Wondering (non)Jew – Telegram
Wondering (non)Jew
2.92K subscribers
2.35K photos
322 videos
15 files
1.66K links
Полевой востоковед.
Рассказываю про репатриацию в Израиль, службу в армии, адаптацию в местном хайтеке. Последнее время пишу про антиоккупационный, антиавторитарный активизм.
@ty_mur
Начало: t.me/wanderingtymur/2
Download Telegram
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Момент, когда Стив Уиткофф поблагодарил Нетаниягу с трибуны на площади заложников, а в ответ услышал гневный свист толпы: «Окей..»
С годами, конечно, лучше понимаешь дадаистов. Реальность оказывается безумнее любых книг. Во всем мире благодарят Трампа за окончание войны в Газе, хотя он ее подогревал своей безоговорочной поддержкой Израиля и поддерживал трансфер палестинцев. Израильтяне, вначале поддержавшие военную операцию, помогая Нетаньяху удержаться, теперь наконец приветствуют принуждение израильского правительства Трампом к миру, без требования полного уничтожения или капитуляции Хамаса. Сами же боевики, давшие повод ультраправому израильскому правительству вторгнуться в Газу, теперь говорят о готовности уступить власть новой палестинской администрации. Притом им удалось невероятное: благодаря израильской тактике войны, флаги Хамаса появились в мировых столицах, а администрация президента США была вынуждена вести с ними прямые переговоры. Такого успеха даже ИГИЛ не достигли. Это результат военного давления, столь активно продвигавшегося правыми. Террористы выпущены, поселений не будет, Израиль в конфликте со всей ООН, евреи живут в страхе по всему миру. Удар по Катару стал крайней точкой раздражения мирового сообщества. Без этого удара неизвестно насколько бы еще эта мясорубка затянулась.

Война закончена, как сказал Трамп. Однако палестино-израильский конфликт лишь выходит на новый этап, учитывая масштаб разрушений и жертв в Газе, расширение оккупации на Западном берегу; массовый отказ израильского общества признавать независимость Палестины; уровень ненависти со стороны палестинцев; общемировое осуждение после того, что устроило израильское правительство с минимальным общественным сопротивлением.

Израилю не повезло с тем, что Байден и Трамп оказались ярыми сионистами. Все могло закончиться раньше, с меньшими человеческими и имиджевыми потерями, если бы кто-то, как Рейган в 1982, потребовал прекратить бойню еще в первые недели войны. "The only winning move is not to play". США и союзники отговаривали израильтян заходить в Газу из-за предсказуемых трудностей. У Израиля был вариант сосредоточиться на расследовании событий 7 октября и собрать свидетельства преступлений Хамаса, которые бы помогли в дипломатической борьбе за возвращение заложников, подрыве влияния Хамаса. Только это стоило бы развала правящей коалиции и тюремным срокам за халатность.

7 октября мировая общественность была гораздо более про-израильская, чем после начала операции. Это методы войны привели к международному суду за геноцид и преступления против человечности, повсеместным антиизраильским демонстрациям и нападкам на евреев. Независимость Палестины теперь признает большинство в Совбезе ООН, хотя без разрушения Газы у правых была бы возможность закрыть этот вопрос на долгий срок после атаки Хамаса и реакции на нее палестинцев, и продолжать ползучую оккупацию Западного берега без лишнего внимания. На деле, эта война создала проблемы для правой идеи в Израиле из-за желания Нетаньяху удержаться во власти после 7 октября. Она стала имиджевым ударом и привлекла внимания мира к тому, что особо не обсуждалось за границей. Израиль в любом случае еще более качнулся вправо, стал еще более религиозным. Даже на грядущих выборах борьба будет идти между ультраправыми, а не между правыми и либеральными силами. Беннет, Либерман с НДИ - ультраправые религиозные поселенцы по своим убеждениям. Они не внесут радикальных изменений в системные устои Израиля, а постараются сохранить её с еще большим правым уклоном. Говорить о какой-то системной рефлексии по поводу оккупации или действий в Газе не придется. Однако Нетаньяху, как принято в Лиге Ахерет, мыслит в категории "Государство - это я", и из личного интереса наносит вред в том числе и своим идеологическим сторонникам. Поэтому очень интересно посмотреть, что текущая коалиция предпримет к выборам в следующем году. Завершение же войны к досрочным выборам навряд ли приведет, все-таки у коалиции большинство, и все эти люди связаны круговой порукой после войны, да и бюджеты не до конца освоены.
В сущности, война не закончилась стратегически плохо ни для Израиля, ни для Хамаса. Первый смог удержаться от того, чтобы увязнуть в партизанской войне на годы вперед и того, чтобы брать ответственность за миллионное население, нести за него расходы, или реально начать осуществлять насильственный трансфер, попав в международную изоляцию. Экономические партнеры Израиля по всему миру, в том числе в арабских странах, сейчас спокойно выдохнули, что не нужно разрывать контракты или находить посредников для поддержания текущих связей. Торговый оборот с ЕС и арабским миром за время войны только вырос. Хамас же получил отличный пиар, вынудив американскую администрацию вести с собой переговоры, заключив перемирие без капитуляции и разоружения. Политически они добились своей цели, привлекая внимание всего мира к проблемам оккупации Палестины. Члены Хамаса могут даже иметь политическое будущее и гарантии неприкосновенности.

Все эти события в очередной раз подтверждают, что у конфликта нет силового решения без компромиссов со всех сторон (и без вмешательства третьих стран, к сожалению). Поэтому очень интересно теперь видеть как люди, все эти два года поддерживавшие силовое давление, очевидно ценой жизни заложников и хорошего отношения в мире, теперь под влиянием трендов приветствуют сделку.
Рекомендация по нескольким фильмам, которые помогают понять, что война - это в первую очередь бюрократический механический конвейер, перемалывающий людей без оглядки, где лозунги мало совпадают с реальностью. Рекомендую всем неслужившим ура-патриотам:
- Штаны (1997)
- За пивом (2022)
- Элитный отряд (2020)
- На Западном фронте без перемен (2022)
В израильском дискурсе сейчас говорится в таком ключе, что все освобождённые палестинцы - это террористы (не задерживаем же мы людей просто так). Впрочем надо понимать, что Израиль тоже за время войны набирал обменный фонд, и мог задерживать палестинцев в Газе и на Западном берегу за любое проявление нелояльности или нахождение в неудачном месте. Согласно изданию +972, только 1 из 4 заключённых подтвержден как боевик в армейской статистике.

Исторически большинство палестинских заключённых были под административным арестом без суда и предъявления обвинений. Кого-то могли отпустить за день, кого-то держат месяцами. Со всеми заключёнными обращаются плохо, вопреки упреками израильских правых на слишком хорошие условия в тюрьмах. Правозащитные организации бьют тревогу из-за непрозрачности происходившего. Как Хамас не допускал Красный крест/Красный полумесяц к заложникам, так и Израиль никого не допускает в тюрьмы после 7 октября. Верховный Суд потребовал от правительства объяснить запрет, но слушание уже 20 раз переносили.

В текущем обмене выпустили 1700 палестинцев, которых держали без суда. В то же время, вместе с ними выпустили 250 человек, убийц и террористов из разных палестинских фракций. На Западный берег вернулись как раз заключённые по тяжёлым статьям, в основном.
Катар попросил Виткоффа и Кушнера надавить на Израиль: NYT о том, как заключалась сделка
https://news.israelinfo.co.il/137202
В Яфо возле местной достопримечательности - Зелёного дома - мирные активисты проводили демонстрации и расклеили портреты погибших детей в Газе. Пока что висят, местные и активисты не дают их срывать.

Многие жители Газы - потомки беженцев из Яфо после 1948, которые сохраняли связи и поддерживали общение с родственниками все эти годы.
После начала войны в Газе русскоязычных израильских блогеров всё труднее отличить от Z-блогеров из РФ…

Мы собрали самые яркие цитаты с той и другой стороны, но скрыли имена авторов…
Пройди тест и проверь, сможешь ли ты понять кто есть кто!

Репост приветствуется
Wondering (non)Jew
Удар по Катару стал крайней точкой раздражения мирового сообщества. Без этого удара неизвестно насколько бы еще эта мясорубка затянулась.
Как я и писал, удар по Катару стал ключевой причиной перемены настроения Трампа и давления на Израиль. Это подтвердили Кушнер и Уиткофф, раскритиковав правительство Нетаньяху. Всё-таки не зря катарцы самолёт Трампу подарили.

Потому любые аналитики и инфлюенсеры, нахваливавшие или оправдывавшие этот удар, имеют либо серьезные когнитивные проблемы, либо являются открытыми правыми пропагандистами. Даже непонятно, что хуже. Так что я бы советовал присмотреться к таким каналам и людям, особенно анонимным, и переоценить все сказанное ими за последние пару лет, так как ничего из этого не оправдалось чаще всего.
Съездил в кибуцы возле Газы в компании с Сашей Аппельберг и Николаем Эппле на мероприятие, организованное Даном и либеральным движением за общественные изменения "Центры социальной справедливости". Поездка не с ура-патриотическим уклоном, какие обычно устраивают еврейские НКО для инфлюенсеров, а возможность оценить ситуацию спустя 2 года войны; услышать мнение людей, переживших атаку 7 октября и потерявших близких; увидеть происходящее на местности.

Сперва встретились с писателем и журналистом Амиром Тибоном, пережившим нападение 7 октября в кибуце Нахаль Оз. Об истории кибуца и этой атаке Амир выпустил книгу "Ворота Газы". Он рассказал о решении переехать из Тель-Авива в кибуц после войны в 2014, чтобы поддержать либеральный настрой и дух стремления к сосуществованию, которое культивировалось в этом кибуце, несмотря на регулярные ракетные и минометные обстрелы из Газы. Поделился тем, что его подкупает больше всего в атмосфере кибуцев - когда заходишь за ворота, то все вокруг является твоим домом и собственным пространством, а не только личные апартаменты.

Амир сказал, что быстро перестал поддерживать войну, хотя эмоции первых дней сначала преобладали. Говорит, что вина за 7 октября на Хамасе, но ответственность на правом правительстве, членам которого вообще следовало бы сделать харакири после подобного провала, будь мы в Японии. По поводу перспектив примирения двух народов считает, что это в итоге случится, но займет десятилетия после произошедших событий, приводя пример Германии и Франции, в своих войнах уничтоживших миллионы людей, но нашедших путь к миру и открытым границам.

Затем гид Борис Крижопольский дал нашей группе лекцию о борьбе Израиля за Газу, учитывая, что исторически она не было частью израильских царств. Борис для старта привел ту самую речь Моше Даяна в кибуце Нахаль Оз, которая честно раскрывала характер борьбы за эту территорию. Израиль окончательно получив Газу после войны в '67, отдавать её никогда не стремился, хотя правые часто утверждают, что мы бы с радостью её вернули Египту. Правительство с 60-х намеренно ограничивало развитие Газы и организовало программу содействия переселению (которой какое-то количество людей даже воспользовалось). В 70-е пришла появилась идея поселенчества в Гуш Катифе, хотя уже тогда люди понимали, что поселения - препятствие для мира. Так в 1979 депутат Левого лагеря - Меир Паиль, директор департамента военной теории Цахала, говорил о том, что настоящий мир потребует эвакуации поселений из Сектора Газа и с Западного берега, рано или поздно. Кроме того, до 1995 на границе с Газой не было забора из израильских соображений, что границы можно будет двигать при удобном случае. Палестинские атаки сдерживались операциями возмездия.

Газа стала эпицентром первой интифады в 1987-1991. Хамас тогда только зарождался и лишь присоединился к низовому протесту в ответ на израильскую дискриминационную политику. По итогам интифады, ФАТХ решил идти на сотрудничество с Израилем, однако Хамас решил занять непримиримые позиции против идеи двух государств. К середине 90-х Палестинская Администрация под контролем ФАТХ получила контроль над Газой. Первые общепалестинские выборы состоялись в 1996. Хамас символически отказался от участия в них, так как не пользовался народной поддержкой и казался тогда неактуальным. Однако за десятилетие тотальная коррупция ПА, провал в Кэмп-Дэвид, вторая интифада, размежевание, при продолжающемся внешнем контроле Газы со стороны Израиля, привели Хамас к победе на выборах в 2006 (о причинах эвакуации поселений я делал большой пост в начале войны). Борис также отмечает, что Хамас подавал сигналы о готовности признать консенсус по границам 1967 в нулевые и десятые годы (1,2,3,4). Причины же для атаки 7 октября Хамас описывает в пропагандистском документе "Наш нарратив", где пытается скинуть с себя ответственность за гражданские жертвы на неподконтрольных жителей Газы.
На следующем этапе мы отправились в кибуц Беэри - один из самых пострадавших в атаке. Нас встретил пожилой русскоязычный репатриант, работник местной знаменитой типографии. Он провел по разрушенным домам, показал места боев и резни, рассказал про жившие здесь семьи. Так как он лично знал всех жителей кибуца, и во время атаки вместе с сыном держал ручку мамада, где пряталась его семья, чтобы террористы не смогли войти, то он до сих пор очень больно воспринимает произошедшие, отрицая возможное примирение. Притом, этот киббуц активно контактировал с жителями Газы до войны: вывозил жителей на лечение, роды, нанимал на работы. Известная левая активистка, Вивиан Сильвер, одна из создательниц Women Wage Peace, жила здесь. Была убита 7 октября.

На второй год войны дома все еще стоят разрушенными. Жители Нахаль Оза, Беэри, и прочих пострадавших населенных пунктов в первые дни были отправлены в кибуцы на севере (где оказались уже под атаками Хизбаллы), затем их частично расселили по гостиницам всей стране. Кому-то уже поставили времянки, кто-то переехал в соседние кибуцы. Многие жители не собираются никогда возвращаться.

От Беэри нас отвезли к месту резни на фестивале Нова. Уже подтверждено, что изначально террористы не знали о его проведении, тем более он изначально планировался двухдневным, а атака произошла на 3-й день. Пространство представляет из себя стоянку сожженных и расстрелянных машин; высаженную рощу в честь погибших, с именами и фотографиями; индивидуальные мемориалы с личными вещами и металлическими красными анемонами - национальным символом Израиля, отображающими горе по потерянным молодым жизнями.

Мемориал вызывает у меня неоднозначные чувства, если честно. С одной стороны, это масштабная дань памяти погибшим и пострадавшим. С лицами, именами, личными вещами. С другой стороны, есть определенная вепонизация траура, так как сейчас это одно из главных туристических мест Израиля, куда свозят израильских лоббистов, членов еврейских общин и федераций, армейских новобранцев в обязательном порядке. Видеть военные построения напротив этого места довольно странно, так как дискуссия о причинах событий закрывается, а место используют для оправдания войны. Хотя я лично считаю мемориал очень важным для памяти, вопрос в окружающих нарративах.

Закончилась поездка в городе Сдерот, также атакованном боевиками. Так как он находится почти вплотную к Газе, там появилось несколько обзорных площадок, с которых видно масштабы разрушения. Мы как раз побывали на площадке, неподалеку от которой Андрей Х наклеил стикер Free Palestine, за что его судили. Гид Борис рассказал нам про возникновение и развитие движения религиозных сионистов под руководством раввина Кука, трансформацию в более агрессивную идеологию под влиянием его сына Цви после 1967, когда тот заявил о претензиях Израиля на все библейские земли. Одновременно можно было видеть как туристы, дети, влюбленные парочки поднимались на обзорную площадку полюбоваться на руины Газы на закате, под звуки частых взрывов (самолеты не летали, артиллерия не стреляла, новостей об израильских ударах не было, так что скорее всего шел снос или разминирование зданий). Там и лавочки оборудованы, платный бинокль стоит. Не особо романтическое зрелище, честно говоря, учитывая, что руины видны на километры вперед.

Вполне становится ясно после такой поездки, что война не стала разрешением конфликта, а лишь породила множество новых тяжелых вызовов для обоих народов. Яркая иллюстрация того, о чем я предупреждал в сентябре 2023, итог правила талиона.