От аварий на казахстанских ТЭЦ в разгар холодов до планов по строительству мега-проектов по производству "зеленого" водорода, от затишья в отечественной геологоразведке на фоне коррупционных скандалов при раздаче лицензий до отсутствия реальной диверсификации маршрутов доставки нефти – таковы реалии энергетического сектора страны. Подобные "качели" - результат отсутствия четкой стратегии по энергетике, которая бы ставила конкретные задачи перед отраслью, заявил в эксклюзивном интервью inbusiness.kz эксперт Абзал Нарымбетов.
- Г-н Нарымбетов, прежде чем обсуждать вопрос ЧС в Экибастузе из-за аварии на ТЭЦ, хочу все-таки начать разговор с планов, а именно с проекта "зеленого" водорода, о котором месяц назад дружно сообщили все казахстанские СМИ. В интервью нашему порталу эксперт в сфере энергетики Асет Наурызбаев положительно высказался о проекте "зеленого" водорода, подчеркнув, что за этим будущее. Он отметил, что это лучше, чем вкладывать финансы в реанимацию старых, уже исчерпавших свой физический и моральный ресурс, построенных еще в годы СССР ТЭЦ, работающих на дешевом угле. Каково ваше мнение на этот счет?
- Тут много линий, которые следовало бы обсудить. Во-первых, проекта по "зеленому" водороду еще нет даже не бумаге, пока мы только на этапе обсуждений, хотя многие СМИ в нашей республике протрубили о нем как уже о решенном вопросе. На мой взгляд, тут было больше пиара, чем реальности, где желаемое выдавалось за уже свершившийся факт. Хотя при этом в информации от инвесторов упоминалось, что решение будет принято в 2026 году, а непосредственно строительство может начаться не ранее 2030 года.
Я был на встрече с представителем той самой зарубежной компании, которая собирается открыть на западе Казахстана предприятие по производству водорода стоимостью в 50 миллиардов долларов США. И у нас, казахстанских экспертов, было много вопросов, на которые мы от него не получили ответа. На фоне громкого пиара в стороне остались технические детали и моменты, которые позволили бы понять, насколько Казахстан, да и сами инвесторы, готовы к такого рода мегапроектам и расходам.
- Что ж, поясните, что это за технические детали, которые остались в стороне?
- Их несколько, и я назову те, что лежат на поверхности, не вникая в дальнейшие технические сложности. Первый момент - это вода, которая нужна для производства водорода. А речь идет о вододефицитном Мангистау, который получает воду из Волги по уже давно устаревшему трубопроводу. Со строительством завода по производству 2 миллионов тонн водорода потребность в воде возрастет как минимум на 30 процентов. Рассчитывать на опреснение каспийской воды, используя не менее старый МАЭК, тоже не стоит. Для этого тоже потребуются инвестиции.
Второй момент - экологический. Помимо завода по производству водорода рядом планируется строительство ветряной фермы с применением турбин. Но Мангистау - это место остановки перелетных птиц. Из опыта других стран известны случаи, когда воздушные потоки от турбин затягивают пролетающих мимо птиц, в результате чего они гибнут. Поэтому важно учесть такой момент: установка турбин не должна быть на пути птичьего перелета.
И третий технический момент - прежде чем строить любой завод, тем более стоимостью в 50 миллиардов долларов США, предварительно следует определиться с рынком сбыта будущей продукции. Напомню еще раз, что мощность будущего производства - 2 миллиона тонн водорода. Это огромный объем, который рассчитан на большое количество потребителей.
Поэтому потребуется инфраструктура, по которой мы сможем поставлять потенциальным покупателям этот "зеленый" товар.
Например, когда начали разработку месторождения Кашаган, инвесторы знали, что рынком сбыта добываемой здесь нефти будут европейские страны. Для этого и был задуман и впоследствии построен трубопровод КТК через территорию России.
- Г-н Нарымбетов, прежде чем обсуждать вопрос ЧС в Экибастузе из-за аварии на ТЭЦ, хочу все-таки начать разговор с планов, а именно с проекта "зеленого" водорода, о котором месяц назад дружно сообщили все казахстанские СМИ. В интервью нашему порталу эксперт в сфере энергетики Асет Наурызбаев положительно высказался о проекте "зеленого" водорода, подчеркнув, что за этим будущее. Он отметил, что это лучше, чем вкладывать финансы в реанимацию старых, уже исчерпавших свой физический и моральный ресурс, построенных еще в годы СССР ТЭЦ, работающих на дешевом угле. Каково ваше мнение на этот счет?
- Тут много линий, которые следовало бы обсудить. Во-первых, проекта по "зеленому" водороду еще нет даже не бумаге, пока мы только на этапе обсуждений, хотя многие СМИ в нашей республике протрубили о нем как уже о решенном вопросе. На мой взгляд, тут было больше пиара, чем реальности, где желаемое выдавалось за уже свершившийся факт. Хотя при этом в информации от инвесторов упоминалось, что решение будет принято в 2026 году, а непосредственно строительство может начаться не ранее 2030 года.
Я был на встрече с представителем той самой зарубежной компании, которая собирается открыть на западе Казахстана предприятие по производству водорода стоимостью в 50 миллиардов долларов США. И у нас, казахстанских экспертов, было много вопросов, на которые мы от него не получили ответа. На фоне громкого пиара в стороне остались технические детали и моменты, которые позволили бы понять, насколько Казахстан, да и сами инвесторы, готовы к такого рода мегапроектам и расходам.
- Что ж, поясните, что это за технические детали, которые остались в стороне?
- Их несколько, и я назову те, что лежат на поверхности, не вникая в дальнейшие технические сложности. Первый момент - это вода, которая нужна для производства водорода. А речь идет о вододефицитном Мангистау, который получает воду из Волги по уже давно устаревшему трубопроводу. Со строительством завода по производству 2 миллионов тонн водорода потребность в воде возрастет как минимум на 30 процентов. Рассчитывать на опреснение каспийской воды, используя не менее старый МАЭК, тоже не стоит. Для этого тоже потребуются инвестиции.
Второй момент - экологический. Помимо завода по производству водорода рядом планируется строительство ветряной фермы с применением турбин. Но Мангистау - это место остановки перелетных птиц. Из опыта других стран известны случаи, когда воздушные потоки от турбин затягивают пролетающих мимо птиц, в результате чего они гибнут. Поэтому важно учесть такой момент: установка турбин не должна быть на пути птичьего перелета.
И третий технический момент - прежде чем строить любой завод, тем более стоимостью в 50 миллиардов долларов США, предварительно следует определиться с рынком сбыта будущей продукции. Напомню еще раз, что мощность будущего производства - 2 миллиона тонн водорода. Это огромный объем, который рассчитан на большое количество потребителей.
Поэтому потребуется инфраструктура, по которой мы сможем поставлять потенциальным покупателям этот "зеленый" товар.
Например, когда начали разработку месторождения Кашаган, инвесторы знали, что рынком сбыта добываемой здесь нефти будут европейские страны. Для этого и был задуман и впоследствии построен трубопровод КТК через территорию России.
inbusiness.kz
Пока "зеленая" энергетика у нас в ауте – эксперт
По этой причине, по мнению инженера-нефтяника с 15-летним стажем Абзала Нарымбетова, в Казахстане все еще получают тепло с ТЭЦ, работающих на дешевом местном угле.
Продолжение…
Если даже предположить, что мы сможем поставлять водород на соседний с нами огромный рынок Китая, то тут же встанет вопрос о строительстве трубопровода длиной более 8 тысяч километров с запада на восток Казахстана. Словом, будь то Европа или Китай в качестве рынков сбыта, без сомнения, встанет вопрос о водородопроводе, а это - дополнительные расходы к заявленным 50 миллиардам долларов США.
- Возвращаясь к интервью с Асетом Наурызбаевым: он в частности отметил, что водород можно будет поставлять на быстрорастущий рынок Турции, а также можно использовать уже построенную инфраструктуру в рамках Северного потока.
- Нет, тут речь идет о строительстве абсолютно новой инфраструктуры по доставке водорода на европейский рынок. Даже если взять во внимание уже имеющийся нефтепровод "Дружба", то он старый и не подойдет под водород.
- А что если производимый водород использовать внутри Казахстана для отопления и электричества жилья и предприятий? И тогда нет необходимости строить водородопроводы! Ведь в Европе такие проекты уже опробованы.
- Если вести речь о Казахстане, то и тут, в любом случае, встанет тот же самый вопрос. У нас нет соответствующей инфраструктуры, чтобы поставлять водород до потребителей, учитывая нашу территорию и наши расстояния. Мы сможем использовать минимум лишь 1 процент от того объема, который обещают тут производить. Два миллиона тонн - это огромная цифра.
Во-вторых, у нас до сих пор встает вопрос по цене за энергию от уже построенных здесь ветряных и солнечных станций. Все завозимое оборудование - зарубежное, и инвесторам невыгодно его завозить, если тариф за "зеленую" энергию устанавливается в тенге, да еще с оглядкой на социальный момент. Проекты ВИЭ - это "долгие" проекты, которые могут окупить себя минимум лет через десять, тогда как инвесторы хотят получить отдачу через пять лет.
Даже аукционы по продаже энергии от ВИЭ не спасли ситуацию, потому что часть стоимости "зеленой" энергетики должно закрывать государство. Встает другой вопрос: как долго и сколько оно может брать на себя финансовую поддержку энергии от ВИЭ?
И еще один немаловажный момент. Не всегда у нас солнечные дни, особенно на севере республики. И не всегда - ветренные. Поэтому нужны аккумуляторы-хранилища для сохранения переменной энергии. А это также относится к теме создания соответствующей инфраструктуры, на которую нужны дополнительные инвестиции. Так что пока "зеленая" энергетика у нас в ауте, и поэтому до сих пор мы получаем тепло с ТЭЦ, работающих на местном дешевом угле. Уже имеющиеся у нас солнечные станции построены, чтобы показать, что мы что-то делаем в рамках Парижского соглашения.
Что касается Европы и ее опыта, то там аналогичные производства небольшой мощности и водород используется для заправки автобусов и носит больше имиджево-социальный характер. Не надо скидывать со счетов и тот факт, что в Европе другие расстояния и другие условия - там уже есть соответствующая инфраструктура.
Хотя справедливости ради следует отметить, что у нас большой потенциал для развития ветроэнергетики, особенно в районе Джунгарских ворот. С китайской стороны можно увидеть много ветряков, а с нашей - практически ничего. Почему? Китай быстро адаптировал свою инфраструктуру под ветростанции, а мы - нет.
И, резюмируя все вышесказанное, хочу сказать, что проект "зеленого" водорода очень сырой. Он недоработан. Сначала надо проработать вопрос с рынком сбыта, затем решить вопрос с созданием инфраструктуры, а только потом - строить "зеленые" производства.
Если даже предположить, что мы сможем поставлять водород на соседний с нами огромный рынок Китая, то тут же встанет вопрос о строительстве трубопровода длиной более 8 тысяч километров с запада на восток Казахстана. Словом, будь то Европа или Китай в качестве рынков сбыта, без сомнения, встанет вопрос о водородопроводе, а это - дополнительные расходы к заявленным 50 миллиардам долларов США.
- Возвращаясь к интервью с Асетом Наурызбаевым: он в частности отметил, что водород можно будет поставлять на быстрорастущий рынок Турции, а также можно использовать уже построенную инфраструктуру в рамках Северного потока.
- Нет, тут речь идет о строительстве абсолютно новой инфраструктуры по доставке водорода на европейский рынок. Даже если взять во внимание уже имеющийся нефтепровод "Дружба", то он старый и не подойдет под водород.
- А что если производимый водород использовать внутри Казахстана для отопления и электричества жилья и предприятий? И тогда нет необходимости строить водородопроводы! Ведь в Европе такие проекты уже опробованы.
- Если вести речь о Казахстане, то и тут, в любом случае, встанет тот же самый вопрос. У нас нет соответствующей инфраструктуры, чтобы поставлять водород до потребителей, учитывая нашу территорию и наши расстояния. Мы сможем использовать минимум лишь 1 процент от того объема, который обещают тут производить. Два миллиона тонн - это огромная цифра.
Во-вторых, у нас до сих пор встает вопрос по цене за энергию от уже построенных здесь ветряных и солнечных станций. Все завозимое оборудование - зарубежное, и инвесторам невыгодно его завозить, если тариф за "зеленую" энергию устанавливается в тенге, да еще с оглядкой на социальный момент. Проекты ВИЭ - это "долгие" проекты, которые могут окупить себя минимум лет через десять, тогда как инвесторы хотят получить отдачу через пять лет.
Даже аукционы по продаже энергии от ВИЭ не спасли ситуацию, потому что часть стоимости "зеленой" энергетики должно закрывать государство. Встает другой вопрос: как долго и сколько оно может брать на себя финансовую поддержку энергии от ВИЭ?
И еще один немаловажный момент. Не всегда у нас солнечные дни, особенно на севере республики. И не всегда - ветренные. Поэтому нужны аккумуляторы-хранилища для сохранения переменной энергии. А это также относится к теме создания соответствующей инфраструктуры, на которую нужны дополнительные инвестиции. Так что пока "зеленая" энергетика у нас в ауте, и поэтому до сих пор мы получаем тепло с ТЭЦ, работающих на местном дешевом угле. Уже имеющиеся у нас солнечные станции построены, чтобы показать, что мы что-то делаем в рамках Парижского соглашения.
Что касается Европы и ее опыта, то там аналогичные производства небольшой мощности и водород используется для заправки автобусов и носит больше имиджево-социальный характер. Не надо скидывать со счетов и тот факт, что в Европе другие расстояния и другие условия - там уже есть соответствующая инфраструктура.
Хотя справедливости ради следует отметить, что у нас большой потенциал для развития ветроэнергетики, особенно в районе Джунгарских ворот. С китайской стороны можно увидеть много ветряков, а с нашей - практически ничего. Почему? Китай быстро адаптировал свою инфраструктуру под ветростанции, а мы - нет.
И, резюмируя все вышесказанное, хочу сказать, что проект "зеленого" водорода очень сырой. Он недоработан. Сначала надо проработать вопрос с рынком сбыта, затем решить вопрос с созданием инфраструктуры, а только потом - строить "зеленые" производства.
Продолжение…
- Если "зеленые" проекты пока для нас, имеющих дешевый уголь и газ, невыгодны и вопрос создания соответствующей инфраструктуры - дело небыстрое и недешевое, что нам делать сейчас, учитывая наши обязательства в рамках Парижского соглашения?
- Возможно, на данном этапе, когда рано говорить о строительстве "зеленого" водорода, лучше обратить внимание на установку на имеющихся ГРЭС и ТЭЦ улавливателей золы. В мире уже есть технологии, которые дают нулевой выброс в атмосферу от сжигания угля.
И пока нам позволяют запасы угля, нефти и газа, нам параллельно необходимо уже вчера было начать работу по созданию необходимой инфраструктуры для "энергии будущего". Тут речь идет не только о строительстве хранилищ или новых трубопроводов и заправочных станций. Решать всё предстоит комплексно. Вопросы экологии в рамках Парижского соглашения охватывают и строительство тепло- и энергосберегающих зданий, и воспитание экологически грамотного населения. На все это требуется время.
И тут проблема в том, что у нас нет национальной стратегии по развитию отечественной энергетики. Нужна некая рабочая группа, которая включала бы специалистов и экспертов, которые работали бы над созданием такого документа.
- Позвольте, но Ассоциация KazEnergy каждый год выпускала Национальный энергетический доклад (НЭД), в котором обозначается агенда времени… Разве его недостаточно?
- НЭД - это анализ прошедших десяти лет и прогнозы на предстоящие годы. Но он носит больше ознакомительный и рекомендательный характер. Над ним работают зарубежные эксперты. Нам же нужна именно стратегия, которая ставила бы конкретные задачи перед отраслью, цели, обязательные к исполнению, причем, в зависимости от ситуации.
Например, будь у нас стратегия, мы бы не оказались сейчас в той ситуации, когда зависим от настроения нашего северного соседа, по территории которого пролегает главный нефтепровод до мировых рынков. Будь у нас стратегия, об альтернативных маршрутах мы бы позаботились заранее.
Стратегия - это живой документ, который должен реагировать на любые перемены в геополитике. Если Россия с 2014 года подготовила свою нефте- и газовую инфраструктуру в сторону Китая, то и нам следовало бы начать подготовку хотя бы в это же время.
Пока мы можем отправлять по БТД (Баку - Тбилиси - Джейхан), то есть в обход России, лишь 1,5 млн тонн нефти, о чем недавно заявил ПМ РК. Причем в его заявлении ни слова о том, будут ли эти объемы нарастать с разбивкой хотя бы по годам. 1,5 млн тонн нефти по БТД - это далеко не новость. Мы до 2008-2010 гг. отправляли по БТД до 5 млн тонн нефти. А нынешние 1,5 млн - это всего лишь 1/40 часть от тех объемов, которые идут по КТК.
Это скорее отмашка, мол, что то вот делается, а на самом деле - нет.
- Вы также затронули вопрос по нефти и газу, которые все еще востребованы, несмотря на громкие заявления о строительстве новых мегапроектов по "зеленой" энергетике. Но в последние годы мы не слышим о новых открытиях в нашей геологоразведке. Мы все еще живем надеждами (в плане пополнения бюджета) в расчете на три месторождения: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Одно время шла речь о проекте "Евразия", который предполагал поиск новых месторождений нефти и газа на глубине более 7 км, но пока тишина.
- Проект "Евразия" - это снова тот случай, когда пиар идет впереди конкретных расчетов. Да, сегодня мы констатируем, что новых открытий нет, значит, нет новых инвестиций, а следовательно и новых объемов нефти. А углеводороды остаются нашим основным источников доходов. Если не будет новой добычи - это будет бить по нашей экономике.
В 2019 году у нас была пиковая добыча нефти, 90,5 млн тонн. С тех пор годовые показатели только падают. Лишь в 2025 году, с запуском Проекта будущего расширения, мы ожидаем рост до 100 млн тонн. Но потом - новых потоков нефти я не вижу.
Поэтому лишь закрыв все коррупционные лазейки при выдаче лицензий на разработку месторождений и сделав этот процесс максимально прозрачным, мы сможем услышать о новых открытиях.
Но это опять же должно быть прописано в Стратегии, о чем я уже говорил выше.
- Если "зеленые" проекты пока для нас, имеющих дешевый уголь и газ, невыгодны и вопрос создания соответствующей инфраструктуры - дело небыстрое и недешевое, что нам делать сейчас, учитывая наши обязательства в рамках Парижского соглашения?
- Возможно, на данном этапе, когда рано говорить о строительстве "зеленого" водорода, лучше обратить внимание на установку на имеющихся ГРЭС и ТЭЦ улавливателей золы. В мире уже есть технологии, которые дают нулевой выброс в атмосферу от сжигания угля.
И пока нам позволяют запасы угля, нефти и газа, нам параллельно необходимо уже вчера было начать работу по созданию необходимой инфраструктуры для "энергии будущего". Тут речь идет не только о строительстве хранилищ или новых трубопроводов и заправочных станций. Решать всё предстоит комплексно. Вопросы экологии в рамках Парижского соглашения охватывают и строительство тепло- и энергосберегающих зданий, и воспитание экологически грамотного населения. На все это требуется время.
И тут проблема в том, что у нас нет национальной стратегии по развитию отечественной энергетики. Нужна некая рабочая группа, которая включала бы специалистов и экспертов, которые работали бы над созданием такого документа.
- Позвольте, но Ассоциация KazEnergy каждый год выпускала Национальный энергетический доклад (НЭД), в котором обозначается агенда времени… Разве его недостаточно?
- НЭД - это анализ прошедших десяти лет и прогнозы на предстоящие годы. Но он носит больше ознакомительный и рекомендательный характер. Над ним работают зарубежные эксперты. Нам же нужна именно стратегия, которая ставила бы конкретные задачи перед отраслью, цели, обязательные к исполнению, причем, в зависимости от ситуации.
Например, будь у нас стратегия, мы бы не оказались сейчас в той ситуации, когда зависим от настроения нашего северного соседа, по территории которого пролегает главный нефтепровод до мировых рынков. Будь у нас стратегия, об альтернативных маршрутах мы бы позаботились заранее.
Стратегия - это живой документ, который должен реагировать на любые перемены в геополитике. Если Россия с 2014 года подготовила свою нефте- и газовую инфраструктуру в сторону Китая, то и нам следовало бы начать подготовку хотя бы в это же время.
Пока мы можем отправлять по БТД (Баку - Тбилиси - Джейхан), то есть в обход России, лишь 1,5 млн тонн нефти, о чем недавно заявил ПМ РК. Причем в его заявлении ни слова о том, будут ли эти объемы нарастать с разбивкой хотя бы по годам. 1,5 млн тонн нефти по БТД - это далеко не новость. Мы до 2008-2010 гг. отправляли по БТД до 5 млн тонн нефти. А нынешние 1,5 млн - это всего лишь 1/40 часть от тех объемов, которые идут по КТК.
Это скорее отмашка, мол, что то вот делается, а на самом деле - нет.
- Вы также затронули вопрос по нефти и газу, которые все еще востребованы, несмотря на громкие заявления о строительстве новых мегапроектов по "зеленой" энергетике. Но в последние годы мы не слышим о новых открытиях в нашей геологоразведке. Мы все еще живем надеждами (в плане пополнения бюджета) в расчете на три месторождения: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Одно время шла речь о проекте "Евразия", который предполагал поиск новых месторождений нефти и газа на глубине более 7 км, но пока тишина.
- Проект "Евразия" - это снова тот случай, когда пиар идет впереди конкретных расчетов. Да, сегодня мы констатируем, что новых открытий нет, значит, нет новых инвестиций, а следовательно и новых объемов нефти. А углеводороды остаются нашим основным источников доходов. Если не будет новой добычи - это будет бить по нашей экономике.
В 2019 году у нас была пиковая добыча нефти, 90,5 млн тонн. С тех пор годовые показатели только падают. Лишь в 2025 году, с запуском Проекта будущего расширения, мы ожидаем рост до 100 млн тонн. Но потом - новых потоков нефти я не вижу.
Поэтому лишь закрыв все коррупционные лазейки при выдаче лицензий на разработку месторождений и сделав этот процесс максимально прозрачным, мы сможем услышать о новых открытиях.
Но это опять же должно быть прописано в Стратегии, о чем я уже говорил выше.
inbusiness.kz
Пока "зеленая" энергетика у нас в ауте – эксперт
По этой причине, по мнению инженера-нефтяника с 15-летним стажем Абзала Нарымбетова, в Казахстане все еще получают тепло с ТЭЦ, работающих на дешевом местном угле.
Мои комментарии к предложению о Газовом союзе между Россией, Казахстаном и Узбекистаном.
Недавно Узбекистан приостановил в этом году экспорт газа в Китай из-за дефицита внутреннего потребления.
По той же причине, Казахстан планирует прекратить экспорт газа в следующем году.
Между тем, экспорт российского газа в Европу с начала года сократился на 80% в основном из-за остановки потока газа по «Северному потоку».
Логично ожидать, что часть избыточного газа Россия попытается направить в Казахстан и Узбекистан, создав некий союз со специальными тарифами и соглашениями.
Каковы последствия для Казахстана?
В краткосрочной перспективе это поможет покрыть дефицит газа в стране, поскольку в ближайшие годы в стране пока не ожидается дополнительной добычи газа.
В долгосрочной перспективе страна станет более зависимой от импорта газа, тарифов и соглашений северного соседа в пользу дальнейшей задержки разработки, добычи и переработки ресурсов газа внутри страны.
Какую газовую стратегию, в пользу разработки собственных газовых ресурсов или в пользу импорта газа из других стран, выбрала страна, покажет время.
Но недавние новости об утверждении проекта дополнительной закачки газа на Карачаганакском месторождении в пользу добычи газа дают некоторое представление о том, какой путь газовой стратегии уже выбран правительством.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Недавно Узбекистан приостановил в этом году экспорт газа в Китай из-за дефицита внутреннего потребления.
По той же причине, Казахстан планирует прекратить экспорт газа в следующем году.
Между тем, экспорт российского газа в Европу с начала года сократился на 80% в основном из-за остановки потока газа по «Северному потоку».
Логично ожидать, что часть избыточного газа Россия попытается направить в Казахстан и Узбекистан, создав некий союз со специальными тарифами и соглашениями.
Каковы последствия для Казахстана?
В краткосрочной перспективе это поможет покрыть дефицит газа в стране, поскольку в ближайшие годы в стране пока не ожидается дополнительной добычи газа.
В долгосрочной перспективе страна станет более зависимой от импорта газа, тарифов и соглашений северного соседа в пользу дальнейшей задержки разработки, добычи и переработки ресурсов газа внутри страны.
Какую газовую стратегию, в пользу разработки собственных газовых ресурсов или в пользу импорта газа из других стран, выбрала страна, покажет время.
Но недавние новости об утверждении проекта дополнительной закачки газа на Карачаганакском месторождении в пользу добычи газа дают некоторое представление о том, какой путь газовой стратегии уже выбран правительством.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
YouTube
«Үштік газ одағы»: бұл жобадан Қазақстанға қандай пайда бар?
БІЗДІҢ YOUTUBE-АРНАҒА ЖАЗЫЛЫҢЫЗ / ПОДПИШИСЬ НА НАШ YOUTUBE-КАНАЛ: https://www.youtube.com/c/aibat?sub_confirmation=1
Жоғарыда айтылған «Үштік газ одағы» деп аталған жоба неге дәл қазір іске асырылмақ? Одан біздің ұтар немесе ұтылар тұсымыз бар ма? Сарапшы…
Жоғарыда айтылған «Үштік газ одағы» деп аталған жоба неге дәл қазір іске асырылмақ? Одан біздің ұтар немесе ұтылар тұсымыз бар ма? Сарапшы…
ENERGY ANALYTICS
Мои комментарии к предложению о Газовом союзе между Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Недавно Узбекистан приостановил в этом году экспорт газа в Китай из-за дефицита внутреннего потребления. По той же причине, Казахстан планирует прекратить экспорт газа…
Какую газовую стратегию Вы бы предпочли для Казахстана?
Anonymous Poll
71%
Приоритет на разработку, добычу, переработку и доставку газа с собственных месторождений
6%
Приоритет импорта газа из России или Туркменистана
19%
Приоритет самому дешевому варианту
4%
Не знаю
ENERGY ANALYTICS
Какую газовую стратегию Вы бы предпочли для Казахстана?
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Большинство (70%) читателей канала поддерживают мою точку зрения. Стратегически лучше разрабатывать и добывать собственные газовые ресурсы внутри страны и стать независимым в долгосрочной перспективе, чем импортировать газ из России или Туркменистана в качестве краткосрочного решения и стать зависимым в долгосрочной перспективе, как это произошло в Европе.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Почему Экибастуз остался без тепла?
Полное интервью на канале Atameken Business Channel можно посмотреть: https://www.youtube.com/watch?v=lIAKx2g0qxg
Полное интервью на канале Atameken Business Channel можно посмотреть: https://www.youtube.com/watch?v=lIAKx2g0qxg
ENERGY ANALYTICS
Почему Экибастуз остался без тепла? Полное интервью на канале Atameken Business Channel можно посмотреть: https://www.youtube.com/watch?v=lIAKx2g0qxg
Кто должен нести первую ответственность за жизнеспособность системы отопления в 🇰🇿?
Anonymous Poll
28%
Министерство энергетики
2%
Антимонопольный комитет
25%
Местный акимат
3%
Парламент, законодательный орган
35%
Собственник ТЭЦ
7%
Не знаю
ENERGY ANALYTICS
Кто должен нести первую ответственность за жизнеспособность системы отопления в 🇰🇿?
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Большинство респондентов на телеграмм-канале выбрали собственника ТЭЦ как первого ответственного за жизнеспособность системы теплоснабжения.
В свою очередь, по регламенту, Комитет атомного и энергетического надзора и контроля при МЭ РК осуществляет постоянный контроль за подготовкой энергопредприятий к предстоящему осенне-зимнему периоду и принимает меры по своевременному завершению ремонтных работ на электростанциях.
В качестве примера тут источник информации о готовности в системе отопления в этом году: https://primeminister.kz/ru/news/v-kazahstane-na-predstoyashchiy-otopitelnyy-sezon-zagotovleno-1-mln-tonn-uglya-i-14-tys-tonn-mazuta-68036
В свою очередь, по регламенту, Комитет атомного и энергетического надзора и контроля при МЭ РК осуществляет постоянный контроль за подготовкой энергопредприятий к предстоящему осенне-зимнему периоду и принимает меры по своевременному завершению ремонтных работ на электростанциях.
В качестве примера тут источник информации о готовности в системе отопления в этом году: https://primeminister.kz/ru/news/v-kazahstane-na-predstoyashchiy-otopitelnyy-sezon-zagotovleno-1-mln-tonn-uglya-i-14-tys-tonn-mazuta-68036
Почему переговоры шли с одной компанией, а сделка заключена с другой?
Интрига этой истории заключается в том, что на протяжении нескольких месяцев к вышеупомянутой сделке готовилась казахстанская нефтедобывающая компания Magnetic Oil: она прошла двухмесячную процедуру комплаенса и серию переговоров в Париже, где находится головной офис Total Energies. В результате встреч и проверок Magnetic Oil полностью подтвердила соответствие требованиям и нормам, выставленным французской стороной.
Однако 28 ноября 2022 года соглашение было подписано, как сказано выше, с другой казахстанской компанией – Oriental Sunrise Corp Ltd, акционерами которой является Бауыржан Бисембаев (85%) и Жан Матаков (15%). К моменту подписания договора в Париже данная компания просуществовала 11 дней.
Почему же доля в месторождении Dunga была продана другой, никому неизвестной компании, а не той, с которой велись долгие переговры? За комментарием Exclusive.kz обратился к Елене Тюриной – одному из акционеров «Magnetic Oil».
Подробнее: https://exclusive.kz/pochemu-peregovory-shli-s-odnoj-kompaniej-a-sdelka-zaklyuchena-s-drugoj/
Интрига этой истории заключается в том, что на протяжении нескольких месяцев к вышеупомянутой сделке готовилась казахстанская нефтедобывающая компания Magnetic Oil: она прошла двухмесячную процедуру комплаенса и серию переговоров в Париже, где находится головной офис Total Energies. В результате встреч и проверок Magnetic Oil полностью подтвердила соответствие требованиям и нормам, выставленным французской стороной.
Однако 28 ноября 2022 года соглашение было подписано, как сказано выше, с другой казахстанской компанией – Oriental Sunrise Corp Ltd, акционерами которой является Бауыржан Бисембаев (85%) и Жан Матаков (15%). К моменту подписания договора в Париже данная компания просуществовала 11 дней.
Почему же доля в месторождении Dunga была продана другой, никому неизвестной компании, а не той, с которой велись долгие переговры? За комментарием Exclusive.kz обратился к Елене Тюриной – одному из акционеров «Magnetic Oil».
Подробнее: https://exclusive.kz/pochemu-peregovory-shli-s-odnoj-kompaniej-a-sdelka-zaklyuchena-s-drugoj/
Exclusive
Почему переговоры шли с одной компанией, а сделка заключена с другой?
28 ноября 2022 года французская нефтегазовая компания Total Energies подписала соглашение о продаже своей дочерней компании Total E&P Dunga GmbH казахстанской компании Oriental Sunrise Corp Ltd. на сумму $330 млн. Эту новость подхватили специализированные…
Автор Telegram-канала Energy Analytics Абзал Нарымбетов отметил, что поставки казахстанской нефти в Европу через нефтепровод "Дружба" могут нести в себе риски. Подрбнее: https://informburo.kz/stati/embargo-na-rossiiskuyu-neft-kosnyotsya-i-kazaxstana-eksperty-dali-svoi-prognozy
Супертанкеры
Как Вы наверняка знаете, транспортировка нефти происходит 4 способами: трубопроводами, железнодорожной и автоперевозками, а также морскими путями, то есть танкерами. История транспортировка нефти по морским путям насчитывает более 170 лет. По мере увеличения спроса на данные перевозки увеличивался и размер грузподъемности танкеров. Ежегодно через танкеры транспортируется более 2 млрд. барр. нефти, это около 2% от общего объема добычи в мире.
На сегодняшний день существуют 2 типа нефтяных танкеров: танкеры и супертанкеры. Aframax, Panamax, Suezmax – это танкеры, имеющие объем до 1 млн. барр. нефти. Panamax и Suezmax получили свои названия от названий каналов. Их пропускная способность равна максимальному объему, который может пройти через канал.
История супертанкеров берет начало в 1960-х годах, когда случился кризис в Суэцком канале и национализация на Ближнем Востоке. Существует два типа супертанкеров: ULCC (ultra large crude carriers) могут перевозить до 3 млн. барр. нефти и VLCC (very large crude carriers) могут транспортировать до 2 млн. барр. нефти (это больше чем один день добычи в Казахстане).
В настоящее время в мире эксплуатируется 750 супертанкеров класса VLCC, принадлежащих более 100 различных компаний и только 2 супертанкера класса ULCC, которые принадлежат одному оператору (Euronav). Их производство было приостановлено, так как размеры ULCC не позволяли заходить в порта многих городов.
Основными владельцами супертанкеров класса VLCC являются Euronav (48 шт.), CMES (41 шт.), Bahri (41 шт.), и Frontline (21 шт.). Это крупный и капиталоемкий бизнес. Для примера, чистая прибыль Bahri, основного оператора Saudi Aramco, за 2019 год составила более $ 600 млн. Основные покупатели супертанкерной нефти – это крупные нефтегазовые игроки, национальные компании, крупные НПЗ, нефтяные торговые дома.
Стоимость VLCC составляет около $ 90 млн., стоимость его эксплуатации и обслуживания составляет порядка $ 10 тыс. в сутки, среднесуточная аренда составляет около $ 30 тыс., а может доходить и до $ 100 тыс. и больше. Средний срок службы VLCC составляет 20 лет, а время строительства 18-24 месяца. Перевозка нефти VLCC может занимать до 70 дней.
Глобальное банковское финансирование судоходных компаний сократилось с $ 450 до $ 350 млрд. с 2010г. по 2018г. из-за растущей обеспокоенности по поводу снижения спроса на нефть после 2028 года.
Азербайджан тоже строит танкера. За последние восемь лет флотилия пополнилась 18 новыми судами. Также размещены заказы на постройку еще 10 подобных кораблей на Бакинском судостроительном заводе.
А что случилось с существующими танкерами «Казмортрансфлота» и их планом построить еще больше танкеров для перевозки казахстанской нефти из Актау в Баку?
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Как Вы наверняка знаете, транспортировка нефти происходит 4 способами: трубопроводами, железнодорожной и автоперевозками, а также морскими путями, то есть танкерами. История транспортировка нефти по морским путям насчитывает более 170 лет. По мере увеличения спроса на данные перевозки увеличивался и размер грузподъемности танкеров. Ежегодно через танкеры транспортируется более 2 млрд. барр. нефти, это около 2% от общего объема добычи в мире.
На сегодняшний день существуют 2 типа нефтяных танкеров: танкеры и супертанкеры. Aframax, Panamax, Suezmax – это танкеры, имеющие объем до 1 млн. барр. нефти. Panamax и Suezmax получили свои названия от названий каналов. Их пропускная способность равна максимальному объему, который может пройти через канал.
История супертанкеров берет начало в 1960-х годах, когда случился кризис в Суэцком канале и национализация на Ближнем Востоке. Существует два типа супертанкеров: ULCC (ultra large crude carriers) могут перевозить до 3 млн. барр. нефти и VLCC (very large crude carriers) могут транспортировать до 2 млн. барр. нефти (это больше чем один день добычи в Казахстане).
В настоящее время в мире эксплуатируется 750 супертанкеров класса VLCC, принадлежащих более 100 различных компаний и только 2 супертанкера класса ULCC, которые принадлежат одному оператору (Euronav). Их производство было приостановлено, так как размеры ULCC не позволяли заходить в порта многих городов.
Основными владельцами супертанкеров класса VLCC являются Euronav (48 шт.), CMES (41 шт.), Bahri (41 шт.), и Frontline (21 шт.). Это крупный и капиталоемкий бизнес. Для примера, чистая прибыль Bahri, основного оператора Saudi Aramco, за 2019 год составила более $ 600 млн. Основные покупатели супертанкерной нефти – это крупные нефтегазовые игроки, национальные компании, крупные НПЗ, нефтяные торговые дома.
Стоимость VLCC составляет около $ 90 млн., стоимость его эксплуатации и обслуживания составляет порядка $ 10 тыс. в сутки, среднесуточная аренда составляет около $ 30 тыс., а может доходить и до $ 100 тыс. и больше. Средний срок службы VLCC составляет 20 лет, а время строительства 18-24 месяца. Перевозка нефти VLCC может занимать до 70 дней.
Глобальное банковское финансирование судоходных компаний сократилось с $ 450 до $ 350 млрд. с 2010г. по 2018г. из-за растущей обеспокоенности по поводу снижения спроса на нефть после 2028 года.
Азербайджан тоже строит танкера. За последние восемь лет флотилия пополнилась 18 новыми судами. Также размещены заказы на постройку еще 10 подобных кораблей на Бакинском судостроительном заводе.
А что случилось с существующими танкерами «Казмортрансфлота» и их планом построить еще больше танкеров для перевозки казахстанской нефти из Актау в Баку?
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
YouTube
TI EUROPE at Daxie Ningbo
TI EUROPE BERTHING AT DAXIE NINGBO
Первый казахстанский форум QazPolymers-2022 состоится 9 декабря
Первый казахстанский форум QazPolymers-2022 пройдет 9 декабря в Атырау и станет диалоговой площадкой для обсуждения перспектив развития отечественного рынка полимерной продукции и мер по стимулированию появления новых цепочек производства конечной продукции из отечественного полимерного сырья.
Сайт форума: qazpolymers.kz
Для регистрации здесь
Организаторами мероприятия выступают АО НК «КазМунайГаз», НПП «Атамекен» и Ассоциация производителей и потребителей нефтегазохимической продукции (Нефтегазохимическая Ассоциация).
В главной панельной сессии под названием «Нефтегазохимия — новый драйвер диверсификации национальной экономики» примут участие казахстанские и зарубежные игроки рынка полимерной продукции, а также представители государственных, финансовых и научных кругов: ТОО «SGS Kazakhstan», Атырауский университет нефти и газа, АО «НУХ «Байтерек», Фонд развития предпринимательства «ДАМУ», Центр развития торговой политики «QazTrade», Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ, Ассоциация упаковщиков Казахстана, Банк развития Казахстана, Ассоциация «Сделано в Казахстане», АО УК «СЭЗ НИНТ», ПАО «Сибур Холдинг», Sibur Polylab и ряд других компаний.
Также есть возможность лично посетить первый в Казахстане газохимический комплекс по производству полипропилена ТОО «KPI inc.» (мощность 500 тысяч тонн в год) и ознакомиться с заводским производственным процессом (места ограничены).
#партнерскийпост
Первый казахстанский форум QazPolymers-2022 пройдет 9 декабря в Атырау и станет диалоговой площадкой для обсуждения перспектив развития отечественного рынка полимерной продукции и мер по стимулированию появления новых цепочек производства конечной продукции из отечественного полимерного сырья.
Сайт форума: qazpolymers.kz
Для регистрации здесь
Организаторами мероприятия выступают АО НК «КазМунайГаз», НПП «Атамекен» и Ассоциация производителей и потребителей нефтегазохимической продукции (Нефтегазохимическая Ассоциация).
В главной панельной сессии под названием «Нефтегазохимия — новый драйвер диверсификации национальной экономики» примут участие казахстанские и зарубежные игроки рынка полимерной продукции, а также представители государственных, финансовых и научных кругов: ТОО «SGS Kazakhstan», Атырауский университет нефти и газа, АО «НУХ «Байтерек», Фонд развития предпринимательства «ДАМУ», Центр развития торговой политики «QazTrade», Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ, Ассоциация упаковщиков Казахстана, Банк развития Казахстана, Ассоциация «Сделано в Казахстане», АО УК «СЭЗ НИНТ», ПАО «Сибур Холдинг», Sibur Polylab и ряд других компаний.
Также есть возможность лично посетить первый в Казахстане газохимический комплекс по производству полипропилена ТОО «KPI inc.» (мощность 500 тысяч тонн в год) и ознакомиться с заводским производственным процессом (места ограничены).
#партнерскийпост
Форум QazPolymers-2022 по нефтегазохимии начал свою работу в Казахстане
Первый отечественный форум QazPolymers-2022, созванный по инициативе АО НК «КазМунайГаз» (КМГ), начал свою работу 9 декабря в Атырау, став знаковой площадкой для обсуждения перспектив развития рынка полимерной продукции из отечественного полимерного сырья.
Представители академической науки, институтов развития, отраслевых бизнес-ассоциаций, производителей медтехники, изоляционных и упаковочных материалов, пластиковых труб, а также нефтеперерабатывающих, нефтехимических и ряда других отечественных и зарубежных компаний по прибытию на форум сначала посетили в качестве ознакомительной экскурсии завод ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc» (KPI) по производству полипропилена — первенца газохимического комплекса экономики Казахстана.
Напомним, что завод KPI (КМГ имеет долю участия в данном ТОО) был запущен 8 ноября 2022 года. Старт его работе дал Глава государства Касым-Жомарт Токаев во время своего визита в Атыраускую область. Выход предприятия в 2023 году на полную мощность в 500 тысяч тонн продукции в год поставит его в один ряд с крупнейшими игроками на мировом рынке производства полипропилена.
После посещения полипропиленового завода экскурсантов уже ждал Центр развития коммуникаций имени Нурлана Балгимбаева, где их приветствовали аким Атырауской области Серик Шапкенов, председатель Правления КМГ Магзум Мирзагалиев, а также профессор и ректор Атырауского университета нефти и газа Гульзада Шакуликова.
В своём приветствии глава КМГ отметил, что важно использовать локацию Казахстана и возможности создания высокотехнологичных продуктов на базе углеводородов.
«Сегодня полимерная индустрия — один из самых быстрорастущих сегментов мировой экономики и имеет большой потенциал развития. Выгодную географию Казахстана и углеводородные ресурсы страны нужно использовать, чтобы на основе базового полимерного сырья начать выпускать конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью для промышленной, пищевой, бытовой, медицинской и других отраслей!» — призвал М.Мирзагалиев.
Глава КМГ добавил, что национальная нефтегазовая компания видит большую роль и возможности отечественного бизнеса в развитии вышеназванных перспектив и готова оказывать ему всевозможную поддержку.
В рамках форума проходят две панельные сессии: «Нефтегазохимия — новый драйвер диверсификации национальной экономики» и «Казахстанский полипропилен — перспективы развития отечественного бизнеса по производству конечной продукции». Участников проинформируют об этапах развития отечественной нефтегазохимической отрасли (начаты работы по строительству полиэтиленового завода с годовой мощностью 1,2 млн тонн, в планах создание бутадиенового производства по синтезу каучуков мощностью до 180 тыс. тонн бутадиеновых каучуков в год). В повестке дня — задачи формирования бизнес-связей и базовых условий для снижения полимерной импортозависимости, меры господдержки и стимулирования внутреннего спроса к отечественному полимерному сырью. Будет обсужден вопрос привлечения МСБ к реализации бизнес-проектов по локализации и расширению номенклатуры товаров народного потребления с использованием казахстанского сырья. Также состоится демонстрация компаниям действенных бизнес-кейсов.
Среди организаторов форума — КМГ, Ассоциация производителей и потребителей нефтегазохимической продукции (Нефтегазохимическая Ассоциация), НПП «Атамекен» и завод KPI в Атырау.
Для справки:
Объем импорта полипропилена и полиэтилена в РК стремительно растёт и в 2021 году уже составил 221 тыс. тонн, что почти вдвое больше по сравнению с 2016 годом (123 тыс. тонн). Согласно официальной статистике, в стране на базе импортного полимерного сырья функционирует до 130 малых и средних предприятий по выпуску конечной продукции. Основными потребителями полимерного сырья являются производители пластмассовых и резинотехнических изделий.
Пресс-служба АО НК «КазМунайГаз»
#партнерскийпост
Первый отечественный форум QazPolymers-2022, созванный по инициативе АО НК «КазМунайГаз» (КМГ), начал свою работу 9 декабря в Атырау, став знаковой площадкой для обсуждения перспектив развития рынка полимерной продукции из отечественного полимерного сырья.
Представители академической науки, институтов развития, отраслевых бизнес-ассоциаций, производителей медтехники, изоляционных и упаковочных материалов, пластиковых труб, а также нефтеперерабатывающих, нефтехимических и ряда других отечественных и зарубежных компаний по прибытию на форум сначала посетили в качестве ознакомительной экскурсии завод ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc» (KPI) по производству полипропилена — первенца газохимического комплекса экономики Казахстана.
Напомним, что завод KPI (КМГ имеет долю участия в данном ТОО) был запущен 8 ноября 2022 года. Старт его работе дал Глава государства Касым-Жомарт Токаев во время своего визита в Атыраускую область. Выход предприятия в 2023 году на полную мощность в 500 тысяч тонн продукции в год поставит его в один ряд с крупнейшими игроками на мировом рынке производства полипропилена.
После посещения полипропиленового завода экскурсантов уже ждал Центр развития коммуникаций имени Нурлана Балгимбаева, где их приветствовали аким Атырауской области Серик Шапкенов, председатель Правления КМГ Магзум Мирзагалиев, а также профессор и ректор Атырауского университета нефти и газа Гульзада Шакуликова.
В своём приветствии глава КМГ отметил, что важно использовать локацию Казахстана и возможности создания высокотехнологичных продуктов на базе углеводородов.
«Сегодня полимерная индустрия — один из самых быстрорастущих сегментов мировой экономики и имеет большой потенциал развития. Выгодную географию Казахстана и углеводородные ресурсы страны нужно использовать, чтобы на основе базового полимерного сырья начать выпускать конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью для промышленной, пищевой, бытовой, медицинской и других отраслей!» — призвал М.Мирзагалиев.
Глава КМГ добавил, что национальная нефтегазовая компания видит большую роль и возможности отечественного бизнеса в развитии вышеназванных перспектив и готова оказывать ему всевозможную поддержку.
В рамках форума проходят две панельные сессии: «Нефтегазохимия — новый драйвер диверсификации национальной экономики» и «Казахстанский полипропилен — перспективы развития отечественного бизнеса по производству конечной продукции». Участников проинформируют об этапах развития отечественной нефтегазохимической отрасли (начаты работы по строительству полиэтиленового завода с годовой мощностью 1,2 млн тонн, в планах создание бутадиенового производства по синтезу каучуков мощностью до 180 тыс. тонн бутадиеновых каучуков в год). В повестке дня — задачи формирования бизнес-связей и базовых условий для снижения полимерной импортозависимости, меры господдержки и стимулирования внутреннего спроса к отечественному полимерному сырью. Будет обсужден вопрос привлечения МСБ к реализации бизнес-проектов по локализации и расширению номенклатуры товаров народного потребления с использованием казахстанского сырья. Также состоится демонстрация компаниям действенных бизнес-кейсов.
Среди организаторов форума — КМГ, Ассоциация производителей и потребителей нефтегазохимической продукции (Нефтегазохимическая Ассоциация), НПП «Атамекен» и завод KPI в Атырау.
Для справки:
Объем импорта полипропилена и полиэтилена в РК стремительно растёт и в 2021 году уже составил 221 тыс. тонн, что почти вдвое больше по сравнению с 2016 годом (123 тыс. тонн). Согласно официальной статистике, в стране на базе импортного полимерного сырья функционирует до 130 малых и средних предприятий по выпуску конечной продукции. Основными потребителями полимерного сырья являются производители пластмассовых и резинотехнических изделий.
Пресс-служба АО НК «КазМунайГаз»
#партнерскийпост
Forwarded from Разумный Инвестор 2.0💡
#ГрафикДня
• Увольнения в технологическом секторе США набирают обороты. Особенно дела плохи у Meta, Amazon. Сокращения же в Твиттер - это все таки связано больше с приходом Илона Маска в управление.
• Рабочие места в технологическом секторе составляют менее 3% от общей занятости в Америке. Кроме того, работники, потерявшие работу, имеют высокую вероятность найти новую работу в короткие сроки в связи с хорошей квалификацией и репутацией своих бывших работодателей.
• Увольнения в технологическом секторе США набирают обороты. Особенно дела плохи у Meta, Amazon. Сокращения же в Твиттер - это все таки связано больше с приходом Илона Маска в управление.
• Рабочие места в технологическом секторе составляют менее 3% от общей занятости в Америке. Кроме того, работники, потерявшие работу, имеют высокую вероятность найти новую работу в короткие сроки в связи с хорошей квалификацией и репутацией своих бывших работодателей.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Одним из решений, как увеличить добычу газа в стране, помимо повышения цены, является снижение обратной закачки газа.
В настоящее время 34% всего добываемого газа в Казахстане закачивается обратно в пласт. Половина этого количества закачивается на Карачаганакском месторождении.
В то время как тенденция к повторной закачке газа в пласт неуклонно снижается во всем мире, Казахстан планирует увеличить объем обратной закачки газа до 40% к 2025 году и до 50% к 2030 году.
В качестве примера, вот несколько стран, каков процент от общего объема закачки газа сейчас (10 лет назад):
Азербайджан 18% (было 24%)
Иран 10% (было 13%)
Норвегия 14% (было 20%)
Катар 1% (было 2%)
Россия 3% (было 3%)
Думаю, что уполномоченному органу РК пора пересмотреть стратегию развития газа на основных месторождениях.
В противном случае, при нынешней тенденции к повторной закачке половины добываемого газа через 5 лет, газа будет не хватать надолго, и стране в будущем потребуется импортировать еще больше газа.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
В настоящее время 34% всего добываемого газа в Казахстане закачивается обратно в пласт. Половина этого количества закачивается на Карачаганакском месторождении.
В то время как тенденция к повторной закачке газа в пласт неуклонно снижается во всем мире, Казахстан планирует увеличить объем обратной закачки газа до 40% к 2025 году и до 50% к 2030 году.
В качестве примера, вот несколько стран, каков процент от общего объема закачки газа сейчас (10 лет назад):
Азербайджан 18% (было 24%)
Иран 10% (было 13%)
Норвегия 14% (было 20%)
Катар 1% (было 2%)
Россия 3% (было 3%)
Думаю, что уполномоченному органу РК пора пересмотреть стратегию развития газа на основных месторождениях.
В противном случае, при нынешней тенденции к повторной закачке половины добываемого газа через 5 лет, газа будет не хватать надолго, и стране в будущем потребуется импортировать еще больше газа.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
ENERGY ANALYTICS
Одним из решений, как увеличить добычу газа в стране, помимо повышения цены, является снижение обратной закачки газа. В настоящее время 34% всего добываемого газа в Казахстане закачивается обратно в пласт. Половина этого количества закачивается на Карачаганакском…
Какой стратегии лучше придерживаться уполномеченному органу РК в надзоре за крупными месторождениями?
Anonymous Poll
15%
Приоритет увеличения добычи нефти на экспорт и уменьшения добычи газа за счет обратной закачки
65%
Постепенный переход к стратегии увеличения добычи газа за счет сокращения повторной закачки газа
20%
Не знаю
Рейтинг стран Европы + 🇰🇿 по расходам на еду (1) и досуг и культуру (2)
Британцы на культуру тратят на 24% больше, чем на продукты питания.
Казахстанцы тратят на еду в 35 раз больше, чем на культуру или направляет более половины (53%) семейного бюджета.
Тем самым, Казахстан занимает последнее место по доле затрат на продукты питания в структуре семейных бюджетов стран Европы.
Вывод: чем беднее граждане страны, тем меньше тратят на культуру и тем больше на еду.
Автор @marketologyblog
Ссылка на -> дашборд
#оффтоп
Британцы на культуру тратят на 24% больше, чем на продукты питания.
Казахстанцы тратят на еду в 35 раз больше, чем на культуру или направляет более половины (53%) семейного бюджета.
Тем самым, Казахстан занимает последнее место по доле затрат на продукты питания в структуре семейных бюджетов стран Европы.
Вывод: чем беднее граждане страны, тем меньше тратят на культуру и тем больше на еду.
Автор @marketologyblog
Ссылка на -> дашборд
#оффтоп
Проект строительства водовода в западном регионе Казахстана стоимостью Т110 млрд нанесет ущерб интересам акционеров, включая государство и ЕНПФ
☝️С таким письмом обратилась в Ассоциацию QAMS группа миноритарных акционеров КазТрансОйла (КТО).
Что случилось?
Тендер на строительство водовода протяженностью 171 км проведен в сентябре т. г. Заказчик: «дочка» КТО. Победитель: ТОО «Ренко-Кат».
1️⃣ТОО «Ренко-Кат» специализируется в гостиничном деле в Атырауской обл. (управление гостиницами). Данная компания никогда не занималась строительством трубопроводов и не имеет, соответствующей материально-технической базы. В целом, непонятно, почему тендер был отдан компании с иностранным участием (итальянским🇮🇹), а не казахстанским компаниям. А также почему были проигнорированы ценовые предложения компаний, которые имеют опыт строительства сложных объектов и предложили меньшую стоимость (были тендерные предложения на почти 7,3 млрд. тенге меньше предложения ТОО «Ренко-Кат»).
2️⃣Бюджет строительства в несколько раз может превышать реальные затраты по проекту, что может свидетельствовать о крайне неэффективном использовании денежных средств квази-государственной компании, возможном наличии коррупционной составляющей и нанесению ущерба РК, народу, вкладчикам ЕНПФ и миноритарным акционерам.
3️⃣Выплата основного долга и вознаграждения по водоводу негативно скажется на денежных потоках и прибыли КТО, тем самым уменьшая возможный дивидендный поток для акционеров.
За чей счет банкет?
По информации КМГ, проект финансируется за счет банковского кредита, который будет погашаться за счет выручки от реализации воды. Однако миноритарии убеждены, что дочка КТО (ТОО «Магистральный водовод») «не будет способно обслуживать данный долг по водоводу в текущих реалиях». В результате чего «КТО будет вынуждена обслуживать весь долг за дочернюю компанию, что существенно ухудшит операционные показатели компании КТО в части прибыли и денежных потоков».
Источник @qztrd
☝️С таким письмом обратилась в Ассоциацию QAMS группа миноритарных акционеров КазТрансОйла (КТО).
Что случилось?
Тендер на строительство водовода протяженностью 171 км проведен в сентябре т. г. Заказчик: «дочка» КТО. Победитель: ТОО «Ренко-Кат».
1️⃣ТОО «Ренко-Кат» специализируется в гостиничном деле в Атырауской обл. (управление гостиницами). Данная компания никогда не занималась строительством трубопроводов и не имеет, соответствующей материально-технической базы. В целом, непонятно, почему тендер был отдан компании с иностранным участием (итальянским🇮🇹), а не казахстанским компаниям. А также почему были проигнорированы ценовые предложения компаний, которые имеют опыт строительства сложных объектов и предложили меньшую стоимость (были тендерные предложения на почти 7,3 млрд. тенге меньше предложения ТОО «Ренко-Кат»).
2️⃣Бюджет строительства в несколько раз может превышать реальные затраты по проекту, что может свидетельствовать о крайне неэффективном использовании денежных средств квази-государственной компании, возможном наличии коррупционной составляющей и нанесению ущерба РК, народу, вкладчикам ЕНПФ и миноритарным акционерам.
3️⃣Выплата основного долга и вознаграждения по водоводу негативно скажется на денежных потоках и прибыли КТО, тем самым уменьшая возможный дивидендный поток для акционеров.
За чей счет банкет?
По информации КМГ, проект финансируется за счет банковского кредита, который будет погашаться за счет выручки от реализации воды. Однако миноритарии убеждены, что дочка КТО (ТОО «Магистральный водовод») «не будет способно обслуживать данный долг по водоводу в текущих реалиях». В результате чего «КТО будет вынуждена обслуживать весь долг за дочернюю компанию, что существенно ухудшит операционные показатели компании КТО в части прибыли и денежных потоков».
Источник @qztrd
Министерству энергетики РК нужен более совершенный метод прогнозирования добычи нефти
В прошлом году на т.г. ожидалась 87,5 млн т.
В апреле этот прогноз был изменен на 85,7 млн т из-за «сильного шторма» на терминале КТК.
И, только на этой неделе, за 2 недели до конца года, министр энергетики решил снизить прогноз до 84-85 млн т.
Тем не менее, более низкие ожидания можно было объявить публично еще 2-3 месяца назад, так как основной причиной снижения добычи был срыв слагкетчера на Кашагане еще 4 месяца назад.
Кроме того, добыть 85 млн т в этом году будет сложно, так как, в декабре необходимо будет 9 млн т, тогда как фактический максимум в истории был 8.
В целом, это не первый случай, когда министерство завышает прогноз в начале года и снижает его в конце.
В истории были еще крайне оптимистичные прогнозы. Например, в прогнозе в 2007 г. на 2015 г. ожидалось 180 млн т нефти, а фактически было 73 млн т.
Суть этого поста не в этом. Суть поста - предложить официальному органу изменение методологии прогнозирования нефти.
В развитых странах, таких как Норвегия, Великобритания или Канада, официальные органы имеют по крайней мере три оценки - минимальную, среднюю и максимальную. Но, пока у Казахстана только один.
И диапазон неопределенностей, таких как риск КТК, сбоев на Кашагане и т.д., можно заранее учитовать в этих оценках. Хотя, все возможные риски невозможно предсказать заранее. Тем не менее, есть смысл зафиксировать существующие и попытаться смягчить их на будущее.
И последнее, но не менее важное: бюджет страны должен быть основан на мин. оценке (наихудший сценарий), а не на макс., как в текущем году.
Поскольку ожидания на 2023г. в 90 млн т, озвученные МЭ РК, отныне кажутся чрезмерно оптимистичными.
И правительству необходимо планировать социальные проекты исходя из оценки мин. нефтяного дохода, а не макс.
❗️Урок 2015г.: ожидание 📈 добычи нефти по 📈 ценам при фактическом 📉 добычи по 📉 ценам закончилось двойной девальвацией для построения долгожданного ЭКСПО.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
В прошлом году на т.г. ожидалась 87,5 млн т.
В апреле этот прогноз был изменен на 85,7 млн т из-за «сильного шторма» на терминале КТК.
И, только на этой неделе, за 2 недели до конца года, министр энергетики решил снизить прогноз до 84-85 млн т.
Тем не менее, более низкие ожидания можно было объявить публично еще 2-3 месяца назад, так как основной причиной снижения добычи был срыв слагкетчера на Кашагане еще 4 месяца назад.
Кроме того, добыть 85 млн т в этом году будет сложно, так как, в декабре необходимо будет 9 млн т, тогда как фактический максимум в истории был 8.
В целом, это не первый случай, когда министерство завышает прогноз в начале года и снижает его в конце.
В истории были еще крайне оптимистичные прогнозы. Например, в прогнозе в 2007 г. на 2015 г. ожидалось 180 млн т нефти, а фактически было 73 млн т.
Суть этого поста не в этом. Суть поста - предложить официальному органу изменение методологии прогнозирования нефти.
В развитых странах, таких как Норвегия, Великобритания или Канада, официальные органы имеют по крайней мере три оценки - минимальную, среднюю и максимальную. Но, пока у Казахстана только один.
И диапазон неопределенностей, таких как риск КТК, сбоев на Кашагане и т.д., можно заранее учитовать в этих оценках. Хотя, все возможные риски невозможно предсказать заранее. Тем не менее, есть смысл зафиксировать существующие и попытаться смягчить их на будущее.
И последнее, но не менее важное: бюджет страны должен быть основан на мин. оценке (наихудший сценарий), а не на макс., как в текущем году.
Поскольку ожидания на 2023г. в 90 млн т, озвученные МЭ РК, отныне кажутся чрезмерно оптимистичными.
И правительству необходимо планировать социальные проекты исходя из оценки мин. нефтяного дохода, а не макс.
❗️Урок 2015г.: ожидание 📈 добычи нефти по 📈 ценам при фактическом 📉 добычи по 📉 ценам закончилось двойной девальвацией для построения долгожданного ЭКСПО.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics