Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
Павел Сорокин, заместитель Министра энергетики России, руководитель цифровой трансформации:

«Если тема с водородами сегодня выглядит не очень выгодно, то через цикл в 10-12 лет с вложениями, которые сейчас объявлены - а это сотни миллиардов долларов - в какой-то момент может произойти прорыв и к этому надо быть готовым. У России здесь есть большое количество преимуществ. Развивая водородную индустрию, мы должны смотреть и на всё смежное. Мы сейчас в Министерстве энергетики смотрим на индустрию улавливания и захоронения СО2 как на некую смежную вещь».
Крупнейший мировой авиастроитель французская компания Airbus планирует к 2035 году выпустить свой первый самолёт на водородном топливе. Заказ на разработку инновационного борта поступил от новозеландской авиакомпании Air New Zealand.

Вчера компании подписали первоначальное соглашение, назвав его первым для Азиатско-Тихоокеанского региона, которое позволит «лучше понять возможности и проблемы, связанные с полётами на водородных самолетах с нулевым уровнем выбросов в Новой Зеландии». При этом компания Air New Zealand также изучает возможности для использования низкоуглеродных технологий, в частности, в самолетах с электрическим, гибридным или водородным двигателем, чтобы сократить выбросы уже к 2030 году.

Как отмечают специалисты, на авиацию сейчас приходится около 2,5% мировых выбросов углерода, поэтому авиакомпании ищут способы снизить негативное влияние на климат. В тоже время в июне концерн Airbus заявлял, что большинство авиалиний будут полагаться на традиционные реактивные двигатели как минимум до 2050 года. А водородные самолеты будут ориентированы в первую очередь на региональные и короткие перевозки, начиная 2035 года.
Shell ударилась в альтернативу

Англо-голландская нефтегазовая компания готовится к реализации сразу двух проектов по производству энергии из альтернативных источников.

1️⃣Shell договорилась с Mitsubishi о строительстве завода по получению водорода из газа в крупнейшей «нефтяной» провинции Канады Альберте. Японцы возведут предприятие рядом с нефтеперерабатывающим заводом Shell, а Shell, в свою очередь, предоставит хранилище углекислого газа в рамках проекта Polaris CCS. Этот проект позволит улавливать до 750 тысяч тонн углекислого газа в год и снизить выбросы от НПЗ на 40%. Предполагается, что завод будет выпускать около 165 тысяч тонн водорода ежегодно, в будущем его мощность может быть увеличена.

2️⃣В родных Нидерландах Shell намерена построить завод по выпуску биотоплива. Он будет располагаться энергетическом и химическом парке компании в Роттердаме. Предприятие, которое будет выпускать 820 тыс. тонн продукции в год, станет одним из крупнейших в Европе по объёмам производства экологически чистого авиационного топлива и возобновляемого дизельного топлива из отходов. Завод будет производить низкоуглеродное дизельное топливо из отработанного кулинарного жира, животного жира и других промышленных и сельскохозяйственных остаточных продуктов.
https://globalenergyprize.org/ru/2021/09/17/shell-udarilas-v-alternativu/
Правительство Великобритании одобрило план создания беспилотного подводного флота на водородных электродвигателях для перевозки грузов между Англией и Ирландией. На первом этапе компания Oceanways займётся исследованиями и конструкторскими работами — власти выделили ей на эти цели 380 тысяч фунтов стерлингов (более 38 млн руб.).

Разработчики рассчитывает, что первые автоматизированные субмарины начнут курсировать между Глазго и Белфастом в 2025 году, а к 2026 году удастся создать флот из 10 подводных лодок. Начальный этап пути такие субмарины смогут преодолевать по мелководью, где не ходят контейнеровозы. Вдали от берега лодки будут погружаться на глубину 50 метров и следовать по маршруту, не боясь волн и непогоды. Заодно они смогут очищать море от плавающего в воде микропластика с помощью специальных устройств.

Электромоторы субмарин будут получать энергию от сжигания «зелёного водорода» — его производят исключительно с помощью экологически чистых источников. Альтернативным решением может стать подзарядка в пути от ветряных электростанций, расположенных на мелководье — на этот проект правительство также выделило грант. В целом, такой грузовой флот может сократить годовые выбросы СО2 более чем на 130 тысяч тонн — это равноценно удалению 62 тысяч автомобилей с дорог.

Власти Великобритании планируют вывести национальное судоходство на нулевой уровень углеродных выбросов к 2050 году. Создание беспилотных электрических субмарин — лишь часть этой программы, на которую британское правительство уже потратило 23 миллиона фунтов (более 2,3 млрд руб.).
Почти $110 млн власти Австралии дополнительно направят на строительство новых промышленных центров по производству экологически чистого водорода.

Большая часть новых водородных центров будет пущена в строй до конца 2030 года. При это планируется, что благодаря вводу новых предприятий водородной промышленности удастся создать порядка 8 000 новых рабочих мест. Уже к 2050 году отрасль должна по предварительным подсчётам приносить ежегодно доход в размере более $8 млрд.

Таким образом, Австралия рассчитывает не только покрыть собственные потребности в «зелёном водороде», но и стать лидерами по производству и экспорту топлива в Индо-Тихоокеанском регионе.

Общая сумма инвестиций Правительства Австралии в развитие водородной энергетики уже составила $878 млн.
💬🛢Обозрение: низкоуглеродистый водород получил новое внимание в рамках этих рамок декарбонизации в качестве потенциального низкоуглеродистого топлива и сырья, особенно для труднодоступных секторов, таких как транспорт большой грузоподъемности (грузовые автомобили, судоходство) и тяжелая промышленность (например, сталь, химическая промышленность).

В частности, зеленый водород, определяемый как водород, полученный в результате электролиза воды с использованием электричества с нулевым содержанием углерода, может иметь значительный потенциал для оказания помощи странам в переходе их экономики к достижению климатических целей.

Сегодня производство экологически чистого водорода сталкивается с огромными проблемами, включая его стоимость и экономику, инфраструктурные ограничения и потенциальное увеличение выбросов CO2 (например, при неконтролируемом производстве ископаемой энергии, которая была бы водородной, но не была бы зеленой).

В этом отчете, являющемся частью Исследовательской инициативы по управлению выбросами углерода в Центре глобальной энергетической политики Колумбийского университета, рассматриваются производство и применение экологически чистого водорода, чтобы понять основные проблемы, связанные с его расширением в масштабах и ближайшими возможностями для развертывания. Анализ с использованием моделирования методом Монте-Карло с различным диапазоном допущений, включая как временные (т. е. сегодня по сравнению с будущим), так и географические (например, США, ЕС, Китай, Индия, Япония) факторы, прогнозирует интенсивность выбросов и затраты на производство зеленого водорода. Авторы оценивают эти производственные затраты для различных сценариев, а также связанные с ними требования к инфраструктуре и выделяют краткосрочные рыночные возможности и политику для стимулирования развития индустрии экологически чистого водорода.

Основные выводы включают:

1) Зеленый водород может сыграть важную роль в обезуглероженной экономике. Зеленый водород и получаемые из него виды топлива (например, аммиак, метанол, авиационное топливо) могут заменить высокоуглеродистое топливо в некоторых областях транспортного сектора, промышленного сектора и энергетического сектора. Они могут выделять низкоуглеродистое тепло, служить низкоуглеродистым сырьем и восстановительным газом для химических процессов, а также выступать в качестве якоря для рециркуляции CO2.

2) Основная проблема, связанная с внедрением и использованием экологически чистого водорода, заключается в его стоимости. Стоимость зеленого водорода сегодня высока, в среднем от 6-12 долларов США за килограмм (кг) на большинстве рынков, и может оставаться высокой без субсидий и других политических мер поддержки.

3) Электроэнергия с нулевым выбросом углерода является основным элементом затрат на производство (50-70 процентов) даже в регионах со значительными возобновляемыми ресурсами, с электролизерами и балансом системы в качестве вторичных затрат.
4) Коммерциализация экологически чистого водорода также ограничена существующей инфраструктурой. Растущий спрос на зеленый водород потребует огромных инвестиций и строительства сетей передачи, распределения и хранения электроэнергии, а также гораздо больших объемов производства электроэнергии с нулевым содержанием углерода, а также систем производства электролизеров, некоторых водородных трубопроводов и систем заправки водородом. Производство 88 миллионов тонн зеленого водорода в год (Мт / год) к 2030 году, соответствующее Заявленному Сценарию политики Международного энергетического агентства (МЭА) на этот год, может стоить 2,4 триллиона долларов США и потребовать 1238 гигаватт (ГВт) дополнительных мощностей по производству электроэнергии с нулевым выбросом углерода.

5) Некоторые страны разработали водородные дорожные карты с крупными компонентами зеленого водорода. Правительства Японии, Канады и ЕС (включая некоторые страны-члены, в частности Германию) опубликовали официальные дорожные карты по производству, использованию и росту водорода. Эти планы включают промышленную политику (например, субсидии на производство электролизеров и топливных элементов), портовую инфраструктуру (например, промышленные центры) и политику выравнивания рынка. Эти планы могут предоставить этим странам конкурентное преимущество в масштабировании, использовании и внедрении зеленого водорода.

#водород #газ #энергетика
«Алмаз-Антей» выпускает не только ракетные комплексы для Минобороны. Концерн идёт по пути диверсификации и наращивания доли гражданской продукции, и при этом готовится побороться за долю отечественного рынка перспективной энергетики. В ближайшее время компания намерена разработать гибридный автомобиль гражданского назначения. В качестве топлива – экологически чистые водород и электроэнергия.

Рабочее название новинки – E-NEVA, где первая буква Е – это сокращение от electric, а NEVA – в честь главной реки Санкт-Петербурга.

Автомобиль планируется с двумя версиями топливной системы. В первой это газовый автомобиль с электропередачей (1 000 км на одной заправке), во второй – электрогазомобиль (запас хода – 810 км) с аккумуляторной батареей ёмкостью 70 кВт и 52-литровой газовой топливной системой. Оба варианта комплектации предусматривают, что гибрид сможет разогнаться до 100 км/ч за 8,5 секунды, максимальная предусмотренная скорость – 180 км/ч.
23 сентября состоится конференция: «Энергетика России: тренд на декарбонизацию. Водород как новый источник энергии экономики».

Достижение углеродной нейтральности — приоритетная задача многих стран, отмечают организаторы. Улучшить показатели по выбросам в атмосферу Россия может благодаря развитию водородной энергетики. По прогнозам Минэнерго РФ, к 2050 году наша страна может занять 20% глобального рынка и зарабатывать на экспорте экологически чистых видов водорода до $100 млрд в год.

Возможно ли достижение полной углеродной нейтральности к 2050 году? Каковы водородные перспективы России? Тренд на декарбонизацию: как компании внедряют «зелёные» технологии и сокращают воздействие на окружающую среду? «Зелёный» водород: сможет ли Россия занять первое место в новой энергетической нише?

Эти и другие вопросы в рамках конференции будут обсуждать:
✔️ Александр Григорьев, руководитель департамента исследований топливно-энергетического комплекса ИПЕМ
✔️ Алексей Жихарев, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики, партнер VYGON Consulting
✔️ Алишер Каланов, руководитель инвестиционного дивизиона УК «РОСНАНО»
✔️ Алексей Каплун, генеральный директор «Н2 Чистая Энергетика»
✔️ Максим Малков, директор Группы стратегического и операционного консультирования КПМГ в России и СНГ
✔️ Валерий Селезнев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике
📝 Выдержит ли постковидная экономика зелёную энергетику?

Становится все очевиднее, что экономический кризис, последовавший за пандемией COVID-19, может привести к значительной задержке коммерческого внедрения чистого водорода. Есть опасения, что в краткосрочной перспективе небольшие инновационные компании, составляющие основу поставщиков технологий, столкнутся с серьезной нехваткой ликвидности из-за резкого падения доходов, что приведет к сокращению персонала или даже банкротству. Кроме того, обязательства в области климатической и экологической политики скорее всего отойдут на второй план при реализации экономического восстановления Европы и других стран.

Тем не менее, ожидается, что при сокращении глобальных выбросов CO2 в период пандемии, отскок выбросов при росте экономики в постковидный период может быть больше, чем снижение. Нельзя забывать, что в долгосрочной перспективе климатический кризис по-прежнему является самой большой проблемой, и ее все равно придется решать.

Для перехода к безуглеродной энергетике в ЕС потребуется водород в больших масштабах. Без этого ЕС не сможет достичь своих целей по декарбонизации. Водород - это решение, без которого Европа не сможет достичь своих целей на 2050 год по сокращению выбросов парниковых газов.

В то же время, поскольку офшорная ветровая и солнечная энергия уже конкурирует по стоимости с ископаемым топливом (и становится все дешевле), решение структурных и нормативных проблем, препятствующих расширению проникновения возобновляемых источников энергии в сети, приведет к гораздо большему положительному долгосрочному эффекту. Необходимы инвестиции в накопление энергии, межсистемные соединения, а также ускорение декарбонизации систем отопления, транспорта и промышленности.

Как только непосредственный кризис в области здравоохранения, вызванный пандемией Covid-19, утихнет, внимание будет направлено на то, чтобы экономика ЕС снова росла, обеспечивая прочное восстановление и устойчивый рост. Энергия, чистый транспорт и интеллектуальная инфраструктура должны стать центральной частью любой программы стимулирования.

Общество должно получать отдачу от своих инвестиций, измеряемую в предотвращенных выбросах CO2. Сомнительно, что какие-либо меры по спасению должны направляться в отрасли или бизнес-модели, которые вообще не соответствуют декарбонизированной экономике.
Ракеты нового поколения в Китае планируют заправлять водородным топливом. Для этих целей корпорация аэрокосмической науки и техники создала систему сжижения водорода.

Для сжатия водорода под высоким давлением стали использовать легкие композитные емкости из углепластика, вместо тяжелых стальных баллонов.

Авторы разработки заявили, что новое оборудование успешно произвело 35,55 куб. м этого экологически чистого топлива за 35 часов. При этом система способна вырабатывать до 2,3 тонны вещества в сутки.

Эта система поможет Китаю снизить зависимость от импортных технологий в космической сфере: ранее сжиженный водород внутри страны не производили. Планируется, что разработанная система позволит удовлетворять спрос Китая на этот вид топлива.
В Минпромторге заявили о планах строительства на территории России заводов по выпуску деталей для автомобилей на водородных топливных элементах и электрокаров.

Заводы по производству компонентов для электрокаров и машин на водороде начнут строиться в России к 2024 году, сообщил замминистра Минпромторга Александр Морозов в интервью РИА Новости

В течении трёх лет в России будет налажено производство электромобилей трех брендов: Zetta, «Кама-1» и проект «Моторинвеста»

К 2024 году будут заключены инвестиционные контракты. В результате начнётся строительства заводов, а соответствующие обязательства перед лицом государства примут на себя инвесторы

Вкладывать средства в экотранспорт планируют и компании с госучастием. В частности, «Росатом» видит себя инвестором производства водородных топливных элементов и аккумуляторных батарей, «Газпром» – инвестором производства очистки водорода
Водороду может грозить дефицит воды

Рост числа проектов по получению «зелёного» водорода может быть замедлен из-за нехватки воды. Так что активное развитие отрасли требует создания дополнительного рынка опреснения, считают эксперты Rystad Energy.

По имеющимся планам, к 2040 году в мире будет производиться около 30 млн. тонн водорода. Более 70% водородных электролизёров будут расположены в засушливых районах, таких как Испания и Чили. Более 80% из этих проектов потребуют опреснённую воду, однако для того необходимы дополнительные ВИЭ-мощности.

Спрос на опреснение может вырасти в пять раз до 526 млн.кубометров к 2040 году. При этом ООН ожидает, что к 2025 году мировой спрос на пресную воду вырастет на 60% только для сельского хозяйства. В настоящее время существует лишь несколько промышленных опреснительных установок, использующих возобновляемые источники энергии.
https://globalenergyprize.org/ru/2021/09/23/vodorodu-mozhet-grozit-deficit-vody/
♻️Зеленые проекты получат льготное финансирование

Правительство утвердило критерии такого финансирования. В документе прописаны конкретные параметры, при достижении которых на реализацию зеленого проекта можно привлечь льготное финансирование через специальные облигации или займы.

🌱Зеленый проект – это проект, который соответствует целям международных документов в области климата и устойчивого развития. Он может быть запущен в следующих сферах:

▫️Обращение с отходами
▫️Энергетика
▫️Строительство
▫️Промышленность
▫️Транспорт
▫️Водоснабжение
▫️Сельское хозяйство
▫️Сохранение биоразнообразия и окружающей среды

Для каждого направления разработаны качественные и количественные критерии. Например, изделия из биоразлагаемых материалов не должны приводить к образованию микропластика.

#экология
Компании - операторы газотранспортных систем Чехии (Net4Gas), Словакии (Eustream), Германии (OGE) и ГТС Украины планируют создать водородный коридор из Украины, проходящий через Центральную Европу в западную часть Старого континента, сообщает Чешское телевидение.

Инициатива получила название «Центральноевропейский водородный коридор». Он должен служить для транспортировки экологически чистого водорода, среднегодовое производство которого на Украине к 2035 году должно составить 5,5 млрд кубометров.
Forwarded from RenEn
Голландская газовая инфраструктурная компания Gasunie начала проект по закачке водорода в свое подземное хранилище (ПХГ) в Гронингене, Нидерланды.
Если этап испытаний пройдет успешно, компания планирует полностью ввести хранилище в эксплуатацию к 2026 году.
https://renen.ru/gollandskaya-gazovaya-kompaniya-nachala-zakachivat-vodorod-v-solyanye-kaverny-phg/
Необычное решение разработала американская компания SGH2, которая базируется в Калифорнии. Учёные предложили использовать высокотехнологичные средства для производства водорода из отходов. Он получается дешевым и экологически чистым. Крупнейший в мире завод по производству водорода будет построен в Ланкастере.

В настоящее время производство водорода может основываться на относительно чистых технологиях, таких как электролиз воды, поступающей из возобновляемых источников энергии, в более грязные методы, такие как газификация угля или ископаемое топливо. Вторые варианты по-прежнему остаются самыми популярными во всем мире, так как они также являются самыми дешевыми.

В процессе, разработанном Solena, материнская компания SGH2, используются плазменные резаки, которые достигают температуры от 3500 до 4000 °C. Это тепло с добавлением обогащенного кислородом газа катализирует полную молекулярную диссоциацию всех углеводородов любого топлива, вводимого в систему. А когда он начинает остывать, он образует очень высококачественный биосинтезирующий газ, богатый водородом, который не содержит смол, сажи и тяжелых металлов. Затем синтез-газ проходит через систему поглотителя колебаний давления, которая производит экологичный, зеленый водород, который требуется для использования в транспортных средствах с топливными элементами PEM.

Благодаря новой технологии газификации весь углерод из отходов извлекается, удаляется все частицы и кислые газы и не производится никаких токсинов или загрязняющих веществ. Конечным результатом является водород высокой чистоты и небольшое количество биогенного диоксида углерода, который не способствует выбросам парниковых газов.

Эта технология способна перерабатывать широкий спектр отходов, включая бумагу, старые шины, ткани и пластмассы, с которыми она может работать без образования токсичных побочных продуктов.

Технология может быстро масштабироваться и производить топливо круглогодично - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Россия имеет все возможности для рентабельного производства водорода себестоимостью в 1,5-2 доллара США за килограмм. Достичь этого возможно за счёт использования дешёвого метана, доступной энергии и накопленного опыта, сообщил Павел Сорокин на сессии «Развитие низкоуглеродной экономики и водородной энергетики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

По мнению заместителя Министра, при должном развитии технологий, а также свободном доступе к финансам водородная отрасль может стать рентабельной уже по прошествии 10-12 лет – это чуть меньше, чем потребовалось ВИЭ для выхода на рентабельность.

«С водородом будет тот же сценарий - около 10-12 лет некоммерческих убытков - и затем вероятен уже выход на рентабельность и рост по экспоненте», - сообщил он.
Евросоюз будет строить единую сеть автомобильных зарядок и автозаправок для альтернативных видов топлива.

Об этом заявлено по итогам неофициальной встречи европейских министров транспорта и энергетики, которая прошла в словенском городе Брдо-при-Кранью.

Стало известно, что на встрече в Словении министры энергетики договорились, что в будущем переход к более «зеленой» энергетической системе необходимо будет ускорить.

Как заявила еврокомиссар по транспорту Адина Вэлян:
«Я рада видеть, что мы достигли общего согласия с необходимостью двигаться вперёд к транспорту с нулевыми выбросами, к признанию того факта, что для этого нам необходимо развернуть соответствующую инфраструктуру по перезарядке и заправке».

В рамках этой встречи обсуждались директива о продвижении энергии их возобновляемых источников и директива по энергоэффективности. Обе директивы входят в пакет Fit for 55 - обширный план действий, предложенный Еврокомиссией 14 июля текущего года, по сокращению к 2030 году выбросов CO2 в Европейском союзе не менее чем на 55% по сравнению с уровнями 1990 года и полной ликвидации углеродных выбросов в ЕС к 2050 году. Реализация этого плана потребует полной перестройки экономики Евросоюза и во многом повлияет на будущее транспортного сектора. Единая сеть заправок — один из элементов реализации этой масштабной климатической программы.
Алексей Кулапин, генеральный директор РЭА Минэнерго РФ:

«Россия продолжает работу по декарбонизации экономики: наращиваются компетенции в возобновляемой энергетике и развиваются технологии производства водорода с прицелом на его использование внутри страны и для поставок на экспорт, технологий CCUS, накопителей энергии, стимулируется развитие экологически чистого транспорта, энергоэффективные практики и переход компаний ТЭК на принципы наилучших доступных технологий. Способствовать повышению положительных экологических эффектов от развития низкоуглеродной энергетики должны сертификаты происхождения энергии. В настоящее время в стране уже разработан проект закона, определяющий механизм формирования, зачета и обращения таких сертификатов».
В ЕАЭС создадут рабочую группу по вопросам промышленного и научно-технического сотрудничества в сфере водородной энергетики

Такая договоренность достигнута по итогам встречи министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артака Камаляна и научного руководителя Федерального центра коллективного пользования «Водородная энергетика и электрохимические технологии» Николая Кулешова.

Водород является новым энергоносителем, который рассматривается для решения климатических задач и может быть использован для накопления, хранения и доставки энергии в сферах промышленности, транспорта, энергетики и строительства.

💬«Факторов, способствующих постепенному увеличению рынка водорода в ЕАЭС, сегодня несколько. Это необходимость сокращения выбросов СО2 для выполнения обязательств Парижского соглашения, удовлетворение транспортных потребностей в топливе в связи с поэтапным отказом от двигателей внутреннего сгорания, курс на декарбонизацию базовых отраслей промышленности», – отметил Артак Камалян.

#ЕЭК #ЕАЭС #Камалян