Bulatov Dmitry – Telegram
Bulatov Dmitry
9.49K subscribers
2.59K photos
38 videos
2 files
510 links
Общество, искусство, наука и технологии. Всё самое интересное происходит на границах. Инфо от художника, теоретика и куратора Дмитрия Булатова. Контакт: t.me/postbiology
Download Telegram
Археология медиа. Фото фемактивистки с линзой Френеля для увеличения изображения со старого телевизора.
👍30💅186🤓3
Мыслить демонами. Надо сказать, что наука накопила серьёзный опыт работы с амбивалентными агентами. Тут и взаимодействие с микробной жизнью (одновременно локальной и глобальной), с неорганической жизнью (“полуживые" сущности) и целый ворох парадоксов от физики. Все эти практики связаны с понятием “демонов” – мысленных экспериментов, удерживающих эти парадоксы. Например, демон Лапласа, демон Максвелла, да ещё в компании с полуживым котом Шрёдингера – несть им числа. И каждый из этих демонов является агентом интеллектуальной игры в той мере, в какой элементы окружающего являют собой сверхсложные системы – то есть, системы, которые постоянно меняются, причем так, что эти изменения всегда опережают наши знания о них. В искусстве – то же самое. Демоны Дюшана, Малевича, Бойса и Уорхолла – к их помощи мы обращаемся в силу неразрешимости тех или иных вопросов, благодаря решению которых может быть объяснено целое. Иными словами, “демон” – независимо от того, является ли он порождением науки или искусства – это возможность мыслить то, что в данный момент немыслимо. И одновременно – знак присутствия этого немыслимого в нашей жизни. Так что мыслить “демонами”, как мне кажется, самый подходящий метод взаимодействия с неизвестным. Неважно, является ли это неизвестное частью будущего или настоящего.
👍3323🔥13💋21🤔1👀1
Вниманию коллег в Калининграде! Приглашаю вас на лекцию «Зелёный шпионаж (или как природа дает нам технологии будущего)» нашего коллеги, биолога и исследователя Павла Федураева.

Будем говорить о том, как человек заимствует у природы эффективные решения, ищет способы оптимизации естественных процессов и использует природные технологии:
– молекулярная биология и генетические технологии: как мы используем гены для создания эффективных способов терапии?
– биотопливо: как растения помогают нам с энергией?
– искусственный фотосинтез, или можем ли сделать свет более эффективным?

Павел Федураев – биолог, кандидат биологических наук, и.о. руководителя Института медицины и наук о жизни БФУ им. И. Канта.

Иллюстрация: Грегор Крпич, Симон Гмайнер. StellaVerde, 2023 г. Экосистема, состоящая из вертикального сада и аквариумов с растениями и рыбами, за которыми ухаживает робот-паук.

31 июля (среда), 18:30
Калининград, Проспект Победы, 5А, ГМИИ ил А.С. Пушкина
Билеты: 150, 300 р.
20👍6🔥5
Deep media studies. Прочитал об исследованиях, связанных с изменением высоты женского голоса. Учёные обратили внимание на то, что в старых радиопостановках голоса женщин звучат выше, чем сегодня. Исследователи сравнили архивные записи женщин, говорящих в 1945 году с записями 90-х годов и пришли к выводу, что "средняя частота" снизилась на 23 Герца – с 229 Гц до 206 Гц. Это весьма ощутимая разница. Учёные проверили множество гипотез – от возраста и курения до приёма противозачаточных таблеток, которые могут изменить гормональный фон. Но самая убедительная версия состоит в том, что усилился авторитет женщин в обществе, что позволило им говорить более глубоким голосом.
66🔥23😁16🤝9👍4🤔3😱3
Немного японского космизма вам в ленту! Ота Тёу (Япония). "Девушки наблюдающие за звёздами", 1936 г. Из коллекции Национального музея современного искусства, Токио. К слову, изображённый на картине телескоп, – зарисовка первого настоящего телескопа-рефрактора, изготовленного в Японии в 1931 году. Сегодня он находится в постоянной экспозиции Национального музея науки в Уэно.
56🔥19🤗6🤩4🤔3👍2
Корнелия Паркер (UK). "Дорожки на пластинке, принадлежавшей Гитлеру (сюита «Щелкунчик»)", 1996 г. В своем продолжающемся проекте "Неприкасаемые предметы" Корнелия Паркер выбирает уцелевшие по сей день вещи, которые так или иначе связаны с важными историческими событиями или фигурами, – например, коллекцию пластинок Адольфа Гитлера. Пользуясь микрофотографией, которая обычно применяется для научных исследований, Паркер делает снимки с очень близкого расстояния, тем самым трансформируя предметы в абстракции.
🔥31👍94👏3💔3❤‍🔥2
Детская интерактивная игра "Безбожные кегли", 1932 г. Приложение к журналу "Мурзилка" №3.

Из описания игры: "Ведите счет между играющими: тот, кто сшиб фигурку священника, получает одно очко. Кто сшиб фигурку бога, получает два очка. Сшибают кегли играющие по очереди. Каждый бьёт один раз. Кто попадает в цель и сбивает фигурку, имеет право бить еще раз".
😁3325🔥13🤓5💔4🤨4👍2🤮2
Работа с миром природы – основная тема произведений американской художницы Нины Хачатурян. В своём проекте “Заштопанная паутина” Хачатурян в течение многих лет латает дыры в паутинах окрашенной крахмальной нитью. Неожиданное следствие её рукоделия – пауки по ночам пытаются убрать её “штопку” и заменить на свою. На следующий день художница снова вносит правки в совместную работу, и так далее. Этот проект хорошо иллюстрирует идею распределенного и ситуативного посредничества. От человеческого агента – к нечеловеческому и обратно, и так до бесконечности. Здесь всё время происходит перенаправление вектора действий.
58🔥12👾10😁6👎5🦄1
По идее художники должны очень радоваться всем этим трансляциям чемпионатов по футболу или олимпийских игр. Сейчас все смотрящие их искусствоведы и теоретики искусства окончательно отупеют, средний уровень интеллекта понизится, и художники будут чувствовать себя среди них как рыба в воде.
🤣4610💯8💅6👎3👍2😁2
Сегодня день рождения Марселя Дюшана – возможно, самого разрушительного и влиятельного из всех художников XX века. Несмотря на свою успешную карьеру, в конце 1920-х годов Дюшан практически отошел от искусства, став профессиональным шахматистом. Я обожаю такие метаморфозы – это говорит о способности продолжать процесс своего становления. Неважно, гусеница ли ты, превращающаяся в бабочку, или режиссёр, забросивший свой театр, и начавший водить людей в горы. Каждое из искусств, нащупывая пределы собственных выразительных средств, очерчивает границы их применимости. В поэзии – чем-то “внесловесным”, в визуальных и перформативных искусствах – тем, что выходит за пределы “видимого” и “присутствующего”. И тогда наступает момент, когда автору необходимо преодолеть собственные пределы, съев свой язык и забыв о предыдущем опыте. “Шахматы могут быть описаны как движение частей, поедающих друг друга” – говорил Дюшан. Мне кажется, что в каждой шахматной партии до конца своей жизни он воспроизводил эту модель преодоления собственной “персонологии”. В гетевском изречении она звучала бы так: “stirb und werde” – умри и обновись, прейди и будь.
89👍26🔥10👏4👌32💯2
Ни Хайфэн (Китай). "Автопортрет как часть истории экспорта фарфора", 2001 г. На автопортрете торс художника расписан узорами китайского фарфора XVIII века, которые были придуманы голландскими торговцами для продажи китайских фарфоровых изделий на европейском рынке. Слова на теле даны в стиле музейного этикетажа (или каталожных карточек) и отсылают к работе "репрезентативного аппарата" искусства, в основе которого лежит акт разделения. Это разделение реальности на людей и вещи, на знаки и способы их визуализации, на то, что вводится в поле зрения и исключается из него.
36🤔7👍4🔥3👏2😁1
Хорошая новость для всех поклонников мозгофагометагалактической тентаклевой философии. Наши дорогие коллеги из HylePress объявили, что книга Говарда Лавкрафта* "Избранные эссе: наука, философия, политика" уже появилась в московском и пермском "Пиотровских". А скоро её можно будет приобрести и в других независимых книжных магазинах этой юдоли лавкрафтовского ужаса.

* американский поэт и писатель, любитель осьминогов, чтение книг которого вызывает Ктулху.
❤‍🔥23👾7👍3👏31
Археология новых медиа. Успехи искусственного интеллекта: фонограф в роли застольного оратора. Журнал "Новое время", 1899 год.
27😁22👍8🔥4🤩2🙏1
Вниманию коллег в Калининграде! Напоминаю, что уже завтра состоится лекция "Зелёный шпионаж" нашего коллеги, биолога и исследователя Павла Федураева.

На встрече будем говорить о том, как человек заимствует у природы эффективные решения, ищет способы оптимизации естественных процессов и использует природные технологии. В качестве примеров затронем области молекулярной биологии, искусственного фотосинтеза и альтернативной энергетики.

Павел Федураев – биолог, к.б.н., руководитель Института медицины и наук о жизни БФУ им. И. Канта.

Фото: Ванесса Лоренцо. "Мари Мутаре", с 2020 г. Разработка биосовместимых протезов, основанных на технологиях очистки соединительной ткани донора от клеток с целью получения конструкции из естественного внеклеточного матрикса.

31 июля (среда), 18:30
Калининград, Проспект Победы, 5А, ГМИИ ил А.С. Пушкина
Билеты: 150, 300 р.
14👍6👏2🐳2💘1
"Псевдомнезия" – это ложные воспоминания о событиях, которые никогда не происходили, в отличие от памяти, которая просто неточна. Объединяя свои представления об абстрактном искусстве 1940-х годов с возможностями ИИ, немецкий художник Борис Элдагсен пишет свою собственную историю современного искусства, которой никогда не было и которую никто не фотографировал.
42🔥11👍7👏1
Фреска в аббатстве Пленкуро (фр.) XII века изображает Адама и Еву в Эдемском саду, возле Древа Познания, которое имеет вид гигантского мухомора, психоактивного гриба. Теренс Маккенна предположил, что запретный плод был отсылкой к психотропным растениям и грибам, в частности к псилоцибиновым грибам, которые, по его теории, сыграли центральную роль в эволюции человеческого мозга. Ранее, в подвергшейся резкой критике книге "Священный гриб и крест" (1970 г.), известный археолог Джон М. Аллегро выдвинул концепцию о том, что в библейской истории в качестве запретного плода фигурировал гриб.
48🔥24❤‍🔥13😁8👍2
В моей воображаемой истории искусств имя канадского художника Джона Фэйра занимает особое место. Рядом с именами Шварцкоглера и Флэнагана, которые положили на алтарь искусства не только свою жизнь, но и собственную смерть. Только в случае Фэйра эта смерть была мученической и технологически опосредованной. Короче – всё, как мы любим. Согласно преданию (а многие относятся к этой истории именно как к вымышленной – прим. Д.Б.), в 1964 году Джон Фэйр совместно с инженером-кибернетиком Голани Гжерват построил роботизированный операционный стол, который контролировался компьютером и производил ампутации. При этом компьютер каждый раз функционировал по-разному, благодаря встроенному генератору случайных чисел. Всего с 1964 по 1968 год было проведено шесть технохирургических перформансов, в результате которых Джон Фэйр подвергся последовательной ампутации трех пальцев рук, восьми пальцев ног, правой руки в целом, одного глаза и обеих тестикул. Последний перформанс Фэйра завершился ампутацией его головы. Детально эта история была описана в нескольких источниках, например в “The Insect Trust Gazette” в 1968 году и в журнале, выпущенном группой The Coil в 1987 году. Мне об этиих перформансах поведал легендарный канадский художник Иштван Кантор (aka Monty Cantsin) на одной из наших встреч в Торонто. На вопрос, не является ли эта история выдумкой, Кантор ответил, что Авром Исаак, основатель галереи Isaacs Gallery в Торонто (где, как утверждается, прошло несколько перформансов Фэйра), всячески отрицает свою причастность к этим событиям.

P.S. Эта романтическая история оказала влияние на создателей видеоклипа “Счастье в рабстве” (Happiness In Slavery), который в 1992 году снял Джон Рейсс для индастриал рок-группы “Nine Inch Nails”. Клип сразу же запретили к показу на всех ТВ каналах (его можно найти в сети). Однако не стоит смотреть это видео, если вам не исполнилось 18 лет. А о том, как художники чествуют Джона Фэйра, можно прочитать в репортаже с коллективной выставки "Последнее произведение Джона Фэйра", опубликованном в журнале Frieze.
🔥17😱113🕊3🦄3👏2👍1
Кафе и ресторанам в РФ запретили бесплатно наливать гостям алкоголь. Они больше не будут подавать бесплатную водку или лимончелло в качестве комплимента. Трагедия! До сих пор вспоминаю, как в Перми после монтажа выставки "Новое состояние живого" в Музее PERMM мы ходили с художниками в "Пельменную №2". Поскольку среди коллег я был единственным олдскулом, который пил водку (все художники были образцом благочестия, молились, постились и слушали радио "Радонеж"), все добровольно отдавали мне водку, принесенную им официантами в качестве комплимента. В итоге после всех этих шотов с водкой я выползал из-за стола, впечатлённый любовью, и уже одним своим видом доказывал, что куратор — это вовсе не царь природы, а её ошибка. Где те благословенные времена?!
😁107🔥2320❤‍🔥10😭8👍4🙏2👏1🥴1👀1
Вниманию художников, кураторов и исследователей технологического искусства! На протяжении нескольких лет наши коллеги героически разрабатывают базу данных МИР, посвященную междисциплинарному искусству России. Этот ресурс объединяет информацию о проектах в области цифрового искусства, саунд-арта, Art&Science и других экспериментов, объединяющих искусство, технологии и науку.

🟡 Узнать больше о проекте здесь: https://miropendatabase.ru/
🟡 Таймлайн и поиск событий: https://mir.eusp.org/
🟡 Инструкция по работе с ресурсом: https://clck.ru/3C54BY

🔶Задача этой базы данных - сделать видимым процесс развития гибридных видов искусства в России, независимо от того, считаем ли мы отдельные его элементы значимыми сегодня или нет. Цель - способствовать преемственности и осмыслению накопленного опыта. Телеграмм проекта - здесь.
43🔥9👍7