Каков текущий план правительства Казахстана по доле ветровой энергии в выработке электроэнергии к 2035 году?
Anonymous Quiz
43%
13%
29%
23%
18%
33%
4%
43%
7%
53%
Ответы на вышеуказанные вопросы.
В 2021 году выработка электроэнергии⚡️ в 🇰🇿 по источникам энергии:
1️⃣ Уголь🪨, 70%
2️⃣ Газ🔥, 20%
3️⃣ ГЭС💧, 7%
4️⃣ ВИЭ♻️ (в основном ветровая💨), 3%
В 2035 году план МЭ РК:
1. Уголь🪨, 40%🔻
2. ВИЭ♻️, 23%🔺
3. Газ🔥, 18%🔻
4. Атомная
5. Гидро💧, 7% (без изменений)
Для примера, в Дании🇩🇰 доля энергии ветра💨 в выработке⚡️ 48%, занимает🥇 место в мире.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
В 2021 году выработка электроэнергии⚡️ в 🇰🇿 по источникам энергии:
1️⃣ Уголь🪨, 70%
2️⃣ Газ🔥, 20%
3️⃣ ГЭС💧, 7%
4️⃣ ВИЭ♻️ (в основном ветровая💨), 3%
В 2035 году план МЭ РК:
1. Уголь🪨, 40%🔻
2. ВИЭ♻️, 23%🔺
3. Газ🔥, 18%🔻
4. Атомная
⚛, 12% (новый источник)5. Гидро💧, 7% (без изменений)
Для примера, в Дании🇩🇰 доля энергии ветра💨 в выработке⚡️ 48%, занимает🥇 место в мире.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from Anuar D. Ushbayev (Channel)
Смена риторики, которую англичане называют backpedalling
Сообщение пресс-службы канцлера Германии Олафа Гольца после вчерашнего разговора с Владимиром Путиным:
"Президент России Владимир Путин заявил сегодня днем в телефонном разговоре, что потребовал принять закон, согласно которому с 1 апреля поставки газа должны оплачиваться в рублях. При этом он подчеркнул в разговоре, что для европейских договорных партнеров ничего не изменится. Платежи по-прежнему будут осуществляться исключительно в евро и будут переводиться в обычном режиме в Газпромбанк, на которого санкции не распространяются. Затем банк конвертирует деньги в рубли. Канцлер Шольц НЕ соглашался на эту процедуру в разговоре, а лишь запросил письменную информацию для более точного понимания процедуры. Остается в силе соглашение G7: поставки энергии оплачиваются исключительно в евро или долларах. Как указано в договорах."
https://news.1rj.ru/str/anuarushbayev
Сообщение пресс-службы канцлера Германии Олафа Гольца после вчерашнего разговора с Владимиром Путиным:
"Президент России Владимир Путин заявил сегодня днем в телефонном разговоре, что потребовал принять закон, согласно которому с 1 апреля поставки газа должны оплачиваться в рублях. При этом он подчеркнул в разговоре, что для европейских договорных партнеров ничего не изменится. Платежи по-прежнему будут осуществляться исключительно в евро и будут переводиться в обычном режиме в Газпромбанк, на которого санкции не распространяются. Затем банк конвертирует деньги в рубли. Канцлер Шольц НЕ соглашался на эту процедуру в разговоре, а лишь запросил письменную информацию для более точного понимания процедуры. Остается в силе соглашение G7: поставки энергии оплачиваются исключительно в евро или долларах. Как указано в договорах."
https://news.1rj.ru/str/anuarushbayev
Доля импорта природного газа из России в странах Европы
Большинство восточноевропейских стран практически полностью зависят от импорта российского газа.
Германия🇩🇪 покупает более половину газа из России🇷🇺, ~55 млрд куб.м в год. Это в три раза больше, чем потребление в 🇰🇿.
Швейцария и Украина зависимы на ~40%, Дания и Италия на ~30%, Франция и Нидерланды гораздо менее зависимы, на 5-8%.
До недавнего времени энергетические стратегии многих западноевропейских стран были сосредоточены на сокращении выбросов, отказе от угля и стимулировании роста ВИЭ, в то же время пополняя свои истощающиеся внутренние запасы за счет импорта российского газа. Теперь акцент сместился на то, как быстро они смогут отказаться от российского газа.
Тем не менее маловероятно, что сейчас у Европы есть возможность полностью отказаться от российского газа. Скорее всего, произойдет сдвиг в долгосрочной стратегии, которая делает упор на энергетическую независимость, надежность и безопасность.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Большинство восточноевропейских стран практически полностью зависят от импорта российского газа.
Германия🇩🇪 покупает более половину газа из России🇷🇺, ~55 млрд куб.м в год. Это в три раза больше, чем потребление в 🇰🇿.
Швейцария и Украина зависимы на ~40%, Дания и Италия на ~30%, Франция и Нидерланды гораздо менее зависимы, на 5-8%.
До недавнего времени энергетические стратегии многих западноевропейских стран были сосредоточены на сокращении выбросов, отказе от угля и стимулировании роста ВИЭ, в то же время пополняя свои истощающиеся внутренние запасы за счет импорта российского газа. Теперь акцент сместился на то, как быстро они смогут отказаться от российского газа.
Тем не менее маловероятно, что сейчас у Европы есть возможность полностью отказаться от российского газа. Скорее всего, произойдет сдвиг в долгосрочной стратегии, которая делает упор на энергетическую независимость, надежность и безопасность.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
ENERGY ANALYTICS
Доля импорта природного газа из России в странах Европы Большинство восточноевропейских стран практически полностью зависят от импорта российского газа. Германия🇩🇪 покупает более половину газа из России🇷🇺, ~55 млрд куб.м в год. Это в три раза больше, чем…
РФ🇷🇺 в настоящее время экспортирует газ на сумму почти $10 млрд в месяц (суммарная выручка от экспорта газа в январе 2022 года составила рекордные $9,75 млрд).
"Газпром" в январе экспортировал в группу "недружественных" стран 7,146 млрд куб. м газа на $5,99 млрд, свидетельствуют подсчеты "Интерфакса" на основе данных Федеральной таможенной службы.
Выборка охватывает поставки российского газа в 20 стран: Австрия, Болгария, Швейцария, Чехия, Германия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Хорватия, Венгрия, Италия, Литва, Латвия, Македония, Нидерланды, Польша, Румыния и Словакия.
"Газпром" в январе экспортировал в группу "недружественных" стран 7,146 млрд куб. м газа на $5,99 млрд, свидетельствуют подсчеты "Интерфакса" на основе данных Федеральной таможенной службы.
Выборка охватывает поставки российского газа в 20 стран: Австрия, Болгария, Швейцария, Чехия, Германия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Хорватия, Венгрия, Италия, Литва, Латвия, Македония, Нидерланды, Польша, Румыния и Словакия.
Сегодня, 🇷🇺 подписал указ о переводе расчетов за природный газ с недружественными странами за рубли. Повысит ли этот шаг стоимость рубля?
Anonymous Poll
18%
Да, это стратегический шаг, который нужно было сделать раньше
25%
Да, но ограничено, так как Газпром уже продает 80% валюты на местном рынке
42%
Крупнейшие страны ЕС (Германия, Франция) откажутся платить в рублях
26%
На курс рубля это не повлияет, так как он останется в стране
Какие страны поставляют газ в Европу (в млрд куб. м в год)
Россия🇷🇺 167,8 (38%)
Норвегия🇳🇴 106,9 (24%)
Нидерланды🇳🇱 28,1 (6%)
Алжир🇩🇿 21 (5%)
Азербайджан🇦🇿 13,3 (3%)
Ливия🇱🇾 4,2 (1%)
Другие страны Европы 100,7 (23%)
Похоже, альтернативы таким объемным поставкам, как российский газ, на данный момент пока нет.
Источник: FT, BP
http://t.me/EnergyAnalytics
Россия🇷🇺 167,8 (38%)
Норвегия🇳🇴 106,9 (24%)
Нидерланды🇳🇱 28,1 (6%)
Алжир🇩🇿 21 (5%)
Азербайджан🇦🇿 13,3 (3%)
Ливия🇱🇾 4,2 (1%)
Другие страны Европы 100,7 (23%)
Похоже, альтернативы таким объемным поставкам, как российский газ, на данный момент пока нет.
Источник: FT, BP
http://t.me/EnergyAnalytics
Вы Согласны ли вы с рейтингом топ-30 геологов?
Anonymous Poll
16%
Да на 💯
84%
Не совсем, некоторые из них не геологи🧗
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Самые влиятельные люди в истории нефти и газа
В приближающийся День нефтяников (геологов) мы, скорее всего, прочитаем много статей о влиятельных людях в нефтегазовой отрасли Казахстана. Мой субъективный список топ-5 людей в истории нефтегазовой отрасли был составлен в прошлом году. Опубликую еще раз и в конце объясню почему.
Эдвин Дрейк. Он был известен тем, что разработал новый метод добычи нефти из недр. Он изобрел новый метод бурения в 1859 году, при котором использовалась труба для предотвращения обрушения ствола скважины, что позволяло буровой установке глубже проникать в землю. Вклад Дрейка значителен, потому что данный метод колосcально увеличил глубину бурения, увеличив количество добываемой нефти. Принцип бурения, лежащий в основе этого изобретения, до сих пор используется современными нефтегазовыми компаниями.
Джон Рокфеллер. Пожалуй, самый богатый нефтяник в истории. Он известен созданием первой вертикально интегрированной компании Standard Oil, объединяющей все сегменты нефтяного бизнеса - добычу, транспортировку, переработку и маркетинг. Это был первый глобальный supply chain в нефтяной отрасли в истории, который значительно повысил эффективность всех бизнес процессов и привел к значительному сокращению расходов, и, соответственно, повышению чистой прибыли компании. Рокфеллер был пионером в этом шаге, тогда как в настоящее время уже большинство крупных международных нефтяных компаний работают по такому принципу. Так, например, Exxon Mobil, Chevron, BP, являются прямыми преемниками Standard Oil.
Людвиг Нобель. Старший брат и деловой партнёр знаменитого учредителя Нобелевской премии Альфреда Нобеля. Он же изобрел первой нефтяной танкер в 1878 г. Благодаря этому изобретению стало возможно транспортировать нефть не только по суше, но и по морским путям. Первым в мире успешным нефтяным танкером был Нобелевский «Зороастр». Нобель создал танкер в г. Линдхольмен-Мотала (Швеция) вместе со Свеном Альмквистом. Контракт на его строительство был подписан в январе 1878 года, а первый рейс он совершил в том же году из Баку в Астрахань.
Пол Гетти. Также известен как основатель Getty Oil Company. Его нововведением была коммерциализация больших нефтяных танкеров в 1960-х годах. Если Нобель изобрел танкер, то Гетти вывел их на совершенно новый уровень. Он значительно увеличил объем перевозимой в танкерах нефти, а также удлинил расстояние, которые они могли покрывать. Именно поэтому мы называем их супертанкерами. Он не первый додумался до этого, но как и Илон Маск с электрокарами, он смог масштабировать процесс до глобального уровня. Не так давно вышел интересный фильм о его жизни: «Все деньги мира». Очень рекомендую посмотреть, если вы еще этого не сделали.
Замыкает мой список Энрико Маттеи. Он ввел инновационную формулу совместных инвестиций (тип совместного контракта), которая преднамеренно стремилась устранить посредническую роль. Вместо того чтобы просто платить фиксированную плату за нефтяные концессии и затем брать на себя все бремя разработки, Маттеи предложил странам-производителям партнерство в разработке их природных ресурсов. Если до этого «семь сестринских» компаний (BP, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Shell, Chevron и Texaco) полностью монополизировали рынок добычи в мире и диктовали свои условия Правительствам стран богатых нефтью, то Маттеи целиком поменял ход игры. Так, к примеру, он вперые предложил Правительству Ирана и Египта забирать до 75% прибыли от добычи, а не 50 % и менее, как было ранее принято. Такая политика перекочевала и в другие страны, и по факту его новаторский способ ведения переговоров с нефтедобывающими странами демонополизировал долю нефтяного рынка «семи сестринских» компаний.
Подводя итог, можно сказать, что этих людей объединяют схожие профессиональные навыки, которые основываются на нестандартном мышлении и поиске инновационных решений, а также умении принять хорошо просчитанные бизнес риски.
Коллеги, с днем нефтяника/геолога Вас! Пусть моя подборка вдохновит Вас на новые свершения в нефтегазовой отрасли Казахстана и не только!
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
В приближающийся День нефтяников (геологов) мы, скорее всего, прочитаем много статей о влиятельных людях в нефтегазовой отрасли Казахстана. Мой субъективный список топ-5 людей в истории нефтегазовой отрасли был составлен в прошлом году. Опубликую еще раз и в конце объясню почему.
Эдвин Дрейк. Он был известен тем, что разработал новый метод добычи нефти из недр. Он изобрел новый метод бурения в 1859 году, при котором использовалась труба для предотвращения обрушения ствола скважины, что позволяло буровой установке глубже проникать в землю. Вклад Дрейка значителен, потому что данный метод колосcально увеличил глубину бурения, увеличив количество добываемой нефти. Принцип бурения, лежащий в основе этого изобретения, до сих пор используется современными нефтегазовыми компаниями.
Джон Рокфеллер. Пожалуй, самый богатый нефтяник в истории. Он известен созданием первой вертикально интегрированной компании Standard Oil, объединяющей все сегменты нефтяного бизнеса - добычу, транспортировку, переработку и маркетинг. Это был первый глобальный supply chain в нефтяной отрасли в истории, который значительно повысил эффективность всех бизнес процессов и привел к значительному сокращению расходов, и, соответственно, повышению чистой прибыли компании. Рокфеллер был пионером в этом шаге, тогда как в настоящее время уже большинство крупных международных нефтяных компаний работают по такому принципу. Так, например, Exxon Mobil, Chevron, BP, являются прямыми преемниками Standard Oil.
Людвиг Нобель. Старший брат и деловой партнёр знаменитого учредителя Нобелевской премии Альфреда Нобеля. Он же изобрел первой нефтяной танкер в 1878 г. Благодаря этому изобретению стало возможно транспортировать нефть не только по суше, но и по морским путям. Первым в мире успешным нефтяным танкером был Нобелевский «Зороастр». Нобель создал танкер в г. Линдхольмен-Мотала (Швеция) вместе со Свеном Альмквистом. Контракт на его строительство был подписан в январе 1878 года, а первый рейс он совершил в том же году из Баку в Астрахань.
Пол Гетти. Также известен как основатель Getty Oil Company. Его нововведением была коммерциализация больших нефтяных танкеров в 1960-х годах. Если Нобель изобрел танкер, то Гетти вывел их на совершенно новый уровень. Он значительно увеличил объем перевозимой в танкерах нефти, а также удлинил расстояние, которые они могли покрывать. Именно поэтому мы называем их супертанкерами. Он не первый додумался до этого, но как и Илон Маск с электрокарами, он смог масштабировать процесс до глобального уровня. Не так давно вышел интересный фильм о его жизни: «Все деньги мира». Очень рекомендую посмотреть, если вы еще этого не сделали.
Замыкает мой список Энрико Маттеи. Он ввел инновационную формулу совместных инвестиций (тип совместного контракта), которая преднамеренно стремилась устранить посредническую роль. Вместо того чтобы просто платить фиксированную плату за нефтяные концессии и затем брать на себя все бремя разработки, Маттеи предложил странам-производителям партнерство в разработке их природных ресурсов. Если до этого «семь сестринских» компаний (BP, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Shell, Chevron и Texaco) полностью монополизировали рынок добычи в мире и диктовали свои условия Правительствам стран богатых нефтью, то Маттеи целиком поменял ход игры. Так, к примеру, он вперые предложил Правительству Ирана и Египта забирать до 75% прибыли от добычи, а не 50 % и менее, как было ранее принято. Такая политика перекочевала и в другие страны, и по факту его новаторский способ ведения переговоров с нефтедобывающими странами демонополизировал долю нефтяного рынка «семи сестринских» компаний.
Подводя итог, можно сказать, что этих людей объединяют схожие профессиональные навыки, которые основываются на нестандартном мышлении и поиске инновационных решений, а также умении принять хорошо просчитанные бизнес риски.
Коллеги, с днем нефтяника/геолога Вас! Пусть моя подборка вдохновит Вас на новые свершения в нефтегазовой отрасли Казахстана и не только!
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from Экономика и ВПК Азербайджана
🇦🇿🇹🇲 Реализация основной части проекта Транскаспийского интерконнектора, по предварительной оценке, займет около четырех месяцев и потребует инвестиций в размере $400 млн, заявила директор консультативного комитета американской компании Trans Caspian Resources Натали Костелло.
Trans Caspian Resources в прошлом году представила свой проект Транскаспийского интерконнектора - меньшей по мощности (по сравнению с Транскаспийским газопроводом) газотранспортной магистрали из Туркменистан в направлении Азербайджана. Весь проект на тот момент оценивался в $500-800 млн, а срок реализации - в 24 месяца.
Интерконнектор позволит наладить поставку туркменского природного газа в Азербайджан и далее в регион Закавказья, в Турцию и другие страны, которые будут испытывать потребность в "голубом топливе".
По ее словам, интерконнектор обеспечит поставку 10-12 млрд кубометров природного газа в год.
Общие запасы природного газа в Туркменистан оцениваются в 50 трлн кубометров. Из них запасы месторождения Галкыныш - более 27 трлн кубометров.
Trans Caspian Resources в прошлом году представила свой проект Транскаспийского интерконнектора - меньшей по мощности (по сравнению с Транскаспийским газопроводом) газотранспортной магистрали из Туркменистан в направлении Азербайджана. Весь проект на тот момент оценивался в $500-800 млн, а срок реализации - в 24 месяца.
Интерконнектор позволит наладить поставку туркменского природного газа в Азербайджан и далее в регион Закавказья, в Турцию и другие страны, которые будут испытывать потребность в "голубом топливе".
По ее словам, интерконнектор обеспечит поставку 10-12 млрд кубометров природного газа в год.
Общие запасы природного газа в Туркменистан оцениваются в 50 трлн кубометров. Из них запасы месторождения Галкыныш - более 27 трлн кубометров.
🇰🇿 FINANCE.kz
Как вы считаете — когда кризис с КТК может быть исчерпан?
Сегодня 18-й день, как нефтепровод КТК работает частично из-за «штормового» повреждения 2-х из 3-х причалов Новороссийского терминала.
На данный момент сокращено около 300 000 баррелей в сутки или 20% экспорта нефти. При текущих ценах на нефть это составляет более 30 млн долларов в день потери валового дохода для страны и заинтересованных сторон.
2 недели назад большинство из 5 тысяч участников опроса, проведенного @FINANCEkaz, с оптимизмом смотрели на восстановление КТК через 3 недели. Посмотрим что получится через пару дней и пожелаем скорейшего восстановления.
А тем, кто считает КТК самой дешевой альтернативой экспорта нефти для Казахстана, следует еще раз учесть, что складывать все яйца в одну корзину — не лучший вариант. Страна должна иметь краткосрочный и долгосрочный план по снижению такого риска в будущем.
Текущий урок показал нам, что самый дешевый маршрут может стоить больших убытков в случае отсутствия альтернативы.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
На данный момент сокращено около 300 000 баррелей в сутки или 20% экспорта нефти. При текущих ценах на нефть это составляет более 30 млн долларов в день потери валового дохода для страны и заинтересованных сторон.
2 недели назад большинство из 5 тысяч участников опроса, проведенного @FINANCEkaz, с оптимизмом смотрели на восстановление КТК через 3 недели. Посмотрим что получится через пару дней и пожелаем скорейшего восстановления.
А тем, кто считает КТК самой дешевой альтернативой экспорта нефти для Казахстана, следует еще раз учесть, что складывать все яйца в одну корзину — не лучший вариант. Страна должна иметь краткосрочный и долгосрочный план по снижению такого риска в будущем.
Текущий урок показал нам, что самый дешевый маршрут может стоить больших убытков в случае отсутствия альтернативы.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Рассказ о двух нефтяных фондах.
Первый.
Норвежский нефтяной фонд (переименованный в государственный пенсионный фонд) был учрежден правительством в 1990 году. Первые деньги были вложены в 1996 году, но первые данные, которые можно отследить - это $23 млрд в 1998 году. Нефтяные деньги, на мой взгляд, разумно вложили в разные финансовые активы. В результате, на сегодняшний день он достиг рекордного уровня в $1,4 трлн.
Сумма в $1,4 трлн – это больше годового ВВП Австралии, и очень близко к ВВП Бразилии и немного ниже, чем ВВП России. Если сумму активов норвежского фонда поделить на население страны, то у каждого норвежца будет больше $250 тыс. на счету, что несравненно больше, чем в любой стране мира. Ближайшим по значению будет ВВП Монако на душу населения - $200 тыс.
Фонд управляется Министерством финансов. Король имеет право только подписать указ, который вступит в силу. Типы вложений фонда очень разнообразны и прозрачны. Расклад в какой по типу активов (акционерный капитал, фиксированный доход, недвижимость), в которые фонд инвестировал с 1998 года, можно скачать на его веб-сайте. Список охватывает более 70 стран и 9 тысяч компаний.
Норвегия начала накапливать нефтяные деньги на пике добычи в 3 млн баррелей в сутки. С тех пор добыча нефти снизилась на 1 млн баррелей - до текущего уровня в 2 млн баррелей в сутки.
Второй.
Нефтяной фонд Казахстана (переименован в Национальный фонд Казахстана - НФК) создан в 2000 году указом президента страны. Первый денежный перевод поступил от продажи 5% Тенгизского месторождения на сумму $0,66 млрд в 2001 году.
Пик накопления фонда составил $72 млрд в 2015 году. С тех пор НФК направил деньги на «неотложные текущие нужды», такие как спасение коммерческих банков, поддержка национальных компаний и заполнение дыр в государственном бюджете. На данный момент в фонде осталось $57 млрд.
Сумма в $57 млрд с точки зрения ВВП страны немного выше, чем ВВП Хорватии, ближе к ВВП Узбекистана и немного ниже, чем у Беларуси. Что касается ВВП на душу населения, то значение в $3 тыс. будет немного ниже, чем в Марокко. Чувствуете разницу в разрезе сравниваемых стран?
Казахстан начал накапливать нефтяные деньги при добыче 0,8 млн баррелей в сутки и с тех пор прибавил 1 млн баррелей в сутки, составив 1,8 млн баррелей в сутки. При чем добыча нефти Норвегией и Казахстаном находится в одном диапазоне 1,8–2,0 последние 8 лет. Иными словами, последние 8 лет мы с Норвегией добываем в одном диапазоне, просто мы тратим значительно больше.
Ученые провели исследование, если деньги фонда не использовались на текущие нужды, накопленные деньги должны были быть вдвое больше, чем $72 млрд в 2015 году. Кроме того, есть еще одно исследование, к котором говорится, что если цена на нефть упадет до $30 за баррель, то деньги фонда будут исчерпаны через пять лет. Ну что, начинаем молиться?
Позвольте мне закончить рассказ о гражданине Ирака, который спас Норвегию от нефтяного проклятия. Свою карьеру Фарук аль-Касим начал геологом, а через некоторое время стал топ-менеджером иракской национальной компании. В 1968 году он покинул свою страну, чтобы найти лучшее место для воплощения своих идей, так как его родина этого не позволяла. Через некоторое время Фарук добился своего, создал Норвежский нефтяной директорат и стал его первым руководителем. Именно благодаря этому директорату, цель которого было накопление долларов от продажи нефти, впоследствии и появился Норвежский нефтяной фонд.
Не удивлюсь, если есть казахстанские профессионалы, как Фарук Аль-Касим, работающие за границей и делающие создание чего-то прекрасного в будущем. Жаль, что не у нас…
p.s. На графике накопление денег в логарифмической шкале📈.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Первый.
Норвежский нефтяной фонд (переименованный в государственный пенсионный фонд) был учрежден правительством в 1990 году. Первые деньги были вложены в 1996 году, но первые данные, которые можно отследить - это $23 млрд в 1998 году. Нефтяные деньги, на мой взгляд, разумно вложили в разные финансовые активы. В результате, на сегодняшний день он достиг рекордного уровня в $1,4 трлн.
Сумма в $1,4 трлн – это больше годового ВВП Австралии, и очень близко к ВВП Бразилии и немного ниже, чем ВВП России. Если сумму активов норвежского фонда поделить на население страны, то у каждого норвежца будет больше $250 тыс. на счету, что несравненно больше, чем в любой стране мира. Ближайшим по значению будет ВВП Монако на душу населения - $200 тыс.
Фонд управляется Министерством финансов. Король имеет право только подписать указ, который вступит в силу. Типы вложений фонда очень разнообразны и прозрачны. Расклад в какой по типу активов (акционерный капитал, фиксированный доход, недвижимость), в которые фонд инвестировал с 1998 года, можно скачать на его веб-сайте. Список охватывает более 70 стран и 9 тысяч компаний.
Норвегия начала накапливать нефтяные деньги на пике добычи в 3 млн баррелей в сутки. С тех пор добыча нефти снизилась на 1 млн баррелей - до текущего уровня в 2 млн баррелей в сутки.
Второй.
Нефтяной фонд Казахстана (переименован в Национальный фонд Казахстана - НФК) создан в 2000 году указом президента страны. Первый денежный перевод поступил от продажи 5% Тенгизского месторождения на сумму $0,66 млрд в 2001 году.
Пик накопления фонда составил $72 млрд в 2015 году. С тех пор НФК направил деньги на «неотложные текущие нужды», такие как спасение коммерческих банков, поддержка национальных компаний и заполнение дыр в государственном бюджете. На данный момент в фонде осталось $57 млрд.
Сумма в $57 млрд с точки зрения ВВП страны немного выше, чем ВВП Хорватии, ближе к ВВП Узбекистана и немного ниже, чем у Беларуси. Что касается ВВП на душу населения, то значение в $3 тыс. будет немного ниже, чем в Марокко. Чувствуете разницу в разрезе сравниваемых стран?
Казахстан начал накапливать нефтяные деньги при добыче 0,8 млн баррелей в сутки и с тех пор прибавил 1 млн баррелей в сутки, составив 1,8 млн баррелей в сутки. При чем добыча нефти Норвегией и Казахстаном находится в одном диапазоне 1,8–2,0 последние 8 лет. Иными словами, последние 8 лет мы с Норвегией добываем в одном диапазоне, просто мы тратим значительно больше.
Ученые провели исследование, если деньги фонда не использовались на текущие нужды, накопленные деньги должны были быть вдвое больше, чем $72 млрд в 2015 году. Кроме того, есть еще одно исследование, к котором говорится, что если цена на нефть упадет до $30 за баррель, то деньги фонда будут исчерпаны через пять лет. Ну что, начинаем молиться?
Позвольте мне закончить рассказ о гражданине Ирака, который спас Норвегию от нефтяного проклятия. Свою карьеру Фарук аль-Касим начал геологом, а через некоторое время стал топ-менеджером иракской национальной компании. В 1968 году он покинул свою страну, чтобы найти лучшее место для воплощения своих идей, так как его родина этого не позволяла. Через некоторое время Фарук добился своего, создал Норвежский нефтяной директорат и стал его первым руководителем. Именно благодаря этому директорату, цель которого было накопление долларов от продажи нефти, впоследствии и появился Норвежский нефтяной фонд.
Не удивлюсь, если есть казахстанские профессионалы, как Фарук Аль-Касим, работающие за границей и делающие создание чего-то прекрасного в будущем. Жаль, что не у нас…
p.s. На графике накопление денег в логарифмической шкале📈.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Сегодня правительство приняло решение увеличить трансферт из Нацфонда с 2,4 трлн тенге ($5 млрд) до 4 трлн тенге ($8,5 млрд) на 2022 год.
Предложение об увеличении трансферта связано с изменением бюджетной цены на нефть с $60 до $90 за баррель. Ожидается, что при сохранении цены на нефть на уровне новой цены Нацфонд останется с прибылью к концу года на 0,2 трлн тенге ($0,5 млрд).
Учитывая, что в моем исследовательском посте накопления Нацфонда постоянно снижались с максимальных $77 млрд в 2014 году до $56 млрд в 2022 году, трудно поверить, что будет в плюсе к концу года.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Предложение об увеличении трансферта связано с изменением бюджетной цены на нефть с $60 до $90 за баррель. Ожидается, что при сохранении цены на нефть на уровне новой цены Нацфонд останется с прибылью к концу года на 0,2 трлн тенге ($0,5 млрд).
Учитывая, что в моем исследовательском посте накопления Нацфонда постоянно снижались с максимальных $77 млрд в 2014 году до $56 млрд в 2022 году, трудно поверить, что будет в плюсе к концу года.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Считаете ли Вы, что накопления Нацфонда в этом году увеличатся, учитывая его снижение за последние 8 лет с максимума в $77 до $56 млрд и увеличение гарантированного трансферта из него в этом году в бюджет до 4 трлн тенге ($8,5 млрд)?
Anonymous Poll
26%
Да, учитывая текущую цену на нефть в 90 долларов за баррель.
74%
Скорее всего, накопление продолжит уменьшаться и дальше.
Forwarded from TENGENOMIKA
❗️❗️❗️ КУБЫШКА КАЗАХСТАНА СОКРАТИЛАСЬ НА 11,7% С 2020 ГОДА
Объём Нацфонда Казахстана с января 2020 года по февраль 2022 года уменьшился в долларовом выражении на 7,18 млрд USD до 53,9 млрд USD. Между тем, сегодня стало известно, что объём трансфертов из Нацфонда будет увеличен с 2,7 трлн тенге до 4 трлн тенге в текущем году.
Таким образом, даже при ожидаемом номинальном ВВП в объеме 91,5 трлн тенге на 2022 год текущий объём Нацфонда составляет лишь 27,1% ВВП при курсе 460 тенге за доллар (заложен в бюджет 2022 года).
Данное обстоятельство, а именно отношение Правительства к Нацфонду в текущих реалиях вызывает особое беспокойство, которое видимо рассчитывают на высокие цены на нефть. К слову, в Правительстве среднегодовую цену на нефть определили на уровне 90 USD за баррель, что мы считаем высоким и не полностью обоснованным.
Напомним, что в своём прогнозе Standard and Poor’s, на который также ссылаются в МНЭ, предупреждает, что дисконт по отношению к ценам на нефть марки Brent из-за более высокой премии за риск при транспортировке по Черному морю не позволят экономике Казахстана в полной мере воспользоваться преимуществами высоких цен на нефть.
‼️ Хотя мы полностью поддерживаем ведение контрциклической фискальной политики, в нашем случае, стимулирующей фискальной политики для поддержания экономики, но структуру таких трат необходимо кардинально менять. Другими словами, когда львиную долю госрасходов составляет «социалка», которая, по сути, не создаёт добавленной стоимости в экономику, то речь о долгосрочных драйверах экономики вряд ли может идти.
Поэтому, мы уверены, что слишком оптимистичная оценка ситуации может привести к невзвешенным решениям со стороны Правительства, в том числе за счет «кубышки» страны.
@tengenomika
Объём Нацфонда Казахстана с января 2020 года по февраль 2022 года уменьшился в долларовом выражении на 7,18 млрд USD до 53,9 млрд USD. Между тем, сегодня стало известно, что объём трансфертов из Нацфонда будет увеличен с 2,7 трлн тенге до 4 трлн тенге в текущем году.
Таким образом, даже при ожидаемом номинальном ВВП в объеме 91,5 трлн тенге на 2022 год текущий объём Нацфонда составляет лишь 27,1% ВВП при курсе 460 тенге за доллар (заложен в бюджет 2022 года).
Данное обстоятельство, а именно отношение Правительства к Нацфонду в текущих реалиях вызывает особое беспокойство, которое видимо рассчитывают на высокие цены на нефть. К слову, в Правительстве среднегодовую цену на нефть определили на уровне 90 USD за баррель, что мы считаем высоким и не полностью обоснованным.
Напомним, что в своём прогнозе Standard and Poor’s, на который также ссылаются в МНЭ, предупреждает, что дисконт по отношению к ценам на нефть марки Brent из-за более высокой премии за риск при транспортировке по Черному морю не позволят экономике Казахстана в полной мере воспользоваться преимуществами высоких цен на нефть.
‼️ Хотя мы полностью поддерживаем ведение контрциклической фискальной политики, в нашем случае, стимулирующей фискальной политики для поддержания экономики, но структуру таких трат необходимо кардинально менять. Другими словами, когда львиную долю госрасходов составляет «социалка», которая, по сути, не создаёт добавленной стоимости в экономику, то речь о долгосрочных драйверах экономики вряд ли может идти.
Поэтому, мы уверены, что слишком оптимистичная оценка ситуации может привести к невзвешенным решениям со стороны Правительства, в том числе за счет «кубышки» страны.
@tengenomika
Forwarded from Разумный Инвестор 2.0💡
Поддерживаете ли увеличение трансфертов с Нацфонда в бюджет РК
Anonymous Poll
16%
Да, все равно Запад может наши резервы заморозить
84%
Нет, пусть работает как резервная подушка наподобие Нацфонда Норвегии.
Forwarded from "Уральская Неделя" (Тамара Еслямова)
Россия намеренно срывает поставки нефти из Казахстана в ЕC под предлогом шторма в порту Новороссийска, пишет немецкое издание Handelsblatt.
Цель: удерживать цены в Европе на высоком уровне и тем самым подрывать экономику ЕС, объявившего санкции против РФ из-за войны в Украине.
Речь об инфраструктуре Каспийского трубопроводного консорциума со штаб-квартирой в Москве. "Нефтепровод проходит по территории России, и российские фирмы доминируют в консорциуме, однако нефть в трубе принадлежит в основном таким западным фирмам, как Chevron, Shell и Eni, занимающимся нефтедобычей в Казахстане", - указывает газета.
Кроме того, Москва показывает свою власть Казахстану. Вывод Handelsblatt: "На примере Казахстана видна тактика, к которой Россия прибегает за пределами собственно театра военных действий в Украине".
Цель: удерживать цены в Европе на высоком уровне и тем самым подрывать экономику ЕС, объявившего санкции против РФ из-за войны в Украине.
Речь об инфраструктуре Каспийского трубопроводного консорциума со штаб-квартирой в Москве. "Нефтепровод проходит по территории России, и российские фирмы доминируют в консорциуме, однако нефть в трубе принадлежит в основном таким западным фирмам, как Chevron, Shell и Eni, занимающимся нефтедобычей в Казахстане", - указывает газета.
Кроме того, Москва показывает свою власть Казахстану. Вывод Handelsblatt: "На примере Казахстана видна тактика, к которой Россия прибегает за пределами собственно театра военных действий в Украине".
DW
Handelsblatt: Шантаж Европы и Казахстана в Новороссийске
Россия использует последствия шторма для гибридной войны против Запада и давления на казахстанские власти, утверждает немецкая газета после журналистского расследования.
Forwarded from ENERGY ANALYTICS
Супертанкеры
Как Вы наверняка знаете, транспортировка нефти происходит 4 способами: трубопроводами, железнодорожной и автоперевозками, а также морскими путями, то есть танкерами. История транспортировка нефти по морским путям насчитывает более 170 лет. По мере увеличения спроса на данные перевозки увеличивался и размер грузподъемности танкеров. Ежегодно через танкеры транспортируется более 2 млрд. барр. нефти, это около 2% от общего объема добычи в мире.
На сегодняшний день существуют 2 типа нефтяных танкеров: танкеры и супертанкеры. Aframax, Panamax, Suezmax – это танкеры, имеющие объем до 1 млн. барр. нефти. Panamax и Suezmax получили свои названия от названий каналов. Их пропускная способность равна максимальному объему, который может пройти через канал.
История супертанкеров берет начало в 1960-х годах, когда случился кризис в Суэцком канале и национализация на Ближнем Востоке. Существует два типа супертанкеров: ULCC (ultra large crude carriers) могут перевозить до 3 млн. барр. нефти и VLCC (very large crude carriers) могут транспортировать до 2 млн. барр. нефти (это больше чем один день добычи в Казахстане).
В настоящее время в мире эксплуатируется 750 супертанкеров класса VLCC, принадлежащих более 100 различных компаний и только 2 супертанкера класса ULCC, которые принадлежат одному оператору (Euronav). Их производство было приостановлено, так как размеры ULCC не позволяли заходить в порта многих городов.
Основными владельцами супертанкеров класса VLCC являются Euronav (48 шт.), CMES (41 шт.), Bahri (41 шт.), и Frontline (21 шт.). Это крупный и капиталоемкий бизнес. Для примера, чистая прибыль Bahri, основного оператора Saudi Aramco, за 2019 год составила более $ 600 млн. Основные покупатели супертанкерной нефти – это крупные нефтегазовые игроки, национальные компании, крупные НПЗ, нефтяные торговые дома.
Стоимость VLCC составляет около $ 90 млн., стоимость его эксплуатации и обслуживания составляет порядка $ 10 тыс. в сутки, среднесуточная аренда составляет около $ 30 тыс., а может доходить и до $ 100 тыс. и больше. Средний срок службы VLCC составляет 20 лет, а время строительства 18-24 месяца. Перевозка нефти VLCC может занимать до 70 дней.
Глобальное банковское финансирование судоходных компаний сократилось с $ 450 до $ 350 млрд. с 2010г. по 2018г. из-за растущей обеспокоенности по поводу снижения спроса на нефть после 2028 года.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
Как Вы наверняка знаете, транспортировка нефти происходит 4 способами: трубопроводами, железнодорожной и автоперевозками, а также морскими путями, то есть танкерами. История транспортировка нефти по морским путям насчитывает более 170 лет. По мере увеличения спроса на данные перевозки увеличивался и размер грузподъемности танкеров. Ежегодно через танкеры транспортируется более 2 млрд. барр. нефти, это около 2% от общего объема добычи в мире.
На сегодняшний день существуют 2 типа нефтяных танкеров: танкеры и супертанкеры. Aframax, Panamax, Suezmax – это танкеры, имеющие объем до 1 млн. барр. нефти. Panamax и Suezmax получили свои названия от названий каналов. Их пропускная способность равна максимальному объему, который может пройти через канал.
История супертанкеров берет начало в 1960-х годах, когда случился кризис в Суэцком канале и национализация на Ближнем Востоке. Существует два типа супертанкеров: ULCC (ultra large crude carriers) могут перевозить до 3 млн. барр. нефти и VLCC (very large crude carriers) могут транспортировать до 2 млн. барр. нефти (это больше чем один день добычи в Казахстане).
В настоящее время в мире эксплуатируется 750 супертанкеров класса VLCC, принадлежащих более 100 различных компаний и только 2 супертанкера класса ULCC, которые принадлежат одному оператору (Euronav). Их производство было приостановлено, так как размеры ULCC не позволяли заходить в порта многих городов.
Основными владельцами супертанкеров класса VLCC являются Euronav (48 шт.), CMES (41 шт.), Bahri (41 шт.), и Frontline (21 шт.). Это крупный и капиталоемкий бизнес. Для примера, чистая прибыль Bahri, основного оператора Saudi Aramco, за 2019 год составила более $ 600 млн. Основные покупатели супертанкерной нефти – это крупные нефтегазовые игроки, национальные компании, крупные НПЗ, нефтяные торговые дома.
Стоимость VLCC составляет около $ 90 млн., стоимость его эксплуатации и обслуживания составляет порядка $ 10 тыс. в сутки, среднесуточная аренда составляет около $ 30 тыс., а может доходить и до $ 100 тыс. и больше. Средний срок службы VLCC составляет 20 лет, а время строительства 18-24 месяца. Перевозка нефти VLCC может занимать до 70 дней.
Глобальное банковское финансирование судоходных компаний сократилось с $ 450 до $ 350 млрд. с 2010г. по 2018г. из-за растущей обеспокоенности по поводу снижения спроса на нефть после 2028 года.
https://news.1rj.ru/str/EnergyAnalytics
YouTube
TI EUROPE at Daxie Ningbo
TI EUROPE BERTHING AT DAXIE NINGBO
Forwarded from ENERGY NAVIGATOR
По сообщению TankerTrackers.com танкеры с девятью миллионами баррелей сырой нефти после 10 дневного простоя наконец-то отправились с морского терминала КТК.
@EnergyNavigator
@EnergyNavigator