УЗЛЫ – Telegram
УЗЛЫ
70 subscribers
108 photos
3 videos
92 links
Стоический панк-рок.
Меланхолический поп-панк.
г. Новосибирск

https://music.yandex.ru/artist/15719850
vk.com/uzzly
https://band.link/uzzly
Download Telegram
У тебя в руках

У Сенеки встречаются разные представления о смерти, он по-разному её понимает и преподносит. С одной стороны, как в I письме, смерть – это то, что в прошлом: прошлое наше принадлежит смерти, и большая часть её у нас за плечами. С другой, смерть представляется впереди – как наиболее распространённое представление о ней как о моменте завершения жизни. С третьей: смерть всегда с тобой, у тебя в руках; прямо сейчас ты умираешь. Эти представления не противоречат друг другу, а вместе представляют собой удивительное сочетание. Я описал их здесь бегло и схематично, но в действительности танатология Сенеки достойна отдельного исследования.

По-разному подходя к смерти, Сенека, с одной стороны, призывает: изучай смерть, учись умирать; с другой – презирай смерть (об этом будет следующий пост), не трясись над нею, не бойся её.

Странно бояться того, что у тебя в руках, что всегда при тебе. Каждый день мы умираем, и каждый день приближает нас к смерти. Более того, и всякий раб волен распорядиться нашей смертью. Так стоит ли бояться того, что может произойти со всяким? И стоит ли бояться того, чем мы всегда вольны распорядиться сами?

«Каждый день размышляй об этом, чтобы ты мог равнодушно расстаться с жизнью, за которую многие цепляются и держатся, словно уносимые потоком – за колючие кусты и острые камни. Большинство так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют».


Но в то же время ещё более глупы и жалки те, кто призывают смерть, кто хотят умереть поскорее. Он пишет:

«По-моему, самое постыдное — это звать к себе смерть. Если ты хочешь жить, зачем звать её? А если не хочешь, зачем просить у богов того, что дано тебе от рождения?
<…>
На этих днях я прочитал у одного, впрочем, красноречивого человека такое, право же, позорное вступление: «О если бы мне умереть скорее!» Безумный! Ты просишь того, что всегда при тебе.
<…> Слова эти – человека, слабого душой, проклятьем своим он ищет жалости. Кто желает себе смерти, тот умирать не хочет».


https://music.yandex.ru/album/38307906

#узлы_сенека
👍2
Вот оно

Ещё в 2015 году, не думая, что я однажды сделаю это рефреном, я выписал эту строку: «Вот оно: презирай смерть!»

Здесь очень важно понять, что это значит. Речь вовсе не о том упадке духа, о том презрении, которое в западной философии порождает, с одной стороны, легкомысленное отношение к смерти, подталкивает к лёгкому уходу из жизни (культура эвтаназии), а с другой – порождает трансгуманизм и мечты о вечной жизни при полной душевной смерти (и это тоже культура эвтаназии).

Сенека говорит как раз о том, что о смерти нужно думать и помнить каждый день. Но не трястись над нею, не бояться её, чтобы не прожить всю жизнь в метаниях между страхом смерти и мученьями жизни. Нужно жить достойно и умирать достойно. Ибо в сущности жить и умирать – одно.

«Я скажу так: кто презирает собственную жизнь, тот стал хозяином твоей».


И в другом месте, говоря о том, что врач даёт множество наставлений, чтобы вылечиться от одной болезни:

«А моё наставленье излечивает не одну болезнь, но всю нашу жизнь. Вот оно: презирай смерть! Кто ушёл от страха смерти, тому ничто не печалит душу».


И в смысловом отношении, и в музыкальном эта короткая композиция выступала продолжением песни «У тебя в руках». В первоначальном замысле «Вот оно» должна была идти сразу после неё. Если послушаете их в таком порядке, я полагаю, вы угадаете это уже по тональности. Почему же она в итоге оказалась в ином месте?

Здесь в силу вступает иной момент. Изначально песни предполагаются в некоем концептуальном порядке. И, расположив их так, я начинаю отслушивать – как это, собственно, воспринимается при последовательном прослушивании. Темп, тональность, интро, аутро – всё здесь принимает решающее значение, ведь эстетически альбом должен последовательно не читаться, а слушаться. Потому песня «Вот оно» оказалась перед песней «Всё перелить в тебя» по той же причине, по какой «Тяжёлая скала» оказалась первой.

https://music.yandex.ru/album/38307906

#узлы_сенека
Богатство

«Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде. Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам».

Несмотря на то, что здесь, как и в ряде других песен, слов не так много, эта песня оказалась самой сложной для меня на этом альбоме. Приведённые выше строки врезались мне в душу ещё при первом прочтении в 2015-м – со странным чувством и почти отторжением. Я никуда их не выписывал, но запомнил сам собой. Для меня они звучали слишком почтительно к богатству, а во мне всегда было воспитано презрительное отношение к нему – презрение как к факту. Я полагал, что, должно быть, это христианское отношение: богатство – зло, и тяжелее богатому войти в Царство Божие, чем верблюду в игольное ушко.

Вновь вчитываясь в Сенеку в 2024-ом, несмотря на разящую мне душу раздвоенность, я понимал, что эта строка, которая ещё и отчего-то сама собой прекрасно поётся (!), должна быть в альбоме (из песни, т.е. философии Сенеки, строк не выкинешь). И я понял, что это ведь тоже стоицизм: и богатство принимать как должное, сносить его так же (легко!), как и нищету. И утверждение «под соломенной крышей не хуже, чем под золотой» одинаково верно и если сказать: «под золотой крышей не хуже, чем под соломенной». Потому я принял стоическое решение её – эту песню – пропеть.

https://music.yandex.ru/album/38307906

#узлы_сенека
1
Всё перелить в тебя

И хронологически, и по звучанию, эта песня представляется завершающей и ставящей черту под этим альбомом: вот почему и для чего всё это. Наверное, именно поэтому делают это учителя, творцы, учёные мужи, все философы, добрые родители, наставники и многие прекрасные люди, среди которых большая честь и быть последним. Иначе к чему это знание? Что пользы и от мудрости Соломона, если не написать Екклесиаста?

«”Но если ты что нашёл и узнал его пользу по опыту, поделись со мною!” — скажешь ты. — Да ведь я и сам хочу всё перелить в тебя и, что-нибудь выучив, радуюсь лишь потому, что смогу учить. И никакое знание, пусть самое возвышенное и благотворное, но лишь для меня одного, не даст мне удовольствия. Если бы мне подарили мудрость, но с одним условием: чтобы я держал её при себе и не делился ею, — я бы от неё отказался. Любое благо нам не на радость, если мы обладаем им в одиночку».


Однако мне показалось ещё более уместным закончить альбом на иной, более позитивной ноте – это желание во мне совпало и в концептуальном, и в «слушательном» плане.

P.S.: На обложке сингла, который предварял альбом, «Всё перелить в тебя» написано в греческом, а не в римском стиле, что тоже своего рода должно было подчеркнуть преемственность римских стоиков от греков.

https://music.yandex.ru/album/38307906

#узлы_сенека
Итоги года на Яндекс.Музыке.

Интересно сравнить с предыдущим годом.

Немного неожиданно, что самой прослушиваемой оказалась песня "Раб философии". Это даже приятно. И как-то символично.
👍3🔥1
УЗЛЫ pinned «На этой ноте мы завершаем наш небольшой рассказ о песнях альбома «Сенека». Все истории: 1. Тяжёлая скала 2. Давайте, соратники! 3. Раб философии 4. У тебя в руках 5. Для великой души 6. Плыть прямо 7. Богатство 8. Зло 9. Врасплох 10. Делай так! 11. Вот оно…»