Психология целостная – общее название, применяемое для обозначения группы школ и направлений в психологии, использующих целостный подход для анализа человеческого сознания и поведения. В эту группу входит Лейпцигская школа, гештальт-психология, школа Курта Левина и Австрийская школа.
Целостный подход был сформирован в начале XX века как противопоставление господствующему до этого элементаристскому подходу. Изначально целостный подход был разработан гештальт-психологией и Лейпцигской школой, однако затем дорабатывался и другими школами.
В этой связи стоит отметить, что проблема целостности в психологии впервые была поставлена Австрийской школой, однако в основных своих положениях она осталась сторонницей элементаризма. Целостный подход предполагает изучение психики, сознания и поведения в качестве целостных феноменов.
В рамках подхода реализуются различные задачи: исследование целостности изучаемой реальности, выделение целостных единиц анализа, определение целостнообразующих факторов, исследование законов развития целого. Кроме того, по-прежнему актуальным остается вопрос о соотношении целостного и системного подходов в психологии.
В литературе эти термины зачастую используются как синонимы, однако исследователи настаивают на детерминации и рекомендуют рассматривать целостный подход как составную часть более общего системного подхода.
Системный подход, помимо исследования целостности психологических систем, решает вопросы моделирования, проектирования и составления прогнозов поведения данных систем.
Целостный подход был сформирован в начале XX века как противопоставление господствующему до этого элементаристскому подходу. Изначально целостный подход был разработан гештальт-психологией и Лейпцигской школой, однако затем дорабатывался и другими школами.
В этой связи стоит отметить, что проблема целостности в психологии впервые была поставлена Австрийской школой, однако в основных своих положениях она осталась сторонницей элементаризма. Целостный подход предполагает изучение психики, сознания и поведения в качестве целостных феноменов.
В рамках подхода реализуются различные задачи: исследование целостности изучаемой реальности, выделение целостных единиц анализа, определение целостнообразующих факторов, исследование законов развития целого. Кроме того, по-прежнему актуальным остается вопрос о соотношении целостного и системного подходов в психологии.
В литературе эти термины зачастую используются как синонимы, однако исследователи настаивают на детерминации и рекомендуют рассматривать целостный подход как составную часть более общего системного подхода.
Системный подход, помимо исследования целостности психологических систем, решает вопросы моделирования, проектирования и составления прогнозов поведения данных систем.
👍2
— Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного
Лев Толстой
«Путь жизни»
Лев Толстой
«Путь жизни»
❤5🔥1
Что нужно знать о людях с депрессией:
Если близкий страдает психическим расстройством, важнее всего помнить, как тяжело ему приходится. Для человека с депрессией встать с постели или сделать зарядку может быть немыслимо сложно.
Во время панической атаки создается впечатление, что совершенно невозможно остановить бешеное сердцебиение и успокоиться. В такие моменты вам либо кажется, что вы сейчас умрете, либо вы вообще ничего не чувствуете.
Оба этих расстройства могут настолько сильно выбить человека из колеи, что выполнение повседневных задач становится не просто сложным, а вообще невозможным.
5 фраз, которые можно сказать человеку в депрессии👇
1. «Ты для меня очень важен(-на)»
2. «Понимаю, что это трудно, но почему бы не попробовать…»
Не обязательно формулировать так, но надо показать, что вы понимаете, с какими трудностями сталкивается человек.
3. Чем я могу помочь?»
Хороший способ выразить поддержку — задать этот вопрос. Но есть огромная разница между мимолетно брошенным «я рядом, если понадобится» и четким «скажи, что я могу сделать для тебя прямо сейчас?».
4. «Мне в тебе очень нравится твое …»
Важно назвать что-то конкретное. Напомните собеседнику, что вас с ним связывает, что привлекает в нем.
5. В лечении нет ничего страшного»
Нет ничего плохого в том, чтобы обратиться за помощью к психологу или психиатру. Важно максимально четко донести эту мысль до близкого человека, чтобы помочь ему определиться с дальнейшими действиями и развеять негативные стереотипы.
Если близкий страдает психическим расстройством, важнее всего помнить, как тяжело ему приходится. Для человека с депрессией встать с постели или сделать зарядку может быть немыслимо сложно.
Во время панической атаки создается впечатление, что совершенно невозможно остановить бешеное сердцебиение и успокоиться. В такие моменты вам либо кажется, что вы сейчас умрете, либо вы вообще ничего не чувствуете.
Оба этих расстройства могут настолько сильно выбить человека из колеи, что выполнение повседневных задач становится не просто сложным, а вообще невозможным.
5 фраз, которые можно сказать человеку в депрессии👇
1. «Ты для меня очень важен(-на)»
2. «Понимаю, что это трудно, но почему бы не попробовать…»
Не обязательно формулировать так, но надо показать, что вы понимаете, с какими трудностями сталкивается человек.
3. Чем я могу помочь?»
Хороший способ выразить поддержку — задать этот вопрос. Но есть огромная разница между мимолетно брошенным «я рядом, если понадобится» и четким «скажи, что я могу сделать для тебя прямо сейчас?».
4. «Мне в тебе очень нравится твое …»
Важно назвать что-то конкретное. Напомните собеседнику, что вас с ним связывает, что привлекает в нем.
5. В лечении нет ничего страшного»
Нет ничего плохого в том, чтобы обратиться за помощью к психологу или психиатру. Важно максимально четко донести эту мысль до близкого человека, чтобы помочь ему определиться с дальнейшими действиями и развеять негативные стереотипы.
👍8
"В жизни — с возрастом — начинаешь понимать силу человека, постоянно думающего. Это огромная сила, покоряющая. Всё гибнет: молодость, обаяние, страсти — всё стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несёт её через жизнь".
Василий #Шукшин
Василий #Шукшин
❤11👍2
Лень убивает амбиции.
Гнев убивает мудрость.
Страх убивает мечты.
Эго убивает рост.
Ревность убивает спокойствие.
Сомнение убивает уверенность.
А теперь прочтите это справа налево.
Гнев убивает мудрость.
Страх убивает мечты.
Эго убивает рост.
Ревность убивает спокойствие.
Сомнение убивает уверенность.
А теперь прочтите это справа налево.
👍9🔥6
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Чтобы день задался, можно начать его со спокойного дыхания с акцентом на дыхание животом.
Положите ладонь на живот и замечайте, как он движется. В так движению шариков делайте вдох животом, выдох, мягкий вдох грудью и спокойный выдох.
#сделайсам
Положите ладонь на живот и замечайте, как он движется. В так движению шариков делайте вдох животом, выдох, мягкий вдох грудью и спокойный выдох.
#сделайсам
👍2
Как "скафандр" и "салфетка" помогут выйти из негативного состояния😵💫
(2 упражнения).
⬇️ Скафандр
Встаньте и представьте себе, что агрессивность, навязчивые мысли или неуместное состояние находится не в вас, а рядом с вами, окружает и повторяет форму вашего тела. Ощутите этот плотный «скафандр», как реальный объект, мешающий быть объективным. А затем шагните в сторону.
Вы вышли из скафандра негативного состояния, а он остался на прежнем месте.
Теперь поменяйте направление мышления, сделайте что-то интересное или полезное, так как еще могут возникать какие-то нежелательные мысли и эмоции.
Если вы опять вернетесь в скафандр, то снова начнете «накручивать» себя, поэтому лучше переключиться.
Обычно, после выхода из негатива становится намного легче, появляется ясность мыслей, и вы сможете взять ситуацию и свои эмоции под контроль.
⬇️ Салфетка
Возьмите бумажную салфетку или любой ненужный предмет. Представляйте себе, что вся ваша агрессия, депрессивные, тревожные или навязчивые мысли, любая негативная энергия, которую вы в этот момент ощущаете, переносится на салфетку (предмет).
После этого, вам останется только выбросить «зараженный» предмет, а лучше сжечь его.
Теперь некоторое время постарайтесь удержаться от того, чтобы снова поддаться затихающим импульсам негативных эмоций.
#упражнение
(2 упражнения).
⬇️ Скафандр
Встаньте и представьте себе, что агрессивность, навязчивые мысли или неуместное состояние находится не в вас, а рядом с вами, окружает и повторяет форму вашего тела. Ощутите этот плотный «скафандр», как реальный объект, мешающий быть объективным. А затем шагните в сторону.
Вы вышли из скафандра негативного состояния, а он остался на прежнем месте.
Теперь поменяйте направление мышления, сделайте что-то интересное или полезное, так как еще могут возникать какие-то нежелательные мысли и эмоции.
Если вы опять вернетесь в скафандр, то снова начнете «накручивать» себя, поэтому лучше переключиться.
Обычно, после выхода из негатива становится намного легче, появляется ясность мыслей, и вы сможете взять ситуацию и свои эмоции под контроль.
⬇️ Салфетка
Возьмите бумажную салфетку или любой ненужный предмет. Представляйте себе, что вся ваша агрессия, депрессивные, тревожные или навязчивые мысли, любая негативная энергия, которую вы в этот момент ощущаете, переносится на салфетку (предмет).
После этого, вам останется только выбросить «зараженный» предмет, а лучше сжечь его.
Теперь некоторое время постарайтесь удержаться от того, чтобы снова поддаться затихающим импульсам негативных эмоций.
#упражнение
👍7
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Уважаемые коллеги!
По итогу Круглого стола, предоставим полный текст концепции и резолюцию.
В 16.00 прямая трансляция
По итогу Круглого стола, предоставим полный текст концепции и резолюцию.
В 16.00 прямая трансляция
👍5
Пять ключей к пониманию:
1. Человек целостен и неделим
Название учения Альфреда Адлера «индивидуальная психология» происходит от латинского слова individuum — «неделимый».
Адлер утверждал, что между сознанием и бессознательным есть различия, но нет жесткой непреодолимой границы и, главное, нет конфликта. Они работают на достижение одних и тех же целей и помогают друг другу.
2. Стремление к цели
Именно Адлеру мы обязаны введением в психологию человека нового принципа, объясняющего наше поведение, — стремление к цели: «Мы должны спрашивать не „почему?“, а „зачем?“».
Через понятие цели Адлер описывает даже сновидения и патологические симптомы.
В первых отражаются актуальные задачи человека. Вторые способны приносить не всегда сразу заметную пользу (с точки зрения целей, не лежащих на поверхности).
Развивая эти идеи, Адлер построил первую в психологии развернутую теорию смысла жизни, который он понимал как объективную (хотя и не всегда осознаваемую) ее направленность. И создал представление о жизненных задачах.
3. Жизнь как преодоление
Адлер открыл, что люди с телесными дефектами стремятся компенсировать их за счет усиленного развития других сторон (физических и интеллектуальных), благодаря чему часто добиваются незаурядных успехов.
В раннем варианте своей теории он предположил, что неполноценность — это главная движущая сила человека: «Каждый из нас ощущает неполноценность, так как каждый находится в ситуации, которую хотел бы улучшить».
Однако позже он поменял два этих явления местами: стремление к успеху, утверждал он, — первично и универсально, а неполноценность ощущают лишь те, кто в нем терпит неудачу. Хроническое переживание этого состояния может перерасти в комплекс неполноценности (авторство этого популярного понятия тоже принадлежит Адлеру).
4. Человек человеку свой
Человеком движет еще один мотив — социальный интерес, или чувство общности, понимаемое как «стремление кооперироваться с другими людьми для достижения общих целей». Стремление к преодолению и успеху при неразвитом чувстве общности приводит к развитию неврозов, преступности, алкоголизма и наркомании. Адлер первым ввел в психоанализ и глубинную психологию межличностное измерение.
5. Семья как коллектив
Адлер первым обратил внимание на то, что семья предполагает взаимоотношения между детьми.
Именно эти взаимоотношения приводят к формированию определенных психологических особенностей в зависимости от порядка рождения детей: есть нечто общее у всех первенцев, у вторых сыновей (которые все время видят перед собой пример-вызов старшего брата), у единственных детей и так далее.
1. Человек целостен и неделим
Название учения Альфреда Адлера «индивидуальная психология» происходит от латинского слова individuum — «неделимый».
Адлер утверждал, что между сознанием и бессознательным есть различия, но нет жесткой непреодолимой границы и, главное, нет конфликта. Они работают на достижение одних и тех же целей и помогают друг другу.
2. Стремление к цели
Именно Адлеру мы обязаны введением в психологию человека нового принципа, объясняющего наше поведение, — стремление к цели: «Мы должны спрашивать не „почему?“, а „зачем?“».
Через понятие цели Адлер описывает даже сновидения и патологические симптомы.
В первых отражаются актуальные задачи человека. Вторые способны приносить не всегда сразу заметную пользу (с точки зрения целей, не лежащих на поверхности).
Развивая эти идеи, Адлер построил первую в психологии развернутую теорию смысла жизни, который он понимал как объективную (хотя и не всегда осознаваемую) ее направленность. И создал представление о жизненных задачах.
3. Жизнь как преодоление
Адлер открыл, что люди с телесными дефектами стремятся компенсировать их за счет усиленного развития других сторон (физических и интеллектуальных), благодаря чему часто добиваются незаурядных успехов.
В раннем варианте своей теории он предположил, что неполноценность — это главная движущая сила человека: «Каждый из нас ощущает неполноценность, так как каждый находится в ситуации, которую хотел бы улучшить».
Однако позже он поменял два этих явления местами: стремление к успеху, утверждал он, — первично и универсально, а неполноценность ощущают лишь те, кто в нем терпит неудачу. Хроническое переживание этого состояния может перерасти в комплекс неполноценности (авторство этого популярного понятия тоже принадлежит Адлеру).
4. Человек человеку свой
Человеком движет еще один мотив — социальный интерес, или чувство общности, понимаемое как «стремление кооперироваться с другими людьми для достижения общих целей». Стремление к преодолению и успеху при неразвитом чувстве общности приводит к развитию неврозов, преступности, алкоголизма и наркомании. Адлер первым ввел в психоанализ и глубинную психологию межличностное измерение.
5. Семья как коллектив
Адлер первым обратил внимание на то, что семья предполагает взаимоотношения между детьми.
Именно эти взаимоотношения приводят к формированию определенных психологических особенностей в зависимости от порядка рождения детей: есть нечто общее у всех первенцев, у вторых сыновей (которые все время видят перед собой пример-вызов старшего брата), у единственных детей и так далее.
❤9👍4
В 1987 году Виктор Франкл побывал в Советском Союзе. На этой встрече кто-то задал Франклу вопрос:
«Чем здоровая личность отличается от больной?».
«О, это очень просто — сказал Виктор Франкл. — Представьте себе глаз. Здоровый глаз, во-первых, себя не чувствует, во-вторых, все видит ясно. Но стоит даже маленькой соринке попасть в глаз, как он начинает… даже не болеть… Но мы начинаем его ощущать. Глаз слезится и изображение искажается. Чем больше повреждение, тем сильнее искажается то, что мы видим.
То же самое и с человеческой личностью: когда она здорова, она себя не чувствует, а просто живет. И видит мир ясно.
Если же личность больна, она начинает себя ощущать, чувствовать и точно видит мир в искаженном свете».
«Чем здоровая личность отличается от больной?».
«О, это очень просто — сказал Виктор Франкл. — Представьте себе глаз. Здоровый глаз, во-первых, себя не чувствует, во-вторых, все видит ясно. Но стоит даже маленькой соринке попасть в глаз, как он начинает… даже не болеть… Но мы начинаем его ощущать. Глаз слезится и изображение искажается. Чем больше повреждение, тем сильнее искажается то, что мы видим.
То же самое и с человеческой личностью: когда она здорова, она себя не чувствует, а просто живет. И видит мир ясно.
Если же личность больна, она начинает себя ощущать, чувствовать и точно видит мир в искаженном свете».
🔥7👍4
– Так бывает? – спросила я. – В разрушенных вещах нет ничего прекрасного.
– Нет, есть. Ты слышала про кинцуги? Это японское искусство склеивать золотом битую посуду. Лак смешивают с порошком драгоценного металла и заливают трещины. Такая посуда в Японии ценится даже выше, чем целая, потому что кинцуги делает ее уникальной и ни на что не похожей. Так же и с людьми, я считаю. Травмы не уродуют, а делают уникальными. Они рассказывают историю и напоминают не о трагедии, а о том, что человек выжил.
✍️ Кристина Старк
--------------
Кинцуги призывает нас не опираться на общепринятые идеалы, а учиться созерцанию и поиску новых решений.
Помогает понять, что мы сможем заново восстановиться, и стать даже прекраснее чем были раньше, до травмы...
– Нет, есть. Ты слышала про кинцуги? Это японское искусство склеивать золотом битую посуду. Лак смешивают с порошком драгоценного металла и заливают трещины. Такая посуда в Японии ценится даже выше, чем целая, потому что кинцуги делает ее уникальной и ни на что не похожей. Так же и с людьми, я считаю. Травмы не уродуют, а делают уникальными. Они рассказывают историю и напоминают не о трагедии, а о том, что человек выжил.
--------------
Кинцуги призывает нас не опираться на общепринятые идеалы, а учиться созерцанию и поиску новых решений.
Помогает понять, что мы сможем заново восстановиться, и стать даже прекраснее чем были раньше, до травмы...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤13👍2
Лодка с одним веслом.
Жил-был один суфийский факир по имени Хасан. В один прекрасный день ученик спросил у него, когда они садились в лодку:
— Мне понятно, что существует радость, поскольку Бог — наш Отец и, естественно, Он должен дарить радость детям своим. Но почему существует печаль, несчастье?
Ничего не ответил Хасан, лишь стал грести одним веслом. Лодку закружило.
— Что ты делаешь? — воскликнул ученик. — Если ты будешь грести одним веслом, нам никогда не достичь другого берега. Мы так и будем кружить на одном месте. У тебя сломалось второе весло или заболела рука? Давай я погребу!
— А ты куда умнее, чем я думал, — отвечал Хасан.
Жил-был один суфийский факир по имени Хасан. В один прекрасный день ученик спросил у него, когда они садились в лодку:
— Мне понятно, что существует радость, поскольку Бог — наш Отец и, естественно, Он должен дарить радость детям своим. Но почему существует печаль, несчастье?
Ничего не ответил Хасан, лишь стал грести одним веслом. Лодку закружило.
— Что ты делаешь? — воскликнул ученик. — Если ты будешь грести одним веслом, нам никогда не достичь другого берега. Мы так и будем кружить на одном месте. У тебя сломалось второе весло или заболела рука? Давай я погребу!
— А ты куда умнее, чем я думал, — отвечал Хасан.
❤3👍3
22 июня 1941 год...
Рано утром, без объявления войны началась самая разрушительная, жестокая и кровопролитная из всех войн, когда-либо прошедших на нашей планете.
В одночасье разрушились надежды миллионов семей, были поломаны судьбы целых поколений. Память о тех грозных годах, как и не утихающая скорбь, навсегда останется в наших сердцах.
Мы склоняем головы перед всеми погибшими в жесткой схватке с врагом, перед поколением советских людей, принесших нам Победу и подаривших нам будущее. Мы этого никогда не забудем и не позволим забыть никому.
Памятники Великой Отечественной войне в России
1. «Родина-Мать зовет!», г. Волгоград. Координаты
2. «Памятник защитникам советского Заполярья 1941–1945» («Алеша»), г. Мурманск. Координаты
3. «Тыл — фронту». Часть триптиха «Меч Победы», г. Магнитогорск. Координаты
4. «Памятник Матросу и Солдату», г. Севастополь. Координаты
5. «Подвигу 28» (Героям-панфиловцам»), Подмосковье, Дубосеково. Координаты
6. «Перемиловская высота», Подмосковье, Яхрома. Координаты
7. «Могила неизвестного солдата», г. Москва. Координаты
8. Монумент «Героическим защитникам Ленинграда», Санкт-Петербург. Координаты
9. Ансамбль-мемориал «Малая земля», Новороссийск. Координаты
10. Ржевский мемориал Советскому солдату, Тверская область. Координаты
Рано утром, без объявления войны началась самая разрушительная, жестокая и кровопролитная из всех войн, когда-либо прошедших на нашей планете.
В одночасье разрушились надежды миллионов семей, были поломаны судьбы целых поколений. Память о тех грозных годах, как и не утихающая скорбь, навсегда останется в наших сердцах.
Мы склоняем головы перед всеми погибшими в жесткой схватке с врагом, перед поколением советских людей, принесших нам Победу и подаривших нам будущее. Мы этого никогда не забудем и не позволим забыть никому.
Памятники Великой Отечественной войне в России
1. «Родина-Мать зовет!», г. Волгоград. Координаты
2. «Памятник защитникам советского Заполярья 1941–1945» («Алеша»), г. Мурманск. Координаты
3. «Тыл — фронту». Часть триптиха «Меч Победы», г. Магнитогорск. Координаты
4. «Памятник Матросу и Солдату», г. Севастополь. Координаты
5. «Подвигу 28» (Героям-панфиловцам»), Подмосковье, Дубосеково. Координаты
6. «Перемиловская высота», Подмосковье, Яхрома. Координаты
7. «Могила неизвестного солдата», г. Москва. Координаты
8. Монумент «Героическим защитникам Ленинграда», Санкт-Петербург. Координаты
9. Ансамбль-мемориал «Малая земля», Новороссийск. Координаты
10. Ржевский мемориал Советскому солдату, Тверская область. Координаты
🔥4❤3👍2👎1