Союз композиторов России – Telegram
Союз композиторов России
9.72K subscribers
2.97K photos
130 videos
7 files
1.84K links
Композиторам — сочинять музыку
Слушателям — слышать и понимать музыку.

Издается в «Суть медиа»
Download Telegram
Выбрали рассуждения и советы ректора Гнесинки — в них короткий разбор проблем профессии, помогает обратить внимание на главное.

Это фрагменты статьи журнала «Музыкальная жизнь». Там есть и другие мнения, почитайте в материале.

Коротко: прецедентов, когда композитора берут в штат как композитора — неизвестны. Композитору можно работать как ИП на отдельных проектах. Гранты помогут, но надо научиться их оформлять. Стоит овладеть навыками, которые востребованы сегодня: работать с электроникой, понимать запросы игровой индустрии.
👍2
Что делают композиторы после выпуска
Есть образовательный стандарт по специальности «композитор» — 53.05.06 «Композиция». Выпускники преподают теоретические дисциплины в ДШИ, теоретические дисциплины и элективные модули по композиции в СПО и профдисциплины по композиции в вузах. Справочники профессий нужны для приема на работу: случаи, когда композитора принимают в штат именно как композитора, для регулярного сочинения музыки, за последние годы не известны.

Нужно ли официально вводить такую профессию
Профессионального стандарта, по которому руководители организаций составляют должностные инструкции, не существует. По моему мнению абсурдна сама его идея. Это масштабный документ, где описываются основные трудовые функции, действия, а для кого он нужен? Профессиональный стандарт — это текст на 70—80 страниц, никому изначально не нужный, который будет создаваться с единственной целью — чтобы был.

Работать как ИП
Да, мы выпускаем композиторов, зная, что никакой должности по прямой специальности не существует. Но есть много примеров, когда ведущие солисты филармонии представляют собой ИП, композитор, по сути, тоже может создать ИП, может заключать договоры на конкретные проекты.

Если человек хорошо пишет музыку, но плохо оформляет документы, то грант он не получит
С грантами минус в том, что, если человек хорошо пишет музыку, но плохо оформляет документы, то грант он не получит. Возможно, стоит создавать особую систему финансирования филармоний, дотационную, чтобы они больше исполняли музыки современных отечественных композиторов. Чтобы филармония искала такого автора, который интересен и дирижерам или камерным исполнителям, и публике. Понятно, что тут творческий процесс — в приказном порядке «назначать» персону для исполнения нельзя. Мне кажется, это был бы один из оптимальных выходов, чтобы филармония, оркестр или даже театр выступали как заказчик.

Совет: учитывать современные реалии
Композитору надо иметь компетенции и навыки сегодняшнего дня, учиться работать с электроникой, понимать запросы индустрии, например, игрового контента. Кино, телевидение тоже нуждаются в адекватных композиторах, но не каждый готов вой­ти в этот процесс: нужна дисциплина, понимание тайминга, ощущение диалога с «картинкой» — специфика, которая у нас мало изучается. Внутри компьютерной музыки существует масса ответвлений: саундпродюсирование, киномузыка, софт, игровой интернет… Необходимо уметь говорить на одном языке с нынешним поколением.

+ про баланс
Как ректор скажу: необходим гибкий баланс между традицией и новациями — это как раз составляет главную цель любого учебного заведения, которое думает о своем будущем.

👋 Если есть что сказать об этих рассуждениях — напишите в комментарии.
2
Что в советах: как развиваться, как учиться, как обсуждать музыку; об изучении истории, о фольклоре, о внимании к новому, о моде и об отдыхе

Откуда советы: из «Жизненных правил для музыкантов», которые он написал в помощь всем, кто занимается музыкой. Мы выбрали те, которые подойдут композиторам. Шуман отобрал их в последние годы жизни — как итог своих мыслей и музыкального опыта.

Поизучайте книжку. Там еще афоризмы: для исполнителей, для музыкантов вообще, и для любых людей.
👍2
Как жили, переживали, что думали, как помогали. Из дневников, статей, воспоминаний и биографий.

Эпизод и цитата той поры.
Музыку можно сочинять на одном звуке, анализируя его спектр. Вот, как зачем это придумали и как создают такую музыку.

Рассказываем как появился спектрализм, как создают такую музыку и как ее слушать, об интересе к одной ноте, обертонах и связи с электронной музыкой и компьютерными технологиями.

→ композиторам: чтобы знать, кем вдохновляться, если ищите новые решения.

→ слушателям: чтобы понимать, зачем сочиняют непонятную для слуха музыка и как ее все-таки слушать
4
Спектрализм: любовь к одной ноте
Союз композиторов
Что в выпуске

0:26 Одна идея объединяет додекафонию, конкретную музыку и спектрализм — любовь к одному звуку. Коротко и просто про каждую из этих техник.

5:08 Дедушка спектрализма Эдгар Варез: как писал музыку, которую называл «независимыми звуковыми массами».

10:38 Кто вдохновил Жерара Гризе на его спектральные идеи: про профессора Шельси и книгу Гельмгольца. Как можно написать музыку на одной ноте, чтобы она была выразительной, и какие инструменты для этого подойдут. О методе.

19:07 Итоги: что такое спектрализм, как его слушать, почему эта музыка напоминает движение космических тел.

Композиторы выпуска: Эдгар Варез, Джачинто Шельси, Жерар Гризе, Тристан Мюрай.
Получил сегодня, 14 мая. Очень приятно.

Платоновскую премию вручают на одноименном великолепном фестивале в Воронеже за значительный вклад в культурное достояние России, за создание выдающихся произведений, за новаторское развитие гуманистических культурных традиций.

Сначала совет премии выдвигает 4 кандидатуры, а потом выбирает из них лауреата.

что вручают с премией и кто был в прошлые годы
послушайте последний альбом Десятникова: Буковинские песни
Оказывается, Шуман и Клара Вик были в Твери. Можно даже погулять по местам, где они были.

В 1844 чета Шуманов отправилась в Россию, и во время поездки им пришло приглашение посетить Тверь от дяди Шумана — Карла Абрамовича Шнабеля.

Про дядю
Родной брат матери Шумана был хирургом, жил в имении в деревне Сосновицы, которое ему пожаловали вместе с дворянством за заслуги в 1812 году. А еще, ему принадлежал дом в городе.

Про дом дяди
Дом находился в первом квартале Затьмачья — одной из частей города. Жаль, но его снесли в 2009 году. Мы знаем, где он находился благодаря музыковеду Нине Дроздецкой, почитайте её статью и заметку в Музыкальной Академии

Шумановская аллея
Липовая аллея в Сосновицах осталась нетронутой, пережила и Шуманов, и революцию, и войну, и даже новую застройку (вот радость). Сейчас можно приехать в деревню и пройтись по тем же дорожкам, по которым гуляли Клара и Роберт. Это возле Пятницкой Часовни, если соберетесь.