Горелкин – Telegram
Горелкин
26.8K subscribers
1.05K photos
153 videos
11 files
2.28K links
Первый заместитель председателя ИТ-комитета Госдумы, председатель правления РОЦИТ

Для официальных обращений – gorelkin@duma.gov.ru
По остальным вопросам – @webstrangler_bot
Download Telegram
Странный комментарий от управляющего партнера Коллегии медиаюристов Федора Кравченко. Он рассказал «Коммерсанту», что на основании моего законопроекта якобы можно удалить половину Википедии и почти любой материал СМИ.

Я не знаю, как там у них в коллегии, а у юристов попроще принято читать законопроект перед его комментированием. В его тексте, для начала, черным по белому написано, что оператор общедоступных персональных данных может отказать в удалении, если считает, что эти данные носят общественно-значимый характер. Если субъект данных настаивает, то только суд решит, кто прав.

Но главное даже не это. Закон «О СМИ» уже содержит все необходимые инструменты, чтобы герой публикации мог требовать ее удаления и опровержения. Мой законопроект не вносит в закон о СМИ никаких поправок. И потребовать что-то от издания на его основании никак не получится, в нем нет такого механизма. Медиаюрист тут перепутал твердое с теплым.

А что касается Википедии, то там механизм удаления недостоверной информации давно налажен. Все же, это открытая энциклопедия, там регулярно появляется то, что потом в рабочем порядке удаляют из-за недостоверности, ангажированности и т. д. Ну и, опять же, мой законопроект не содержит механизма работы с энциклопедиями. У кого есть претензии к Вики, тот волен предъявлять их в виде обращения, жалобы, претензии или гражданского иска. Больше инструментов не требуется.
Довелось на неделе пообщаться с людьми из прежней, российской, команды Павла Дурова. Еще эпохи Вконтакте. Обратили внимание на пару интересных особенностей в непростой истории взаимоотношений российского государства и мессенджера Телеграм.

Россия была далеко не первой страной, где начали блокировать телегу. До этого была Индонезия, Иран и частичная блокировка (аудиозвонки) в ОАЭ. При том, что аудитория Телеграма в первых двух странах была больше российской, Телеграм там не предпринимал никаких попыток обойти там государственный блок. Активное противодействие блокировке было только в России, и оно привело к укреплению репутации мессенджера, как самого защищенного, и наращиванию аудитории.

Критиковать американские компании Apple и Google Павел Дуров начал сразу после того, как американские финансовые чиновники зарубили его единственную возможность монетизировать мессенджер — криптовалюту TON. Хотя как раз американские гиганты могли бы решить его финансовые проблемы, купив полностью или частично Телеграм. Те, кто давно следит за ситуацией, подозревают, что «русский поворот» хозяина Телеграма объясняется тем, что покупатель для мессенджера найден в России. Высказывают предположение (ничем не подтвержденное), что сделка, возможно, уже состоялась. А не афишируют ее потому, что в телеге объективно очень много чувствительной информации по внутрироссийской политической ситуации, Украине, Ирану и с недавних пор — Белоруссии.

Это я в связи с очередным антиэппловским постом Павла вспомнил :)
Forwarded from Kirill Sergeew
Антон Вадимович, добрый день!

Я шеф-редактор издания «Код Дурова» (@d_code), и в первую очередь хотел бы вам выразить благодарность за оперативную реакцию на большинство инфоповодов российской сферы IT. С удовольствием читаем с коллегами ваш канал.

А написать вам я решил после вашего поста о продаже Telegram в России. Так как мы активно следим за темой Telegram и Дурова, то довольно подробно погружены в нее. Скажу сразу, что «инсайды» о продаже Telegram в России — это фейк, который то и дело появляется в Сети. Аргументы на этот счет у нас представлены в отдельном материале, который мы публиковали еще летом.
Хорошо, когда незначительный инфоповод приводит к содержательной дискуссии между телеграм-каналами. Я ни на чем не настаиваю, но считаю своим долгом представить своим читателям обе точки зрения на ситуацию:

https://news.1rj.ru/str/d_code/9487
«Встречный план» - так это называлось в советскую эпоху. Когда правительство сверху готовило план повышения каких-нибудь надоев, а из колхозов слали в правительство предложения и обещания надоить в разы больше.

В XXI веке в России это выглядит вот так: Яндекс на фоне готовящихся инициатив по дополнительной защите персональных данных граждан пообещал, что не будет больше их передавать банкам для оценки клиентов. Это отлично, без всякой иронии. Бизнес с человеческим лицом, который осознает свою ответственность перед обществом — это то, что мы все хотим видеть в российских IT-компаниях.

Правда, есть нюанс. Яндекс еще и клянется, что данные клиентов теперь вообще не будут покидать их «бассейн». В Европе как раз сейчас пытаются заставить IT-гигантов добровольно-принудительно делиться данными друг с другом и сторонними компаниями. Потому что когда одна корпорация создает у себя слишком большой бассейн — это становится ее преимуществом, ведущим прямиком к монополизации целых сфер экономики.

На данном этапе клятву Яндекса на клиентских данных я оцениваю положительно. Но не исключаю, что в будущем ее придется немного подправить для общественной пользы.
Два IT-дракона не то чтобы вцепились друг в друга, но откровенно покусывают. И это хорошо. Их спор идет на пользу обществу. Было бы хуже, действуй они по русской поговорке «ворон ворону глаз не выклюет». В таком случае было бы гораздо труднее уличить их в нарушениях по части использования персональных данных.

Думаю, их сговору для защиты общих интересов мешает все тот же фактор, что привел их нынешнему успеху: стремление к монополии. Параноидальная мысль, что «должен остаться только один» заставляет при первой же возможности топить конкурента, а не поддерживать. Надеюсь, в будущем они друг с другом так и не смогут договориться.
Прогнозы об отставке главы Минцифры Максута Шадаева — это попытка выдать желаемое за действительное. Они не сбудутся.

Медийные атаки на Шадаева начались буквально в один момент, и очень активно. Министра обвиняли в том, что он неэффективен, что не справляется с реализацией цифрового нацпроекта и утратил доверие государственного руководства.

Обвинения смешные. Я не буду объяснять, чем цифровой проект отличается, например, от строительства дорог или добычи нефти. В цифре нам нужно с нуля создавать целые отрасли. Поэтому перед Минцифры никто не ставил задачу сделать чудо по-быстрому. Ведь министр еще и года в должности не пробыл.

А критика связана с двумя главными вещами.

Первая: доступный интернет. Скоро правительство внесет в Думу законопроект о доступном интернете. Это то, о чем еще в январе говорил Президент. Право человека на интернет — это круто, это востребовано, это уникальный случай мирового лидерства России. Сначала операторы долго пытались выбить себе из казны возмещение затрат на этот доступный интернет. Договориться не смогли, и начали медийные атаки. Цель которых — ослабить переговорную позицию министра: «Какой доступный интернет, там министра скоро снимут», - в таком роде нам задвигали из анонимных и не очень телеграм-каналов.

Вторая причина: предустановка отечественного софта на смартфоны, планшеты и телевизоры. Индустрия делает все, чтобы не дать этому закону состояться. Сначала раскручивали тему «Apple уйдет с российского рынка», но потом поняли, что никуда не уйдет, а даже наоборот: у компании конструктивный диалог с министерством. Лоббистам важно придумать механизм, чтобы очень долго не выпускать подзаконные акты к этому закону. Для этого его нужно задвинуть, убрать из актуальной повестки. Как получилось когда-то с законом об онлайн-кинотеатрах, который как раз по этой причине до сих пор не может заработать.

Вступление в силу норм по предустановке отечественного ПО отложили до марта: это максимум, на который государство готово пойти. Больших уступок не будет. И Максут Шадаев тут ни при чем. Атакующие Шадаева не понимают, что это не темы Минцифры, а темы Президента. В АП и правительстве они на жестком контроле. Там уже давно определились с позицией и менять её не планируют. Как и главу Минцифры.

Я бы советовал ребятам не тратить деньги на медиа-атаки, потому что смысла в них никакого, а бюджеты в наше время лучше экономить.
Пока мы боялись шпионажа умных колонок, к нам тихо подкрались робопылесосы. Представляю себе разговор «не для всех» в ближайшем будущем:

- Ты с ума сошел говорить о таком, когда рядом пылесос!
- Не бойся, он уже в курсе...

Если серьезно, то такие бытовые гаджеты могут быть взломаны удаленно. И технология отнюдь не космическая по своей сложности.
Вот сами подумайте: если бы Apple предполагала риск ухода с российского рынка, зачем бы они запрашивали частоты для тестирования у нас своих разработок? Просто еще одна иллюстрация, что компания умеет в конструктивный диалог с государством. Когда захочет, конечно :)

https://tass.ru/ekonomika/10074069
По логике вещей, к зашифрованным SMS от Google предъявят те же требования, что и к мессенджерам: те самые ключи шифрования или какой-то иной способ при необходимости читать переписку. После последних терактов в Европе такие требования уже выдвинуты ко всем мессенджерам, и вряд ли Google станет исключением.

Что касается недоступности в России и Китае, то пока речь о бета-тесте, вряд ли можно говорить о том, что список стран окончательный. Географические ограничения — обычная вещь на старте новых масштабных проектов. Но даже если в итоге в России Google свои крипто-SMS не запустит, вряд ли мы что-то потеряем. На российском рынке надежных мессенджеров мировой гигант явно в позиции догоняющего.
Надеюсь скоро с большим удовольствием прочитать новость о том, что Яндекс вошел в сотню крупнейших технологичных компаний мира. Фундамент для глобального рывка у компании есть.

Полагаю, вложения Яндекса в облачные международные технологии себя оправдают. Будущий Яндекс Банк тоже сможет составить конкуренцию уже играющим на этом рынке. Из приведенного списка некоторые вопросы имеются только по поводу маркетплейса. Пока у Яндекса с этим не получалось (см. кейс «Беру» совместно со Сбером). Возможно, компания нащупала решение, и у нас появится собственный аналог Алиэкспресса.

https://news.1rj.ru/str/AK47pfl/6691
Если судить по рейтингу лучших работодателей России от журнала Fоrbes, то все у нас в порядке с экономикой. Помимо очевидных сырьевиков (причем, они не на первых позициях) доминируют IT и банкинг — направления XXI века.

1. Яндекс
2. Алроса (алмазодобывающая компания)
3. Тинькофф Банк
4. СИБУР Холдинг (крупнейшая нефтехимической компания)
5. Газпромбанк
6. Splat (производитель парфюмерии и косметики)
7. ВТБ
8. Сбербанк Pоссии
9. МТС
10. Полюс (крупнейшая российская золотодобывающая компания)

Интересно, что рейтинг сильно отличается от аналогичного прошлогоднего. Там лидировал Норникель, который в этот раз в десятку лучших вообще не попал. Также вылетел из ТОП-10 Газпром, оставив на пятой позиции свое банковское подразделение.

А что касается прочего нашего крупного IT, то там вот так:

11. Ростелеком
18. Лаборатория Касперского
34. Naumen
45. Mail.ruGroup
47. Ланит
49. Мегафон

Как видите, сфера деятельности сама по себе не гарантирует высоких зарплат и хороших условий. И это, наверное, еще одно свидетельство, что у нас вполне рыночная экономическая система, и далеко не все построено на пресловутой ренте.
Интернет полон стенаний о том, что в России стремительно ужесточается законодательство в отношении социальных сетей, а миллионные и миллиардные штрафы в долларах почему-то этим соцсетям выписывают не у нас, а в самых демократичных странах мира. Видимо, какую-то часть этой смысловой конструкции надо привести в соответствии с реальностью. Или у нас, фактически, одно из самых мягких интернет-законодательств в мире, или там, в прекрасном зарубежье, не считают нужным миндальничать с IT-гигантами.

На мой взгляд, оба утверждения верные.

https://news.1rj.ru/str/drussia/11172
Для братского (без шуток) Кыргызстана у меня, к сожалению, по этому поводу только один комментарий: если они больше не хотят знать русский, им придется учить китайский. Можно, конечно, поиграть с английским. Например, дать ему официальный статус. Но до ближайшей англоязычной страны доберутся, увы, не все желающие киргизы. Хотя бы потому что география. А Россия и Китай всегда рядом.

С уважением отнесусь к любому решению руководства Киргизии, но я бы советовал не отменять статус русского языка. Влияние Китая в их стране и так быстро усиливается. А как в КНР относятся к среднеазиатским тюркоязычным мусульманам — можно посмотреть на примере синьцзянских уйгуров.
Facebook выплатила 4 миллиона рублей штрафа за отказ размещать сервера в России. Это шаг навстречу требованиям российского закона. За Фейсбуком еще много невыполненных требований нашего законодательства: отсутствие официального представительства в России, цензурное модерирование, политически мотивированная маркировка контента. Но важен вектор. Уплатив штраф, соцсеть признала свою вину и продемонстрировала готовность сотрудничать. И напротив, неготовность уходить из России, о чем много раз заявляли наши либеральные алармисты. Жаль, что Твиттер, который получил такой же штраф по той же причине, пока не согласен его выплатить. Возможно в данном случае требуется больше времени, чтобы перейти от стадии отрицания к принятию необходимости существовать в России по российским правилам.

Я считаю, что на решение руководства Фейсбука повлияло обсуждение решительных законодательных мер. У нас это широко обсуждается, государство демонстрирует жесткое намерение ввести все соцсети в правовое поле на своей территории. Так что со стороны конкретной соцсети это совершенно разумное и правильное действие. То, что оно вынужденное, не делает его менее значимым. Закон вынуждает подчиняться угрозой санкций — это нормально. Знаете же поговорку про доброе слово с пистолетом :)
Уже довелось услышать, что за атакой «Лиги безопасного интернета» на Google стоит борьба российской фармы с американским конкурентом — iHerb. На iHerb, действительно, продаются некоторые БАДы, которые в России запрещены из-за содержания в них психотропных и наркотических веществ. Поэтому в прошлом году он был заблокирован в нашей стране по решению суда. При этом Google спокойно продолжает давать ссылки на этот сайт в своей поисковой выдаче.

Версия выглядит правдоподобно. А реклама наркотиков в главном поисковике мира кажется чем-то невероятным.

Но не все так просто.

В 2017 году на YouTube уже фиксировали рекламные ролики даркнетовской наркосети Hydra. Их размещали через Google AdWords. И в российском представительстве компании тогда уклонились от объяснений, как это стало возможно. Сказали только, что у них предусмотрен стандартный механизм жалоб — пользуйтесь, если вам рекламируют спайсы через YouTube.

Раз тогда Google не понес серьезной ответственности, то повторение ситуации вполне возможно. К сожалению, «Лига безопасного интернета» не раскрывает деталей, что именно они обнаружили в выдаче поисковика. Если это кейс iHerb или что-то вроде него, то это скорее техническая ошибка. Если же речь о настоящей рекламе настоящих наркотиков — это уголовное преступление, и мы вскоре увидим возбуждение дела по соответствующей статье. При отсутствии дела первый вариант можно считать условно подтвержденным.

Чтобы мне и вам, уважаемые подписчики, ситуация стала более ясна, я отправил депутатский запрос в Google Россия. Ситуация может оказаться крайне серьезной.
Британия всегда была крайне сурова к телекому. Мало кто знает, но там люди уже много десятилетий платят налог на телевизор. Это не платные каналы по кабельному или интернету, как у нас. А вот просто: если у вас есть телевизор — вы регулярно платите за сам факт наличия телеприемника государству. Думаю, заикнись у нас в Госдуме кто-то о подобном, его уже никогда и никуда не избрали бы.

На этом фоне то, что чиновники будут решать, какое оборудование связи дозволено закупать для сетей в Британии — никакая не жесткость, обычная работа.

https://news.1rj.ru/str/contentreview/5707
Желание поддеть депутата в очередной раз сыграло злую шутку с авторами канала Сontent Review. Ирония в том, что пресловутый «налог на болванки», которым они стали размахивать в ответ на мой пост, не распространяется в России как раз на телевизоры.

Налога на телевизоры, как в пылу андитепутсткого пафоса заявил этот уважаемый канал, у нас нет. (Ну, за исключением обычных налогов, которые платят любые производители — хоть телевизоров, хоть бульдозеров)

Кроме того, российский «налог на болванки» платится производителями или продавцами планшетов, плееров, ноутбуков - один раз. А не регулярно и ежегодно самим пользователем в размере около полутора сотен фунтов (больше 200 долларов), как в Британии. Причем, даже если вы купили б/у телевизор или вам его подарили — все равно будете платить.

По этой причине в Британии до сих пор производят, продают, покупают (и смотрят!) черно-белые телевизоры: за них налог гораздо меньше.

Смею заверить, российские телезрители и близко не испытывают таких проблем. Вот как полезно жить реальной жизнью, а не читать про нее в интернете, дорогой Сontent Review :)
Интересно, что по этому поводу скажут все те, кто целый год уверял нас, что Apple уйдет с российского рынка/проигнорирует российского законодательство/пролоббирует отмену закона — сделает, что угодно, лишь бы не выполнять новую норму? Почему-то уверен, что никто из них не признается, что был неправ.

Самое неприятное вовсе не то, что наши рукопожатные эксперты давали ошибочные прогнозы. Ошибки бывают у всех. Печально то, что все их прогнозы опирались на одну «аксиому»: Россия столь незначительный рынок, что крупные IT-компании смогут игнорировать его требования.

Оказалось, не могут. Оказалось, значительный. И это повод гордиться своей страной. Пусть и по такому не самому масштабному поводу.

https://www.sostav.ru/publication/apple-gotovitsya-k-ustanovke-rossijskogo-po-46259.html
В России уже существуют аналоги YouTube – и я сейчас говорю не про RuTube, который когда-то действительно был точно таким же сервисом для пользовательских роликов, а теперь превратился в онлайн-кинотеатр. Я имею в виду Яндекс.Эфир и Вконтакте – обе эти платформы функционально могут заменить YouTube хоть прямо сейчас. Поэтому ничего нового создавать российским IT-компаниям не надо – технически альтернатива существует.

Проблема тут в другом – для российских создателей видеоконтента (как любителей, так и профессионалов) YouTube стал стандартом "де факто", хостингом "по-умолчанию". И Роскомнадзору следует обращаться не к IT-шникам, а к СМИ и блогерам, и призывать их выкладывать видео на российские платформы. А самим платформам недурно было бы подумать над моделью монетизации, чтобы создателям контента это было интересно.
Вот как нелегко приходится людям в странах, где с общедоступными персональными данными обращаются слишком свободно. ИИ-профайлинг в Китае зашел так далеко, что определяет индивидуальную цену недвижимости для каждого покупателя — по его лицу. Приходится ходить в агентства недвижимости в шлемах. Пишут, что пока помогает. Именно пока. Потому что еще протестные события в Гонконге показали, как легко обманывать системы FaceID с помощью масок. И уже тогда власти КНР стали разрабатывать систему определения личности по походке. Даже успели продемонстрировать некоторые наработки, вполне успешные. А с ковидным масконошением им сама партия велела не останавливаться в работах по этому направлению.

У нас Яндекс отказался передавать персональные данные банкам для оценки платежеспособности клиента. Добрая воля это хорошо. Но ограничивающий закон — еще лучше. Полагаю, мы никогда не дойдем до того, что цена на товар будет определяться содержанием нашего профиля в соцсетях и историей поиска в сети.

Мой законопроект об общедоступных персональных данных, надеюсь, скоро будет поддержан профильным комитетом Госдумы, а уже в декабре — рассмотрен и принят в первом чтении.