Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🚛 К 2030 году количество грузового водородного транспорта на европейских дорогах может увеличиться до 60 000 автомобилей. Это стало известно в ходе недавно завершившейся Европейской недели водорода.

Отмечается, что хотя электромобили будут доминировать на рынке частных транспортных средств, ожидается, что водород сыграет ключевую роль в обезуглероживании большегрузного автомобильного транспорта.

«Для достижения целей ЕС по декарбонизации транспорта к 2030 г. водородные заправочные станции должны быть доступны не менее чем через каждые 150 км вдоль автомобильной трансъевропейской транспортной сети (TEN-T). Это позволит создать достаточно плотную сеть ВЗС, которая обеспечит адекватную трансграничную связь с ЕС и поддержит 60 тыс. водородных грузовиков, которые мы ожидаем увидеть на дорогах Евросоюза к 2030 г.», - отметила в рамках своего выступления на форуме еврокомиссар по транспорту Адина Вэлеан.

📌 При этом важно отметить экономический фактор развития экологического транспорта. Так, в 2020 году было опубликовано исследование по заказу государственно-частного партнерства ЕС и Совместного предприятия по топливным элементам и водороду (FCH JU). В нем отмечается, что грузовики на водородных топливных ячейках (FCH) могут стать конкурентоспособными по стоимости эксплуатации к 2027 г., если стоимость водорода упадет до €6/кг.
Forwarded from РОСНАНО
Развитие водородной энергетики позволит России сократить выбросы углекислого газа и стать крупнейшим игроком на рынке нового вида топлива

Группа «РОСНАНО»
активно участвует в проектах, направленных на производство «зеленого» водорода, который вырабатывается с использованием энергии ВИЭ.

О водородном будущем и лидерстве России в новой международной отрасли рассказал Член Правления, руководитель Инвестиционного дивизиона Группы «РОСНАНО» Алишер Каланов.
🚙 Зарядные станции для электромобилей, работающих на сжиженном природном газе (СПГ) или водороде, российского стартапа L-charge появятся в Лондоне в 2022 году. Компания инвестировала $1,5 млн в разработку технологии, позволяющей вырабатывать электроэнергию для зарядки электрокаров в любом месте из СПГ или смеси СПГ и водорода.

«Мы провели исследование и поняли, что в Лондоне пользователи чувствуют недостаток зарядок. Они действительно очень много столбиков понаставили, которые могут заряжать, но проблема электромобилей сегодня такая, что даже если у человека 98% батареи заполнено, он все равно ставит заряжаться. И проблема заключается в том, что все слоты заняты и никто не заряжается», - сообщил Рейтер основатель компании Дмитрий Лашин.

Сейчас компания оперирует одной мобильной станцией зарядки в Москве, где всего около 1 000 электромобилей, но сервис получает 5-6 запросов на зарядку в день. По информации компании, L-charge - самая быстрая мобильная зарядка из существующих. Скорость зарядки на станциях L-charge сопоставима со скоростью заправки бензином - за 5-7 минут аккумулятор может быть заряжен до 80%.
🌀 Компании «ЛУКОЙЛ» и АО «Русатом Оверсиз» договорились о производстве и поставках «зеленого» водорода для нужд нефтеперерабатывающего завода PETROTEL-LUKOIL S.A., расположенного в Румынии.

В планах компаний изучить возможности строительства производства «зеленого» водорода на НПЗ PETROTEL-LUKOIL S.A., применение которого приведет к снижению эмиссии CO2, а также проработать вопрос получения государственной поддержки проекта на национальном и общеевропейском уровне.

🧑‍🔬 «Росатом» уже изучает возможность организации производства водорода на нефтеперерабатывающем заводе в Румынии с применением электролизеров мощностью порядка 10 000 м³/ч», - отметил Президент АО «Русатом Оверсиз» Евгений Пакерманов.
🌀 К 2033 году в России может появится первая атомная энерготехнологическая станции (АЭТС) для производства водорода. Также в планах создание систем оборудования для его хранения и транспортировки. Об этом в интервью «РИА Новости» рассказал генеральный директор машиностроительного дивизиона госкорпорации «Росатом» холдинга «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

Изготавливать комплектующие для АЭТС планируется в России. Корпус реактора ВТГР, к примеру, предлагают собрать на предприятии «Атомэнергомаша» - заводе «Атоммаш» в Волгодонске Ростовской области. При производстве будет применена технология изготовления корпусов российских реакторов ВВЭР-1000, работающих сейчас на многих АЭС.

📆 Ввести АЭТС в промышленную эксплуатацию намерены в 2036 году.
Тоёхиса Кодзуки, посол Японии в России в интервью РБК:

«Большим потенциалом для японско-российского сотрудничества обладает именно производство и транспортировка водорода и аммиака… проекты по производству и экспорту водорода и аммиака, рассматриваемые в России, могут быть взаимовыгодными для обеих стран, учитывая такое преимущество, как географическая близость Японии и России. В Японии много компаний, которые обладают технологиями переработки углерода, которые позволяют хранить в земле углекислый газ, образующийся при производстве водорода и аммиака, а Россия богата природными ресурсами для такого производства».
🧩 Крупные мировые компании рассматривают новые подходы к производству водорода. Hyundai планирует построить завод для выработки водорода, где в качестве сырья намерены использовать пластиковые отходы.

Водород высокой чистоты будет добываться путем пиролиза и последующей газификации. Пиролиз - это процесс разложения материалов при высоких температурах в инертной среде. По предварительной информации, строительство завода обойдется компании в $400 млн.

💵 Напомним, минувшей осенью компания Hyundai объявила о инвестициях в водород в размере $1,1 млрд. На эти деньги будут построены два новых завода по производству водородных топливных элементов в Южной Корее.
В Японии водородный танкер компании Kawasaki Heavy Industries, способный перевозить большие объемы экологичного топлива, отправился в свой первый рейс.

Судно Suiso Frontier создано для перевозки сжиженного водорода в объеме 1/800 от его первоначального газового объема. Модель разработана в 2019 году и представляет собой танкер длиной 380 футов (почти 116 метров). Судно использует дизель-электрическую силовую установку с максимальной скоростью 13 узлов и управляется экипажем из 25 человек.

Для транспортировки больших объемов водорода на длинные расстояния его охлаждают до -253 °C. Компания Kawasaki установила специально изготовленный резервуар для хранения сжиженного водорода с вакуумной изоляцией объемом 1 250 м3 с двойной оболочкой. За один рейс вместимость судна позволяет транспортировать до 75 тонн сжиженного водорода.
🇸🇪 К 2030 году шведская компания Rederi AB Gotland планирует запустить первый в стране крупнотоннажный грузопассажирский паром на водородном топливе.

Ожидается, что заказ на первое судно будет сделан в 2025 году, а рейсы со шведского острова Готланд на материк и обратно начнутся к 2030 году.

Согласно планам разработчиков, судно сможет перевозить 1 900 пассажиров и 600 легковых машин или 100 грузовиков. Партнёрами проекта являются шведская паромная линия Destination Gotland и компания Gotland Tech Development.

🛳 При строительстве планируется использовать комбинацию газовых и паровых турбин, позволяющую помимо водорода применять и другие виды экологически безопасного топлива.
🌀 В Оренбургской области появится своя карбоновая долина, которая по мнению властей региона, может стать частью производственной цепочки производства «голубого» водорода. Полученный путем паровой конверсии метана при условии улавливания и хранения углекислого газа, водород дает примерно двукратное сокращение выбросов углерода.

Стоимость реализации проекта первой в России системы по улавливанию и захоронению углерода, предложенного компанией «Газпром нефть», оценивается в 30 млрд руб. Финансирование проекта предполагается из внебюджетных источников, однако сейчас прорабатывается вопрос государственной поддержки инициативы. Проект планируют реализовать в 2022-2030 годах.
🧩 Enel Green Power Chile и Highly Innovative Fuels выиграли первый национальный тендер по экологическому производству водорода на $16,9 млн. Финансирование будет использовано для приобретения около 240 МВт электролизеров на первой коммерческой фазе проекта Faro del Sur в чилийском регионе Магалланес. Это самый южный регион Чили, для которого характерны ледяные температуры и сильные ветры.

Ожидается, что проект будет производить 25 000 тонн «зеленого» водорода в год с помощью местной ветровой энергии. Финансирование обеспечивается Чилийской корпорацией развития производства (Corfo), которая выделила более $50 млн на проекты по экологически чистому водороду. Corfo получила заявки от 12 национальных и зарубежных компаний.

📆 Одним из требований для участия в процессе было то, чтобы в проектах учитывалась мощность электролизера не менее 10 МВт. Кроме того, сдача объектов в эксплуатацию должна состояться не позднее 31 декабря 2025 года.
🌀 С 2023 года аэропорт итальянского Турина начнёт получать электроэнергию и тепло из водорода. Газовая группа Snam заключила контракт на строительство водородных топливных элементов для воздушного порта, что позволит сократить выбросы углекислого газа. Сумма соглашения - €14 млн.

Топливный элемент мощностью 1,2 МВт, разработанный Snam и американской компанией FuelCell Energy, будет использовать различные смеси водорода и природного газа для выработки электричества и тепла для нужд аэропортового комплекса.

🛫 Аэропорт Турина - первый в Италии, который переходит на водород для снижения выбросов СО2.
🧩 Немецкий машиностроительный и металлургический концерн ThyssenKrupp подписал контракт с Shell на поставку оборудования для проекта «Hydrogen Holland I» по установке водородного электролизера в порту Роттердам в Нидерландах.
 
Инжиниринговая компания ThyssenKrupp Uhde Chlorine Engineers изготовит систему электролиза водорода мощностью 200 МВт.

Первые строительные работы начнутся весной 2022 года, а ввод системы генерации «зеленого» водорода в эксплуатацию запланирован на 2024 год.
 
Произведенный «зеленый» водород будет реализовываться местным промышленным предприятиям и транспортным компаниям.
🇯🇵 🇮🇩 Япония и Индонезия будут сотрудничать в области технологий декарбонизации: страны договорились о сотрудничестве в области улавливания и хранения углерода, а также технологий использования водорода и аммиака в качестве топлива с нулевым углеродным следом.
 
Министр промышленности Японии Коити Хагиуда и министр энергетики Индонезии Арифин Тасриф подписали меморандум о сотрудничестве на встрече, состоявшейся в Джакарте.
 
Индонезия и Япония могут совместно развивать улавливание и хранение углерода, используя имеющиеся в Индонезии природные ресурсы. Япония экспериментирует с водородом, чтобы вытеснить природный газ и частично заменить уголь аммиаком, и поставила перед собой цель достичь углеродной нейтральности к 2050 году.
 
В сентябре 2021 года Япония и Россия также договорились о совместной работе над производством водорода и аммиака. Страны будут сотрудничать в области исследований и разработок, а также в области технологий для сокращения выбросов в атмосферу, вызывающих потепление планеты, включая улавливание и хранение углерода.
🧑‍🔬🇷🇺 Российские ученые из Института лазерных и плазменных технологий Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» разработали экологически чистые катализаторы для получения водорода из воды, а также материалы для его хранения и транспортировки. Результаты исследования опубликованы в журнале Nanomaterials.

«Мы используем лазерное излучение для испарения и ионизации мишеней, изготовленных из дисульфида молибдена... Наши экологически чистые методы позволяют получить катализаторы, которые не уступают лучшим мировым образцам, полученным с применением опасных реагентов», — сообщил заведующий лабораторией, профессор Вячеслав Фоминский.

🧩 Для хранения и транспортировки полученного топлива, сотрудники лаборатории взаимодействия плазмы с поверхностью и плазменных технологий Института ЛаПлаз НИЯУ МИФИ разработали специальные твердотельные накопители. Они представляет собой емкость, наполненную мелким (порядка микрона) металлическим порошком. Она «заряжается» водородом путем нагрева порошка в атмосфере водорода и затем «разряжается» путем нагрева, освобождая водород для его использования в топливном цикле. Другой тип твердотельных накопителей – пленочные накопители, в которых в атмосфере водорода на тонкую ленту наносится тонкий слой водород-активного металла. В одном цикле происходит и нанесение металла, и его насыщение водородом.
🚢 Специалисты южно-корейской компании KSOE (судостроительной «дочки» концерна Hyundai Heavy Industries Group) сообщили о достижении технологического прорыва при транспортировке водорода. Новая технология позволит избежать чрезмерного испарения водорода и сделает танкерные перевозки «зеленого» топлива, как минимум, не менее эффективными, чем перекачка по трубопроводам.

Детали последней разработки пока не раскрываются, но отмечается, что ее суть состоит в гарантированном поддержании оптимальной температуры хранения «зеленого топлива» (минус 253℃) при полной герметичности танкеров и абсолютном исключении контакта сверх охлажденного груза с деталями судовых конструкций для предотвращения их повреждений.

Руководство KSOE также сообщило, что благодаря новым технологическим достижениям, компания планирует уже в 2025 году построить и запустить в эксплуатацию первый танкер для перевозки жидкого водорода. По предварительным данным, вместимость танков судна будет составлять 20 тыс. м3. Вопросы коммерческой эксплуатации новых специализированных танкеров будут окончательно отработаны в 2025-2027гг.
Александр Новак, заместитель Председателя Правительства России рассказал в рамках сессии «Энергетика 2.0» Гайдаровского форума:

«Водород – перспективный накопитель для электроэнергии, он будет использоваться в топливных элементах. Развитием потенциала на рынке уже активно занимаются такие компании, как «Росатом», «Газпром», «Ростех» и другие, по целому набору направлений. В будущем мы рассчитываем, что водород будет использоваться в автотранспорте, ЖКХ и энергетике. Мы сейчас ставим перед собой реальную задачу – к 2030 году выйти на не менее 2 млн тонн экспорта водорода. И это достаточно амбициозная цель, зависящая во многом и от размера потенциального рынка»
Forwarded from Internet of Energy
Водородный кластер в Нью-Йорке
#h2номика
Губернатор штата Нью-Йорк Кэти Хоукул 5 января 2022 г. в рамках своего ежегодного обращения заявила о планах создания экологически чистого водородного хаба.
Для этого штат выдвинет ряд предложений по созданию одного из четырех Федеральных инфраструктурных центров по «зеленому» водороду в США и будет конкурировать за почти $10 миллиардов федерального финансирования. В дополнение к федеральным деньгам штат планирует привлечь не менее $1 миллиарда частного и государственного финансирования на уровне штата.
В рамках инициативы планируются следующие действия:
1. Разработка кодекса и стандартов по обеспечению безопасного использования «зеленого» водорода.
2. Разработка программы поддержки решений для микрогридов, работающих на водороде.
3. Выделение $27 миллионов на поддержку водородных инноваций и разработок.
4. Исследование возможности использования экологически чистого водорода для централизованного теплоснабжения и кондиционирования.
5. Развитие межотраслевого сотрудничества в водородной сфере.
6. Запуск программы конкурсной поддержки "Зеленый водород" для поддержки компаний, занимающихся его производством.
🧐 Будущим российским водородным кластерам на заметку.
🧩 Японские компании Sojitz Corp и Nippon Engineering Consultants Co Ltd совместно с австралийским производителем электроэнергии CS Energy Ltd планируют запустить демонстрационный проект по производству «зеленого» водорода в Австралии, а также транспортировке топлива в Республику Палау для использования в небольших топливных элементах в качестве резервных источников энергии.

Компании намерены производить водород из солнечной энергии в австралийском Квинсленде и транспортировать топливо на острова Тихого океана при финансовой поддержке министерства окружающей среды Японии.

📍 Sojitz будет управлять проектом и заниматься установкой оборудования, CS Energy - поставлять «зеленый» водород, а Nippon Engineering - изучит применение водорода, спрос и экономическую целесообразность строительства морского транспорта для «зеленого» водорода.

Проект стартует в ближайшее время и продлятся до марта 2024 года, заявили в Sojitz, добавив, что другие детали, такие как тип водородного носителя и морской маршрут, будут определены позже.
🇷🇺 Томские ученые предложили уникальный метод переработки автомобильных покрышек, который, по их мнению, может стать основой для производства водорода и позволит получать экологически чистое топливо.

Ученые-энергетики создали собственную модификацию атмосферного плазменного реактора. В его составе нет вакуумного и газового оборудования. Это позволяет значительно снизить энергоемкость процесса и сырьевую себестоимость.

🧑‍🔬 В результате серии экспериментов по утилизации покрышек исследователи получили ультрадисперсный углеродный порошок, а также фуллереноподобные объекты и смесь газов, содержащую метан, окись углерода и водород.

- Выделение последнего особенно актуально для развития водородных технологий, которые могут стать основой «энергетики будущего», - подчеркнул кандидат технических наук, руководитель команды разработчиков Инженерной школы энергетики Томского политехнического университета Александр Пак.
🇴🇲 British Petroleum (BP) договорилась с Министерством энергетики и полезных ископаемых Омана о поддержке потенциала развития ВИЭ мирового класса и «зеленого» водорода к 2030 г.

В рамках двухстороннего соглашения BP будет собирать и оценивать данные о солнечной и ветровой энергии на территории площадью 8 000 км2. В дальнейшем эта оценка поможет правительству Омана утвердить планы по развитию центров возобновляемой энергии, чтобы использовать эти региональные ресурсы. Та же энергия может использоваться для производства «зеленого» водорода, ориентированного как на внутренние, так и на экспортные рынки.

📌 Для BP это партнерство представляет собой значительную эволюцию бизнеса в Омане и согласуется со стратегией британской трансконтинентальной корпорации. Она включает в себя быстрый рост возобновляемых генерирующих мощностей и занятие первых позиций в области водорода.