Написал реферат на тему. Переделал в некое подобие статьи. Для удобства опубликовал также в вк.
https://syg.ma/@mikhail-mtvralashvili/biopolitika-i-nievroz-naviazchivosti
https://syg.ma/@mikhail-mtvralashvili/biopolitika-i-nievroz-naviazchivosti
syg.ma
Биополитика и невроз навязчивости
Анализ невроза навязчивости и биополитики в контексте определения «субъекта современности»
🔥6👍5
Это первый заход в совместный анализ биополитики и невроза навязчивости. Далее планируются последующие заходы.
Во второй половине мая возможен даже стрим на тему с ещё более масштабным материалом, но мои обещания по стримам работают только один день, так что посмотрим.
Во второй половине мая возможен даже стрим на тему с ещё более масштабным материалом, но мои обещания по стримам работают только один день, так что посмотрим.
👍9
Сегодня в 21-00 буду зачитывать доклад по тексту выше. В этот раз подрублю вебку. Стрим будет на твиче, но может получится запустить и на ютубе.
https://www.twitch.tv/theutopianhuman
https://www.twitch.tv/theutopianhuman
👍12❤2
Запись стрима выложил на ютуб-канале.
К слову подрубил вебку ещё и по причине того, что планирую проводить вечерне-ночные киностримы на твиче. Думаю где-то в июне можно будет попробовать, а там уже посмотрим станет ли мне самому это интересно и будет ли оно интересно вам.
К слову подрубил вебку ещё и по причине того, что планирую проводить вечерне-ночные киностримы на твиче. Думаю где-то в июне можно будет попробовать, а там уже посмотрим станет ли мне самому это интересно и будет ли оно интересно вам.
👍15
Когда в ноябре писал о том, что пока один пытался вернуть 2007, другой вернул 1997, я имел ввиду именно гнетущую, тревожную атмосферу и то, что теракты не за горами. Чего я не ожидал, так это то, что появится кто-то кто захочет вернуть нечто вроде 1993.
Всё это, включая торможение и неуверенность в возможности остановить надвигающуюся с юга волну, говорит о том, что желание увидеть буквальное воплощение Господина, в данном случае отцовскую фигуру, которая активно должна произвести кастрацию неугодных, никуда не делось.
Эта фигура активно воплощалась на всех уровнях отношений субъекта, тем не менее её намерение кастрировать оставалась и остаётся под сомнением, заставляя задуматься над тем, а не имеем ли мы тут дело с самозванцем?
Теперь же, появляется другая фигура, которая открыто вопрошает о том, не является тот, кто претендует на роль кастратора - самозванцем. При этом самолично воплощая того, кто по-настоящему будет исполнять свою функцию, что впрочем, не помрачает само место, из которого этот жест должен будет отправляться.
Учитывая скорость и лёгкость с которой всё было организовано указанное открывает возможность для повторения, о чём и было сказано вначале.
Всё это, включая торможение и неуверенность в возможности остановить надвигающуюся с юга волну, говорит о том, что желание увидеть буквальное воплощение Господина, в данном случае отцовскую фигуру, которая активно должна произвести кастрацию неугодных, никуда не делось.
Эта фигура активно воплощалась на всех уровнях отношений субъекта, тем не менее её намерение кастрировать оставалась и остаётся под сомнением, заставляя задуматься над тем, а не имеем ли мы тут дело с самозванцем?
Теперь же, появляется другая фигура, которая открыто вопрошает о том, не является тот, кто претендует на роль кастратора - самозванцем. При этом самолично воплощая того, кто по-настоящему будет исполнять свою функцию, что впрочем, не помрачает само место, из которого этот жест должен будет отправляться.
Учитывая скорость и лёгкость с которой всё было организовано указанное открывает возможность для повторения, о чём и было сказано вначале.
👍18
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
На днях выложу заметку, а пока что наслаждайтесь "танцующим Лаканом".
👍9
Наконец-то дописал небольшой текст на тему чат-ботов и ИИ.
Ссылки:
https://syg.ma/@mikhail-mtvralashvili/sniatsia-li-chat-botu-analizanty
https://vk.com/@theutopianhuman-snyatsya-li-chat-botu-analizanty
Ссылки:
https://syg.ma/@mikhail-mtvralashvili/sniatsia-li-chat-botu-analizanty
https://vk.com/@theutopianhuman-snyatsya-li-chat-botu-analizanty
syg.ma
Снятся ли чат-боту анализанты?
Небольшое дополнение к уже имеющейся дискуссии на тему чат-ботов через призму психоаналитической теории
👍5
На самом деле изначально хотел лишь написать краткий комментарий к сгенерированному ИИ Властелину Колец, но опять что-то пошло не так.
К слову сам ролик вдохновивший на написание этого текста.
https://www.youtube.com/watch?v=7HLCN_13onk&ab_channel=Lotrfan
К слову сам ролик вдохновивший на написание этого текста.
https://www.youtube.com/watch?v=7HLCN_13onk&ab_channel=Lotrfan
YouTube
A.I. Lord of the Rings: The Return of the King
The epic conclusion to the A.I. Masterpiece, which will go down in history as one of the greatest visual works of all time.
This was made using Zeroscope text-to-video on the Hugging Face website: https://huggingface.co/spaces/fffiloni/zeroscope (Note: I…
This was made using Zeroscope text-to-video on the Hugging Face website: https://huggingface.co/spaces/fffiloni/zeroscope (Note: I…
👍3
О «Барби».
Фильм оказывается движем двумя ключевыми темами: место женщины в обществе и граница между «фантазией» и «реальностью». Обе эти темы как можно понять друг с другом неразрывно связаны, более того их можно свести к известной формуле Лакана о том, что «женщины не существует». И тем не менее несмотря на претензию высказывания революционной социально-критической мысли фильм оказывается неспособен выйти за границы всего самого банального, что вы встретите в американском кинематографе.
Пару слов об оппозиции фантазия – «Барбилэнд» и реальность – «настоящий мир». Эта идея о том, что есть «настоящий мир», что достаточно только снять (или одеть как в «They Live») очки и вы тут же его для себя откроете истёрта настолько, что поначалу при просмотре ты не веришь, что такое возможно в 2023 году, что здесь должно быть второе дно.
И дело не только в том, что эта оппозиция повторяется вновь и вновь (на что опять же стоит обратить внимание), а в том, что уже можно было бы догадаться, что сам «настоящий мир» это и есть фантазия. Без фантазма невозможно никакого представления о «настоящей жизни», поскольку само представление о «настоящей жизни» – это представление.
Как уже и сказал, при просмотре не покидает чувство того, что фильм всё-таки сделает ещё один шаг, который когда-то упустила возможность сделать Матрица 2 – показать, что тот мир, который считается «реальным», является лишь ещё одним фантазмом и ничего «реального» на самом деле нет.
Более того, «Барби» как будто постоянно намекает на существование этого второго дна, посредством повторяющегося столкновения мира «фантазии» и мира «реальности»:
1. До смеха карикатурная речь девочки о том, что Барби является фашистским объектом угнетения женщин. Речь, которая является настолько же нелепой насколько представления Барби о добре и зле.
2. Оппозиция между асексуальным «Барбилэндом» в котором куклы не знают ничего о сексуальности и даже не имеют признаков половой принадлежности в противовес гиперсексуализированному «настоящему миру».
3. Матриархальность «Барбилэнда» и патриархальность «настоящего мира».
4. В конце концов несколько отсылок на Матрицу.
И тем не менее фильм упускает эту возможность, а ответ на то «почему» даёт сама режиссёр, которая в интервью рассказала о том, что целью фильма является возможность показать девушкам и женщинам, что «они обладают ценностью сами по себе». Другими словами, «just be yourself!».
Мне представляется, что здесь не имеет никакого смысла как-то особо разбирать это высказывание и указывать на очевидность того, что объект обладает ценностью лишь потому, что субъект придаёт этому объекту ценность или то, что никакого «yourself» не может быть, покуда субъект не пройдёт через череду кастраций, посредством которой и появляется эта Воображаемая инстанция «yourself», но скорее интересным оказывается повсеместное, навязчивое присутствие этого высказывания из области эго-психологии в любом популярном произведении искусства современности включая то, что претендует на особую роль подобно фильму «Барби».
Данным высказыванием эта работа (как и любая другая) ниспровергает саму же себя. С одной стороны, её лозунгом является банальное «освободись!» - которое и является наиболее важным требованием сверх-я в качестве предписания наслаждаться и вместе с тем главным ходовым товаром капиталистических отношений. С другой стороны, как известно, сопротивление анализу оказывает не бессознательное, а я субъекта, призыв к которому («освободись!») этот фильм и осуществляет, тем самым в действительности лишь закрепляя существующее положение вещей.
Примечательно, что в последней сцене, где появляется персонаж Уилла Фаррелла эта мысль, хотя и на другом уровне, но как будто бы проскальзывает.
Фильм оказывается движем двумя ключевыми темами: место женщины в обществе и граница между «фантазией» и «реальностью». Обе эти темы как можно понять друг с другом неразрывно связаны, более того их можно свести к известной формуле Лакана о том, что «женщины не существует». И тем не менее несмотря на претензию высказывания революционной социально-критической мысли фильм оказывается неспособен выйти за границы всего самого банального, что вы встретите в американском кинематографе.
Пару слов об оппозиции фантазия – «Барбилэнд» и реальность – «настоящий мир». Эта идея о том, что есть «настоящий мир», что достаточно только снять (или одеть как в «They Live») очки и вы тут же его для себя откроете истёрта настолько, что поначалу при просмотре ты не веришь, что такое возможно в 2023 году, что здесь должно быть второе дно.
И дело не только в том, что эта оппозиция повторяется вновь и вновь (на что опять же стоит обратить внимание), а в том, что уже можно было бы догадаться, что сам «настоящий мир» это и есть фантазия. Без фантазма невозможно никакого представления о «настоящей жизни», поскольку само представление о «настоящей жизни» – это представление.
Как уже и сказал, при просмотре не покидает чувство того, что фильм всё-таки сделает ещё один шаг, который когда-то упустила возможность сделать Матрица 2 – показать, что тот мир, который считается «реальным», является лишь ещё одним фантазмом и ничего «реального» на самом деле нет.
Более того, «Барби» как будто постоянно намекает на существование этого второго дна, посредством повторяющегося столкновения мира «фантазии» и мира «реальности»:
1. До смеха карикатурная речь девочки о том, что Барби является фашистским объектом угнетения женщин. Речь, которая является настолько же нелепой насколько представления Барби о добре и зле.
2. Оппозиция между асексуальным «Барбилэндом» в котором куклы не знают ничего о сексуальности и даже не имеют признаков половой принадлежности в противовес гиперсексуализированному «настоящему миру».
3. Матриархальность «Барбилэнда» и патриархальность «настоящего мира».
4. В конце концов несколько отсылок на Матрицу.
И тем не менее фильм упускает эту возможность, а ответ на то «почему» даёт сама режиссёр, которая в интервью рассказала о том, что целью фильма является возможность показать девушкам и женщинам, что «они обладают ценностью сами по себе». Другими словами, «just be yourself!».
Мне представляется, что здесь не имеет никакого смысла как-то особо разбирать это высказывание и указывать на очевидность того, что объект обладает ценностью лишь потому, что субъект придаёт этому объекту ценность или то, что никакого «yourself» не может быть, покуда субъект не пройдёт через череду кастраций, посредством которой и появляется эта Воображаемая инстанция «yourself», но скорее интересным оказывается повсеместное, навязчивое присутствие этого высказывания из области эго-психологии в любом популярном произведении искусства современности включая то, что претендует на особую роль подобно фильму «Барби».
Данным высказыванием эта работа (как и любая другая) ниспровергает саму же себя. С одной стороны, её лозунгом является банальное «освободись!» - которое и является наиболее важным требованием сверх-я в качестве предписания наслаждаться и вместе с тем главным ходовым товаром капиталистических отношений. С другой стороны, как известно, сопротивление анализу оказывает не бессознательное, а я субъекта, призыв к которому («освободись!») этот фильм и осуществляет, тем самым в действительности лишь закрепляя существующее положение вещей.
Примечательно, что в последней сцене, где появляется персонаж Уилла Фаррелла эта мысль, хотя и на другом уровне, но как будто бы проскальзывает.
👍12❤3
Все радостны, конец фильма, все стали «yourself», нашли себя (кроме пока что самой Барби) и тут задаётся вопрос о том, могла бы корпорация, владеющая правами на «Барби» главой, которой и является Уилл Фаррелл сделать «обычную» куклу «Барби» - не красотку, не необычную, а простую, обычную. Сначала он отвечает, что это «ужасная идея», но после того как его советник делает подсчёты и говорит о том, что это «принесёт прибыль», то отвечает согласием.
Эта сцена указывает на контекст самого фильма. Покуда ваша деятельность приносит прибыль и поддерживает репутацию компании вы можете протестовать, устраивать бурю в стакане сколь угодно разными способами.
Биополитика, характеризующаяся оформлением зарегулированного пространства других, создающих представление о свободе выбора, выбора, который выражается в праве выбирать всегда одно и то же указывает в этом пункте на устремления субъекта современности в его наиболее явном виде. Несмотря на то, что биополитика как это и демонстрируется в фильме обладает наглядными чертами истерии, тем не менее, структурообразующим условием, позволяющим событию осуществится всё также остаётся желание навязчивого - накопление капитала.
Эта сцена указывает на контекст самого фильма. Покуда ваша деятельность приносит прибыль и поддерживает репутацию компании вы можете протестовать, устраивать бурю в стакане сколь угодно разными способами.
Биополитика, характеризующаяся оформлением зарегулированного пространства других, создающих представление о свободе выбора, выбора, который выражается в праве выбирать всегда одно и то же указывает в этом пункте на устремления субъекта современности в его наиболее явном виде. Несмотря на то, что биополитика как это и демонстрируется в фильме обладает наглядными чертами истерии, тем не менее, структурообразующим условием, позволяющим событию осуществится всё также остаётся желание навязчивого - накопление капитала.
❤14👍1
Сегодня предлагаю к прочтению генеральное выступление Жака-Аллена Миллера на Х Конгрессе Всемирной ассоциации психоанализа.
Текст примечателен несколькими моментами.
Во-первых, он характеризуется тем, что называется «современностью». Собственно, подчёркивается это как цифрами в названии конференции (XXI век), так и самим Миллером, который отмечает, что субъект изменился и это не тот же самый субъект, что был известен Фрейду. В связи с этим примечательно, что основной точкой дискуссии становится именно тело и бессознательное.
Это ведёт ко второму пункту – необходимости создания новых понятий, которые могли бы лучше объяснить события, происходящие в клинике. Для этого Миллер в очередной раз призывает использовать слова, что были придуманы ещё Лаканом, но которые тот не успел или не захотел развивать – эскабо (escabeau) и parlêtre, которое было переведено как «естество-говорящее». Для Миллера эти понятия не является какой-либо заменой имеющимся «сублимации» и «бессознательному», но подобно второй топике Фрейда должны идти вместе с уже присутствующими, налагаться друг на друга.
Подчеркну, что этот текст важен в первую очередь даже не своей темой, а как ознакомительная демонстрация попытки произвести то же, что когда-то сделал Лакан с Фрейдом – попытка пойти дальше, не отвергая оснований.
К слову на этом же сайте присутствует перечень переведённых на русский семинаров или "курсов" Миллера если кому интересно.
https://lacan-sinthome.ru/speakingbody
Текст примечателен несколькими моментами.
Во-первых, он характеризуется тем, что называется «современностью». Собственно, подчёркивается это как цифрами в названии конференции (XXI век), так и самим Миллером, который отмечает, что субъект изменился и это не тот же самый субъект, что был известен Фрейду. В связи с этим примечательно, что основной точкой дискуссии становится именно тело и бессознательное.
Это ведёт ко второму пункту – необходимости создания новых понятий, которые могли бы лучше объяснить события, происходящие в клинике. Для этого Миллер в очередной раз призывает использовать слова, что были придуманы ещё Лаканом, но которые тот не успел или не захотел развивать – эскабо (escabeau) и parlêtre, которое было переведено как «естество-говорящее». Для Миллера эти понятия не является какой-либо заменой имеющимся «сублимации» и «бессознательному», но подобно второй топике Фрейда должны идти вместе с уже присутствующими, налагаться друг на друга.
Подчеркну, что этот текст важен в первую очередь даже не своей темой, а как ознакомительная демонстрация попытки произвести то же, что когда-то сделал Лакан с Фрейдом – попытка пойти дальше, не отвергая оснований.
К слову на этом же сайте присутствует перечень переведённых на русский семинаров или "курсов" Миллера если кому интересно.
https://lacan-sinthome.ru/speakingbody
lacan-sinthome.ru
"Бессознательное и говорящее тело в XXI веке"
Жак-Ален Миллер
🔥9
К вопросу о внешнеполитическом высказывании
«Сегодня нельзя быть левым, не встав безоговорочно за Украину» - пишет Жижек в одной из очередных статей.
Рассуждения на тему внешней политики с привлечением вышеуказанных высказываний со стороны крупных и не очень мыслителей, прежде всего тех, кто выступает за репрезентацию «множества» сталкиваются с тремя основными проблемами:
Первая заключается в том, что как только мыслитель начинает высказывается на подобные определяющие позицию темы, то он моментально лишается ауры знания, превращая своё высказывание в мнение. Поскольку он никогда не изучал международное право, не интересовался геополитикой, не очень знаком с контекстом событий, его высказывания в области внешней политики оказываются в лучшем случае на уровне вашего бати у телевизора, а зачастую не достигают даже этой степени компетенции.
Это несоответствие в знании о заявленной теме и желании поговорить о ней обнаруживает нехватку не только на уровне знаний говорящего, но и на уровне того, что вопреки его неподготовленности что-то всё-таки заставило его высказаться если не сказать проговориться, несмотря на риск быть отверженным или высмеянным.
Примечательным является именно то, что как только политическое оказывается высказано, где-то в другом месте обязательно образуется дыра.
Вторая проблема куда более существенная. Несмотря на свою поддержку множества, разнообразия, выходя на внешнеполитический уровень, эти мыслители без тени сомнения утверждают «единое».
Часто они могут оперировать теорией психоанализа, утверждать сингулярность каждого, право на его автономию, борются против господ на уровне политических, половых, экономических, каких угодно отношений, однако, когда дело доходит до внешней политики – все перестают дурачится и возвращаются к строго иерархическим отношениям Раба-Господина, где возможна только единая идеология, единая форма правления, единая этика, единый взгляд на оценку событий.
Другими словами, когда дело наконец-то доходит до выражения наслаждения на уровне народов в виде явления настоящего множества взглядов и позиций, а не понарошку как оно обычно бывает, это наслаждение становится слишком опасным, неконтролируемым, требующим запрета.
В своей последней статье Жижек очень точно проговаривает объект тревоги:
«Крайне важно, чтобы дело Украины защищалось в универсальных терминах, вокруг общих концепций и интерпретаций таких слов, как «оккупация» и «свобода». Свести войну на Украине к борьбе за Европу значит использовать ту же схему, что и путинский «придворный философ» Александр Дугин, который проводит границу между «русской правдой» и «европейской правдой».
То о чём говорит Жижек (и Дугин), так это о том, что некоторые определяют себя в качестве тех, кто обладает монополией на истину. Данная истина это не «русская», не «африканская» или ещё какая-нибудь, а абсолютная, универсальная, единая истина. Тревога возникает тогда, когда эта истина начинает обозначаться как «европейская» или «американская», что выбивает из-под ног нарциссическое представление об исключительности, которое и угрожает помещением себя в число настоящего множества.
Стоит также отметить, что за «европейскую» или «американскую» истину выступают именно те, кого обычно обозначают зонтичным понятием «фашисты», те кто выступает за политику умеренности во внешней политике, прекращение субсидирования войн, оправданных как раз-таки той самой универсальной истиной, во имя которой все эти конфликты и развязываются.
Казалось бы, отовсюду во всех продуктах современной индустрии развлечений наблюдается активизм за то чтобы субъект боролся с фигурами, репрезентирующими власть, что все мы равны, все мы разные, но вместе с тем чудесные сами по себе, что нам лишь мешает этот внешний господин, который всё портит. Тем не менее, внезапно выясняется, что на уровне внешней политики именно «фашисты», те которым и приписывается практика империализма, идеология господства, оказываются теми, кто выступает за настоящее разнообразие, невмешательство, за выбор.
Наслаждайтесь, но не слишком сильно.
«Сегодня нельзя быть левым, не встав безоговорочно за Украину» - пишет Жижек в одной из очередных статей.
Рассуждения на тему внешней политики с привлечением вышеуказанных высказываний со стороны крупных и не очень мыслителей, прежде всего тех, кто выступает за репрезентацию «множества» сталкиваются с тремя основными проблемами:
Первая заключается в том, что как только мыслитель начинает высказывается на подобные определяющие позицию темы, то он моментально лишается ауры знания, превращая своё высказывание в мнение. Поскольку он никогда не изучал международное право, не интересовался геополитикой, не очень знаком с контекстом событий, его высказывания в области внешней политики оказываются в лучшем случае на уровне вашего бати у телевизора, а зачастую не достигают даже этой степени компетенции.
Это несоответствие в знании о заявленной теме и желании поговорить о ней обнаруживает нехватку не только на уровне знаний говорящего, но и на уровне того, что вопреки его неподготовленности что-то всё-таки заставило его высказаться если не сказать проговориться, несмотря на риск быть отверженным или высмеянным.
Примечательным является именно то, что как только политическое оказывается высказано, где-то в другом месте обязательно образуется дыра.
Вторая проблема куда более существенная. Несмотря на свою поддержку множества, разнообразия, выходя на внешнеполитический уровень, эти мыслители без тени сомнения утверждают «единое».
Часто они могут оперировать теорией психоанализа, утверждать сингулярность каждого, право на его автономию, борются против господ на уровне политических, половых, экономических, каких угодно отношений, однако, когда дело доходит до внешней политики – все перестают дурачится и возвращаются к строго иерархическим отношениям Раба-Господина, где возможна только единая идеология, единая форма правления, единая этика, единый взгляд на оценку событий.
Другими словами, когда дело наконец-то доходит до выражения наслаждения на уровне народов в виде явления настоящего множества взглядов и позиций, а не понарошку как оно обычно бывает, это наслаждение становится слишком опасным, неконтролируемым, требующим запрета.
В своей последней статье Жижек очень точно проговаривает объект тревоги:
«Крайне важно, чтобы дело Украины защищалось в универсальных терминах, вокруг общих концепций и интерпретаций таких слов, как «оккупация» и «свобода». Свести войну на Украине к борьбе за Европу значит использовать ту же схему, что и путинский «придворный философ» Александр Дугин, который проводит границу между «русской правдой» и «европейской правдой».
То о чём говорит Жижек (и Дугин), так это о том, что некоторые определяют себя в качестве тех, кто обладает монополией на истину. Данная истина это не «русская», не «африканская» или ещё какая-нибудь, а абсолютная, универсальная, единая истина. Тревога возникает тогда, когда эта истина начинает обозначаться как «европейская» или «американская», что выбивает из-под ног нарциссическое представление об исключительности, которое и угрожает помещением себя в число настоящего множества.
Стоит также отметить, что за «европейскую» или «американскую» истину выступают именно те, кого обычно обозначают зонтичным понятием «фашисты», те кто выступает за политику умеренности во внешней политике, прекращение субсидирования войн, оправданных как раз-таки той самой универсальной истиной, во имя которой все эти конфликты и развязываются.
Казалось бы, отовсюду во всех продуктах современной индустрии развлечений наблюдается активизм за то чтобы субъект боролся с фигурами, репрезентирующими власть, что все мы равны, все мы разные, но вместе с тем чудесные сами по себе, что нам лишь мешает этот внешний господин, который всё портит. Тем не менее, внезапно выясняется, что на уровне внешней политики именно «фашисты», те которым и приписывается практика империализма, идеология господства, оказываются теми, кто выступает за настоящее разнообразие, невмешательство, за выбор.
Наслаждайтесь, но не слишком сильно.
👍11❤1🤡1
Наконец третья проблема заключается в том, что указанная этическая позиция, что проецируется на внешнюю политику всегда будет вступать в противоречие с представительством множества, поскольку уже в самом своём основании предполагает в качестве идеала единообразие. Это достаточно легко показать взглянув на структурное выражение истерии, которая даже в деталях пересекается с либеральной и марксистской этикой современного капитализма, этика которая место господина (сколь бы не призывала с ним бороться) со свойственной ей нежностью всегда сбережёт.
👍10
Несмотря на то что психоанализ обрёл свою первоначальную известность благодаря лечению субъектов истерии самого же Фрейда больше интересовал невроз навязчивости, это наглядно подтверждается количеством работ как напрямую посвященных этому неврозу, так и по «косвенным» работам. К примеру, почти все «социологические» труды Фрейда можно охарактеризовать попыткой рассмотрения субъекта навязчивости в контексте отношений с другими ("Тотем и Табу", "Неудобство культуры"). Тем не менее, после Фрейда фигура навязчивого оказалась затенённой истерией, которая и по сей день является главной темой чуть ли не каждого второго номера любого психоаналитического журнала.
Даже Лакан по сути говорит о навязчивом только в V семинаре и в конце Х семинара. Также можно вспомнить первоначальную тему XI семинара, который должен был быть посвящён Именам Отца (а тут до обсессии рукой подать), но как известно Лакан этот семинар отменил, поскольку аудитория по его мнению его ещё «не заслужила».
Причина почему данный невроз ждала именно такая участь является отдельной темой, скажем лишь то, что сама его структура предполагает подобное выражение – угасание, однако именно потому что о нём говорят столь нерегулярно, скупо, позволяет текстам всё же посвященным этой теме обладать дополнительной ценностью.
Три лекции Мельмана являются хорошим примером такого текста. Если вы интересуетесь неврозом навязчивости, то эти лекции являются трудом без которого сложно представить качественную работу по обсессии, поскольку Мельман задевает более-менее все ключевые темы данного невроза: убийство Отца, отношения с драгоценным объектом, с желанием, смертью, указывает на дискурсивное расположение невроза навязчивости и пытается ответить на вопрос о причинах выражения истерии в теле и обсессии в слове.
Единственный минус – это конечно то, что текст на французском, и его перевода не существует, но едва ли это должно остановить интересующихся. Тем не менее, было бы прекрасно если бы русскоязычные аналитики знающие французский обратили бы внимание на этот текст и, хотя бы неофициально перевели его для общего обретения более широкого доступа к этой клинике.
Даже Лакан по сути говорит о навязчивом только в V семинаре и в конце Х семинара. Также можно вспомнить первоначальную тему XI семинара, который должен был быть посвящён Именам Отца (а тут до обсессии рукой подать), но как известно Лакан этот семинар отменил, поскольку аудитория по его мнению его ещё «не заслужила».
Причина почему данный невроз ждала именно такая участь является отдельной темой, скажем лишь то, что сама его структура предполагает подобное выражение – угасание, однако именно потому что о нём говорят столь нерегулярно, скупо, позволяет текстам всё же посвященным этой теме обладать дополнительной ценностью.
Три лекции Мельмана являются хорошим примером такого текста. Если вы интересуетесь неврозом навязчивости, то эти лекции являются трудом без которого сложно представить качественную работу по обсессии, поскольку Мельман задевает более-менее все ключевые темы данного невроза: убийство Отца, отношения с драгоценным объектом, с желанием, смертью, указывает на дискурсивное расположение невроза навязчивости и пытается ответить на вопрос о причинах выражения истерии в теле и обсессии в слове.
Единственный минус – это конечно то, что текст на французском, и его перевода не существует, но едва ли это должно остановить интересующихся. Тем не менее, было бы прекрасно если бы русскоязычные аналитики знающие французский обратили бы внимание на этот текст и, хотя бы неофициально перевели его для общего обретения более широкого доступа к этой клинике.
👍3
В прошлый раз упомянул XI семинар, который первоначально должен был быть посвящен Именам Отца, но оставил вопрос предполагаемого содержания этого семинара нераскрытым. В свою очередь это вызвало мой собственный интерес в том, что же такого Лакан мог бы в нём раскрыть.
Долго искать не пришлось, поскольку оказалось, что Миллер как редактор Лакана уже сделал попытку ответить на этот вопрос в своём эссе «The Non-Existent Seminar», оставив при этом замечательный комментарий о том, что к нему не может быть никаких претензий в неточности описания содержания семинара, поскольку этого семинара попросту не существует.
Так или иначе одним из основных пунктов эссе является указание на функцию самого названия, которое то ли является Именем Отца то ли во множественном числе Именами Отца, что само отсутствие семинара с таким названием создаёт определённую дыру в творчестве Лакана о которой тот был прекрасно осведомлён, решение, которое было совсем неслучайным, поскольку само Имя Отца является ничем иным как пустотой в могиле, пустотой которая и позволяет оформится желанию.
В «Науке и истине» Лакан с сожалением пишет о том, что его «отлучение» от IPA, которое и спровоцировало отмену семинара, не позволило ему рассмотреть функцию Имени Отца в Библии. Миллер комментирует это таким образом, что «как будто» само психоаналитическое сообщество требует оставить Имя Отца, мифологическую фигуру отца придуманную Фрейдом и самого Фрейда как отца психоанализа за завесой.
Впрочем, сам же Миллер в конце эссе себя поправляет. Имя Отца это не нечто, что располагается за завесой, но то, что само является завесой, прикрывающей потерю (само)наслаждения, которое отныне должно быть обращено к телу Другого.
Именно этому и служит миф об Эдипе. Важно не содержание мифа, на его место можно поместить любую другую конструкцию. Важным является наблюдение Фрейда, на котором он и настаивает: в какой-то момент в наслаждении что-то поломалось и это что-то произошло из-за запрета.
Эссе Миллера:
https://www.lacan.com/symptom12/the-non.html
В дополнение по теме могу посоветовать книгу Кьезы «Субъективность и инаковость», где в III главе он разводит понятия «отцовская метафора», «Имя Отца» и «фаллос», которые к слову Лакан иногда и сам путал.
Долго искать не пришлось, поскольку оказалось, что Миллер как редактор Лакана уже сделал попытку ответить на этот вопрос в своём эссе «The Non-Existent Seminar», оставив при этом замечательный комментарий о том, что к нему не может быть никаких претензий в неточности описания содержания семинара, поскольку этого семинара попросту не существует.
Так или иначе одним из основных пунктов эссе является указание на функцию самого названия, которое то ли является Именем Отца то ли во множественном числе Именами Отца, что само отсутствие семинара с таким названием создаёт определённую дыру в творчестве Лакана о которой тот был прекрасно осведомлён, решение, которое было совсем неслучайным, поскольку само Имя Отца является ничем иным как пустотой в могиле, пустотой которая и позволяет оформится желанию.
В «Науке и истине» Лакан с сожалением пишет о том, что его «отлучение» от IPA, которое и спровоцировало отмену семинара, не позволило ему рассмотреть функцию Имени Отца в Библии. Миллер комментирует это таким образом, что «как будто» само психоаналитическое сообщество требует оставить Имя Отца, мифологическую фигуру отца придуманную Фрейдом и самого Фрейда как отца психоанализа за завесой.
Впрочем, сам же Миллер в конце эссе себя поправляет. Имя Отца это не нечто, что располагается за завесой, но то, что само является завесой, прикрывающей потерю (само)наслаждения, которое отныне должно быть обращено к телу Другого.
Именно этому и служит миф об Эдипе. Важно не содержание мифа, на его место можно поместить любую другую конструкцию. Важным является наблюдение Фрейда, на котором он и настаивает: в какой-то момент в наслаждении что-то поломалось и это что-то произошло из-за запрета.
Эссе Миллера:
https://www.lacan.com/symptom12/the-non.html
В дополнение по теме могу посоветовать книгу Кьезы «Субъективность и инаковость», где в III главе он разводит понятия «отцовская метафора», «Имя Отца» и «фаллос», которые к слову Лакан иногда и сам путал.
👍3❤1
Joy Division и тревога.
Во-первых, название. Сложно придумать более интригующее и одновременно провокационное название для группы, которое с одной стороны отсылает к явлениям проституции в концентрационных лагерях с другой стороны к стыду, что с этим явлением сопряжено, удовольствие о котором не хотелось бы чтобы о нём лишний раз напоминали.
Название также позволяет играться с его многозначностью если не сказать с зашифрованностью. Joy – отсылает и к принципу удовольствия и английскому переводу jouissance – enjoyment, распределение (division) которого и производит обсуждаемое выше Имя Отца. Enjoyment – это также, то к чему взывает современный продукт потребления характеризующийся тем, что с подозрительной навязчивостью убеждает вас в том, что вам нечего стыдиться.
Division – это распределение, разделение, деление, но и военное тактическое соединение к которому изначально, с иронией и отсылает название группы. Это также de/vision – не/видение и re/vision – рас/смотрение, пере/смотр. Задействовав указание на скопическое в этимологии слова vision, прибавив к нему joy – происходящее из старофранцузского joie, можно сказать о том, что перед нами предстаёт зрелище, в котором центральную роль играет эротическое. Поэтому совсем неудивительно, что из-за названия группы обвинения в нацизме – запретной, но столь желанной практике наслаждения, не заставили себя долго ждать.
Бесконечное количество похожих друг на друга групп из постсоветского пространства, играющих то, что обычно покрывается зонтичным понятием «постпанк», группы, которые к слову обрели ограниченную известность даже за рубежом звучат как нечто такое, что осталось там же где закончились Joy Division. Объект вдохновения совсем неслучаен, поскольку как известно Joy Division формировались вокруг серого, однотипного, постиндустриального, заброшенного, вонючего (буквально), депрессивного Манчестера. Зрелище не менее эротичное, чем то, что можно наблюдать за большинством окон постсоветского пространства и сегодня.
И всё-таки я хотел бы найти отличие между этими группами и Joy Division, которое пролегает опять же в контексте генезиса этих групп. На мой взгляд контекст этот обусловлен контрастом с оптимизмом, что был свойственен эпохе откуда и происходит их заунывное звучание. Другими словами, помимо отражения видов за окном к заунывному звучанию и монотонному голосу прибавляется дополнительный элемент в виде ностальгии по уже мёртвой эпохе мёртвой страны, на которую взирает поколение, которое живёт в совершенно иных условиях, условиях, которые на контрасте с проектном оптимистического будущего – бессмыслен. Оптимизм этот, впрочем, касается не какой-то конкретной идеологии, а оптимизм как присутствующее явление в принципе.
В связи с чем характерной особенностью подобной музыки я считаю не приписываемую ей меланхолию, хотя тут очевидно тоже не без страданий по потерянному объекту, но скорее тревогу как ответ на беззаконное и бессмысленное Реальное – пустоту. Великий смысл утрачен, впрочем, уже не первый раз и всё что остаётся – это пустота бессмысленности, которая и производит подобную музыку, подобное звучание потерянности, тот самый, известный в западной культуре «Русский нигилизм».
Из крайности в крайность как на политическом уровне (анархия-централизм), так и на уровне творчества – от громогласных гимнов и пионерских песен к постпанку и тревоге надеждой которых, как и всегда остаётся приход мессии, чье господское место уже подготовлено.
Во-первых, название. Сложно придумать более интригующее и одновременно провокационное название для группы, которое с одной стороны отсылает к явлениям проституции в концентрационных лагерях с другой стороны к стыду, что с этим явлением сопряжено, удовольствие о котором не хотелось бы чтобы о нём лишний раз напоминали.
Название также позволяет играться с его многозначностью если не сказать с зашифрованностью. Joy – отсылает и к принципу удовольствия и английскому переводу jouissance – enjoyment, распределение (division) которого и производит обсуждаемое выше Имя Отца. Enjoyment – это также, то к чему взывает современный продукт потребления характеризующийся тем, что с подозрительной навязчивостью убеждает вас в том, что вам нечего стыдиться.
Division – это распределение, разделение, деление, но и военное тактическое соединение к которому изначально, с иронией и отсылает название группы. Это также de/vision – не/видение и re/vision – рас/смотрение, пере/смотр. Задействовав указание на скопическое в этимологии слова vision, прибавив к нему joy – происходящее из старофранцузского joie, можно сказать о том, что перед нами предстаёт зрелище, в котором центральную роль играет эротическое. Поэтому совсем неудивительно, что из-за названия группы обвинения в нацизме – запретной, но столь желанной практике наслаждения, не заставили себя долго ждать.
Бесконечное количество похожих друг на друга групп из постсоветского пространства, играющих то, что обычно покрывается зонтичным понятием «постпанк», группы, которые к слову обрели ограниченную известность даже за рубежом звучат как нечто такое, что осталось там же где закончились Joy Division. Объект вдохновения совсем неслучаен, поскольку как известно Joy Division формировались вокруг серого, однотипного, постиндустриального, заброшенного, вонючего (буквально), депрессивного Манчестера. Зрелище не менее эротичное, чем то, что можно наблюдать за большинством окон постсоветского пространства и сегодня.
И всё-таки я хотел бы найти отличие между этими группами и Joy Division, которое пролегает опять же в контексте генезиса этих групп. На мой взгляд контекст этот обусловлен контрастом с оптимизмом, что был свойственен эпохе откуда и происходит их заунывное звучание. Другими словами, помимо отражения видов за окном к заунывному звучанию и монотонному голосу прибавляется дополнительный элемент в виде ностальгии по уже мёртвой эпохе мёртвой страны, на которую взирает поколение, которое живёт в совершенно иных условиях, условиях, которые на контрасте с проектном оптимистического будущего – бессмыслен. Оптимизм этот, впрочем, касается не какой-то конкретной идеологии, а оптимизм как присутствующее явление в принципе.
В связи с чем характерной особенностью подобной музыки я считаю не приписываемую ей меланхолию, хотя тут очевидно тоже не без страданий по потерянному объекту, но скорее тревогу как ответ на беззаконное и бессмысленное Реальное – пустоту. Великий смысл утрачен, впрочем, уже не первый раз и всё что остаётся – это пустота бессмысленности, которая и производит подобную музыку, подобное звучание потерянности, тот самый, известный в западной культуре «Русский нигилизм».
Из крайности в крайность как на политическом уровне (анархия-централизм), так и на уровне творчества – от громогласных гимнов и пионерских песен к постпанку и тревоге надеждой которых, как и всегда остаётся приход мессии, чье господское место уже подготовлено.
👍10❤2
2 Декабря буду выступать на конференции посвященной Биону и Лакану. Темой доклада станет определение понятия "субъект современности". Кому интересно, подходите.
https://vk.com/feed?w=wall-195416023_632
https://vk.com/feed?w=wall-195416023_632
VK
Центр практической философии «Стасис» ЕУСПб. Запись со стены.
❄ 1 - 2 декабря приглашаем вас на междисциплинарную конференцию «Лакан и Бион: контрапункты, различи... Смотрите полностью ВКонтакте.
👍4
Ключевым пунктом случая Маленького Ганса является страх кастрации проявлявший себя в разного рода фобических объектах (лошадь, повозка и т.д.) заменявших согласно интерпретации Фрейда – отца Ганса, тем самым доказывая на живом примере работу Эдипова комплекса у детей. Мальчик влюбляется в свою мать, но вместе с тем боится ту фигуру, что может наказать его за это желание, лишив его Wiwimacher’а. Этот страх потерять свой Wiwimacher пускай и в столь гротескном виде, но всё же становится чем-то таким, что впоследствии и позволяет оформиться привычному запрету на инцест и выходу из Эдипова комплекса.
В IV семинаре Лакан идёт по следам Фрейда, но в конечном счёте его интерпретация совершенно иная, причём настолько, что если вы будете читать последующие работы психоаналитиков на тему фобии, то интерпретацию Фрейда чаще всего даже не вспоминают.
Если выразить мысль Лакана вкратце, то суть примерно следующая: фобия – не является каким-либо неврозом, что необходимо обязательно лечить, но представляет из себя вуаль из означающих, что позволяет субъекту перенести тревогу. Тревогу чего? Слишком тесного, неуёмного, поглощающего желания Другого-матери. Фобические объекты (те же лошадь, повозка и т.д.) становятся объектами, что призваны замещать собой функцию отца реальности – отца Ганса.
Лакан указывает на то, что проблема этого отца заключается в том, что он слишком «либеральный», слишком «терпимый». Он позволяет Гансу подолгу задерживаться в постели с матерью, не вмешивается в их отношения посредством установления своего собственного закона, что должен был бы ограничить её хотения, а также хотения самого Ганса – короче говоря это отец, который не производит необходимую кастрацию Другого-матери, что позволила бы Гансу выйти из положения её воображаемого фаллоса. Именно поэтому от лица Ганса Лакан и восклицает – «Будь уже реальным отцом!».
В этом месте и появляются фобические объекты, что замещают собой то, что должен был сделать отец Ганса – они угрожают, пугают, выражают слишком буквальное оформление символического отца. Тем не менее, пугая они позволяют Гансу выйти из положения воображаемого фаллоса матери, войти в третий такт Эдипа, обрести собственное, символизированное желание.
Несмотря на присутствующее обсуждение фобии в разных статьях посвященные ей тексты не идут дальше интерпретации Лакана. Иными словами, вы едва ли встретите тексты лакановских аналитиков, пишущих о случаях панических атак или фобии у взрослых людей, а если встретите таковые, то ключевым указанием психоаналитику станет указание на работу с расщеплением или как пишет Серж Котэ «раз-положением» (désupposer) Другого, что на практике применимо к любому аналитическому случаю.
Единственная из попавшихся мне работ, посвященных фобии и при этом обнаруживающая нечто новое (правда не на уровне практики), стала статья Къезы «Топология страха» в которой он показывает, что одним из важнейших вопросов этой клиники оказывается вопрос пространства – пространства как возможности выкроить себе место при чрезмерно присутствующем Другом. Именно поэтому он обращается к вопросу оформления пространства в городе – урбанистике. Опираясь на случай Ганса Къеза совершенно неслучайно пишет о том, что фобия – это городской невроз.
Его статья делится на два сегмента – клинику, где он вкратце описывает случай Ганса и сегмент, посвященный урбанистике. Проблема второго заключается в том, что, приводя в пример Лос-Анджелес Къеза уходит в область политического, продолжая подобно другим левым авторам повторять слышанные всеми бесконечное число раз мантры про «поздний капитализм», ужас неравенства и всё в этом духе в то время как вопросом, которым стоило бы задаться аналитику стал бы вопрос о феномене урбанизации как данности.
В IV семинаре Лакан идёт по следам Фрейда, но в конечном счёте его интерпретация совершенно иная, причём настолько, что если вы будете читать последующие работы психоаналитиков на тему фобии, то интерпретацию Фрейда чаще всего даже не вспоминают.
Если выразить мысль Лакана вкратце, то суть примерно следующая: фобия – не является каким-либо неврозом, что необходимо обязательно лечить, но представляет из себя вуаль из означающих, что позволяет субъекту перенести тревогу. Тревогу чего? Слишком тесного, неуёмного, поглощающего желания Другого-матери. Фобические объекты (те же лошадь, повозка и т.д.) становятся объектами, что призваны замещать собой функцию отца реальности – отца Ганса.
Лакан указывает на то, что проблема этого отца заключается в том, что он слишком «либеральный», слишком «терпимый». Он позволяет Гансу подолгу задерживаться в постели с матерью, не вмешивается в их отношения посредством установления своего собственного закона, что должен был бы ограничить её хотения, а также хотения самого Ганса – короче говоря это отец, который не производит необходимую кастрацию Другого-матери, что позволила бы Гансу выйти из положения её воображаемого фаллоса. Именно поэтому от лица Ганса Лакан и восклицает – «Будь уже реальным отцом!».
В этом месте и появляются фобические объекты, что замещают собой то, что должен был сделать отец Ганса – они угрожают, пугают, выражают слишком буквальное оформление символического отца. Тем не менее, пугая они позволяют Гансу выйти из положения воображаемого фаллоса матери, войти в третий такт Эдипа, обрести собственное, символизированное желание.
Несмотря на присутствующее обсуждение фобии в разных статьях посвященные ей тексты не идут дальше интерпретации Лакана. Иными словами, вы едва ли встретите тексты лакановских аналитиков, пишущих о случаях панических атак или фобии у взрослых людей, а если встретите таковые, то ключевым указанием психоаналитику станет указание на работу с расщеплением или как пишет Серж Котэ «раз-положением» (désupposer) Другого, что на практике применимо к любому аналитическому случаю.
Единственная из попавшихся мне работ, посвященных фобии и при этом обнаруживающая нечто новое (правда не на уровне практики), стала статья Къезы «Топология страха» в которой он показывает, что одним из важнейших вопросов этой клиники оказывается вопрос пространства – пространства как возможности выкроить себе место при чрезмерно присутствующем Другом. Именно поэтому он обращается к вопросу оформления пространства в городе – урбанистике. Опираясь на случай Ганса Къеза совершенно неслучайно пишет о том, что фобия – это городской невроз.
Его статья делится на два сегмента – клинику, где он вкратце описывает случай Ганса и сегмент, посвященный урбанистике. Проблема второго заключается в том, что, приводя в пример Лос-Анджелес Къеза уходит в область политического, продолжая подобно другим левым авторам повторять слышанные всеми бесконечное число раз мантры про «поздний капитализм», ужас неравенства и всё в этом духе в то время как вопросом, которым стоило бы задаться аналитику стал бы вопрос о феномене урбанизации как данности.
👍7
За один лишь ХХ век население планеты поднялось с 1.5 до 6 миллиардов, средний показатель урбанизации вырос с 10%-20% до 70-80%. Более того, как показывает Маршал Маклюэн сам человек благодаря своим носителям (смартфоны, интернет и т.д.) стал шире, превратив Землю в «глобальную деревню». Другими словами, вопрос которым стоит задаться это не вопрос о том хорошо ли или плохо то, что где-то присутствует стратификация внутри городов, но скорее указать на тесноту самих городов. Каким образом избежать неуёмного желания д/Другого, что располагается повсюду? Каким образом следовать призыву Лакана «Не усваивай себе вновь то, что произвела на свет!» если объекты, которые можно было бы «пожрать» перманентно мерцают прямо перед тобой?
И я снова указываю на необходимость деревни, однако той, что не стала бы глобальной.
Ссылка на отрезок статьи Къезы. Там отсутствуют параграфы, посвящённые урбанистике (сама статья есть в переведённом на русский сборнике статей под названием «Желание и наслаждение»), но это лучший суммирующий текст на тему лакановского прочтения фобии что попадался мне как на русском, так и на французском языках:
https://syg.ma/@lacanalia/fobiia-kak-topologhiia
И я снова указываю на необходимость деревни, однако той, что не стала бы глобальной.
Ссылка на отрезок статьи Къезы. Там отсутствуют параграфы, посвящённые урбанистике (сама статья есть в переведённом на русский сборнике статей под названием «Желание и наслаждение»), но это лучший суммирующий текст на тему лакановского прочтения фобии что попадался мне как на русском, так и на французском языках:
https://syg.ma/@lacanalia/fobiia-kak-topologhiia
syg.ma
Фобия как топология
Лоренцо Кьеза о картографии маленького Ганса и о фобии как топологии – то есть логосе, создающем пространство для фобического субъекта
👍9❤3
Чем чаще и настойчивей вам рассказывают об объединении и единстве, тем с большей уверенностью можно будет ожидать нечто ровно противоположное им.
👍18🤔10🔥3