хотя ему публично признавались в любви Чак Паланик, Джон Апдайк, Майкл Каннингем, Тобиас Вулф, Джонатан Франзен и еще несколько десятков писателей помоложе, которые прочитав Джонсона заразились писательством. И только в этом году, благодаря No Kidding Press книгу 92-го переводят на русский.

Рассказы о кислотных трипах, автостопе, наркозависимости, алкозависимости, сексе, воровстве, пьянках, бессмысленном насилии, наркоманской дружбе, бродяжничестве и, конечно, поиске Бога, в самом широком смысле этого бессмысленного термина. В общем о всем том, без чего сложно представить детей Иисуса. Проза автобиографична и ни в коем случае не пропагандирует подобный образ жизни, скорее — это описание пути со дна до рехаба.

Главное в этих рассказах не сами истории, хотя, конечно, они безусловно забавны, увлекательны и иногда страшны. Язык! — здесь главное и истинное наслаждение (спасибо переводчице), но смею полагать, что оригинал явно не хуже. Такое бывает редко, поэтому не пропустите. Особенно, если вы кайфовали в начале двухтысячных от «Бойцовского клуба» и «На игле», Денис Джонсон неизбежно зайдет.
​​📺Досмотрел «Ход королевы». Специально откладывал, чтобы восхищения из каждого поста, подкаста или другого «утюга» минимально влияли на восприятие.

Сценарий написан по мотивам одноименного романа Уолтера Тевиса. Сюжет многообещающий: девочка по имени Бэт Хармон попадает в детский дом после самоубийства матери, там подсаживается на шахматы и транквилизаторы, и со всем этим пиздец-багажом из детства идёт к заветной цели. Цель — это, конечно, победа над непобедимым русским в шахматы.

История-сказка. Все красиво – спору нет. Главная героиня — актриса Аня Тейлор Джой – необычная, где-то читал, что молодых людей пугают девушки с широко расставленными глазами, согласен есть какая-то «ведьминка», но безусловно ее красота завораживает. Картинка выстроена прекрасно, костюмы шикарные. Бруклинский музей, кстати, сделал вирутальную экскурсию, где представлены образы, разработанные художницами Габриэлой Биндер и Эми Робертс для сериалов «Ход королевы» и «Корона».
Ах, да, и с точки зрения игры «Шахматы», эксперты говорят, носа не подточишь, что для подобного кино редкость. За это спасибо Гарри Каспарову, он был одним из главных консультантов сериала. Пожалуй, на этом достоинства «шедевра» от Netflix закончились.

Казалось бы такая дикая история, но авторы просто забивают на драматургию. Все слишком стерильно. Углы сглажены до нельзя. Даже, в сказках есть последствия. Да, может произойти чудо, но, даже, у чуда есть какое-то пусть и сказочное объяснение. Здесь же как в передаче шутка за шуткой, как кролики, скачут друг за другом, штамп за штампом.

Восхищения не унимались в том числе, из-за того что сериал популяризирует прекрасную игру, которая сегодня из-за дикого развития индустрии развлечений осталась не удел, конечно, в сравнении с советским периодом. Есть сомнения, что после просмотра кого-то всерьёз заинтересует игра, скорее привлекает образ курящей в постели девушки или действие чудо-транквилизаторов. Или то, что выход из запоя – пустяк. Я, конечно, не из тех кто хочет, чтобы кино кого-то чему-то учило или, не дай боже, наставляло. Просто, хочется элементарной логики в происходящем на экране.

Некоторые успели сделать из сериала икону феминизма. Что вообще дико странно, замени главную героиню на героя, не изменится вообще ничего. Тем более прототипом Бэт Харомон выступил одиозный Боби Фишер.

Комфортная и качественная скука в семи сериях. А как вам?
​​📺Давно хотел рассказать про «Невероятное». Сериал можно смело назвать феминистским, но не пугайтесь — здесь, это оправдано. Прежде всего тем, что рассказанная история основана на реальных событиях 2008-2011 годов, по мотивам журналистского расследования, за которое авторы получили уже в 2016-м году Пулитцеровскую премию. Две женщины-полицейские объединяются в поисках насильника, и параллельно его первой (возможно) жертвы, которой не поверили мужчины-следователи, заставившие ее подписать протокол о заведомом введении следствия в заблуждение.

Сюжет объединяет противостояние между детективами и насильником, и переживания жертвы, которой никто не верит, оттого и «невероятное». Мы видим как по разному подходят к вопросу сексуального насилия мужчины и женщины, объединённые одной правоохранительной системой. И здесь нельзя обвинить сценаристов в бездумном следовании за популярной повесткой, история, напоминаю, основана на реальных событиях.

Назвать детективом в полной мере «Невероятное» нельзя, для такого жанра здесь очень много внимания жертве. По классике жертва обычно мертва, а значит интересна зрителю только как предлог для расследования, за которым он потом внимательно следит или, как в «Настоящем детективе» — нам не оторвать взгляда от метаморфоз, которые происходят с детективами — они главные герои, жертва всегда вторична. Здесь жертва изнасилована и жива, а значит у нее есть голос, который мы услышим в куче диалогов взамен детективному экшену. Создателям сериала удаётся не только увлекательно рассказать страшную историю, но и завести важный разговор о ролях насильника и жертвы, об иерархии этих понятий и устоявшихся догмах, к сожалению, особенно актуальных для российских реалий.
​​📚Кто-то из американских критиков, чье имя невозможно запомнить, высказывал мнение, что первый роман может написать кто угодно, было бы желание и время. Накидайте несколько занимательных историй из своей жизни, напихайте интересных фактов и соедините все белой нитью актуальной повестки, даже, если писатель из вас никакой, редактора же не зря свой хлеб кушают — что-то, да, выйдет. Когда/если возьметесь за второй роман, то ждет вас разочарование, личные истории и переживания закончились, вы повторяетесь и сказать миру вам больше нечего. Только, если вы действительно, вдруг, не писатель. «Риф» — второй роман Алексея Поляринова, и он точно писатель. Первый - «Центр тяжести», туда автор, по своему же признанию, пытался запихать невпихуемое и высказать все, что возможно высказать, из страха, что первый может оказаться последним. Но к счастью для читателя, писатель оказался писателем и появился «Риф».

«Риф» - многослойный роман, в котором сплелись истории трёх девушек из разных точек планеты. Здесь есть все, что хочешь от хорошего романа: читаешь «запоем», узнаёшь новое, сопереживаешь героям, не знаешь, чем все закончится. Ритуалы, секты, современное искусство. Конфликт поколений, здесь - матерей и дочерей. История памяти и феномен забвения. Все это точно есть внутри романа.

Самое ценное для меня в романах Поляринова— это какая-то необычная близость к вещам, которые лично меня трогают, разговор о них, то что крутилось на языке, но не было сформулировано. Речь не о больших темах романа, а скорее а частых точечных попаданиях. Приведу пример:
«...
— Куда полезла? Сколько раз говорить: сор из избы не выносят!
— Сиди, не высовывайся!
— Кто прошлое помянет, тому глаз вон!
— Не доросла еще! Не спорь с матерью, я дольше тебя жила, лучше знаю.
— Ну чего ты фигней занимаешься? Разве это работа? Это ненастоящая работа! Настоящая работа - это когда ты пользу стране приносишь!
— Ты сама выбрала не жалуйся потом
...
А потом... потом я поняла, что нет — на самом деле ты не жестокая и не злая. Ты глухая. Ты не слышишь, когда мне больно. И я даже не знаю, что хуже — глухота или злоба. Ведь ты не только глухая, но ты еще и немая. Ты никогда не говоришь о том, что для тебя важно, ты вечно прячешься за народной мудостью, за возрастом, за авторитетом, за всякими удобными, обтекаемыми клише. Увиливаешь от разговоров. Я это совсем недавно поняла. И поняла, как тебе, наверно, страшно и одиноко — там, внутри твоей головы. Ты ведь получается, никогда никому не открывалась, да? Все в себе носишь, все в себе. Ты всю жизнь прожила в состоянии сжатой пружины, и нас с Лерой пыталась также сжать по своему образу и подобию...»

Один культурный код — одно культурное пространство, наверно, дает такой эффект. Тебе не приходится читать целые статьи или исследования, чтобы понять отсылку или шутку. Но как в любом хорошем романе здесь есть несколько слоев, что-то лежит совсем на поверхности, до чего-то нужно добраться, приложив немного мысленных усилий.

На Дистопии есть небольшой текст «Из чего сделан «Риф»
на примерах из кино»
, там шикарный список к просмотру, советую ознакомиться.
На улице хтонь, хворь, хмурь и другие х. Зато можно бесплатно насладиться фестивальным кино не выходя из дома:

🌿Ecocup - международный фестиваль зелёного кино. Регистрируетесь и наслаждаетесь актуальным документальным до 22 декабря. Заглавные темы фестиваля экология и климат. Успел посмотреть только «На Никилиевой Луне» – трогательный портрет сурового Норильска глазами молодёжи, горняков и местной интеллигенции. Там ещё много чего интересного, только зацените названия документалок: «Мистер Туалет», «Микроплатиковое безумие», «Климатический лимб», «Веломамы» и т д.

🇶🇦 Qatar film days от Beat Film (с 18 дек. - 4 марта). Фильмы от режиссеров из Судана, Палестины, Марокко, Сирии и Ливии. Подробнее о фестивале в статье Стрелки.
​​📺Джуд Лоу рыдает под песню Florence+The Machine «dog days are over», бродит в лесу, где явно случилось что-то жуткое и странное, и вдруг натыкается на девочку которая прямо при нем затягивает петлю на своей тонкой шее, но благодаря расторопности героя Джуда Лоу успехом самоубиство(?) не заканчивается. Чтобы страшное не повторилось, повинуясь заветам Маленького Принца — в ответе за тех кого приручил — наш герой везет девочку домой. Живет она недалеко, — на острове Осея. Фишка острова, у каждого острова должна быть фишка, если ее нет, то надо обязательно придумать. Здесь, кроме, всего прочего веселья, на остров попасть и выбраться с него можно только через перешеек, который исчезает с приливом и появляется лишь на несколько часов в день с отливом. Наш герой, конечно, не успевает свалить с острова и тут начинается дичь. Так начинается первая, условно мужская, часть мини-сериала HBO Третий день — Лето.

Вторая — Зима, условно женская, начинается не так столь трагично. Через девять месяцев после событий предыдущей части на тот же остров приезжают женщина (Наоми Харрис) с двумя дочерьми на отдых, но отдохнуть не очень-то выходит — приходится расхлёбывать последствия Лета.

С первых кадров ощутитил некоторую театральность и, как будто, неестественность происходящего, но потом ощущение ушло — важно погрузиться в процесс просмотра с головой. Иначе атмосфера, которую довольно кропотливо создавали для нас авторы, ускользнёт.

Иногда важно понимать кто авторы, здесь как раз такой случай. Деннис Келли — создатель британского сериала «Утопия», не смотрел ещё, но уже несколько раз натыкался на рекомендации, так что уже в листе ожидания, а после Третьего дня, тем более. Феликс Баррет — режиссёр и создатель иммерсивного театра PunchDrunk. Судя, по отзывам и международным театральным премиям, которые Баррет берет с завидным постоянством, это не тот иммерсивный театр из говна и палок, что я посещал в Петербурге. Так, здесь есть сюжетная линия с подготовкой тематического фестиваля, в сериале вы не увидите само действие, зато оно прошло в реальности на том самом острове.

Не ждите загадок, которые вы не сможете разгадать, но если любите дичь вроде «Плетёного человека» и «Солнцестояния», «Третий день» определенно зайдёт.
​​📚Когда прочитал книжку без закладки. Значит книжка топ. Саша Сулим, Безлюдное место. Как ловят маньяков в России.

Рассказ о поимке бывшего милиционера Михаила Попкова, более известного широкой общественности, как ангарский маньяк, убивший более 80 человек, в основном женщин. Преступления совершались с 1992 года. Поймали убийцу только 2009. Дело дошло до суда только в 2015. Вплоть до 2020 Попков признавался все в новых и новых убийствах.

История — пиздец, по другому не скажешь. Об отсутствии правоохранительной системы в России как таковой со всеми вытекающими. И как ни странно — о вере в людей которые делают свою работу не благодаря, а вопреки этой системе.

Жанр трукрайм, как и другая рефлексия важных трагедий в России почти отсутсвует. А гибель 80-ти человек, даже, растянутая во времени безусловно трагедия. Не только для каждой семьи, в чей дом пришло горе, но и для всего общественного тела и, не приходящего в себя, российского сознания. Из-за отсутствия здоровой рефлексии появляются такие уродцы, вроде, тв-шоу «пусть говорят» на федеральном канале с главным героем, другим убийцей — «скопинским маньяком», которому за участие обещали до 3 млн рублей. Поднялся скандал и шоу не вышло.

Тем ценнее такое, с одной стороны, острожное, с другой — глубокое погружение в кошмарную историю. К прочтению обязательно.