Первый элемент – Telegram
Первый элемент
358 subscribers
24 photos
2 videos
1 file
807 links
Первый элемент — новости и факты из мира водородных технологий будущего.

Подписаться @H2_element

Обратная связь @H2element_message_bot
Download Telegram
🔋 ФГУП «НАМИ» в 2022-2023 годах получит из госбюджета ₽1,5 млрд на создание испытательной базы для сертификационных и доводочных работ при проектировании автомобилей с низким углеродным следом, в том числе работающих на водородных топливных элементах. Субсидию выделят по итогам конкурса, который проводил Минпромторг России.

Согласно материалам ведомства, заявка «НАМИ» была единственная, соглашение о предоставлении субсидии – ₽450 млн в 2022 году и ₽1,05 млрд в 2023 году – «подлежит заключению». Напомним, постановление правительства о выделении ₽1,5 млрд на создание испытательного комплекса для сертификации экологичных машин утвердили в сентябре. Средства предназначались для российских научных и исследовательских центров, занимающихся разработками новых марок отечественных электромобилей, а также машин, использующих в качестве топлива водород. Организация, выигравшая конкурс, должна создать комплекс и начать испытания автотехники не позднее 31 декабря 2024 года.
💵 Правительство Шотландии выделило около $2,35 млн Технологическому центру Net Zero (NZTC) для поддержки реализации проекта по добыче водорода в море (HOP2). Он будет реализован в течение четырех лет и продемонстрирует, возможно ли морское производство и хранение водорода в масштабе от 500 МВт до 1 ГВт за счет перепрофилирования существующих нефтегазовых активов.

Помимо этого, в рамках проекта будет проведены исследования, направленные на рассмотрение возможностей строительства морского производства водорода на континентальном шельфе Великобритании, а также позволит оценить влияние этого развивающегося сектора в Шотландии на распределение рабочих сил в регионе, в рамках процессов декарбонизации и глобального энергоперехода.

📍 Как сообщалось ранее, проект HOP2, в том числе, направлен на получение ветровой энергии в отдалении от береговой линии Шотландии, необходимой для производства водорода мощностью 65 ТВт*ч, необходимого для достижения нулевого уровня выбросов к 2040 году.
Александр Новак, вице-премьер России отметил в рамках выступления на международном форуме «Российская энергетическая неделя»:

«Водород ушел на второй план с точки зрения экспорта, но с точки зрения развития технологий, компетенций, Россия здесь является одним из лидеров. Этому направлению уделяет особое внимание».
🚆 В шотландском городе Бонесс успешно завершен очередной этап испытаний инновационного поезда на водородном топливе в рамках проекта, возглавляемого Университетом Сент-Эндрюс. В проекте участвуют также транспортная администрация Transport Scotland, компании Angel Trains, Scottish Enterprise, Ballard Motive Solutions, Abbott Risk Consulting, Arup и Aegis.

Проект предусматривает переоборудование трехвагонного электропоезда серии 314, эксплуатируемого примерно 40 лет, и его оснащение батареями топливных элементов. Обновленному поезду присвоено новое серийное обозначение 614. Используемый в качестве топлива водород получают на местной электролизной установке. Для снабжения поезда H2 устроена временная заправочная станция. Проект осуществляется при финансовой поддержке лизинговой компании Angel Trains и ориентирован на выполнение поставленной правительством Шотландии цели добиться декарбонизации пассажирского рельсового транспорта к 2035 г.
📑 Международная сертификационная и классификационная организация DNV в своем отчете Energy Transition Outlook 2022 заявила, что в 2050 году водород будет обеспечивать только 5% мирового спроса на энергию. Несмотря на то, что энергоноситель необходим для декарбонизации для секторов, где трудно добиться снижения углеродного следа, таких как высокотемпературные процессы в производстве и на море, водород «неэффективен и дорог» по сравнению с прямой электрификацией. Чтобы достичь парижских целей, к середине века водород должен будет удовлетворить около 15% мирового спроса на энергию.

Кроме того, DNV предвидит, что электромобили на топливных элементах (FCEV) будут играть роль в дорожном транспорте только после 2030 года, однако заявляя, что FCEV могут достичь общего КПД всего 25-35% из-за значительных потерь энергии (в два раза) при преобразовании энергии в водород.

✈️ В авиации DNV ожидает, что к 2050 году «зеленый» водород и электронное топливо на основе водорода будут составлять около 17% энергопотребления, хотя электронное топливо, вероятно, будет занимать в три раза больше доли, чем чистый водород, из-за особенности конструкций самолетов.
🏭 Нефтегазовая компания BP подала заявку на участие в тендере правительства Великобритании для получения контракта на строительство крупного завода по производству «зеленого» водорода HyGreen Teesside. В соответствии с планами, опубликованными в 2021 году, BP представила свои предложения к бизнес-модели по производству водорода (HBM) в Водородный фонд Net Zero (NZHF) правительства Великобритании. По оценке BP, создание таких производственных мощностей может сыграть ключевую роль в достижении страной цели нулевого уровня выбросов.

Реализация проекта поможет превратить Тиссайд в первый крупный транспортный узел Великобритании по перевалке водорода, обеспечивая достаточное количество экологичного водорода для заправки более 10 тыс. тяжелых грузовиков, а также предлагая энергоресурс для секторов, где сложно добиться сокращения углеродного следа, для тяжелой промышленности и отопления домов.
🏎 Французский производитель гоночных и спортивных автомобилей Alpine представил новый концептуальный гиперкар Alpenglow. Этот гоночный авто сразу показывает, какими будут автомобили Alpine в скором будущем и как будет развиваться автоспорт. Публике автомобиль представят на премьере шоу-кара в Париже с 17 по 23 октября.

Alpine отличается от других авто очень эффектным внешним дизайном. В его конструкциях преобладают легкие материалы. В нем даже использована переработанная углепластика. Очень интересны и привлекательны в дизайне представленные прозрачные детали. Технические параметры авто: длина составляет более 5 м, ширина - более 2 м, а высота - менее 1 м. Концепкар оснащен гибридным двигателем внутреннего сгорания, который сжигает водород вместо ископаемого топлива.
📰 Промышленные предприятия призывают Европейский союз создать правовую основу для торговли «зеленым» водородом. В противном случае ЕС окажется в невыгодном положении по сравнению с США, куда хлынут многомиллиардные инвестиции в этой сфере, сообщила в воскресенье газета Suddeutsche Zeitung.

По ее информации, «зеленый» водород нужен Евросоюзу, особенно в свете его желания избавиться от зависимости от поставок российского природного газа. Однако здесь, как пишет издание, существует проблема: ЕС еще даже не определил, что он понимает под «зеленым» водородом.

📊 Издание отмечает, что недавно в США были приняты несколько законопроектов, которые «вызвали эйфорию» на американском рынке водорода. Правила остаются простыми, и любой, кто производит «зеленый» водород, получает значительные налоговые льготы в течение 10 лет. «Это приведет к тому, что США станут раем для инвесторов, а Европа окажется в невыгодном положении», - подчеркнул депутат Европарламента от Христианско-демократического союза Маркус Пипер.
👍2
Татьяна Завьялова, старший вице-президент ПАО «Сбербанк» по ESG в рамках выступления на полях международного форума «Российская энергетическая неделя»:

«Формирование нового мирового рынка водорода невозможно без разработки единых подходов к функционированию рынка, начиная от технологической стандартизации и нормативно-правовых вопросов и заканчивая развитием финансовых инструментов, которые позволят привлекать дополнительные инвестиции в новую отрасль. Порог входа в только формирующийся рынок довольно высок — от $500−600 млн, и при этом период реализации проектов длителен, а экономическую эффективность прогнозировать довольно сложно. Поэтому развитие рынка водородной энергетики в нашей стране и в целом в мире возможно только при комплексной поддержке со стороны государства: поддержке НИОКР, создании стимулов для развития спроса, мотивационных систем для развития производственных мощностей».
📑 Американский институт нефти (API) опубликовал анализ преимуществ низкоуглеродистого водорода, полученного из природного газа. Исследование показало, что водород, полученный из природного газа с улавливанием углерода и произведенный из электричества и других источников энергии, может устранить дополнительные выбросы парниковых газов (ПГ) на 180 млн тонн в год и сэкономить более $450 млрд в совокупности до 2050 года.

При этом в исследовании отмечается, что рынок водорода в США может увеличиться в три раза к 2050 году. Развивающаяся водородная экономика в США в результате единых стимулов могла бы избежать дополнительных 183 млн тонн выбросов парниковых газов в среднем в год до 2050 года. Стимулирование производства водорода эквивалентно устранению выбросов более чем 38 млн автомобилей в год. Меры, направленные на развитие водородного производства и водородной экономики, могут снизить стоимость сокращения выбросов одной тонны углерода в среднем на 12% в год в течение исследуемого периода.
🚜 Компания Hyster объявила о пилотном производстве первого в мире контейнерного погрузчика, работающего на водородных топливных элементах (HFC). В настоящее время начата производственная стадия проекта в Fenix Marine Services в порту Лос-Анджелеса с использованием двух водородных топливных элементов мощностью 45 кВт от Nuvera. Производство этого контейнерного погрузчика H1050-1150XD-CH контролируется «California Climate Investments» и направлено на сокращение углеродного следа на окружающую среду, тем самым способствуя декарбонизации.

Усовершенствованному погрузчику контейнеров на водородном топливе требуется 15 минут для заправки водородным топливом, а время непрерывной работы от 8 до 10 часов. Побочными продуктами, выделяемыми в результате потребления топлива, являются только вода и тепло. По словам компании, «запатентованная система рекуперации энергии Hyster для электрических погрузчиков контейнеров, которая восстанавливает и сохраняет энергию от снижения нагрузки и торможения».
🚌 Итальянский производитель автобусов Rampini представил свой первый водоробус HYDRON. Автобус оснащен инновационной системой водородных топливных элементов Loop Energy. Компания разработала транспортное средство на водородных топливных элементах, используя свою модель автобуса с электрическим аккумулятором, с модификациями, включающими хранение топлива и двигатель на топливных элементах Loop Energy S300 (30 кВт).

Водоробус длиной 8 м вмещает до 48 пассажиров и оснащен 10,8-килограммовым водородным баком, позволяющим проехать до 450 км. Увеличенный запас хода автобуса означает, что операторам не нужно дозаправляться во время эксплуатации.
🤔1
Екатерина Солнцева, руководитель направления частного учреждения «Наука и инновации» (входит в ГК «Росатом») отметила в ходе выступления на полях Международного форума «Российская энергетическая неделя»:

«Сегодня Росатом выступает одним из технологических лидеров и девелоперов водородных проектов, способствующих развитию сектора водородной энергетики в России. В этом году Госкорпорации утвердила свою Стратегическую программы развития водородной энергетики, которая ставит ключевыми приоритетами развитие науки, создание собственных технологий низкоуглеродной энергетики, охватывая всю водородную цепочку и снижение углеродного следа. Уже сейчас реализуются проекты по производству водорода и водородному поезду на Сахалине, а также по созданию стендового испытательного комплекса по производству водорода на Кольской АЭС. Действует масштабная программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Прогресс невозможен без научно-технического сотрудничества, включающего диалог с технологическими партнерами для применения лучших практик и создания передовых решений. Поэтому Росатом развивает сотрудничество с лидерами нефтегазовой отрасли и металлургического сектора, ведущими академическими институтами РАН».
🚙 В эти дни во Франции проходит традиционный международный Парижский автосалон. Одним из главных трендов этого года стали автомобили на водородных топливных элементах. Сразу несколько крупнейших автоконцернов представили здесь свои инновационные продукты.

🔋 Компания Renault отметилась сразу двумя громкими проектами: концепт нового кроссовера Renault Scenic 2024 года и серийная модификация низколпольного автобуса Renault Master H2-Tech. Кроссовер оснащен одним электродвигателем с отдачей в 215 л.с., который сочетается 40-киловаттным аккумулятором и 21-сильным водородным топливным элементом. Такая комбинация позволила Renault в 2 раза уменьшить размеры батареи. При этом запас хода у французской новинки достигает 800 км. Заправка водородом занимает всего 5 минут. Кроме того, до 95% деталей автомобиля подлежат вторичной переработке.

🔋 Электрохимическая установка компании Symbio мощностью 30 кВт для Renault Master H2-Tech выступает в роли генератора для тяговой батареи, а сам аккумулятор емкостью 33 кВт*ч расположен под полом рядом с четырьмя водородными баллонами на 1,6 кг каждый. На передней оси установлен электромотор мощностью 57 кВт (77 л.с.). Заявленный запас хода составляет 400 км. Максимальная скорость – 90 км/ч. Заправка водородных баков занимает 5 минут. Микроавтобус рассчитан на 15 человек.

🔋 Молодая французская компания Hopium в рамках автосалона представила роскошный автомобиль Hopium Machina на водородных топливных элементах. Запас хода без дозаправки – порядка 1 000 км. Компания отмечает, что процесс заправки можно завершить за 3 минуты. В основе новой Machina лежит силовая установка на водородных топливных элементах с двумя электродвигателями, развивающими общую мощность 500 л.с. Максимальная скорость - 230 км/ч.
👨‍💻 Школьник из Нижнего Новгорода Александр Смуров создал модель автомобиля на водородном топливном элементе. Теперь юный исследователь представит свое изобретение на Международной выставке юных изобретателей IYIA 2022, которая пройдет с 29 по 31 октября на Бали.

По мнению школьника, именно водород является лучшей заменой устоявшихся способов хранения и транспортировки энергии. Чтобы доказать свою гипотезу, юный изобретатель даже сконструировал рабочий прототип автомобиля в масштабе 1:18. Теперь проект ученика Центра технического развития – детского технопарка «Кванториум Бор» оценят на международном уровне.
📃 Ведущие компании энергетической отрасли Великобритании объединили свои усилия и запустили федеральную программу Hello Hydrogen. Основная ее цель - повысить осведомленность о газообразном водороде как о способе отопления домов и призвать правительство взять на себя обязательство по созданию водородного будущего. Как отметили представитель Hello Hydrogen, переход с природного газа на водород для отопления домов может сократить выбросы CO2 на 20 млн тонн в год, что эквивалентно 12 млн автомобилей. Производство водорода для домов в Великобритании также может создать десятки тысяч рабочих мест и помочь стране избежать будущих кризисов стоимости жизни за счет прекращения зависимости от природного газа из-за рубежа. Однако у участников проекта, которые активно наращивают усилия по разработке и развитию необходимых технологий, все же остается главным вопрос к правительству Туманного Альбиона, придерживается ли Британия все еще курса на водород?

Напомним, еще в сентябре в публичном пространстве Великобритании стали активно обсуждать вопрос целесообразности использования водорода при отоплении жилых домов. В частности, эксперт журнала Joule Ян Розенов в своем анализе отметил, что водород для теплоснабжения потребует значительно больших затрат на энергетическую систему по сравнению с альтернативными технологиями, обеспечивающими обезуглероживание пространства и нагрев горячей воды. Помимо этого, по его мнению, H2 приводит к более высоким затратам непосредственно потребителями тепла и горячей воды. Он также подчеркивает, что для обогрева дома водородом требуется примерно в пять раз больше электроэнергии, чем для обогрева того же дома с помощью эффективного теплового насоса, индивидуально или в составе сети централизованного теплоснабжения.
🏭 У одного из крупнейших проектов по производству «зеленой» стали в швейцарском Бодене появился поставщик технологического оборудования. Для этих целей компания H2 Green Steel выбрала компанию SMS group из Германии. В рамках партнерства SMS group будет поставлять технологическое оборудование для плавильного цеха сырой стали, вплоть до готовой стальной продукции, включая литейный завод и завод горячей прокатки. Кроме того, ожидается, что компания предоставит передовой комплекс холодной прокатки для производства высокопрочной стали и различных марок автомобильной стали.

Напомним, ранее шведский стартап H2 Green Steel в ходе первого раунда финансирования привлёк €190 млн на строительство сталелитейного завода, работающего на «зеленом» водороде в северной части страны. В настоящее время H2 Green Steel уже получил разрешение на строительство завода в Бодене и приступила к земляным работам.
📉 Правительство Китая намерено к 2031 году сделать водородное топливо дешевле бензина. Заявление сделано в рамках провозглашенного ранее «десятилетия водорода», задача которого, во-первых, вывести страну в лидеры по количеству водородных заправочных станций, а во-вторых, создать прочный фундамент для окончательного перехода китайской энергетики в «зеленый сектор», то есть практически полностью отказаться от углеводородов к 2060 году.

По данным Китайского альянса инноваций в области промышленных технологий, объем производства водородной энергетики должен достичь в ближайшем будущем более $138 млрд. В настоящий момент в Поднебесной, на водородные двигатели переводятся не только автомобили различных категорий, но и транспорт попроще. Например, столь популярные в Китае велосипеды с электроприводом, которые уже не считаются образцом экологичности.
🧑‍🔬 Ученые Южного федерального университета открыли новые пути для получения высокоэффективных катализаторов для топливных элементов, которые будут безопасно применяться в промышленности. Исследования направлены на создание наноструктурных платиносодержащих катализаторов нового поколения, которые являются неотъемлемой частью любого водородо-воздушного топливного элемента и преобразуют химическую энергию топлива в электрическую. Результаты деятельности ученых опубликованы в научном журнале International Journal of Hydrogen Energy.

«Полученные нами результаты основаны на очень «тонких» структурных эффектах. Нам удалось получить материалы с малым размером наночастиц и высокой активностью в реакции восстановления кислорода. Сочетание применяемого нами простого метода синтеза и селективного растворения излишек меди позволяет получать недорогие и гораздо более активные, по сравнению с коммерческими аналогами, катализаторы. Благодаря проведенному исследованию мы открываем пути для получения высокоэффективных катализаторов, которые будут безопасно применяться в ТЭ и демонстрировать превосходные характеристики», - отметила ведущий научный сотрудник лаборатории «Наноструктурные материалы для электрохимической энергетики» Химического факультета ЮФУ Анастасия Алексеенко.
👍1
🤝 Южноафриканская нефтехимическая компания Sasol договорилась с производителем стали ArcelorMittal South Africa о совместном изучении технологии улавливания углерода и производства стали с использованием «зеленого» водорода. Компании намерены продвигать исследование «зеленого» водорода и производных, посвященное потенциалу региона Салданья как экспортного центра H2 и производных, а также производства экологически чистой стали.

Инициативы на целены на то, чтобы ArcelorMittal South Africa стала первой на африканском континенте производителем «зеленого» плоского проката, использующим «зеленый» водород на своем заводе, а также сократит выбросы углерода на своем флагманском заводе в Вандербейлпарке. Как отметили в ArcelorMittal South Africa, проекты являются важным стартом на пути к декарбонизации и создают прекрасную возможность внести свой вклад в стремление правительства Южной Африки перейти к «зеленой» экономике.
♻️ Водородное напряжение в международной повестке переходит на новую стадию. Борьба между различными коалициями и странами за лидерство в формирующейся отрасли набирает обороты. Так, министр по делам экономики и защиты климата Германии Роберт Хабек заявил, что Европа не должна позволить США обогнать ее в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ), поэтому важно отреагировать на американский закон о снижении инфляции.

«Америка субсидирует так, как Европа до сих пор еще не делала. Батареи, возобновляемые источники энергии, наращивание производства водорода», - приводит слова Роберта Хабека агентство Reuters. Он призвал Европу следить за этим, чтобы не позволить Вашингтону обогнать ее по этому направлению.