Но что всё таки делать с Африкой? Даже если оставить в стороне то, что альтернативные датасеты дают те же порядки величин, методологически проблема решается довольно просто. Стандартный приём в эконометрике — винсоризация: отрезать экстремальные значения, заменив самые низкие значения на минимум среди остальных стран (напр., 80 баллов IQ), и посмотреть, останутся ли связи с ВВП, образованием, коррупцией и прочими макропоказателями. Всё, что мы знаем про эти данные, говорит, что общие закономерности (напр., связь национальных когнитивных показателей с экономическим развитием и качеством институтов) в таких тестах устойчивости не меняются. То есть даже если «задрать» Африке оценки до нижней границы остального мира, привычные результаты анализа никуда не исчезнут.
Важно видеть ещё одну сторону. Вся эта история с «плохими» данными – не уникальна для странового уровня. В любом наборе данных с опросом внутри одной страны есть сегменты, где ответы хуже: малограмотные респонденты хуже понимают инструкции, пожилые хуже видят бланки и путаются, люди с очень низкой мотивацией чаще отвечают наугад. Это добавляет шум, иногда систематический. Но никто не предлагает на этом основании отменить вообще все опросы и тесты. Мы говорим: да, вот тут особая группа риска по качеству данных, нужно учитывать и по возможности компенсировать. Благо есть огромны арсенал статистических тестов и техник, чтобы работать с любыми неидеальными данными. Более того, при желании мы достаточно строго можем оценить насколько баллов наши оценки не точны.
Поэтому нет сомнения, что сам лозунг «у некоторых стран данные хуже, значит весь датасет залупа и тему надо закопать» это чистой воды манипуляция.
Вместо конструктивных советов типа «у вас такие-то проблемы с данными, но вот так можно лучше оценивать, а вот так проверять устойчивость выводов, вот какие индикаторы лучше использовать для бедных стран и т.д.» нам просто предлагают готовый политизированный пакет: «данные плохие/сфабрикованные, само исследование этой темы аморально, статьи надо отзывать, тему никогда не исследовать». При этом работы, в которых совершенно прямо говорится: давайте улучшать измерения когнитивного потенциала, уточнять методики в развивающихся странах, расширять тестовые программы, а не вводить неформальную цензуру, критиками просто игнорируются.
Нормальный ход науки: уточнять, пересчитывать, спорить о методах. Совсем другое — использовать различного рода наукообразное словоблудье как риторический молоток, которым выбивают само право заниматься темой: избирательно объявляют «мусорными» именно те данные, которые дают неудобные результаты для вполне определённых политических лозунгов.
Интересно, что ярлык «мусорная наука» в этих дискуссиях почти всегда относится не столько к методологической строгости, сколько к воспринимаемой аморальности выводов. Даже профессор Эрик Туркхаймер, известный своими открыто левыми взглядами и будучи одним из самых жёстких и непримиримых критиков Чарльза Мюррея, прежде всего говорит о моральном вреде его книги The Bell Curve, но при этом прямо признаёт: «Хотя я не согласен с её [The Bell Curve] выводами, я признаю, что она хорошо написана, тщательно проработана и убедительна. Я размышляю о ней уже тридцать лет» (см. также мой пост про моральное чтение).
В целом, у меня нет вопросов к тем, кто критикует или даже считает аморальными оценки национального IQ — их право, но только до той поры, покуда они не требуют отзывать опубликованные статьи и вводить на изучение какой-либо темы цензуру. В этот момент речь идёт уже о попытке задушить научное обсуждение, и таким инициативам нужно жёстко давать по зубам — публично, аргументированно и без скидок на их якобы «благие намерения».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Если вы чувствуете, что в работе хочется больше уверенности, актуальных инструментов и коллег рядом — возможно, это то место, где вам будет комфортно.
Здесь делятся тем, что может быть полезно каждому психологу:
Ну и куда же без психологических мемов
🎓 У АСП есть бесплатный мини-курс по введению в профессию
А здесь можно ознакомиться с грядущими курсами
Подписывайтесь - вдруг это как раз то, чего не хватало
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Свежая статья в PNAS сообщает довольно неудобные результаты: значительная часть риска быть убитым «путешествует» вместе с людьми и их культурными привычками.
Авторы берут американцев европейского происхождения в США и делают очень простой, но мощный трюк. Сначала они вычисляют, насколько «кровавым» был каждый штат в 1930-е гг.: сколько там убивали белых людей на 100 тыс. населения. Это даёт историческую карту насилия — ещё до массовой миграции и поздних социальных реформ. Затем они смотрят на свидетельства о смерти в трёх последующих периодах: 1959–61, 1979–91 и 2000–17 гг. Для каждого убитого видны штат рождения и штат проживания. И можно задать жёсткий вопрос: если человек родился в опасном штате, но живёт в другом, его риск быть убитым будет зависеть от того, где он живёт сейчас или от того, откуда он родом?
Ответ оказывается несимпатичным. Люди, рождённые в исторически «жёстких» штатах (типа Кентукки или Луизианы), даже после переезда в более благополучные регионы остаются в среднем заметно более уязвимыми к убийствам, чем их соседи, родившиеся в безопасных штатах вроде Висконсина.
Пример: в 1960-е гг. переехавшие южане в северные штаты погибали от убийств примерно в 3 раза чаще, чем местные жители того же возраста и пола. При этом между штатами рождения сохраняется около половины исходных различий по риску: грубо, если один штат когда-то был вдвое более «насильственным», его уроженцы и через несколько десятилетий имеют примерно в 1.5 раза больший риск быть убитыми, даже живя в другом месте.
Кто-то может возразить: а вдруг, просто уезжают самые маргинальные, бедные или малообразованные? Авторы перебирают и это по очереди. Они сравнивают людей одного возраста и пола в одном и том же округе, учитывают образование и доход, смотрят отдельно на тех, кто богаче и образованнее местных. Устойчивость эффекта чуть снижается, но не исчезает. Более того, он сильнее именно там, где образуются крупные «анклавы» уроженцев одного штата: когда рядом много «своих», привычный стиль поведения и нормы легче сохраняются.
Чтобы подойти к механизму, авторы проводят опрос белых американцев и спрашивают, где они выросли. Люди из исторически более опасных штатов чаще говорят, что видели насилие в детстве, сильнее уверены, что мир опасен, меньше доверяют полиции и больше полагаются на семью. Они чаще хранят оружие именно для самозащиты, выше оценивают утверждения из культуры чести вроде «настоящий мужчина не терпит неуважения» и чаще описывают себя как вспыльчивых. В экспериментальных виньетках они и их «типичные земляки» чаще выбирают ответ силой на оскорбление или толчок. Особенно ярко это видно у сельских жителей.
По мнению авторов, вся картина хорошо укладывается в идею о культуре чести как адаптивном ответе на среду с плохими институтами и высоким риском посягательств. Если государство не защищает, выгодно быть грозным, не прощать мелких оскорблений и опираться на репутацию семьи. Такая стратегия может реально снижать вероятность мелких нападений, но одновременно повышать риск смертельной эскалации и конфликтов с полицией. Когда люди с подобными установками переезжают в более безопасные места, привычная «боеготовность» уже не так нужна, но поведенческие шаблоны никуда не исчезают — и часть риска насилия продолжает ездить следом за ними.
Важно, что авторы не сводят всё к «плохим культурам» и не делают биологизирующих выводов. Это именно история про долгоживущие культурные адаптации к опасной среде, которые могут оставаться с людьми даже тогда, когда сама среда изменилась. Для политики безопасности это неприятное, но важное напоминание: география насилия — это не только карта мест, но и карта человеческих траекторий, семейных традиций и неформальных норм.
Для тех, кто внимательно смотрел наш с Лизочком выпуск — результаты предельно понятные и неудивительные.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Преступность: прирожденные убийцы (гость: Елизавета Комягинская) [Часть 1]
Почему одни люди снова и снова совершают преступления, а другие никогда не переступают черту закона? Можно ли в единой логике объяснить рецидивизм, жестокие убийства, карманные кражи и экономические махинации? Откуда возникает преступность: из бедности и…
3 30 11 8 4
Мне кажется, впервые была озвучена мысль о том, что критика «негуманного» эксперимента Милграма не имеет под собой адекватных обоснований, в том числе эмпирических
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3 выпуск 1 сезона
Эксперимент Хофлинга: почему авторитеты управляют нашими решениями — Подкаст «Опытный образец»
В середине 1960-х слово врача в больнице было абсолютным. Однажды ночью в нескольких госпиталях раздался звонок: голос, представившийся доктором, приказал медсестре дать пациенту препарат, которого не было в списках и который, судя по инструкции на б
5 21 10 9 6
Пару дней назад наконец-то вышел ролик на тему, почему ВИП - это очень плохая форма организации политического процесса.
Видео родилось, благодаря приглашению Арсентию Тропаревского (автора Telegram-канала Political Animals) и Константина Сальникова (автора Telegram-канала nonpartisan), на стрим, где мы критиковали ВИП с разных сторон.
Чтобы этот материал не растворился в потоке эфиров, я изначально оформила основные идеи в пост на свой Boosty, а затем, при поддержке анонимного пожертвования, этот текст лёг в основу данного видео.
Кто еще не видел, посмотрите, напишите, что думаете
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Разгромная критика всеобщего избирательного права
Одно из главных табу современной политики — критика всеобщего избирательного права. Любая попытка поставить под вопрос его эффективность автоматически воспринимается как нападение на демократию и свободу. Это видео аккуратно разделяет три разные вещи: либерализм…
8 29 15 6 5
Можно ли по-настоящему «прокачать характер» так, чтобы это было видно в том, как нас видят окружающие?
Пытаясь ответить на этот вопрос, учёные собрали 30 лонгитюдных исследований 2014–2024 гг. (всего 7719 человек), где людей измеряли по Большой пятёрке, спрашивали, хотят ли они меняться (стать менее тревожными, более организованными и т.п.) и затем месяцами или годами отслеживали реальные сдвиги. В этой литературе есть две линии.
При этом есть ограничения. Большинство выборок — молодые люди из западных стран; про пожилых, другие культуры и клинические группы мы почти ничего не знаем. Эффекты невелики и неоднородны: встречаются нулевые и даже обратные результаты, особенно когда людям дают размытые инструкции без понятных шагов. И пока неясно, как такие сдвиги черт в итоге скажутся на долгосрочных исходах вроде карьеры, здоровья или семейных траекторий.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Nature
A systematic review of volitional personality change research
Communications Psychology - Meta-analytic evidence finds interventions aimed at altering personality traits were successful in promoting change. A review of nonintervention studies, finds having...
Forwarded from Дмитрий Антипов / Психология
И реально ли вообще "начать всё с нуля"?
Разбираемся в этом вместе с Альбиной
https://youtu.be/W0FEY8t8aYY
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
YouTube
Новая жизнь: что прячется за желанием начать с чистого листа?
📌Все материалы по психологической самопомощи: https://boosty.to/dmitryantipov/posts/1ab56600-88aa-456a-90a7-df3f5649cf95?share=post_link
📌Разбор метаанализа про изменение черт личности: https://news.1rj.ru/str/zachemmt/1273
📌Ютуб-канал Альбины: https://www.youtub…
📌Разбор метаанализа про изменение черт личности: https://news.1rj.ru/str/zachemmt/1273
📌Ютуб-канал Альбины: https://www.youtub…
1 12 7 6 4
«Во-первых, со временем научным образом было доказано, что не существует отдельного гена интеллекта, который определял бы, насколько человек будет умен (при наличии соответствующего образования). За коэффициент интеллекта конкретного человека в большей или меньшей степени отвечают сотни генов. Каждый из них оказывает свое небольшое влияние на какой-то конкретный, специфичный процесс в головном мозге. Скажем, одни гены определяют качество тех или иных нейронных связей, другие — количество нейронов в разных отделах мозга, третьи — число связей между определенными нейронами и так далее. Таким образом, одни гены могут благоприятствовать развитию интеллекта своего носителя, а другие — уменьшать или нейтрализовать этот благоприятный эффект».
а) Общий объём и «планировка» мозга
Например, в исследовании UK Biobank (примерно 18 тыс. человек прошли МРТ и когнитивные тесты) видно, что люди с более высокой общей способностью к решению задач в среднем имеют немного больший мозг. Но дело не только в размере. У них лучше развиты так называемые ассоциативные зоны — участки лобной и теменной коры, поясная кора, части височных долей, а также таламус. Это те области, где «сшиваются» разные виды информации: сенсорная, речевая, абстрактная. То есть гены не «записывают» в мозг умение рассуждать про политику или математику. Они слегка меняют то, как именно развиваются и организуются эти области, через которые уже проходит сложное мышление.
б) «Качество проводки» — белое вещество
Те же данные показывают: у людей с более высоким интеллектом лучше состояние белого вещества — длинных нервных волокон, которые соединяют между собой разные участки мозга. Можно представить это как качество проводки в доме: если кабели толще и уложены аккуратнее, сигнал идёт быстрее и надёжнее. В более свежей работе делается ещё один шаг. Они смотрят на полигенный балл интеллекта (суммарный вклад множества генетических вариаций) и на микроструктуру этих волокон. Оказывается, более высокие полигенные баллы связаны с большей плотностью отростков нейронов (дендритов и аксонов) в нескольких ключевых ключевых проводящих путях мозга, например в верхнем продольном пучке, который соединяет лобные и теменные области. А эта плотность, в свою очередь, частично объясняет различия в показателях интеллекта. То есть буквально одни варианты ДНК чуть улучшают «проводку», другие — могут её ухудшать, и на выходе мы получаем небольшие, но стабильные различия в когнитивной эффективности.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
alpinabook.ru
Умнее всех? Как наш мозг думает и принимает решения — купить книгу Мануэля Мартин-Лоэчеса на сайте alpinabook.ru
Умнее всех? Как наш мозг думает и принимает решения, Автор Мануэль Мартин-Лоэчес в форматах fb2, txt, epub, pdf, mp3, аудио книга. Гарантируем низкие цены, доставка курьером и в пункты выдачи от 99 руб. Издательство Альпина Паблишер
в) Клеточный уровень — пирамидальные нейроны
Есть очень наглядный пример на уровне отдельных клеток. В одной работе использовали ткань коры головного мозга пациентов с эпилепсией, которым по медицинским показаниям удаляли небольшой участок мозга. До операции этим людям измеряли IQ, а потом исследовали их нейроны под микроскопом и в электрофизиологических экспериментах. Выяснилось, что у людей с более высоким IQ пирамидальные нейроны в коре крупнее, их дендриты более разветвлённые, а потенциал действия — более быстрый. Было показано, что такие клетки лучше справляются с потоком входящей информации: могут точнее и быстрее различать и обрабатывать сигналы (у этих же авторов есть большой обзор на эту тему, картинка к посту взята оттуда).
P.S. Другие примеры, каким образом гены отвечают за уровень наших когнитивных способностей можно посмотреть в моём ролике про психогенетику
Кроме того, здесь, возможно, даже важнее не столько вопрос наследуемости, сколько вопрос изменяемости: десятилетия педагогических исследований показывают, что дети очень рано «устраиваются» на определённом уровне учебных результатов и, как правило, там и остаются, почти независимо от типа школы, методик, политики и вмешательств. Похоже, у каждого есть свой когнитивный/академический «коридор возможностей», внутри которого образование может помочь приблизиться к верхней границе потенциала, но не способно массово и радикально перестроить саму структуру распределения способностей. На этом фоне устойчивые микроэффекты на уровне развития и работы мозга выглядят как биологические рамки, которые задают, какой мощности и эффективности нейронные сети вообще могут сформироваться; гены и связанные с ними процессы, по-видимому, довольно жёстко очерчивают пределы, внутри которых уже действует школа.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Славяне (Глеб)
Завтра в 17:00 по мск вместе с Альбиной Галлямовой поговорим о генетике, демографии и не только
ТГ
Twitch
YouTube
Ресурсы Альбины:
YouTube: https://www.youtube.com/ @Zachemmitakie
БУСТИ: boosty.to/zmt
TG: t.me/zachemmt
Дзен: dzen.ru/zachemmt
ТГ
Twitch
YouTube
Ресурсы Альбины:
YouTube: https://www.youtube.com/ @Zachemmitakie
БУСТИ: boosty.to/zmt
TG: t.me/zachemmt
Дзен: dzen.ru/zachemmt