Зачем мы такие? | Альбина Галлямова – Telegram
Зачем мы такие? | Альбина Галлямова
6.9K subscribers
629 photos
49 videos
1 file
563 links
👩🏻‍🏫🐈 Здесь я просто и интересно рассказываю про human sciences и жизнь молодого учёного

Youtube: https://youtube.com/@Zachemmitakie

Бусти: https://boosty.to/zmt

Дзен: https://dzen.ru/zachemmt


Для связи пишите в сообщения каналу
Download Telegram
😎Меняется ли сексуальное желание у женщин чаще, чем у мужчин?

Считается, что у мужчин сексуальное желание стабильно и высоко, а у женщин — переменчиво и зависит от настроения, отношений и контекста. Эта идея лежит в основе популярной теории «эротической пластичности».

✍️Ученые решили проверить три гипотезы, связанные с этой теорией:

Действительно ли у женщин желание колеблется сильнее, чем у мужчин?

Правда ли, что настроение — например, стресс, усталость или радость — сильнее влияет на женское желание, чем на мужское?

Насколько верно распространённое мнение, что для женщин желание тесно связано с отношениями и чувствами к партнёру, тогда как у мужчин оно якобы существует само по себе, независимо от эмоций и близости?

💻Было проведено три исследования:

Первое исследование — более 1800 взрослых близнецов из Финляндии. Участники трижды проходили измерение уровня сексуального желания — в 2006, 2012/2013 и 2019 годах. То есть наблюдение растянулось примерно на 13 лет. Такой интервал позволил уловить крупные жизненные изменения: беременность, роды, смену партнёра, взросление и т. д.

Второе исследование — 115 гетеросексуальных пар в США. На протяжении недели им присылали короткие опросы шесть раз в день: «насколько ты сейчас хочешь своего партнёра?», а также вопросы о текущем настроении (счастье, стресс, усталость) и состоянии отношений (ощущение близости, злость на партнёра, удовлетворённость отношениями). Это наблюдение за повседневной динамикой — что происходит с желанием буквально изо дня в день.

Третье исследование — 255 взрослых из Австралии, часть из них состояла в отношениях, часть нет. Специальное приложение до четырёх раз в день задавал вопросы: «насколько ты сейчас вообще хочешь секса?» и «насколько ты чувствуешь себя привлекательным(ой), уставшим(шей), одиноким(ой), близким(ой) к партнёру?». Это позволило отделить общее сексуальное влечение как внутреннее состояние от желания, направленного на конкретного человека.


🐯Длинная дистанция (годы)

У женщин за 13 лет средний уровень желания колебался сильнее, чем у мужчин — речь именно о чистой вариативности (на сколько далеко человек уходит от своего типичного уровня со временем). При этом нестабильность (насколько резко меняется желание между соседними волнами) по полу не различалась. Эффект небольшой. Вероятное объяснение — в жизни женщин чаще происходят события (беременность, роды, менопауза, нагрузка по уходу), которые временно сдвигают желание.

🧡Короткие отрезки (часы, дни)

Значимых половых различий не нашли. Исследователи измеряли три аспекта краткосрочной динамики — чистую вариативность, нестабильность и инерцию (сходство сегодняшнего желания со вчерашним) — и по всем трём мужчины и женщины похожи. Когда смотришь на желание «здесь и сейчас», у всех оно «живое»: то хочется, то не хочется.

❤️Роль настроения и отношений

Настроение влияет на желание у всех: счастье, ощущение близости и удовлетворённость отношениями — повышает желание, а стресс и раздражение понижает. В выборке, где участвовали пары, у женщин сильнее «проседало» желание от усталости и злости на партнёра. Это не значит, что мужчины «безэмоциональны»: механизм общий, различается лишь сила реакции на отдельные негативные состояния. В выборке, где спрашивали не про конкретного партнёра, а про общее сексуальное желание, различий между мужчинами и женщинами не оказалось: на всех одинаково влияли те же факторы — когда человек чувствует себя привлекательным и близким к другим, желание растёт; когда устал, напряжён или одинок — снижается.

🐱Парная экосистема

Имеет значение не только твоё состояние, но и состояние партнёра. Если партнёр сейчас зол, вымотан или недоволен отношениями, твоё желание к нему снижается — симметрично для обоих полов.

🥷Средние уровни vs разброс

Мужчины в среднем сообщали о более высоком желании, но это про средние по группам, а не про правило «каждый мужчина всегда хочет больше». Распределения сильно перекрываются: немало женщин с устойчиво высоким либидо и немало мужчин с низким. В парной недельной выборке разница средних, кстати, и вовсе не достигла значимости.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2615136
Как люди узнают о науке и кто громче всех о ней говорит?

У нас с коллегами вышло большое международное исследование (в открытом доступе) о том, как люди по всему миру сталкиваются с научной информацией и как они обсуждают науку в повседневной жизни. Мы проанализировали ответы 71 922 человек из 68 стран на всех заселённых континентах (данные собирались с ноября 2022 г. по август 2023 г.).

Это один из самых широких срезов на данную тему за пределами «глобального Севера», с репрезентативными квотами по возрасту и полу.

Мы смотрели две вещи:

1.Где люди сталкиваются с научной информацией в повседневной жизни — в новостях, соцсетях, разговоре с друзьями, музеях, мессенджерах, сериалах и т.д.

2.Что люди делают дальше: готовы ли они вообще высказываться о научных темах, обсуждают ли это с другими, и выходят ли на публичные протесты вокруг науки (напр., вакцинация).

Основные выводы:

1️⃣Соцсети — главный источник научной информации почти во всём мире. В 53 из 68 стран люди чаще всего встречают упоминания науки именно в социальных платформах (Facebook*, YouTube, TikTok, Instagram* и т.д.), а не в классических медиа. Исключение — страны Северной и Центральной Европы, там классчические СМИ (газеты, ТВ, радио) всё ещё обгоняют соцсети как канал «научной повестки».

2️⃣Самый интенсивный контакт с наукой — в Южной/Юго-Восточной Азии и Африке.
Во многих странах этих регионов люди видят научный контент несколько раз в неделю.
Парадоксально, но жители богатых стран чаще говорят: «раз в месяц или реже».

3️⃣Слабый интернет ≠ отсутствие контакта с наукой. Где цифровизация ниже, люди чаще обращаются к музеям, научным центрам, публичным лекциям. Это значит, что низкая цифровизация не обнуляет контакт с научным знанием, просто канал более «физический».

4️⃣Как люди разговаривают про науку. В целом по миру люди уверенно заявляют: «я буду говорить, что думаю о науке, даже если другим не понравится». Наиболее активно о науке высказываются респонденты из ряда африканских стран (Кении, Уганды, Нигерии и др.), но на первом месте Бангладеш: там не только высокая готовность высказываться, но и реально частые обсуждения науки с друзьями, семьёй и коллегами, в мессенджерах и соцсетях — примерно на уровне «раз в месяц и чаще». В Японии, Южной Корее, Гонконге и на Тайване мы видим противоположный паттерн: люди заметно более сдержанны, реже говорят, что готовы спорить о науке публично, и реже вообще обсуждают научные темы. Вероятно, в данном случае культурная сдержанность играет роль.

5️⃣Парадокс образования. В странах с более низким средним уровнем формального образования люди в среднем… смелее и разговорчивее про научные темы. Они чаще уверены, что готовы публично отстаивать свою позицию о науке «несмотря ни на что», и чаще реально спорят про науку с другими. Это создаёт неприятный, но важный вывод: глобальную публичную повестку «что такое наука и что она нам говорит» во многом формируют не обязательно самые квалифицированные голоса, а те, у кого много уверенности. (слеза покатилась по щеке автора от такой базы)

6️⃣Протесты вокруг науки. Люди выходят на улицы по вопросам науки не только в либеральных демократиях. В Турции, Египте, Индонезии респонденты сообщают об участии в таких акциях «несколько раз в год», хотя публичная политика там формально более контролируема. При этом есть страны с высокой формальной свободой слова, где научные протесты редки (например, часть Северной Европы). Свобода выражения сама по себе не гарантирует «маршей за науку», и наоборот — при давлении люди иногда действуют активнее, особенно если цифровые каналы ограничены.

*принадлежат экстримистской организации Meta по мнению Минюста

👇👇👇
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
201185
🇷🇺Что же в России?

Россия попадает в меньшинство стран, где картина заметно иная.

🟢У российских респондентов традиционные медиа (ТВ/радио новости, онлайн-СМИ, печатные издания) обгоняют соцсети как источник информации о науке. (меня это лично немного поразило)

🟢Оффлайн-научпоп заметно слабее. Музеи, лектории и публичные научные мероприятия в России посещаются реже, чем в среднем по 68 странам. К сожалению, в России по сравнению с некоторыми другими странами с контролем за свободой слова ограничения на академическую свободу и на публичное распространение научного знания совпадают с тем, что люди реже включаются в подобные офлайн-форматы. Иначе говоря, публичная «наука в городе» — лекции, музейные форматы, просветительские пространства — менее доступна и менее посещаема.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
22101053
Вдруг среди моих подписчиков есть студенты социального факультета ВШЭ и кому интересна политическая психология.

Предлагаю взять как ВКР или магистерскую под моим руководством тему, чем отличаются сторонники статуса-кво и противники по России

У меня есть данные (мои руки сами никак не могут дойти до них - собраны еще в 2022 г.), где есть широкий набор по чертам личности, социальным верованиям, воспринимаемому благополучию и т.д.

Если вдруг тут есть человек, который еще не определился со своей работой на этот год, напишите мне ❤️

P.S. знаю, что поздно пишу, но вдруг… если что на будущий год тоже можно. Просто заранее договоримся
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4312941
Друзья, сегодня мы разыгрываем 2 билета на иммерсивное образовательное шоу «В поезде с Маяковским»!

Образовательное шоу пройдёт в Москве, уже 7 ноября в 20:00

Условия простые:
1️⃣ Подпишитесь на канал Альбины Галлямовой
2️⃣ Подпишитесь на лекторий Сарёнок
3️⃣ Нажмите «участвую» под постом

Двух победителей определим 2 ноября в 21:00!
7621
🎃Кто будет в нашем отряде авантюристов с Лизочком?

🎃🎃🎃🎃🎃
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
61231311
📖Высшее образование делает людей «более WEIRD»?

Вышел очень интересный препринт, посвящённый давнему вопросу: что именно делает людей более “странными” — в смысле WEIRD (Western, Educated, Industrialized, Rich, Democratic). Напомню, что эта аббревиатура была предложена как методологическое предупреждение: большая часть психологических исследований опирается на выборки из культур, которые представляют собой историческое исключение, а не норму человечества.

🤓Что сделали исследователи?

Авторы использовали данные нескольких волн World Values Survey по 95 странам (≈269 тысяч респондентов) и рассчитали культурную дистанцию между социальными группами: как далеко ценностный профиль каждой группы находится от профиля западных стран (США и ряда стран Европы). Затем они сравнили, какие факторы — образование, доход, субъективный статус — предсказывают это сближение.

🎃Основные результаты:

Главный вывод оказывается довольно контринтуитивным для тех, кто привык рассматривать экономическое положение как ключевой фактор модернизации: именно образование, а не доход и не субъективное ощущение более высокого статуса, связано с большей “WEIRD-ностью”. Люди с высшим образованием почти везде оказываются заметно ближе к западному ценностному паттерну, чем их соотечественники с низким образованием. Причём иногда разрыв внутри страны по “WEIRD-ности” между слоями населения сопоставим с разрывами между странами.

Показательный пример: если сравнить ценности россиян с низким уровнем образования и жителей США, то между ними наблюдается существенная культурная дистанция. Но россияне с высшим образованием оказываются почти столь же близки к американцам по ценностям, как, например, новозеландцы.

Речь не об «американизации» вкусов, а о сближении по целому набору ценностей, которые ассоциируются с западными обществами:

☑️более высокий индивидуализм

☑️большая терпимость к разным группам и стилям жизни

☑️более положительное отношение к равноправию мужчин и женщин

☑️более высокая поддержка прав человека, автономии, личного выбора


При этом образование меньше влияет на взгляды в области права, экономики и «общих норм». Это связано с тем, что эти установки формируются под давлением общего институционального контекста — налогов, судов, инфляции, правил — которые одинаковы для всех граждан, независимо от диплома. Кроме того, повседневные нормы вроде честности или отношения к коррупции поддерживаются социальным окружением — семьёй, работой, соседями (что называется воспринимаемая культура сообщества) — и потому слабо изменяются с получением образования.

Почему образование «выравнивает» ценности в сторону WEIRD?

1️⃣Институциональная социализация: современные системы образования во многих странах формировались под влиянием западных моделей и транслируют схожие нормы — автономию, универсализм, критическое мышление.

2️⃣Самоотбор: в высшее образование чаще идут люди с более высокими когнитивными способностями и изначально более индивидуалистическими установками, то есть уже ближе к этой ценностной модели.

3️⃣Доступ к глобальному контенту: владение языком, цифровые навыки и академическая грамотность открывают доступ к глобальным медиа, идеям и сетям общения, усиливая культурную конвергенцию.

✏️Для исследовательских практик это имеет прямое следствие.

Когда мы говорим, что “проверили эффект на выборке из нескольких стран”, но эта выборка состоит преимущественно из людей с высшим образованием, особенно из университетской среды, то мы фактически работаем не с кросс-культурной вариативностью, а с транслокальной субпопуляцией глобально схожей культурной матрицы. Это означает, что реальные межкультурные различия могут быть систематически недооценены.

Показательно, что похожая дискуссия была и вокруг международных сравнений когнитивных показателей: Линна упрекали в том, что он в Африке брал данные массовых, а не элитных образовательных учреждений. Его аргумент был простой: если цель — понять реальную структуру популяции, то именно обычная школа, а не университет даёт более точное представление о среднем уровне и вариативности.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
139888
Я решила написать подробный текст о формализованной рамке для анализа межкультурных отношений в современных обществах. Такой подход позволяет отказаться от поверхностных политических ярлыков и перейти к строгому структурному рассмотрению того, как общества организуют культурное многообразие.

В финальной части будет предложен набор диагностических индикаторов и воспроизводимая процедура «чтения контекста», которая помогает оценивать модели включения на практике и обсуждать культурные различия без идеологической поляризации — прозрачным, аналитическим и воспроизводимым образом.

❤️Читать или слушать можно теперь и на Tribute (работают зарубежные карты)

📖Читать или слушать на бусти

Спасибо за поддержку — благодаря ей я могу оставаться независимой и продолжать делать содержательный аналитический контент.🥰
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
316874