🛠 В китайском Шанхае начато строительство Международной долины водородной энергии, расположенной в новом районе Линган. Поиск путей снижения стоимости материалов и оборудования для производства водорода станет одним из основных направлений работы парка. Площадь объекта - порядка 1,55 км². Первая фаза Международной долины водородной энергии, как отмечают в правительстве Шанхая, уже привлекла более 20 компаний, занятых в водородном секторе.
Парк будет в основном сосредоточен на материалах, оборудовании и коммунальных услугах, а также свяжет весь промышленный район. Чиновники отметили, что расположение труб и размещение складов должно быть относительно компактным, чтобы развитие водородной энергетики было безопасным и управляемым.
Парк будет в основном сосредоточен на материалах, оборудовании и коммунальных услугах, а также свяжет весь промышленный район. Чиновники отметили, что расположение труб и размещение складов должно быть относительно компактным, чтобы развитие водородной энергетики было безопасным и управляемым.
♻️ Правительство Панамы и ряд энергетических компаний, среди которых SGP BioEnergy, объявили, что в рамках передового проекта по разработке и строительству биоперерабатывающего завода будет реализовано и направление по производству «зеленого» водорода. Предприятие планирует перерабатывать 180 000 баррелей биотоплива в день, включая устойчивое авиационное топливо (SAF), и ежегодно производить 405 000 тонн «зеленого» H2.
Как отметили в компании SGP BioEnergy, производство «зеленого» водорода позволит объекту работать с нулевыми выбросами. Строительство завода должно начаться в 2023 году. В рамках проекта SGP BioEnergy будет сотрудничать с Topsoe Sustainable Aviation Fuel для производства «зеленого» водорода из углеродных отходов и побочных продуктов возобновляемого топлива, образующихся в процессе переработки.
Как отметили в компании SGP BioEnergy, производство «зеленого» водорода позволит объекту работать с нулевыми выбросами. Строительство завода должно начаться в 2023 году. В рамках проекта SGP BioEnergy будет сотрудничать с Topsoe Sustainable Aviation Fuel для производства «зеленого» водорода из углеродных отходов и побочных продуктов возобновляемого топлива, образующихся в процессе переработки.
Forwarded from Минэнерго России
Низкоуглеродная энергетика – это одновременно и вызовы, и возможности, об этом заявил Николай #Шульгинов на #РЭН-2022
Ключевые тезисы Министра на сессии:
✅ Задача, которая стоит перед нами – достижение углеродной нейтральности к 2060 году. И Россия будет продолжать двигаться по этому вектору;
✅ Сегодня в России один из лучших энергобалансов: 39% – это низкоуглеродная электрогенерация, ещё 47% – газовая генерация;
✅ В перспективе движение к нейтральности – это не только развитие низкоуглеродных источников, это и ряд мероприятий, связанных с технологическим развитием;
✅ существует множество вызовов для внедрения водорода, в том числе высокая стоимость. Но это потенциально важный источник энергии, и необходимо продолжать работу в этом направлении;
✅ Зелёная энергетика должна быть дешевле и не создавать дополнительную нагрузку на потребителей.
Ключевые тезисы Министра на сессии:
✅ Задача, которая стоит перед нами – достижение углеродной нейтральности к 2060 году. И Россия будет продолжать двигаться по этому вектору;
✅ Сегодня в России один из лучших энергобалансов: 39% – это низкоуглеродная электрогенерация, ещё 47% – газовая генерация;
✅ В перспективе движение к нейтральности – это не только развитие низкоуглеродных источников, это и ряд мероприятий, связанных с технологическим развитием;
✅ существует множество вызовов для внедрения водорода, в том числе высокая стоимость. Но это потенциально важный источник энергии, и необходимо продолжать работу в этом направлении;
✅ Зелёная энергетика должна быть дешевле и не создавать дополнительную нагрузку на потребителей.
♻️ «Росатом» и «НОВАТЭК» намерены сотрудничать в области развития ветроэнергетики в сложных условиях Арктики. В рамках подписанного меморандум стороны также планируют оценить возможности внедрения технических решений «Росатома» в процессах производства СПГ и низкоуглеродного водорода, аммиака, генерации и хранения электроэнергии. Подписи под документом в рамках международного форума «Российская энергетическая неделя» поставили генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев и председатель правления публичного акционерного общества «НОВАТЭК» Леонид Михельсон.
Помимо этого, совместный меморандум предусматривает приобретение предприятиями группы «НОВАТЭК», в частности комплексом по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата в порту Усть-Луга, электроэнергии, выработанной на ветроэлектростанциях «Росатома». Покупка «зеленой» электроэнергии будет способствовать снижению углеродного следа продукции «НОВАТЭКа», следуя требованиям международных стандартов.
Помимо этого, совместный меморандум предусматривает приобретение предприятиями группы «НОВАТЭК», в частности комплексом по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата в порту Усть-Луга, электроэнергии, выработанной на ветроэлектростанциях «Росатома». Покупка «зеленой» электроэнергии будет способствовать снижению углеродного следа продукции «НОВАТЭКа», следуя требованиям международных стандартов.
🏭 Первое в мире предприятие водородной металлургии, шведский стартап H2 Green Steel договорился со специализирующейся на внедрении технологий прямого восстановления железа компанией Midrex построить завод по производству восстановленного железа мощностью 2,1 млн тонн в год, который будет работать исключительно на водороде. Для получения нужной температуры восстановления на предприятии будет использоваться уникальный электрический нагреватель водорода.
Разработка проекта строительства завода продолжалась около двух лет. Соглашение также предусматривает, что японская металлургическая компания Kobe Steel, которой принадлежит Midrex, будет участвовать в новом этапе финансирования шведского проекта.
Разработка проекта строительства завода продолжалась около двух лет. Соглашение также предусматривает, что японская металлургическая компания Kobe Steel, которой принадлежит Midrex, будет участвовать в новом этапе финансирования шведского проекта.
🤝 «Росатом» и правительство Челябинской области будут сотрудничать в области водородной энергетики, включая реализацию в регионе проектов в сфере декарбонизации транспорта и промышленности. Соответствующее соглашение подписали гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев и губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
В рамках соглашения стороны рассмотрят возможности организации на территории Челябинской области низкоуглеродного производства водорода, его применения в секторе транспорта на водородных топливных элементах и водородной заправочной инфраструктуры, а также в технологических процессах промышленных предприятий.
В рамках соглашения стороны рассмотрят возможности организации на территории Челябинской области низкоуглеродного производства водорода, его применения в секторе транспорта на водородных топливных элементах и водородной заправочной инфраструктуры, а также в технологических процессах промышленных предприятий.
📑 Mitsubishi Heavy Industries и правительство штата Южная Австралия договорились о сотрудничестве, поставив перед собой цель ускорить переход на экологически чистую энергию и развивать водородную экономику. Согласно заявлению, компания стремится к сотрудничеству с Австралией, предлагая решения, включающие его продукты, технологии и услуги.
Внося свой вклад в развитие цепочки создания стоимости водорода и ускорение промышленной декарбонизации в Южной Австралии, Mitsubishi Heavy Industries заявляет, что надеется помочь стимулировать экономическое развитие штата и создать устойчивое общество. В свою очередь правительство Южной Австралии заявило о том, что оно намерено разработать новое водородное законодательство для лицензирования и регулирования производства водорода в штате.
Внося свой вклад в развитие цепочки создания стоимости водорода и ускорение промышленной декарбонизации в Южной Австралии, Mitsubishi Heavy Industries заявляет, что надеется помочь стимулировать экономическое развитие штата и создать устойчивое общество. В свою очередь правительство Южной Австралии заявило о том, что оно намерено разработать новое водородное законодательство для лицензирования и регулирования производства водорода в штате.
🔋 ФГУП «НАМИ» в 2022-2023 годах получит из госбюджета ₽1,5 млрд на создание испытательной базы для сертификационных и доводочных работ при проектировании автомобилей с низким углеродным следом, в том числе работающих на водородных топливных элементах. Субсидию выделят по итогам конкурса, который проводил Минпромторг России.
Согласно материалам ведомства, заявка «НАМИ» была единственная, соглашение о предоставлении субсидии – ₽450 млн в 2022 году и ₽1,05 млрд в 2023 году – «подлежит заключению». Напомним, постановление правительства о выделении ₽1,5 млрд на создание испытательного комплекса для сертификации экологичных машин утвердили в сентябре. Средства предназначались для российских научных и исследовательских центров, занимающихся разработками новых марок отечественных электромобилей, а также машин, использующих в качестве топлива водород. Организация, выигравшая конкурс, должна создать комплекс и начать испытания автотехники не позднее 31 декабря 2024 года.
Согласно материалам ведомства, заявка «НАМИ» была единственная, соглашение о предоставлении субсидии – ₽450 млн в 2022 году и ₽1,05 млрд в 2023 году – «подлежит заключению». Напомним, постановление правительства о выделении ₽1,5 млрд на создание испытательного комплекса для сертификации экологичных машин утвердили в сентябре. Средства предназначались для российских научных и исследовательских центров, занимающихся разработками новых марок отечественных электромобилей, а также машин, использующих в качестве топлива водород. Организация, выигравшая конкурс, должна создать комплекс и начать испытания автотехники не позднее 31 декабря 2024 года.
💵 Правительство Шотландии выделило около $2,35 млн Технологическому центру Net Zero (NZTC) для поддержки реализации проекта по добыче водорода в море (HOP2). Он будет реализован в течение четырех лет и продемонстрирует, возможно ли морское производство и хранение водорода в масштабе от 500 МВт до 1 ГВт за счет перепрофилирования существующих нефтегазовых активов.
Помимо этого, в рамках проекта будет проведены исследования, направленные на рассмотрение возможностей строительства морского производства водорода на континентальном шельфе Великобритании, а также позволит оценить влияние этого развивающегося сектора в Шотландии на распределение рабочих сил в регионе, в рамках процессов декарбонизации и глобального энергоперехода.
📍 Как сообщалось ранее, проект HOP2, в том числе, направлен на получение ветровой энергии в отдалении от береговой линии Шотландии, необходимой для производства водорода мощностью 65 ТВт*ч, необходимого для достижения нулевого уровня выбросов к 2040 году.
Помимо этого, в рамках проекта будет проведены исследования, направленные на рассмотрение возможностей строительства морского производства водорода на континентальном шельфе Великобритании, а также позволит оценить влияние этого развивающегося сектора в Шотландии на распределение рабочих сил в регионе, в рамках процессов декарбонизации и глобального энергоперехода.
📍 Как сообщалось ранее, проект HOP2, в том числе, направлен на получение ветровой энергии в отдалении от береговой линии Шотландии, необходимой для производства водорода мощностью 65 ТВт*ч, необходимого для достижения нулевого уровня выбросов к 2040 году.
Александр Новак, вице-премьер России отметил в рамках выступления на международном форуме «Российская энергетическая неделя»:
«Водород ушел на второй план с точки зрения экспорта, но с точки зрения развития технологий, компетенций, Россия здесь является одним из лидеров. Этому направлению уделяет особое внимание».
«Водород ушел на второй план с точки зрения экспорта, но с точки зрения развития технологий, компетенций, Россия здесь является одним из лидеров. Этому направлению уделяет особое внимание».
🚆 В шотландском городе Бонесс успешно завершен очередной этап испытаний инновационного поезда на водородном топливе в рамках проекта, возглавляемого Университетом Сент-Эндрюс. В проекте участвуют также транспортная администрация Transport Scotland, компании Angel Trains, Scottish Enterprise, Ballard Motive Solutions, Abbott Risk Consulting, Arup и Aegis.
Проект предусматривает переоборудование трехвагонного электропоезда серии 314, эксплуатируемого примерно 40 лет, и его оснащение батареями топливных элементов. Обновленному поезду присвоено новое серийное обозначение 614. Используемый в качестве топлива водород получают на местной электролизной установке. Для снабжения поезда H2 устроена временная заправочная станция. Проект осуществляется при финансовой поддержке лизинговой компании Angel Trains и ориентирован на выполнение поставленной правительством Шотландии цели добиться декарбонизации пассажирского рельсового транспорта к 2035 г.
Проект предусматривает переоборудование трехвагонного электропоезда серии 314, эксплуатируемого примерно 40 лет, и его оснащение батареями топливных элементов. Обновленному поезду присвоено новое серийное обозначение 614. Используемый в качестве топлива водород получают на местной электролизной установке. Для снабжения поезда H2 устроена временная заправочная станция. Проект осуществляется при финансовой поддержке лизинговой компании Angel Trains и ориентирован на выполнение поставленной правительством Шотландии цели добиться декарбонизации пассажирского рельсового транспорта к 2035 г.
📑 Международная сертификационная и классификационная организация DNV в своем отчете Energy Transition Outlook 2022 заявила, что в 2050 году водород будет обеспечивать только 5% мирового спроса на энергию. Несмотря на то, что энергоноситель необходим для декарбонизации для секторов, где трудно добиться снижения углеродного следа, таких как высокотемпературные процессы в производстве и на море, водород «неэффективен и дорог» по сравнению с прямой электрификацией. Чтобы достичь парижских целей, к середине века водород должен будет удовлетворить около 15% мирового спроса на энергию.
Кроме того, DNV предвидит, что электромобили на топливных элементах (FCEV) будут играть роль в дорожном транспорте только после 2030 года, однако заявляя, что FCEV могут достичь общего КПД всего 25-35% из-за значительных потерь энергии (в два раза) при преобразовании энергии в водород.
✈️ В авиации DNV ожидает, что к 2050 году «зеленый» водород и электронное топливо на основе водорода будут составлять около 17% энергопотребления, хотя электронное топливо, вероятно, будет занимать в три раза больше доли, чем чистый водород, из-за особенности конструкций самолетов.
Кроме того, DNV предвидит, что электромобили на топливных элементах (FCEV) будут играть роль в дорожном транспорте только после 2030 года, однако заявляя, что FCEV могут достичь общего КПД всего 25-35% из-за значительных потерь энергии (в два раза) при преобразовании энергии в водород.
✈️ В авиации DNV ожидает, что к 2050 году «зеленый» водород и электронное топливо на основе водорода будут составлять около 17% энергопотребления, хотя электронное топливо, вероятно, будет занимать в три раза больше доли, чем чистый водород, из-за особенности конструкций самолетов.
🏭 Нефтегазовая компания BP подала заявку на участие в тендере правительства Великобритании для получения контракта на строительство крупного завода по производству «зеленого» водорода HyGreen Teesside. В соответствии с планами, опубликованными в 2021 году, BP представила свои предложения к бизнес-модели по производству водорода (HBM) в Водородный фонд Net Zero (NZHF) правительства Великобритании. По оценке BP, создание таких производственных мощностей может сыграть ключевую роль в достижении страной цели нулевого уровня выбросов.
Реализация проекта поможет превратить Тиссайд в первый крупный транспортный узел Великобритании по перевалке водорода, обеспечивая достаточное количество экологичного водорода для заправки более 10 тыс. тяжелых грузовиков, а также предлагая энергоресурс для секторов, где сложно добиться сокращения углеродного следа, для тяжелой промышленности и отопления домов.
Реализация проекта поможет превратить Тиссайд в первый крупный транспортный узел Великобритании по перевалке водорода, обеспечивая достаточное количество экологичного водорода для заправки более 10 тыс. тяжелых грузовиков, а также предлагая энергоресурс для секторов, где сложно добиться сокращения углеродного следа, для тяжелой промышленности и отопления домов.
🏎 Французский производитель гоночных и спортивных автомобилей Alpine представил новый концептуальный гиперкар Alpenglow. Этот гоночный авто сразу показывает, какими будут автомобили Alpine в скором будущем и как будет развиваться автоспорт. Публике автомобиль представят на премьере шоу-кара в Париже с 17 по 23 октября.
Alpine отличается от других авто очень эффектным внешним дизайном. В его конструкциях преобладают легкие материалы. В нем даже использована переработанная углепластика. Очень интересны и привлекательны в дизайне представленные прозрачные детали. Технические параметры авто: длина составляет более 5 м, ширина - более 2 м, а высота - менее 1 м. Концепкар оснащен гибридным двигателем внутреннего сгорания, который сжигает водород вместо ископаемого топлива.
Alpine отличается от других авто очень эффектным внешним дизайном. В его конструкциях преобладают легкие материалы. В нем даже использована переработанная углепластика. Очень интересны и привлекательны в дизайне представленные прозрачные детали. Технические параметры авто: длина составляет более 5 м, ширина - более 2 м, а высота - менее 1 м. Концепкар оснащен гибридным двигателем внутреннего сгорания, который сжигает водород вместо ископаемого топлива.
📰 Промышленные предприятия призывают Европейский союз создать правовую основу для торговли «зеленым» водородом. В противном случае ЕС окажется в невыгодном положении по сравнению с США, куда хлынут многомиллиардные инвестиции в этой сфере, сообщила в воскресенье газета Suddeutsche Zeitung.
По ее информации, «зеленый» водород нужен Евросоюзу, особенно в свете его желания избавиться от зависимости от поставок российского природного газа. Однако здесь, как пишет издание, существует проблема: ЕС еще даже не определил, что он понимает под «зеленым» водородом.
📊 Издание отмечает, что недавно в США были приняты несколько законопроектов, которые «вызвали эйфорию» на американском рынке водорода. Правила остаются простыми, и любой, кто производит «зеленый» водород, получает значительные налоговые льготы в течение 10 лет. «Это приведет к тому, что США станут раем для инвесторов, а Европа окажется в невыгодном положении», - подчеркнул депутат Европарламента от Христианско-демократического союза Маркус Пипер.
По ее информации, «зеленый» водород нужен Евросоюзу, особенно в свете его желания избавиться от зависимости от поставок российского природного газа. Однако здесь, как пишет издание, существует проблема: ЕС еще даже не определил, что он понимает под «зеленым» водородом.
📊 Издание отмечает, что недавно в США были приняты несколько законопроектов, которые «вызвали эйфорию» на американском рынке водорода. Правила остаются простыми, и любой, кто производит «зеленый» водород, получает значительные налоговые льготы в течение 10 лет. «Это приведет к тому, что США станут раем для инвесторов, а Европа окажется в невыгодном положении», - подчеркнул депутат Европарламента от Христианско-демократического союза Маркус Пипер.
👍2
Татьяна Завьялова, старший вице-президент ПАО «Сбербанк» по ESG в рамках выступления на полях международного форума «Российская энергетическая неделя»:
«Формирование нового мирового рынка водорода невозможно без разработки единых подходов к функционированию рынка, начиная от технологической стандартизации и нормативно-правовых вопросов и заканчивая развитием финансовых инструментов, которые позволят привлекать дополнительные инвестиции в новую отрасль. Порог входа в только формирующийся рынок довольно высок — от $500−600 млн, и при этом период реализации проектов длителен, а экономическую эффективность прогнозировать довольно сложно. Поэтому развитие рынка водородной энергетики в нашей стране и в целом в мире возможно только при комплексной поддержке со стороны государства: поддержке НИОКР, создании стимулов для развития спроса, мотивационных систем для развития производственных мощностей».
«Формирование нового мирового рынка водорода невозможно без разработки единых подходов к функционированию рынка, начиная от технологической стандартизации и нормативно-правовых вопросов и заканчивая развитием финансовых инструментов, которые позволят привлекать дополнительные инвестиции в новую отрасль. Порог входа в только формирующийся рынок довольно высок — от $500−600 млн, и при этом период реализации проектов длителен, а экономическую эффективность прогнозировать довольно сложно. Поэтому развитие рынка водородной энергетики в нашей стране и в целом в мире возможно только при комплексной поддержке со стороны государства: поддержке НИОКР, создании стимулов для развития спроса, мотивационных систем для развития производственных мощностей».
📑 Американский институт нефти (API) опубликовал анализ преимуществ низкоуглеродистого водорода, полученного из природного газа. Исследование показало, что водород, полученный из природного газа с улавливанием углерода и произведенный из электричества и других источников энергии, может устранить дополнительные выбросы парниковых газов (ПГ) на 180 млн тонн в год и сэкономить более $450 млрд в совокупности до 2050 года.
При этом в исследовании отмечается, что рынок водорода в США может увеличиться в три раза к 2050 году. Развивающаяся водородная экономика в США в результате единых стимулов могла бы избежать дополнительных 183 млн тонн выбросов парниковых газов в среднем в год до 2050 года. Стимулирование производства водорода эквивалентно устранению выбросов более чем 38 млн автомобилей в год. Меры, направленные на развитие водородного производства и водородной экономики, могут снизить стоимость сокращения выбросов одной тонны углерода в среднем на 12% в год в течение исследуемого периода.
При этом в исследовании отмечается, что рынок водорода в США может увеличиться в три раза к 2050 году. Развивающаяся водородная экономика в США в результате единых стимулов могла бы избежать дополнительных 183 млн тонн выбросов парниковых газов в среднем в год до 2050 года. Стимулирование производства водорода эквивалентно устранению выбросов более чем 38 млн автомобилей в год. Меры, направленные на развитие водородного производства и водородной экономики, могут снизить стоимость сокращения выбросов одной тонны углерода в среднем на 12% в год в течение исследуемого периода.
🚜 Компания Hyster объявила о пилотном производстве первого в мире контейнерного погрузчика, работающего на водородных топливных элементах (HFC). В настоящее время начата производственная стадия проекта в Fenix Marine Services в порту Лос-Анджелеса с использованием двух водородных топливных элементов мощностью 45 кВт от Nuvera. Производство этого контейнерного погрузчика H1050-1150XD-CH контролируется «California Climate Investments» и направлено на сокращение углеродного следа на окружающую среду, тем самым способствуя декарбонизации.
Усовершенствованному погрузчику контейнеров на водородном топливе требуется 15 минут для заправки водородным топливом, а время непрерывной работы от 8 до 10 часов. Побочными продуктами, выделяемыми в результате потребления топлива, являются только вода и тепло. По словам компании, «запатентованная система рекуперации энергии Hyster для электрических погрузчиков контейнеров, которая восстанавливает и сохраняет энергию от снижения нагрузки и торможения».
Усовершенствованному погрузчику контейнеров на водородном топливе требуется 15 минут для заправки водородным топливом, а время непрерывной работы от 8 до 10 часов. Побочными продуктами, выделяемыми в результате потребления топлива, являются только вода и тепло. По словам компании, «запатентованная система рекуперации энергии Hyster для электрических погрузчиков контейнеров, которая восстанавливает и сохраняет энергию от снижения нагрузки и торможения».
🚌 Итальянский производитель автобусов Rampini представил свой первый водоробус HYDRON. Автобус оснащен инновационной системой водородных топливных элементов Loop Energy. Компания разработала транспортное средство на водородных топливных элементах, используя свою модель автобуса с электрическим аккумулятором, с модификациями, включающими хранение топлива и двигатель на топливных элементах Loop Energy S300 (30 кВт).
Водоробус длиной 8 м вмещает до 48 пассажиров и оснащен 10,8-килограммовым водородным баком, позволяющим проехать до 450 км. Увеличенный запас хода автобуса означает, что операторам не нужно дозаправляться во время эксплуатации.
Водоробус длиной 8 м вмещает до 48 пассажиров и оснащен 10,8-килограммовым водородным баком, позволяющим проехать до 450 км. Увеличенный запас хода автобуса означает, что операторам не нужно дозаправляться во время эксплуатации.
🤔1
Екатерина Солнцева, руководитель направления частного учреждения «Наука и инновации» (входит в ГК «Росатом») отметила в ходе выступления на полях Международного форума «Российская энергетическая неделя»:
«Сегодня Росатом выступает одним из технологических лидеров и девелоперов водородных проектов, способствующих развитию сектора водородной энергетики в России. В этом году Госкорпорации утвердила свою Стратегическую программы развития водородной энергетики, которая ставит ключевыми приоритетами развитие науки, создание собственных технологий низкоуглеродной энергетики, охватывая всю водородную цепочку и снижение углеродного следа. Уже сейчас реализуются проекты по производству водорода и водородному поезду на Сахалине, а также по созданию стендового испытательного комплекса по производству водорода на Кольской АЭС. Действует масштабная программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Прогресс невозможен без научно-технического сотрудничества, включающего диалог с технологическими партнерами для применения лучших практик и создания передовых решений. Поэтому Росатом развивает сотрудничество с лидерами нефтегазовой отрасли и металлургического сектора, ведущими академическими институтами РАН».
«Сегодня Росатом выступает одним из технологических лидеров и девелоперов водородных проектов, способствующих развитию сектора водородной энергетики в России. В этом году Госкорпорации утвердила свою Стратегическую программы развития водородной энергетики, которая ставит ключевыми приоритетами развитие науки, создание собственных технологий низкоуглеродной энергетики, охватывая всю водородную цепочку и снижение углеродного следа. Уже сейчас реализуются проекты по производству водорода и водородному поезду на Сахалине, а также по созданию стендового испытательного комплекса по производству водорода на Кольской АЭС. Действует масштабная программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Прогресс невозможен без научно-технического сотрудничества, включающего диалог с технологическими партнерами для применения лучших практик и создания передовых решений. Поэтому Росатом развивает сотрудничество с лидерами нефтегазовой отрасли и металлургического сектора, ведущими академическими институтами РАН».