Горелкин – Telegram
Горелкин
26.8K subscribers
1.05K photos
153 videos
11 files
2.28K links
Первый заместитель председателя ИТ-комитета Госдумы, председатель правления РОЦИТ

Для официальных обращений – gorelkin@duma.gov.ru
По остальным вопросам – @webstrangler_bot
Download Telegram
Третий день подряд объясняю звонящим за комментариям журналистам, что никаких нововведений а-ля «вход в мессенджер по паспорту» нет и не предвидится.

Постановление правительства, так взволновавшее общественность, дублирует ранее действовавший (с 2018 года!) порядок идентификации мессенджеров и их «привязку» к телефонным номерам. Поправки носят сугубо юридико-технический характер.
Для самих пользователей, - вообще, ничего не меняется.
https://www.vesti.ru/hitech/article/2630090
На прошедшей накануне встрече депутатов Госдумы с представителями компании Google не прозвучало ответа на главный вопрос – что там с приземлением? До вступления в силу закона осталось чуть больше двух месяцев, но официальные лица старательно держат покерфейс.

В отчете о встрече, который опубликован в официальном блоге Google Россия, теме приземления уделена всего одна строчка: «Мы также пояснили, что «Закон о приземлении» был доведен до сведения руководителей Google, но не огласили никаких подробностей». Остальной объем пресс-релиза занят реляциями о вкладе компании в российскую экономику.

Думаю, эта выжидательная позиция будет сохраняться до самого дедлайна. В отличие от некоторых других американских компаний, попавших под приземление, у Google уже есть российское юрлицо, и наделить его полномочиями представительства – вопрос быстрорешаемый.
🖊 Отвечу уважаемому депутату Государственной Думы Антону Горелкину на его вопрос в посте про судьбу меморандума об информационной безопасности детей в социальных сетях, подписанного в ОП РФ.

📣 Альянс по защите детей в цифровой среде создал консультативную группу. Задача её участников — оказывать проектам Альянса необходимую экспертную поддержку.

Первыми в состав консультативной группы вошли:
🔹 «Центр компетенций по глобальной IT-кооперации»;
🔹«Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды»;
🔹 Благотворительная органиация «Журавлик»;
🔹 Российская государственная детская библиотека;
🔹 Институт молодёжного цифрового омбудсмена.

В будущем к консультативной группе присоединятся и другие участники — представители образовательных организаций, НКО и бизнеса.

🙏 А Антону Горелкину дополнительное спасибо за наводку о том, что австралийские власти вводят жесткие ограничения для несовершеннолетних пользователей крупных онлайн-сервисов.
#всё_про_IT
Lenta.Ru выпустила вторую серию своего видео-расследования об алгоритмах соцсетей. И если первая часть рассказывала о том, как вообще устроены рекомендации в онлайн-сервисах, – из второй можно узнать, к чему приводит (да и уже привело) их бесконтрольное применение.

Мне нравится, что авторы фильма называют вещи своими именами: например, Facebook удостоился эпитета "империя зла". Что ж, вполне заслуженно – хотя наверняка найдутся и те, кто посчитает этот фильм частью «спланированной кампании» против Facebook (такую оборонительную риторику выбрало руководство компании на фоне всё сильнее разгорающегося скандала). Ну, возможно, кто-то и хочет использовать ситуацию в свою пользу, но вряд ли в этом участвует уважаемое российское издание :)

Тем более, что кроме Facebook и Instagram в фильме фигурируют и другие интернет-сервисы, влияющие на социальное здоровье: это и Tinder, и TikTok, и PornHub. Все они завоевали мир своими алгоритмами, но сейчас к их деятельности возникает всё больше вопросов.
Telegram открывает кабинет рекламодателя – но тем, у кого нет двух миллионов евро, туда заходить бессмысленно: таков минимальный бюджет кампании, включая страховой депозит. Мелкие рекламодатели Павлу Дурову неинтересны, он хочет работать с корпорациями и серьезными агентствами. И это понятно, учитывая те масштабы, которых достиг мессенджер, и объем вложенных в него инвестиций – которые нужно возвращать.

Рекламная модель, которую выбрал Telegram, выглядит олдскульно: текстовый баннер, который даже на внешние сайты не дает перейти. Таргетинг настраивается только тематикой – гибких настроек по географии, гендеру и возрасту нет (что в рекламных кабинетах других онлайн-сервисов уже стандарт де-факто). Этот примитивизм Дуров объясняет тем, что Telegram не собирает личные данные пользователей – и, соответственно, не использует их для таргетинга.

Сейчас все гадают, кто из «крупняка» первым начнет рекламироваться в Telegram. Несмотря на технологичность, репутация у мессенджера спорная: в некоторых странах официальные лица открыто его критикуют – вот на днях лидер Лейбористской партии Британии назвал его «приложением для экстремистов». Впрочем, я не исключаю, что у маркетологов Павла Дурова уже есть предварительные договоренности – и запуск рекламной платформы был запланирован под них.
4 октября в России было зарегистрировано ООО «Фейсбук» – но к закону «о приземлении» это не имеет никакого отношения. Новое юрлицо вряд ли как-то связано с американской корпорацией: по крайней мере, не припомню, чтобы среди ее топ-менеджеров фигурировал Денис Гэлмитдинович Гарфутдинов из Нахабино :)
А именно:

- пропагандирующие взгляды и идеологию экстремистских и террористических организаций, разжигающие религиозную рознь, содержащие признаки героизации террористов;

- пропагандирующие индифферентное отношение к жизни и здоровью несовершеннолетних;

- содержащие недостоверную общественно значимую информацию, связанную с отрицанием опасности COVID-19, а также ложную информацию о природных и техногенных катастрофах;

- содержащие способы употребления, а также методы культивирования наркотических средств;

- с призывами к участию несовершеннолетних в несанкционированных массовых акциях.
Как мы и думали, метавселенная Facebook оказалась виртуальной многопользовательской реальностью для самых разных задач: от совместной работы, игр и занятий спортом до создания замысловатых миров, куда можно приглашать друзей. Если верить презентации, для входа в метавселенную достаточно будет надеть VR-очки, и они совсем не похожи на громоздкие Oculus – а больше на недавно представленный результат коллаборации Facebook c Ray-Ban. Что будет на самом деле, мы узнаем только в следующем году.

Во время презентации Марк Цукерберг много раз обещал позаботиться о безопасности и конфиденциальности пользователей. Как выражается эта забота сейчас, мы все прекрасно знаем. Очень надеюсь, что в прекрасной метавселенной будущего к каждому пользователю не будет приставлен специальный виртуальный модератор с дубиной, а наши VR-аватары не будут пачками продаваться в даркнете.

Свою метавселенную Цукерберг без ложной скромности называет «следующим этапом развития интернета», хотя у нас и к этому еще много вопросов. Даже в существующем, текстовом виде интернет-сервисы оказались богаты на социальные дисфункции, а что будет с людьми при полном погружении в виртуальность? Не уверен, что мы к этому готовы – хотя прекрасно понимаю желание корпорации выйти на следующий этап доходности. Кстати, теперь корпорация называется не Facebook, а Meta. Что в переводе с латыни означает «конец». Такой себе ребрендинг.
Политика еще не стартовавшей рекламной платформы Telegram уже стала предметом для разбирательств: Burger King подал жалобу в ФАС из-за запрета на рекламу фастфуда. Павел Дуров – адепт здорового образа жизни, поэтому на рекламу быстрого питания у Telegram такое же табу, как и табак, алкоголь и наркотики (в политике платформы они объединены в один пункт).

Не исключаю, что этот иск – попытка выехать на горячем инфоповоде: Burger King в России славится и не такими пиар-трюками. А что касается запрета, я его поддерживаю – как поддерживаю инициативы по ограничению такой рекламы и в других медиа.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
На презентации метавселенной Facebook похвастался прогрессом в моделировании 3D-аватаров. Фотореалистичность теперь просто зашкаливает, и цифровые модели практически неотличимы от живых прототипов.

Выглядит это, конечно, впечатляюще – если не задумываться о рисках, которые неизбежно возникнут с массовым внедрением этой технологии. Нет никакой гарантии, что 3D-аватары рано или поздно не утекут к преступникам, а уж они быстро придумают, как их использовать. Сегодня мошенничество с использованием дипфейков – экзотика (и довольно трудоемкая), а завтра это может стать мейнстримом.

Именно государство должно контролировать оборот биометрических данных, стать арбитром этого процесса и ни в коем случае не отдавать этот растущий сегмент коммерческому сектору. Мы планируем совершенствование законодательства в этой сверхчувствительной индустрии с учетом новых вызовов. Недопустима ситуация, когда компании, претендующие на монополизацию рынков новой экономики, берут на себя функции государства.
Роскомнадзор опубликовал данные о выписанных штрафах за неудаление противоправного контента – и они подтвержают тезис о том, что чаще всего российский закон нарушают зарубежные ИТ-компании
👍3
❗️ Сергей Цивилев о публикации студии Артемия Лебедева от 31 октября:

«Сегодня увидел новости про то, что одна известная дизайн-студия ко Дню всех святых выпустила картинку, на которой изображен горящий кинозал. Как я понял, это такая своеобразная «открытка». Я не могу представить, что творится в голове у того, кто счел это смешным или остроумным, но я хорошо понимаю чувства жителей Кузбасса, которые возмутились этим «творчеством». Это действительно за гранью, это не по-человечески. Если у авторов осталось хоть немножечко совести, они должны публично принести извинения кузбассовцам»
👍3
Из инстаграма Студии Артемия Лебедева

Это первый в истории этого канала пост с матом – обычно я стараюсь их запикивать. Но лучше и не скажешь, согласитесь.

Артемий Лебедев сейчас наслаждается хайпом. Это у человека такой веселый пранк: замешать в набор хэллоуинских открыток горящий кинотеатр и ждать реакции людей, у которых трагедия в «Зимней Вишне» разделила жизнь на "до" и "после".

Креатив не поддерживаю, а позицию губернатора Кузбасса Сергея Цивилева – очень даже. За такие дела должно быть стыдно даже профессиональному жонглеру провокациями Артемию Лебедеву.
👍3
Сформулированы основные правила обработки и хранения биометрических данных россиян – обсудил с «Парламентской газетой», достаточно ли внимания в них уделено вопросам безопасности. Теперь дело за соблюдением этих правил – и максимального уровня компетенции всех ответственных лиц, задействованных в обороте биоданных. Права на ошибку у государства нет, а заинтересованные в ней могут найтись.
👍3
Когда мы говорим об "устойчивом Рунете", уже имеем в виду не только независимую от западных серверов инфраструктуру сети – но и защиту цифровых интересов жителей нашей страны. Именно в эту сторону направлен законодательный вектор последних лет, обеспечивший регулятора инструментарием для соблюдения баланса интересов государства и западного бигтеха.

Мировые ИТ-гиганты должны соблюдать российское законодательство: как в части отношений с пользователями продуктов и услуг, так и в части конкуренции с отечественными компаниями. На случай несоблюдения этих условий принят целый набор мер воздействия на экономические интересы – они для больших компаний самые чувствительные (даже если они пытаются убедить нас в обратном).

С момента принятия закона об "устойчивом Рунете" прошло всего два года, и наше законодательство еще будет совершенствоваться. Приятно видеть, что и другие страны, чьи граждане заинтересованы в соблюдении своих прав в интернете, перенимают наш опыт – в то же время мы внимательно следим и за инициативами этих государств по выстраиванию цифрового суверенитета. Рано или поздно во всем мире будут приняты единые правила по ограничению транснациональных киберкомпаний – и я уверен, что законодательный опыт России станет существенным вкладом.
👍3
В российских СМИ продолжают обсуждать тему использования игровой индустрии в целях отмывания денег – об этом глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин недавно говорил на встрече с Владимиром Путиным. КоммерсантЪ в этой связи пишет, что в Госдуме собираются регулировать рынок лутбоксов. Не знаю, правда ли это, – да и сама механика лутбоксов это скорее про азартные игры, а не легализацию незаконно полученных доходов.

К тому же, все крупные игровые платформы осознают риски стать соучастниками теневых схем и ограничивают пользователям нативную возможность вывода игровой валюты. Тот же Steam декларирует борьбу с мошенниками как приоритетную задачу и выстроил, на мой взгляд, довольно эффективную систему самоконтроля. В теневой зоне остаются мелкие разработчики – но следить за их добросовестностью должны, в первую очередь, магазины приложений.

Я считаю, что законодателю стоит присмотреться к деятельности маркетплейсов и бирж игровых товаров. Их в российском сегменте интернета достаточно много, и принцип работы этих площадок не исключает возможности оборота средств, полученных преступным путем. Какие могут быть меры – вопрос дискуссионный, поэтому приглашаю всех желающих написать мне в личку свое мнение.
👍3
Красивый какой у Кинопоиска новый логотип. И визуально хорош, и концептуально силён: несколько лучей у буквы К символизируют синергию нескольких сервисов, работающих под брендом, – энциклопедию о кино, медиа, продюсерскую кинокомпанию и, наконец, онлайн-кинотеатр.

В первом полугодии-2021 на рынке российских АВС у Кинопоиска было 16% – посмотрим, сработает ли синергия не только в визуальном плане, но и с нужной бизнес-эффективностью.
👍3
Так выглядит День народного единства по версии нейросети ruDALL-E от Сбера. Сообщается, что продукт основан на разработке компании OpenAI Илона Маска, и обучение русифицированной нейросети стало самой большой вычислительной задачей в России. Использовать сгенерированные картинки Сбер предлагает в рекламе, копирайтинге и для оформления статей – но пока, судя по результату, рассматривать нейросеть как бесплатного иллюстратора ещё рано.

К тому же, генерация занимает приличное время: на старте нейросеть столкнулась с нагрузками, и ждать картинку приходилось больше часа. Сегодня процесс занял десять минут – но это всё равно довольно длинная очередь (хотя клиентов Сбера таким не испугать :)

Всех с праздником!
👍3
Давно было пора Facebook обуздать свою систему распознавания лиц: рамочки вокруг людей сильно напрягали. Понятно, что «книга лиц», но зачем же так буквально? А стало интересно, кто это там на фото – можно спросить у автора контента в личке.

Что интересно, биоидентификация позиционировалась соцсетью и как мера безопасности, цитата: «Мы будем использовать шаблон для распознавания вашего лица в следующих целях: ... Защищать ваш аккаунт и аккаунты других людей от попыток третьих лиц выдать себя за вас и от прочих способов неправомерного использования вашей личности, а также повышать надежность нашей платформы». Что с этим станет теперь, интересно.

Аналогичная система в VK, кстати, снабжена настройками конфиденциальности – более гибкими, чем один-единственный «вкл/выкл» в Facebook. Меня вот всё устраивает, и если бы отечественная соцсеть сделала такое же заявление, как Meta, я бы сильно удивился. А в случае с компанией Цукерберга всё ясно: взят курс на снижение токсичности. Похоже, инвесторы забеспокоились.
👍2
Telegram начал тестировать рекламные сообщения: пост от имени Павла Дурова теперь показывают все крупные русскоязычные каналы. При этом неважно, сколько раз пользователь видел эту рекламу – смотреть придется снова и снова.

Как это скажется на пользователях? Думаю, через какое-то время у них просто сформируется привычка не обращать внимания на последний пост. Мы уже научились не замечать баннерную рекламу на сайтах без всяких адблоков (специалисты называют этот эффект «баннерной слепотой») – теперь развивать этот навык будут и пользователи "телеги".
👍2