Координация профанации – Telegram
Координация профанации
4.95K subscribers
2.37K photos
48 videos
217 files
1.16K links
Нелицеприятно и невзирая на лица - о госинформатизации, цифровой трансформации и профанах.
Практически "Короли и капуста" - только с уклоном в госИТ

Вопросы, критику, инсайды отправляйте в
ТГ: @CynicAdmin, @ExEx_IT

Рекламы на канале нет и не будет
Download Telegram
Рубрика "Циничный Сбершит"
Циникс решил с помощью опубликованного ранее булшит-генератора прокомментировать инцидент с утечкой данных из Сбербанка. Вот что получилось.

Коллеги, диджитализация бизнес-процессов несет в себе риски компрометации конфиденциальных волатильных активов.
В то же время, экспоненциальный рост Big Data повышает вероятность несанкционированной кастомизации цифровых следов граждан.
Соответственно, контекст цифровой трансформации обостряет проблему универсальной коммодитизации опасных экспериментов.
Вместе с тем, парадигма цифровой экономики не оставляет шанса для синергетического эффекта непроверенных гипотез.
Следовательно, совокупность сквозных технологий заставляет искать варианты нормативного регулирования внезапных открытий.
С другой стороны, программа прорывных исследований расширяет горизонты практического применения знаний и компетенций.
Однако, ускорение блокчейн-транзакций открывает новые возможности для бюджетного финансирования непроверенных гипотез.
Тем не менее, прагматичный подход к цифровым платформам выдвигает новые требования дальнейшего углубления государственно-частных партнерств.
Рубрика "Циничная индексация"
А помните историю с конкурсом на разработку методики НИРЦЭ (Национальный индекс развития цифровой экономики)? Циникс писал об этом конкурсе в начале августа (активные ссылки Циниксу давать лениво - кому интересно, можно поискать по названию рубрики или аббревиатуре НИРЦЭ).
Там еще в конце августа случился неожиданный апдейт победителя - когда выигравшая конкурс АНО "НИСИПП" вдруг не обеспечила соблюдение формальных требований 44-ФЗ и была признана уклонившейся от заключения госконтракта (см. посты в рубрике 22-23 августа), и контракт отдали второму призеру - Российскому университету кооперации (РУК). Циникс тогда же выдвинул гипотезу, что, на самом деле, вся ситуация является хитрым планом, и в реальности разработкой методики НИРЦЭ все равно будут заниматься люди из НИСИПП - потому что они уже и так целый год этой самой методикой занимались в связке с Советом по развитию ЦЭ при Совете Федерации.
И вот 2 октября публикуется новость на сайте Аналитического центра при Правительстве РФ - "Аналитический центр участвует в разработке Национального индекса развития цифровой экономики". А в тексте новости - ба! знакомые лица:
«У региона должны быть стратегия цифровизации и понимание, какие проекты необходимо внедрять, какая от этого будет бюджетная эффективность. Отдельно нужно посмотреть, какие лучшие практики используются, какие сервисы регион инициирует и как это меняет жизнь населения», - рассказала вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Анна Никитченко. Анализировать данные будет ИТ-система, прототип которой уже разработан.
То есть, НИСИПП, как и предполагал Циникс, никуда из этого проекта не делся, а просто уступил место РУКу, который, скорее всего, работает официальной "ширмой" процентов за 10 от стоимости контракта. А реальными исполнителями являются НИСИПП и АЦ.
И это еще не все новости про НИРЦЭ. Скоро Циникс еще опубликует интересное - stay tuned!
Рубрика «Циничная индексация»
Циникс, в принципе, не собирался возвращаться к достаточно скучной и бюрократизированной теме НИРЦЭ.
Но внезапно публикация в уважаемом D-Russia.Ru расцветила всю историю новыми красками. Причем, самое интересное отыскалось не в тексте (хотя, текст, как всегда, хорош), а под ссылкой на письмо, разосланное из Минкомсвязи в региональные правительства (Циникс прикладывает это письмо следующим постом).
Цитата из письма:
В рамках реализации мероприятия федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по подготовке системы показателей Национального индекса развития цифровой экономики Российской Федерации Минкомсвязь России с целью сбора соответствующей информации направляет анкеты для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и субъектов среднего и крупного предпринимательства, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации (юридические лица, отчитывающиеся по форме № П - 3 Росстата ) ( далее – организации и предприятия).
Просим обеспечить доведение указанных анкет не менее чем до 400 предприятий и организаций с указанием срока отправки ими заполненных анкет – 3 октября 2019 г. (среднее время заполнения анкеты 10 - 15 минут) .

На первый взгляд, всё солидно. Министерство реализует мероприятие из нацпрограммы, министерству нужна информация, министерство рассылает запрос с настоятельной просьбой организовать сбор нужной информации по регионам.
Вот только в письме не упоминается, что реализация мероприятия происходит в рамках государственного контракта, по которому официальный исполнитель контракта (Российский университет кооперации – РУК) должен получить за свои труды 11+ млн рублей. Правда, как уже не раз писал Циникс (в последний раз – ровно постом выше), львиная доля контрактных денег отойдет двум АНО – НИСИПП и АЦ при Правительстве РФ.
И сбор информации в регионах является одной из работ, которую должен выполнить подрядчик. Вот цитата из ТЗ к госконтракту по НИРЦЭ:
Должно быть проведено исследование результатов развития цифровой экономики в субъектах Российской Федерации, включающее:
сбор и анализ информации об использовании цифровых технологий (ИКТ) населением и в бизнесе, развитии электронного правительства, кадрах цифровой экономики, рынках программного обеспечения, цифрового оборудования и устройств, деятельности сектора цифровой экономики, отраслевой цифровизации;
формирование сводного индекса цифрового развития регионов на основе измерения основных параметров развития цифровой экономики

Совершенно очевидно, что собрать необходимые данные для анализа по всем 85 регионам РФ в течение месяца (и это очень оптимистичный срок – контракт заключен 02.09.2019 и должен быть выполнен до 15.10.2019) обычной коммерческой структуре (и даже Аналитическому центру при Правительстве) нереально – особенно, учитывая требуемые размеры выборок по каждому региону.
Именно поэтому к сбору данных кто-то сообразительный решил подключить министерство, являющееся заказчиком работ. Вот только как использование административного ресурса для помощи коммерческому исполнителю согласуется с практикой реализации госконтрактов, Циниксу не совсем понятно. Точнее, совсем непонятно – Циникс ох… недоумевает.
На самом деле, собрать такой объем данных за полторы-две недели, оставшиеся на выполнение этих работ, не получится даже с помощью «добрых волшебников» из Минкомсвязи и того рационализаторского подхода к опросу, который изложен в письме (об этом ниже).
Поэтому Циниксу очень интересно было бы посмотреть на отчетные материалы по контракту, когда (и если) контракт будет исполнен и закрыт.
<Продолжение будет>
mksletter.pdf
3 MB
Рубрика «Циничная индексация»
Вот письмо, ссылка на которое есть в публикации D-Russia.Ru.
Что об этом письме думает Циникс, написано ниже
Рубрика «Циничная индексация»
Больше всего в истории с министерской помощью заказчику, исполняющему министерский контракт, Циникса потрясло приложение к министерскому письму. Те, кто не поленится открыть письмо из предыдущего поста и дойти в нем до 9-ой страницы, Циникса поймут. Приложение к письму представляет собой переведенную в формат PDF исходно Эксельную таблицу для опроса. Причем, этот перевод проделан крайне небрежно – Циникс постеснялся бы даже в рабочей переписке отправлять своим корреспондентам файл с таким уродским (и это очень вежливое определение!) форматированием. А здесь – приложение к письму за подписью федерального замминистра. Разрывы таблицы в произвольных местах, пустые поля посредине страниц, часть таблиц представлена в редактируемом формате (позволяющем, по крайней мере, скопипастить текст в нормальную таблицу для заполнения), а часть – просто картинками…
Анкета для предприятий/организаций (которых для опроса министерство просит набрать в каждом регионе до 400 штук) занимает 3,5 страницы. Еще 5,5 страниц занимает анкета для органов власти субъекта РФ, состоящая из 8 таблиц. Причем, министерство шлет в субъекты файл PDF с уродским форматированием, а в ответ хочет получить нормально заполненную таблицу в электронном виде. Почему нельзя было создать шаблон такой таблицы и разместить его на сайте министерства (так регулярно делает Минфин, когда собирает данные с ведомств и организаций), а в письме дать ссылку на этот шаблон? Циникс снова недоумевает.
<Продолжение еще будет>
Рубрика «Циничная индексация»
И вот теперь вишенка на торте!
Те, кто не поленился открыть и начать изучать текст приложения к письму, наверняка, обратили внимание на «улучшизм», с помощью которого организаторы опроса надеются ускорить весь процесс – заполнять данные предприятиям и организациям в регионах (хорошо еще, что не органам власти субъектов!) предлагается с помощью Web-форм – конкретно, в Google-формах. Ссылка на форму для заполнения приведена во вступительном тексте на 9-ой странице приложения к министерскому письму.
Правда, если пойти по ссылке, то попадешь на страницу, где размещено объявление о том, что форма для заполнения расположена по новому адресу – на этот раз, в Яндекс.Формах. Видимо, до кого-то в министерстве, отвечающем среди прочих тем и за импортозамещение, все-таки дошло (правда, уже после отправки письма – но лучше позже, чем никогда), что устраивать опрос при помощи западного инструментария как-то не очень правильно.
Первоначально дедлайном для завершения опроса было указано 4 октября 2019. В последний раз, когда Циникс заходил на страничку Google-формы по ссылке из письма, там уже было добавлено уточнение, что опрос продлен до 9 октября. Очевидно, к 4 октября ответы на опрос прислало очень мало организаций (если вообще кто-то озаботился дать такие ответы). До 9 октября число ответивших на опрос если и увеличится, то крайне незначительно. А контракт, тем не менее, должен быть закрыт до 15 октября.
Циникс еще раз повторит: очень хочется увидеть результаты расчета НИРЦЭ в соответствии с методикой (и методику неплохо было бы почитать) и на базе проведенного «опроса» (кавычки не случайны).
Но Циникс реалист – поэтому знает, что контракт будет успешно заершен, а про индекс НИРЦЭ выпустят просто пресс-релиз.
Картинки из Google-форм и Яндекс.Форм ниже. Желающие могут их увидеть живьем (и даже поотвечать на опрос) по ссылке, которая есть в письме
⬇️⬇️⬇️
Рубрика "Циничный опрос"
Число читателей канала достигло красивой цифры 300 (хотя, завтра, наверняка уже будет меньше), и по этому поводу Циниксу нужно что-то срочно предпринять.
Нет, длинного поста-простыни с благодарностями соседним каналам, помогавшим становлению, расширению, углублению и крепчанию циниксового маразма канала здесь не будет (хотя, Циникс помнит каждый репост своих нетленок и искренне благодарен каждому перепостившему - тем более, что всех их можно пересчитать по пальцам одной руки). Вместо этого Циникс решил устроить небольшой опрос - естественно, как все у Циникса, циничный.
Предмет опроса (он будет размещен следующим постом) - не пора ли создать при канале дискуссионный клуб? Ну, то есть, Телеграм-группу для циничных (а каких же еще?) обсуждений по темам госинформатизации, цифротрансформации, инфраструктуризации, киберадминистрации и поиска альтернативных ответов на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого.
Циникс (сейчас серьезно) осознает главный минус такого дискуссионного клуба - его участники должны будут раскрывать свое инкогнито, вписываясь в группу. Для тех, у кого ТГ-ники абстрактные, это не составляет никакой проблемы, но те, кто заводил ТГ-аккаунты на свои реальные имена, скорее всего, в группу не пойдут. Между тем, среди подписчиков канала достаточно много серьезных специалистов в госИТ (и технарей, и менеджеров, и топов), и их участие в обсуждениях горячих тем могло бы быть весьма полезным. Как привлечь таких людей к обсуждениям, не нарушая их приватности, Циникс пока не знает, но думает над возможными вариантами.
Сам Циникс тоже пока не готов раскрывать свое инкогнито (хотя, процентов для 10 подписчиков канала персона Циникса не представляет загадки), и для участия в группе ему придется создать "цифрового двойника".
Тем не менее, поэкспериментировать с группой-клубом лично Циниксу было бы интересно.
Попробуем? Опрос сейчас будет сделан
Нужно ли создать при канале "Координация профанации" группу-клуб для обсуждений по тематике канала?
Anonymous Poll
48%
Да, конечно! Давно пора
25%
Нет, ни в коем случае! Толку не будет
28%
Только в закрытом формате - с членством по инвайтам (если такое технически реализуемо)
Рубрика "Циничные госзакупки"
Канал "Госзатраты" (это канал одноименного проекта, созданного НП "Информационная культура" Ивана Бегтина) опубликовал новость, которая никак не обрадует аналитиков, регулярно мониторящих госзакупки. Аналитики проекта обнаружили в ЕИС госзакупок 9 контрактов на развитие Единого портала госуслуг (ЕПГУ), заключенных Минкомсвязью с "Ростелекомом", как с единственным исполнителем (ЕИ). Подробности и ссылки на информацию о госконтрактах на сайте проекта "Госзатраты" (clearspending.ru) в посте ниже.
В том, что Минкомсвязи безальтернативно заключило контракты с "Ростелекомом" как с ЕИ, нет ничего экстраординарного - по этому поводу регулярно выпускаются специальные постановления Правительства РФ, предоставляющие "Ростелекому" статус ЕИ для Минкомсвязи по целому ряду направлений (ЕПГУ, инфраструктура электронного правительства) на очередные 1-2 года.
Неприятная новость в том, что указанные контракты были заключены без опубликования в ЕИС госзакупок соответствующих извещений о закупках. Такое право появилось у госзаказчиков с 31.07.2019, когда начали действовать поправки, внесенные в 44-ФЗ "праздничным" (от 01.05.2019) законом № 71-ФЗ.
И если раньше именно мониторинг извещений о закупках служил стартовой точкой для анализа (в перечне извещений присутствуют закупки как в доконтрактной стадии, так и стадий исполнения/завершения контракта), то теперь контракты, заключаемые с ЕИ, в перечень извещений о закупках не попадают - их приходится искать сразу в перечне заключенных госконтрактов.
Как говорится, О - Открытость...
⬇️⬇️⬇️
Forwarded from Госзатраты
Минкомсвязи заключило девять контрактов на выполнение работ по развитию функционала федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» («Госуслуги»). Цена контрактов варьируется от 464 до 61 млн рублей. Общая сумма составила 1,84 млрд рублей.

Исполнителем по всем девяти контрактам выступит ПАО «Ростелеком». Закупки проводились у единственного поставщика. Работы будут проводить в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» в 2019–2020 гг.

К каждому из контрактов прилагается подробное техзадание. Предмет самого крупного договора — на 464 млн. рублей — развитие системы в целях создания единого окна цифровой обратной связи. Работы включают в себя несколько этапов: системное, техническое и рабочее проектирование и ввод системы в действие.

Контракт на 292 млн рублей предполагает развитие мобильного приложения «Госуслуги», реализацию возможности создания в ЕСИА личного кабинета организации и функционала обмена электронными документами и другие направления.

Полный список контрактов со ссылками на их карточки на сайте «Госзатраты»:

1) 464,2 млн: http://amp.gs/AuMd
2) 292,5 млн: http://amp.gs/AuMr
3) 259,8 млн: http://amp.gs/AuMA
4) 224 млн: http://amp.gs/AuMs
5) 210,6 млн: http://amp.gs/AuMD
6) 165,7 млн: http://amp.gs/AuMJ
7) 94,4 млн: http://amp.gs/AuM0
8) 67,9 млн: http://amp.gs/AuMK
9) 61,2 млн: http://amp.gs/AuM3
Рубрика "Циничные госзакупки"
В дополнение к информации проекта (и канала) "Госзатраты".
Циникс, используя свои доморощеные инструменты, поискал еще немного в ЕИС госзакупок и обнаружил в общей сложности 15 госконтрактов, которые были заключены Минкомсвязью с "Ростелекомом" как с единственным исполнителем в конце сентября 2019 без публикации извещений о закупках. В дополнение к 9-ти контрактам на развитие функциональности ЕПГУ в список попали контракты на развитие других систем из состава инфраструктуры электронного правительства - СМЭВ, ЕСИА, ЕСНСИ, а также большой (более 4 млрд рублей) контракт на подключение объектов ФГУП "РТРС" (это один из целой серии "подключательных" контрактов в рамках федпроекта "Информационная инфраструктура" нацпрограммы ЦЭ).
Координация профанации pinned «Нужно ли создать при канале "Координация профанации" группу-клуб для обсуждений по тематике канала?»
Рубрика "Циничные госзакупки"
Продолжает развиваться история с большой закупкой из бюджета "Цифровой экономики" (НМЦК - 335 млн рублей) по теме статистических измерений ЦЭ. Как и предсказывал Циникс (хотя, здесь совсем не нужно было быть семи пядей во лбу), победитель конкурса (какая-то дворовая контора "Финконсалт"), уронивший цену контракта до 74 млн, вполне ожидаемо слился. В ЕИС закупок опубликован протокол признания победителя закупки уклонившимся от заключения госконтракта.
Право заключения контракта отдано участнику, занявшему 2-ое место - НИУ ВШЭ, цена заключаемого контракта 200 млн рублей.
Циникс до сих пор в недоумении - что это было? Такое впечатление, что кто-то (внешний нарушитель - в данном случае, в лице "Финконсалта", но они, скорее всего, были просто "подставой") тестировал конкурсную методику Минкомсвязи на предмет "пробиваемости" демпингом по цене при отсутствии достаточных ресурсов по остальным критериям оценки (например, по квалификационным требованиям). Соотношение критериев оценки 60/40 (где 60 - доля цены контракта в суммарной оценке) весьма опасно - как показал пример прошедшего конкурса, можно выигрывать, получая вообще 0 по критериям квалификации.
Минкомсвязи (и не только ему - подобные формулы определения победителя используются многими ФОИВами) нужно серьезно задуматься над внесением изменений в свою конкурсную методику. В противном случае, подобные "мусорные победители" начнут появляться все чаще и чаще. И далеко не все из них будут отказываться от заключения госконтрактов.
Со всеми вытекающими...
Рубрика "Циничное уточнение"
Коллеги из уважаемого канала "Майский указ" опубликовали не наделавшее много шума своим выходом ПП РФ от 30.09.2019 № 1270 (хотя, конечно, те, кому было нужно, это постановление очень ждали и выходу его несказанно обрадовались).
Если говорить простым человеческим языком, смысл нового ПП РФ заключается в том, что закупки 2019 года, имеющие отношение к нацпроектам, можно теперь объявлять до 15 ноября 2019.
Коллеги-журналисты трактуют этот факт, как беспрецедентное решение Правительства, направленное на борьбу с лихорадочными закупками, объявляемыми в последние дни календарного года. На самом деле, это не ужесточение, а серьезное послабление - все ответственные участники нацпроектов получили в свое распоряжение дополнительные 1,5 месяца на заключение контрактов по бюджетам 2019 года.
Дело в том, что уже второй год действует ПП 1496 от 09.12.2017, которое устанавливает дедлайн для объявления крупных госзакупок не на конец года, а на 30 сентября. Таким образом, "шлагбаум" Казначейства на использование бюджетных средств в закупках уже полторы недели как опущен для большинства участников закупок (ну, кроме тех, кто знает правильные приемчики). И вот по состоянию на 30 сентября очень многие крупные закупщики таки и не успели объявить значительную часть больших закупок, в том числе, относящихся и к нацпроектам.
Индивидуальные способы обхода "шлагбаума" известны - это выпуск персонализированных под закупщиков распоряжений Правительства, разрешающих осуществлять закупки и после 30 сентября (как правило, до 1 декабря).
Выход нового ПП, вносящего изменения как раз в "шлагбаумное" ПП 1496, фактически сдвинул дедлайн на 1,5 месяца ближе к концу года для массовой аудитории - хотя, только по закупкам для нацпроектов. Но и это хорошо - потому что у многих ведомств зависли как раз именно такие закупки. Сейчас начнется карнавал закупок! Будет очень интересно.

И еще небольшое уточнение к посту коллег. ПП 1270 уже неделю как опубликовано на портале pravo.gov.ru. Хотя, ходить туда за текстом теперь совсем не обязательно - все 3 страницы висят в посте у "Майского указа".
⬇️⬇️⬇️
Forwarded from Майский указ
⚡️Беспрецедентное решение Правительства: федеральным органам исполнительной власти запретили расходовать деньги, выделенные на мероприятия Майского указа после 15 ноября 2019 года.

Дмитрий Медведев пытается навести порядок в вопросе абсолютно бесконтрольного расходования бюджетных средств «под конец года», когда министерства и ведомства по привычке выставляют на конкурсы/аукционы лоты со сроками исполнения или поставки «3-5 рабочих дней», разбрасывая неизрасходованные остатки доведённых бюджетных лимитов между подконтрольными структурами.

Однако теперь ответственным исполнителям федеральных проектов запрещено принимать бюджетные обязательства после 15 ноября, даже если мероприятие обеспечено источниками финансирования.

Решение премьера безусловно заслуживает однозначной поддержки. Практика госзаказа в последних числах календарного года — одна из самых порочных в российской бюджетной системе. Исключение допускается лишь в ограниченном числе случаев: во исполнение поручения Президента; если контракт заключается вместо расторгнутого; если документы на подписание уже направлены исполнителям до 15 ноября.

Постановление Правительства, которое пока не опубликовано, доказывает нашу правоту: работа над Майским указом Президента по сути является самым масштабным за последние 20 лет экспериментом по изменению системы государственного управления на всех уровнях власти. Включая процессы использования бюджетных средств.

Ждём взрывного всплеска госзакупок. И сожалеем, что Правительством до сих пор не поддержана ещё одна инициатива @maydecree — обязать ФОИВы и субъекты Федерации в обязательном порядке идентифицировать госзакупки, осуществляемые в рамках нацпроектов.
Еще одно уточнение к посту "Майского указа" - к последнему абзацу про обязательную идентификацию закупок, относящихся к нацпроектам.
Все такие закупки однозначно идентифицируются в коде бюджетной классификации (КБК), указываемом в информации о закупке. Символы в позициях 11-12 как раз и указывают на нацпроект (позиция 11 - буква) и федпроект в составе нацпроекта (позиция 12 - сначала цифры 1..9, потом буквы, если федпроектов в нацпроекте больше 9).
Вот как на картинке - в КБК "D6" в позициях 11-12 указывает на федпроект "Цифровое госуправление" в нацпрограмме "Цифровая экономика"
05.10.2018_02-05-11_71918.pdf
3.4 MB
Вот про кодировку нацпроектов и федпроектов, если кого интересуют подробности - письмо Минфина от 2018 года. Это письмо есть где-то на сайте Минфина, но Циниксу тупо лениво искать ссылку туда - письмо взято из личной базы знаний Циникса
Коллеги из "Майского указа" @maydecree, всегда рад помочь. Обращайтесь, если потребуется что-то уточнить в части нацпрограммы "Цифровая экономика" (это мой профиль интересов). Вы знаете, где меня найти в онлайне
⬇️⬇️⬇️