Прочитал лекцию в "ГЭС-2", рассказывал об искусстве и неокибернетике. После лекции обсуждали с коллегами стратегии т.н. "кибернетического" авангарда 1950-60-х годов. Возникла любопытная гипотеза: Ницше и Фрейд – каждый, разумеется, по-своему – утверждали, что сознание есть всего лишь сновидение чудовищ. В планы кибернетиков того времени, среди которых были блестящие учёные, философы и художники, вовсе не входило плодить эти сновидения – для этого было достаточно художественного мэйнстрима, который продолжал жить сюрреализмом. Кибернетикам было интересно исследовать условия возможности этих сновидений, их материально воплощённые механизмы.
Вот почему они сделали ставку на моделирование мозга, который реализуется ниже уровня сознания. Все эти тупые "черепахи" Грэя Уолтера, мышь Клода Шеннона, безмозглые рисующие устройства и исследования роевого интеллекта, аукнувшиеся в 1990-е проектами в области Artificial Life – это все оттуда, из 1950-60-х. А сегодняшние разговоры о якобы грядущем обретении сознания ИИ и нейросетями – это просто разговоры гуманитариев, не обременённых знанием истории тренда. Суть ведь заключается не в том, чтобы смоделировать работу мозга (это была задача "большого" ИИ и она провалилась), а в том, чтобы реализовать его модели, работа которых основывается на рефлексах и тактильно-чувственном опыте. И кажется, в этом современные разработчики нейросетей преуспели.
Вот почему они сделали ставку на моделирование мозга, который реализуется ниже уровня сознания. Все эти тупые "черепахи" Грэя Уолтера, мышь Клода Шеннона, безмозглые рисующие устройства и исследования роевого интеллекта, аукнувшиеся в 1990-е проектами в области Artificial Life – это все оттуда, из 1950-60-х. А сегодняшние разговоры о якобы грядущем обретении сознания ИИ и нейросетями – это просто разговоры гуманитариев, не обременённых знанием истории тренда. Суть ведь заключается не в том, чтобы смоделировать работу мозга (это была задача "большого" ИИ и она провалилась), а в том, чтобы реализовать его модели, работа которых основывается на рефлексах и тактильно-чувственном опыте. И кажется, в этом современные разработчики нейросетей преуспели.
👍39❤19😱1
В аэропорту Мюнхена самолёт примёрз ко взлётной полосе. Рейс направлялся в Дубай на саммит по глобальному потеплению.
😁91🔥37👍9😱7❤4🏆2👏1🤔1
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". На этих литографиях Джозефа Маклиса (1851 г.) мы видим трупы красивых молодых людей. Справа – размеченный к вскрытию, слева – вскрытый, с подробным изображением внутренностей. Маклис был хорошим рисовальщиком и прославился своими работами, которые, как он писал, "имеют своей целью призыв к красоте". Для Маклиса чувство красоты совпадало с возможностью сделать что-либо видимым, непотаённым. То есть красивое для него – это не эффект изображения, не визуальное свойство, а выбор. Поэтому кроме рисования он и занимался медицинскими вскрытиями. Обнимаю вас этими трупами!
👍33❤14🎉6🔥5🥰2🤔2
Карел Свобода (Чехия). "Дефенестрация", 1844 г. Из коллекции Музея Праги. Дефенестрация — это чешская национальная традиция выбрасывания чиновника из окна. В истории Чехии дефенестрации осуществляются гражданами с XV века; последним выброшенным из окна чиновником был Ян Масарик, министр иностранных дел Чехословакии (10 марта 1948 года).
👍38❤15😁10👏6
Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила министерствам срочно найти способ увеличить производство курицы. Внимание властей РФ к этому вопросу усилилось в связи с резким подорожанием продукта. На фоне общественного недовольства и озабоченности чиновников удорожанием курицы участница феминистской панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова (* признана в РФ иноагентом) выступила с заявлением о том, что "курицу в пизду совала не она".
😁47🗿7👍5🔥2🙊2❤1
Моя еженедельная рубрика – для тех студентов и коллег, кто по каким-то причинам прошёл мимо. Документальный сериал "Дневники Энди Уорхола" (реж. Эндрю Росси, 2022 г.), в основе которого – впечатления художника о жизни, которые он надиктовывал своей ассистентке Пэт Хэкетт с 1976 по 1987 год. Технически сериал представляет собой микс реальных архивных съемок и постановочных кадров а ля документари, а также интервью с друзьями и коллегами Уорхола, снятые во время работы над фильмом. От ненависти к своей внешности до рокового покушения, от создания "Фабрики" до сотрудничества с Жан-Мишелем Баския – жизнь известного тролля, извращенца и мизантропа (всё, что мы любим!) как нельзя лучше раскрывает эпоху, в которой ему довелось творить.
Фильм можно посмотреть здесь (платформа vk):
- 1 серия здесь;
- 2 серия здесь;
- 3 серия здесь;
- 4 серия здесь;
- 5 серия здесь;
- 6 серия здесь;
Приятного вам просмотра!
Фильм можно посмотреть здесь (платформа vk):
- 1 серия здесь;
- 2 серия здесь;
- 3 серия здесь;
- 4 серия здесь;
- 5 серия здесь;
- 6 серия здесь;
Приятного вам просмотра!
❤42🔥9👍8
Просперо в "Буре" Шекспира говорит: "Мы созданы из вещества того же, что наши сны". Конечно же, он близок к истине. Но иногда мне кажется, что сны – всего лишь элементы этого вещества. А само вещество, из которого мы все созданы, настолько же прозрачно и открыто, насколько и недоступно нашему восприятию. Мы способны воспринимать только разрывы и завихрения этой среды. То, что в аэродинамике описывается понятием турбулентности. Сны, истории и акты нашего восприятия – вот, пожалуй, весь нехитрый набор тех “разрывов и завихрений” сплошной во времени среды, которые нам доступны. Но именно они и передают движение и тепло, распространяют горение, рассеивают звуковые волны и создают магнитные поля. И всё это – из однообразного и невидимого по сути вещества. Не это ли имел в виду Плотин, когда говорил о “невидимой красоте, наполняющей собой всё сущее”?
❤55👍6🔥5
Жюстин Купер (Австралия). "Спасенные наукой: Слоны на чердаке". Сайт-специфическая инсталляция из черепов слонов, которые художница нашла в подвалах Американского музея естественной истории (Манхэттен, Нью-Йорк, США) и переместила на чердак этого музея во время своего пребывания в художественной резиденции. Люблю такое!
🔥21👌6👍5😱4👀2
Новости науки. Японский стартап испытал космический двигатель на коровьем навозе. Двигатель проработал 10 секунд, испытание признали успешным.
🍾41😁14👍10🔥5
Смотрю кураторскую заявку «Музея одержимостей» (1974) Харальда Зеемана для Берлинской академии искусств. В ней Зееман приводит краткий список небольших Музеев первичных одержимостей (по типу небольших городских музеев), связанных с четырьмя стихиями:
- Огонь: документальные свидетельства о пироманьяках;
- Вода: необычные плавательные конструкции и водоискательство;
- Воздух: анонимные конструкторы летательных аппаратов;
- Земля: сексуальные одержимости (ритуальные мазохисты, садисты и трансвеститы, отсылки к Рихарду фон Крафту-Эбингу, Молиньеру);
Среди других «Музеев одержимостей» особенно понравилась история об одержимости коллекционера гильотин в Париже, который отрубил себе голову в годовщину казни Марии-Антуанетты при помощи «её» гильотины. Нам не хватает таких коллекционеров.
- Огонь: документальные свидетельства о пироманьяках;
- Вода: необычные плавательные конструкции и водоискательство;
- Воздух: анонимные конструкторы летательных аппаратов;
- Земля: сексуальные одержимости (ритуальные мазохисты, садисты и трансвеститы, отсылки к Рихарду фон Крафту-Эбингу, Молиньеру);
Среди других «Музеев одержимостей» особенно понравилась история об одержимости коллекционера гильотин в Париже, который отрубил себе голову в годовщину казни Марии-Антуанетты при помощи «её» гильотины. Нам не хватает таких коллекционеров.
❤39😁35👍11🥰5👏1👌1
Моя еженедельная рубрика – для тех студентов и коллег, кто по каким-то причинам прошёл мимо. Сегодня я порекомендую вам книгу, которая исключительно важна как для кураторов, так и художников. То есть для тех, кто работает с выставками как практиками и устройствами памяти. Книга выдающегося историка культуры Фрэнсис Амелии Йейтс "Искусство памяти" (бесплатная публикация здесь) посвящена техникам запечатления в памяти неких "образов" и "мест", а также технологиям формирования образов. Автор прослеживает историю памяти от древнегреческих и древнеримских трактатов, через средние века, где память обретает теологическую перспективу, до универсального языка Каббалы, проект которого был разработан Лейбницем в XVII века. Помимо этих тем Йейтс также затрагивает работы Раймунда Луллия и Джордано Бруно о памяти, и удивительные модели и устройства Театров памяти Джулио Камилло и Роберта Фладда, рассматривая их связь с "Божественной комедией" Данте и шекспировским театром.
❤38👍4🥰2
Forwarded from АРТГИД
Ушла из жизни пионер компьютерного и генеративного искусства Вера Мольнар
Она скончалась вчера, в возрасте 99 лет. Французская художница венгерского происхождения (родилась в 1924 году в Будапеште) начала экспериментировать с генеративным искусством и в 1960-х и пришла к использованию математических принципов и языков программирования Fortran и Basic для создания произведений рандомизированной геометрической абстракции.
Мольнар окончила Венгерский университет изобразительных искусств, в середине 1940-х годов обратилась к геометрическому искусству. Впоследствии она переехала в Париж, где и прожила оставшуюся жизнь. Мольнар была одним из основателей Groupe de Recherche d’Art Visuel (GRAV, «Группа по исследованию визуального искусства»), куда входили такие художники, как Франсуа Морелле, Хулио Ле Парк и Франциско Собрино, а также Art et Informatique («Искусство и информатика»). На своем компьютере в Сорбонне она начала создавать цифровое искусство, используя машинные алгоритмы.
Первая персональная выставка ее работ «Трансформации» прошла более пятидесяти лет назад в галерее Политехнического института центрального Лондона. С тех пор генеративные произведения Мольнар неоднократно выставлялись в галереях и крупнейших музеях. В 2010 году она участвовала в выставке “On Line: Drawing Through the Twentieth Century” («Онлайн: рисование в двадцатом веке») в МоМА. В 2015 году цюрихский Haus Konstruktiv организовал большую ретроспективу ее работ “(Un)Ordnung. (Dés)Ordre” («(Бес)Порядок»). В 2022 году произведения Мольнар были включены в основной проект Венецианской биеннале.
Она скончалась вчера, в возрасте 99 лет. Французская художница венгерского происхождения (родилась в 1924 году в Будапеште) начала экспериментировать с генеративным искусством и в 1960-х и пришла к использованию математических принципов и языков программирования Fortran и Basic для создания произведений рандомизированной геометрической абстракции.
Мольнар окончила Венгерский университет изобразительных искусств, в середине 1940-х годов обратилась к геометрическому искусству. Впоследствии она переехала в Париж, где и прожила оставшуюся жизнь. Мольнар была одним из основателей Groupe de Recherche d’Art Visuel (GRAV, «Группа по исследованию визуального искусства»), куда входили такие художники, как Франсуа Морелле, Хулио Ле Парк и Франциско Собрино, а также Art et Informatique («Искусство и информатика»). На своем компьютере в Сорбонне она начала создавать цифровое искусство, используя машинные алгоритмы.
Первая персональная выставка ее работ «Трансформации» прошла более пятидесяти лет назад в галерее Политехнического института центрального Лондона. С тех пор генеративные произведения Мольнар неоднократно выставлялись в галереях и крупнейших музеях. В 2010 году она участвовала в выставке “On Line: Drawing Through the Twentieth Century” («Онлайн: рисование в двадцатом веке») в МоМА. В 2015 году цюрихский Haus Konstruktiv организовал большую ретроспективу ее работ “(Un)Ordnung. (Dés)Ordre” («(Бес)Порядок»). В 2022 году произведения Мольнар были включены в основной проект Венецианской биеннале.
💔41❤15👍4🔥2🤔1😢1
В сети выясняют, кто автор легендарного слогана:
«Теперь в России три пути:
Веб-кам,
закладки
и IT»
Подумал, что технологическое искусство может сочетать все три!
«Теперь в России три пути:
Веб-кам,
закладки
и IT»
Подумал, что технологическое искусство может сочетать все три!
😁59❤18🍾17👍5