(без)культурная рефлексия – Telegram
(без)культурная рефлексия
156 subscribers
143 photos
5 videos
68 links
название не обманывает — рассказываю и рефлексирую после прочтения, созерцания, посещения, осознания или другого пережитого мной опыта взаимодействия с окружающим миром. Все естественно сугубо субъективно.
Download Telegram
​​📺Давно хотел рассказать про «Невероятное». Сериал можно смело назвать феминистским, но не пугайтесь — здесь, это оправдано. Прежде всего тем, что рассказанная история основана на реальных событиях 2008-2011 годов, по мотивам журналистского расследования, за которое авторы получили уже в 2016-м году Пулитцеровскую премию. Две женщины-полицейские объединяются в поисках насильника, и параллельно его первой (возможно) жертвы, которой не поверили мужчины-следователи, заставившие ее подписать протокол о заведомом введении следствия в заблуждение.

Сюжет объединяет противостояние между детективами и насильником, и переживания жертвы, которой никто не верит, оттого и «невероятное». Мы видим как по разному подходят к вопросу сексуального насилия мужчины и женщины, объединённые одной правоохранительной системой. И здесь нельзя обвинить сценаристов в бездумном следовании за популярной повесткой, история, напоминаю, основана на реальных событиях.

Назвать детективом в полной мере «Невероятное» нельзя, для такого жанра здесь очень много внимания жертве. По классике жертва обычно мертва, а значит интересна зрителю только как предлог для расследования, за которым он потом внимательно следит или, как в «Настоящем детективе» — нам не оторвать взгляда от метаморфоз, которые происходят с детективами — они главные герои, жертва всегда вторична. Здесь жертва изнасилована и жива, а значит у нее есть голос, который мы услышим в куче диалогов взамен детективному экшену. Создателям сериала удаётся не только увлекательно рассказать страшную историю, но и завести важный разговор о ролях насильника и жертвы, об иерархии этих понятий и устоявшихся догмах, к сожалению, особенно актуальных для российских реалий.
​​📚Кто-то из американских критиков, чье имя невозможно запомнить, высказывал мнение, что первый роман может написать кто угодно, было бы желание и время. Накидайте несколько занимательных историй из своей жизни, напихайте интересных фактов и соедините все белой нитью актуальной повестки, даже, если писатель из вас никакой, редактора же не зря свой хлеб кушают — что-то, да, выйдет. Когда/если возьметесь за второй роман, то ждет вас разочарование, личные истории и переживания закончились, вы повторяетесь и сказать миру вам больше нечего. Только, если вы действительно, вдруг, не писатель. «Риф» — второй роман Алексея Поляринова, и он точно писатель. Первый - «Центр тяжести», туда автор, по своему же признанию, пытался запихать невпихуемое и высказать все, что возможно высказать, из страха, что первый может оказаться последним. Но к счастью для читателя, писатель оказался писателем и появился «Риф».

«Риф» - многослойный роман, в котором сплелись истории трёх девушек из разных точек планеты. Здесь есть все, что хочешь от хорошего романа: читаешь «запоем», узнаёшь новое, сопереживаешь героям, не знаешь, чем все закончится. Ритуалы, секты, современное искусство. Конфликт поколений, здесь - матерей и дочерей. История памяти и феномен забвения. Все это точно есть внутри романа.

Самое ценное для меня в романах Поляринова— это какая-то необычная близость к вещам, которые лично меня трогают, разговор о них, то что крутилось на языке, но не было сформулировано. Речь не о больших темах романа, а скорее а частых точечных попаданиях. Приведу пример:
«...
— Куда полезла? Сколько раз говорить: сор из избы не выносят!
— Сиди, не высовывайся!
— Кто прошлое помянет, тому глаз вон!
— Не доросла еще! Не спорь с матерью, я дольше тебя жила, лучше знаю.
— Ну чего ты фигней занимаешься? Разве это работа? Это ненастоящая работа! Настоящая работа - это когда ты пользу стране приносишь!
— Ты сама выбрала не жалуйся потом
...
А потом... потом я поняла, что нет — на самом деле ты не жестокая и не злая. Ты глухая. Ты не слышишь, когда мне больно. И я даже не знаю, что хуже — глухота или злоба. Ведь ты не только глухая, но ты еще и немая. Ты никогда не говоришь о том, что для тебя важно, ты вечно прячешься за народной мудостью, за возрастом, за авторитетом, за всякими удобными, обтекаемыми клише. Увиливаешь от разговоров. Я это совсем недавно поняла. И поняла, как тебе, наверно, страшно и одиноко — там, внутри твоей головы. Ты ведь получается, никогда никому не открывалась, да? Все в себе носишь, все в себе. Ты всю жизнь прожила в состоянии сжатой пружины, и нас с Лерой пыталась также сжать по своему образу и подобию...»

Один культурный код — одно культурное пространство, наверно, дает такой эффект. Тебе не приходится читать целые статьи или исследования, чтобы понять отсылку или шутку. Но как в любом хорошем романе здесь есть несколько слоев, что-то лежит совсем на поверхности, до чего-то нужно добраться, приложив немного мысленных усилий.

На Дистопии есть небольшой текст «Из чего сделан «Риф»
на примерах из кино»
, там шикарный список к просмотру, советую ознакомиться.
На улице хтонь, хворь, хмурь и другие х. Зато можно бесплатно насладиться фестивальным кино не выходя из дома:

🌿Ecocup - международный фестиваль зелёного кино. Регистрируетесь и наслаждаетесь актуальным документальным до 22 декабря. Заглавные темы фестиваля экология и климат. Успел посмотреть только «На Никилиевой Луне» – трогательный портрет сурового Норильска глазами молодёжи, горняков и местной интеллигенции. Там ещё много чего интересного, только зацените названия документалок: «Мистер Туалет», «Микроплатиковое безумие», «Климатический лимб», «Веломамы» и т д.

🇶🇦 Qatar film days от Beat Film (с 18 дек. - 4 марта). Фильмы от режиссеров из Судана, Палестины, Марокко, Сирии и Ливии. Подробнее о фестивале в статье Стрелки.
​​📺Джуд Лоу рыдает под песню Florence+The Machine «dog days are over», бродит в лесу, где явно случилось что-то жуткое и странное, и вдруг натыкается на девочку которая прямо при нем затягивает петлю на своей тонкой шее, но благодаря расторопности героя Джуда Лоу успехом самоубиство(?) не заканчивается. Чтобы страшное не повторилось, повинуясь заветам Маленького Принца — в ответе за тех кого приручил — наш герой везет девочку домой. Живет она недалеко, — на острове Осея. Фишка острова, у каждого острова должна быть фишка, если ее нет, то надо обязательно придумать. Здесь, кроме, всего прочего веселья, на остров попасть и выбраться с него можно только через перешеек, который исчезает с приливом и появляется лишь на несколько часов в день с отливом. Наш герой, конечно, не успевает свалить с острова и тут начинается дичь. Так начинается первая, условно мужская, часть мини-сериала HBO Третий день — Лето.

Вторая — Зима, условно женская, начинается не так столь трагично. Через девять месяцев после событий предыдущей части на тот же остров приезжают женщина (Наоми Харрис) с двумя дочерьми на отдых, но отдохнуть не очень-то выходит — приходится расхлёбывать последствия Лета.

С первых кадров ощутитил некоторую театральность и, как будто, неестественность происходящего, но потом ощущение ушло — важно погрузиться в процесс просмотра с головой. Иначе атмосфера, которую довольно кропотливо создавали для нас авторы, ускользнёт.

Иногда важно понимать кто авторы, здесь как раз такой случай. Деннис Келли — создатель британского сериала «Утопия», не смотрел ещё, но уже несколько раз натыкался на рекомендации, так что уже в листе ожидания, а после Третьего дня, тем более. Феликс Баррет — режиссёр и создатель иммерсивного театра PunchDrunk. Судя, по отзывам и международным театральным премиям, которые Баррет берет с завидным постоянством, это не тот иммерсивный театр из говна и палок, что я посещал в Петербурге. Так, здесь есть сюжетная линия с подготовкой тематического фестиваля, в сериале вы не увидите само действие, зато оно прошло в реальности на том самом острове.

Не ждите загадок, которые вы не сможете разгадать, но если любите дичь вроде «Плетёного человека» и «Солнцестояния», «Третий день» определенно зайдёт.
​​📚Когда прочитал книжку без закладки. Значит книжка топ. Саша Сулим, Безлюдное место. Как ловят маньяков в России.

Рассказ о поимке бывшего милиционера Михаила Попкова, более известного широкой общественности, как ангарский маньяк, убивший более 80 человек, в основном женщин. Преступления совершались с 1992 года. Поймали убийцу только 2009. Дело дошло до суда только в 2015. Вплоть до 2020 Попков признавался все в новых и новых убийствах.

История — пиздец, по другому не скажешь. Об отсутствии правоохранительной системы в России как таковой со всеми вытекающими. И как ни странно — о вере в людей которые делают свою работу не благодаря, а вопреки этой системе.

Жанр трукрайм, как и другая рефлексия важных трагедий в России почти отсутсвует. А гибель 80-ти человек, даже, растянутая во времени безусловно трагедия. Не только для каждой семьи, в чей дом пришло горе, но и для всего общественного тела и, не приходящего в себя, российского сознания. Из-за отсутствия здоровой рефлексии появляются такие уродцы, вроде, тв-шоу «пусть говорят» на федеральном канале с главным героем, другим убийцей — «скопинским маньяком», которому за участие обещали до 3 млн рублей. Поднялся скандал и шоу не вышло.

Тем ценнее такое, с одной стороны, острожное, с другой — глубокое погружение в кошмарную историю. К прочтению обязательно.
Если вам вдруг не хватит книжки, можете добить себя подкастом от @holodmedia Трасса-161. В аудио-сериале звучат голоса пострадавших от рук маньяка, родственников погибших, а также следователей по его делу. Но это совсем хардкор, для людей с крепкой психикой. Так что будьте аккуратны. Идёт второй сезон.
📺Посмотрел первый сезон Новости (Newsroom в оригинале). Как рассказал бы вам трейлер: от создателей фильма Социальная сеть и сериала Западное крыло, или, проще говоря – от Аарона Соркина.

Как во всех работах Соркина, действие построено на бесконечных диалогах, оторваться от них нереально. Затягивает.

Взгляд американцев через призму массовой культуры, на события, десятилетней давности. Например, ликвидация Усамы Бен Ладана. Вы помните вообще эту новость? Моя реакция выглядела, примерно — ну ок. В Штатах был национальный праздник «со слезами на глазах».

За десять лет произошла разительная смена повестки. Тоже мне открытие. Но фиксировать для себя такие вещи люблю. Несясь в информационном потоке не успеваешь или не желаешь оглядываться. А делать это на мой взгляд полезно. Не застревать в прошлом, а оценить динамику и чуток порефлексировать.

Шутки и поведение героев сериала сегодня были бы заклёваны приверженцами «новой этики». Не оцениваю хорошо это или плохо. Сериал посвящён кризису журналистики в Штатах, а не бесконечным харасмент-скандалам, как, например, Утренне шоу от AppleTV+ , которое безусловно должно быть в вашем списке просмотренного, хотя бы из-за вечно молодой Дженифер Энистон или обычно комедийного, а здесь драматичного, Стива Карела. Нам бы, конечно, их «кризис». Журналистики.

Ещё два сезона впереди. Присоединяйтесь. Можем и обсудить.
​​📚Сейчас вышел новый роман Кадзуо Исигуро «Клара и солнце», обещают перевести и выпустить на русском уже через месяц. А я, будучи слоупоком, только прочитал его «Погребенного великана» и сразу стал фанатом.

Роман-притча о памяти и забвении. Ставит важные вопросы и как любая хорошая литература не даёт ответов.

Пара стариков отправляются в путь — в гости к своему сыну. Но земли британских остров, где происходит действие романа, окутала хмарь – магический туман который помогает забыть. Из-за него пара не помнят кто они, из-за него — лишены связи со своим сыном. Оказывается, что хмарь забвения изрыгает дракониха, когда-то специально заколдованная для этого.

Забвение может быть благом, когда память вычёркивает какие-то неприятные эпизоды, тем самым, давая тебе развиваться. Забвение превращается в зло, когда его пытаются подчинить. Когда память перестаёт быть ресурсом, а превращается в оружие. За примерами далеко ходить не надо: 70 лет советской истории, а сегодня Путин и в хвост и в гриву использует память в своих интересах, что неминуемо обернётся катастрофой, если вовремя не прикончить дракониху.

P.S: Единственная претензия к издателям. «Эксмо», можете, объяснить, хоть, чем-нибудь размещение японской картины XIX века с героями японской мифологии на обложке романа-притчи с элементами фэнтази, где действие происходит
в средневековой Англии! Да, автор родился в Японии, и имя японское. Но вырос и стал всемирно известным писателем в Великобритании. И пишет Исигуро на родном английском языке. Может есть какой-то хитрый метаподтекст, который заложили российские издатели?
​​📚Андрей Зорин. Жизнь Льва Толстого. Опыт прочтения. Читая подобные книги, думаешь: какого?.. почему в школе нас не погружали в контекст. Потом отпускает и понимаешь, что романы Льва Толстого хороши вне зависимости от контекста. Но узнать как это было невообразимо интересно. Автор проводит читателя через биографию графа не скучно, ёмко и одновременно довольно подробно. Разрушает по дороге кучу мифов, вплетая творчество классика в его жизнь и наоборот.
📣Новая Голландия выложила программу Открытого лектория на апрель. Мероприятия наконец-то живьем. Там куча всего интересного и архитектура, и кино, и современное искусство, и философия и т д Выбирайте и регистрируйтесь. Все бесплатно. На некоторые лекции регистрация уже закрылась (крейзи урбан-краеведы), так что поспешите.
Forwarded from Рабы Малевича (С Рожин)
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В ногах правды нет, поэтому мы сидим и ждём правды….
Forwarded from ИМИ
Машина времени: на странице архива Библиотеки Конгресса США притаился настоящий цифровой ретро-джукбокс

Послушать треки американских артистов начала прошлого века, не отправляясь в закрытые архивы, можно в Национальном джукбоксе на сайте Библиотеки Конгресса США. Архив включает в себя оцифрованные версии малоизвестных треков, в том числе народные песни и музыку, затерявшуюся с годами на физических носителях.

Послушать раритетные записи можно тут: http://link.i-m-i.ru/jTZ0d