Союз композиторов России – Telegram
Союз композиторов России
9.72K subscribers
2.97K photos
130 videos
7 files
1.84K links
Композиторам — сочинять музыку
Слушателям — слышать и понимать музыку.

Издается в «Суть медиа»
Download Telegram
Мы тоже не сразу поняли, что это печатная мастерская. Смотрите, какие концерты новой музыки пройдут в ближайшие дни.

1️⃣ 3 апреля, пт, 18:00: ОПЕРА «ДОСТОЕВСКИЙ 200», Москва, Новое Пространство

Четыре камерные оперы, которые написали четыре композитора. Каждый по-разному работал над текстом Достоевского: кто-то фокусировался на персонаже, а кто-то комбинировал сюжетные линии. Курирует Владимир Раннев. Исполняет вокальный ансамбль N’Caged и МАСМ.

2️⃣ 24 апреля, сб, 17:00: КОНЦЕРТ АНСАМБЛЯ REHEARD, Москва, Электрозавод

Исполнят современных композиторов, расскажут, как устроены эти партитуры, на что важно обращать внимание при прослушивании и зачем нужен дирижер для камерного ансамбля. Вместо концертного зала — печатная мастерская.

3️⃣ 24 апреля, сб, 19:00: МИНИ-ФЕСТИВАЛЬ «НОВЫЕ ЛИЦА МОЛОТА», Санкт-Петербург, Дом-музей Федора Шаляпина

Одиннадцать пьес молодых российских и зарубежных композиторов, которые были написаны для ансамбля «МолОт».
1
За оперу «Октавия. Трепанация» в Электротеатре Станиславский. И еще 3 композитора Союза были номинированы. Приятно.

«Маску» вручают за лучшие работы в театре. В той же номинации дорогие композиторы: Настасья Хрущева, Ян Круль и Евгений Загот.

речь Курляндского на вручении
список победителей в других номинациях
1
Половина членов Союза — музыковеды. Рассказываем, кто это такие и какой вклад они вносят в музыку.

→ Коротко: музыковед — это тот, кто переводит музыку в слова, например, пишет книги, проводит лекции или преподает музыку другим. Это очень распространенная профессия, просто музыковеды обычно не на виду.
👏2
Audio
О том, чем занимаются, об истории профессии, о том, как учатся и как зарабатывают.

1:18 Чем именно занимаются музыковеды. О профессии и ее ответвлениях — о критиках, педагогах, лекторах, блогерах, источниковедах. Что они делают, где работают.

5:37 История вопроса обзорно. Известные музыковеды разных эпох. Царлино, Боэций, Риман, Ганслик, Маркс (нет, не тот), Асафьев, Холопов, Друскин, Тюлин, Соллертинский.

9:47 Как учатся музыковеды и какие дисциплины изучают. Про развитие на разных ступенях: музыкальная школа, училище, консерватория. Система и опыт автора подкаста.

16:22 Как музыковед зарабатывает деньги. В чем проблема, какие есть варианты: частные уроки, лекции, публикации, ведение концертов, журналистика; специальные заказы для учреждений: исследования, буклеты, тексты на сайт, гранты, конкурсы.
1👏1
Почему спрашиваем
Интересно, с какой высоты вы смотрите на материалы — это поможет нам быть внимательнее к тому, как мы их придумываем и готовим.

Как пройти опрос
Сначала выберите: еще учитесь, уже закончили или преподаете (подразумевается, что закончили). Если это не про вас, пропустите. Потом все остальное.
Выбрали рассуждения и советы ректора Гнесинки — в них короткий разбор проблем профессии, помогает обратить внимание на главное.

Это фрагменты статьи журнала «Музыкальная жизнь». Там есть и другие мнения, почитайте в материале.

Коротко: прецедентов, когда композитора берут в штат как композитора — неизвестны. Композитору можно работать как ИП на отдельных проектах. Гранты помогут, но надо научиться их оформлять. Стоит овладеть навыками, которые востребованы сегодня: работать с электроникой, понимать запросы игровой индустрии.
👍2
Что делают композиторы после выпуска
Есть образовательный стандарт по специальности «композитор» — 53.05.06 «Композиция». Выпускники преподают теоретические дисциплины в ДШИ, теоретические дисциплины и элективные модули по композиции в СПО и профдисциплины по композиции в вузах. Справочники профессий нужны для приема на работу: случаи, когда композитора принимают в штат именно как композитора, для регулярного сочинения музыки, за последние годы не известны.

Нужно ли официально вводить такую профессию
Профессионального стандарта, по которому руководители организаций составляют должностные инструкции, не существует. По моему мнению абсурдна сама его идея. Это масштабный документ, где описываются основные трудовые функции, действия, а для кого он нужен? Профессиональный стандарт — это текст на 70—80 страниц, никому изначально не нужный, который будет создаваться с единственной целью — чтобы был.

Работать как ИП
Да, мы выпускаем композиторов, зная, что никакой должности по прямой специальности не существует. Но есть много примеров, когда ведущие солисты филармонии представляют собой ИП, композитор, по сути, тоже может создать ИП, может заключать договоры на конкретные проекты.

Если человек хорошо пишет музыку, но плохо оформляет документы, то грант он не получит
С грантами минус в том, что, если человек хорошо пишет музыку, но плохо оформляет документы, то грант он не получит. Возможно, стоит создавать особую систему финансирования филармоний, дотационную, чтобы они больше исполняли музыки современных отечественных композиторов. Чтобы филармония искала такого автора, который интересен и дирижерам или камерным исполнителям, и публике. Понятно, что тут творческий процесс — в приказном порядке «назначать» персону для исполнения нельзя. Мне кажется, это был бы один из оптимальных выходов, чтобы филармония, оркестр или даже театр выступали как заказчик.

Совет: учитывать современные реалии
Композитору надо иметь компетенции и навыки сегодняшнего дня, учиться работать с электроникой, понимать запросы индустрии, например, игрового контента. Кино, телевидение тоже нуждаются в адекватных композиторах, но не каждый готов вой­ти в этот процесс: нужна дисциплина, понимание тайминга, ощущение диалога с «картинкой» — специфика, которая у нас мало изучается. Внутри компьютерной музыки существует масса ответвлений: саундпродюсирование, киномузыка, софт, игровой интернет… Необходимо уметь говорить на одном языке с нынешним поколением.

+ про баланс
Как ректор скажу: необходим гибкий баланс между традицией и новациями — это как раз составляет главную цель любого учебного заведения, которое думает о своем будущем.

👋 Если есть что сказать об этих рассуждениях — напишите в комментарии.
2
Что в советах: как развиваться, как учиться, как обсуждать музыку; об изучении истории, о фольклоре, о внимании к новому, о моде и об отдыхе

Откуда советы: из «Жизненных правил для музыкантов», которые он написал в помощь всем, кто занимается музыкой. Мы выбрали те, которые подойдут композиторам. Шуман отобрал их в последние годы жизни — как итог своих мыслей и музыкального опыта.

Поизучайте книжку. Там еще афоризмы: для исполнителей, для музыкантов вообще, и для любых людей.
👍2
Как жили, переживали, что думали, как помогали. Из дневников, статей, воспоминаний и биографий.

Эпизод и цитата той поры.