Forwarded from ENERGY MONITOR
Помните поправки в Кодекс "О недрах", согласно которым по малоизученным участкам можно переходить на заключение контракта на недропользование без конкурса благодаря геологическому изучению недр (ГИН)?
В принципе я сторонник таких либеральных мер (пусть лучше частники изучают участки, вдруг найдут большую нефть). Все равно есть единый Модельный контракт, где одинаково прописаны условия для всех (частник, нацкомпания, западные инвесторы).
Но когда опубликовали список компаний, которым даны участки на ГИН - я был шокирован.
А ему еще принадлежит десяток компаний по твердо-полезным ископаемым (по базе kompra.kz).
В интернете про Магомедова особо ничего неизвестно, кроме того, что разрабатывает нефтегазовое месторождение Mangyshlak Petroleum с родным братом Ахметжана Есимова, имеет отношение к Культурному центру Дагестана в городе Астана.
Сейчас поправки в Кодекс находятся в Сенате. Главное - чтобы не дали возможность переходить на заключение прямых контрактов на недропользование по уже выданным и недействительным участкам ГИН. Так будет справедливо и честно в отношении других игроков на рынке.
@NRG_monitor
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Полностью согласен с коллегой: вопрос виз - это не про «удобство путешествий». Это про скорость движения капитала и реальную способность страны привлекать инвестиции.
Личный пример.
Несмотря на то что я много лет летаю в Европу 2–3 раза в год, сейчас оформление визы для некоторых стран в Шенген занимает более трех недель. При этом паспорт на все это время забирают. Итог - уже второе мероприятие в Европе вынужден пропускать просто из-за сроков рассмотрения, хотя осень - пик деловой активности.
Для сравнения:
🇺🇸 виза в США в основном выдается на 10 лет,
🇦🇪, 🇸🇬, 🇶🇦 и ряд других стран - 30 дней и более, иногда по прилету,
а у Азербайджана с ЕС - уже давно упрощенный режим.
И вот что важно: раньше мы думали, что это проблема лишь со стороны Европы. Однако пример Азербайджана показывает, что можно добиться другого - если есть дипломатическая настойчивость и фокус на результате.
Если соседняя страна смогла пролоббировать ускоренные процедуры, удешевление виз и льготы еще 10 лет назад, это означает, что вопрос упирается не только в Брюссель, но и в эффективность наших собственных дипломатических усилий.
Мы говорим о привлечении европейского капитала, о диверсификации инвесторской базы - но без элементарной легкости визового режима это невозможно. Инвестор не поедет туда, где вход закрыт бюрократией. Предприниматель не будет ждать. Деловая активность требует скорости.
Казахстан обладает куда более значимым для ЕС товарооборотом - нефть (#1 по экспорту), металлы, уран, критические минералы. Но этот стратегический ресурс пока так и не конвертирован в шенгенские преимущества для наших граждан.
Если мы хотим реального роста инвестиций - нужно начинать именно с этого.
И да, вопрос к дипломатам здесь вполне прямой: когда будет прогресс?
Личный пример.
Несмотря на то что я много лет летаю в Европу 2–3 раза в год, сейчас оформление визы для некоторых стран в Шенген занимает более трех недель. При этом паспорт на все это время забирают. Итог - уже второе мероприятие в Европе вынужден пропускать просто из-за сроков рассмотрения, хотя осень - пик деловой активности.
Для сравнения:
🇺🇸 виза в США в основном выдается на 10 лет,
🇦🇪, 🇸🇬, 🇶🇦 и ряд других стран - 30 дней и более, иногда по прилету,
а у Азербайджана с ЕС - уже давно упрощенный режим.
И вот что важно: раньше мы думали, что это проблема лишь со стороны Европы. Однако пример Азербайджана показывает, что можно добиться другого - если есть дипломатическая настойчивость и фокус на результате.
Если соседняя страна смогла пролоббировать ускоренные процедуры, удешевление виз и льготы еще 10 лет назад, это означает, что вопрос упирается не только в Брюссель, но и в эффективность наших собственных дипломатических усилий.
Мы говорим о привлечении европейского капитала, о диверсификации инвесторской базы - но без элементарной легкости визового режима это невозможно. Инвестор не поедет туда, где вход закрыт бюрократией. Предприниматель не будет ждать. Деловая активность требует скорости.
Казахстан обладает куда более значимым для ЕС товарооборотом - нефть (#1 по экспорту), металлы, уран, критические минералы. Но этот стратегический ресурс пока так и не конвертирован в шенгенские преимущества для наших граждан.
Если мы хотим реального роста инвестиций - нужно начинать именно с этого.
И да, вопрос к дипломатам здесь вполне прямой: когда будет прогресс?
Telegram
Finmentor.kz
Прямые рейсы и безвиз — это не “удобство для путешествий”. Это инфраструктура для капитала.
#оффтопвыходногодня
Когда страна получает прямые авиасообщения и упрощенный визовый режим, деловые связи растут не постепенно, а скачкообразно. Мы в OD Consulting…
#оффтопвыходногодня
Когда страна получает прямые авиасообщения и упрощенный визовый режим, деловые связи растут не постепенно, а скачкообразно. Мы в OD Consulting…
🇳🇴 Норвежский ответ на вопрос: «Где наш план бурения?»
Канал PACE очень точно описал парадокс Казахстана: добычу прогнозируем, отчетность подводим, стратегии пишем – а вот планов бурения по стране как не было, так и нет. Ни по компаниям, ни по регионам.
Чтобы понять, насколько это ненормально, достаточно открыть сайт Norwegian Petroleum Directorate (NPD).
Как это делает Норвегия
У NPD с 1965 года каждая разведочная скважина живет в открытой, удобной витрине на базе Tableau:
🔵 общий счетчик всех разведочных скважин;
🔵 отдельный счетчик wildcat и appraisal;
🔵 разбивка по морям: North Sea, Norwegian Sea, Barents Sea;
🔵 интерактивный таймлайн: сколько скважин пробурено в каждый год;
🔵 карта, где по годам можно смотреть точки бурения;
🔵 для каждого года – коэффициент открытий (discovery rate), число discovery и dry wells.
Вся эта красота – публичная, крутится в браузере, и в один клик выгружается в формате PNG, PDF, PPT. Любой студент, инвестор или журналист за пять минут понимает, куда двигалась геологоразведка страны последние 60 лет.
Это не «инновация». Это просто нормальная работа регулятора зрелой нефтяной юрисдикции.
А что у нас?
В Казахстане мы десятилетиями «строим» что-то подобное. Итог:
нет единой, доступной статистики по разведочному бурению;
нет публичного таймлайна по скважинам;
нет карты, которая честно показывает, где реально ведется поисковое бурение, а где только красивые презентации.
При этом у нас есть Национальная геологическая служба, которая, судя по текущей практике, все больше превращается в промежуточное звено по оказанию тренинг-услуг недропользователям (моделирование tNav и т.п.), а не в центр открытой геологической информации для страны.
Именно такие витрины данных, как у NPD, должны быть их основной витриной компетенции:
публичный учет всех разведочных скважин, прозрачная статистика по открытиям и промахам, удобный интерфейс для рынка.
Зачем это вообще нужно?
Публичный план и фактическая статистика бурения - это:
📎индикатор реальной геологоразведки, а не презентаций;
📎честный ответ, насколько мы завязаны на пару гигантов и сколько бурим по остальной стране;
📎база для прогнозов добычи на 10+ лет;
📎минимальное условие, чтобы крупный инвестор воспринимал юрисдикцию всерьез.
Норвежский пример показывает: все это можно собрать в одном простом дашборде и выложить в открытый доступ.
То, что у нас до сих пор этого нет, - не техническая проблема. Это симптом отношения к геологоразведке как к чему-то, что лучше не показывать, чтобы потом не объяснять результаты.
А без честной картинки по бурению нового цикла открытий у страны не будет - как бы красиво это ни звучало в стратегиях.
🔵 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Канал PACE очень точно описал парадокс Казахстана: добычу прогнозируем, отчетность подводим, стратегии пишем – а вот планов бурения по стране как не было, так и нет. Ни по компаниям, ни по регионам.
Чтобы понять, насколько это ненормально, достаточно открыть сайт Norwegian Petroleum Directorate (NPD).
Как это делает Норвегия
У NPD с 1965 года каждая разведочная скважина живет в открытой, удобной витрине на базе Tableau:
Вся эта красота – публичная, крутится в браузере, и в один клик выгружается в формате PNG, PDF, PPT. Любой студент, инвестор или журналист за пять минут понимает, куда двигалась геологоразведка страны последние 60 лет.
Это не «инновация». Это просто нормальная работа регулятора зрелой нефтяной юрисдикции.
А что у нас?
В Казахстане мы десятилетиями «строим» что-то подобное. Итог:
нет единой, доступной статистики по разведочному бурению;
нет публичного таймлайна по скважинам;
нет карты, которая честно показывает, где реально ведется поисковое бурение, а где только красивые презентации.
При этом у нас есть Национальная геологическая служба, которая, судя по текущей практике, все больше превращается в промежуточное звено по оказанию тренинг-услуг недропользователям (моделирование tNav и т.п.), а не в центр открытой геологической информации для страны.
Именно такие витрины данных, как у NPD, должны быть их основной витриной компетенции:
публичный учет всех разведочных скважин, прозрачная статистика по открытиям и промахам, удобный интерфейс для рынка.
Зачем это вообще нужно?
Публичный план и фактическая статистика бурения - это:
📎индикатор реальной геологоразведки, а не презентаций;
📎честный ответ, насколько мы завязаны на пару гигантов и сколько бурим по остальной стране;
📎база для прогнозов добычи на 10+ лет;
📎минимальное условие, чтобы крупный инвестор воспринимал юрисдикцию всерьез.
Норвежский пример показывает: все это можно собрать в одном простом дашборде и выложить в открытый доступ.
То, что у нас до сих пор этого нет, - не техническая проблема. Это симптом отношения к геологоразведке как к чему-то, что лучше не показывать, чтобы потом не объяснять результаты.
А без честной картинки по бурению нового цикла открытий у страны не будет - как бы красиво это ни звучало в стратегиях.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Rompetrol и «модернизация»: куда ушли $14 млрд КМГ?
В 2007–2009 гг. «КазМунайГаз» купил румынскую Rompetrol (KMG International).
За вход в актив и последующие вложения в НПЗ и инфраструктуру КМГ суммарно потратил порядка $7 млрд.
За те же годы Rompetrol/KMGI заплатили в бюджет Румынии более $20 млрд налогов и платежей.
Только в 2022 году 40% всех налогов и платежей КМГ (760 млрд тенге) пришлось на Румынию.
💸 Дивиденды для КМГ: 2024 год - очередной убыток, на 2025-й прогнозируется минус.
Параллельно в Казахстане КМГ вложил ещe примерно $7 млрд в модернизацию трех НПЗ - Атырауского, Павлодарского и Шымкентского.
Кто реально заработал на этих проектах, в принципе не загадка: достаточно посмотреть на список основных подрядчиков и объем подрядов.
Если сложить:
• $7 млрд – Rompetrol,
• $7 млрд – модернизация трез казахстанских НПЗ,
получаем $14 млрд.
На эти деньги Казахстан мог построить один–два современных НПЗ мирового уровня, ориентированных на внутренний рынок и экспорт, вместо того чтобы десятилетиями субсидировать чужой бюджет и кормить подрядчиков.
Вопрос остается тем же, что и 20 лет назад, но сейчас звучит острее:
кто в итоге выиграл от сделки с Rompetrol и многомиллиардной «модернизации» наших НПЗ - и каков был реальный стратегический смысл для Казахстана?
🔵 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
В 2007–2009 гг. «КазМунайГаз» купил румынскую Rompetrol (KMG International).
За вход в актив и последующие вложения в НПЗ и инфраструктуру КМГ суммарно потратил порядка $7 млрд.
За те же годы Rompetrol/KMGI заплатили в бюджет Румынии более $20 млрд налогов и платежей.
Только в 2022 году 40% всех налогов и платежей КМГ (760 млрд тенге) пришлось на Румынию.
💸 Дивиденды для КМГ: 2024 год - очередной убыток, на 2025-й прогнозируется минус.
Параллельно в Казахстане КМГ вложил ещe примерно $7 млрд в модернизацию трех НПЗ - Атырауского, Павлодарского и Шымкентского.
Кто реально заработал на этих проектах, в принципе не загадка: достаточно посмотреть на список основных подрядчиков и объем подрядов.
Если сложить:
• $7 млрд – Rompetrol,
• $7 млрд – модернизация трез казахстанских НПЗ,
получаем $14 млрд.
На эти деньги Казахстан мог построить один–два современных НПЗ мирового уровня, ориентированных на внутренний рынок и экспорт, вместо того чтобы десятилетиями субсидировать чужой бюджет и кормить подрядчиков.
Вопрос остается тем же, что и 20 лет назад, но сейчас звучит острее:
кто в итоге выиграл от сделки с Rompetrol и многомиллиардной «модернизации» наших НПЗ - и каков был реальный стратегический смысл для Казахстана?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
ENERGY ANALYTICS
40% налогов и платежей КМГ уходит в Румынию
Данные включают налоги, НДПИ, подписной бонус и прочие выплаты.
Всего платежей было 1,9 трлн тенге, из которых 52% приходится на Казахстан.
Страны были расположены в порядке убывания суммы выплат:
🇰🇿Казахстан…
Данные включают налоги, НДПИ, подписной бонус и прочие выплаты.
Всего платежей было 1,9 трлн тенге, из которых 52% приходится на Казахстан.
Страны были расположены в порядке убывания суммы выплат:
🇰🇿Казахстан…
Как вы считаете, кто больше всего выиграл от сделки KMG–Rompetrol и последующих вложений в НПЗ (Румыния + Казахстан) на сумму около $14 млрд?
Anonymous Poll
26%
Бывшие владельцы Rompetrol
48%
Румынский бюджет и европейские подрядчики
22%
Владельцы подрядных компаний модернизации трех НПЗ в Казахстане
3%
Казахстан через КМГ (стратегический актив, все еще впереди)
23%
Трудно сказать / мало информации
🌅 Время заката в Казахстане 🇰🇿
На карте выше Нурасыл Абдразакулы промоделировал реальные астрономические времена заката по Казахстану на 24 ноября 2025 года.
Географически страна растянута почти на четыре естественных часовых пояса, но официально у нас один - UTC+5.
Из-за этого получается парадокс:
• на востоке солнце зимой садится уже около 15:18,
• на западе светло и после 18:00.
Почти трехчасовая разница при одной и той же «официальной» времени.
Одна страна, один часовой пояс - но совершенно разный суточный ритм.
Это сказывается на:
• циркадных ритмах и качестве сна 😴
• продуктивности и графике работы 🧑💻
• школьных расписаниях и времени дороги детей домой 👩🏫
• том, насколько рано «наступает ночь» зимой 🌃
Отдельный, почти не изученный вопрос - энергосистема. Нужно количественно посчитать, как изменилось потребление электроэнергии и пики нагрузки после перехода на единый часовой пояс и отмены зимнего/летнего времени по сравнению с периодом, когда в стране было 2–3 часовых пояса.
Очень показательная карта.
Как у Вас в регионе - во сколько сейчас реально темнеет, и комфортно ли жить при действующем часовом поясе? Пишите в комментариях ⏱️
🔵 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
На карте выше Нурасыл Абдразакулы промоделировал реальные астрономические времена заката по Казахстану на 24 ноября 2025 года.
Географически страна растянута почти на четыре естественных часовых пояса, но официально у нас один - UTC+5.
Из-за этого получается парадокс:
• на востоке солнце зимой садится уже около 15:18,
• на западе светло и после 18:00.
Почти трехчасовая разница при одной и той же «официальной» времени.
Одна страна, один часовой пояс - но совершенно разный суточный ритм.
Это сказывается на:
• циркадных ритмах и качестве сна 😴
• продуктивности и графике работы 🧑💻
• школьных расписаниях и времени дороги детей домой 👩🏫
• том, насколько рано «наступает ночь» зимой 🌃
Отдельный, почти не изученный вопрос - энергосистема. Нужно количественно посчитать, как изменилось потребление электроэнергии и пики нагрузки после перехода на единый часовой пояс и отмены зимнего/летнего времени по сравнению с периодом, когда в стране было 2–3 часовых пояса.
Очень показательная карта.
Как у Вас в регионе - во сколько сейчас реально темнеет, и комфортно ли жить при действующем часовом поясе? Пишите в комментариях ⏱️
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Ресурсная линия
Лобби ГИНов - коридор через МОБ
Что такое МОБы - малоизученные осадочные бассейны? Простыми словами - это недра в пределах определенной территории и глубины, где по-мнению Комгео мало информации о потенциале нефтегаза.
МОБы возникли в ответ дикого лобби по ГИНам перевести все выданные 3 года назад лицензии на ГИН в разряд исключительных. То есть лоббисты хотели всю незаконтрактованную под УВС территорию застолбить за собой, чтобы приоритетно в обход аукционов получать контракты на разведку.
Тогда придумали фишку МОБ, чтобы сузить аппетиты лоббистов до конкретных малоизученных территорий.
Так произошло срастание темы МОБов и ГИНов.
Но как сам по себе будет работать тема МОБов? У него есть геологические критерии, которые в прошлом году прописали в Кодексе о недрах. Эти критерии подтверждает Комгео и затем территория переводится в разряд МОБов, по которой действует либеральный, а в части ГИНов - приоритетный порядок предоставления контрактов на разведку УВС.
Теперь главный вопрос. Сколько будет стоить подкупить эксперта Комгео, чтобы признать "хорошую" территорию МОБом и получить контракт на разведку из ГИН? Ответ: немного в сравнении с выпавшим кушем.
Кто из гос органов сможет оспорить заключение Комгео по той или иной территории МОБ? Ответ: никто.
Новые критерии, новые коридоры, новые узкие места - все признаки административно-рентной экономики. Никогда такого не было, и вот опять...
Что такое МОБы - малоизученные осадочные бассейны? Простыми словами - это недра в пределах определенной территории и глубины, где по-мнению Комгео мало информации о потенциале нефтегаза.
МОБы возникли в ответ дикого лобби по ГИНам перевести все выданные 3 года назад лицензии на ГИН в разряд исключительных. То есть лоббисты хотели всю незаконтрактованную под УВС территорию застолбить за собой, чтобы приоритетно в обход аукционов получать контракты на разведку.
Тогда придумали фишку МОБ, чтобы сузить аппетиты лоббистов до конкретных малоизученных территорий.
Так произошло срастание темы МОБов и ГИНов.
Но как сам по себе будет работать тема МОБов? У него есть геологические критерии, которые в прошлом году прописали в Кодексе о недрах. Эти критерии подтверждает Комгео и затем территория переводится в разряд МОБов, по которой действует либеральный, а в части ГИНов - приоритетный порядок предоставления контрактов на разведку УВС.
Теперь главный вопрос. Сколько будет стоить подкупить эксперта Комгео, чтобы признать "хорошую" территорию МОБом и получить контракт на разведку из ГИН? Ответ: немного в сравнении с выпавшим кушем.
Кто из гос органов сможет оспорить заключение Комгео по той или иной территории МОБ? Ответ: никто.
Новые критерии, новые коридоры, новые узкие места - все признаки административно-рентной экономики. Никогда такого не было, и вот опять...
Forwarded from PetroCouncil.kz
Открыта регистрация на II ежегодную конференцию по закупкам в нефтегазовой отрасли "PetroProcurement-2025".
Нефтегазовый совет Казахстана "PetroCouncil", Британская торговая палата в Казахстане и PetroMining 4 декабря в 14:00 в Infinity Hall (Курмангазы, 12) проводят отраслевое ежегодное мероприятие, посвящённое закупкам и цепочкам поставок в нефтегазовом секторе.
В фокусе Конференции:
• развитие местного содержания и поддержка отечественных производителей;
• анализ отраслевых тенденций и инструменты импортозамещения;
• планы крупных операторов по работе с поставщиками;
• управление контрактами и предварительная квалификация;
• E-procurement и прозрачность закупочных процессов;
• оптимизация логистики и вопросы ценообразования;
• взаимодействие с поставщиками и обмен практическим опытом и др.
Участники: руководители и специалисты департаментов закупок и контрактов.
На площадке также ожидаются представители АО НК «КазМунайГаз», АО НК «QazaqGaz», ТШО, НКОК, КПО, Eni, Shell, Chevron, ЭМГ, АО «Самрук-Қазына», КМГ Petrochem, Silleno, Tecnicas Reunidas, ТОО «GPC Investment», ТОО «Текнимонт КЗ» и нефтесервисные компании.
Регистрация по ссылке: https://event.petrocouncil.kz/petroprocurement2025
По вопросам партнёрства: info@petrocouncil.kz, +7 7122 20 62 20, +7 702 820 8920.
-----
Registration is now open for the 2nd annual oil and gas procurement conference, "PetroProcurement-2025."
The PetroCouncil, the British Chamber of Commerce in Kazakhstan, and PetroMining will host an annual industry event dedicated to procurement and supply chains in the oil and gas sector on December 4 at 2:00 PM in Infinity Hall (12 Kurmangazy Street).
Conference Focus:
• Local content development and support for local manufacturers;
• Analysis of industry trends and import substitution tools;
• Supplier plans of major operators;
• Contract management and prequalification;
• E-procurement and procurement process transparency;
• Logistics optimization and pricing;
• Supplier interaction and exchange of practical experience, etc.
Participants: Managers and specialists of procurement and contracting departments.
Representatives from KMG, QazaqGaz, TCO, NCOC, KPO, Eni, Shell, Chevron, EMG, Samruk-Kazyna Contract, KMG Petrochem, Silleno, GPC Investment LLP, TR Tecnimont KZ, and oilfield service companies are also expected to take part.
Registration is available at: https://event.petrocouncil.kz/petroprocurement2025
For partnership inquiries: info@petrocouncil.kz, +7 7122 20 62 20, +7 702 820 8920.
https://news.1rj.ru/str/Petro_council
Нефтегазовый совет Казахстана "PetroCouncil", Британская торговая палата в Казахстане и PetroMining 4 декабря в 14:00 в Infinity Hall (Курмангазы, 12) проводят отраслевое ежегодное мероприятие, посвящённое закупкам и цепочкам поставок в нефтегазовом секторе.
В фокусе Конференции:
• развитие местного содержания и поддержка отечественных производителей;
• анализ отраслевых тенденций и инструменты импортозамещения;
• планы крупных операторов по работе с поставщиками;
• управление контрактами и предварительная квалификация;
• E-procurement и прозрачность закупочных процессов;
• оптимизация логистики и вопросы ценообразования;
• взаимодействие с поставщиками и обмен практическим опытом и др.
Участники: руководители и специалисты департаментов закупок и контрактов.
На площадке также ожидаются представители АО НК «КазМунайГаз», АО НК «QazaqGaz», ТШО, НКОК, КПО, Eni, Shell, Chevron, ЭМГ, АО «Самрук-Қазына», КМГ Petrochem, Silleno, Tecnicas Reunidas, ТОО «GPC Investment», ТОО «Текнимонт КЗ» и нефтесервисные компании.
Регистрация по ссылке: https://event.petrocouncil.kz/petroprocurement2025
По вопросам партнёрства: info@petrocouncil.kz, +7 7122 20 62 20, +7 702 820 8920.
-----
Registration is now open for the 2nd annual oil and gas procurement conference, "PetroProcurement-2025."
The PetroCouncil, the British Chamber of Commerce in Kazakhstan, and PetroMining will host an annual industry event dedicated to procurement and supply chains in the oil and gas sector on December 4 at 2:00 PM in Infinity Hall (12 Kurmangazy Street).
Conference Focus:
• Local content development and support for local manufacturers;
• Analysis of industry trends and import substitution tools;
• Supplier plans of major operators;
• Contract management and prequalification;
• E-procurement and procurement process transparency;
• Logistics optimization and pricing;
• Supplier interaction and exchange of practical experience, etc.
Participants: Managers and specialists of procurement and contracting departments.
Representatives from KMG, QazaqGaz, TCO, NCOC, KPO, Eni, Shell, Chevron, EMG, Samruk-Kazyna Contract, KMG Petrochem, Silleno, GPC Investment LLP, TR Tecnimont KZ, and oilfield service companies are also expected to take part.
Registration is available at: https://event.petrocouncil.kz/petroprocurement2025
For partnership inquiries: info@petrocouncil.kz, +7 7122 20 62 20, +7 702 820 8920.
https://news.1rj.ru/str/Petro_council
После успешного ноябрьского интенсива мы планировали открыть следующий набор уже в новом году. Однако высокий спрос со стороны компаний стал основанием для запуска дополнительного декабрьского потока.
Место проведения: г. Астана, оффлайн
Дата: 10-11 декабря 2025, 2 рабочих дня.
Время: с 09.00 по 17.00 часов
Это исключительная возможность присоединиться к программе уже скоро:
Мы свяжемся с вами для регистрации.
На интенсиве вы освоите:
Почему выбирают нас ⬇️
Команда ENERGY ANALYTICS проводит обучение с 2016 года. Более 300 выпускников из 100+ компаний уже прошли курс и применяют знания в работе.
В этот раз мы существенно обновили программу, делая акцент на реальные кейсы и последние изменения в PRMS 2022 Guidelines. Даже если вы уже участвовали раньше, вас ждут новые инструменты, подходы и инсайты, которых не было прежде.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
ENERGY ANALYTICS pinned «📢 Открываем дополнительный поток на курс по оценке запасов нефти и газа согласно стандарту SPE-PRMS После успешного ноябрьского интенсива мы планировали открыть следующий набор уже в новом году. Однако высокий спрос со стороны компаний стал основанием для…»
Инцидент на КТК: следствие системной зависимости, а не разовая проблема
⚡️Сегодняшняя остановка части мощностей КТК из-за атаки морских беспилотников - лишь очередное напоминание о том, насколько уязвима экспортная инфраструктура Казахстана.
На Морском терминале выведено из строя ВПУ-3, ВПУ-2 - уже как 2 недели в ремонте.
Скорее всего, страна фактически перешла на работу через единственное ВПУ-1, что моментально создает риски для отгрузки и добычи.
Но главный вопрос - как мы вообще оказались в ситуации, когда одна инфраструктурная цепочка критична для 80% экспорта нефти страны?
📊 За последние 11 лет доля КТК в экспорте нефти выросла с 40% до 80%:
• 2013 — 40%
• 2016 — 66%
• 2019 — 76%
• 2021 — 81%
• 2024 — 80%
То есть КТК стал практически монопольным коридором, через который идет рост добычи и валютной выручки.
🔍 Что делалось для диверсификации?
Факт: последние 3–3,5 года не принесли ни одного существенного прорыва в альтернативных маршрутах.
Хотя ситуация требовала обратного:
• после 2022 года рынок, логистика и геополитика резко изменились;
• несколько остановок КТК показали необходимость резервных мощностей;
• обсуждения «альтернативы через Каспий» так и остались обсуждениями;
• проекты в направлении Баку или Китая не получили тех объемов, которые могли бы снизить риски.
На уровне докладов и заявления о “работе по диверсификации” звучат регулярно.
Но на уровне фактических мощностей - ничего не изменилось.
❗️Сегодняшний инцидент - это не проблема КТК. Это проблема стратегии.
Система показала свою уязвимость снова:
каждый раз, когда КТК сталкивается с форс-мажором - техническим, геополитическим или теперь уже военным - Казахстан вынужден «экстренно перенаправлять объемы».
Но перенаправлять их некуда, потому что альтернативные маршруты не были расширены заранее.
📌 Что необходимо
Нужны не временные решения и не экстренные планы.
Нужна системная долгосрочная программа диверсификации, включающая:
• расширение каспийской логистики,
• устойчивый коридор через Баку–Тбилиси–Джейхан,
• усиление восточного направления,
• гибридную танкерно-трубопроводную модель,
• четкие мощности, а не только меморандумы.
Без этого ситуации, подобные сегодняшней, будут повторяться регулярно.
📱 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
⚡️Сегодняшняя остановка части мощностей КТК из-за атаки морских беспилотников - лишь очередное напоминание о том, насколько уязвима экспортная инфраструктура Казахстана.
На Морском терминале выведено из строя ВПУ-3, ВПУ-2 - уже как 2 недели в ремонте.
Скорее всего, страна фактически перешла на работу через единственное ВПУ-1, что моментально создает риски для отгрузки и добычи.
Но главный вопрос - как мы вообще оказались в ситуации, когда одна инфраструктурная цепочка критична для 80% экспорта нефти страны?
📊 За последние 11 лет доля КТК в экспорте нефти выросла с 40% до 80%:
• 2013 — 40%
• 2016 — 66%
• 2019 — 76%
• 2021 — 81%
• 2024 — 80%
То есть КТК стал практически монопольным коридором, через который идет рост добычи и валютной выручки.
🔍 Что делалось для диверсификации?
Факт: последние 3–3,5 года не принесли ни одного существенного прорыва в альтернативных маршрутах.
Хотя ситуация требовала обратного:
• после 2022 года рынок, логистика и геополитика резко изменились;
• несколько остановок КТК показали необходимость резервных мощностей;
• обсуждения «альтернативы через Каспий» так и остались обсуждениями;
• проекты в направлении Баку или Китая не получили тех объемов, которые могли бы снизить риски.
На уровне докладов и заявления о “работе по диверсификации” звучат регулярно.
Но на уровне фактических мощностей - ничего не изменилось.
❗️Сегодняшний инцидент - это не проблема КТК. Это проблема стратегии.
Система показала свою уязвимость снова:
каждый раз, когда КТК сталкивается с форс-мажором - техническим, геополитическим или теперь уже военным - Казахстан вынужден «экстренно перенаправлять объемы».
Но перенаправлять их некуда, потому что альтернативные маршруты не были расширены заранее.
📌 Что необходимо
Нужны не временные решения и не экстренные планы.
Нужна системная долгосрочная программа диверсификации, включающая:
• расширение каспийской логистики,
• устойчивый коридор через Баку–Тбилиси–Джейхан,
• усиление восточного направления,
• гибридную танкерно-трубопроводную модель,
• четкие мощности, а не только меморандумы.
Без этого ситуации, подобные сегодняшней, будут повторяться регулярно.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
⚡️ Геополитика критических минералов: новая зона риска
Энергетическая безопасность сегодня это не только нефть и газ.
Зависимость от критических минералов и технологий «чистой» энергетики стала фактором риска номер один.
С чего все началось?
После вторжения России в Украину Европе пришлось экстренно перекраивать импорт энергоресурсов. Москва использовала газ как инструмент давления и цены взлетели.
Ответ ЕС:
• рекордные закупки СПГ из США (55% европейского рынка в первой половине 2025 года) 🚢
• форсированное внедрение ВИЭ ☀️
• повышение энергоэффективности
Задача: снизить счета за топливо и уйти от зависимости.
Но появилась новая проблема.
📊 График IEA (2020–2024): что не так?
Поставки никеля, кобальта, графита, солнечных панелей и батарей стали ещё более концентрированными.
Что показывают данные:
🔴 Графит - практически полный контроль Китая
🔴 Кобальт и никель - усиление позиций Китая и Индонезии
🔴 Солнечные панели и EV-батареи - доминирование Китая продолжает расти
Есть второй и третий поставщики (Финляндия, Малайзия, Мозамбик, Южная Корея, Япония), но они покрывают лишь малую долю рынка.
Главное: в 2024 году три крупнейших поставщика контролируют 80–90% мирового рынка по ключевым видам сырья.
⚠️ Почему это критично?
Концентрация = уязвимость.
Одного геополитического решения достаточно для срыва цепочки:
• Китай ввёл экспортные ограничения на магниты из редкоземельных металлов 🧲
• Экспорт рухнул на 75% за три месяца
• Удар по производству в ЕС и США 🏭
• Срочная разработка новых индустриальных стратегий и поиск партнёров для «friend-shoring»
Friend-shoring = размещение производства у “друзей”, а не у дешёвых, но рискованных поставщиков.
Это не гипотетические риски. Это новый фундамент глобальной энергетики.
Коротко:
Мир всё глубже зависит от Китая и Индонезии в сырье и технологиях для энергоперехода.
Чем выше зависимость - тем болезненнее последствия любого геополитического потрясения: от транзитных блокировок до киберугроз. 🌍
Как вы считаете, насколько серьёзна эта уязвимость?
И есть ли у Европы и США реальные шансы диверсифицировать поставки в ближайшие 5 лет? 💬
🔵 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Энергетическая безопасность сегодня это не только нефть и газ.
Зависимость от критических минералов и технологий «чистой» энергетики стала фактором риска номер один.
С чего все началось?
После вторжения России в Украину Европе пришлось экстренно перекраивать импорт энергоресурсов. Москва использовала газ как инструмент давления и цены взлетели.
Ответ ЕС:
• рекордные закупки СПГ из США (55% европейского рынка в первой половине 2025 года) 🚢
• форсированное внедрение ВИЭ ☀️
• повышение энергоэффективности
Задача: снизить счета за топливо и уйти от зависимости.
Но появилась новая проблема.
📊 График IEA (2020–2024): что не так?
Поставки никеля, кобальта, графита, солнечных панелей и батарей стали ещё более концентрированными.
Что показывают данные:
🔴 Графит - практически полный контроль Китая
🔴 Кобальт и никель - усиление позиций Китая и Индонезии
🔴 Солнечные панели и EV-батареи - доминирование Китая продолжает расти
Есть второй и третий поставщики (Финляндия, Малайзия, Мозамбик, Южная Корея, Япония), но они покрывают лишь малую долю рынка.
Главное: в 2024 году три крупнейших поставщика контролируют 80–90% мирового рынка по ключевым видам сырья.
⚠️ Почему это критично?
Концентрация = уязвимость.
Одного геополитического решения достаточно для срыва цепочки:
• Китай ввёл экспортные ограничения на магниты из редкоземельных металлов 🧲
• Экспорт рухнул на 75% за три месяца
• Удар по производству в ЕС и США 🏭
• Срочная разработка новых индустриальных стратегий и поиск партнёров для «friend-shoring»
Friend-shoring = размещение производства у “друзей”, а не у дешёвых, но рискованных поставщиков.
Это не гипотетические риски. Это новый фундамент глобальной энергетики.
Коротко:
Мир всё глубже зависит от Китая и Индонезии в сырье и технологиях для энергоперехода.
Чем выше зависимость - тем болезненнее последствия любого геополитического потрясения: от транзитных блокировок до киберугроз. 🌍
Как вы считаете, насколько серьёзна эта уязвимость?
И есть ли у Европы и США реальные шансы диверсифицировать поставки в ближайшие 5 лет? 💬
🔵 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from Finmentor.kz
Один народ, Одна страна, Одна труба, Один причал.
Заранее извиняюсь, но это уже выглядит не просто странно - это смешно. Благополучие всей казахстанской экономики сегодня держится на одном-единственном выносном причальном устройстве (все выучили эту аббревиатуру ВПУ?) в Новороссийске. То, что и так-то было слабым звеном логистики, превратилось в тонкий волосок, от которого зависит экспорт нефти и бюджет. И вся стратегия, судя по всему, строилась на одном предположении: "ну, может, как-нибудь пронесет".
Прошло 1373 дня с начала войны в Украине. Для сравнения, Великая Отечественная длилась только на 45 дней дольше - тогда целые заводы перевозили через полконтинента и с нуля создавали новые отрасли. А вопрос КТК надо было поднимать в марте 2022 года, почти четыре года назад. За такой срок можно не просто обсуждать альтернативы, а реально можно было построить новый трубопровод с нуля.
Вместо того чтобы сегодня возмущаться действиями Украины, стоило четыре года использовать для дипломатии и инфраструктуры.
Можно было:
• добиться согласия западных стран на строительство нового трубопровода через Иран в Баку;
• убедить Россию разрешить строительство нового трубопровода от НПС-2 Комсомольское или НПС-3 Ики-Бурул в КТК до грузинского порта Супсы;
• выкупить этот порт в Грузии "с потрохами" и превратить его в собственный хаб;
• направить часть из $60 млрд Нацфонда на жизненно важную инфраструктуру, а не на эксперименты с "отечественным автомобилем" или "отечественным мессенджером".
С начала войны только слепой не видел: зависимость от одного маршрута через территорию РФ делает Казахстан заложником любой внешней эскалации. За четыре года можно было построить альтернативный трубопровод или хотя бы подготовить маршруты, которые реально работают. Но вместо системной работы - бесконечные совещания, концепции и презентации без реального результата.
Теперь разрушение одного причала в КТК мгновенно может ударить по всей экономике: замедление экспорта, сокращение доходов бюджета, под угрозой Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Это не форс-мажор и не "черный лебедь". Это закономерный итог безалаберного отношения к критической инфраструктуре и отсутствия политической воли решать стратегические вопросы вовремя.
Остается только молить украинцев больше не бомбить российский порт.
https://news.1rj.ru/str/finmentorkz
Заранее извиняюсь, но это уже выглядит не просто странно - это смешно. Благополучие всей казахстанской экономики сегодня держится на одном-единственном выносном причальном устройстве (все выучили эту аббревиатуру ВПУ?) в Новороссийске. То, что и так-то было слабым звеном логистики, превратилось в тонкий волосок, от которого зависит экспорт нефти и бюджет. И вся стратегия, судя по всему, строилась на одном предположении: "ну, может, как-нибудь пронесет".
Прошло 1373 дня с начала войны в Украине. Для сравнения, Великая Отечественная длилась только на 45 дней дольше - тогда целые заводы перевозили через полконтинента и с нуля создавали новые отрасли. А вопрос КТК надо было поднимать в марте 2022 года, почти четыре года назад. За такой срок можно не просто обсуждать альтернативы, а реально можно было построить новый трубопровод с нуля.
Вместо того чтобы сегодня возмущаться действиями Украины, стоило четыре года использовать для дипломатии и инфраструктуры.
Можно было:
• добиться согласия западных стран на строительство нового трубопровода через Иран в Баку;
• убедить Россию разрешить строительство нового трубопровода от НПС-2 Комсомольское или НПС-3 Ики-Бурул в КТК до грузинского порта Супсы;
• выкупить этот порт в Грузии "с потрохами" и превратить его в собственный хаб;
• направить часть из $60 млрд Нацфонда на жизненно важную инфраструктуру, а не на эксперименты с "отечественным автомобилем" или "отечественным мессенджером".
С начала войны только слепой не видел: зависимость от одного маршрута через территорию РФ делает Казахстан заложником любой внешней эскалации. За четыре года можно было построить альтернативный трубопровод или хотя бы подготовить маршруты, которые реально работают. Но вместо системной работы - бесконечные совещания, концепции и презентации без реального результата.
Теперь разрушение одного причала в КТК мгновенно может ударить по всей экономике: замедление экспорта, сокращение доходов бюджета, под угрозой Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Это не форс-мажор и не "черный лебедь". Это закономерный итог безалаберного отношения к критической инфраструктуре и отсутствия политической воли решать стратегические вопросы вовремя.
Остается только молить украинцев больше не бомбить российский порт.
https://news.1rj.ru/str/finmentorkz
🦁 Лев, Гильдия и распродажа дальних владений
В одном королевстве жил Лев-Властитель – правитель, который привык контролировать все богатства на своей земле.
Рядом с ним десятилетиями существовала Гильдия Купцов - огромная, богатая, но частная.
Она была вторым по величине добытчиком в королевстве, но единственным такого масштаба, кто до сих пор не превратился в придворную вотчину.
У Гильдии были:
• главные недра внутри королевства – около 90% ее запасов;
• доли в крупных заморских промыслах – от Месопотамии до Каспия;
• участие в Морских Воротах королевства – стратегическом пути к Чёрному морю.
А ещё – целый пояс маслозаводов и лавок за рубежом.
🏭 Европейские заводы и тысячи лавок
За морями у Гильдии были три опорных маслозавода в чужих королевствах:
• крупный завод у подножия Карпат,
• гигантский завод на берегу Чёрного моря,
• и значимая доля в заводе в туманном северном порту.
Вокруг них – сеть: сотни и тысячи станций по Восточной и Центральной Европе.
Но пришли санкции, и над этими активами начали сгущаться тучи:
• в одном королевстве приняли закон, позволяющий государству взять завод под управление и при необходимости продать, чтобы защитить его от санкций и обеспечить топливом страну;
• в другом обсуждают схожие механизмы контроля.
Фактически, над заводами Гильдии вывесили табличку:
«Может быть национализировано, передано управляющему, а затем продано».
Дальше всех от Льва находился огромный колодец в Месопотамии – гигантский промысел, дающий почти около 1/10 добычи королевства. После санкций Гильдия объявила там форс-мажор, выплаты ей остановились, и колодец стал «проблемным активом».
Теперь к этому колодцу уже подбирается Империя Экзонов: она ведет переговоры с местным шахством, чтобы перехватить долю Гильдии, имея на руках специальный пропуск от заморского Казначейства.
Параллельно в очереди за другими заморскими владениями встают новые игроки:
• Шавр изучает, какие именно куски зарубежного портфеля Гильдии ему выгодно забрать;
• до этого был еще один претендент – швейцарский дом, который пытался купить всё сразу, но сделку заблокировали, назвав его «марионеткой Царя».
То есть: заморские владения Гильдии уже превращены в витрину, где под каждым активом стоит табличка:
«Продается. Разговоры возможны только с тем, кому выдаст разрешение заморское Казначейство».
🏜 Степные доли
Отдельная линия – владения Гильдии в соседнем Степном царстве.
Сейчас эти доли - отдельный стол переговоров:
• Степной Князь публично и не очень публично рассматривает вариант выкупить пакет Гильдии,
• или пропорциональное перераспределение между существующими игроками,
• или усиление доли как части большого торга: продление, новые фазы, политические бонусы.
Морские Ворота, где помимо Гильдии сидят Лев, Степной Князь и Империи, в такой конфигурации становятся идеальной площадкой для дружеского передела пакета Гильдии «между своими».
А сама Гильдия, когда-то символ «частного успеха», становится идеальной разменной фигурой в большой партии:
формально — «для мира и стабильности»,
по факту — для перераспределения потоков, труб и бочек между Львом и Империями.
И, разумеется, любое совпадение с реальными странами, компаниями и трубопроводами здесь совершенно случайно. Просто сказка… которая почему-то очень напоминает новости последних дней.
📱 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
В одном королевстве жил Лев-Властитель – правитель, который привык контролировать все богатства на своей земле.
Рядом с ним десятилетиями существовала Гильдия Купцов - огромная, богатая, но частная.
Она была вторым по величине добытчиком в королевстве, но единственным такого масштаба, кто до сих пор не превратился в придворную вотчину.
У Гильдии были:
• главные недра внутри королевства – около 90% ее запасов;
• доли в крупных заморских промыслах – от Месопотамии до Каспия;
• участие в Морских Воротах королевства – стратегическом пути к Чёрному морю.
А ещё – целый пояс маслозаводов и лавок за рубежом.
🏭 Европейские заводы и тысячи лавок
За морями у Гильдии были три опорных маслозавода в чужих королевствах:
• крупный завод у подножия Карпат,
• гигантский завод на берегу Чёрного моря,
• и значимая доля в заводе в туманном северном порту.
Вокруг них – сеть: сотни и тысячи станций по Восточной и Центральной Европе.
Но пришли санкции, и над этими активами начали сгущаться тучи:
• в одном королевстве приняли закон, позволяющий государству взять завод под управление и при необходимости продать, чтобы защитить его от санкций и обеспечить топливом страну;
• в другом обсуждают схожие механизмы контроля.
Фактически, над заводами Гильдии вывесили табличку:
«Может быть национализировано, передано управляющему, а затем продано».
Дальше всех от Льва находился огромный колодец в Месопотамии – гигантский промысел, дающий почти около 1/10 добычи королевства. После санкций Гильдия объявила там форс-мажор, выплаты ей остановились, и колодец стал «проблемным активом».
Теперь к этому колодцу уже подбирается Империя Экзонов: она ведет переговоры с местным шахством, чтобы перехватить долю Гильдии, имея на руках специальный пропуск от заморского Казначейства.
Параллельно в очереди за другими заморскими владениями встают новые игроки:
• Шавр изучает, какие именно куски зарубежного портфеля Гильдии ему выгодно забрать;
• до этого был еще один претендент – швейцарский дом, который пытался купить всё сразу, но сделку заблокировали, назвав его «марионеткой Царя».
То есть: заморские владения Гильдии уже превращены в витрину, где под каждым активом стоит табличка:
«Продается. Разговоры возможны только с тем, кому выдаст разрешение заморское Казначейство».
🏜 Степные доли
Отдельная линия – владения Гильдии в соседнем Степном царстве.
Сейчас эти доли - отдельный стол переговоров:
• Степной Князь публично и не очень публично рассматривает вариант выкупить пакет Гильдии,
• или пропорциональное перераспределение между существующими игроками,
• или усиление доли как части большого торга: продление, новые фазы, политические бонусы.
Морские Ворота, где помимо Гильдии сидят Лев, Степной Князь и Империи, в такой конфигурации становятся идеальной площадкой для дружеского передела пакета Гильдии «между своими».
А сама Гильдия, когда-то символ «частного успеха», становится идеальной разменной фигурой в большой партии:
формально — «для мира и стабильности»,
по факту — для перераспределения потоков, труб и бочек между Львом и Империями.
И, разумеется, любое совпадение с реальными странами, компаниями и трубопроводами здесь совершенно случайно. Просто сказка… которая почему-то очень напоминает новости последних дней.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Представляем инфографику, которая показывает, как менялась мировая добыча нефти с 1965 по 2024 год. В центре внимания — крупнейшие производители по объемам 2024 года: 🇺🇸 США, 🇸🇦 Саудовская Аравия, 🇷🇺 Россия, 🇨🇦 Канада, 🇧🇷 Бразилия, 🇨🇳 Китай, 🇮🇷 Иран, 🇮🇶 Ирак, 🇰🇼 Кувейт, 🇦🇪 ОАЭ, а также 🇻🇪 Венесуэла — добавленная для важного исторического контекста.
🇺🇸 Возвращение США: ~9 → ~20 млн барр./сут. (рост примерно в 2 раза, включая NGLs)
После пика 1970 года добыча падала десятилетиями.
Но «сланцевая революция» 2010-х открыла доступ к shale oil, вернув США на первое место в мире — выше Саудовской Аравии и России.
🇸🇦 Саудовская Аравия: ~2,2 → ~11 млн барр./сут. (рост ~5×)
Рост обеспечили гигантские низкозатратные запасы, стабильные инвестиции и лидерство в ОПЕК — страна стала одним из самых надёжных поставщиков в мире.
🇻🇪 Венесуэла: падение
Когда-то один из мировых лидеров, сейчас добыча значительно ниже из-за недостатка инвестиций и санкций — несмотря на крупнейшие запасы на планете.
🇰🇼 Кувейт: замедленный рост
В первые десятилетия был в TOP-3, однако мощность оставалась почти стабильной, в то время как другие активно наращивали добычу. Сейчас ближе к 10-му месту.
🇧🇷 Бразилия и 🇨🇦 Канада — поздние, но мощные игроки
Глубоководная добыча (Бразилия) и битуминозные пески (Канада) превратили обе страны в ведущих поставщиков современности.
Ключевые события на временной шкале
• 1973 — арабское нефтяное эмбарго
• 1978–79 — революция в Иране
• 1986 — обвал цен
• 1990–91 — война в Персидском заливе
• 1991 — распад СССР
• 1997 — азиатский финансовый кризис
• 2003 — война в Ираке
• 2008 — ценовой пик и мировой финансовый кризис
• 2010-е — сланцевый бум в США
• 2016 — создание ОПЕК+
• 2020 — коллапс спроса из-за COVID
• 2022 — война России и Украины
Каждое из этих событий меняло предложение, инвестиции или торговые потоки, что можно заметить на графике.
Данная инфографика показывает не только нефтяные показатели, но также и демонстрирует историю и хронологию геополитики, технологий, политики, а также адаптации рынков на них. Что мы заметили?
Несмотря на тренды перехода, мировая добыча в целом продолжает расти. Нефть по-прежнему критична для транспорта, промышленности, нефтехимии и мировой торговли.
Оглядываясь на период 1965–2024 годов, можно проследить простую истину
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии
Факт. Когда Еркебулан Салкен предложил мне стать литературным редактором своей книги «Экспат KZ», ранее изданной на казахском языке, я, не раздумывая, согласился, лишь прочитав первую главу.
Комментарий. В ней он рассказывал о своих первых жизненных уроках, полученных во времена студенчества в Турции. Его книга – это честный и вдохновляющий рассказ о том, как простой парень из Майкудука «сделал себя сам» и достиг таких высот, что сейчас его хантят на международные нефтегазовые проекты в Великобританию, Ирак, Пакистан и другие страны. Смог он – сможешь и ты! Вот почему я советую прочитать эту книгу прежде всего молодым людям, выбирающим свой жизненный путь.
💵 Ну а кроме того, она читается как захватывающий приключенческий роман: на её страницах нашлось место и истории похищения казахского сотрудника в Ираке, и массовым протестам в Иране, и криминальным историям из Вашингтона, и рассказу о паллетах с миллионами наличных долларов, забытыми в аэропорту Кабула.
🕌 Отдельно хочется отметить любовь Еркебулана к истории и литературе: рассказы о странах, в которых ему довелось работать – это еще и глубокое повествование о их вековой истории, культуре, менталитете.
📕 В общем, хорошая новость – тираж книги уже отпечатан, и продается в магазине Kaspi.kz, также книга скоро будет доступна в сети Marwin. Заказать книгу на Kaspi можно по ссылке: https://l.kaspi.kz/shp/NdA2pSY1713
Подписка на ежедневные новости нефтегазовой отрасли Казахстана: https://news.1rj.ru/str/oilgazKZ
Комментарий. В ней он рассказывал о своих первых жизненных уроках, полученных во времена студенчества в Турции. Его книга – это честный и вдохновляющий рассказ о том, как простой парень из Майкудука «сделал себя сам» и достиг таких высот, что сейчас его хантят на международные нефтегазовые проекты в Великобританию, Ирак, Пакистан и другие страны. Смог он – сможешь и ты! Вот почему я советую прочитать эту книгу прежде всего молодым людям, выбирающим свой жизненный путь.
💵 Ну а кроме того, она читается как захватывающий приключенческий роман: на её страницах нашлось место и истории похищения казахского сотрудника в Ираке, и массовым протестам в Иране, и криминальным историям из Вашингтона, и рассказу о паллетах с миллионами наличных долларов, забытыми в аэропорту Кабула.
🕌 Отдельно хочется отметить любовь Еркебулана к истории и литературе: рассказы о странах, в которых ему довелось работать – это еще и глубокое повествование о их вековой истории, культуре, менталитете.
📕 В общем, хорошая новость – тираж книги уже отпечатан, и продается в магазине Kaspi.kz, также книга скоро будет доступна в сети Marwin. Заказать книгу на Kaspi можно по ссылке: https://l.kaspi.kz/shp/NdA2pSY1713
Подписка на ежедневные новости нефтегазовой отрасли Казахстана: https://news.1rj.ru/str/oilgazKZ
l.kaspi.kz
Купить Книга Салкен Е., Червинский О.: ЭкспатKZ в Алматы – Магазин на Kaspi.kz
Kaspi Магазин - Книга Салкен Е., Червинский О.: ЭкспатKZ в рассрочку, кредит, с Kaspi Red или Kaspi Gold. Цены, характеристики, отзывы, доставка по Алматы.
Республикалық бюджет – 2026 🧾
🔹 Шығындар: 27,3 трлн тг
🔹 Кірістер: 22,9 трлн тг
🔹 Бюджет тапшылығы: 4,6 трлн тг – бұл шығындардың шамамен 16,8%-ы
Кірістер құрылымы:
• Салықтар – 18,9 трлн тг (83%)
• Трансферт - 3,65 трлн тг (16%)
• Салықтық емес түсімдер және өзгелері – 0,3–0,4 трлн тг (1–2%)
Шығындар құрылымы:
🟡 Әлеуметтік блок – 10,6 трлн тг (39%)
• Әлеуметтік көмек және қамсыздандыру – 6,8 трлн тг
• Денсаулық сақтау – 2,7 трлн тг
• Білім беру – 0,8 трлн тг
• Мәдениет, спорт, туризм, ақпарат – 0,23 трлн тг
Басқа бағыттар:
• Трансферттер - 5,1 трлн тг (19%)
• Қарыз өтеу – 3,5 трлн тг (13%)
• Қорғаныс – 2,9 трлн тг (11%)
• Өзге – 2,3 трлн тг (8%)
• Жалпы сипаттағы мемлекеттік қызметтер – 1,1 трлн тг (4%)
• Көлік және коммуникациялар – 0,88 трлн тг (3%)
• Ауыл шар. - 0,7 трлн тг (2,6%)
• Энергетика - 0,2 трлн тг (0,7%)
• ТКШ – 0,07 трлн тг (0,3%)
• Өнеркәсіп, сәулет, қала құрылысы және құрылыс қызметі – 0,03 трлн тг (0,1%)
👉 Көріп тұрғанымыздай, шығындардың басым бөлігі әлеуметтік төлемдер мен бұрынғы қарыздарды өтеуге бағытталған, ал инфрақұрылым, энергетика, өнеркәсіп сияқты болашақ өсім әкелетін салалардың үлесі өте төмен.
Сұрақ:
Осындай құрылым ұзақ мерзімді өсу мен әртараптандыру үшін жеткілікті ме, әлде басымдықтарды қайта қарау керек деп ойлайсыз ба? ✍️
Дереккөз: JAI sandar
🔹 Шығындар: 27,3 трлн тг
🔹 Кірістер: 22,9 трлн тг
🔹 Бюджет тапшылығы: 4,6 трлн тг – бұл шығындардың шамамен 16,8%-ы
Кірістер құрылымы:
• Салықтар – 18,9 трлн тг (83%)
• Трансферт - 3,65 трлн тг (16%)
• Салықтық емес түсімдер және өзгелері – 0,3–0,4 трлн тг (1–2%)
Шығындар құрылымы:
🟡 Әлеуметтік блок – 10,6 трлн тг (39%)
• Әлеуметтік көмек және қамсыздандыру – 6,8 трлн тг
• Денсаулық сақтау – 2,7 трлн тг
• Білім беру – 0,8 трлн тг
• Мәдениет, спорт, туризм, ақпарат – 0,23 трлн тг
Басқа бағыттар:
• Трансферттер - 5,1 трлн тг (19%)
• Қарыз өтеу – 3,5 трлн тг (13%)
• Қорғаныс – 2,9 трлн тг (11%)
• Өзге – 2,3 трлн тг (8%)
• Жалпы сипаттағы мемлекеттік қызметтер – 1,1 трлн тг (4%)
• Көлік және коммуникациялар – 0,88 трлн тг (3%)
• Ауыл шар. - 0,7 трлн тг (2,6%)
• Энергетика - 0,2 трлн тг (0,7%)
• ТКШ – 0,07 трлн тг (0,3%)
• Өнеркәсіп, сәулет, қала құрылысы және құрылыс қызметі – 0,03 трлн тг (0,1%)
👉 Көріп тұрғанымыздай, шығындардың басым бөлігі әлеуметтік төлемдер мен бұрынғы қарыздарды өтеуге бағытталған, ал инфрақұрылым, энергетика, өнеркәсіп сияқты болашақ өсім әкелетін салалардың үлесі өте төмен.
Сұрақ:
Осындай құрылым ұзақ мерзімді өсу мен әртараптандыру үшін жеткілікті ме, әлде басымдықтарды қайта қарау керек деп ойлайсыз ба? ✍️
Дереккөз: JAI sandar
🛢 Черный день для КТК: кратко о моем комментарии для Ulysmedia
29 ноября украинские дроны атаковали морской терминал КТК под Новороссийском. Один выносной причал фактически выведен из строя, второй как раз стоял на ремонте, работает только один. Это уже не просто локальный инцидент, а серьезный тест на устойчивость всей экспортной модели Казахстана.
🔹 Почему это так болезненно для Казахстана
В интервью Ulysmedia я подчеркнул, что через КТК идет до ~80% экспорта казахстанской нефти и около половины всей экспортной выручки страны. По доходам бюджета это минимум пятая часть всех поступлений. Поэтому говорить «это нефть инвесторов, пусть сами разбираются» - опасная иллюзия: при сбоях по КТК теряет не только бизнес, но и весь Казахстан.
🔹 Сколько у нас времени в случае проблем
Сейчас экспорт идет через один действующий причал. По моим оценкам, при полном останове маршрута запасов хватило бы примерно на 10 дней. В режиме работы одного ВПУ (примерно две трети штатной мощности) ресурсы позволят протянуть 20–30 дней — к этому моменту второй причал после ремонта, вероятнее всего, вернут в строй. Поврежденный дронами причал - отдельная история, его восстановление, если вообще возможно, займет месяцы.
🔹 Альтернативы КТК: возможностей меньше, чем кажется
Мы можем перенаправить на другие направления максимум порядка 20 млн тонн в год - это примерно треть нынешних объемов по КТК. Речь о маршрутах через БТД, Атырау–Самара/«Дружбу» и Китай. Но все они дороже в 3–4 раза и ограничены по инфраструктуре и интересам стран-транзитеров.
🔹 Что делать дальше: диверсификация как стратегия, а не лозунг
Я уже несколько лет говорю, что нам нужна системная работа по диверсификации:
• развивать альтернативные маршруты даже при текущей более высокой стоимости;
• целенаправленно снижать их удельные затраты на горизонте 5–10 лет;
• выстраивать долгосрочное партнерство с Азербайджаном по БТД, учитывая падение собственной добычи в Азербайджане и рост внутреннего потребления там - наш объем нефти может стать для Баку не проблемой, а преимуществом;
• создать в государстве центр ответственности за экспортную логистику нефти и газа, который занимался бы именно такими стратегическими проектами, а не только «латанием дыр» при очередном кризисе.
Для Казахстана этот инцидент - напоминание: зависимость от одного маршрута в эпоху дронов, санкций и геополитических шоков - слишком роскошное удовольствие. Минимизировать риски сейчас важнее, чем выжимать последние доллары маржи.
29 ноября украинские дроны атаковали морской терминал КТК под Новороссийском. Один выносной причал фактически выведен из строя, второй как раз стоял на ремонте, работает только один. Это уже не просто локальный инцидент, а серьезный тест на устойчивость всей экспортной модели Казахстана.
🔹 Почему это так болезненно для Казахстана
В интервью Ulysmedia я подчеркнул, что через КТК идет до ~80% экспорта казахстанской нефти и около половины всей экспортной выручки страны. По доходам бюджета это минимум пятая часть всех поступлений. Поэтому говорить «это нефть инвесторов, пусть сами разбираются» - опасная иллюзия: при сбоях по КТК теряет не только бизнес, но и весь Казахстан.
🔹 Сколько у нас времени в случае проблем
Сейчас экспорт идет через один действующий причал. По моим оценкам, при полном останове маршрута запасов хватило бы примерно на 10 дней. В режиме работы одного ВПУ (примерно две трети штатной мощности) ресурсы позволят протянуть 20–30 дней — к этому моменту второй причал после ремонта, вероятнее всего, вернут в строй. Поврежденный дронами причал - отдельная история, его восстановление, если вообще возможно, займет месяцы.
🔹 Альтернативы КТК: возможностей меньше, чем кажется
Мы можем перенаправить на другие направления максимум порядка 20 млн тонн в год - это примерно треть нынешних объемов по КТК. Речь о маршрутах через БТД, Атырау–Самара/«Дружбу» и Китай. Но все они дороже в 3–4 раза и ограничены по инфраструктуре и интересам стран-транзитеров.
🔹 Что делать дальше: диверсификация как стратегия, а не лозунг
Я уже несколько лет говорю, что нам нужна системная работа по диверсификации:
• развивать альтернативные маршруты даже при текущей более высокой стоимости;
• целенаправленно снижать их удельные затраты на горизонте 5–10 лет;
• выстраивать долгосрочное партнерство с Азербайджаном по БТД, учитывая падение собственной добычи в Азербайджане и рост внутреннего потребления там - наш объем нефти может стать для Баку не проблемой, а преимуществом;
• создать в государстве центр ответственности за экспортную логистику нефти и газа, который занимался бы именно такими стратегическими проектами, а не только «латанием дыр» при очередном кризисе.
Для Казахстана этот инцидент - напоминание: зависимость от одного маршрута в эпоху дронов, санкций и геополитических шоков - слишком роскошное удовольствие. Минимизировать риски сейчас важнее, чем выжимать последние доллары маржи.
Ulysmedia.kz
Чёрный день для чёрного золота: почему атака на КТК — вызов для Казахстана?
Атака украинских дронов на инфраструктуру «Каспийского трубопроводного консорциума», поставляющего на экспорт казахстанскую нефть с Тенгиза, произошла 29 ноября. Удар стал самым разрушительным за всё время — один из терминалов в порту Новороссийска…
Три донора на всю страну. Остальные - на «игле» республиканского бюджета.
По плану на 2026 год только Алматы, Астана и Атырауская область дают в республиканский бюджет больше, чем получают. Все остальные регионы и города сидят на субвенциях.
Причем Туркестанская область – главный «бенефициар»: ее потребности превышают объем трех доноров вместе взятых.
Почему сложилась такая картина?
• Атырау - понятно: это нефтяная столица, крупные месторождения и сервис вокруг них.
• Астана стала донором во многом потому, что здесь зарегистрированы нацкомпании и головные офисы крупных нефтегазовых игроков, которые фактически зарабатывают деньги на западе страны. Тяжелая работа - там, налоги - здесь.
• Алматы держится за счет финансового сектора: банки, страховщики, фондовый рынок и сопутствующий сервис. Несмотря на перенос Нацбанка в столицу, именно Алматы сохранил статус «финансовой столицы».
На этом фоне особенно заметно, что из числа доноров выпали регионы, которые раньше традиционно тянули бюджет:
Мангистауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская области.
Автор инфографики справедливо отмечает, что со временем к донорам могут добавиться Павлодар, возможно, снова Мангистауская область. Но тренд тревожный:
• число регионов-доноров сокращается,
• все больше территорий тратят больше, чем зарабатывают,
• страна в целом живет не по возможностям и даже не по своему потенциалу.
Итог простой: если не менять бюджетную и региональную политику, мы остаемся рентно-ориентированным обществом, где узкий круг территорий и отраслей кормит всех остальных - без реального стимула расширять собственную налоговую базу и экономику на местах.
Источник: JaiSandar
По плану на 2026 год только Алматы, Астана и Атырауская область дают в республиканский бюджет больше, чем получают. Все остальные регионы и города сидят на субвенциях.
Причем Туркестанская область – главный «бенефициар»: ее потребности превышают объем трех доноров вместе взятых.
Почему сложилась такая картина?
• Атырау - понятно: это нефтяная столица, крупные месторождения и сервис вокруг них.
• Астана стала донором во многом потому, что здесь зарегистрированы нацкомпании и головные офисы крупных нефтегазовых игроков, которые фактически зарабатывают деньги на западе страны. Тяжелая работа - там, налоги - здесь.
• Алматы держится за счет финансового сектора: банки, страховщики, фондовый рынок и сопутствующий сервис. Несмотря на перенос Нацбанка в столицу, именно Алматы сохранил статус «финансовой столицы».
На этом фоне особенно заметно, что из числа доноров выпали регионы, которые раньше традиционно тянули бюджет:
Мангистауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская области.
Автор инфографики справедливо отмечает, что со временем к донорам могут добавиться Павлодар, возможно, снова Мангистауская область. Но тренд тревожный:
• число регионов-доноров сокращается,
• все больше территорий тратят больше, чем зарабатывают,
• страна в целом живет не по возможностям и даже не по своему потенциалу.
Итог простой: если не менять бюджетную и региональную политику, мы остаемся рентно-ориентированным обществом, где узкий круг территорий и отраслей кормит всех остальных - без реального стимула расширять собственную налоговую базу и экономику на местах.
Источник: JaiSandar
🛢️Экспорт и потребление нефти в Казахстане (1990–2024)
За последние 30+ лет нефтяная отрасль Казахстана претерпела значительные изменения как внутри страны, так и на мировом уровне. Сегодня примерно 80% добываемой нефти экспортируется, а 20% направляется на внутренний рынок.
В начале 1990-х ситуация была противоположной: доля экспорта составляла около 23%, а внутреннее потребление — 77%. Это был период, когда нефтедобыча и инфраструктура только начинали развиваться.
🔵 2000-е годы:
С активным развитием месторождений Тенгиз, Кашаган, Карачаганак и других крупных проектов экспорт резко вырос. К 2005 году доля экспорта достигла 86%, превратив отрасль в главный драйвер экономики страны.
🔵 2010–2020 годы:
Доля экспорта стабильно удерживалась на уровне 84–88%. Несмотря на то что внутреннее потребление постепенно увеличивалось, его доля в общей структуре оставалась небольшой. Казахстан укрепил позицию страны, ориентированной на мировой рынок нефти.
🔵 2024 год:
Экспорт – 81%.
Внутреннее потребление – 19%.
Хотя внутренний спрос немного вырос, экспорт по-прежнему доминирует.
Основной доход страны всё ещё зависит от экспорта сырой нефти. Доля внутренней переработки и нефтегазохимической продукции остаётся низкой. Для обеспечения энергетической безопасности и насыщения внутреннего рынка готовой нефтегазовой продукцией стратегически важно переходить от экспорта сырья к экспорту готовых нефтегазохимических товаров.
📱 https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
За последние 30+ лет нефтяная отрасль Казахстана претерпела значительные изменения как внутри страны, так и на мировом уровне. Сегодня примерно 80% добываемой нефти экспортируется, а 20% направляется на внутренний рынок.
В начале 1990-х ситуация была противоположной: доля экспорта составляла около 23%, а внутреннее потребление — 77%. Это был период, когда нефтедобыча и инфраструктура только начинали развиваться.
С активным развитием месторождений Тенгиз, Кашаган, Карачаганак и других крупных проектов экспорт резко вырос. К 2005 году доля экспорта достигла 86%, превратив отрасль в главный драйвер экономики страны.
Доля экспорта стабильно удерживалась на уровне 84–88%. Несмотря на то что внутреннее потребление постепенно увеличивалось, его доля в общей структуре оставалась небольшой. Казахстан укрепил позицию страны, ориентированной на мировой рынок нефти.
Экспорт – 81%.
Внутреннее потребление – 19%.
Хотя внутренний спрос немного вырос, экспорт по-прежнему доминирует.
Основной доход страны всё ещё зависит от экспорта сырой нефти. Доля внутренней переработки и нефтегазохимической продукции остаётся низкой. Для обеспечения энергетической безопасности и насыщения внутреннего рынка готовой нефтегазовой продукцией стратегически важно переходить от экспорта сырья к экспорту готовых нефтегазохимических товаров.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM