Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
Forwarded from RenEn
И снова он. Водород. Новый доклад, очередной прогноз. С претензией на сенсацию.
Через два года зеленый водород станет дешевле серого; в водородную экономику вложат $10 триллионов до 2050 года; мощности по выпуску электролизеров превысят 100 ГВт к 2030 году; а стоимость зеленого водорода в 2050 году будет составлять $0,75 за кг.
https://renen.ru/cherez-dva-goda-zelenyj-vodorod-stanet-deshevle-serogo-issledovanie/
💡 В ближайшие время появятся мобильные передвижные электростанции, работающие на водородном топливе. General Motors (GM) анонсировала планы по замене вариантов агрегатов, работающих на бензине и дизельном топливе. В компании отметили, что в отличие от них водородные модели будут экологически безопасными. Точные сроки реализации проекта в GM не уточнили.

GM «сконцентрировала» систему Hydrotec в «энергетический куб», вмещающий 300 отдельных водородных топливных ячеек. Решение Hydrotec может использоваться в разных целях, в том числе они быстро развёртываются в случае стихийных бедствий или других происшествий и могут служить резервным источником энергии в местностях, где часто случаются отключения электричества.

🌀 Предполагается выпуск генераторов на водороде мощностью от 60 кВт до 600 кВт. В планах компании реализация продукции только военным и бизнесу, но в перспективе рассматривается возможность выпуска и бытовых версий.
🚀 Водородные технологии - для космической отрасли. Австралийская компания Hypersonix Launch Systems разрабатывает многоразовую систему для доставки малых спутников на низкую околоземную орбиту на водородном топливе.

Она будет состоять из трех ступеней: ракетного ускорителя, обеспечивающего начальный набор высоты и разгон до 5 Махов, гиперзвукового самолета, способного развивать скорость 12 Махов, и запускаемой с него небольшой ракеты для вывода груза на орбиту. В качестве топлива система будет использовать водород, полученный из воды за счет солнечной энергии.

После запуска первая ступень, оснащенная крылом и хвостовым оперением, и гиперзвуковой аппарат-носитель будут возвращаться и совершать посадку на шасси на обычную взлетно-посадочную полосу для обслуживания, дозаправки и повторного использования. Как сообщает издание New Atlas, компания планирует первый полет полноразмерного 12-метрового прототипа гиперзвукового самолета на конец 2024 года.
Forwarded from ESG post
Саудовская Аравия делает ставку на «зеленый» водород

Саудиты намерены стать лидерами в области производства «зелёного» водорода. Об этом на Давосском форуме заявил министр энергетики королевства Абдель Азиза бен Сальмана Аль Сауда.

Он отметил, что королевство также направляет значительные инвестиции в развитие «голубого» водорода. «Зелёный» водород производится путем электролиза, а электричество вырабатывается на базе ВИЭ, в то время как «голубой» водород производится из природного газа.

Что касается борьбы с изменением климата, то, по словам министра, все страны должны приложить максимальные усилия для снижения выбросов парниковых газов, однако у каждого государства свой путь.

«Мы считаем совершенно беспочвенным обсуждение того, какие энергоносители выбирать странам, какие из них более или менее выгодны… Не стоит никому ничего диктовать, каждое государство должно осуществлять этот выбор в зависимости от конкретной ситуации», — подчеркнул министр.
🇫🇷 Французские Port of Marseille и H2V Fos договорились об инвестировании €750 млн в масштабный проект по производству и поставке «зеленого» водорода.

Проект планируется к реализации в 6 этапов в период с 2026 по 2031 год на территории площадью 36 га неподалеку от Марселя в коммуне Фос-сюр-Мер на юго-востоке Франции. На площадке разместятся шесть производственных установок мощностью по 100 МВт каждая, которые позволят обеспечить поставку 84 000 тонн в год «зеленого» водорода, полученного путем электролиза воды и возобновляемой энергии.

❗️ Реализации проекта позволит создать порядка 265 рабочих мест, а его ключевая цель состоит в том, чтобы обезуглеродить деятельность промышленной портовой зоны Фос-сюр-Мер и сократить выбросы CO2 на 750 000 тонн в год.
Алексей Рыбников, Президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи рассказал ТАСС:

«Как только мы начнем в более-менее серьезном масштабе выходить на рынок водорода, сразу надо понимать, что мы как маркетмейкеры должны иметь свой бенчмарк. Цену водорода мы должны котировать, из этой котировки должен сложиться российский бенчмарк. С самого начала надо понимать, что это будет важное направление работы».
🇪🇸 Испанский консорциум, состоящий из 33 компаний во главе с Repsol (Испанская водородная сеть), инвестирует $4,4 млрд в производство и использование экологически чистого водорода в стране. К 2025 году компании намерены построить 500 МВт, а к 2030 году – 2 ГВт мощностей для производства «зеленого» водорода. Repsol сообщает, что проект позволит создать более 13 000 рабочих мест в Испании.

Проект направлен на «создание экосистемы, которая соединяет» три запланированных промышленных водородных узла в регионе Басков, Каталонии и Мурсии; создать два новых инновационных центра в Мадриде и Кастилии-Ла-Манча для разработки твердооксидных электролизеров и фотоэлектрокатализа.

⚙️ Помимо этого, вошедшая в консорциум SHYNE, планирует построить возобновляемые источники энергии для питания электролизеров, продвигать использование водорода «во всех сегментах транспорта» за счет производства синтетического топлива. К 2025 году в компания также намерена построить 12 новых водородных заправочных станций и продвигать использование «зеленого» водорода в отоплении и тяжелой промышленности.

В дополнение к Repsol, которая стремится достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году, шесть компаний будут «партнерами по продвижению» в проекте:
ведущая автобусная компания Испании Alsa
инжиниринговая компания Bosch, разрабатывающая водородные котлы
сталелитейная компания Celsa
испанский оператор газовой сети Enagás
шведский производитель грузовиков Scania
производитель поездов Talgo, который в марте должен испытать свой первый водородный поезд.
🛻 Американский производитель автомобилей Scuderia Cameron Glickenhaus анонсировал производство водородного внедорожника Hydrogen Boot, предназначенного для гонок в пустыне. Он может стать первым в истории водородным болидом на старте гонки Baja 1000.

Запас хода пикапа, кузов которого занимает водородная система, составит почти 1 000 км. Технические характеристики модели пока не раскрываются. Производитель описывает внедорожник как «электрический гоночный автомобиль Baja 1000 на криогенных сверхкритических водородных топливных элементах».
🇹🇲 Туркменистан планирует создать инфраструктуру для производства, хранения и транспортировки водородной энергии. Достигнуть цели государство намерено за счет привлечения в отрасль крупных инвестиций. Для этого предлагается создать Межведомственную рабочую группу по развитию водородной энергетики в Туркменистане.

Как отметил вице-премьер и глава МИД Рашид Мередов, в последние годы в мире усиливаются темпы работ по переходу на низкоуглеродную энергию и водородное топливо, что в будущем приведет к изменению структуры спроса на энергоносители. В связи с этим составлен проект «Дорожной карты по развитию международного сотрудничества Туркменистана в области водородной энергии на 2022-2023 годы».

📌 Для подготовки квалифицированных специалистов вице-премьер предложил создать в Международном университете нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева Центр по водородной энергии, а также наладить научные контакты с иностранными партнерами.
🇸🇪 Шведская OKG, принадлежащая Uniper и Fortum, заявила о своем выходе на рынок водородной энергетики. Компания подписала свой первый контракт на поставку водорода, произведенного на ее атомной электростанции в Оскарсхамне. В рамках соглашения с Linde Gas AB, первая поставка водорода, произведенного на атомной электростанции без использования ископаемого топлива, будет завершена в начале этого года.

Атомная энергетическая компания OKG уже давно эксплуатирует водородный завод в районе АЭС Оскарсхамн. Произведенный газообразный водород используется для охлаждения генератора на Оскарсхамне 3 — единственного блока, все еще работающего после окончательного закрытия двух самых старых реакторов. В результате возникает избыток водорода, который сейчас не используется по назначению.

❗️ Оскарсхамн станет первым муниципалитетом в Швеции, который производит и реализует водород, выработанный без использования ископаемого топлива с помощью атомной энергии.
Владимир Путин, Президент Российской Федерации в рамках встречи с представителями деловых кругов Италии заявил:

«За последнее время Россия предприняла ряд важных шагов по созданию низкоуглеродной экономики. Планируем, – вы наверняка слышали об этом, я тоже уже говорил, – выйти на углеродную нейтральность к 2060 году, одновременно сохраняя устойчивый экономический рост. Россия располагает значительными ресурсами и технологическими возможностями, которые имеем в виду использовать для развития «зелёной» энергетики. В ближайшие годы начнут осуществляться пилотные проекты по производству водорода с низким уровнем выбросов парниковых газов и его применению в энергетике, транспорте, промышленности. Реализуется Концепция развития водородной энергетики, и Россия может стать к 2035 году одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров водорода».
🧩 Ещё один крупный международный консорциум в области водородной энергетики появился в Азии. Южнокорейские компании Lotte Chemical, POSCO и Samsung Engineering подписали меморандум о взаимопонимании с дочерней компанией Sarawak Economic Development Corp. - SEDC Energy, для проектирования и строительства завода по производству «зеленого» водорода/аммиака в малайзийском штате Саравак.

По результатам предварительного технико-экономического обоснования проекта завода, получившего название Sarawak H2biscus Green Hydrogen/Ammonia Project (H2biscus), ожидается, что производство составит - 7 000 тонн «зеленого» водорода в год для местного использования в Сараваке, 600 000 тонн «голубого» и 630 000 тонн «зеленого» аммиака, а также 460 000 тонн «зеленого» метанола в год.

📌 В заявлении SEDC Energy говорится, что проект сыграет ключевую роль в новом энергетическом секторе, а его масштабы позволят сделать малазийский Саравак серьезным игроком на мировом энергетическом рынке.
🇷🇺 🇩🇪 В ближайшие два месяца в Москве появится германское бюро по «водородной дипломатии». Ранее, в декабре прошлого года, об этом заявил посол Германии в РФ Геза Андреас фон Гайр. Сегодня он подтвердил намерения и назвал ориентировочные сроки начала работы организации в России.

«Бюро, финансируемое за счет МИД Германии, является частью водородной внешней политики [Германии], которая предполагает учреждение такого офиса в 5-6 государствах, в том числе в России. Мы видим здесь большой потенциал для сотрудничества в водородной сфере», - отметил Геза Андреас фон Гайр.

📆 По его словам, бюро должно в ближайшие месяцы «высветить внешнеполитическое, народнохозяйственное и общественное влияние динамики в области водорода на обе наши страны и для этого также осуществлять проекты с российскими партнерами».
💵 Один из крупнейших мировых производителей стали компания ArcelorMittal инвестирует $5 млн в разработку и совершенствование уникального способа производства водорода H2Pro через свой инновационный фонд XCarb. На сегодняшний день инвестиционные обязательства фонда, специализирующегося на проектах безуглеродного производства, достигли $180 млн.

H2Pro это продолжение технологии E-TAC (электрохимического – термически активируемый химиката), которая использует электричество для расщепления воды на водород и кислород. В отличие от обычного электролиза, водород и кислород генерируются отдельно на разных стадиях — на стадии электрохимии и на стадии термоактивации.

🧩 Технология была разработана в Технионе, Израильском технологическом институте. Разделение воды E-TAC обеспечивает энергоэффективность более 95%, что значительно выше, чем у традиционных технологий электролиза воды, которые обычно обеспечивают энергоэффективность около 70%. Ожидается также, что E-TAC окажется более рентабельным, чем традиционный электролиз.
🌀 Первое российское предприятие «Криогенмаш» вошло во всемирный Водородный совет (Hydrogen Council), впервые представив нашу страну в этой крупнейшей международной деловой ассоциации.

Как отметили в компании, завод обладает технологиями в сфере ожижения, хранения и транспортировки водорода, основанными на фундаментальных исследованиях лауреата Нобелевской премии по физике П. Л. Капицы. Продукция компании для водородной промышленности пользуется устойчивым спросом в России и за рубежом.

🔋 «Криогенмаш» активно участвует в формировании национальной водородной экономики посредством создания в партнерстве с 25 крупнейшими энергетическими, нефтегазовыми, химическими, технологическими компаниями, а также финансовыми организациями РФ комплексной программы развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики России, а также в формировании отраслевой ассоциации – Российского водородного союза, инициатором создания которого в прошлом году выступило ГК «Роснано».
🇨🇳 В преддверии XXIV зимних Олимпийских игр в Пекине совместное предприятие Shell China и Zhangjiakou City Transport Construction Investment Holding Group Co. Ltd. запустили в китайском Чжанцзякоу одну из крупнейших в мире установок электролизера, для преобразования ветровой энергии в водород.

Мощность новой установки составила 20 МВт, и она позволит обеспечить около половины общего объема потребления автомобилями «зеленого» водорода во время проведения Олимпиады.

🔋 В дальнейшем, после завершения спортивного праздника, вырабатываемый водород планируется использовать для общественного и коммерческого транспорта в регионе Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй. Со временем увеличиться и мощность электролизной установки. К 2024 году она составит 60 МВт.
Первое рыболовецкое водородное судно спроектировали норвежские инженеры из компании Skipsteknisk.

70-метровая рыбацкая шхуна нового поколения - Loran, предназначенная для морского ярусного лова рыбы и других гидробионтов, по-прежнему будет оснащена обычными дизельными двигателями, но при этом также будет иметь два водородных топливных элемента мощностью 185 кВт, а также аккумуляторную батарею на 2 000 кВт*ч.

🔌 Как отметили разработчики, планируется, что аккумулятор будет заряжаться от станций на пирсе, водородных элементов или дизельных двигателей. Это гибридное решение, которое позволит использовать сразу несколько вариантов источников топлива.

Проект Loran субсидируется правительством Норвегии и другими инвесторами. Enova, агентство министерства климата и окружающей среды Норвегии, вложила в проект более $10 млн. Ожидается, что использование водородного топлива сократит потребление ископаемого топлива на 40%.
🍇 На винодельне «Фанагория» на Таманском полуострове планируется запуск автономной системы водородного энергоснабжения. Установка производства итальянской компании Enapter S.r.l. предназначена для выработки газообразного водорода, его хранения и обратного процесса преобразования водорода в электричество. Эта установка будет работать вместе с уже функционирующей на предприятии солнечной электростанцией.

Генератор установки производит водород методом электролиза воды. Под воздействием электрического тока молекулы воды распадаются на газообразные водород и кислород. Кислород сбрасывается в атмосферу, водород хранится, а когда необходимо, из него вырабатывается электроэнергия. Последний процесс обратный электролизу воды: подаваемые в электрохимический генератор водород и кислород воздуха преобразуются в воду, при этом в цепь поступает электрический ток. Весь процесс абсолютно экологичен.

💡 В компании отметили, что аналоги успешно используются за рубежом, там, где есть необходимость в потреблении электроэнергии в небольших количествах в качестве резервного источника питания, в транспортном, охранном, телекоммуникационном секторах. Ввод в эксплуатацию системы водородного энергоснабжения имеет не коммерческое значение – это будет шаг, направленный на внедрение ответственного производства во благо будущего нашей планеты.
🛥 В Дубае будет запущена первая в мире летающая лодка Jet, работающая на водороде. Швейцарский стартап THE JET ZeroEmission объявил о подписании соглашения с Zenith Marine Services и DWYN из Объединенных Арабских Эмиратов о производстве и эксплуатации инновационного судна. Сумма инвестиционного соглашения €10 млн.

Скорость лодки будет достигать 40 узлов и вмещать от 8 до 12 пассажиров. Jet оснащена двумя топливными элементами, кондиционером и другими экологически чистыми технологиями, помогающими сократить выбросы углекислого газа. Она станет первой в мире лодкой, которая будет плавать без шума, волн или выбросов и иметь возможность летать на высоте 80 см над поверхностью воды.

📅 Разработчики планируют, что первый полёт Jet пройдет в Дубае в ноябре 2023 года.
🇰🇷 Корейский институт науки и технологий (KIST) объявил о разработке анионообменных мембранных электролизеров воды. Ученые предполагают, что разработка заложит основу для внедрения технологии электролиза воды следующего поколения и позволит значительно снизить затраты на производство «зеленого» водорода. Кроме того, анионообменные мембранные электролизеры воды также можно использовать и для водородных топливных элементов, а также устройств улавливания углерода.

Чтобы устранить факторы, ограничивающие применение традиционной технологии, исследователями был разработан узел мембранного электрода для анионообменных мембранных электролизеров воды (AEMWE). При этом не используются дорогие электроды из металлов платиновой группы и заменен материал разделительной пластины железом вместо титана. При сравнении цен только на катализатор и материал сепаратора, стоимость производства снижается примерно в 3 000 раз по сравнению с существующими устройствами. Однако, такое более дешевое устройство не использовалось в коммерческих целях из-за его низкой производительности по сравнению с существующими и малой долговечностью (менее 100 часов непрерывной работы).

🧑‍🔬 Исследовательская группа применила новые анионообменные материалы с высокой ионной проводимостью и долговечностью. На основе этих материалов создана новая мембранно-электродная сборка. Разработанный материал показал стабильную долговечность работы в течение более 1 000 часов и достиг нового рекорда производительности ячейки 7,68 А/см2. Это примерно в 6 раз больше, чем у существующих анионообменных материалов, и примерно в 1,2 раза больше, чем у коммерческой технологии, используемой дорогие материалы (6 А/см2).
🌀 Канадская компания AmmPower заявила о намерениях по проектированию и строительству завода по производству экологически чистого водорода/аммиака в порту Южной Луизианы. Это один из крупнейших по тоннажу портов в западном полушарии. Здесь будут производить, хранить и экспортировать зеленый аммиак для использования в качестве чистого топлива и носителя водородной энергии. Сумма сделки пока не разглашается.

В планах производства - до 4 000 тонн «зеленого» аммиака в сутки. Что позволит заправлять в порту - до 4 500 океанских судов в год. Он также будет производить богатый водородом зеленый аммиак для использования внутри страны и на экспорт. Проект станет одним из первых по масштабу в области возобновляемых источников энергии.

Появление завода позволит порту Южной Луизианы перейти к использованию «зеленого» водорода и аммиака, что соответствует мировым трендам по декарбонизации. Помимо того, что это порт является одним из крупнейших в мире, теперь он будет обладать инфраструктурой для дозаправки любых океанских судов, которым требуется «зеленое» топливо.