ENERGY ANALYTICS – Telegram
ENERGY ANALYTICS
7.57K subscribers
1.1K photos
159 videos
34 files
1.29K links
Энергетика • Нефть и газ • Горнодобыча • Экономика • Технологии

CEO: Абзал Нарымбетов, DBA, бизнес-аналитик, сертифицированный независимый оценщик запасов нефти и газа по стандарту SPE PRMS

📩 info@energyanalytics.pro
🎥 youtube.com/@EnergyPodcast
Download Telegram
Forwarded from ENERGY MONITOR
➡️ Қазақстанда 2022 жылы 84,2 миллион тонна мұнай өндірілген

Мұнайдың басым бөлігін «ҚазМұнайГаз» ҰҚ өндірген – 22,5 млн т, бұл жалпы өндірістің 26,7% құрайды. Chevron (16,6 млн т) компаниясы 19,7% үлесімен 2-ші орында. ExxonMobil (9,4 млн т) компаниясы 3-ші орында (11,2%).

➡️ Мемлекеттер бойынша:
1-ші орын АҚШ 🇺🇸 инвесторларына тиесілі (31%).
Отандық инвесторлар 🇰🇿 (ҚМГ және жеке KZ компаниялар) 30,6% үлесімен 2-ші орында.
Қытай 🇨🇳 инвесторлары үштікте (15,6%).

➡️ Теңіз, Кашаған, Қарашығанақ жобаларына мұнай өндірісінің 63% тиесілі.
‼️ Қазақстанның мұнай өндірісінде 14 елдің инвесторлары бар. 90-нан аса мұнай компаниялары мұнайды өндіруде.

Естеріңізге сала кетейік, Конституция бойынша еліміздің жер қойнауы халыққа тиесілі, инвесторларға жер қойнауын пайдалану құқығы тек уақытша берілген (мемлекетке қолмақты салықтар төленуде).

📱 www.t.me/NRG_monitor
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Сравнение соотношения количества добытых бареллей на сотрудника в нефтегазовых компаниях

🧮Расчет основан на среднесуточной добыче нефти и газа в 2021 году в баррелях в нефтяном эквиваленте (б.н.э.), деленной на общее количество сотрудников компаний, приведенных в инфографике.

Среднее арифметическое и медиана соотношений для всех компаний составляет 56 и 49 б.н.э. в день на одного работника.

Использованные критерии для данного анализа:

1. Все указанные крупные компании имеют подразделения по добыче (upstream) и подразделения по переработке (downstream), что позволяет их сравнить друг с другом.

2. Объем добычи газа был переведен из м3 в б.н.э.

3. Была взята именно общая численность работников компаний, поскольку численность работников в подразделениях по добыче нефти и газа была недоступна для большинства компаний.

‼️В последние годы многие компании из списка S&500 смогли получать больше доходов с меньшим количеством сотрудников.

Это можно объяснить достижениями в области технологий и автоматизации, которые сделали некоторые рабочие места устаревшими и позволили компаниям оптимизировать свою деятельность.

В результате эти компании смогли снизить затраты на оплату труда, но при этом увеличить объемы производства, что в конечном итоге привело к увеличению прибыли.

Хотя эта тенденция может беспокоить некоторых работников, она подчеркивает важность развития новых навыков и сохранения актуальности на быстро меняющемся рынке труда.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Елімізді қашан газбен толық қамтамасыз етеміз?

Түскі формат бағдарламасы | 22.02.2023


Сұхбаттың толық нұсқасы:
https://www.youtube.com/live/STVUWx28iuE?feature=share
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Одним из решений, как увеличить добычу газа в стране, помимо повышения цены, является снижение обратной закачки газа.

В настоящее время 34% всего добываемого газа в Казахстане закачивается обратно в пласт. Половина этого количества закачивается на Карачаганакском месторождении.

В то время как тенденция к повторной закачке газа в пласт неуклонно снижается во всем мире, Казахстан планирует увеличить объем обратной закачки газа до 40% к 2025 году и до 50% к 2030 году.

В качестве примера, вот несколько стран, каков процент от общего объема закачки газа сейчас (10 лет назад):

Азербайджан 18% (было 24%)
Иран 10% (было 13%)
Норвегия 14% (было 20%)
Катар 1% (было 2%)
Россия 3% (было 3%)

Думаю, что уполномоченному органу РК пора пересмотреть стратегию развития газа на основных месторождениях.

В противном случае, при нынешней тенденции к повторной закачке половины добываемого газа через 5 лет, газа будет не хватать надолго, и стране в будущем потребуется импортировать еще больше газа.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
0,03% (20 тыс. тонн) - доля казахстанского экспорта нефти, которую планируется транспортировать по нефтепроводу «Дружба», и которую бесконечно публикуют в каждой новости как стратегию 🇰🇿 диверсификации маршрутов экспорта нефти в 2023 году (құлаққа жыр болып кеткен жаңалық).

Традиционным основным маршрутом является нефтепровод КТК, проходит через территорию России и отгружается на черноморском терминале КТК на мировой рынок. По этому маршруту в 2023 г. планируется экспортировать 80% (56,5 млн т) нефти, как и было в предыдущие годы.

Второй крупный маршрут – нефтепровод Атырау-Самара. Планируется экспортировать 14% (9,6 млн т) нефти. Этот маршрут также проходит через российскую территорию, и нефть отгружается через черноморские или балтийские терминалы на мировой рынок.

Через порт Актау планируется экспортировать 5% (3,5 млн тонн) в 2023 году. Это почти на 50% больше, чем в 2022 году, и именно такой объем нефти указывается в новостях как основная стратегия диверсификации. Но в общем объеме экспорта нефти долю диверсификации занимает 1%, а не 50%. В противном случае 50% — это манипуляция цифрами.

Другие маршруты остаются такими же по сравнению с предыдущими годами. В Китай планируется экспортировать 1 млн т (1,4%) и по железной дороге 0,4 млн т (0,6%) нефти. Еще одно замечание: железнодорожный экспорт нефти также осуществляется в основном через территорию России.

В целом диверсификация экспорта нефти страны на 2023 год составляет 1% — это прогресс, поскольку он делает первый шаг к изменениям по сравнению с тем, что мы имели в последние десятилетия.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from EDU ANALYTICS
Ремарка по НИШ до нового поста

До поста маленькая ремарка по последней публикации. По итогам предыдущего поста разгорелись нешуточные баталии. Очевидно, что писали в основном бывшие учащиеся, их близкие и сотрудники НИШа, и даже сотрудники Министерства образования.

Аргумент был один - "НИШ хорошая школа и там качественные выпускники" - писали мне сами выпускники, уже живущие и работающие не в Казахстане.

Давайте поверим им на слово, представим, что все международные системы оценки знаний - филькина грамота, а учащиеся НИШ уровнем выше, чем любой ученик РК. Я правда допускаю такую мысль, потому как на республиканских олимпиадах у них приличные показатели.

Но основная мысль поста была в том, что НИШ - это государство в государстве. Это определенная каста умных детей, которые скорее всего поступят за границу и реализуют себя там, принося плоды своих знаний и умений другой стране.

И учитывая, что эти дети с 7 по 12 класс находятся на полном пансионе государства, то есть на наши с вами налоги, справедливо требовать от системы образования мультипликации этого опыта на страну и других казахстанских школьников:

1. Болашакеров за 1 или 2 года магистратуры обязывают пройти 5 лет отработки по специальности на территории страны, так как их обучали на гос.деньги. Почему к НИШ после 5 лет гос.пансиона не обязывают ни к чему? Мы же воспитываем качественнных кадров другим странам.

2. Сам НИШ, согласно информации на сайте, считает себя инновационной площадкой по апробации новых методов преподавания до повышения качества образования к стране. Когда начнется эта обещанная ротация/передача всех ноу-хау детям остальных казахстацев, которые своими налогами оплатили учебу НИШевцам? 15 лет существования приличный срок.

3. Почему нет ротации педагогов и администрации школ по Казахстану? Если педагог, администратор поднял уровень НИШа - пусть перейдет в в другую гос.школу и применит опыт. Это справедливо, это же гос.деньги, то есть наши с вами, как народа. Это залог поднятия общего уровня образования в стране, а не создание отдельной касты прокаченных детей.

4. Ну и очень много вопросов к Jusan Holding, который финансирует НИШ и у которого сейчас идет затяжное судебное разбирательство с государством.

https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Forwarded from EDU ANALYTICS
Частные и специализированные школы г.Астана - стоимость vs. рейтинг - Часть 1

С каждым годом частных школ в стране становится все больше, в Астане в частности. Это хороший тренд. Во-первых, он хоть как-то помогает государству разгрузить так недостающую школьную инфраструктуру в стране. Во-вторых, конкуренция всегда рождает качество.

На инфографике показаны востребованные частные и специализировнанные школы Астаны и усредненная стоимость обучения в них. Данные взяты с сайтов школ.

Среднемесячная зарплата в Казахстане по итогам 4 квартала 2022 года по стране составила 338 715 тенге. В Астане же - 393,5 тыс.тенге. Разбег стоимости обучения одного ребенка в частной или специализированной школе от 1 млн. до 12 млн.

При этом, репродуктивный рейтинг казахстанок согласно ВЭФ (total fertility rate) - 2,9 на 1 женщину страны. Скажем грубо, 3 ребенка на 1 жещину. А рейтинг разводов - примерно каждый второй брак в столице. При этих грубых подсчетах, видно, что такое образование доступно очень узкой процентной нише родителей.

Очевидно, что частные школы не всегда ставят своей целью образовательные успехи, зачастую это качественные физические и психологические условия для всестороннего развития молодой личности длиное в полный рабочий день. Но все же с бОльшим бюджетом, участием иностранных педагогов, детям этих школ должно быть доступно более качественное образование.

Мы решились поискать академические успехи данных школ, а вы уже сами соотнесите их со стоимостью обучения.

1. Министерство образования РК больше не предоставляет данные по ЕНТ и запретило рейтинги школ по итогам ЕНТ.

Часть 2 ⤵️⤵️⤵️

https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Forwarded from EDU ANALYTICS
Частные и специализированные школы г.Астана - стоимость vs. рейтинг - Часть 2

2. Существует рейтинг математических школ Казахстана 2022. Этот рейтинг составлен исключетельно по итогам международных онлайн и оффлайн олимпиад. Подробнее о методологии можно узнать из сети. Учитывая, что туда входят и международные олимпиады, то дети с английским языком обучения, могут принимать в них участие. Такие как: Азиатско-Тихоокеанская математическая олимпиада, Международная математическая олимпиада (IMO), Балканская математическая олимпиада (BMO), Олимпиада имени Леонарда Эйлера и т.д. Итак, какие места занимают там школы из нашей инфографики по сравнению с другими школами г.Астана (смотрим в рейтинге только места школ одного города):

2️⃣ место - БИЛ
5️⃣ место - РФМШ
7️⃣ место - NURORDA
1️⃣3️⃣ место - Spectrum International School
2️⃣2️⃣ место - Зерде
2️⃣4️⃣ место - Экономический лицей
3️⃣7️⃣- Astana Garden School

Всего в рейтинг вошло 48 учебных заведений.

3. Если брать не только школы с математическим уклоном, то можно взглянуть на рейтинг топ 100 лучших олимпийских школ по итогам республиканских олимпиад (совокупность по разным дисциплинам) за 2020-2021 год. Опять же смотрим только на Астану:

5️⃣ место - РФМШ
6️⃣ место - БИЛ
8️⃣ место - NURORDA
1️⃣9️⃣ место - ШГ N46
2️⃣9️⃣ место - НИШ ФМН
3️⃣8️⃣ место- ШГ N 17
4️⃣5️⃣ место- Гимназия N 6
6️⃣1️⃣ место - ШГ N 3
6️⃣9️⃣ место - Spectrum International School
7️⃣5️⃣ место - ШЛ N 66
8️⃣0️⃣ место - Зерде
8️⃣9️⃣ место - НИШ
1️⃣1️⃣3️⃣ место - Дарын

До этого в комментариях писали, что междунаробное тестирование PISA, которому 26 лет и в котором участвуют 88 стран (включая Казахстан) - это не показатель уровня знаний, в этой публикации привожу статистику казахстанских оценочных систем.

Примечательно, что есть простые школы (и не только в Астане), которые обходят результативностью частные и специализированные. Опять же встает вопрос того, как это масштабировать на результативность всей образовательной системы страны.

https://news.1rj.ru/str/EduAnalytics
Почему стоимость акций КазМунайГаза не растет? Часть 1.

Первое размещение акций КазМунайГаза состоялось 3 декабря 2022 г. Стартовая цена за одну акцию составила 8406 тг. По оценке разных аналитических агенств ожидался прогрессирующий рост цены за акцию. Так, например, казахстанские брокерские компании оценили таргеты по будущей цене стоимости 1 акции в перспективе на 12 месяцев:

📍Халык Финанс – Т11 303;
📍Freedom Broker – Т12 800;
📍BCC Invest - Т11 698;
📍Jusan Invest - Т11 429.

На текущий момент, 28.02.2023, цена за акцию составляет Т9 765 тенге.

Давайте сделаем разбор потенциальных причин медленного поднятия стоимости.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

В этой публикации мы рассмотрим проблему ежегодного уменьшения добычи нефти месторождений КМГ.

На месторождениях, где КМГ является мажоритарным акционером, наблюдается тенденция к ежегодному истощению добычи. Основными факторами этого процесса, в первую очередь, является отсутствие открытия новых месторождений. Это происходит по 2 главным причинам - бюрократия и недостаток квалифицированных геологов международного уровня. По кодексу, в Казахстане от стадии разведки и оценки до стадии добычи в среднем проходит от 6-12 лет.

У казахстанских геологов не хватает международного опыта по открытию месторождений. Эффективная работа геолога заключается в использовании оцифровыванных старых данных, корректировании этих оцифрованных старых данных, применении новейших технологий для получения новых данных, а также эффективного способа их обработки для оптимального нахождения бурения поисковых разведочных скважин.

На текущих момент у геологов КМГ проблема в том, что не все старые данные оцифрованы и скорректированы. Кроме того, неполноценно используется передовые технологии для получения новых данных, потому что нужны дополнительные инвестиции во внедрении этих технологий в Казахстане, а также повышение компетенции текущих кадров, чтобы они могли ими пользоваться. А КМГ по сей день работает по старинке, используя те устаревшие технологии и подходы, которые были при советской власти.

Вторый важный момент, КМГ очень медленно внедряет новые технологии и методы для интенсификации добычи. Острая текущая проблема почти всех казахстанских месторождений - это обводненность скважин. Это ситуация, когда при добыче нефти, скважина наполняется водой из соседних пород. Как только обводненность достигает 98-99% становится нерентабельно добывать нефть из этой сважины, поэтому ее консервируют.

Текущая практика КМГ в таких случаях - консервация наполненной водой скважины и бурение новой, что стоит в разы дороже, чем если бы внедрил технологии по уменьшению обводненности скважин.

Еще одно упущение КМГ том, что в своих зрелых месторождениях (кроме Тенгиз, Кашаган, Карачаганак) - не системный подход к поддержанию пластового давления с целью продления срока жизни месторождения. КМГ в основном закачивает воду или использует альтернативные методы вытеснения нефти, что компания каждый раз надеется добыть тот же объем нефти, что и нагнетаемой субстанции (вода/газ и т.д.).

Результатом такого подхода является тот факт, что извлекаемый объем нефти из месторождения (коэфициент извлечения нефти) достигает всего 20-30%. Но для сведения, мировой опыт показывает, что эту цифру можно учеличить до диапазона 40-60%. Об этом будем отдельный пост.

Следующий пост рассмотрит следующую потенциальную причину неактивного роста цены на акцию КМГ.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Вместе с коллегой из Германии проанализировали причину текущего снижения цены на газ, а также его влияние на экономику стран-экспортеров газа, затем порассуждали, что будет с ценой на газ в долгосрочной перспективе.

Интервью было на азербайджанском телеканале CBC TV: https://youtu.be/Kro03sLoQzk
Forwarded from Amirus’ World
Каждый конфликт рано или поздно заканчивается и закрепляется договорами о новых правилах — как дальше отношения между сторонами и в регионе будет работать в плане политики, экономики, торговли, и всего прочего.

Казахстан должен формировать свою повестку о том, каким должен быть мир по итогам военного вторжения РФ в Украину. В плане экономики ключевым вопросом вижу вопрос регулирования транспортных потоков через Россию.

При первой возможности, Казахстан при поддержке заинтересованных сторон (а их много — практически от всех европейских стран до Китая), должен закрепить право свободного перехода ЖД и авто транспорта через Россию, из Казахстана в Европу (Украину) и обратно. Может быть и речного, через Волгу и Дон.

Инфраструктура может быть построена самим Казахстаном, Россией или другими участниками, но там должен быть свободный переход, закрепленный международными договорами.

Без принципа свободного перехода транспортных потоков, Казахстану сложно будет возродить Шелковый Путь 2.0. Ибо в этих вопросах Казахстан в большей части конкурирует с Россией. Россия может повысить тарифы. Россия может задержать ЖД, авто или водный транспорт. Россия может закрыть пути. Помимо ряда других, эти риски не дают развиваться наземному потоку товаров между Азией и Европой.

А нам супер важно возродить Шелковый Путь 2.0 в 21 веке. Это короче и быстрее, чем морской транспорт. Более того, я верю что уже достаточно технологий, чтобы наземный транспорт стал в разы дешевле чем морской. Проекты вроде Hyperloop, автопоездов, умных дорог могут сделать авто и ЖД потоки молниеносными. Представьте скоростной поезд, который за 15 часов может доставить большой объем груза из Шанхая до Берлина. Технологий это позволяют. Не позволяют политические риски и отсутствие единой политической воли построить такую инфраструктуру. Через океан такой груз будет ехать 40-45 суток. А тут 15-20 часов, при условии наличия инфраструктуры и нужного регулирования.

Это в интересах Казахстана. Нужно возрождать министерство транспорта. Нужно стимулировать транспортные проекты в стране и регионе. Нужно создавать университеты с фокусом на транспортные технологий и управление. Нужно финансировать стартапы в этой сфере. Приглашать международных проектов на пилоты в Казахстане. Создавать центры компетенций в Казахстане. Мы можем стать номер 1 в мире в этом. ОАЭ, возможно, не центр инноваций, зато ОАЭ одним из первых в мире применяет и собирает технологий — от умного города, до криптоплощадок и government tech.

Есть пример конвенции Монтрё, регулирующий проход торговых и военных кораблей через пролив Босфор и Дарданеллы. Торговые корабли пользуются принципом полной свободы перехода, с определенным регулированием со стороны Турции, но Турция не имеет права ограничивать переход торговых и гражданских судов. Это может быть примером для нас.

Сейчас развивают маршрут через Азербайджан и Грузию. Тоже нужно развивать, но не ограничиваться. В этом маршруте слишком много стран до Европы, а еще слишком много переходов с суши на море и обратно (Каспийское море, Черное море) — мультимодальная логистика, делает транспортировку и дольше, и дороже. Но этот маршрут тоже нужен. Нужно покупать порты в Азербайджане, Грузии, Турции, Румынии, Болгарии, Украине, создавать инфраструктуру.

Китай будет самым большим клиентом этого пути просто по одной причине. На фоне противостояния с Америкой, это единственный маршрут, который не идет по морю и связывает Китай с Ближним Востоком и Европой.

Китаю еще далеко до американского флота и американских авианосцев. Америка — хозяйка морей и океанов еще на 7-10 лет и может оборвать морские пути снабжения Китая — и в Тихом Океане, и в Индийском Океане. Соответственно, если Китай хочет выжить в условиях возможных санкции и блокады, экспортировать товары и импортировать ресурсы, Китаю нужны наземные маршруты где нет прямого контроля США. А это Шелковый Путь 2.0 через Казахстан.
Forwarded from 🇰🇿 FINANCE.kz
👷 ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Крупнейшие источники электроэнергии в Азии по странам. В Казахстане, как и в Китае, Индии, Турции, Монголии и подавляющем числе стран — основной источник уголь. В Китае на уголь приходится 62%.

#энергетика @FINANCEkaz
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Комментарии по отгрузке нефти с Кашагана через порт Актау в трубопровод БТД

Маршрут БТД используется для транспортировки нефти из Казахстана не в первый раз.

В прошлом по этому маршруту поставлялась нефть месторождения Тенгиз.

Во-вторых, 6900 тонн нефти компании INPEX с месторождения Кашаган – это 1/10000 или 0,01% всего экспорта казахстанской нефти. В 2023 году план – 71 млн тонн экспорта.

Тем не менее, учитывая, что маршрут БТД предполагает более высокие тарифы и мультимодальный режим транспортировки, это один из правильных шагов попытки диверсифицировать маршруты экспорта нефти.

Кроме того, добыча нефти в Азербайджане уже более 10 лет находится в состоянии естественного спада, а пропускная способность БТД более чем наполовину пустует.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Потенциал нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) для экспорта казахстанской нефти

Нефтепровод БТД был введен в эксплуатацию в 2006 году с пропускной способностью 1 млн баррелей в сутки или 50 млн тонн в год. БТД транспортирует азербайджанскую нефть через Грузию🇬🇪 и Турцию🇹🇷 на мировой рынок. Также транспортируется небольшое количество нефти из Туркменистана🇹🇲 и Казахстана🇰🇿. Основными акционерами БТД являются компания bp (30%) и Азербайджан🇦🇿 (25%).

В 2009 году, пропускная способность нефтепровода была увеличена до 1,2 млн баррелей в сутки (60 млн тонн в год). Однако, максимальный дебит был достигнут в 2010 году - 1,06 млн баррелей в сутки. С тех пор поток нефти по трубопроводу уменьшился и в 2021 году составил в среднем 0,550 млн баррелей в сутки (27 млн ​​тонн в год). В настоящее время более половины пропускной способности трубопровода БТД не используется, что составляет более 30 млн тонн в год.

Основная причина связана со снижением добычи нефти с месторождений и увеличением внутреннего потребления страны🇦🇿. С 2010 года добыча нефти в стране снизилась на 30% с 1 до 0,7 млн ​​баррелей в сутки. При таких темпах падения добычи неиспользуемые резервные мощности БТД будут увеличиваться еще больше, если дополнительные поставки нефти не будут поступать из других стран.

Казахстан транспортирует небольшое количество нефти по БТД с перебоями. Например, один из перебоев с поставками произошел после российско-грузинской войны 2008 года, что вызвало геополитический риск.

Причиной небольшого объема транспортировки казахстанской нефти является отсутствие связи между нефтепроводом БТД и портом Актау. В 2006 году акционеры Кашагана предложили проект на $4 млрд. Проект Транскаспийская система транспортировки нефти должен был соединить порт Актау с БТД. С тех пор не было существенных шаг по проекту, только грузовые суда перевозят 🇰🇿нефть.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from ProEconomics
🛢Bloomberg: cамая важная цена на нефть в мире вот-вот изменится навсегда

Bloomberg опубликовал сегодня интересную новость, согласно которой, в скором времени расчет котировки (стоимости) эталонной марки Brent должен измениться. Но давайте обо всем по порядку:

🌎 В мире добывается несколько десятков сортов нефти, различающихся по качеству. Только Россия поставляет 6 сортов. Очевидно, что все существующие сорта нефти не могут торговаться на биржах, а иначе это серьезно усложнит торговлю. В настоящее время биржевые котировки устанавливаются лишь для немногочисленных так называемых маркерных сортов нефти.

🔥 Так вот, одним таким маркерным стандартом для международных рынков нефти служит нефть сортов Brent. Важно понимать, что котировка сорта Brent – это по факту стоимость смеси 4-х высококачественных и схожих по составу сортов нефти, добываемых в Северном море с 1970-х гг. В свое время она была разработана странами-экспортерами нефти (ОПЕК). Цены других сортов определяются при помощи дифференциала - скидки или надбавки, обусловленной отличиями в качестве.

❗️Но в связи с сокращением добычи нефти в Северном море в последние годы, наблюдаются снижение запасов сорта Brent и как следствие ее ликвидности, в результате чего возникают искажения при определении цены как самой смеси, так и других сортов нефти. Поэтому у трейдеров стали зреть смутные сомнения в необходимости продолжения считать Brent маркерным сортом.

‼️ Впервые такие опасения выразил British Petroleum (BP). В частности, в 2021 г. британская нефтяная компания обвинила Platts, который и занимается расчетом котировки Dated Brent (спотовой цены Brent), в «манипуляциях» в оценке. Обвинение BP наделало много шуму. Ведь Dated Brent- лежит в основе установления цены примерно 2/3 мировой нефти и даже определяет цену некоторых сделок с газом.

⚖️ Государства-производители нефти часто продают свои баррели с небольшой надбавкой или скидкой к Dated Brent, поэтому для них важна точная механика ее формирования. Кроме того, эталон находится в центре сложной сети деривативов, в итоге формируя фьючерсы на нефть марки Brent, которые торгуются на биржах.

⚡️В прошлом попытка Platts изменить способ оценки котировки Brent вызвала критику со стороны участников нефтяного рынка. Но в этот раз, видимо, уже без изменений никак. И изменения, согласно Bloomberg, будут заключаться в том, что при расчете Dated Brent теперь будет учитываться цена и американского сорта WTI. WTI (West Texas Intermediate) - западнотехасский средний сорт, служит маркером для импортируемой в США нефти. Объем текущей добычи сорта не превышает 1% мирового, но к нему привязано примерно 2/3 всех торгуемых в мире нефтяных фьючерсов.

📎 Сложность заключается в том, что в отличие от классического сорта Brent сорт WTI отличается иным качеством – выше плотность и содержание серы. Тем не менее, механизм уже предлагается пока следующий: трейдеры смогут выставлять WTI Midland на продажу с побережья Мексиканского залива США. Он будет доставлен в Роттердам, а затем цена WTI будет скорректирована на цену фрахта, (как если бы он был доставлен из Северного моря) и в таком виде учтена при расчете Dated Brent.

Изменения при расчете Dated Brent произойдут в июне. Хотя уже с февраля новый механизм используется при оценке форвардных цен на нефть. Такая смена механизма теперь будет означать, что изменения котировки-ориентира на нефтяном рынке - Dated Brent - будут в большей степени, чем раньше, подвергаться влиянию добычи нефти в США на Мексиканском заливе

@pro_economics_kz
Forwarded from ℕ𝕖𝕗𝕥𝕖𝔾𝕒𝕫 𝕋𝕒𝕝𝕜𝕤 🔊
Баррель или тонна? Львиная доля нефти и газа в Казахстане будет добываться на трёх крупнейших месторождениях, разрабатываемых международными компаниями: на Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане. На данный момент отчётность для Казахстана по добыче нефти и газа ведётся, в основном, в международной системе единиц. Что мешает Казахстану перейти в отчетность в баррелях?

📺🎙Обсудим этот вопрос в среду 5 апреля в 17:00 (время Алматы).
Гость: Абзал Нарымбетов. Основатель телеграм-канала Energy Analytycs.

📌 Абзал Нарымбетов - инженер-нефтяник со стажем работы более 15 лет. В корзине опыта работы две международные нефтяные компании (Eni, TotalEnergies), одна национальная (КМГ) и одна нефтесервисная (Baker Hughes).

По академическому образованию учился в ведущих технических университетах Турции (METU) – BSc по нефтяной инженерии, России (РГУ им.Губкина) и Франции (IFP) - MSc по моделированию залежеи‌ УВ, Швейцарии (GBS) – MBA в области управления нефтью и газом.
В 2019 году стал первым казахстанцем, получившим международный сертификат, который позволил стать полноправным членом глобальной профессиональной организации по подсчету запасов нефти и газа SPEE, что позволяет ему проводить международный аудит запасов компаний, которые обращаются на мировых биржах и выпускать отчеты по техническому аудиту, как независимая сторона.

Читает курсы в ВУЗах, в том числе Geneva Business School (Казахстан и Испания), Назарбаев Университет, Сатбаев Университет, Атырауский университет нефти и газа, а также в КазГЮУ. Список курсов включает, помимо прочего, экономику энергетики, бизнес-аналитику и Big Data, управление рисками и визуализацию данных.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Нужно ли строить Казахстану новые НПЗ?

Еще в 2016 все три крупных НПЗ (АНПЗ, ПНХЗ и ШНОС) могли покрыть спрос внутреннего рынка на 70% по бензину, на 90% по дизелю и на 50% по авиакеросину. После их модернизации, завершившейся в 2018 году (стоимостью 6 млрд. долл. США) они стали покрывать внутренний рынок на 100%. Более того, с 2019 года страна начала экспортировать бензин.

Согласно национальному энергетическому докладу KazEnergy в 2021 г., до 2050 года в Казахстане не будет дефицита по ГСМ, авиакеросину и дизелю. Иными словами, три НПЗ покроют весь внутренний спрос с увеличением переработки до 21 млн тонн в год с текущих 18.

Первый план строительства четвертого НПЗ был озвучен еще 10 лет назад министром энергетики того времени, Сауатом Мынбаевым. В связи с увеличением потребления нефтепродуктов, планировалось завершить строительство нового НПЗ к 2019 году, чтобы покрыть дефицит, который ожидался после 2020-х годов.

Когда наступил 2019 год, уже новый министр, Канат Бозумбаев, положил конец этому предложению. Было принято решение модернизировать существующие три НПЗ, построенные в советское время, за счет более качественных нефтепродуктов и увеличения пропускной способности. Приоритетом было удовлетворение внутреннего потребления нефтепродуктов, а не их экспорта.

Учитывая недавний опыт частичной остановки терминала КТК, может снова возникнуть идея строительства 4-го НПЗ. Поскольку в настоящее время почти вся нефть экспортируется через территорию России, в случае риска перебоев или геополитики, почему бы не переработать часть нефти в стране.

Необходимость в строительстве 4-го НПЗ возникает только в том случае, если нужно отправлять нефтепродукты на экспорт. В теории это очень хорошая бизнес-возможность, но для этого надо изучать рынок: будет ли спрос в течение следующих 5–10 лет у стран-соседей. Если будет спрос извне и финансовая возможность на постройку, то почему бы не построить.

Но и тут есть очень важный момент, на мой взгляд, пусть его строят частные инвесторы без привлечения государственных денег. Бизнес справится намного эффективнее и быстрее с постройкой завода.

Кроме того, есть еще одно стратегическое направление для развития - нефтегазохимия. Она в Казахстане слабо развита. Это очень прибыльная индустрия, но требует больших капитальных вложений, высоких технологий и квалифицированных специалистов. В идеале государство должно создать благоприятный бизнес-климат для частных компаний, чтобы обратить их внимание на бизнес по нефтегазохимии.

https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Баррель или тонна? В Казахстане коэффициент баррелизации на различных месторождениях варьируется от 6,7 до 8,0 баррелей за тонну согласно отчетам крупных нефтяных компаний на их официальных сайтах. Подобная разница в коэффициенте при пересчете приводит к тому, что разница в суточной добыче нефти в стране может варьироваться от 50 тыс. до 100 тыс. барр./сут. Цифра немаленькая. Почему ОПЕК и Министерство Энергетики РК берет коэффициент баррелизации именно 7,33 баррелей за тонну? Что мешает Казахстану перейти в отчетность в баррелях?

📺🎙Обсудим этот вопрос через 5 мин сейчас в 17:00 (время Алматы).
Гость: Абзал Нарымбетов. Основатель телеграм-канала Energy Analytics.

Чтобы присоединиться к беседе: https://news.1rj.ru/str/neftegaztalks?livestream
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM