Вот оно
Ещё в 2015 году, не думая, что я однажды сделаю это рефреном, я выписал эту строку: «Вот оно: презирай смерть!»
Здесь очень важно понять, что это значит. Речь вовсе не о том упадке духа, о том презрении, которое в западной философии порождает, с одной стороны, легкомысленное отношение к смерти, подталкивает к лёгкому уходу из жизни (культура эвтаназии), а с другой – порождает трансгуманизм и мечты о вечной жизни при полной душевной смерти (и это тоже культура эвтаназии).
Сенека говорит как раз о том, что о смерти нужно думать и помнить каждый день. Но не трястись над нею, не бояться её, чтобы не прожить всю жизнь в метаниях между страхом смерти и мученьями жизни. Нужно жить достойно и умирать достойно. Ибо в сущности жить и умирать – одно.
И в другом месте, говоря о том, что врач даёт множество наставлений, чтобы вылечиться от одной болезни:
И в смысловом отношении, и в музыкальном эта короткая композиция выступала продолжением песни «У тебя в руках». В первоначальном замысле «Вот оно» должна была идти сразу после неё. Если послушаете их в таком порядке, я полагаю, вы угадаете это уже по тональности. Почему же она в итоге оказалась в ином месте?
Здесь в силу вступает иной момент. Изначально песни предполагаются в некоем концептуальном порядке. И, расположив их так, я начинаю отслушивать – как это, собственно, воспринимается при последовательном прослушивании. Темп, тональность, интро, аутро – всё здесь принимает решающее значение, ведь эстетически альбом должен последовательно не читаться, а слушаться. Потому песня «Вот оно» оказалась перед песней «Всё перелить в тебя» по той же причине, по какой «Тяжёлая скала» оказалась первой.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
Ещё в 2015 году, не думая, что я однажды сделаю это рефреном, я выписал эту строку: «Вот оно: презирай смерть!»
Здесь очень важно понять, что это значит. Речь вовсе не о том упадке духа, о том презрении, которое в западной философии порождает, с одной стороны, легкомысленное отношение к смерти, подталкивает к лёгкому уходу из жизни (культура эвтаназии), а с другой – порождает трансгуманизм и мечты о вечной жизни при полной душевной смерти (и это тоже культура эвтаназии).
Сенека говорит как раз о том, что о смерти нужно думать и помнить каждый день. Но не трястись над нею, не бояться её, чтобы не прожить всю жизнь в метаниях между страхом смерти и мученьями жизни. Нужно жить достойно и умирать достойно. Ибо в сущности жить и умирать – одно.
«Я скажу так: кто презирает собственную жизнь, тот стал хозяином твоей».
И в другом месте, говоря о том, что врач даёт множество наставлений, чтобы вылечиться от одной болезни:
«А моё наставленье излечивает не одну болезнь, но всю нашу жизнь. Вот оно: презирай смерть! Кто ушёл от страха смерти, тому ничто не печалит душу».
И в смысловом отношении, и в музыкальном эта короткая композиция выступала продолжением песни «У тебя в руках». В первоначальном замысле «Вот оно» должна была идти сразу после неё. Если послушаете их в таком порядке, я полагаю, вы угадаете это уже по тональности. Почему же она в итоге оказалась в ином месте?
Здесь в силу вступает иной момент. Изначально песни предполагаются в некоем концептуальном порядке. И, расположив их так, я начинаю отслушивать – как это, собственно, воспринимается при последовательном прослушивании. Темп, тональность, интро, аутро – всё здесь принимает решающее значение, ведь эстетически альбом должен последовательно не читаться, а слушаться. Потому песня «Вот оно» оказалась перед песней «Всё перелить в тебя» по той же причине, по какой «Тяжёлая скала» оказалась первой.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
Богатство
Несмотря на то, что здесь, как и в ряде других песен, слов не так много, эта песня оказалась самой сложной для меня на этом альбоме. Приведённые выше строки врезались мне в душу ещё при первом прочтении в 2015-м – со странным чувством и почти отторжением. Я никуда их не выписывал, но запомнил сам собой. Для меня они звучали слишком почтительно к богатству, а во мне всегда было воспитано презрительное отношение к нему – презрение как к факту. Я полагал, что, должно быть, это христианское отношение: богатство – зло, и тяжелее богатому войти в Царство Божие, чем верблюду в игольное ушко.
Вновь вчитываясь в Сенеку в 2024-ом, несмотря на разящую мне душу раздвоенность, я понимал, что эта строка, которая ещё и отчего-то сама собой прекрасно поётся (!), должна быть в альбоме (из песни, т.е. философии Сенеки, строк не выкинешь). И я понял, что это ведь тоже стоицизм: и богатство принимать как должное, сносить его так же (легко!), как и нищету. И утверждение «под соломенной крышей не хуже, чем под золотой» одинаково верно и если сказать: «под золотой крышей не хуже, чем под соломенной». Потому я принял стоическое решение её – эту песню – пропеть.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
«Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде. Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам».
Несмотря на то, что здесь, как и в ряде других песен, слов не так много, эта песня оказалась самой сложной для меня на этом альбоме. Приведённые выше строки врезались мне в душу ещё при первом прочтении в 2015-м – со странным чувством и почти отторжением. Я никуда их не выписывал, но запомнил сам собой. Для меня они звучали слишком почтительно к богатству, а во мне всегда было воспитано презрительное отношение к нему – презрение как к факту. Я полагал, что, должно быть, это христианское отношение: богатство – зло, и тяжелее богатому войти в Царство Божие, чем верблюду в игольное ушко.
Вновь вчитываясь в Сенеку в 2024-ом, несмотря на разящую мне душу раздвоенность, я понимал, что эта строка, которая ещё и отчего-то сама собой прекрасно поётся (!), должна быть в альбоме (из песни, т.е. философии Сенеки, строк не выкинешь). И я понял, что это ведь тоже стоицизм: и богатство принимать как должное, сносить его так же (легко!), как и нищету. И утверждение «под соломенной крышей не хуже, чем под золотой» одинаково верно и если сказать: «под золотой крышей не хуже, чем под соломенной». Потому я принял стоическое решение её – эту песню – пропеть.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
❤1
Всё перелить в тебя
И хронологически, и по звучанию, эта песня представляется завершающей и ставящей черту под этим альбомом: вот почему и для чего всё это. Наверное, именно поэтому делают это учителя, творцы, учёные мужи, все философы, добрые родители, наставники и многие прекрасные люди, среди которых большая честь и быть последним. Иначе к чему это знание? Что пользы и от мудрости Соломона, если не написать Екклесиаста?
Однако мне показалось ещё более уместным закончить альбом на иной, более позитивной ноте – это желание во мне совпало и в концептуальном, и в «слушательном» плане.
P.S.: На обложке сингла, который предварял альбом, «Всё перелить в тебя» написано в греческом, а не в римском стиле, что тоже своего рода должно было подчеркнуть преемственность римских стоиков от греков.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
И хронологически, и по звучанию, эта песня представляется завершающей и ставящей черту под этим альбомом: вот почему и для чего всё это. Наверное, именно поэтому делают это учителя, творцы, учёные мужи, все философы, добрые родители, наставники и многие прекрасные люди, среди которых большая честь и быть последним. Иначе к чему это знание? Что пользы и от мудрости Соломона, если не написать Екклесиаста?
«”Но если ты что нашёл и узнал его пользу по опыту, поделись со мною!” — скажешь ты. — Да ведь я и сам хочу всё перелить в тебя и, что-нибудь выучив, радуюсь лишь потому, что смогу учить. И никакое знание, пусть самое возвышенное и благотворное, но лишь для меня одного, не даст мне удовольствия. Если бы мне подарили мудрость, но с одним условием: чтобы я держал её при себе и не делился ею, — я бы от неё отказался. Любое благо нам не на радость, если мы обладаем им в одиночку».
Однако мне показалось ещё более уместным закончить альбом на иной, более позитивной ноте – это желание во мне совпало и в концептуальном, и в «слушательном» плане.
P.S.: На обложке сингла, который предварял альбом, «Всё перелить в тебя» написано в греческом, а не в римском стиле, что тоже своего рода должно было подчеркнуть преемственность римских стоиков от греков.
https://music.yandex.ru/album/38307906
#узлы_сенека
На этой ноте мы завершаем наш небольшой рассказ о песнях альбома «Сенека». Все истории:
1. Тяжёлая скала
2. Давайте, соратники!
3. Раб философии
4. У тебя в руках
5. Для великой души
6. Плыть прямо
7. Богатство
8. Зло
9. Врасплох
10. Делай так!
11. Вот оно
12. Всё перелить в тебя
13. Что истинно — то моё!
Тексты: https://genius.com/albums/Uzly/Seneca
#узлы_сенека
1. Тяжёлая скала
2. Давайте, соратники!
3. Раб философии
4. У тебя в руках
5. Для великой души
6. Плыть прямо
7. Богатство
8. Зло
9. Врасплох
10. Делай так!
11. Вот оно
12. Всё перелить в тебя
13. Что истинно — то моё!
Тексты: https://genius.com/albums/Uzly/Seneca
#узлы_сенека
👍3🔥2🤝1
Итоги года на Яндекс.Музыке.
Интересно сравнить с предыдущим годом.
Немного неожиданно, что самой прослушиваемой оказалась песня "Раб философии". Это даже приятно. И как-то символично.
Интересно сравнить с предыдущим годом.
Немного неожиданно, что самой прослушиваемой оказалась песня "Раб философии". Это даже приятно. И как-то символично.
👍3🔥1