Blocknote – Telegram
Blocknote
8.35K subscribers
1.16K photos
132 videos
23 files
1.69K links
"Если ты в меньшинстве - или даже в единственном числе - это не значит, что ты безумен". Для связи: @nikitarfs
Download Telegram
Индивидуальные прессинг-данные позволяют лучше понять первый матч Реал - Ливерпуль, где Мадрид во многом выиграл за счет того, что при высокой линии соперника Кроос получил много открытых мячей. Проблема была не в том, прессинговал Ливерпуль или нет, а в том, как и где он это делал (https://twitter.com/AIUnderPressure/status/1380439360483512321). Ливерпуль сделал 167 индивидуальных прессинг-действий, что нормально по их меркам, но Жота и Мане на двоих записали ноль действий против Крооса, который часто опускался вглубь и оказывался в их зонах.
Один из важных моментов полуфинала: примерно в середине тайма Сити поменял расстановку, в которой команда шла в прессинг. Начинали в узкой 4-3-3, где Фоден и Марез выдвигались на центральных защитников, но при такой конструкции крайние защитники ПСЖ оказывались свободными в широких позициях - их легко пропасовывали. После они прессинговали уже в 4-4-2 - Силва поднялся в первую линию к Де Брюйне, вингеры опустились чуть глубже, и таких зон в диагоналях уже не было.

При этом на характер игры это повлияло ни сразу, если вообще первопричина в этом. С 25 минуты до конца первого тайма вообще был лучший кусок ПСЖ с точки зрения контроля над игрой. Вот, например, передачи в финальной трети поля по отрезкам:

0-25: 31-45
25-45: 51-28
46-90: 27-156

Реально доминировать Сити стал только во втором тайме, и при желании связать это можно много с чем. Например, их структура стала лучше, и Фоден стал регулярно получать мячи в середине, а крайний защитник создавать ширину слева (очень заметна разница в структуре его касаний по таймам - внизу), а Де Брюйне не сваливаться налево, а принимать по всей ширине. Но ключевой момент, на мой взгляд, не связан с тактическими изменениями - будет интересно проверить эту гипотезу, когда с утра будут более подробные данные: на глаз во втором тайме выросла скорость работы с мячом, что в совокупности с улучшившейся структурой позволило доминировать весь тайм (пусть это не привело к большому числу реальных моментов, и оба гола во многом случайны).
Касания мяча Фоденом с ПСЖ - первый тайм (сверху) и второй (снизу).
Всем известно сильное качество Эдерсона — левой ногой он даже с шага способен отдать на 70 метров, что для соперника делает значительно тяжелее задачу поджимать линию. Среди трех кластеров передач, которые выделяют бразильца относительно других вратарей, наиболее популярны пасы формата "от штрафной до штрафной", которые у него проходят в 2.5 раза чаще, чем в среднем по АПЛ (и здесь даже можно не смотреть на точность — показателен уже сам факт, что он в состоянии стабильно добивать в эти зоны, тогда как для обычного вратаря уже считается хорошо, если с разбега он выбивает дальше радиуса).

Из-за того, что Эдерсон бьет так далеко даже с шага, то в его случаи открыты те мячи, которые обычно для обороны не представляют опасности и не заставляют линию отскакивать. В этом плане для меня удивительно, что Флоренци, который сыграл больше 150 игр крайним защитником на высоком уровне, и которому наверняка многократно объясняли перед этими играми, что из себя представляет Эдерсон, сделал такую простую ошибку с лишними шагами вперед (тем более на чужой половине поля), дав тем самым Зинченко несколько метров форы и еще динамическое преимущество на старте. Ошибка, которая прошла бы незамеченной в большинстве случаев, тут была мгновенно использована.
Классы передач, которые Эдерсон делает чаще других вратарей АПЛ.
Nagelsmann principles - Albin Sheqiri.pdf
533.4 KB
Ясно сформулирована часть принципов игры Нагельсмана. Из не очевидного (но что типично для немецкой школы) — это превентивная опека 1 в 1, когда твоя команда еще владеет мячом.
Перед началом сезона не рассматривал чемпионство Спортинга — заблуждался. Им на руку сыграло отсутствие еврокубков при таком графике, но все равно гандикап Порту и Бенфики перед стартом был очень серьезным. Особенно на фоне потерь Вендела и Акуньи, игравших ключевые роли в прошлом сезоне, Аморим проделал большую работу.

Титул вполне подкреплен метриками — по ожидаемым очкам (с темпом 2.16 за матч) они лучшие в лиге, пусть и не с таким отрывом, как в реальной таблице. Ключевой компонент их чемпионства — это организация в обороне и контроль переходов из атаки в оборону. Они допускают меньше всех ударов в лиге (в районе семи за матч) при с запасом самом низком среднем качестве для соперников (0.075 xG). При владении под 60 (сопоставимом с Порту и Бенфикой) они допустили меньше всех в лиге ударов и входов в штрафную после контратак, и только Порту лучше в процентном соотношении возвращал себе владение в течение 10 секунд после потери на чужой половине поля. Переходы в оборону (структура при владении и реакция на потерю) — то, чему стоит учиться у этой команды.

При таком успехе Спортинг имеет вторую по среднему возрасту команду в лиге (после Фамаликао, который во многом комплектуется молодыми арендованными игроками) — 24.1, тогда как у Порту 27.8, например. Гонсалвеш, Нуну Мендеш, Педро Порро уже стоят гигантских денег при огромном спросе, плюс еще целая группа молодых, достаточно качественно сыграла свои отрезки 1000+ — Матеуш Нуньес, Инасиу, Томаш, Кабраль. Палинья хоть и не так молод, но сделал шаг вперед по сравнению с прошлым сезоном в Браге, — по пальцам можно пересчитать опорников за пределами топ-5 лиг, которые сопоставимы с ним в разрушении.
Карта переходов в оборону в португальской лиге (допущенные удары после прессинга и контратак соперника и доля возвращенных владений в течение 10 секунд после потери на чужой половине) и диаграмма Палиньи в этом сезоне.
Насколько игра в финальной трети поля поддается управляемых изменениям? Хороший пример - Сити, который глобально изменил свою игру у чужой штрафной. Три самых популярных класса передач в прошлом сезоне относительно других команд АПЛ: поперечные у чужой штрафной, передачи во фланг у штрафной и горизонтальные пасы низом с фланга в штрафную. В этом сезоне — это пасы за спину (синие) и проникающие вертикальные пасы в штрафную из центральной зоны (оранжевые).

Радикально снизилось число катбеков, которые всегда были типичной чертой Сити - в прошлом сезоне они на 22.5% чаще отдавали их относительно среднего, тогда как в этом на 4.5% меньше не своих прошлосезонных значений, а опять же среднего по лиге. Пеп сместил акценты с терпеливого переката и изоляций к более форсированной игре с большим количеством открываний в спину.
Любопытное решение в финале Кубка — поменять местами Джеймса и Аспиликуэту. Обычно, если оба на поле при Тухеле, то первый играет длинный фланг, второй — правого ЦЗ. При этом Аспиликуэта может играть длинный фланг, но тогда на ЦЗ выходит профильный игрок. Решение достаточно нешаблонное, и Джеймс, по-моему, до этого никогда не играл в этой позиции. Вероятно, идея была продиктована тем, как Варди открывается и таргетирует зоны за крайними центральными защитниками (на картинке снизу три класса принятых передач, которые наиболее выделяют Варди относительно других форвардов АПЛ — в основном это вертикальные передачи верхом или низом в спину). Джеймс порезче с первых шагов и лучше бежит по дистанции — ему гораздо легче, чем Аспиликуэте, было справиться с Варди в быстрых атаках. Если ход был нацелен на это, то он сработал блестяще: Варди не было видно в быстрых атаках, он был ограничен и сделал всего 11 касаний на чужой половине поля, хотя провел весь матч.

Обратная сторона этой перестановки — действия на мяче. Обычно Аспиликуэта ключевой для развития атаки, если выходит в этой позиции, потому что спокоен с мячом, умеет правильно выбирать направление, ждет нужного момента для передачи, понимает, когда нужно вытащить мяч на ведении, когда подключиться по центру в последней трети поля. Джеймс же пусть и с неплохой техникой, но достаточно прямолинейный игрок — привык играть длинный фланг, где в этой системе гораздо уже диапазон решений, которые надо принимать, и не надо так хорошо соизмерять риск, поскольку передачи реже идут через центр и потери не так опасны. В этой игре в незнакомых для себя условиях он сделал под 100 передач (больше любого игрока Челси), и было заметно, что не всегда он понимал, куда развивать атаку, принимал рискованные решения.

Понятно, что гол Лестера — стечение обстоятельств во многом, и совпадение, что он пришел после обреза Джеймса, но эпизод показательный. Тут он принял необоснованное решение отдавать через центр через двух игроков, хотя во фланге в 10 метров от него под простую передачу стоял Аспиликуэта: отдавай ему, и он спокойно пропасовывает во фланг, потому что Томас в высокой позиции, и Канте откроется в огромную зону за ним.
Классы принятых передач в АПЛ этого сезона, которые наиболее отличают Варди от других форвардов.
Удивительно, что Карабах умудрился впервые за 8 лет упустить чемпионство ровно в момент, когда их доминирование по продвинутым метрикам, казалось бы, достигло пика.

По ожидаемым очкам:
— прежде останавливались в районе 2.1 - 2.15;
— в этом сезоне — 2.25 non-penalty xP, 2.31 xP.

NS diff:
— ранее в чемпионских сезонах чуть ниже единицы;
— в этом сезоне — скачок до 1.26.

По итогу сложилась редкая ситуация, когда с запасом лучший набор исполнителей почему-то не дотягивает до ожидаемой на данных планки. Хотя обычно всё наоборот: лучшие клубы в большинстве лиг за счёт качества завершителей и вратарей в той или иной мере оверперформят.

Карабах попытался войти в сезон с устоявшимся костяком, аккуратно внедрив туда лишь двух левшей — в центр защиты и восьмёрку. Прежде считалось моветоном начинать сезон без дорогого страйкера, но в этот раз обоснованно понадеялись на Махира Эмрели — и он-то в принципе не подвёл, забив 18 с 10.5 xG. Сделал всё, чтобы на истекающем контракте в 23 года максимально привлечь к себе внимание, а теперь, оставшись без Лиги чемпионов, наверняка спокойно уедет: АЕК и Легия уже мелькали среди вероятных кандидатов на него, но я охотно допускаю, что диапазон возможных клубов очень широк и гадать между ними придётся долго.

Единственным просчётом оказалось подписание Уроша Матича, не сыгравшего в чемпионате даже тысячи минут. Его предполагалось сделать основной 6-8, но замеченный позже в Болгарии Патрик покорил тренеров своей динамикой и легко выиграл конкуренцию. И задним умом уже кажется, что инвестированные в одну из восьмёрок средства стоило переложить в атакующую линию: правый вингер Хайме Ромеро по меркам Азербайджана безусловный топ, много создаёт, отличная скорость, игра за спину, но у него скудная конвертация в завершающие действия — в этом сезоне удары на уровне медианы, а xG и голы ниже 70-го перцентиля. Это не то, что в идеале нужно Карабаху в период праймового Зубира: ниже на графике видно, на сколько световых лет он оторвался по нон-шоту оторвался. Одно только присутствие его на поле обладает достаточной магнитудой, чтобы партнёры получали нужную свободу в последней трети.

Сегодня Карабах в золотом матче с Нефтчи снял Зубира, удерживая выгодный себе ничейный счёт, ради дополнительного ЦЗ. И сразу пропустил. Совпадение, безусловно, слишком красивое для нарратива, но это поражение стало 3-м в сезоне в 4-х матчах с Нефтчи.

В первом круге Карабах в принципе лихорадило — по ощущениям, они изменили свою подготовку к сезону, что позволило перенести привычный спад с поздней осени, полной еврокубковых матчей, на самое начало чемпионата. Никто не удивился тогда поражению от Нефтчи, тем более что по балансу моментов шанс Нефтчи выиграть в том матче был всего 17%. Думалось, что дистанция своё возьмёт. Во втором круге Карабах унёс их 6:0, в третьем опять проиграл (при ожидании выигрыша Нефтчи всего в 8%), растерял очки ещё в нескольких играх, где вероятность победить была выше 60-70%, и сегодня случилось почти то же самое.

Можно попытаться объяснить это невезением — и весьма обоснованно. Покритиковать трансферную политику. Или вспомнить завершение карьеры Рашадом Садыховым, который сыграл фундаментальную роль в превращении Карабаха из пустого места в постоянного участника еврокубковых групп (это реально мощное достижение, учитывая уровень футбола в Азербайджане): не секрет, что Карабах выстраивали на неукоснительном следовании общекомандной дисциплине, и Садыхов все эти годы был ключевым её проводником на поле. Посчитать его влияние на командное сознание нереально, но забавно, что клуб, который он принял в первый же год тренерской карьеры, в противовес Карабаху дико оверперформит свои числа и имеет шансы попасть в еврокубки, несмотря на самое низкое в лиге число ударов по чужим воротам — меньше 7 в среднем за игру.

Sergey Cheleevskiy
Заявка Испании на Евро поднимает интересную тему: из-за отсутствия Рамоса у них только четыре центральных защитника, причем если формировать сильнейшую пару на данный момент пару, то это будут два левши — Лапорт и Пау Торрес. В целом маловероятно, что такой вариант будет со старта, потому что Энрике высоко рейтингует Эрика Гарсию, ставя его в основу, даже когда тот совсем не играет за Сити. Тем не менее, по ходу турнира весьма вероятна ситуация, что у Испании будет левоногая пара ЦЗ.

Распространенная тема, что в среднем левши хуже играют правой ногой, чем правши — левой. Есть мнение, что это связано с особенностями развития мозга у левшей, из-за чего они хуже контролируют свою правую сторону, но каких-то серьезных исследований именно на такую взаимосвязь не видел, чтобы выдавать это за факт. Достаточно сложно найти объективные данные на тему разницы в развитии слабой ноги у правшей и левшей. Есть факт, что в среднем левши реже задействуют слабую ногу: например, левши только 15% ударов наносят с правой ноги, тогда как правши примерно 25% — с левой. Плюс более глобальная, но менее точная информация — рейтинги из базы ФМ (есть вопросы к тому, как эти оценки проставляются, но, тем не менее, порядок всегда одинаков, и это всегда человеческая оценка): и у правшей, и у левшей в распределении оценки игры слабой ногой одинаковая мода (тройка), но при этом у правшей распределение явно скошено в сторону более высоких оценок, тогда как у левшей наоборот — в сторону более низких.

У разных тренеров может быть разный подход к тому, кто им нужен на позиции ЛЦЗ в паре. Кто-то выше ценит левшей за счет того, что они (при хороших качествах на мяче) дадут шире диапазон в начале атаки, кто-то больше склонится к правше, потому что левши хуже слабой ногой идут в отбор и вообще перестраиваются, когда их обыгрывают в неестественную сторону. Единственной масштабной работе, которую видел на эту тему, уже четыре года (https://therangersreport.com/2017/07/10/statistical-trends-in-english-premier-league-center-back-pairings/). Там анализировалась разница между парами правша-правша и правша-левша в АПЛ с точки зрения соотношения ударов, которые допускаются с правой и левой зон, и было обнаружено, что никакой разницы нет (абсолютно одинаковая пропорция 56-44). Результат пары левша-левша, понятно, не значим, потому что регулярно такая связка не играла и возникала только в случае форс-мажора (всего 1348 минут в том сезоне играла пара ЛЛ).

Помимо очевидной возможной проблемы у испанцев с началом атаки (левши ЦЗ хуже правшей адаптированы к игре на неестественной стороне и хуже владеют слабой ногой, а если делать все касаний сильной, то будет значительно ограничен угол) возникает вторая, связанная с вступлением в отбор на слабой стороне: если оба в паре — левши, то связка наиболее уязвима к обыгрышам под слабую ногу. Из тех моментов, что всплывают в памяти по этому сезону, Торрес и особенно Лапорт достаточно уязвимы, когда их обыгрывают под правую сторону, или просто пытаются вступать в отбор правой ногой.