Горелкин – Telegram
Горелкин
26.9K subscribers
1.05K photos
153 videos
11 files
2.28K links
Первый заместитель председателя ИТ-комитета Госдумы, председатель правления РОЦИТ

Для официальных обращений – gorelkin@duma.gov.ru
По остальным вопросам – @webstrangler_bot
Download Telegram
Это прекрасная инициатива нидерландской компании Яндекс. Python это очень сложный язык программирования (насколько я могу понять, не будучи программистом), востребованный на рынке и открывающий молодым специалистам дорогу в крупные компании и к собственным старт-апам. Прекрасно, что голландцы дают российским детям такие нужные практические знания.

Мне доводилось несколько раз обращаться в компанию Яндекс с просьбой о визите в мой родной Кузбасс кого-то из их главных специалистов или менеджеров — для встречи со студентами и старшеклассниками. Но никто так и не приехал. Может, языковой барьер тому виной, не знаю.

Надеюсь, когда Яндекс станет российской компанией, нам будет проще найти общий язык, и кузбасская молодежь сможет лично познакомиться с лучшими кадрами одной из лучших IT-компаний мира :) https://tass.ru/obschestvo/6823482
Образ будущего, в котором на смену государствам пришли гигантские корпорации, придуман уже давно. Но в фантастике обычно пишут про какие-то производственные корпорации. А в реальности мы видим, что признаками государства обзаводятся крупные IT-компании, развивающие социальные сервисы. Эквивалент гражданства — регистрация в социальной сети — появилась у них уже давно. И со временем правила только ужесточаются. Уже сейчас соцсети изо всех сил продавливают принцип: одна личность — один аккаунт. В России любят шутить про «интернет по паспорту», но я не удивлюсь, если первой регистрацию по официальному ID личности введет Facebook.

Другой признак государства — национальная валюта. Технология виртуальных валют отработана уже давно в мире онлайн-игр. Там уже лет десять с лишним действуют биржи по обмену игровых денег на настоящие. Большинство из них неофициальные, но это реально работающая и растущая экономика.

Криптовалюты — это выход на новый уровень. Это официальная претензия IT-гигантов на, пусть ограниченную, но государственность. Проблема биткоинов в том, что за ними не стоит никакой мощный игрок, внедряющий «битки» во все сферы жизни и контролирующий валюту. Отсюда огромная волатильность и криминальные сделки. Facebook сейчас вводит свою валюту Libra. Вопреки названию, вряд ли это будет что-то такое же свободное как биткоин. Скорее всего, по степени контроля это будет гораздо больше похоже на национальную валюту. Просто нация будет называться Facebook. Все, что останется потом Цукербергу, прикупить какую-нибудь страну третьего мира и ввести там прямое фейсбучное правление, заимев положенную государству территорию. Можете смеяться, но это очень реальный вариант.

У нас с идеями криптовалюты для соцсети носились братья Дуровы. Сейчас они собираются реализовать ее на платформе Telegram. Пока непонятно, что из этого выйдет.

А вот государственные криптовалюты что-то не взлетают. Ни криптоюань, ни крипторубль, ни венесуэльская «петро». Думаю, чтобы государственные криптовалюты реально работали, страну нужно превратить в соцсеть.
https://news.1rj.ru/str/prosmis/4758
Маркетплейс «Беру» - это трагическая судьба нелюбимого ребенка при разводе родителей. (То, что родителями выступают Греф и Волож — это я ни на что не намекаю. Иногда метафора это просто метафора, как говорил дедушка Зигмунд.)

Из-за споров о том, кто будет царствовать и всем владеть — Яндекс или Сбер — площадка фактически брошена, ее функционал не доделан и уступает не только «Амазону», с которым они собирались соперничать, но и российским интернет-старичкам вроде «Озона» или «Ламоды».

Теперь, как в мужской шовинистической шутке: и жить с ним невозможно, и пристрелить жалко. И нет никакой надежды, что найдется какой-то третий инвестор, который возьмется допиливать «Беру». Во-первых, не отдадут. Во-вторых, при наличии достаточных для этого ресурсов и желания, проще сделать свое с нуля.
https://news.1rj.ru/str/roemru/3918
Коллеги спрашивают, как дела с моим «огненным» законопроектом о значимых информационных ресурсах. Я рад сообщить, коллеги, что период горьких слез, неконтролируемых эмоций и швыряния друг в друга разными неприятными субстанциями заканчивается! Насколько мне известно, на следующей неделе наш Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи соберётся на своё первое заседание после каникул и отправит мой законопроект в рассылку.

На анализ и составление ответственного отзыва ведомствам дается по закону 30 дней. Если нет срочности.

Так что к концу сентября — началу октября будет понимание, что официально думают о моем законопроекте ФОИВы, правительство и АП. Уметь в анонимные телеграм каналы - это интересно и весело, но цыплят все же по осени считают. И осень наступила. Вот и посчитаем :)

При нашем Комитете действует экспертный совет. В нем около сотни авторитетных представителей отрасли. Много людей из IT-индустрии, которых законопроект затрагивает непосредственно. Поэтому заключения и мнения, уверен, будут полезными. В общем я жду эффективной работы и дискуссии.
Главным украшением Восточного экономического форума стали девушки из угольного Кузбасса.
Старые офлайновые государства контролируют новые онлайн государства. Я намерено использую двусмысленное предложение для описания процесса, который сегодня можно наблюдать :) https://news.1rj.ru/str/i_curtain/3385
Как официальный кулак Грефа (по мнению отдельных журналистов), предлагаю нокаутировать российские экзамены! Одним точным ударом в печень.
А если серьезно, то школьные экзамены это показатель не столько успеваемости учеников, сколько успешности учителей. И было бы лучше учителей регулярно экзаменовать. Напрямую, а не через детские головы.
А настоящий экзамен для детей — это вся их будущая жизнь и как им в ней помогут школьные знания.
https://news.1rj.ru/str/pdmnews/20172
Вот пример, когда смешивают теплое с мягким.

У меня действительно есть законопроект о новостных агрегаторах. Принят в декабре прошлого года в первом чтении и пролежал потом без движения всю весеннюю сессию.

Обращаю еще раз внимание коллег, экспертов и журналистов, что законопроект о значимых информационных ресурсах не только и не столько про новостные агрегаторы. Он гораздо более широкий, он про компании в целом, а не про отдельные их функции и подразделения. https://news.1rj.ru/str/akashevarova/2828
https://news.1rj.ru/str/politjoystic/10375

Теория заговора это всегда интригующе. А скучная реальность в том, что Яндекс заинтересован в сотрудничестве с государством ничуть не меньше, чем государство в сотрудничестве с Яндексом. Компания достигла таких размеров и влияния, что поневоле задевает государственные институты и ведомства. И при этом без России Яндекс это ничто. Можно перерегистрировать его хоть в Свазиленде, но весь заработок Яндекса останется здесь, на Родине.

"Взять под контроль" это ошибочная формулировка. Наоборот, речь идет о том, чтобы Яндекс в принципе не мог попасть под контроль какого-либо государства, будучи при этом российской компанией.
Я считаю, что случай Кокорина и Мамаева — еще одно доказательство, что вся наша система правосудия нуждается в коренном изменении. В тюрьме должны сидеть убийцы, грабители и насильники. Потому что они представляют прямую опасность для каждого из нас. Их надо изолировать от людей. А давать реальные сроки хулиганам, мелким воришкам или проворовавшимся чиновникам — вредно. Тюрьма никого не делает лучше. Никто за решеткой не исправляется. Наоборот, тюрьма — это школа преступности.

Кокорин с Мамаевым и так были, по мировым стандартам, весьма средними футболистами. Отсидев срок, они не стали лучше играть в футбол и, тем более, лучше относиться к людям. Зато на их содержание там каждый день тратились наши с вами деньги: тюрьмы государству дорого обходятся. Если бы с них взяли штраф по сотне миллионов с каждого — это был бы гораздо более мощный удар по их самолюбию и стимул задуматься о происходящем. А так еще, поди, невинными жертвами себя считают.

Нашу систему наказаний надо переориентировать с лишения свободы на штрафы, запреты и ограничения. Проворовался чинуша — запрещено занимать государственные должности, выезжать из страны плюс конфискация имущества и штраф. Нахулиганил кто-то — штраф, исправительные работы, условка. Карман — это самое больное место человека в нашем потребительском обществе. А тюрьмы — это для людоедов всяких.

https://news.1rj.ru/str/oleglurie/1146
Выборы в Мосгордуму были, действительно, эмоциональными и конкурентными. Но меня удивляет один аспект. Если сравнить триллионные бюджеты Москвы с другими субъектами РФ, то очевидно, что страна развивается слишком неравномерно. Огромные деньги в Москве (в том числе потому, что здесь регистрируют штаб-квартиры компании из регионов) и явная их нехватка в провинции. С точки зрения теории рационального выбора, массовый избиратель в Москве должен голосовать за правящую партию, потому что она ему обеспечивает московский уровень жизни. И, в общем, так оно и есть. Просто правящей партии почему-то на выборах не было.
Сразу две новости цифровизации: планируют принять закон об электронных трудовых книжках и создать универсальный счетчик просмотров рекламы в сети.

Первое назрело очень давно. Вы даже не представляете себе горе людей, которые накануне пенсии потеряли трудовую и не могут восстановить какие-то записи в ней. Ко мне такие регулярно обращаются, и это ооочень сложная для решения проблема. В самом Пенсионном фонде уже есть общий электронный реестр сведений обо всех работающих, но это такой агрегатор информации, которая изначально существует на бумаге — в тех самых трудовых. Речь о том, чтобы изменить ситуацию, чтобы основной формой учета был электронный реестр ПФ. А для желающих записи из него будут дублироваться в привычных книжках.

А вот единая государственная система учета интернет-пользователей — это гораздо сложнее и пока далеко от реализации. Смысл в том, чтобы иметь в стране некий стандартный независимый способ количественной оценки показов рекламы в сети. В этом заинтересована налоговая служба и, на самом деле, сами игроки рынка интернет-рекламы. Потому что сейчас при заказе рекламы в Яндексе или Гугле — приходится ориентироваться на отчеты о показах самих этих компаний. И проверить их данные невозможно. А хочется объективности. Но тут, как говорят наши англосаксонские партнеры, можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее установить на свой ресурс чужой счетчик. Особенно если этот ресурс — транснациональный поисковик с миллиардной аудиторией. Думаю, надо обсуждать в первую очередь этот аспект, а саму программу написать не сложно.
В СССР по четвергам был «рыбный день». А у нас на четверг 12 сентября запланировано первое в осенней сессии заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. В котором имею честь состоять. В меню заседания есть и мой законопроект о значимых информационных ресурсах. Его отправят в рассылку ФОИВам. Если верить новостям, это гигантская акула для интернет-компаний. А что в итоге из него приготовят — сейчас и не скажешь.
Объем видео-рекламы в Рунете сегодня приблизился к 200 млрд рублей в год. Это сопоставимо с уровнем телевидения. Но у ТВ уже давно есть измеритель - Mediascope, его систему признают участники рынка, и она довольно эффективно работает. Нечто подобное хотят придумать для интернета. На сегодня главный и открытый пока вопрос: кто заплатит за разработку и внедрение этой системы? Об этом наши IT-гиганты и государство пока не договорились.
Только что на заседании Государственной Думы Владимир Вольфович Жириновский внезапно и щедро поделился своим политическим весом с несистемной оппозицией. Навальный и Соболь теперь ему должны. Утверждали Комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Но свелось все к обсуждению «Любы». Так что не удивляйтесь заголовкам в Яндекс-Новостях.
Историки считают, что первая атомная бомба в СССР появилась благодаря эффективному шпионажу. Мы и сегодня должны нежно благодарить наших разведчиков. Если бы они вовремя не подсуетились, возможно, такой страны как Россия на карте сегодня не было.

Но перед нами стоит не менее драматичный вызов. Создание квантового компьютера. Сегодня у нас выступал министр науки Костюков, который сказал что у нас уже есть прототипы квантовых компьютеров. Коллеги, прототипы много где есть! У СССР в свое время и прототип интернета был разработан. Главное-то вовремя внедрить в реальную жизнь.

Я не знаю, могут ли разведчики украсть квантовый компьютер, но вот принципы эффективного, прибыльного и, главное, быстрого внедрения наших разработок — нам надо осваивать самим. А это в России посложнее атомной бомбы :)
По моему личному мнению, флагманами такого внедрения должны стать российские IT компании из реестра значимых ресурсов правительственной комиссии :)
Есть такая вещь как этика. Есть биоэтика и медицинская этика. Насколько этичны рассуждения врача о безопасном и полезном поедании человечины?

В истории есть прецеденты, когда людей за подобные вещи не осуждали ни светские власти, ни религиозные, ни общественное мнение. Римская католическая церковь в конце прошлого века выпустила официальный документ о том, что не осуждает жертв авиакатастрофы в Андах, которые вынуждены были есть погибших товарищей, чтобы не умереть с голода. В таком случае жизнь бывает важнее этики.

В нашем же случае, когда можно просто пойти в магазин и купить еды, рассуждения врача о полезности человеческого мяса и вариантах его употребления - где-то за гранью моего понимания.

А еще спрашивают, почему люди все меньше смотрят ТВ... https://news.1rj.ru/str/prosmis/4809
Очень велик соблазн заявить, что все западные IT-компании, которые не подчиняются нашему законодательству, плохие. Но, как всегда, в жизни все гораздо сложнее.

Если мы принимаем законы, которые кого-то к чему-то обязывают, мы должны предусмотреть неотвратимые и существенные санкции за нарушение законов. Мне сложно понять, как можно требовать серьезного отношения того же Твиттера к штрафу в 3000 рублей. Они наверняка сказали: «Да, над нами просто издеваются!» И ведут себя соответствующим образом.

У себя на родине они ведут себя иначе, потому что там за нарушение закона накажут гораздо серьезнее — многомиллионными исками и штрафами.

Если мы хотим, чтобы крупные международные интернет-корпорации выполняли на территории России российские законы — надо поступать так же. Доказывать в суде, что уклоняясь от выполнения закона, компания нанесла существенный вред России, и требовать его полной компенсации. При необходимости — подавать в международные суды.

А еще лучше — предварительно договариваться с теми, кого мы хотим обязать выполнять наши законы. Я вот ни разу не слышал, чтобы представитель Роскомнадзора был командирован в штаб-квартиру Гугла или Твиттера, чтобы обсудить переход к новым требованиям. Вместо этого крупных игроков интернет-рынка просто ставят перед фактом. В ответ они поступают так же. При том, что заинтересованность сторон взаимная: нам нужен доступ к их инструментам, а им нужна наша аудитория. https://news.1rj.ru/str/alexandr_malkevich/649
В начале октября наш Комитет по информационной политике проведет расширенное заседание по моему законопроекту о значимых информационных ресурсах. С участием представителей потенциально значимых для Российской Федерации компаний :)
Такое решение принято с учетом большого телеграм-резонанса. Буду рад увидеть своих оппонентов глаза в глаза, а не через вот эти ваши анонимные аккаунты :)