Лаврентий Берия – Telegram
Лаврентий Берия
783 subscribers
364 photos
173 videos
2 files
1.93K links
Никто не будет забыт
Download Telegram
Появились сообщения о том, что с должности заместителя министра региональной политики и массовых коммуникаций Омской области уходит Олеся Потапова – давняя соратница Олега Зарембы и Александра Буркова. С 2018 года дама занималась выстраиванием информационной политики в интересах своих патронов – сначала в профильном департаменте городской администрации, а затем – в облправительстве. Источники указывают на главу Центра управления регионом Ольгу Боровскую как на ее возможную преемницу. Перспективой подобного назначения, вероятно, и объясняется на первый взгляд бредовый выпад зарембовских рупоров, имевший место несколько дней назад: пользуясь одним печальным обстоятельством, они попытались навязать интригу с якобы некорректным продвижением ЦУРом региональной повестки.
Как бы то ни было, отставка Потаповой означает нарастающую эрозию прежней инфраструктуры. Конструкция ветшает, кресло под Зарембой шатается, и авантюрист отчаянно ищет способы отсрочить неминуемое. Но если Заремба останется в Омске, ему в любом случае суждено стать противником действующей исполнительной власти.
Лукавый господин будет враждебен в силу своей роли, будучи легальным представителем подпольной криминальной системы. Мы не раз повторяли, что Заремба не является самостоятельной фигурой, он – всего лишь видимая часть айсберга, марионетка, орудующая по приказу тайных хозяев. Если исполнительная власть изберет своей миссией честное и неуклонное исполнение поручений президента России и улучшение жизни граждан, то неизбежно вступит в противостояние с местечковыми мафиози, остервенело бьющимся за сохранение своего тлетворного влияния в регионе. Организованное сообщество намерено исподволь перехватить реальные полномочия, чтобы снова навязать Омской области фальшивую модель бурковского периода.
Сложная международная обстановка диктует необходимость проведения более эффективной социально-экономической политики и усиления централизации, в том числе и в информационной сфере. Деятельность зарембовского внупола как института объективно противоречит этой тенденции, а значит, ведомству предстоят новые изменения. Ближайшим подчиненным Зарембы стоит приготовить чемоданы, запасные аэродромы и парашюты. Что ожидает самого вице-губернатора – отдельный разговор.
Получил продолжение скандал с коррупцией ростовских судей. Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) России дала согласие на возбуждение уголовных дел в отношении председателя Ростовского областного суда в отставке Елены Золотаревой, действующего заместителя председателя облсуда Татьяны Юровой и председателя Железнодорожного районного суда Ростова-на-Дону Георгия Бондаренко. Председатель СКР Александр Бастрыкин подозревает их в совершении преступлений коррупционной направленности в несколько эпизодов получения взяток.
Шелест удивительно напоминает экс-губернатора Буркова. Та же неспособность противостоять закулисному давлению служивых оборотней, мутные схемы по землеотводам, коррупционно ориентированая кадровая политика - типичные классифицирующие признаки, по которым нежданно закончил свою карьеру экс-губернатор. Глава миллионного города может впасть в хроническую зависимость от местечковой клептократии.
Например, по жесткому велению, он все-таки оставил в «Омскэлектро» матерого гусекрада Андрея Жуковского. Учитывая, что эту одиозную кандидатуру предшественнице Шелеста навязали, и тот факт, что общественность так и не услышала от жизнерадостного руководителя «Омскэлектро» чистосердечной исповеди на тему расходования двух миллиардных президентских субсидий, логично было бы ожидать избавления муниципальной компании от вредителя. После чего Жуковского ждала бы в лучшем случае безвестность, а в худшем тюрьма. Но Шелест вдруг публично поддержал мутного комбинатора, чудом увернувшегося от уголовки (впрочем всё меняется). Более того закулисные фокусники усилили статус электропрохиндея, сделав его президентом недавно созданного отраслевого объединения работодателей-коммунальщиков, куда, кроме «Омскэлектро», вошли «Омскоблводопровод» и МУП «Коммунальник».
Жуковскому удалось получить пропуск в новую, послебурковскую жизнь, присягнув подпольным воротилам региона. Он взял на себя вполне конкретные обязательства по снабжению мафии, ибо мздоимствово через губернатора стало невозможным. Мы предупреждали, что администрация, напичканная ставленниками подпольного сообщества, при пособничестве муниципального главы начала превращаться в средоточие меркантильных процессов, угрожающих благополучию горожан. Активность того же Жуковского вкупе с запрограммированными действиями самого мэра косвенно подтверждает наихудшие опасения за его последующую судьбу.
Интересно выглядит стратегия нового омского губернатора. Виталий Хоценко, понимая, что ресурсы развития внутри региона ограничены, занялся активным лоббизмом на федеральном уровне: начал привлекать возможности как правительства РФ, заручившись поддержкой Хуснуллина, Силуанова и Абрамченко, так и политических партий, встретившись с Нечаевым ("Новые люди") и Слуцким из ЛДПР, таким образом обеспечив себе поддержку в Госдуме еще двух партий помимо "Единой России".
Клуб регионов
В министерстве образования – минус один заместитель. По собственному желанию ушел замминистра образования Омской области Леонид Гурьян. За восемь месяцев уже второй раз опустел пост, на котором требуется управлять имуществом, организовывать закупки и материально-техническое обеспечение, а главное – курировать капремонт образовательных учреждений.
Безоблачными недавние капремонты школ в регионе назвать трудно. Так, СПК «Сибцентрострой» упорно не мог сдать СОШ №2 в Седельниково за 140 миллионов рублей из-за «проблем с закупленной пожарной сигнализацией», за что был показательно уволен предшественник Гурьяна Дмитрий Аверин. Ремонт школы в Марьяновке, производимый НПО «Глобал ГИС», отставал от графика настолько, что тогдашний министр образования Дернова регулярно ездила на место лично, чтобы метать громы и молнии. Обновление завершилось с пятимесячным опозданием и в итоге вместо 76 миллионов обошлось федеральной и областной казне в 110 миллионов рублей.
Это не единственное крупное удорожание работ. В Полтавской школе-интернате, например, ремонт прибавил в цене 13 миллионов (примерно треть) из-за «выявленных скрытых дефектов постройки».
Подпольные бенефициары при экс-губернаторе Буркове активно использовали для злоупотреблений не только новое строительство, но и капремонты школ. Зависимый от них Бурков, отдав на откуп целую сферу, повлиять ни на что не мог, только перекидывал деньги с объекта на объект и вдобавок постоянно оказывался в весьма неудобном с точки зрения имиджа положении.
Между тем, скоро в регионе ожидаются крупные субсидии из центра: по федеральной программе в ближайший год-два будут капитально ремонтировать сразу десятки школ. Учитывая усиление государственного контроля за расходованием бюджетных средств, организованное сообщество заранее готовит не только подрядчиков, но и будущих стрелочников-чиновников, в том числе от образования. Банально спасаясь от возможного уголовного преследования, замминистра покинул ведомство.
Обьективно назревает радикальная смена команды, ибо прежняя скомпрометирована и криминально зависима.
Страны Латинской Америки не будут вводить санкции против России, несмотря на давление со стороны США и Европы, — Politico.
В Турции в ходе второго тура выборов Эрдоган побеждает, хотя по мере подсчета голосов разрыв между соперниками сокращается.
Эрдоган набирает 52,28% после обработки 96,01% бюллетеней, у его соперника Кемаля Кылычдароглу - 47,72%. Это данные Центральной избирательной комиссии Турции.
В регионах России продолжается ротация руководителей областных центров и республиканских столиц: за последние 12 месяцев добровольно сложили полномочия десять градоначальников. Так, на днях покинули посты мэр Рязани Елена Сорокина и глава Ижевска Олег Бекмеметьев. Эти отставки подтверждают преобладающую в муниципальном управлении тенденцию: свыше половины мэров крупных городов, независимо от способа избрания, не дотягивают до конца срока. Подобная «текучка» обнажает множество проблем местного самоуправления: от дефицита подготовленных кадров до отсутствия продуманной системы мотивации и влияния внутрирегиональной турбулентности.
Глава муниципалитета несет ответственность за функционирование масштабного и многообразного городского хозяйства, обладая при этом ограниченными ресурсами. При некачественной реализации функций вопросы к нему копятся, мэр и МСУ в целом часто становятся мишенью для негатива.
С недостатком подготовленных муниципальных управителей в федеральном центре предполагают бороться с помощью организации так называемой «школы мэров», в рамках которой будут обучать и мотивировать потенциальных кандидатов на должность главы городской администрации.
Внутрирегиональные же процессы часто недооценивают. Между тем, результативность выстраивания и работы приоритетной для Москвы единой властной вертикали с включением мэров в команду главы субъекта Федерации зависит от особенностей кадрового отбора будущих градоначальников на местном уровне и механикой их взаимодействия с вышестоящим региональным руководством.
Скажем, в Омской области в период Буркова наблюдалась идиллия: Фадина, будучи креатурой Буркова и местечковой правящей верхушки, преспокойно мирилась со своим вспомогательным статусом и следовала распоряжениям губернатора. Эффективности управления городом связка Фадина-Бурков не обеспечила, зато привела к совершению коррупционных преступлений, вынудивших чиновницу досрочно и спешно сменить мэрское кресло на Госдуму. Аналогичную связку по указанию локального ареопага Бурков должен был реализовать и с другим претендентом – Сергеем Шелестом. Последнего оплели сетями и начали вовлекать в хитроумные схемы обращения с муниципальными ресурсами. Однако случилось непредвиденное: Буркова отправили в отставку, и криминальный консенсус затрещал.
Теперь омичам предстоит узнать, сколь конструктивными будут отношения новой губернской власти с действующим омским градоначальником, если учесть, что один будет стремиться к целям поставленными президентом России, а другой – решать задачи локального центра планирования и управления криминальными операциями.
В Омске начали сносить теплые остановки – те самые серые ТОКи, заполонившие город при участии тогдашнего вице-мэра Зарембы. Уже исчезли коробчатые времянки на трех остановочных пунктах в Нефтяниках и на Левобережье. Взамен ликвидированных ТОКов мэрия обещала поставить обычные остановки-навесы наподобие тех, что существовали до того, как в 2019 году развернулась борьба за сферу нестационарной торговли.
За неполные четыре года «Капитал-Строй», выигравший право установить ТОКи за плату в четыре раза меньше предложенной конкурентами, успел разместить около сотни комплексов во всех районах Омска. Однако теперь «Капитал-Строй» демонтирует некоторые киоски по причине нерентабельности содержания: арендаторов помещений в них не нашлось.
Изначально было понятно, что разрекламированный проект, создававшийся не для гармонизации облика омских улиц, а для извлечения тайных доходов, долго не протянет. Сиюминутные задачи он решил: по открытым данным, на восемь числящихся в компании сотрудников выручка ООО «Капитал-Строй» за 2022 год составила 164 миллионов рублей при чистой прибыли 44 миллиона. А уж сколько неучтенной наличности в конвертах перетекло из кармана в карман, знает только Олег Заремба как архитектор конструкции, предназначенной для работы преимущественно «в тени». Омские предприниматели, занятые в сфере мелкой розничной торговли, признаются, что попали в сложную для выживания ситуацию: размещение помимо теплых остановок мэрия организует через конкурсы с неподъемным ценником, а высокую арендную плату в ТОКах очень сложно окупить. Неудивительно, что по городу на остановках в общей сложности свободны 43 торговых павильона. После насильственной монополизации целый сектор малого бизнеса фактически постепенно отмирает.
Потому-то число «невыгодных» точек будет расти, ТОКи станут активнее перетаскивать с места на место, а потом они и вовсе массово исчезнут. Примечательно, что помешать процессу нельзя, потому что никаких обязательств перед мэрией и гражданами у «инвестора» нет. Так что люди в ожидании транспорта будут вынуждены временно обходиться без укрытия от осадков и солнца, а городская администрация – раскошеливаться на новые остановочные павильоны.
Дополнительные расходы из муниципального бюджета вместо доходов и проблемы для жителей – таков типичный результат деяний коррупционного воротилы Зарембы , реализованных в Омске при попустительстве городских властей.
Китайское чудо закончилось: экономика больше не растет. По мнению экономистов, рост долга, слабое потребление и ухудшение отношений с Западом оказывают давление на экономический рост. Перспективы казались гораздо лучше еще несколько месяцев назад, после того как Пекин отменил жесткие меры по борьбе с Covid, что привело к росту расходов, поскольку люди начали ходить в рестораны и путешествовать.
Однако по мере снижения ажиотажа, вызванного открытием страны, снова проявляются основные проблемы в китайской экономике, которые накапливались годами. Бум на рынке недвижимости и чрезмерные государственные инвестиции, которые подпитывали экономический рост более десяти лет, закончились. Огромные долги подрывают доходы домохозяйств и местных органов власти. Китайские семьи уменьшили траты, уйдя в накопления.
Паралич в банальном администрировании региональной власти при Буркове, о причинах которого мы неоднократно писали, и полное отсутствие внимания к внутренней жизни Прииртышья имеют, к сожалению, далеко идущие последствия, в данном случае – природные.
Летом прошлого года омские рыбаки и жители нескольких районов области подавали региональной власти сигналы о критическом обмелении левого притока Иртыша – реки Оши. Минприроды сначала отмахнулось от проблемы, объясняя ее климатическим маловодьем, и уверяло, что уровень реки просто «кажется низким» в сравнении с весенним разливом. После обращения граждан в прокуратуру представители ведомства все же выехали на место и обнаружили причину уменьшения речного стока – незаконную земляную дамбу, перекрывающую Ошу в районе истока.
В ходе начавшегося расследования выяснились поразительные детали: в мае 2022 года локальные коммунальщики (МУП «Крутинское») по устному указанию главы района, без согласования с уполномоченными федеральными структурами, вывели спецтехнику и перегородили русло Оши в трех километрах выше по течению от деревни Усть-Логатка. В последующем эти работы были оплачены неким ООО «Крутинский рыбзавод». В результате произошло понижение уровня воды ниже по течению, что нанесло вред как самой реке, так и животному и растительному миру.
Прошел год. Муниципалитет, при наличии возбужденного против неустановленных должностных лиц уголовного дела по факту самоуправства, и его подопечные отказываются демонтировать сооружение. Теперь свое слово должен сказать суд.
Вот так, пока Бурков метался между Москвой и Омском, обеспечивая собственное благополучие, местечковые индивидуумы, уверенные в равнодушии и слабости регионального центра, окончательно осмелели и варварски распорядились ресурсом, являющимся общим достоянием.
Необходимо восстановление баланса власти в регионе. Надежды на это связаны с новым руководством, выказавшим твердое намерение изучить повестку в муниципальных районах, активно в нее включиться и держать на контроле удовлетворение ключевых запросов людей.
Начала самоликвидацию одна из фирм, участвовавших в освоении миллиардной президентской субсидии на ремонт многоквартирных домов в 2020 году. Речь идет о ООО «Фортуна», внесенном Омским УФАС в реестр недобросовестных поставщиков, фигурирующем в изрядном количестве исполнительных производств и обвинявшемся в мошенничестве. Коллеги из «Коммерческих вестей» в номере №19 (1590) напоминают о том, какую роль играла эта организация в событиях трехлетней давности.
Когда администрация города передала «Омскэлектро» поступившие из Москвы 997,6 миллионов рублей, муниципальная компания поспешила заключить договоры с несколькими карманными подрядчиками. Среди исполнителей, подконтрольных разным интересантам, была и «Фортуна». Конкурсная комиссия «Омскэлектро» без заминок одобрила контору, хотя та не подпадала под базовый критерий отбора, сформулированный мэрией, – выполнение аналогичных работ в течение пяти предыдущих лет – и имела недостаточный для функционирования штат – 10 человек.
Впоследствии в одних случаях «Фортуна» выполняла работы с помощью субподрядчиков, а в других документооборот вообще носил фиктивный характер. Свои мутные делишки с «Фортуной» «Омскэлектро» признало в 2022 году, когда данный контрагент через суд попытался получить с муниципалов 1,6 миллиона рублей задолженности. «Омскэлектро», отбивая иск, само представило материалы налоговой проверки, доказывавшие, что «Фортуна» являлась фирмой-прокладкой для вывода средств.
Своим партнерам «Фортуна», оказывается, тоже не доплатила, и они требуют с нее свыше 20 миллионов рублей. Зато финансовые результаты были хороши: после закрытия работ в 2020 году и получения оплаты, чистая прибыль компании в 2021 году при выручке 112,5 миллионов рублей составила 106 миллионов, и с них «Фортуна» заплатила смехотворные 1,6 миллиона НДС и 432 тысячи рублей налога на прибыль. Ныне фирмочка уходит в небытие с опустевшими еще в первой половине 2022 года счетами.
На память от «Фортуны» и других членов артели имени Жуковского, осуществившей перекидывание федеральных денег в нечуждые кубышки, останется скандальный шлейф уголовных дел и из рук вон плохо выполненный капремонт, гарантия на который, между прочим, действует до 2025 года.
По итогам апреля-мая текущего года Сергей Шелест занимает 84-е место в Национальном рейтинге мэров. Данный результат не удивляет, если учесть общее качество аналитики, представленной авторами исследования. Отметим, что действующего омского градоначальника составители чарта изначально поместили на 83-ю строчку, тогда как Оксана Фадина дебютировала у них на 68-м месте, а Александра Буркова, несмотря на отсутствие достижений и постоянные коррупционные скандалы, те же самые эксперты вплоть до досрочной отставки в марте 2023 года неизменно «повышали» в рейтинге губернаторов. Так стоит ли верить предположению этих политологов о непрочности положения Шелеста в омской системе власти?
Уже достаточно давно мэр Омска, как и большинство руководителей региональных столиц, встроен в вертикаль губернаторской власти в качестве чиновника-функционера, отвечающего за конкретную территорию.Управляя городским пространством, он идет в фарватере решений старшего коллеги, поэтому реальная эффективность деятельности муниципального администратора во многом зависит не столько от его потенциала, а от приоритетов главы области. Меркантильно ориентированный Бурков и стоявший за ним местечковый мафиозный клан стремились сделать из Шелеста такую же марионетку, как Фадина, для дальнейшего растаскивания ресурсов, сосредоточием которых является миллионный областной центр. Для вида Шелесту позволили провести небольшую кадровую ротацию в горадминистрации, однако уральцы и мафиозные ставленники остались на командных высотах. С каждым подсунутым на подпись сомнительным документом позиции Шелеста слабели, и через несколько месяцев перед нами уже был мэр как объект манипуляций, с полномочиями не выше уборки улиц.
Новый руководитель Прииртышья заявляет совсем иные, созидательные цели. Он может добиться выполнения поручений президента страны. И здесь, безусловно, нужен лояльный, крепкий сити-менеджер, готовый вместе с главой области стоять на страже интересов государства и населения. Годится ли на эту роль Шелест? Одолевают здесь нас сомнения, и потому будущее нынешнего омского мэра напрямую зависит от исхода борьбы за его трепетную душу между воинством Христовым и слугами Люцифера.
Прояснилась судьба здания ликвидированного в 2022 году роддома №5. Формально его присоединили к местной МСЧ №4 в качестве терапевтического отделения, но существовали серьезные опасения, что удобно расположенный корпус на улице Рождественского может отойти в частные руки под коммерческий медцентр. К счастью, они не оправдались. В конце 2024 года, после капремонта, в здание бывшего роддома с улицы Гагарина должен переехать госпиталь для ветеранов войн, которому данный участок передан в бессрочное пользование. В конце мая 2023 года на портале госзакупок было объявлено о поиске подрядчика на обследование и подготовку проектной документации с начальной ценой 5,6 миллиона рублей. Стоимость ремонта учреждения, по информации СМИ, составит солидные полмиллиарда рублей.
Одновременно возникают опасения по поводу прежнего здания госпиталя – исторического памятника 1895 года, находящегося возле мэрии. Построенное купечеством домовладение в советский период было передано сфере здравоохранения, но планов по дальнейшему его использованию нет ни у Минздрава, ни у регионального Минимущества.
Между тем, в сердце города уже есть памятник архитектуры, превращенный в призрак, – комплекс бывшего Кадетского корпуса со постройками, относящимися к культурному наследию федерального и регионального значения. Со времени вывода объекта из эксплуатации по причине аварийности миновало уже три года. По обращению Буркова его передали из федеральной собственности в муниципальную. Семь месяцев назад мэрия даже собиралась комиссионно оценить техническое состояние «кадетки», однако прологом к необходимой реставрации эта инициатива не стала. Денег на реконструкцию или спасение памятника у федерального центра также никто не просил. Исторический комплекс, где, как выяснилось, отсутствует большое количество радиаторов отопления, медленно разрушается, освобождая место для охотников за особо дорогими участками земли.
Здание на Гагарина может ждать тот же удел.
Мэрия Омска определила компании для комплексного облагораживания пяти городских магистралей. Две дороги, в том числе центральную улицу Маяковского будет ремонтировать СПК «Дорстрой» Авеяна за 167,5 миллионов рублей. Заозерная и Коммунальная улицы в Нефтяниках отошли «Сибдору» Погосяна: их приведут в порядок за 140 миллионов. И, наконец, улицу 60 лет Победы в Кировском округе, к слову, капитально отремонтированную в 2018 году, за 117 миллионов освежит «Стройтраст» Акопяна.
Интересно, что все три подрядчика упоминаются в отчете комиссионного обследования автодорог, отремонтированных в период с 2018 по 2021 годы, представленном в марте 2023 года мэрией Омскому горсовету. СПК «Дорстрой», набравший 74 замечания по 21 дороге, и «Сибдор», получивший 61 нарекание по 12 участкам, занимают вторую и третью строчку среди исполнителей с максимальным количеством выявленных недочетов. Недостатки фирмы должны были устранить в рамках гарантийных обязательств.
С «Стройтрастом» администрации вообще пришлось судиться. Компания предоставляла недостоверные сведения о предыдущем опыте, участвовала в картельных сговорах, недоплатила государству как минимум 90 миллионов рублей НДС, что отразилось в двух уголовных делах и, разумеется, не спешила устранять дефекты в выполненной работе. Однако фирма наращивает обороты: улица за 117 миллионов – приятный, но не единственный заказ в портфеле подрядчика известной «дороги за миллиард». В прошлом году «Стройтрасту» достался двухмиллиардный лот на Ленинградский мост, подряды на 450 миллионов на развязку возле моста и ремонт дублера улицы Лукашевича, а в мае 2023 года контора выиграла контракт в сумме 681 миллион рублей на четырехполосную дорогу протяженностью менее километра, ведущую к строящемуся микрорайону «Зеленая река». В области «Стройтраст» заработает на ремонте дорог еще 235 миллионов. И это на 56 человек персонала.
Судя по всему, местные чиновники и их покровители не намерены отказываться от привычных практик осваивания казенных средств, прямо влияющих на качество дорожного покрытия. Надеемся, что новой власти региона, уделяющей большое внимание состоянию омской дорожно-уличной сети, удастся сделать так, чтобы на сей раз деньги, предназначенные для дорожного строительства и обновления, тратились на указанные цели, а не оседали по большей части в руках заинтересованным лиц с размазыванием остатков по объектам.
По сообщениям инсайдеров, регионы скоро ожидает точечная проверка проектов в области импортозамещения. Аудит должен оценить реальную отдачу от вложенных госсредств. Предполагается, что он коснется субъектов РФ из первой трети рейтинга регионов по импортозависимости их специализаций за авторством НИУ ВШЭ. Напомним, что этот рейтинг вышел в марте 2023 года. В нем исследователи указывали, что наибольшая доля подсанкционного высокотехнологичного импорта в конечной продукции наблюдается в автомобилестроении, производстве транспортных средств, машин и оборудования, производстве резиновых и пластмассовых изделий, а также в фармацевтике. Отсюда следовал вывод о том, что специализация региона в данных отраслях при отсутствии реальных технологических прорывов в дальнейшем может привести к возникновению экономических проблем. Выявленная экспертами тенденция заставила федеральный центр в очередной раз обратить внимание на вопросы импортозамещения.
Омская область оказалась в списке импортозависимости на 37-м месте. Плох или хорош результат? Если учесть, что в числе лидеров рейтинга оказались и регионы с высоким уровнем инноваций, привлекавшие зарубежных инвесторов, строившие новые заводы и формировавшие новые отрасли специализации, то рейтинг просто фиксирует тот факт, что бурковская модель управления Омской областью не предполагала ни наращивания промышленного потенциала, ни диверсификации, ни импортозамещения. На словах экс-губернатор радел о технологиях, а на практике растаскивал ресурсы и имитировал деятельность не только по долгосрочным проектам, но и в деле экстренного импортозамещения после начала СВО.
Например, губернатор Нижегородской области, не дожидаясь указаний, создал Центр импорта и импортозамещения в начале марте 2022 года, а в Омской области Региональный центр импортозамещения при ОмГТУ появился только в июле, на федеральный грант, уже после поручения правительства РФ о создании индустриальных центров компетенций. При этом в Нижнем Новгороде за год отработали за год 5000 заявок от предприятий, в Омске за полгода – не более 180.
Между тем, при нарастающем гибридном давлении на Россию импортозамещение становится жизненно важным. Наиболее активные субъекты РФ, которые сумеют привлечь дружественные инвестиции или федеральные ресурсы и организуют выпуск ранее импортировавшейся продукции, станут новыми точками роста. Будет ли Омская область в их числе, покажет время.
Многие федеральные политические обозреватели, анализируя деятельность новой региональной власти, отмечают «намечающееся сотрудничество уровней», указывая на то, что врио губернатора и мэр Омска вдвоем приезжают с инспекцией на важные социальные объекты. Действительно, глава области и руководитель крупнейшего муниципалитета регулярно рассказывают в своих соцсетях о совместных субботних объездах. Недавно чиновники побывали на Ленинградском мосту и в частном парке развлечений. В первом случае они контролировали график выполнения ремонта стратегического объекта, во втором – приняли участие в церемонии открытия новой «очереди» аттракционов.
Поездки призваны подчеркнуть, что омский мэр и врио губернатора прекрасно общаются между собой, а значит, могут в перспективе наладить сотрудничество.
Важно, чтобы такие визиты вышли за пределы ритуальности и переросли из соблюдения протокола в по-настоящему эффективное партнерство.
Эффективность взаимодействия будет измеряться здесь не количеством рукопожатий и общих фотографий, а хозяйственными достижениями города при поддержке региональной власти – успешным и своевременным возведением школ и детсадов, беспроблемным ремонтом дорог, качественным благоустройством скверов и дворов, развитием инфраструктуры и частной предпринимательской инициативы, улучшением всех аспектов жизни омичей.
Высокой результативности невозможно добиться без самостоятельной кадровой политики. Но есть ли собственная команда у Сергея Шелеста? Ответ отрицательный. В городской администрации, в подведомственных учреждениях, в муниципальных предприятиях по сей день обретаются чужие креатуры, люди, навязанные градоначальнику извне. Среди них имеются и известные ловкачи с дурной репутацией типа Жуковского, и усевшиеся на кормление приезжие деляги вроде арестованного в апреле Кондратьева, и многочисленные протеже местечковых вершителей судеб. Чьими бы ставленниками ни являлись чуждые элементы, они образуют дублирующую структуру управления, которая отстраняет мэра от принятия решений по основополагающим процессам, оставляя за ним ответственность. И пока мэр не очистит муниципальный корабль от чужеродного балласта в качестве реального лидера, то о каком полноценном тандеме с руководством региона может идти речь?
4 июня произошел большой пожар на мусорном полигоне в Калачинске. Столб дыма, накрывший город с населением 22 тысячи человек, был виден за несколько километров. Через сутки регоператор «Магнит» отчитался о прекращении открытого горения и рассказал, что огонь тушили по всем правилам с помощью отсыпки грунтом. Отметим, что масштабные пожары происходили на свалке в сентябре 2019 года в результате поджога и по невыясненным причинам – в июле 2020-го. За содержание свалки площадью 100 гектаров нес ответственность сначала муниципалитет, привлекавший концессионера, а с 2021 года полигон эксплуатирует субподрядчик регоператора, которому земельный участок передан по договору аренды с обязательством соблюдать меры противопожарной безопасности. Сегодня свалка в Калачинске является самой крупной зоной размещения ТКО в Омской области.
Новые свалочные пожары – крайне неприятное напоминание о том, что все четыре года реформы системы обращения с ТКО никаких улучшений не произошло. Скорее, наоборот. Никто до сих пор точно не знает, куда и сколько отходов вывозит вышеупомянутый иногородний «Магнит», монополизировавший «мусорную» сферу с согласия теперь уже бывшего губернатора Александра Буркова.
В Омской области не построили ни одного современного полигона, а отходы тасуются между существующими свалками в районах Омской области. Так, например, мусор из областного центра и поселений Омского района идет в Калачинск, отходы из Тарского и Большеуковского районов – в Знаменское и так далее. Несмотря на затратную для областного бюджета борьбу, количество незаконных свалок не уменьшается, а при их ликвидации мусор перемещают на все те же санкционированные площадки.
Показав нулевой результат, прежние региональные власти выпросили у центра разрешение продлить сроки использования мест формально временного накопления отходов до 1 января 2026 года. По их расчетам, ресурса существующих 17-ти объектов, в том числе и Калачинского полигона, хватит на 2,5 года, но что, если его выработают раньше? Если все оставить как было, экологические катастрофы пойдут по нарастающей траектории.
Бюро тюрем США сообщило о смерти в тюрьме строгого режима в Колорадо бывшего агента ФБР Роберта Ханссена, в течение 20 лет передававшего данные разведслужбам СССР, а потом России. Экс-агенту было 79 лет, в 2002 году Ханссен был признан виновным в шпионаже и приговорен к пожизненному сроку
Олег Заремба скоро будет вынужден дважды войти в одну и ту же воду. Мы имеем в виду не триумфальное возвращение в Волгодонск, а пути отхода после неминуемого вылета из правительства Омской области.
Напомним, что при Буркове Заремба имел конкретный круг занятий: организовывал медийные провокации через управляемую им весьма разветленную инфраструктуру(об этом отдельно), являлся теневым казначеем теневых проектов (например, доил ТОКи), а также увлеченно доил госбюджет на PR. После падения Буркова значимость Зарембы для членов подпольного мафиозного центра значительно возросла. Потеряв «ручного» губернатора, они обнаружили, что финансовые реки иссякают, а значит, нужно форсировать задачу по включению нового регионального руководителя в свою орбиту, чтобы восстановить мафиозные доходы. Заремба – единственный из эмиссаров тайного альянса может близко подобраться к новому главе области, чтобы погрузить его в криминальную среду и создать условия для заготовки компромата. Но если к Александру Буркову Зарембу просто подвели, не оставив выбора, то для проведения текущей операции требуются время, аккуратность – и тишина.
Однако воплощению в жизнь взлелеянных планов препятствуют публичные разоблачители вредительской шайки местечковых коррупционеров. Для отвлечения этого противника кураторы заставляют Зарембу использовать единственное оружие – экологический шантаж. Причем выпады с подключением уже обреченного Лобова и контролируемых медиаструктур вице-губернатор совершает втайне от своего непосредственного начальника, чем коварно подставляет врио губернатора, проявляя реальную вражескую сущность. Конфронтация усиливается, но цели она не достигает.
Наш прогноз по Зарембе – скорее негативный. Он останется в региональном правительстве только при одном условии – если удастся выполнить программу дискредитации новой власти через угрозы и реализацию компромата. Вероятность такого успеха невелика. Влияние же хронического провокатора неуклонно падает, а недавно Заремба получил и вовсе плевок в лицо: неожиданно уволили Потапову – доверенное лицо, посвященное в хитросплетения работы патрона по «информированию населения». При дальнейшем повышении ставок игра для сплоченной группы товарищей становится все более авантюрной.
Чтобы сохранить источник доходов, его хозяева вынуждены будут включить план Б – перебросить агента туда, где есть возможность криминального управления ресурсами, т.е. в омскую мэрию. Сергей Шелест, не имеющий самостоятельности по вопросам назначения ключевых фигур, помешать возвращению Зарембы не сумеет. Предполагаем, что с появлением экс-вице-мэра в кулуарах городской администрации начнется настоящее сражение, которое закончится для Шелеста либо отставкой, либо финалом, традиционным для российских мэров.
Президент России Владимир Путин в беседе с вновь назначенным врио губернатора Омской области 29 марта говорил о наличии в регионе множества нерешенных задач. Очевидно, что именно они привели к досрочной отставке главы субъекта Александра Буркова. Экс-управитель не справился с уже существовавшими вызовами и добавил к ним дополнительный пласт трудностей, так что в Москве сочли его потенциал исчерпанным.
Спустя два месяца пребывания на посту новый руководитель региона официально озвучил свою оценку положения дел: самые большие проблемы он зафиксировал в сфере здравоохранения, строительства и экологии.
Состояние омского здравоохранения действительно плачевно, несмотря на наличие федеральных вливаний – регулярно поступающих субсидий на покупку оборудования, ремонт и строительство учреждений. Причины очевидны: целая отрасль была отдана на меркантильный откуп. Ресурсы выводились через подставных контрагентов, а из главных врачей фактически сделали операторов незаконных транзакций. Бывший министр Солдатова находится в бегах в связи с уголовным делом по обвинению в коррупции. Порядка не прибавилось и при ее преемнике Мураховском, по определенным причинам устранившемся от какой-либо активности.
О криминальной подоплеке провалов социальных строек мы рассказываем давно и в деталях. Так, несколько детсадов были сданы в эксплуатацию с большим опозданием и с грубыми недоделками. Ряд школ и дошкольных учреждений и поныне не достроены. Все проекты, кроме единственной школы в Амуре-2, возведенной «Стройбетоном» в срок, обернулись для казны глобальным перерасходом средств, зато реальные хозяева карманных подрядчиков получили свои барыши.
Экологическая сфера вообще была превращена в промысел. Региональное правительство не сделало ничего, чтобы навести в ней порядок. Взаимодействие уральской команды с бизнесом строилось по вымогательскому ноу-хау – ты платишь нам коррупционный оброк , а мы позволим полностью пренебречь экологическими стандартами. Яркие примеры – цинковальный заводик Антропенко, где нет современного воздухоочистительного оборудования, или отрасль, использующая электрофильтры по технологиям середины прошлого века. Если нелегальные взносы отказывались платить, то в ход шли массированные информационные атаки и провокации, организуемые под водительством виднейшего члена подпольного альянса Олега Зарембы.
За без малого шесть лет «охрана окружающей среды по-бурковски» превратилась в ритуальное хождение вокруг одних и тех же жертв. В Омске, между тем, множество малых и средних предприятий, работающих в промзонах и цехах бывших советских заводов, и имеющих неучтенные источники выбросов, от которых страдают близлежащие жилые кварталы, однако работой с «серой» зоной никто так и не озаботился.
Безусловно, сложившуюся ситуацию надо менять. И в этом федеральный центр готов оказать новой власти всестороннюю поддержку. Надеемся, что негативный тренд в управлении регионом, связанный со спецификой кадрового отбора прежней скомпрометированной команды и ее коррупционной ориентацией, удастся жестко пресечь.