RuTube отказался от рекламы в роликах – при том, что у YouTube эта опция платная и входит в премиум-подписку. Благодаря этому видеохостинг, скорее всего, рассчитывает еще увеличить свою аудиторию (в июне 2021 года она достигала 19 млн пользователей в месяц).
Я уже говорил, что очень жду появления в России полноценного аналога YouTube и поддерживаю амбициозные планы «Газпром-Медиа» превратить RuTube в национальную видеоплатформу. Летом гендиректор холдинга Александр Жаров называл меры, которые помогут этого достичь: производство собственного контента и возможности монетизации.
И вот тут у меня вопрос: если нет теперь рекламы, что будет с монетизацией? Тот же YouTube платит авторам видео процент с показа рекламных объявлений. И чем больше показов, тем выше доход – простая формула, которая мотивирует видеоблогеров создавать качественный контент. Точно такой же механизм мог бы привлечь их на отечественный сервис, и я уверен, что многие звезды ютуба с удовольствием перенесли бы свои проекты на RuTube – при сохранении того же уровня дохода от монетизации.
Надеюсь, у «Газпром-Медиа» есть в загашнике какой-то другой, менее очевидный способ обеспечить миграцию популярных авторов с YouTube на RuTube. Без этого о статусе национальной видеоплатформы придется забыть.
Я уже говорил, что очень жду появления в России полноценного аналога YouTube и поддерживаю амбициозные планы «Газпром-Медиа» превратить RuTube в национальную видеоплатформу. Летом гендиректор холдинга Александр Жаров называл меры, которые помогут этого достичь: производство собственного контента и возможности монетизации.
И вот тут у меня вопрос: если нет теперь рекламы, что будет с монетизацией? Тот же YouTube платит авторам видео процент с показа рекламных объявлений. И чем больше показов, тем выше доход – простая формула, которая мотивирует видеоблогеров создавать качественный контент. Точно такой же механизм мог бы привлечь их на отечественный сервис, и я уверен, что многие звезды ютуба с удовольствием перенесли бы свои проекты на RuTube – при сохранении того же уровня дохода от монетизации.
Надеюсь, у «Газпром-Медиа» есть в загашнике какой-то другой, менее очевидный способ обеспечить миграцию популярных авторов с YouTube на RuTube. Без этого о статусе национальной видеоплатформы придется забыть.
Согласно исследованию, доверие к привычным источникам информации у жителей РФ продолжает снижаться, а популярность соцсетей и блогов, напротив, растет
Forwarded from IT News
😰 Хотите вы смотреть рекламу в Google или нет - неважно. Ведь скоро у вас выбора в любом случае не останется. Компания запускает своего "убийцу блокировщиков рекламы", новую платформу Manifest v3.
Зачем это ей и почему в итоге страдают пользователи - в колонке Антона Горелкина.
Зачем это ей и почему в итоге страдают пользователи - в колонке Антона Горелкина.
Очередной сигнал большому российскому бизнесу, увлеченному гонкой экосистем, – на этот раз со стороны министерства экономического развития. Разговоры о регулировании экосистем в РФ идут с начала года: в марте о рисках их неконтролируемого развития на нашем рынке предупреждал Центробанк. И вот сейчас стало известно, что правительство сформулировало критерии, по которым тот или иной набор сервисов официально будет считаться экосистемой, и что готовится рамочный закон об их регулировании.
Лично для меня термин «формирование экосистемы» всегда был синонимом слова «монополизация». И в каждом новом непрофильном сервисе для клиентов того или иного банка я видел, прежде всего, агрессивное поглощение с не совсем ясными целями. Нередко жертвой этих процессов становились перспективные стартапы, которые могли бы выстрелить и без помощи чужих капиталов. Поэтому регулирование экосистем я поддерживаю и надеюсь, что с появлением нужной нормативной базы корпорации поумерят свои аппетиты и попробуют хотя бы переварить то, что глотали наперегонки.
Лично для меня термин «формирование экосистемы» всегда был синонимом слова «монополизация». И в каждом новом непрофильном сервисе для клиентов того или иного банка я видел, прежде всего, агрессивное поглощение с не совсем ясными целями. Нередко жертвой этих процессов становились перспективные стартапы, которые могли бы выстрелить и без помощи чужих капиталов. Поэтому регулирование экосистем я поддерживаю и надеюсь, что с появлением нужной нормативной базы корпорации поумерят свои аппетиты и попробуют хотя бы переварить то, что глотали наперегонки.
Ведомости
Владислав Федулов: «В правительстве готовят общие принципы регулирования экосистем»
Замминистра экономического развития рассуждает, как контролировать экосистемы и зачем это нужно
Роскомнадзор планирует применять оборотные штрафы в отношении западного бигтеха. Это коснется тех компаний, которые систематически нарушают требования российского законодательства.
Начнут с Facebook, и случится это уже скоро: на 4 октября назначено составление административного протокола с участием представителя компании. Поскольку правонарушение повторное (43 млн рублей за неудаление противоправного контента Facebook так и не оплатил), дальше штрафы будут считать от годового оборота, и это уже другой порядок цифр. То же самое грозит YouTube: видеохостинг уже семь лет (!) не принимает никаких мер по удалению 3 тысяч роликов, признанных в России незаконными.
И оборотные штрафы – не самое страшное, что может случиться, в арсенале Роскомнадзора есть и другие способы воздействия. Это и полный запрет рекламной деятельности, и ограничение на прием платежей. Думаю, их применение наряду с практикой оборотных штрафов иностранцев-нарушителей сильно отрезвит, и от скользкой риторики они наконец перейдут к конкретным действиям.
Начнут с Facebook, и случится это уже скоро: на 4 октября назначено составление административного протокола с участием представителя компании. Поскольку правонарушение повторное (43 млн рублей за неудаление противоправного контента Facebook так и не оплатил), дальше штрафы будут считать от годового оборота, и это уже другой порядок цифр. То же самое грозит YouTube: видеохостинг уже семь лет (!) не принимает никаких мер по удалению 3 тысяч роликов, признанных в России незаконными.
И оборотные штрафы – не самое страшное, что может случиться, в арсенале Роскомнадзора есть и другие способы воздействия. Это и полный запрет рекламной деятельности, и ограничение на прием платежей. Думаю, их применение наряду с практикой оборотных штрафов иностранцев-нарушителей сильно отрезвит, и от скользкой риторики они наконец перейдут к конкретным действиям.
👍3
В качестве пятничного развлечения предлагаю вам посмотреть, как мог бы выглядеть аналог YouTube на базе нашего любимого Telegram (в его десктопной версии).
Пока это просто концепт-арт, но чтобы его реализовать, разработчикам мессенджера достаточно лишь немного доработать интерфейс: добавить кнопку «Видео», нажатие которой применит фильтр к контенту канала и оставит только посты с видео. Ну и отсортирует их в привычном для пользователей YouTube порядке: от новых - к старым.
Если команде Павла Дурова моя идея придется по душе – готов ее подарить :)
Пока это просто концепт-арт, но чтобы его реализовать, разработчикам мессенджера достаточно лишь немного доработать интерфейс: добавить кнопку «Видео», нажатие которой применит фильтр к контенту канала и оставит только посты с видео. Ну и отсортирует их в привычном для пользователей YouTube порядке: от новых - к старым.
Если команде Павла Дурова моя идея придется по душе – готов ее подарить :)
👍4
Очередная претензия к компании Facebook по поводу неправомерного контента – теперь со стороны книгоиздателей. Ассоциация по защите авторских прав в интернете обратилась в Роскомнадзор с жалобой на Instagram: пользователи распространяют ссылки на электронные книги, а администрация соцсети на это не никак не реагирует.
Ассоциация назвала такое поведение «покровительством пиратам» и попросила РКН выписать Facebook штраф (от 800 тысяч до четырёх миллионов рублей). С начала этого года за неудаление противоправного контента компания Марка Цукерберга получила штрафы на сумму свыше 80 млн руб – и платит их очень неохотно, ссылаясь на «технические проблемы».
Facebook всеми силами пытается оттянуть неизбежное: я говорю про открытие в РФ полноценного представительства, которое выстроит работу принадлежащих компании соцсетей в соответствии с российским законодательством. Но рано или поздно это всё равно произойдет – и если не добровольно, то с применением правового инструментария регулятора. Сегодня, кстати, РКН планировал выписать Facebook оборотный штраф – эта мера за неудаление контента применяется впервые, и речь идет об очень серьезной сумме (намного выше, чем затраты на открытие представительства).
Ассоциация назвала такое поведение «покровительством пиратам» и попросила РКН выписать Facebook штраф (от 800 тысяч до четырёх миллионов рублей). С начала этого года за неудаление противоправного контента компания Марка Цукерберга получила штрафы на сумму свыше 80 млн руб – и платит их очень неохотно, ссылаясь на «технические проблемы».
Facebook всеми силами пытается оттянуть неизбежное: я говорю про открытие в РФ полноценного представительства, которое выстроит работу принадлежащих компании соцсетей в соответствии с российским законодательством. Но рано или поздно это всё равно произойдет – и если не добровольно, то с применением правового инструментария регулятора. Сегодня, кстати, РКН планировал выписать Facebook оборотный штраф – эта мера за неудаление контента применяется впервые, и речь идет об очень серьезной сумме (намного выше, чем затраты на открытие представительства).
👍1
Forbes включил Apple в ежегодный рейтинг крупнейших иностранных компаний, ведущих бизнес в РФ. В 2020 году, по оценкам издания, корпорация заработала на российском рынке 266,3 млрд руб. – на 40,7% больше, чем годом ранее.
👏1
Беспрецедентный сбой в работе сервисов Facebook обошелся Цукербергу в 7 млрд долларов и нанес сильнейший удар по репутации компании. Наверное, еще обиднее, что виноваты в этом не "русские хакеры", а свои же технари: Facebook признал, что причиной сбоя стала некорректная настройка серверов.
Что это было: некомпетентность или злой умысел? Думаю, ответа на этот вопрос мы не получим никогда – ведь в компании Цукерберга врать научились намного лучше, чем настраивать сервера. По словам бывшего менеджера Facebook Френсис Хоген, рекомендательные алгоритмы соцсети настраиваются так, чтобы в ленте пользователя всегда присутствовали конфликтные посты: фейки, провокации, буллинг. Всё то, с чем компания должна бороться – но сознательно этого не делает, чтобы рекламные доходы не просели.
Может быть, именно поэтому Facebook не удалял противоправный контент и в своем российском сегменте? Делал вид, что не замечает требования Роскомнадзора – до тех пор, пока не возникла угроза применения оборотного штрафа (и после удаления она никуда не делась). Совершенно ясно теперь, что мы имеем дело с расчетливыми лицемерами, которые ради денег занимаются стравливанием людей между собой.
Не знаю, к чему придет американский Конгресс, разбирая заявления Хоген, – но допускать такое по отношению к гражданам России мы не можем. Рекомендательные алгоритмы интернет-сервисов должны быть прозрачными, пользователь имеет право знать, как они работают, и должен иметь возможность их отключать – всё это необходимо прописывать в российском законодательстве уже сейчас.
Что это было: некомпетентность или злой умысел? Думаю, ответа на этот вопрос мы не получим никогда – ведь в компании Цукерберга врать научились намного лучше, чем настраивать сервера. По словам бывшего менеджера Facebook Френсис Хоген, рекомендательные алгоритмы соцсети настраиваются так, чтобы в ленте пользователя всегда присутствовали конфликтные посты: фейки, провокации, буллинг. Всё то, с чем компания должна бороться – но сознательно этого не делает, чтобы рекламные доходы не просели.
Может быть, именно поэтому Facebook не удалял противоправный контент и в своем российском сегменте? Делал вид, что не замечает требования Роскомнадзора – до тех пор, пока не возникла угроза применения оборотного штрафа (и после удаления она никуда не делась). Совершенно ясно теперь, что мы имеем дело с расчетливыми лицемерами, которые ради денег занимаются стравливанием людей между собой.
Не знаю, к чему придет американский Конгресс, разбирая заявления Хоген, – но допускать такое по отношению к гражданам России мы не можем. Рекомендательные алгоритмы интернет-сервисов должны быть прозрачными, пользователь имеет право знать, как они работают, и должен иметь возможность их отключать – всё это необходимо прописывать в российском законодательстве уже сейчас.
👍1
Россия – одна из немногих стран, где история со сбоем сервисов Facebook прошла более-менее безболезненно. Чего не скажешь о США, Южной Америке и Евросоюзе: там с альтернативными мессенджерами и соцсетями всё не так хорошо, и Facebook с WhatsApp для большинства стали стандартом де-факто.
За шесть часов, пока лежали сервисы Facebook, значительно прибавилось пользователей в отечественных соцсетях: «ВКонтакте» отчитались о росте новых регистраций на 54%, в «Одноклассниках» этот показатель вырос на четверть. Предположу, что если бы Facebook не вышел из комы еще неделю-другую, большинство его пользователей перетекли бы именно в российские соцсети – как наиболее конкурентноспособные.
Но главный вывод из всей этой ситуации нужно сделать рекламодателям. Я не уверен, что Facebook компенсирует бизнесу понесенные в результате сбоя убытки – особенно российскому. В лучшем случае предложат судиться где-нибудь в Калифорнии. Поэтому в следующий раз подумайте дважды, прежде чем размещать рекламу в Facebook – по крайней мере, до тех пор, пока у компании Марка Цукерберга не появится официальное представительство в России.
За шесть часов, пока лежали сервисы Facebook, значительно прибавилось пользователей в отечественных соцсетях: «ВКонтакте» отчитались о росте новых регистраций на 54%, в «Одноклассниках» этот показатель вырос на четверть. Предположу, что если бы Facebook не вышел из комы еще неделю-другую, большинство его пользователей перетекли бы именно в российские соцсети – как наиболее конкурентноспособные.
Но главный вывод из всей этой ситуации нужно сделать рекламодателям. Я не уверен, что Facebook компенсирует бизнесу понесенные в результате сбоя убытки – особенно российскому. В лучшем случае предложат судиться где-нибудь в Калифорнии. Поэтому в следующий раз подумайте дважды, прежде чем размещать рекламу в Facebook – по крайней мере, до тех пор, пока у компании Марка Цукерберга не появится официальное представительство в России.
👍1
Сколько Facebook зарабатывает на российском рынке? Точных данных нет – только мнения экспертов, да и те сильно разнятся: в 2020 году, по разным оценкам, компания заработала в РФ от 12 до 80 млрд рублей. Поэтому звучат предложения о создании системы подсчета доходов иностранных ИТ-компаний, которая внесла бы ясность.
Элементы этой системы уже заложены в законах, принятых недавно Государственной Думой. Закон «О приземлении» обяжет Facebook открыть свое представительство на территории России и использовать в своей работе электронную площадку Роскомнадзора. Я считаю, ее нужно интегрировать с личным кабинетом налогоплательщика. Закон «Об учете рекламы в интернете» даст возможность отслеживать отношения иностранных ИТ-компаний с российскими рекламодателями, а также информацию для контроля за объемом выручки. И, наконец, закон «О едином измерителе», который даст четкое понимание о размере аудитории иностранных сервисов.
Думаю, что комплексное применение этих законов поможет регулятору получить исчерпывающую информацию и о доходах зарубежных ИТ-компаний, и об их источниках. В результате – более прозрачный рынок, равные возможности и понятные условия игры для всех его участников. А в идеале, конечно, нам бы хотелось установить единые правила налогообложения ИТ-гигантов на международном уровне – например, на площадке ОЭСР.
Элементы этой системы уже заложены в законах, принятых недавно Государственной Думой. Закон «О приземлении» обяжет Facebook открыть свое представительство на территории России и использовать в своей работе электронную площадку Роскомнадзора. Я считаю, ее нужно интегрировать с личным кабинетом налогоплательщика. Закон «Об учете рекламы в интернете» даст возможность отслеживать отношения иностранных ИТ-компаний с российскими рекламодателями, а также информацию для контроля за объемом выручки. И, наконец, закон «О едином измерителе», который даст четкое понимание о размере аудитории иностранных сервисов.
Думаю, что комплексное применение этих законов поможет регулятору получить исчерпывающую информацию и о доходах зарубежных ИТ-компаний, и об их источниках. В результате – более прозрачный рынок, равные возможности и понятные условия игры для всех его участников. А в идеале, конечно, нам бы хотелось установить единые правила налогообложения ИТ-гигантов на международном уровне – например, на площадке ОЭСР.
Forwarded from URA.RU
В Госдуме предложили отрепетировать отключение интернета в России. С такой инициативой выступил депутат-единоросс Александр Хинштейн.
«Я не исключаю, что имеет смысл провести учения, такие как проводятся по оповещению населения. Стоит подумать о проведении подобных учений, чтобы посмотреть, как система себя поведет при тех или иных вызовах», — отметил парламентарий на открытии второго модуля образовательной программы «Мастерская новых медиа».
«Я не исключаю, что имеет смысл провести учения, такие как проводятся по оповещению населения. Стоит подумать о проведении подобных учений, чтобы посмотреть, как система себя поведет при тех или иных вызовах», — отметил парламентарий на открытии второго модуля образовательной программы «Мастерская новых медиа».
Борьба с фейковыми новостями выходит на новый уровень: сегодня российские соцсети и крупнейшие СМИ подпишут меморандум о фактчекинге. Предполагается, что в рамках соглашения пользовательский контент будет подвергаться проверке – и в случае, если информация не подтвердится, к ее автору могут быть применены разные меры: от специальной маркировки поста до блокировки аккаунта.
Положения меморандума укладываются в тренд самоконтроля соцсетей, который был задан недавними законодательными поправками. Напомню, согласно № 530-ФЗ, социальные сети обязаны самостоятельно выявлять и запрещенную информацию – это детская порнография, наркотики, суицид, экстремизм и т.д. Фейковых новостей в этом списке нет, по вполне понятной причине: чтобы распознать в пользовательском контенте лживые факты и утверждения, соцсетям пришлось бы обзавестись штатом медиаэкспертов. Видимо, теперь эту роль на себя добровольно примут редакции российских СМИ и информагентств. В проекте участвует АНО «Диалог», которое показывает очень хорошие компетенции в борьбе с фейками.
Иностранные соцсети среди участников меморандума не фигурируют. Тот же Facebook уже пять лет пытается выстроить собственную систему фактчекинга. Правда, недавно стало известно, что руководство соцсети всё это время негласно поддерживало распространение фейкньюз, ведь они приносят трафик. Надеюсь, что российские соцсети по этой скользкой дорожке не пойдут.
Положения меморандума укладываются в тренд самоконтроля соцсетей, который был задан недавними законодательными поправками. Напомню, согласно № 530-ФЗ, социальные сети обязаны самостоятельно выявлять и запрещенную информацию – это детская порнография, наркотики, суицид, экстремизм и т.д. Фейковых новостей в этом списке нет, по вполне понятной причине: чтобы распознать в пользовательском контенте лживые факты и утверждения, соцсетям пришлось бы обзавестись штатом медиаэкспертов. Видимо, теперь эту роль на себя добровольно примут редакции российских СМИ и информагентств. В проекте участвует АНО «Диалог», которое показывает очень хорошие компетенции в борьбе с фейками.
Иностранные соцсети среди участников меморандума не фигурируют. Тот же Facebook уже пять лет пытается выстроить собственную систему фактчекинга. Правда, недавно стало известно, что руководство соцсети всё это время негласно поддерживало распространение фейкньюз, ведь они приносят трафик. Надеюсь, что российские соцсети по этой скользкой дорожке не пойдут.
Google объявил о беспрецедентных мерах по борьбе с противниками теории глобального потепления: YouTube-каналы несогласных с «устоявшимся научным консенсусом» лишат монетизации – то есть, накажут долларом.
СМИ называют это решение Google одной из самых агрессивных мер, которые принимались ИТ-платформами для борьбы с дезинформацией об изменении климата. Позиция компании связана с идейным конфликтом, который зреет на площадке: многим не захотелось видеть свою рекламу у климатических скептиков. Google в этом конфликте оказалась на стороне рекламодателей 😉.
СМИ называют это решение Google одной из самых агрессивных мер, которые принимались ИТ-платформами для борьбы с дезинформацией об изменении климата. Позиция компании связана с идейным конфликтом, который зреет на площадке: многим не захотелось видеть свою рекламу у климатических скептиков. Google в этом конфликте оказалась на стороне рекламодателей 😉.
Forwarded from Media Малькевич 🇷🇺
🗓 10.10 День рождения «ВКонтакте».
🔹 15 лет назад, в октябре 2006 года, российский разработчик Павел Дуров запустил новую социальную сеть «ВКонтакте».
🌐 Несмотря на то, что зарегистрировано имя сайта было 1 октября, а пилотная версия версия продукта была запущена еще в июне, именно 10-е число считается официальным днём рождения. Тогда заработали несколько функций ресурса. Кроме того, на эту дату приходится день рождения самого Дурова.
👨🎓 Первоначально Павел Дуров хотел назвать свое детище Studlist, но так как это имя ограничивало круг участников (студенческую молодежь), он решил отказаться от данной идеи. Свой продукт Дуров создавал в первую очередь для общения между студентами. Осенью 2006 года на форуме студентов Санкт-Петербургского государственного университета появилось объявление о запуске закрытого приложения к форуму, где регистрировали только студентов по приглашениям при указании настоящих имени и фамилии. Но вскоре началась открытая регистрация всех желающих.
📱 Сайт «ВКонтакте», созданный как аналог Facebook для общения студентов, стал самой популярной соцсетью в России. Во «ВКонтакте» хотя бы раз в месяц заходят 71,8% жителей России. А 43,3% жителей посещают соцсеть хотя бы раз в день. Это самый высокий показатель среди соцсетей. А 11,2 млн пользователей сидят только во ВКонтакте и не пользуются Facebook или Instagram.
#всё_про_IT
🔹 15 лет назад, в октябре 2006 года, российский разработчик Павел Дуров запустил новую социальную сеть «ВКонтакте».
🌐 Несмотря на то, что зарегистрировано имя сайта было 1 октября, а пилотная версия версия продукта была запущена еще в июне, именно 10-е число считается официальным днём рождения. Тогда заработали несколько функций ресурса. Кроме того, на эту дату приходится день рождения самого Дурова.
👨🎓 Первоначально Павел Дуров хотел назвать свое детище Studlist, но так как это имя ограничивало круг участников (студенческую молодежь), он решил отказаться от данной идеи. Свой продукт Дуров создавал в первую очередь для общения между студентами. Осенью 2006 года на форуме студентов Санкт-Петербургского государственного университета появилось объявление о запуске закрытого приложения к форуму, где регистрировали только студентов по приглашениям при указании настоящих имени и фамилии. Но вскоре началась открытая регистрация всех желающих.
📱 Сайт «ВКонтакте», созданный как аналог Facebook для общения студентов, стал самой популярной соцсетью в России. Во «ВКонтакте» хотя бы раз в месяц заходят 71,8% жителей России. А 43,3% жителей посещают соцсеть хотя бы раз в день. Это самый высокий показатель среди соцсетей. А 11,2 млн пользователей сидят только во ВКонтакте и не пользуются Facebook или Instagram.
#всё_про_IT
Forwarded from Александр Хинштейн
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
На первом заседании фракции «ЕР» моя кандидатура предложена для избрания на должность председателя IT-Комитета Госдумы. Благодарю коллег за доверие и поддержку!
12 миллиардов долларов – в такую сумму оценивается рынок геолокационных данных. На нем торгуют информацией о перемещениях того или иного мобильного устройства, которая в привязке к другим данным может представлять интерес для коммерческих компаний (и не только). Наверняка вы впервые слышите об этом – но ваши геоданные тоже, скорее всего, продаются и покупаются, и вряд ли вы давали на это своё согласие.
Подробное исследование нового рынка провели журналисты издания The Markup. В собранном ими списке оказалось 47 компаний (преимущественно, американских), чей основной бизнес – торговля геолокационными данными. Некоторые из этих фирм уже становились героями интересных новостей: например, в прошлом году стало известно, что компания X-Mode продавала военным информацию о перемещениях пользователей приложений для мусульман. Несмотря на обезличенность данных (среди них нет ни имен, ни фамилий) эксперты считают, что деанонимизация – дело техники, и в целом не сложная задача.
Конечно, сами участники рынка геоданных (в том числе, российские) отрицают вмешательство в частную жизнь, а свой продукт позиционируют как бигдату для аналитических задач. Но мне кажется, нужно называть вещи своими именами, и слежка за людьми через смартфон ничем не отличается от обычной слежки – а собранные с её помощью данные уж точно относятся к категории персональных. И даже если вы разрешаете приложению собирать данные о своем местоположении (а такая функция появилась лишь недавно), вряд ли вы хотите, чтобы кто-то их обрабатывал и продавал. Думаю, что этот вопрос нуждается в правовой экспертизе – и, возможно, в дальнейшем законодательном регулировании.
Подробное исследование нового рынка провели журналисты издания The Markup. В собранном ими списке оказалось 47 компаний (преимущественно, американских), чей основной бизнес – торговля геолокационными данными. Некоторые из этих фирм уже становились героями интересных новостей: например, в прошлом году стало известно, что компания X-Mode продавала военным информацию о перемещениях пользователей приложений для мусульман. Несмотря на обезличенность данных (среди них нет ни имен, ни фамилий) эксперты считают, что деанонимизация – дело техники, и в целом не сложная задача.
Конечно, сами участники рынка геоданных (в том числе, российские) отрицают вмешательство в частную жизнь, а свой продукт позиционируют как бигдату для аналитических задач. Но мне кажется, нужно называть вещи своими именами, и слежка за людьми через смартфон ничем не отличается от обычной слежки – а собранные с её помощью данные уж точно относятся к категории персональных. И даже если вы разрешаете приложению собирать данные о своем местоположении (а такая функция появилась лишь недавно), вряд ли вы хотите, чтобы кто-то их обрабатывал и продавал. Думаю, что этот вопрос нуждается в правовой экспертизе – и, возможно, в дальнейшем законодательном регулировании.