В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье я выкладываю здесь произведения искусства с анатомическим или патологоанатомическим сюжетом. На фото – работа фламандского художника Джеймса Энсора "Меланхоличные торговки рыбой" (1892). На этой картине мы видим женщин, чьи лица застыли в усталости и апатии от изнурительной, однообразной жизни. И только трупы в окне – родителей? супругов? детей? – милостиво обещают покой.
Джеймс Энсор оставил глубокий след в истории искусства. Ни одного официального ученика – и десятки последователей. На пике активности, в конце 1880-х – начале 1890-х годов, он предвосхитил появление экспрессионизма и сюрреализма. Прожив до 1949 года, Энсор стал "отцом авангарда" родом из XIX века. Мало кто из его современников был столь же радикален – за это его и любим. Обнимаю вас этими трупами в окне!
Джеймс Энсор оставил глубокий след в истории искусства. Ни одного официального ученика – и десятки последователей. На пике активности, в конце 1880-х – начале 1890-х годов, он предвосхитил появление экспрессионизма и сюрреализма. Прожив до 1949 года, Энсор стал "отцом авангарда" родом из XIX века. Мало кто из его современников был столь же радикален – за это его и любим. Обнимаю вас этими трупами в окне!
❤78👍36🌚7👌3🤣3💔2
Социальные сети переполнены позитивом и надеждами по поводу завершившихся сегодня российско-американских переговоров в Эр-Рияде. В связи с этим вспомнил Секретный кабинет (Gabinetto Segreto, XVIII в.) в Археологическом музее Неаполя – старейший в мире музей эротического искусства. В нём представлены преимущественно находки из Помпей и Геркуланума. Насладитесь!
😁91❤34👍24🔥8😢4🍌4💘3🙈1
Художник Михаил Куни был учеником Шагала и Фалька, членом УНОВИС и при этом одним из немногих оппонентов Малевича, супрематизма и беспредметного искусства в витебский период Малевича. Специализировался на психологических опытах, идеомоторной телепатии, быстром счёте и других разделах ментализма. По воспоминаниям очевидцев "свои выступления Куни проводил в стремительном темпе, в зале всегда царила веселая, праздничная атмосфера".
На фото: Михаил Куни. Шаблон афиши выступления, 1950 г.
На фото: Михаил Куни. Шаблон афиши выступления, 1950 г.
😁101🍓38❤18👏10🔥9👍6🥰3👌1
Думаю, что в школах современного искусства, наряду с изучением технологий (IT, робототехники и биомедицины), надо ввести курс инфернологии. В рамках этого курса студенты рассматривали бы концепции Ада и их влияние на формирование парадигмы современного искусства. Помимо любимых мной иезуитов (и их роли в становлении медиа-арта) было бы нелишним обратиться и к отечественным источникам. Например, к философии Бердяева, который всматривался в образы Ада через избыток причинения добра: “Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром”. Опасности причинения добра – плодотворная тема для искусства. Сегодня эти опасности сходны по форме в техногенных воздействиях и биоэтике, в социальной и генной инженерии, в чудесах робототехники и информационной экспансии. И вообще, России с её адским прошлым и не менее плодотворным настоящим здесь есть что предложить миру. Главное – это не упускать возможностей.
❤68👍27🔥13❤🔥11💯5👏3
В эфире – клуб любителей бесплатных интересных книг! Перечитываем и пересматриваем антологию великого и ужасного Яна Шванкмайера "Осязание и воображение: Введение в тактильное искусство" (Bloomsbury Publishing, 2014). Он написал эту книгу, когда временно перестал снимать кино после многократных случаев цензуры со стороны чехословацкого правительства.
Книга включает множество произведений тактильного искусства, а также размышления о тактильном восприятии в работах Гийома Аполлинера, Марселя Дюшана, Мерет Оппенгейм, Ай-О, Вали Экспорт и Филиппо Томмазо Маринетти.
Книга в PDF – здесь или здесь
Б-Е-С-П-Л-А-Т-Н-О!
Книга включает множество произведений тактильного искусства, а также размышления о тактильном восприятии в работах Гийома Аполлинера, Марселя Дюшана, Мерет Оппенгейм, Ай-О, Вали Экспорт и Филиппо Томмазо Маринетти.
Книга в PDF – здесь или здесь
Б-Е-С-П-Л-А-Т-Н-О!
❤63🔥18❤🔥14👍11🙏2
Художник, музыкант, боксёр и дерматолог Карл Дёманн входил в состав берлинского клуба Дада, возглавляемого Хюльсенбеком и Хаусманом. В дадаистских брошюрах Дёманн публиковал экзальтированные стихи под псевдонимом “Daimonides” и аккомпанировал на дада-концертах. Себя Дёманн именовал “экстремистом-дерматологом” – подрабатывая в области дерматологии, много скитался по городам Европы и вёл экзотический образ жизни. Обожал сочетать несочетаемое. Именно Карлу Дёманну приписывается изобретение “чесс-боксинга” – симбиоза шахмат и бокса, когда поединок состоит из цикла 2-3-минутных встреч за шахматной доской и 2-минутных боксерских схваток. По воспоминаниям Кристиана Шада, Дюшан был в восторге от этой идеи и на одном из таких поединков был избит Дёманном до потери сознания.
🔥62😁39❤11👍8🤩5🙏4
Сегодня я получил письмо от старого друга, прекрасного художника и профессора искусств Университета Голдсмитс. Он написал, что поводом к письму было то, что к ним на факультет прилетела студенческая заявка из Москвы. Буквально - A tiny glimmer of light of reconnection through creative bridges ("Маленький луч надежды на воссоединение через творческие мосты").
И тут меня пробило. Ибо я действительно верю, что когда наносное схлынет, именно искусство будет первым залечивать раны. Так всегда было и так будет вновь. Мы же помним, что "курировать" - означает "заботиться" и "лечить". И ещё я выразил надежду на то, что эта заявка не была откровенно тупой. Иначе ему / ей незачем учиться у такого замечательного художника.
И тут меня пробило. Ибо я действительно верю, что когда наносное схлынет, именно искусство будет первым залечивать раны. Так всегда было и так будет вновь. Мы же помним, что "курировать" - означает "заботиться" и "лечить". И ещё я выразил надежду на то, что эта заявка не была откровенно тупой. Иначе ему / ей незачем учиться у такого замечательного художника.
❤204🔥34🕊24😍16👍7🤡2
26 февраля в 16:30 прочитаю лекцию, посвящённую Art&Science в Доме учёных в городе Дубна. Буду говорить о том, как художники сотрудничают с учёными, какими темами и проблемами живет это направление и какими могли бы быть последствия преодоления искусством и наукой собственных границ.
Для меня будет честью рассказывать о современном искусстве в легендарном месте, которое помнит выступления Беллы Ахмадулиной, Андрея Тарковского, Зиновия Гердта, Альфреда Шнитке и многих других выдающихся представителей искусства и культуры.
Когда: 26 фев (ср), 16:30
Где: Лекторий Дома учёных,
ул. Жолио-Кюри, 6
г. Дубна, Московская обл.
Для меня будет честью рассказывать о современном искусстве в легендарном месте, которое помнит выступления Беллы Ахмадулиной, Андрея Тарковского, Зиновия Гердта, Альфреда Шнитке и многих других выдающихся представителей искусства и культуры.
Когда: 26 фев (ср), 16:30
Где: Лекторий Дома учёных,
ул. Жолио-Кюри, 6
г. Дубна, Московская обл.
❤58🔥36👏11👍7