Bulatov Dmitry – Telegram
Bulatov Dmitry
9.52K subscribers
2.56K photos
36 videos
2 files
503 links
Общество, искусство, наука и технологии. Всё самое интересное происходит на границах. Инфо от художника, теоретика и куратора Дмитрия Булатова. Контакт: t.me/postbiology
Download Telegram
Моя еженедельная рубрика – для тех студентов и коллег, кто по каким-то причинам прошёл мимо. Сегодня я порекомендую вам книгу, которая исключительно важна как для кураторов, так и художников. То есть для тех, кто работает с выставками как практиками и устройствами памяти. Книга выдающегося историка культуры Фрэнсис Амелии Йейтс "Искусство памяти" (бесплатная публикация здесь) посвящена техникам запечатления в памяти неких "образов" и "мест", а также технологиям формирования образов. Автор прослеживает историю памяти от древнегреческих и древнеримских трактатов, через средние века, где память обретает теологическую перспективу, до универсального языка Каббалы, проект которого был разработан Лейбницем в XVII века. Помимо этих тем Йейтс также затрагивает работы Раймунда Луллия и Джордано Бруно о памяти, и удивительные модели и устройства Театров памяти Джулио Камилло и Роберта Фладда, рассматривая их связь с "Божественной комедией" Данте и шекспировским театром.
38👍4🥰2
Forwarded from АРТГИД
​​Ушла из жизни пионер компьютерного и генеративного искусства Вера Мольнар

Она скончалась вчера, в возрасте 99 лет. Французская художница венгерского происхождения (родилась в 1924 году в Будапеште) начала экспериментировать с генеративным искусством и в 1960-х и пришла к использованию математических принципов и языков программирования Fortran и Basic для создания произведений рандомизированной геометрической абстракции.

Мольнар окончила Венгерский университет изобразительных искусств, в середине 1940-х годов обратилась к геометрическому искусству. Впоследствии она переехала в Париж, где и прожила оставшуюся жизнь. Мольнар была одним из основателей Groupe de Recherche d’Art Visuel (GRAV, «Группа по исследованию визуального искусства»), куда входили такие художники, как Франсуа Морелле, Хулио Ле Парк и Франциско Собрино, а также Art et Informatique («Искусство и информатика»). На своем компьютере в Сорбонне она начала создавать цифровое искусство, используя машинные алгоритмы.

Первая персональная выставка ее работ «Трансформации» прошла более пятидесяти лет назад в галерее Политехнического института центрального Лондона. С тех пор генеративные произведения Мольнар неоднократно выставлялись в галереях и крупнейших музеях. В 2010 году она участвовала в выставке “On Line: Drawing Through the Twentieth Century” («Онлайн: рисование в двадцатом веке») в МоМА. В 2015 году цюрихский Haus Konstruktiv организовал большую ретроспективу ее работ “(Un)Ordnung. (Dés)Ordre” («(Бес)Порядок»). В 2022 году произведения Мольнар были включены в основной проект Венецианской биеннале.
💔4115👍4🔥2🤔1😢1
В сети выясняют, кто автор легендарного слогана:
«Теперь в России три пути:
Веб-кам,
закладки
и IT»
Подумал, что технологическое искусство может сочетать все три!
😁5918🍾17👍5
Ёршик-череп – современное переосмысление жанра vanitas в вашем туалете. В эфире была моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Обнимаю вас этим трупом!
👍40😁178🔥6🤬1💊1
Краснофлотец-затейник в женской роли. Из фотокниги о жизни, быте и боевой подготовке Краснознамённого Балтийского флота, 1934 г.
26🔥16😁10🥰6👍4
Встречайте новый новогодний мерч Екатеринбурга
66😁37👍14🔥12💩1
Рене Магритт, Марсель Дюшан, Макс Эрнст и Ман Рэй в Музее Стеделийк (Stedelijk Museum), 1966 г.
🔥55👍118🥰5👌2
Из воспоминаний Бориса Слуцкого об Алексее Кручёных:
Кручёных:
– Вот вышла книжка Ашукина "Живое слово". Там только два советских поэта использованы – я и Михалков. У меня взято слово "заумь“. У Михалкова афоризм: "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь". Правда, у меня получилось интереснее?
🔥40😁30👍81
Леонид Каминский, 1985
😁6922🔥9🤓3👏2👍1
👍4🔥31
☝️Понтюс Хюльтен в каталоге своей выставки "Машина, какой она видится в конце механической эры" (Музей MoMA, 1968–1969) даёт любопытное объяснение созданию знаменитой инсталляции Марселя Дюшана "Новобрачная, раздетая своими же холостяками, даже" (чаще именуемой "Большим стеклом"), над которой автор работал около десяти лет, так и оставив незавершенной, причём из принципиальных соображений. На странице 79 каталога выставки Хюльтен публикует первый эскиз "Большого стекла" (1912), изображающий эротическую сцену между новобрачной и холостяками. А рядом, на той же странице, размещает раздетую новобрачную – иллюстрацию начала XIX века из алхимического манускрипта философа Солидония. По Солидонию, для всех, влюблённых в науку, это волнующее, строгое и реалистическое изображение обесцвечивания сурьмы (полуметалл серебристого цвета с голубым оттенком, атомный номер 51) в ходе процесса разжижения и трансмутации (плавления и кристаллизации). Вот как звучит этот фрагмент трактата в изложении Эжена Канселье ("Алхимия"): "Как некая юная дева, оставляющая свои одеяния накануне брачной ночи, чтобы отдать супругу свою девственную наготу и пышность, так и камень отбрасывает один за одним свои удивительные цвета, чтобы сохранить только алую прозрачность своей восторженной плоти". По Хюльтену, инсталляция "Большое стекло" – это процесс конкретного алхимического делания, который разворачивается пред восхищённым взором автора. В этой инсталляции Дюшан предстаёт перед нами в качестве опытного труженика и изысканного агента Art&Science – не без доли припизди, разумеется. Как и положено художнику.

Фото:
1. Марсель Дюшан. Первый эскиз "Новобрачной", 1912 г.;
2. “Раздетая новобрачная” (ок.1800), акварель, их манускрипта философа Солидония. Из коллекции Исследовательского института Гетти, Лос-Анджелес;
3. “Новобрачная, раздетая своими же холостяками, даже” (“Большое стекло”) Марселя Дюшана в экспозиции Художественного музея Филадельфии, фото: Герман Ландсхоф, 1954 г.
17🤣5👌1
Шигеко Кубота. "Живопись вагиной", 1965 г. Перформанс, в котором художница прикрепила кисть с краской к промежности и на корточках двигалась по холсту. Это произведение часто рассматривают как феминистский ответ на "льющуюся технику" Джексона Поллока и "Антропометрии" Ива Кляйна. Идея перформанса была предложена Джорджем Мачюнасом, одним из основателей Fluxus, а девизом работы стало переформулированное кредо Декарта: "Я кровоточу, следовательно, я существую".
🔥268🍾5😁4
На фото выше – инсталляция Грегора Крпича и Симона Гмайнера “StellaVerde” (2023). Проект представляет собой экосистему, которая состоит из вертикального сада и аквариумов с растениями и рыбами, за которыми ухаживает пятипалый робот-паук (концепция “радикальной заботы”). Все агенты гибридной системы оснащены датчиками, данные с которых обрабатываются роботом. Робот осуществляет уход за живыми существами (полив, прополка, наполнение аквариума минеральными веществами и т.д.), и в случае добротного ухода получает возможность заряжаться электричеством. В своем проекте художники развивают идеи кибернетиков 1960-х годов по моделированию гибридных вычислительных систем. В своих знаменитых экспериментах Гордон Паск и Стаффорд Бир пытались использовать болотную экосистему вместо людей-менеджеров в реальном производстве – с тем, чтобы помочь гибридной среде (болото, люди, бизнес-процессы) найти конфигурацию коллективного равновесия. В проекте Крпича и Гмайнера система дополняется ещё одним типом нечеловеческих агентов – алгоритмами и заботливым робо-пауком, которые также помогают поиску равновесия экосистемы через сотрудничество её элементов. Искусство становится больше похожим на садоводство, чем на производство, и, как в садоводстве, урожай не будет полностью нам подконтролен.
32👍9🔥2😱1
То, что делает современную науку и современное искусство похожим между собой - это то, что ни к тому, ни к другому сегодня уже нельзя приобщиться посредством простого наблюдения. Этого уже недостаточно. Похоже, что в своих требованиях когнитивности Art&Science косвенным образом и на новом уровне воспроизводит условия нонспектакулярности. Ирония заключается в том, что если концептуалисты 1970-80-х работали с нонспектакулярностью как эстетическим феноменом, то для Art&Science это просто статистика: минимальная образованность аудитории способна открыть ей целые миры нового опыта.
334👌1🤡1
Постапокалипсис. Нечеловеческие агенты доедают последнего человека. Детская иллюстрация Роджера Дувуайна, 1964 г.
😁4427👍5😭4🔥2
Роман-утопия Ретифа де ла Бретонна "Южное открытие" (1781 г.) – одно из первых научно-фантастических произведений, которое изобилует прозрениями и детальными описаниями изобретений будущего. Герой этого романа при помощи летательного аппарата (комбинации вертолёта и парашюта) добирается до затерянного мира вблизи Южного полюса, где находит утопическое общество, построенное на принципах коммунизма (ну блять). Среди элементов научно-технического галлюциноза исследователи творчества Бретонна обнаружили: физику микромира, спутники, авиацию и её военное использование, межпланетные "снаряды", учение о микробах (в частности, бактериологическое оружие) и т.д. Кроме того, в своих работах Ретиф де ла Бретонн предвосхитил многие концепции, разработанные намного позднее: теорию "созидательной эволюции" А. Бергсона, идею "ноосферы" В. Вернадского и Тейяра де Шардена.

Фото: Луи Бине "Викторин отправляется в полет", 1781 г. Фронтиспис книги Бретонна "Южное открытие, произведенное летающим человеком, или Французский Дедал".
❤‍🔥22👍129🔥4🍾31
Самое раннее известное изображение Кита Ричардса из The Rolling Stones, XII век.
🔥84🤣55👍9😁63🗿1
Сообщают, что Всероссийский научно-исследовательский геологический институт (ВСЕГЕИ) сменил логотип на своем сайте. Аббревиатура ВСЕГЕИ исчезла, а вместо неё появилась надпись "Институт Карпинского". Возможно, всё из-за нового закона о запрете ЛГБТ-движения. ВСЕГЕИ всё, Сергеям приготовиться!
😁79🔥239🤡8🦄5😢4👏1